Внеклассное мероприятие ко Дню космонавтики «Шаг во вселенную»
(конкурс эрудитов, посвященный Дню космонавтики)
Цели: популяризация знаний по астрономии и достижений в области космонавтики; расширение кругозора; развитие познавательной активности, коммуникативных способностей учащихся, чувства солидарности, здорового соперничества; совершенствование навыков групповой работы.
Эпиграф: Две вещи поражают нас больше всего –
звезды над головой и совесть внутри нас …
Древняя мудрость
Ход мероприятия
I. Вступительная часть.
Для проведения нашего конкурса нам понадобится две команды.
Для определения победителя – жюри.
II. Конкурс-викторина (Презентация)
Слайд №1
ШАГ ВО ВСЕЛЕННУЮ
Слайд №2
Все люди живут под одним и тем же небом. Его красота пробуждает в нас высокие и светлые чувства, дарит радость творческого вдохновения. Его тайны призывают человеческий разум к размышлению, к исследованию физического мира. Понять природу наблюдаемых тел и явлений во Вселенной, дать объяснение их свойствам, узнать, как они возникают и развиваются, люди хотели всегда.
Они строили картину мира в соответствии с теми данными, которыми располагали. С течением времени картина менялась, потому что появлялись новые факты и новые мысли о сущности наблюдаемых явлений, а главное – появлялась возможность проверить правильность тех или иных идей путем наблюдения и измерения, используя достижения смежных с астрономией наук, прежде всего физики.
Не всегда изменение взглядов на мир
носило характер простого уточнения –
иногда это была настоящая революционная
ломка старых представлений, как,
скажем, утверждение гелиоцентрической
системы Н. Коперника или теория
относительности А. Эйнштейна. Но и в
эти переломные моменты астрономы
сохранили глубокое уважение к
трудам своих предшественников,
рассматривая их вклад как серьезный
и важный этап в общем движении к истине.
Слайд №3
Благодаря растущему научно-техническому потенциалу цивилизации астрономические исследования быстро продвигались вперед. XX век для астрономии означает нечто большее,
чем просто очередные сто лет. Именно в XX столетии узнали физическую природу звезд и разгадали тайну их рождения, изучили мир галактик и почти полностью восстановили историю Вселенной, посетили соседние планеты и обнаружили иные планетные системы. Умея в начале века измерять расстояния лишь до ближайших звезд, в конце столетия астрономы «дотянулись» почти до границ Вселенной. Обнаружили расширение Вселенной, космическое радиоизлучение, для которого прозрачна атмосфера Земли, узнали примерный возраст Солнца и других звезд, убедились в существовании протозвезд, черных дыр, обнаружили планеты у других звезд, узнали о странных свойствах пульсаров, активных ядер галактик и многое другое.
Слайд №4
Это не означает, что будущим поколениям осталось только уточнить детали. Астрономии XXI века предстоит освоить новые «окна» во Вселенную. Например, узнать, существуют ли у ближайших звезд планеты земного типа и есть ли на них жизнь, какие процессы способствуют началу формирования звезд, как образуются и распространяются по Галактике биологически важные элементы, такие как углерод, кислород, являются ли черные дыры источником энергии активных галактик и квазаров, где и когда сформировались галактики, будет ли Вселенная расширяться вечно и многое другое.
12 апреля наша страна отмечает День космонавтики. Об этом великом событии XX века написано много книг, ему посвящены документальные и художественные фильмы. Думаю, вы без особого труда ответите на вопросы сегодняшней викторины о нашей Галактике, звездном небе, космических явлениях и исследователях космоса.
Слайд №5
Назовите русского ученого, основоположника космонавтики.
(К. Э. Циолковский.)
Константин Эдуардович Циолковский (1857–1935) – учитель из Калуги, хорошо знавший физику, математику, химию, астрономию, механику. Он является автором проектов дирижаблей, работ в области аэродинамики и ракетной техники, одним из основоположников теории межпланетных сообщений с помощью ракет, разработчиком принципа ракетного движения. Многие из современников считали его безумцем. Ученый смог наметить путь, по которому человечество вышло в космос.
Слайд №6
Изобретатель первых советских космических кораблей?
