Социально-педагогическое сопровождение развития социальной компетентности детей-инвалидов в детском доме-интернате
Борнякова Л.М., зам.директора Детского дома-интерната № 7 Б.М.Басангова, социальный педагог Детского дома-интерната № 7 |
В последние годы, в Российской Федерации, на фоне социально-экономических преобразований, продолжается развитие процессов гуманизации и модернизации современного образования, в основе которых находятся вопросы социализации, адаптации и интеграции ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, его социальной защиты, помощи семье в воспитании. Уровень цивилизованности общества, авторитет нации напрямую зависит от положения детей и глубины заботы о них государства и общества в целом. Забота о детях с ограниченными возможностями здоровья имеет свои особенности, так как необходимо обеспечить не только развитие всех систем и функций растущего организма, но и создать условия для максимально возможной социальной интеграции таких детей. Причиной социального отклонения у ребенка являются отклонения в здоровье, психические и педагогические отклонения. При этом большинство отклонений являются вторичными. Для того, чтобы это отставание не приобрело хронические формы устойчивой дезадаптации, необходимо развивать у него компенсаторные механизмы, определенные социально-психологические установки, позволяющие ему адаптироваться и интегрироваться в общество. Уровень отклонения часто зависит от взаимодействия между степенью органического ухудшения и уровнем возможностей. Независимо от причины и уровня нарушения, социально-реабилитационная работа не может быть минимизирована. Даже при тяжелой степени дефекта функциональное нарушение является продуктом взаимодействия между конституциональными особенностями и воздействием окружающей среды, и, это может быть модифицировано. Одним из значимых положений, возникших в последние годы, является утверждение о том, что потенциалом для изменения поведения является динамическая природа нарушения. Е.А.Стребелева считает, что «вторичные нарушения могут вовсе не возникнуть, если воспитание ребенка направлено на их предупреждение, или могут быть своевременно скоррегированы педагогическими методами».
Многие ученые придерживаются мнения, что, если под нормой
здоровья понимать состояние человека, позволяющее ему эффективно взаимодействовать с природной и социокультурной средой, то педагогу, работающему с умственно отсталыми детьми, необходимо придерживаться относительного понимания нормы: нормальным яавляется движение, изменение, достижение – ребенок с диагнозом олигофрения может быть очень далек от возрастных психологических норм когнитивного развития, но может быть нормальным с точки зрения способности к позитивным изменениям определенных видов поведения.
Развитие ребенка с ограниченными интеллектуальными возможностями без коррекционного вмешательства отличается от развития обычного ребенка. Исследователями отмечаются замедленный темп развития, отсутствие активности во всей сфере жизнедеятельности ребенка: в отношении окружающей ребенка предметной деятельности, к явлениям окружающего мира, к социальным явлениям — пассивное отношение к сверстникам, окружающими взрослым, и в отношении к самому себе. Большинство таких детей имеют нарушения соматического характера, вследствие чего снижается работоспособность, внимание рассеивается, дети быстро утомляются. Поэтому важна адекватная организация не только обучающей среды, но и досуга нетипичного ребенка.
Ребенок с отклонениями в развитии имеет объективно гораздо меньше социальных возможностей абилитации по сравнению со здоровым. В то же время хорошо известно, что раннее начало помощи существенно влияет на весь ход оздоровления и социализации. Поэтому возникает необходимость в разработке и реализации специальных (коррекционных) поддерживающих программ для детей-инвалидов с отклонениями в интеллектуальном развитии. Взаимодействие ребенка со своим социальным окружением определяет путь развития, который приводит к возникновению возрастных новообразований. Поиск эффективных форм коррекционного воздействия на детей с ограниченными интеллектуальными возможностями является одним из актуальных направлений совершенствования их воспитания, адаптации и абилитации.
Необходимо отметить, что для более полноценного развития ребенку с ограниченными интеллектуальными возможностями важно расширение границ его жизненного пространства, а это значит: обеспечить максимальную широту социальных контактов, жизнь такого ребенка не должна замыкаться только в кругу специализированных учреждений (он должен, как и здоровые дети, посещать детские праздники, различные представления, спортивные мероприятия и, по мере возможности, участвовать в них).
