Открытый урок по алгебре 9 класс "Арифметическая прогрессия. Подготовка к ГИА"
1) Оргмомент. Сообщаю о работе групп. Выдаю карточки для каждой группы. Прошу командиров заполнить карточки.
Рабочая карточка
Урок по теме «Арифметическая прогрессия»
Руководитель группы _____________________
Список учащихся | Диктант | ГИА-1 часть | ГИА-2часть | Творческие задачи | Итог | |||||
самооценка | Оценка группы | самооценка | Оценка группы | 1за дача | 2за дача | №1 | №2 | №3 | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
2) Объявляю тему урока. Прошу учащихся сформулировать цели урока.
(слайд 1).
3) I этап
4) Диктант . Работаем индивидуально.(слайд 2).
а) Чем задаётся арифметическая прогрессия ?
б) чему равна разность арифметической прогрессии?
в) записать формулу n-ого члена арифметической прогрессии;
г) характеристическое свойство
д) формула суммы арифметической прогрессии ( II);
Оцените себя. Отметьте в рабочей карточке, сколько правильных формул записали.
А теперь проверим !!(слайд 3). Поставьте командиры оценку каждого по количеству правильных ответов.
Рефлексия. Поднимите руки кто получил оценку «5», «4».
А есть такие у кого нет правильных формул?
5) Продолжим. (слайд 4).
II этап
В ваших рабочих карточках это задание 2: «Задачи ГИА 1 части»
Работаем индивидуально, затем дадите себе оценку, а после проверки уточним, насколько вы правы.
Начали!!! (слайд 5-8).
Задание 1 из арифметических прогрессий выберите ту, для которой выполняется условие а12 <12
1) аn=12 2) an =3n-39 3 ) an =3n+39 4) an=2n+2
Задание 2
из арифметических прогрессий выберите ту, для которой выполняется условие 20<а10 <30
1) аn=3n 2) an =2n+20 3 ) an =3n-5 4) an=2n-10
Задание 3
Из арифметических прогрессий выберите убывающую
1) аn=3n -1 2) an =1+n/5 3 ) an =2/3n-15 4) an=1-n/2
Задание 4
Какое из чисел не является членом арифметической прогрессии 3; 6; 9; 12;…
1) 83 2) 95 3) 100 4) 102 (Попутно повторить признаки делимости на 3 и 9).
5) Проверим
Ответы 1) 2 2) 3 3) 4 4) 102
Оцените себя. Поставьте в рабочей карточке количество правильно решенных заданий.
Проверка работ, анализ результатов, рефлексия.
III этап
Переходим к следующему этапу работы «Задачи ГИА. 2 часть»
Открываю электронный учебник «Кирилла и Мефодия». Тема: «Арифметическая прогрессия». «Алгоритмы решения задач».
Работа с задачами из электронного учебника.
Задача 1 Дано: а1=3;
n=5;
an=a5=11
Найти: d, S5
Записываем дано, анализируем способ решения задачи.
«Слайд по теме: «Арифметическая прогрессия». Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Алгебра 9»
Слушаем алгоритм авторов учебника.
Решают учащиеся задачи, консультируют в группе. Можно предложить учащемуся оформить на доске.
Запись на доске:
а5=а1+4d
11=3+4d
4d=8
d=2
S5=(a1+a5)*5/2=(3+11)*5/2=35 Ответ d=2; S5=36
Задача 2 Дано: а1=1;
n=6;
S6=36
Найти: d, a6. Записываем дано, анализируем способ решения задачи.
Слушаем алгоритм авторов учебника
Решают самостоятельно. Проверяем ответ. Оценивает группа работу каждого и выставляет в карточку оценку.
Решение:
1) S6=(a1+a6)*6/2
2*S6=(а1+a6)6
а1+a6=2*36/6
a6=12-а1
a6=11
2) a6=a1+5d
5d=a6-a1
d=(11-1)/5=2 Ответ: а6=11, d=2
IV этап
Историческая задача. Слушаем задачу, решенную Колмогоровым в 6 лет.
«Слайд. Тема: «Арифметическая прогрессия». Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Алгебра 9»
На доске выписываем задачу:
1+3=22
1+3+5=32
1+3+5+7=42 и т.д. Предлагаю доказать учащимся, используя полученные знания по теме, обсудить в группах, проверяем по тексту слайда.
V этап
Творческие задачи учащихся. Работаем с презентациями учащихся.
А) Задача от будущего медика.
Курс воздушных ванн начинают с 15 минут в первый день и увеличивают время этой процедуры в каждый следующий день на 10 минут. Сколько дней следует принимать воздушные ванны в указанном режиме, чтобы достичь их максимальной продолжительности 1ч 45 мин?
Решение: (презентация «Задача от медика»)
Имеем арифметическую прогрессию а1=15, d=10, аn=105. Найти n.
Решение:
аn=a1 +(n-1)*d
105=15+(n-1)*10
105=15+10n-10
10n=100
n=10 Ответ: 10 процедур.
Б) Геометрическая задача (презентация «Геометрическая задача»)
Длина сторон прямоугольного треугольника три последовательных члена возрастающей арифметической прогрессии. Найдите разность этой прогрессии, если периметр треугольника равен 120.
Решение.
Пусть разность прогрессии равна d, d>0.
Составим систему и решим её
3а=120
а2 -4ad=0
d>0
Ответ: d=10.
