Обучение сочинению-рассуждению
ТИП УРОКА: Урок-практикум.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Создание творческой работы-рассуждения.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭТАПА: коллективная, индивидуальная.
ЗАДАЧИ УЗ: Совершенствование умений анализировать текст.
ЦЕЛИ УЗ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
· обобщение и расширение представления о таком типе речи, как рассуждение;
· совершенствование умения точно, выразительно и грамотно выражать свои мысли.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
· развитие мировоззрения;
· развитие навыков устной и письменной речи;
· формирование навыка построения доказательных рассуждений
· формирование умений анализировать, устанавливать причинно-следственные связи;
· развивать умение аргументировать и доказывать свое мнение;
· развитие у учащихся творческих способностей.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
· воспитание культуры речевого поведения;
· воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность творческой деятельности.
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УРОКА: текст, приложения (карточки-информаторы), буклет.
ХОД УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Послушайте эпиграф к уроку.
СИЛЬНЕЕ ВСЕХ – ВЛАДЕЮЩИЙ СОБОЙ.
СЕНЕКА.
v Как вы думаете, о чем мы с вами будем сегодня говорить на уроке?
Речь сегодня пойдет об умении вести спор, о поведении участников спора. Мы выясним, что нам уже известно об этом, определим, от чего зависит исход спора. После прочтения текста близкой тематики сформулируем собственную позицию по заявленной проблеме.
II. ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К АКТИВНОМУ УСВОЕНИЮ ЗНАНИЙ
Лексическая работа.
v Что такое спор?
Спор — это столкновение мнений, в ходе которого одна из сторон (или обе) стремится убедить другую в справедливости своей позиции.
v Как называют того, кто выступает с возражениями кому-либо в публичной беседе, споре, диспуте и т. п.
Оппоненты
v Какие синонимы можно подобрать к слову «спор»? А чем отличается спор от дискуссии или полемики?
Дискуссия — обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы; спор. Важной характеристикой дискуссии, отличающей её от других видов спора, является аргументированность. Обсуждая спорную (дискуссионную) проблему, в которой каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, аргументирует свою позицию.
Если целью дискуссии являются прежде всего поиски общего согласия, того, что объединяет разные точки зрения, то основная задача полемики — утверждение одной из противостоящих позиций.
Поле́мика — спор, в большинстве случаев при выяснении вопросов в политической, литературной или художественной сферах.
v А когда возникает спор? Любая ли ситуация способствует рождению спора?
(Нет, спор возникает тогда, когда есть разные точки зрения на один и тот же вопрос)
v А есть конечная цель спора?
(Да, установление истины)
v Всегда ли в споре достигается цель? Что нужно сделать для этого?
(Нет, цель достигается тогда, когда у всех участников в споре есть желание услышать чужую точку зрения)
Значит, существуют определенные правила спора, которые нужно соблюдать, если участники хотят установить истину.
Посмотрите буклеты, прочитайте правила ведения спора.
ПРАВИЛА ВВЕДЕНИЯ СПОРА
1. Обозначьте тему, суть и цель полемики. От этого во многом будет зависеть ход и итог спора. Лучше всего, если целью станет действительно поиск истины, интересное времяпровождение, а не сбрасывание накопившегося негатива или самоутверждение за счет побежденного.
2. Уточните термины, употребляющиеся в споре, и понятия, о которых идет речь. Так как людям свойственно совершенно по-разному трактовать и представлять себе одно и то же понятие, это условие является наиболее важным. Ведь зачастую люди, сами того не понимая, яростно, до драки, спорят и лишь потом выясняют, что их мнения по этому вопросу на самом деле не различались, вот только высказаны они были в непонятной для оппонента форме.
3. Определите лично для себя, с чем вы согласны, с чем нет, в чем не уверены, а в чем попросту некомпетентны. И без стыда информируйте об этом собеседника (это правило важно лишь в том случае, если ваша цель – нахождение истины, а не обливание друг друга грязью).
4. Не переходите на личности (обычно это правило игнорируется в споре, перерастающем в ссору, когда вообще никакие правила не имеют места, кроме воли к победе любой ценой).
5. Не слишком отвлекайтесь на побочные темы, во множестве возникающие в ходе полемики. Уточнив детали, всегда возвращаться к сути обговариваемого вопроса. Иначе эта дискуссия никогда не закончится.
6. В конце дискуссии не забудьте подвести итоги и сделать выводы («запротоколировать истину»), а также пожать друг другу руки в знак уважения и благодарности за прекрасно (а главное – культурно) проведенное время.
v Все ли понятно после прочтения? Может, кто-нибудь сможет что-то добавить?
III. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
(1) Знаете ли вы, что существует множество разновидностей манеры вести спор? (2) Понаблюдайте за своими товарищами во время диспута, дискуссии, полемики — вы, конечно, убедитесь, что ведут они себя по-разному.
(З)Одни, например, держатся уважительно по отношению друг к другу, не прибегают к нечестным приёмам и уловкам, не допускают резкого тона. (4) Они внимательно анализируют доводы, которые предлагает оппонент, и основательно аргументируют свою позицию. (5) Как правило, во время такого спора стороны испытывают глубокое удовлетворение, желание разобраться в обсуждаемых проблемах.
(6) Другие же, вступив в спор, начинают себя чувствовать как на войне, поэтому они применяют непозволительные уловки. (7)Главное — наголову разбить противника, поставив его в невыгодное, с их точки зрения, положение. (8) Значит, и вам нужно находиться в боевой готовности.
