Статья по теме "Первые шаги и некоторые итоги в организации проектной деятельности
Первые шаги
и некоторые итоги в организации проектной деятельности
в МАОУ «СОШ №50 с углубленным изучением английского языка».
Или как получить хороший социальный опыт в школе.
Проектная деятельность заняла прочное место в развивающем пространстве нашей школы как средство развития социальной компетентности ученика, а также как один из интенсивных методов включения педагогов, учащихся и их родителей в общественную жизнь школы, микрорайона, города.
Проектная деятельность в школе организуется по нескольким направлениям: ученическое проектирование, управленческое проектирование, педагогическое проектирование и социальное проектирование.
С 2007 года классными руководителями школы №50 активно используется социальное проектирование, которое вовлекает учащихся в реальную полноценную деятельность. Поддержание духа инициативности, партнерства у школьников, умение найти социально значимую и посильную для реализации подростками проблему одно из главных условий для развития ключевых компетентностей учащихся.
Как организовано социальное проектирование в школе?
В течение четырех лет Совет учащихся школы «Фортуна» (орган школьного самоуправления, в который входит по 2 представителя от каждого класса) формулирует в сентябре каждого учебного года общую школьную тему для организации социального проектирования в классе («Моя мама», «Помоги ближнему», «Моей школе -15 лет»). Каждый класс находит свою социально значимую и одновременно посильную для решения учащимися класса проблему в контексте общешкольной темы. Ежегодно в октябре на общешкольной ученической конференции класс представляет идею своего будущего проекта: готовит электронную презентацию и выступление по следующему плану:
-название проекта,
-проблема, за решение которой берется проектная группа класса,
-зачем это надо лично участникам проектной группы,
-цель проекта,
-какое решение заявленной проблемы группа предлагает,
-что необходимо для осуществления проекта,
-как можно будет увидеть результат проекта,
-наличие четкого плана действия при запуске проекта.
Наиболее часто задаваемые вопросы проектантам на общешкольной ученической конференции звучат так:
-
Реалистичен ли ваш проект?
-
В чем на ваш взгляд будет состоять трудность вашей будущей работы?
-
Какие общешкольные акции вы планируете?
-
Как будете обосновывать общественное признание итогов проекта?
-
Какой материально – технической базой будете пользоваться?
-
Чему хотите научиться?
-
Имеет ли проект четкие временные рамки?
-
В чем актуальность проекта?
-
Как вы поймете, что цель проекта достигнута?
-
Как будете зарабатывать деньги на реализацию проекта?
-
Предполагает ли проект партнерство? С кем?
-
Надеетесь ли на поддержку родителей?
В конце учебного года также на общешкольной ученической конференции проектанты каждого класса представляют результаты реализации проекта.
Для группового отчета важно уметь поставить и ответить на следующие вопросы:
-
Какие запланированные мероприятия классу удалось и неудалось осуществить по плану?
-
Какое мероприятие классу удалось особенно хорошо?
-
Какой вклад в конечный продукт проекта внес каждый из проектантов?
-
Кто в классе в наибольшей степени способствовал достижению поставленной цели?
-
Что следовало сделать иначе?
-
Какое было самое яркое позитивное впечатление от работы над проектом?
-
Какие новые мысли, идеи, вопросы возникли?
-
Можно ли сказать, что участие в проекте это новый опыт для вас?
-
Насколько трудно было работать в команде? Всегда ли вы понимали друг друга?
-
Какую предварительную оценку по критериям оценивания социального проекта класса вы бы поставили за реализацию своего социального проекта?
Критерии оценивания социального проекта класса
N |
Критерии оценки |
Количество баллов |
1. |
Актуальность и важность социального проекта |
0-10 |
2. |
Перспективность |
0-5 |
3. |
Самостоятельность разработки и реализации проекта |
0-15 |
4. |
Трудоемкость (креативные, физические, материальные, временные, интеллектуальные затраты) |
0-20 |
5. |
Привлечение к проекту других участников |
0-15 |
6. |
Общественное признание итогов проекта (грамоты, благодарственные письма, освещение в СМИ и др.) |
0-10 |
7. |
Результат проекта (достигнута ли цель проекта) |
0-20 |
8. |
Качество презентации социального проекта |
0-5 |
|
Итого |
0-100 |
Участие классных руководителей в семинаре ПКИПКРО «Проектная и исследовательская деятельность педагога» в объеме 16 часов (2009 г.) создало условия для дальнейшего углубления компетентности классных руководителей в организации проектной деятельности учащихся школы в 1-11 классах. Результатом работы в этом направлении за последние три года стали разработанные социально-значимые классные и общешкольные проекты, реализованные при поддержке родительского сообщества.