На сегодня «социальная модель инвалидности» постепенно вытесняет «медицинскую модель инвалидности», рассматривающей проблему инвалидности исключительно в медицинском аспекте. Если медицинская модель делает акцент на диагнозе органической патологии или дисфункции, приписывая инвалидам статус больных, которых необходимо исправлять или изолировать, то социальная модель рассматривает решение проблемы через создание системы социальных служб, помогающих инвалидам жить.
Социальная модель делает акцент на самом инвалиде, предоставляя ему определенный набор услуг и ориентируя на достойное существование. Именно в этом направлении и происходит переориентация социальной политики в отношении инвалидов в России.
Социализацию, социально-психическую адаптацию ребенка — инвалида определяют как интеграцию ребенка в общество, в ходе которой он оказывается в различных проблемных ситуациях, возникающих в сфере межличностных отношений. Именно таким образом ребенок-инвалид усваивает механизмы и нормы социального поведения, установки, черты характера и другие особенности, которые в целом и обеспечивают социализацию ребенка.
Дети с выраженной степенью интеллектуального недоразвития составляют самую представительную группу среди воспитанников детских домов-интернатов. В подавляющем большинстве интеллектуальные нарушения являются следствием органического поражения центральной нервной системы на ранних этапах онтогенеза.
Основываясь на концептуальных положениях теории развития аномального ребенка Л.С. Выготского, мы считаем целесообразным вести организацию учебно-воспитательного процесса в Детском доме-интернате в направлении, прежде всего, социального становления ребенка — инвалида как личности, которая формируется в процессе её активного взаимодействия с окружающей средой, в результате которого и возникают качественно новые психологические образования личности.
Мы исходим из того, что подготовка ребенка к интеграции в социум должна соответствовать тем требованиям, которые предъявляет общество к человеку.
Конкретизируя звенья социальных структур, необходимых для социальной адаптации и интеграции в общество выпускников, были отобраны прежде всего те представления, навыки, отношения, без которых сама жизнь может не состояться.
Для реализации задач социальной адаптации содержание социально-образовательной программы и её учебно-методическое обеспечение были максимально связаны с жизненным опытом ребенка.
Через установление четкой связи учебной деятельности с окружающей действительностью умственно отсталым ученикам становится понятней смысл их занятий, создается мотивация к познавательной деятельности.
При этом сам социум рассматривался как социально-образовательный ресурс для формирования адаптивно направленного учебного содержания и программно-методического обеспечения.
Программа социализации воспитанников Детского дома-интерната строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми и должна обеспечивать:
• охрану, укрепление, развитие физического и психического здоровья детей;
• эмоциональное благополучие каждого воспитанника;
• интеллектуальное, духовно-нравственное, психологическое, экономическое,правовое развитие воспитанника;
• допрофессиональную подготовку воспитанника;
• приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
•создание условий для социально-развивающей среды;
Программа социализации воспитанников состоит из следующих направлений: духовно-нравственное, умственное, трудовое, психологическое, экономическое, правовое, контрольно-диагностическое направление. По каждому направлению рассматриваются задачи направления, содержание работы, формы работы, критерии эффективности.
Предлагаем отдельные фрагменты разработанной нами Программы:
Психологическое направление
Задачи. Развитие самосознания воспитанника, обучение анализу своих чувств, поступков. Обучение успешному взаимодействию детей друг с другом. Развитие, коррекция высших психических функций (внимание, мышление, память).
Содержание работы. Диагностика познавательных процессов. Оказание помощи детям, имеющим трудности в усвоении образовательных и коррекционных программ. Регулирование отношений между воспитанниками. Развитие самосознания ребенка, обучение анализу своих чувств, своих поступков. Психологическая помощь детям и их родителям.
Формы работы. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия. Сюжетно-ролевые игры и драматизация. Психологические тренинги. Игры, упражнения на развитие высших чувств и сохранных качеств эмоциональной сферы. Проведение тематических бесед.
Критерии эффективности. Создание дружеской и эмоционально-теплой атмосферы между детьми. Эмоциональное благополучие каждого воспитанника.
Правовое направление
Задачи. Овладение знаниями правил поведения в общественных местах, осознание смысла терминов «мое», «чужое», понимание неприкосновенности чужой собственности. Профилактика правонарушений. Знание прав и обязанностей воспитанника интерната. Знание личной документации.