(С. П. Королев.)
Сергей Павлович Королев (1906–1966) – российский ученый и конструктор. Под его руководством были созданы баллистические и геофизические ракеты, первые искусственные спутники Земли, первые космические корабли, на которых впервые в истории совершены космический полет человека и выход человека в космос.
Слайд№7
В каком году состоялся первый полёт человека в космос?
(12 апреля 1961 г.)
Первый человек, покоривший звездное небо?
(Юрий Алексеевич Гагарин.)
Сколько длился космический полет Ю. А. Гагарина?
(108 мин = 1 ч 48 мин.)
Как назывался космический корабль, на котором Ю.А.Гагарин совершил полет в космос?
(«Восток».)
Слайд №8
Первая в мире женщина-космонавт?
(Валентина Владимировна Терешкова.)
Кто первым вышел в открытый космос?
(Алексей Архипович Леонов.)
Кто стал первым человеком, ступившим на поверхность Луны?
(Нил Армстронг.)
20 июля 1969 года американские астронавты Нил Армстронг, Эдвин Олдрин и Майкл Коллинз на трехместном космическом корабле «Аполлон-11» осуществили посадку на
Луну. А на следующий день Армстронг и Олдрин вышли из корабля на поверхность Луны, первым из них был Армстронг. Всего на Луну
высаживались 12 астронавтов.
Слайд №9
Как называются русский и американские космические корабли многоразового использования?
(«Буран», «Шаттл».)
«СПЕЙС ШАТТЛ» (англ. Space Shuttle – космический челнок) – многоразовый пилотируемый транспортный космический корабль (США). Первый полет с астронавтами – апрель 1981 года. К 1992 году построены 5 орбитальных ступеней – «Колумбия», «Челленджер», «Дискавери», «Атлантис», «Эндевер».
«БУРАН» – воздушно-космический корабль многоразового использования (Россия). Выполнен по самолетной схеме типа «бесхвостка»
с низкорасположенным крылом двойной стреловидности. Старт корабля с помощью ракеты-носителя «Энергия», спуск и посадка по
«самолетному» режиму.
Первый беспилотный полет с посадкой в Автоматическом режиме 15 ноября 1988 года.
Слайд №10
В каком году был произведен запуск первого искусственного спутника Земли?
(4 октября 1957 г.)
Самоходный аппарат, совершивший путешествие по поверхности Луны?
(Луноход.)
Луноход – автоматическое или управляемое устройство для работы и передвижения по поверхности Луны. Первый автоматический лунный самоходный аппарат, управляемый с Земли, – советский «Луноход-1» (1970), а первый управляемый лунный самоходный аппарат – американский луноход «Ровер» (1971).
Слайд №11
Сколько больших планет в Солнечной системе? Перечислите их.
(Девять: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.)
Какая из планет Солнечной системы наиболее близка к Солнцу?
(Меркурий.)
Самая близкая к Земле планета?
(Венера.)
Самая большая планета?
(Юпитер.)
Планета, окруженная яркими кольцами?
(Сатурн.)
Самая удаленная от Солнца планета?
(Плутон.)
На какой планете с одной стороны так жарко, что плавится свинец, а с другой – почти 200 оС холода?
(Меркурий.)
Слайд №12
Естественный спутник Земли?
(Луна.)
Какое воздействие оказывает Луна на Землю?
(Морские приливы и отливы.)
Сколько воды в лунных морях?
(Нет воды.)
Почему Луна все время обращается по своей орбите вокруг Земли, не падая на нее и не улетая от нее?
(Взаимное притяжение тел, или тяготение.)
Какой ученый открыл закон всемирного тяготения?
(Исаак Ньютон.)
Исаак Ньютон (Newton) (1643–1727) – английский математик, механик, астроном и физик, создатель классической механики. Построил зеркальный телескоп. Сформулировал основные законы классической
механики. Открыл закон всемирного тяготения, создал теорию движения небесных тел, создав основы небесной механики.
Пространство и время считал абсолютными. Работы Ньютона намного опередили общий научный уровень его времени, были малопонятны современникам.