Год |
2007-2008 |
2008-2009 |
2009-2010 |
|||
|
Название проекта |
Продукт, общественное признание |
Название проекта |
Продукт, общественное признание |
Название проекта |
Продукт, общественное признание |
9-10-11А (выпуск 2009/ 2010 уч г.) |
Врата города |
Уборка шоссе Космонавтов («Ворота города Перми»). Благодарственное письмо главы Савинского сельского поселения |
-не заявлен |
|
Оформление общешкольного стенда «Opportunities» «Календарь школьных дел» |
частично реализован |
8-9-10А |
Игрушки в детский дом |
Собраны детские игрушки, книги, видеофильмы для детей из приюта «Вера». Благодарственное письмо от организации «Вектор Дружбы» за сотрудничество в рамках проведения социально-значимого проекта «Дружба поколений» |
Новогодний праздник для учащихся среднего звена (5-7 классы) Положительная рефлексия учащихся 5-7 классов |
Сценарий праздника «Новогодний шабаш» Положительная рефлексия учащихся 5-7 классов. |
Праздник для учащихся 5-11 классов «День защиты детей» |
Сценарий, Положительная рефлексия учащихся 5-11 классов . |
7-8-9А |
Видеоролики по ПДД «Чистый город» |
2 видеоролика, Грамота за 1 место в районном конкурсе видеороликов по ПДД |
Европейская гостиная |
Оформлена «Европейская гостиная» (кабинет №2) – проект занял 1 место в школьном конкурсе социально-значимых проектов |
Медаль «Моя гордость» к 15-летию школы |
30 медалей для вручения выпускникам школы на юбилее (1996-2010) |
7-8-9 Б |
От сердца к сердцу |
Сотрудничество с Мотовилихинским советом ветеранов. Благодарственное письмо Мотовилихинского Совета ветеранов |
Разработка эскиза школьного флага |
Эскиз школьного флага |
Изготовление школьного флага |
-не выполнен |
6-7-8 А |
Помощь больным детям |
Сбор вещей и игрушек для детей, находящихся на гособеспечении. Благодарственное письмо главного врача детской больницы №13 |
Братья наши меньшие |
Организация помощи приюту для собак |
Помоги ближнему |
Сбор вещей и игрушек для детей, находящихся на гособеспечении. Благодарственное письмо главного врача детской больницы №13 |
6-7-8Б |
Наша английская школа |
Оформление стен здания начальной школы изображениями героев из английских сказок |
Наша красивая школа |
Созданы эскизы вывесок школьных кабинетов на английском языке |
Школьная форма учащихся школы №50 |
Разработаны эскизы учащихся школы №50 |
5-6-7А |
Друзья книги |
Отремонтированы учебники в школьной библиотеке |
Друзья книги |
Отремонтированы учебники в школьной библиотеке |
65-летие Великой Победы |
Издана книга Памяти о дедах, воевавших в ВОВ, Высажена клумба во дворе школы «Георгиевская лента» |
5-6-7Б |
Светофорик |
Конкурс сочинений «Взрослые, мы обращаемся к вам!», акция у дороги школы «Осторожно, дети!» |
Светофорик |
Общешкольный конкурс газет по ПДД, акция у дороги школы «Осторожно, дети!» |
Никто не забыт |
Помощь в уборке квартир участников ВОВ совместно с родителями, встреча с «детьми войны» |
5-6А |
|
|
Аллея поколений |
Высажены совместно с выпускниками березы во дворе школы |
Непоседы |
Проведение трех праздников для 4- классов |
5-6Б |
|
|
Создание видеофильма «Давайте жить дружно!» |
Видеофильм о поведении в школе «Давайте жить дружно!» и беседы о поведении в 1-6 классах |
Подари радость людям |
Поздравление жителей микрорайона со всеми государственными праздниками (газеты, открытки) |
5А 5 Б |
|
|
|
|
Подари радость людям |
Изготовление сувенирной продукции к праздникам (9 мая, День учителя, последний звонок) |
Реализованные в каждом классе социальные проекты, продукты которых были представлены городской общественности в мае 2008 года на семинаре для педагогов школ университетского округа, получили высокую оценку. Учащимися 5-11 классов было заявлено и реализовано 26 проектов.