Содержание работы. Знакомство с правилами, нормами поведения в общественных местах. Борьба с воровством. Внушение недопустимости присвоения чужого имущества. Изучение прав и обязанностей воспитанника ДДИ. Представление об органах социальной защиты. Знание личной документации.
Формы работы. Заучивание правил поведения в различных социумах. Чтение поучительных рассказов, сказок, Беседы о правилах поведения. Беседы об органах социальной защиты, о личной документации. Встречи с представителями органов правопорядка.
Критерии эффективности. Знание правил поведения, своих прав и обязанностей. Соблюдение норм поведения в общественных местах.
Контрольно-диагностическое направление
Задачи. Сбор, системный учет, обработка и анализ информации по организации и результатам образовательного процесса для эффективного решения задач социализации детей. Осуществление контроля за исполнением законодательства о правах детей-инвалидов.
Содержание работы. Административные плановые, оперативные проверки. Мониторинг социальной компетентности воспитанников. Мониторинг адаптации поступивших воспитанников. Мониторинг подготовки к жизни в ПНИ. Мониторинг межличностного общения воспитанников группы. Создание банка данных социально-педагогических особенностей воспитанников ДДИ, систематическая работа по его обновлению.
Формы работы. Наблюдение, беседа, анкетирование, изучение документации, обобщение, анализ.
Критерии эффективности. Динамика социализации воспитанника, группы.
Последнее направление дает возможность управления по результатам - целенаправленного взаимодействия управляющей и управляемой подсистем по достижению прогнозированного результата. При этом нами активно используются различные виды мониторингов социализации воспитанников.
Социально-педагогический мониторинг является одним из видов мониторинга и предполагает планомерную организацию сбора и анализа информации о проблемах личности или группы детей с целью изучения возможностей и способов социально-педагогического воздействия на поведение, которая затрудняет их адаптацию и интеграцию в социальной среде. Преимуществом данной технологии является возможность получения достоверной информации от всех участников процесса социально-педагогического взаимодействия. Ее актуальность обусловлена тем, что зачастую работа с детьми направлена на борьбу со следствиями, что не способствует выработке адекватных мер профилактической и коррекционной работы. Социально-педагогический мониторинг позволяет выделить и оценить факторы риска, затрудняющих адаптацию личности или группы детей; выявить проблемы, определить возможности в преодолении проблем данной группы детей, или ребенка, среди которых важная роль принадлежит мерам социально-педагогического воздействия.
Социально-педагогическая диагностика ребенка с умственной отсталостью включает всестороннее социальное обследование, определение критериев для оценки наличия и степени выраженности ограничения жизнедеятельности, оценку педагогического, реабилитационного потенциала и прогноза.
Социально-педагогическая диагностика предусматривает:
• анализ базовых социальных характеристик ребенка, его семьи;
• анализ характеристик различных видов деятельности ребенка;
• анализ данных социально-бытового, социально-средового и педагогического обследования;
• анализ данных тестирования ребенка, проведенного для оценки определенной сферы жизнедеятельности;
• определение социальных критериев для оценки наличия и степени выраженности ограничения жизнедеятельности;
• определение трудового, образовательного, социально-бытового и социально-средового потенциала.
Например, к базовым социально-педагогическим характеристикам ребенка, связанным со способностью контролировать свое поведение, относятся:
- возраст;
- характер личностных взаимоотношений с членами семьи;
— характер межличностных взаимоотношений (конфликтность, соответствие общественным нормам);
- возможность выполнения обычной повседневной деятельности (общепринятой для данного пола, возраста в соответствии с показаниями врачей);
— возможность соблюдения морально-этических, социально-правовых, санитарно-гигиенических норм);
- возможность осознания личной безопасности;
- возможность осознания самого себя, своего места во времени и пространстве, своих психических и личностных качеств;
- правильная идентификация предметов и людей
Проводимые в нашем детском доме-интернате мониторинги социализации были адаптированы, апробированы, изменены с учетом контингента воспитанников – детей с ограниченными возможностями (умственная отсталость умеренной, тяжелой, глубокой степени). В ходе проведения мониторингов по каждому воспитаннику решались следующие задачи: первичная диагностика, анализ и интерпретация полученных результатов, разработка индивидуальной коррекционной программы развития (образования, социализации), промежуточная диагностика, внесение корректировок, итоговая диагностика, анализ развития с целью выявления динамики в развитии и определения перспектив для разработки программы дальнейшего обучения, воспитания и социального сопровождения ребенка, обобщение итогов, кроме того — обучение педагогов, анализ результативности деятельности каждого педагога.