Слайд №13
Какой польский ученый доказал, что не Земля находится в центре Солнечной системы, а Солнце?
(Николай Коперник.)
Николай Коперник (Kopernik, Copernicus) (1473–1543) – польский астроном, создатель гелиоцентрической системы мира. Совершил переворот в естествознании, отказавшись от принятого в течение многих веков учения о центральном положении Земли. Объяснил
видимые движения небесных светил вращением Земли вокруг оси и обращением планет (в т. ч. Земли) вокруг Солнца. Свое учение изложил в сочинении «Об обращениях небесных сфер» (1543), запрещенном католической церковью с 1616 по 1828 гг.
Как называется помещение, откуда астрономы
ведут наблюдение за звездным небом?
(Обсерватория.)
Основной инструмент астронома?
(Телескоп.)
Слайд №14
Итальянский ученый, который построил
первый телескоп высокого качества?
(Галилео Галилей.)
Галилео Галилей (Galilei) (1564–1642) построил телескоп с 32-кратным увеличением и с его помощью открыл горы
на Луне, четыре спутника Юпитера, фазы у Венеры, пятна на Солнце. Активно защищал гелиоцентрическую систему мира, за что был подвергнут суду инквизиции (1633), вынудившей его отречься от учения Н. Коперника. До конца жизни Галилей считался «узником инквизиции» и принужден был жить в ссылке. Лишь в 1992 г. папа Иоанн Павел II объявил решение суда инквизиции ошибочным и реабилитировал Галилея.
Слайд №15
Как называется метеорит, упавший в сибирскую тайгу в 1908 г?
(Тунгусский метеорит.)
Космодром в Казахстане?
(Байконур.)
Космодром в США?
(Мыс Канаверал.)
Кому принадлежат слова: «Открылась бездна звезд полна, звездам числа нет, бездне – дна…»?
(М. В. Ломоносову.)
Слайд №16
С помощью какой звезды находят стороны света?
(С помощью Полярной звезды.)
Действительно, главным звездным компасом всегда служила Полярная звезда. Если встать к ней лицом, то легко определить стороны горизонта:
впереди будет север, позади – юг, справа – восток, слева – запад. Этот простой способ еще в древности позволял отправившимся в дальний путьправильно выбирать направление на суше и на море.
В каком созвездии находится Полярная звезда?
(В созвездии Малой Медведицы.)
Сколько ярких звезд в созвездии Большой Медведицы?
(Семь.)
Слайд №17
Почти с каждым созвездием связана какая-нибудь древняя легенда или миф. Одна из древнегреческих легенд рассказывает, как всемогущий бог Зевс взял себе в жены прекраснейшую нимфу Каллисто. Чтобы избавить Каллисто от преследований ревнивой Геры, Зевс обратил Каллисто в медведицу и взял к себе на небо. Отсюда – на небе Большая Медведица.
О созвездиях Кассиопея, Цефей, Андромеда, Пегас и Персей сложилась другая легенда. Когда-то в незапамятные времена, у мифического царя эфиопов Цефея была красавица жена царица Кассиопея. Однажды Кассиопея имела неосторожность похвастать красотой своей дочери в присутствии – мифических жительниц моря. Завистливые нереиды пожаловались богу моря Посейдону, и он напустил на берега Эфиопии страшное чудовище, пожиравшее людей. Цефей, по совету оракула, вынужден был отдать на съедение чудовищу
свою любимую дочь Андромеду. Он приковал ее к прибрежной скале, и каждую минуту Андромеда ожидала гибели. Но Андромеду спас герой Персей, прилетевший на крылатом коне Пегасе. Главных участников этого мифа фантазия древних греков поместила на небо. Так появились созвездия: Цефей, Кассиопея, Андромеда, Пегас, Персей.
Слайд 18
Сколько существует зодиакальных созвездий? Перечислите их.
(Двенадцать: Козерог, Водолей, Рыбы, Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец.)
В странах Востока, и особенно Азии, с давних времен широкое распространение получил календарь 12-летнего цикла. Этот календарь зародился у кочевых народов Центральной Азии. В основу календаря животного цикла положен период обращения Юпитера вокруг Солнца. Этот период равен примерно 12 годам.
