Творческая мастерская "Как я провел(а) летние каникулы"
Урок развития речи.
Творческая мастерская
«Как я провел (а) летние каникулы».
(5-8кл)
Учитель русского языка и литературы
Тимошенко Елена Анатольевна
школа 487 г. Санкт-Петербурга
Санкт- Петербург, 2011г
Цель: развитие речи учащихся и мышления учащихся.
Задачи:
- развитие коммуникативных умений учащихся;
- обогащение словарного запаса учащихся;
- коррекция логики мышления;
- умение работать в группе, оценивать себя и своих
товарищей.
-использование элементов групповой и игровой
технологии.
Оборудование: листы для индивидуальных записей, листы для
оформления групповых работ, фломастеры,
карандаши, картинки.
Священное уменье говорить,
Произносить слова и строить фразу.
Е.Винокур.
Ход «Мастерской»:
I. Организационный момент.
- Ребята у вас есть дома копилки? А что вы в них копите?
1. Словарная работа.
Копилка - копить – от копа- «копна сена».
1. Вместилище с узкой щелью для опускания монет с целью накопления.
2. Собрание чего- нибудь занимательного, ценного.
Синонимы: Копить- скоплять, накоплять, собирать, хранить.
- Сегодня на уроке мы тоже с вами заведём «копилки» (листы бумаги), которые должны будем наполнить.
- Как вы думаете чем? (словами, мыслями)
- То есть сегодня мы будем учиться «Священному умению говорить, произносить слова и строить фразу», - как сказал поэт Е.Винокур.
- Такие уроки мы с вами называем (творческими мастерскими).
- Давайте вспомним, мастерская – это свободный путь обращения к слову, возможность раскрыть в соразмышлении и сопереживании его духовную сущность.
II. Индуктор (первый шаг, начало, мотивирующее творческую деятельность.)
1.Самоконструкция: написать на альбомном листе слово каникулы. От него отходят стрелки. Закрыть глаза, то, что вы представите - напишите там, где отходят стрелки.
Каникулы
солнце лето море песок купание
футбол отдых у бабушки лагерь экскурсия речка
велосипед деревня в гостях радуга
III. Работа с материалом. ( со словами, ассоциациями).
2.Социализация. Ребята говорят те слова, которые написали. Слов, которых нет, записывают себе в словарь (копилку).
3.Самоконструкция: Выбрать 5-6 картин и дополнить свой словарь (копилку) другими словами.
4.Социоконструкция: Перед нами лист бумаги. Изобразите в рисунке те слова, которые записали.(10-15 минут)
5.Социализация: Ребята представляют свои рисунки.
6. Афиширование: и вывешивают на доске.
7. Социоконструкция или самоконструкция: Написать небольшой рассказ, мини-сочинение о том «Как я провел (а) летние каникулы».
IV. Рефлексия. Ребята зачитывают свои рассказы или мини- сочинения.
V. Заключительное слово мастера:
- Что понравилось?
- Что захотелось узнать после мастерской?
VI. Д/З Повторение изученного.
Литература:
1. С.И. Ожегов,
Н.Ю. Шведова «Толковый словарь русского
языка» Издательство "Азъ", 1992
2. Окунев А.А. Урок?
Мастерская? Или... - СПб: Филиал издательства
«Просвещение», 2001. — 304 с.
3.
Педагогические мастерские: Теория и
практика. / Сост. И.И. Белова,
И.А.
Мухина. - СПб, 1998. - 318 с.
4.
Педагогические мастерские по литературе
- СПб.: Корифей, 2000. -
352
с.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»