Проводятся мониторинг адаптации поступающих детей, мониторинг социальной компетентности, мониторинг прохождения обучения, мониторинг подготовки к переводу в психоневрологический интернат, мониторинг межличностного общения. Содержание мониторингов разных отделений различны. Составлен Банк данных социально-педагогических особенностей воспитанников ДДИ.
Применяемые мониторинги охватывают жизнь ребенка от поступления в наш интернат до выпуска — перевода во взрослый психо-неврологический интернат или на самостоятельное проживание.
В основе Программы социализации воспитанников интерната лежит учение Л.С. Выготского об изучении и учете компенсаторных возможностей в развитии детей. Компенсация дефектов развития должна осуществляться с опорой на сохранные способности ребенка, что в итоге обеспечивает социальную адаптацию и реабилитацию каждого воспитанника.
Литература
Белая К.Ю. Руководство ДОУ: контрольно-диагностическая функция. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.
Иванова Н.В., Бардинова Е.Ю., Калинина А.М. Социальное развитие детей: методическое пособие. – М.: ТЦ «Сфера», 2008.
Маралов В.Г., Фролова Л.П. Коррекция личностного развития дошкольников. — М.: ТЦ «Сфера», 2008.
Маханева М.Д. Управление развитием: Проблемы, планирование, перспективы. — М.: ТЦ «Сфера», 2007.
Николаев В.Н. «Социализация умственно отсталого ребенка в условиях интернатного учреждения».// «Образование и общество», 2009 г.
Овчарова Р.В. Справочник социального педагога /2 издание. – М.: ТЦ «Сфера», 2007.
-
Борнякова Л.М., зам.директора Детского дома-интерната № 7
Б.М.Басангова, социальный педагог
Детского дома-интерната № 7
Социально-педагогическое сопровождение развития социальной компетентности детей-инвалидов в детском доме-интернате
В последние годы, в Российской Федерации, на фоне социально-экономических преобразований, продолжается развитие процессов гуманизации и модернизации современного образования, в основе которых находятся вопросы социализации, адаптации и интеграции ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, его социальной защиты, помощи семье в воспитании. Уровень цивилизованности общества, авторитет нации напрямую зависит от положения детей и глубины заботы о них государства и общества в целом. Забота о детях с ограниченными возможностями здоровья имеет свои особенности, так как необходимо обеспечить не только развитие всех систем и функций растущего организма, но и создать условия для максимально возможной социальной интеграции таких детей. Причиной социального отклонения у ребенка являются отклонения в здоровье, психические и педагогические отклонения. При этом большинство отклонений являются вторичными. Для того, чтобы это отставание не приобрело хронические формы устойчивой дезадаптации, необходимо развивать у него компенсаторные механизмы, определенные социально-психологические установки, позволяющие ему адаптироваться и интегрироваться в общество. Уровень отклонения часто зависит от взаимодействия между степенью органического ухудшения и уровнем возможностей. Независимо от причины и уровня нарушения, социально-реабилитационная работа не может быть минимизирована. Даже при тяжелой степени дефекта функциональное нарушение является продуктом взаимодействия между конституциональными особенностями и воздействием окружающей среды, и, это может быть модифицировано. Одним из значимых положений, возникших в последние годы, является утверждение о том, что потенциалом для изменения поведения является динамическая природа нарушения. Е.А.Стребелева считает, что «вторичные нарушения могут вовсе не возникнуть, если воспитание ребенка направлено на их предупреждение, или могут быть своевременно скоррегированы педагогическими методами».
Многие
ученые придерживаются мнения, что, если
под нормой
здоровья понимать состояние
человека, позволяющее ему эффективно
взаимодействовать с природной и
социокультурной средой, то педагогу,
работающему с умственно отсталыми
детьми, необходимо придерживаться
относительного понимания нормы:
нормальным яавляется движение, изменение,
достижение – ребенок с диагнозом
олигофрения может быть очень далек от
возрастных психологических норм
когнитивного развития, но может быть
нормальным с точки зрения способности
к позитивным изменениям определенных
видов поведения.