Перечислите животных, входящих в календарь животного цикла народов Азии.
(Мышь (Крыса), Корова (Бык, Вол), Тигр, Заяц (Кролик), Дракон (Крокодил), Змея, Лошадь, Овца (Баран), Обезьяна, Курица (Петух), Собака, Свинья (Кабан).)
Слайд №19
Назовите день весеннего равноденствия.
(21 марта.)
Назовите день осеннего равноденствия.
(23 сентября.)
Назовите день летнего солнцестояния.
(22 июня.)
Назовите день зимнего солнцестояния.
(22 декабря.)
Какие два космических явления вызывали у людей в древности огромный страх?
(Затмение солнца и появление кометы.)
Чем вызваны солнечные затмения? Почему они происходят?
(Во время солнечного затмения между Землей и Солнцем проходит Луна и скрывает его от нас.)
Слайд №20
Из каких веществ состоит комета?
(Лед, газ, пыль.)
Какой вид имеет траектория движения
кометы?
(Орбиты комет – вытянутые эллипсы,
близкие к параболам.)
Кометы (от греч. komеtes, букв. – длинноволосый) – тела Солнечной системы, движутся по сильно вытянутым орбитам, на значительных расстояниях от Солнца выглядят как слабо светящиеся пятнышки овальной формы, а с приближением к Солнцу у них появляются «голова» и «хвост». Центральная часть головы называется ядром, которое представляет собой ледянистое тело – конгломерат замерзших газов и частиц пыли. Хвост кометы состоит из улетучивающихся из ядра под действием солнечных лучей молекул (ионов) газов и частиц пыли, длина хвоста может достигать десятков млн км. Наиболее известные периодические кометы – Галлея (период около 76 лет), Энке (период около 3,3 года).
III. Подведение итогов.
Жюри оценивает выполнение каждого задания.
После итоговых результатов конкурса эрудитов определяется команда-победитель.
Вручаются призы (по возможности).
«ШАГ ВО ВСЕЛЕННУЮ»
(конкурс эрудитов, посвященный Дню космонавтики)
Цели: популяризация знаний по астрономии и достижений в области космонавтики; расширение кругозора; развитие познавательной активности, коммуникативных способностей учащихся, чувства солидарности, здорового соперничества; совершенствование навыков групповой работы.
Эпиграф: Две вещи поражают нас больше всего –
звезды над головой и совесть внутри нас …
Древняя мудрость
Ход мероприятия
-
Вступительная часть.
Для проведения нашего конкурса нам понадобится две команды.
Для определения победителя – жюри.
-
Конкурс-викторина (Презентация)
Слайд №1
ШАГ ВО ВСЕЛЕННУЮ
Слайд №2
Все люди живут под одним и тем же небом. Его красота пробуждает в нас высокие и светлые чувства, дарит радость творческого вдохновения. Его тайны призывают человеческий разум к размышлению, к исследованию физического мира. Понять природу наблюдаемых тел и явлений во Вселенной, дать объяснение их свойствам, узнать, как они возникают и развиваются, люди хотели всегда.
Они строили картину мира в соответствии с теми данными, которыми располагали. С течением времени картина менялась, потому что появлялись новые факты и новые мысли о сущности наблюдаемых явлений, а главное – появлялась возможность проверить правильность тех или иных идей путем наблюдения и измерения, используя достижения смежных с астрономией наук, прежде всего физики.
Не всегда изменение взглядов на мир
носило характер простого уточнения –
иногда это была настоящая революционная
ломка старых представлений, как,
скажем, утверждение гелиоцентрической
системы Н. Коперника или теория
относительности А. Эйнштейна. Но и в
эти переломные моменты астрономы
сохранили глубокое уважение к
трудам своих предшественников,
рассматривая их вклад как серьезный
и важный этап в общем движении к истине.