В текущем 20010-2011 учебном году было заявлено еще 11 социально значимых проектов:
-совместный проект 5А и 11А - «Европейская клумба во дворе школы»
-6А и 6 Б - « Выпуск школьной газеты «Фортуна».
-6А - «Праздник Нового года для 5-7 классов».
-6 Б- «Подари радость малышам 2 «Б» класса»
-7 А - «Обновление фото учащихся 5-7 классов на школьном сайте»
-7 Б - «Забота»
-8 А и Б - «Немцы в культуре Перми».
-5 Б- «Популяризация культурных памятников Перми».
-10 А- «День самоуправления».
-9 Б - «Лицо нашей школы - школьная форма учащихся школы «Фортуна».
-9 А - «Чаепитие на Беккер стрит»(“Having a cup of tea on Beсker Street”)
С каждым годом увеличивается количество учащихся, принимающих участие в проектной социально- значимой деятельности в школе (5 - 11 классы) и социуме.
2007-2008 |
2008-2009 |
2009-2010 |
95 учащихся |
120 учащихся |
170 учащихся |
Учащиеся школы ежегодно участвуют также в краевом проекте организации учащейся молодежи и детей Пермского края «Вектор Дружбы» - «Тетрадка «Вектор Дружбы» (1-4 классы), в школьном проекте «Связь поколений» (встречи, концерты, подарки, сделанные своими руками, фотовыставки в Геронтологическом центре г. Перми и в детском приюте «Вера»). В 2008 году школьные социально значимые проекты 1 - 11 классов приняли участие в краевом конкурсе «Доброволец Перми - 2008», в котором стали победителями в номинации «Добровольческий поступок».
Опыт работы классных руководителей по проектной деятельности был обобщен в апреле 2009 года на районном семинаре для заместителей директоров по воспитательной работе по теме «Долгосрочный общешкольный проект «Парад успехов семьи» как результат развития воспитательной системы школы» и получил положительную оценку коллег.
Особую роль в социальном проектировании школы играл общешкольный проект учащихся «Светофорик», который объединил деятельность всех классов школы и родителей по теме безопасности дорожного движения. Учащиеся провели конкурс стенгазет, конкурс на лучший рисунок, викторины по ПДД, игру–эстафету по ПДД «Красный, желтый, зеленый» в 1-4 классах, праздник «Мечтают взрослые и дети о безопасности движения на всей планете» для учащихся 5-х классов, организовали акцию на дороге «Осторожно, дети!», на которую были приглашены работники Мотовилихинского ГИБДД, телевидение. Активисты совета учащихся «Фортуна» обратились за поддержкой по вопросу установления светофора у школы к начальнику департамента образования администрации г.Перми Л.А. Гаджиевой. Заручившись ее поддержкой на личной встрече, они организовали встречу с начальником Управления внешнего благоустройства г.Перми Ухановым Н.Б., на которой высказали просьбу - учесть при планировании бюджета на 2011-2013 год расходы на установку светофора у школы. Ученический, родительский и учительский коллективы школы считают этот факт большим шагом по продвижению хорошей совместной идеи, направленной для решения вопроса безопасности учащихся школы. В декабре 2011 года светофор у школы был установлен.
Таким образом, совместная деятельность учащихся, классных руководителей, родителей и других субъектов образовательного процесса на основе реальной проектной деятельности полезна всем, так как формирует социальную компетенцию учащихся. Значимость такой деятельности актуальна для реализации парадигмы образования. Проектная деятельность предоставляет школьникам реальные возможности для «социального проектирования себя», педагогам - «переориентирования образования… на воспитание личности, способной к проектированию и реализации собственной жизненной позиции, ответственной за себя, свою жизнь, свое дело, собственное ближайшее окружение»1.
1.
1 Имакаев В.Р. Педагогические сообщества как ведущий фактор модернизации.- Летняя проектная школа -2003: Сборник научных, методических проектных материалов. Пермь, ПОИПКРО, 2003
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Методические подходы к конструированию заданий и оцениванию математической грамотности обучающихся в рамках реализации ФООП»
- Вебинар «Оценка соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»