Развитие ребенка с ограниченными интеллектуальными возможностями без коррекционного вмешательства отличается от развития обычного ребенка. Исследователями отмечаются замедленный темп развития, отсутствие активности во всей сфере жизнедеятельности ребенка: в отношении окружающей ребенка предметной деятельности, к явлениям окружающего мира, к социальным явлениям — пассивное отношение к сверстникам, окружающими взрослым, и в отношении к самому себе. Большинство таких детей имеют нарушения соматического характера, вследствие чего снижается работоспособность, внимание рассеивается, дети быстро утомляются. Поэтому важна адекватная организация не только обучающей среды, но и досуга нетипичного ребенка.
Ребенок с отклонениями в развитии имеет объективно гораздо меньше социальных возможностей абилитации по сравнению со здоровым. В то же время хорошо известно, что раннее начало помощи существенно влияет на весь ход оздоровления и социализации. Поэтому возникает необходимость в разработке и реализации специальных (коррекционных) поддерживающих программ для детей-инвалидов с отклонениями в интеллектуальном развитии. Взаимодействие ребенка со своим социальным окружением определяет путь развития, который приводит к возникновению возрастных новообразований. Поиск эффективных форм коррекционного воздействия на детей с ограниченными интеллектуальными возможностями является одним из актуальных направлений совершенствования их воспитания, адаптации и абилитации.
Необходимо отметить, что для более полноценного развития ребенку с ограниченными интеллектуальными возможностями важно расширение границ его жизненного пространства, а это значит: обеспечить максимальную широту социальных контактов, жизнь такого ребенка не должна замыкаться только в кругу специализированных учреждений (он должен, как и здоровые дети, посещать детские праздники, различные представления, спортивные мероприятия и, по мере возможности, участвовать в них).
На сегодня «социальная модель инвалидности» постепенно вытесняет «медицинскую модель инвалидности», рассматривающей проблему инвалидности исключительно в медицинском аспекте. Если медицинская модель делает акцент на диагнозе органической патологии или дисфункции, приписывая инвалидам статус больных, которых необходимо исправлять или изолировать, то социальная модель рассматривает решение проблемы через создание системы социальных служб, помогающих инвалидам жить.
Социальная модель делает акцент на самом инвалиде, предоставляя ему определенный набор услуг и ориентируя на достойное существование. Именно в этом направлении и происходит переориентация социальной политики в отношении инвалидов в России.
Социализацию, социально-психическую адаптацию ребенка - инвалида определяют как интеграцию ребенка в общество, в ходе которой он оказывается в различных проблемных ситуациях, возникающих в сфере межличностных отношений. Именно таким образом ребенок-инвалид усваивает механизмы и нормы социального поведения, установки, черты характера и другие особенности, которые в целом и обеспечивают социализацию ребенка.
Дети с выраженной степенью интеллектуального недоразвития составляют самую представительную группу среди воспитанников детских домов-интернатов. В подавляющем большинстве интеллектуальные нарушения являются следствием органического поражения центральной нервной системы на ранних этапах онтогенеза.
Основываясь на концептуальных положениях теории развития аномального ребенка Л.С. Выготского, мы считаем целесообразным вести организацию учебно-воспитательного процесса в Детском доме-интернате в направлении, прежде всего, социального становления ребенка - инвалида как личности, которая формируется в процессе её активного взаимодействия с окружающей средой, в результате которого и возникают качественно новые психологические образования личности.
Мы исходим из того, что подготовка ребенка к интеграции в социум должна соответствовать тем требованиям, которые предъявляет общество к человеку.
Конкретизируя звенья социальных структур, необходимых для социальной адаптации и интеграции в общество выпускников, были отобраны прежде всего те представления, навыки, отношения, без которых сама жизнь может не состояться.
Для реализации задач социальной адаптации содержание социально-образовательной программы и её учебно-методическое обеспечение были максимально связаны с жизненным опытом ребенка.
Через установление четкой связи учебной деятельности с окружающей действительностью умственно отсталым ученикам становится понятней смысл их занятий, создается мотивация к познавательной деятельности.