Слайд №3
Благодаря растущему научно-техническому потенциалу цивилизации астрономические исследования быстро продвигались вперед. XX век для астрономии означает нечто большее,
чем просто очередные сто лет. Именно в XX столетии узнали физическую природу звезд и разгадали тайну их рождения, изучили мир галактик и почти полностью восстановили историю Вселенной, посетили соседние планеты и обнаружили иные планетные системы. Умея в начале века измерять расстояния лишь до ближайших звезд, в конце столетия астрономы «дотянулись» почти до границ Вселенной. Обнаружили расширение Вселенной, космическое радиоизлучение, для которого прозрачна атмосфера Земли, узнали примерный возраст Солнца и других звезд, убедились в существовании протозвезд, черных дыр, обнаружили планеты у других звезд, узнали о странных свойствах пульсаров, активных ядер галактик и многое другое.
Слайд №4
Это не означает, что будущим поколениям осталось только уточнить детали. Астрономии XXI века предстоит освоить новые «окна» во Вселенную. Например, узнать, существуют ли у ближайших звезд планеты земного типа и есть ли на них жизнь, какие процессы способствуют началу формирования звезд, как образуются и распространяются по Галактике биологически важные элементы, такие как углерод, кислород, являются ли черные дыры источником энергии активных галактик и квазаров, где и когда сформировались галактики, будет ли Вселенная расширяться вечно и многое другое.
12 апреля наша страна отмечает День космонавтики. Об этом великом событии XX века написано много книг, ему посвящены документальные и художественные фильмы. Думаю, вы без особого труда ответите на вопросы сегодняшней викторины о нашей Галактике, звездном небе, космических явлениях и исследователях космоса.
Слайд №5
Назовите русского ученого, основоположника космонавтики.
(К. Э. Циолковский.)
Константин Эдуардович Циолковский (1857–1935) – учитель из Калуги, хорошо знавший физику, математику, химию, астрономию, механику. Он является автором проектов дирижаблей, работ в области аэродинамики и ракетной техники, одним из основоположников теории межпланетных сообщений с помощью ракет, разработчиком принципа ракетного движения. Многие из современников считали его безумцем. Ученый смог наметить путь, по которому человечество вышло в космос.
Слайд №6
Изобретатель первых советских космических кораблей?
(С. П. Королев.)
Сергей Павлович Королев (1906–1966) – российский ученый и конструктор. Под его руководством были созданы баллистические и геофизические ракеты, первые искусственные спутники Земли, первые космические корабли, на которых впервые в истории совершены космический полет человека и выход человека в космос.
Слайд№7
В каком году состоялся первый полёт человека в космос?
(12 апреля 1961 г.)
Первый человек, покоривший звездное небо?
(Юрий Алексеевич Гагарин.)
Сколько длился космический полет Ю. А. Гагарина?
(108 мин = 1 ч 48 мин.)
Как назывался космический корабль, на котором Ю.А.Гагарин совершил полет в космос?
(«Восток».)
Слайд №8
Первая в мире женщина-космонавт?
(Валентина Владимировна Терешкова.)
Кто первым вышел в открытый космос?
(Алексей Архипович Леонов.)
Кто стал первым человеком, ступившим на поверхность Луны?
(Нил Армстронг.)
20 июля 1969 года американские астронавты Нил Армстронг, Эдвин Олдрин и Майкл Коллинз на трехместном космическом корабле «Аполлон-11» осуществили посадку на
Луну. А на следующий день Армстронг и Олдрин вышли из корабля на поверхность Луны, первым из них был Армстронг. Всего на Луну
высаживались 12 астронавтов.
Слайд №9
Как называются русский и американские космические корабли многоразового использования?
(«Буран», «Шаттл».)
«СПЕЙС ШАТТЛ» (англ. Space Shuttle – космический челнок) – многоразовый пилотируемый транспортный космический корабль (США). Первый полет с астронавтами – апрель 1981 года. К 1992 году построены 5 орбитальных ступеней – «Колумбия», «Челленджер», «Дискавери», «Атлантис», «Эндевер».
«БУРАН» – воздушно-космический корабль многоразового использования (Россия). Выполнен по самолетной схеме типа «бесхвостка»
с низкорасположенным крылом двойной стреловидности. Старт корабля с помощью ракеты-носителя «Энергия», спуск и посадка по
«самолетному» режиму.
Первый беспилотный полет с посадкой в Автоматическом режиме 15 ноября 1988 года.