(9) Наконец, есть и такие горе-спорщики, которые ведут себя самым непозволительным образом. (10) Они в грубой форме обрывают оппонента, унижают его оскорбительными выпадами, говорят пренебрежительным или презрительным тоном, насмешливо переглядываются со слушателями, одним словом, ведут себя как невоспитанные люди.
(11) Таким образом, поведение полемистов, безусловно, влияет на успех обсуждения, поэтому понимание особенностей манеры спорить, умение на лету уловить изменения в поведении своих оппонентов, конечно, позволяет лучше ориентироваться в споре, наиболее точно выбирать вариант собственного поведения и определять тактику в споре.
(По Л. Павловой)
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕКСТА.
v Прочитайте предложенный текст. Как связан он с темой нашего разговора?
(В тексте тоже идет речь о споре)
v Какую проблему поднимает автор этого текста? Давайте вместе сформулируем и запишем.
Л. Павлова в своем тексте пишет не просто о разновидностях спора, а о разном поведении участников дискуссии и о зависимости исхода обсуждения от этого поведения.
v Давайте сформулируем проблему в виде риторических вопросов.
Какие существуют разновидности манеры вести спор? Как ведут себя участники во время диспута или полемики? Зависит ли успех дискуссии от речевого поведения оппонентов? Об этом в своем тексте пишет Л. Павлова.
v Можно выразить формулировку проблемы в виде предложения-тезиса.
Л. Павлова в своем тексте поднимает проблему речевого поведения участников спора и зависимости от этого поведения успеха дискуссии.
Запишите понравившееся начало сочинения.
2. КОММЕНТАРИЙ ПРОБЛЕМЫ.
v Является ли эта проблема актуальной для всех, или она интересует узкий круг специалистов, людей с определенными интересами?
Эта проблема интересна и близка всем, потому что каждый из нас время от времени участвует в спорах или дискуссиях, причем темы могут быть разнообразны: от бытовых до философских.
3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЗИЦИИ АВТОРА.
Если проблема текста – это вопрос, то позиция автора – это ответ, который содержится в тексте. Самый эффективный способ – это нахождение в тексте предложений, в которых четко выражена позиция автора.
v В каком предложении выражена основная мысль автора?
(11) Таким образом, поведение полемистов, безусловно, влияет на успех обсуждения, поэтому понимание особенностей манеры спорить, умение на лету уловить изменения в поведении своих оппонентов, конечно, позволяет лучше ориентироваться в споре, наиболее точно выбирать вариант собственного поведения и определять тактику в споре.
v Сколько примеров поведения оппонентов приводит автор?
3.
v Давайте кратко охарактеризуем каждый из них.
Коллективная работа учащихся, записываем отредактированный совместными усилиями вариант. Возможно использование приложения 1.
Автор приводит в пример три разных типа поведения участников спора. Первые, по словам Л. Павловой, «держатся уважительно по отношению друг к другу», они выслушивают позицию противника и аргументируют свою. Вторые, споря, чувствуют себя «как на войне», стараясь победить любой ценой. Третьих автор называет «горе-спорщики», они грубят, оскорбляют оппонента, стараются его унизить. Л. Павлова приходит к выводу, что успех дискуссии напрямую зависит от речевого поведения ее участников, что только уважительное отношение к собеседнику, аргументация своей позиции могут помочь установить истину, разрешить спор.
4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОБСТВЕННОЙ ПОЗИЦИИ ПО СФОРМУЛИРОВАННОЙ ПРОБЛЕМЕ,
Согласны ли вы с точкой зрения автора: поведение полемистов определяет успех обсуждения, во время спора нужно соблюдать элементарные правила уважения. Или для достижения цели любые способы хороши?
v Сформулируйте и изложите собственное мнение по этому вопросу. Воспользуйтесь памяткой-алгоритмом (приложение 2).
(Учащиеся формулируют тезис (согласие-несогласие с позицией автора) и рассуждают, почему думают так)
v Кроме собственных рассуждений какие аргументы вы можете привести?
Можно привести примеры из художественной литературы, устного народного творчества. В предложенном буклете приведены афоризмы известных людей, возможно, они помогут вам в аргументации.
Индивидуальная работа учащихся по определению собственной позиции. После окончания этого этапа желающие могут прочитать вслух свои рассуждения.
5. ЗАВЕРШЕНИЕ СОЧИНЕНИЯ,
v Как лучше закончить сочинение-рассуждение?
Заключение подводит итог рассуждению и является обычно самой краткой частью сочинения. Оно может содержать и собственный вывод, и возврат к мыслям вступления. Можно закончить сочинение, используя афоризм, цитату или риторический вопрос, риторическое восклицание
ТИПОВЫЕ КОНСТРУКЦИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ЗАКЛЮЧЕНИИ :
• В заключение хочу подчеркнуть (хотелось бы отметить, ещё раз обратить внимание на)…
• В заключении сочинения хочется добавить..
• Следует сказать (отметить, подчеркнуть)…
• Особо следует выделить (отметить)..
• Обобщая сказанное, можно сделать вывод,,.
• Следовательно,….
• Таким образом,….
• Потому (поэтому)…
IV. ОБСУЖДЕНИЕ НАПИСАННЫХ РАБОТ.
v Чтение и анализ написанных работ
V. РЕФЛЕКСИЯ
v Что нового вы узнали сегодня на уроке? Чему научились? Над чем следует поработать дома?
VI. СООБЩЕНИЕ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
v Дома отредактируйте написанное и перепишите в тетрадь.
Согласие с позицией автора (замена «Я согласен с позицией автора») |
|
Оценочные слова для изложения собственной позиции. |
|
Слова и словосочетания для введения аргументов в изложение собственной позиции. |
|
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»