При этом сам социум рассматривался как социально-образовательный ресурс для формирования адаптивно направленного учебного содержания и программно-методического обеспечения.
Программа социализации воспитанников Детского дома-интерната строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми и должна обеспечивать:
-
охрану, укрепление, развитие физического и психического здоровья детей;
-
эмоциональное благополучие каждого воспитанника;
-
интеллектуальное, духовно-нравственное, психологическое, экономическое, правовое развитие воспитанника;
-
допрофессиональную подготовку воспитанника;
-
приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
-
создание условий для социально-развивающей среды;
Программа социализации воспитанников состоит из следующих направлений: духовно-нравственное, умственное, трудовое, психологическое, экономическое, правовое, контрольно-диагностическое направление. По каждому направлению рассматриваются задачи направления, содержание работы, формы работы, критерии эффективности.
Предлагаем отдельные фрагменты разработанной нами Программы:
Психологическое направление
Задачи. Развитие самосознания воспитанника, обучение анализу своих чувств, поступков. Обучение успешному взаимодействию детей друг с другом. Развитие, коррекция высших психических функций (внимание, мышление, память).
Содержание работы. Диагностика познавательных процессов. Оказание помощи детям, имеющим трудности в усвоении образовательных и коррекционных программ. Регулирование отношений между воспитанниками. Развитие самосознания ребенка, обучение анализу своих чувств, своих поступков. Психологическая помощь детям и их родителям.
Формы работы. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия. Сюжетно-ролевые игры и драматизация. Психологические тренинги. Игры, упражнения на развитие высших чувств и сохранных качеств эмоциональной сферы. Проведение тематических бесед.
Критерии эффективности. Создание дружеской и эмоционально-теплой атмосферы между детьми. Эмоциональное благополучие каждого воспитанника.
Правовое направление
Задачи. Овладение знаниями правил поведения в общественных местах, осознание смысла терминов «мое», «чужое», понимание неприкосновенности чужой собственности. Профилактика правонарушений. Знание прав и обязанностей воспитанника интерната. Знание личной документации.
Содержание работы. Знакомство с правилами, нормами поведения в общественных местах. Борьба с воровством. Внушение недопустимости присвоения чужого имущества. Изучение прав и обязанностей воспитанника ДДИ. Представление об органах социальной защиты. Знание личной документации.
Формы работы. Заучивание правил поведения в различных социумах. Чтение поучительных рассказов, сказок, Беседы о правилах поведения. Беседы об органах социальной защиты, о личной документации. Встречи с представителями органов правопорядка.
Критерии эффективности. Знание правил поведения, своих прав и обязанностей. Соблюдение норм поведения в общественных местах.
Контрольно-диагностическое направление
Задачи. Сбор, системный учет, обработка и анализ информации по организации и результатам образовательного процесса для эффективного решения задач социализации детей. Осуществление контроля за исполнением законодательства о правах детей-инвалидов.
Содержание работы. Административные плановые, оперативные проверки. Мониторинг социальной компетентности воспитанников. Мониторинг адаптации поступивших воспитанников. Мониторинг подготовки к жизни в ПНИ. Мониторинг межличностного общения воспитанников группы. Создание банка данных социально-педагогических особенностей воспитанников ДДИ, систематическая работа по его обновлению.
Формы работы. Наблюдение, беседа, анкетирование, изучение документации, обобщение, анализ.
Критерии эффективности. Динамика социализации воспитанника, группы.
Последнее направление дает возможность управления по результатам - целенаправленного взаимодействия управляющей и управляемой подсистем по достижению прогнозированного результата. При этом нами активно используются различные виды мониторингов социализации воспитанников.
Социально-педагогический мониторинг является одним из видов мониторинга и предполагает планомерную организацию сбора и анализа информации о проблемах личности или группы детей с целью изучения возможностей и способов социально-педагогического воздействия на поведение, которая затрудняет их адаптацию и интеграцию в социальной среде. Преимуществом данной технологии является возможность получения достоверной информации от всех участников процесса социально-педагогического взаимодействия. Ее актуальность обусловлена тем, что зачастую работа с детьми направлена на борьбу со следствиями, что не способствует выработке адекватных мер профилактической и коррекционной работы. Социально-педагогический мониторинг позволяет выделить и оценить факторы риска, затрудняющих адаптацию личности или группы детей; выявить проблемы, определить возможности в преодолении проблем данной группы детей, или ребенка, среди которых важная роль принадлежит мерам социально-педагогического воздействия.