Слайд №10
В каком году был произведен запуск первого искусственного спутника Земли?
(4 октября 1957 г.)
Самоходный аппарат, совершивший путешествие по поверхности Луны?
(Луноход.)
Луноход – автоматическое или управляемое устройство для работы и передвижения по поверхности Луны. Первый автоматический лунный самоходный аппарат, управляемый с Земли, – советский «Луноход-1» (1970), а первый управляемый лунный самоходный аппарат – американский луноход «Ровер» (1971).
Слайд №11
Сколько больших планет в Солнечной системе? Перечислите их.
(Девять: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.)
Какая из планет Солнечной системы наиболее близка к Солнцу?
(Меркурий.)
Самая близкая к Земле планета?
(Венера.)
Самая большая планета?
(Юпитер.)
Планета, окруженная яркими кольцами?
(Сатурн.)
Самая удаленная от Солнца планета?
(Плутон.)
На какой планете с одной стороны так жарко, что плавится свинец, а с другой – почти 200 оС холода?
(Меркурий.)
Слайд №12
Естественный спутник Земли?
(Луна.)
Какое воздействие оказывает Луна на Землю?
(Морские приливы и отливы.)
Сколько воды в лунных морях?
(Нет воды.)
Почему Луна все время обращается по своей орбите вокруг Земли, не падая на нее и не улетая от нее?
(Взаимное притяжение тел, или тяготение.)
Какой ученый открыл закон всемирного тяготения?
(Исаак Ньютон.)
Исаак Ньютон (Newton) (1643–1727) – английский математик, механик, астроном и физик, создатель классической механики. Построил зеркальный телескоп. Сформулировал основные законы классической
механики. Открыл закон всемирного тяготения, создал теорию движения небесных тел, создав основы небесной механики.
Пространство и время считал абсолютными. Работы Ньютона намного опередили общий научный уровень его времени, были малопонятны современникам.
Слайд №13
Какой польский ученый доказал, что не Земля находится в центре Солнечной системы, а Солнце?
(Николай Коперник.)
Николай Коперник (Kopernik, Copernicus) (1473–1543) – польский астроном, создатель гелиоцентрической системы мира. Совершил переворот в естествознании, отказавшись от принятого в течение многих веков учения о центральном положении Земли. Объяснил
видимые движения небесных светил вращением Земли вокруг оси и обращением планет (в т. ч. Земли) вокруг Солнца. Свое учение изложил в сочинении «Об обращениях небесных сфер» (1543), запрещенном католической церковью с 1616 по 1828 гг.
Как называется помещение, откуда астрономы
ведут наблюдение за звездным небом?
(Обсерватория.)
Основной инструмент астронома?
(Телескоп.)
Слайд №14
Итальянский ученый, который построил
первый телескоп высокого качества?
(Галилео Галилей.)
Галилео Галилей (Galilei) (1564–1642) построил телескоп с 32-кратным увеличением и с его помощью открыл горы
на Луне, четыре спутника Юпитера, фазы у Венеры, пятна на Солнце. Активно защищал гелиоцентрическую систему мира, за что был подвергнут суду инквизиции (1633), вынудившей его отречься от учения Н. Коперника. До конца жизни Галилей считался «узником инквизиции» и принужден был жить в ссылке. Лишь в 1992 г. папа Иоанн Павел II объявил решение суда инквизиции ошибочным и реабилитировал Галилея.
Слайд №15
Как называется метеорит, упавший в сибирскую тайгу в 1908 г?
(Тунгусский метеорит.)
Космодром в Казахстане?
(Байконур.)
Космодром в США?
(Мыс Канаверал.)
Кому принадлежат слова: «Открылась бездна звезд полна, звездам числа нет, бездне – дна…»?
(М. В. Ломоносову.)
Слайд №16
С помощью какой звезды находят стороны света?
(С помощью Полярной звезды.)
Действительно, главным звездным компасом всегда служила Полярная звезда. Если встать к ней лицом, то легко определить стороны горизонта:
впереди будет север, позади – юг, справа – восток, слева – запад. Этот простой способ еще в древности позволял отправившимся в дальний путьправильно выбирать направление на суше и на море.