Социально-педагогическая диагностика ребенка с умственной отсталостью включает всестороннее социальное обследование, определение критериев для оценки наличия и степени выраженности ограничения жизнедеятельности, оценку педагогического, реабилитационного потенциала и прогноза.
Социально-педагогическая диагностика предусматривает:
-
анализ базовых социальных характеристик ребенка, его семьи;
-
анализ характеристик различных видов деятельности ребенка;
-
анализ данных социально-бытового, социально-средового и педагогического обследования;
-
анализ данных тестирования ребенка, проведенного для оценки определенной сферы жизнедеятельности;
-
определение социальных критериев для оценки наличия и степени выраженности ограничения жизнедеятельности;
• определение трудового, образовательного, социально-бытового и социально-средового потенциала.
Например, к базовым социально-педагогическим характеристикам ребенка, связанным со способностью контролировать свое поведение, относятся:
- возраст;
- характер личностных взаимоотношений с членами семьи;
- характер межличностных взаимоотношений (конфликтность, соответствие общественным нормам);
- возможность выполнения обычной повседневной деятельности (общепринятой для данного пола, возраста в соответствии с показаниями врачей);
- возможность соблюдения морально-этических, социально-правовых, санитарно-гигиенических норм);
- возможность осознания личной безопасности;
- возможность осознания самого себя, своего места во времени и пространстве, своих психических и личностных качеств;
- правильная идентификация предметов и людей
Проводимые в нашем детском доме-интернате мониторинги социализации были адаптированы, апробированы, изменены с учетом контингента воспитанников – детей с ограниченными возможностями (умственная отсталость умеренной, тяжелой, глубокой степени). В ходе проведения мониторингов по каждому воспитаннику решались следующие задачи: первичная диагностика, анализ и интерпретация полученных результатов, разработка индивидуальной коррекционной программы развития (образования, социализации), промежуточная диагностика, внесение корректировок, итоговая диагностика, анализ развития с целью выявления динамики в развитии и определения перспектив для разработки программы дальнейшего обучения, воспитания и социального сопровождения ребенка, обобщение итогов, кроме того - обучение педагогов, анализ результативности деятельности каждого педагога.
Проводятся мониторинг адаптации поступающих детей, мониторинг социальной компетентности, мониторинг прохождения обучения, мониторинг подготовки к переводу в психоневрологический интернат, мониторинг межличностного общения. Содержание мониторингов разных отделений различны. Составлен Банк данных социально-педагогических особенностей воспитанников ДДИ.
Применяемые мониторинги охватывают жизнь ребенка от поступления в наш интернат до выпуска - перевода во взрослый психо-неврологический интернат или на самостоятельное проживание.
В основе Программы социализации воспитанников интерната лежит учение Л.С. Выготского об изучении и учете компенсаторных возможностей в развитии детей. Компенсация дефектов развития должна осуществляться с опорой на сохранные способности ребенка, что в итоге обеспечивает социальную адаптацию и реабилитацию каждого воспитанника.
Литература
Белая К.Ю. Руководство ДОУ: контрольно-диагностическая функция. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.
Иванова Н.В., Бардинова Е.Ю., Калинина А.М. Социальное развитие детей: методическое пособие. – М.: ТЦ «Сфера», 2008.
Маралов В.Г., Фролова Л.П. Коррекция личностного развития дошкольников. - М.: ТЦ «Сфера», 2008.
Маханева М.Д. Управление развитием: Проблемы, планирование, перспективы. - М.: ТЦ «Сфера», 2007.
Николаев В.Н. «Социализация умственно отсталого ребенка в условиях интернатного учреждения».// «Образование и общество», 2009 г.
Овчарова Р.В. Справочник социального педагога /2 издание. – М.: ТЦ «Сфера», 2007.
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Первый раз в пятый класс: система мероприятий по адаптации обучающихся к условиям обучения в основной школе»
- Здоровьесбережение в образовательной организации в условиях внедрения ФГОС
- Аттестация педагогов: новые правила. Какие изменения внесены в порядок проведения аттестации