В каком созвездии находится Полярная звезда?
(В созвездии Малой Медведицы.)
Сколько ярких звезд в созвездии Большой Медведицы?
(Семь.)
Слайд №17
Почти с каждым созвездием связана какая-нибудь древняя легенда или миф. Одна из древнегреческих легенд рассказывает, как всемогущий бог Зевс взял себе в жены прекраснейшую нимфу Каллисто. Чтобы избавить Каллисто от преследований ревнивой Геры, Зевс обратил Каллисто в медведицу и взял к себе на небо. Отсюда – на небе Большая Медведица.
О созвездиях Кассиопея, Цефей, Андромеда, Пегас и Персей сложилась другая легенда. Когда-то в незапамятные времена, у мифического царя эфиопов Цефея была красавица жена царица Кассиопея. Однажды Кассиопея имела неосторожность похвастать красотой своей дочери в присутствии – мифических жительниц моря. Завистливые нереиды пожаловались богу моря Посейдону, и он напустил на берега Эфиопии страшное чудовище, пожиравшее людей. Цефей, по совету оракула, вынужден был отдать на съедение чудовищу
свою любимую дочь Андромеду. Он приковал ее к прибрежной скале, и каждую минуту Андромеда ожидала гибели. Но Андромеду спас герой Персей, прилетевший на крылатом коне Пегасе. Главных участников этого мифа фантазия древних греков поместила на небо. Так появились созвездия: Цефей, Кассиопея, Андромеда, Пегас, Персей.
Слайд 18
Сколько существует зодиакальных созвездий? Перечислите их.
(Двенадцать: Козерог, Водолей, Рыбы, Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец.)
В странах Востока, и особенно Азии, с давних времен широкое распространение получил календарь 12-летнего цикла. Этот календарь зародился у кочевых народов Центральной Азии. В основу календаря животного цикла положен период обращения Юпитера вокруг Солнца. Этот период равен примерно 12 годам.
Перечислите животных, входящих в календарь животного цикла народов Азии.
(Мышь (Крыса),Корова (Бык, Вол), Тигр, Заяц (Кролик), Дракон (Крокодил), Змея, Лошадь, Овца (Баран), Обезьяна, Курица (Петух), Собака, Свинья (Кабан).)
Слайд №19
Назовите день весеннего равноденствия.
(21 марта.)
Назовите день осеннего равноденствия.
(23 сентября.)
Назовите день летнего солнцестояния.
(22 июня.)
Назовите день зимнего солнцестояния.
(22 декабря.)
Какие два космических явления вызывали у людей в древности огромный страх?
(Затмение солнца и появление кометы.)
Чем вызваны солнечные затмения? Почему они происходят?
(Во время солнечного затмения между Землей и Солнцем проходит Луна и скрывает его от нас.)
Слайд №20
Из каких веществ состоит комета?
(Лед, газ, пыль.)
Какой вид имеет траектория движения
кометы?
(Орбиты комет – вытянутые эллипсы,
близкие к параболам.)
Кометы (от греч. komеtes, букв. – длинноволосый) – тела Солнечной системы, движутся по сильно вытянутым орбитам, на значительных расстояниях от Солнца выглядят как слабо светящиеся пятнышки овальной формы, а с приближением к Солнцу у них появляются «голова» и «хвост». Центральная часть головы называется ядром, которое представляет собой ледянистое тело – конгломерат замерзших газов и частиц пыли. Хвост кометы состоит из улетучивающихся из ядра под действием солнечных лучей молекул (ионов) газов и частиц пыли, длина хвоста может достигать десятков млн км. Наиболее известные периодические кометы – Галлея (период около 76 лет), Энке (период около 3,3 года).
III. Подведение итогов.
Жюри оценивает выполнение каждого задания.
После итоговых результатов конкурса эрудитов определяется команда-победитель.
Вручаются призы (по возможности).
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Реализация требований ФГОС ДО и Концепции развития математического образования в РФ в формировании математических представлений дошкольников: программно-дидактические комплекты»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Международный вебинар «Развитие сюжетно-ролевой игры у дошкольников: педагогическая поддержка. ФГОС ДО»