Ребята, а теперь оцените себя, поставьте в соответствующей колонке «+» или «-»
VI этап
Домашнее задание : Так как урок сегодня был необычный то и задание домой необычное.
Откройте дневники и запишите: На листе формата А4 составить тест по теме «Арифметическая прогрессия». Тест должен содержать 5 заданий. Помогут вам в этом сборники для подготовки к ГИА и учебник «Алгебра 9» под редакцией А.Г.Мордковича.
На обратной стороне листа с тестом ключ к проверке.
VII этап
Подведение итогов :
Итак, выполнили мы поставленные задачи? Cбор рабочих карточек. Совместное обсуждение результатов работы.
Выставление оценок.
Томашева Галина.Алексеевна., учитель математики и информатики МОУ СОШ №2 г.Нефтекумск, Ставропольского края.
Открытый урок по алгебре в 9классе с презентацией-сопровождением.
«Арифметическая прогрессия. Задачи ГИА».
Учебник
А.Г.Мордкович и др. «Алгебра 9 класс». М. «Мнемозина», 2010г.
Дидактическая цель урока:
обобщение и систематизация теоретического и практического материала по данной теме;
Образовательные аспекты урока:
повторить и обобщить изученные методы решения задач на арифметическую прогрессию;
знакомство с типами задач разных уровней ГИА;
применение изученных методов в самостоятельной работе обучающего характера;
расширить знания об истории решения задач по данной теме.
Развивающие аспекты:
развитие речи, внимания;
развитие познавательной активности учащихся;
формирование самостоятельности в мышлении.
формирование интереса к изучению математики;
Воспитательные аспекты урока:
воспитание чувства само- и взаимоуважения;
воспитание интереса к истории математики как науки;
привитие аккуратности, навыков самостоятельной работы, навыков самооценки.
Формы организации познавательной деятельности:
фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы обучения:
по источнику приобретённых знаний – словесный, практический, наглядный;
по уровню познавательной активности – частично – поисковый.
Оборудование: компьютер, проектор, оценочные рабочие карточки, презентация-сопровождение в Роwer Point, электронный учебник «Уроки алгебры Кирилла и Мефодия 9 класс», тесты ГИА-9 (Лысенко Ф.Ф., Кузнецова Л. В.)
Литература к уроку и к домашнему заданию:
-
Учебник А.Г.Мордкович и др «Алгебра 9 класс». М. «Мнемозина», 2010г
-
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки алгебры 9 класс»
-
Ф.Ф. Лысенко и др. «Математика 9 класс. Подготовка к ГИА-9 2011»,Ростов-на-Дону, «Легион»,2010г.
-
Л.В.Кузнецова и др. «Алгебра: сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9кл.», М. «Просвещение», 2009г.
Ход урока.
-
Оргмомент. Сообщаю о работе групп. Выдаю карточки для каждой группы. Прошу командиров заполнить карточки.
Рабочая карточка
Урок по теме «Арифметическая прогрессия»
Руководитель группы _____________________
Список учащихся |
Диктант |
ГИА-1 часть |
ГИА-2часть |
Творческие задачи |
Итог |
|||||
самооценка |
Оценка группы |
самооценка |
Оценка группы |
1за дача |
2за дача |
№1 |
№2 |
№3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-
Объявляю тему урока. Прошу учащихся сформулировать цели урока.
(слайд 1).
-
I этап
-
Диктант . Работаем индивидуально.(слайд 2).
а) Чем задаётся арифметическая прогрессия ?
б) чему равна разность арифметической прогрессии?
в) записать формулу n-ого члена арифметической прогрессии;
г) характеристическое свойство
д) формула суммы арифметической прогрессии ( II);
Оцените себя. Отметьте в рабочей карточке, сколько правильных формул записали.
А теперь проверим !!(слайд 3). Поставьте командиры оценку каждого по количеству правильных ответов.
Рефлексия. Поднимите руки кто получил оценку «5», «4».
А есть такие у кого нет правильных формул?
5) Продолжим. (слайд 4).
II этап
В ваших рабочих карточках это задание 2: «Задачи ГИА 1 части»
Работаем индивидуально, затем дадите себе оценку, а после проверки уточним, насколько вы правы.
Начали!! (слайд 5-8).
Задание 1 из арифметических прогрессий выберите ту, для которой выполняется условие а12 <12
1) аn=12 2) an =3n-39 3 ) an =3n+39 4) an=2n+2
Задание 2
из арифметических прогрессий выберите ту, для которой выполняется условие 20<а10 <30
1) аn=3n 2) an =2n+20 3 ) an =3n-5 4) an=2n-10
Задание 3
Из арифметических прогрессий выберите убывающую
1) аn=3n -1 2) an =1+n/5 3 ) an =2/3n-15 4) an=1-n/2
Задание 4
Какое из чисел не является членом арифметической прогрессии 3; 6; 9; 12;…
1) 83 2) 95 3) 100 4) 102 (Попутно повторить признаки делимости на 3 и 9).
-
Проверим
Ответы 1) 2 2) 3 3) 4 4) 102
Оцените себя. Поставьте в рабочей карточке количество правильно решенных заданий.
Проверка работ, анализ результатов, рефлексия.
III этап
Переходим к следующему этапу работы «Задачи ГИА. 2 часть»
Открываю электронный учебник «Кирилла и Мефодия». Тема: «Арифметическая прогрессия». «Алгоритмы решения задач».
Работа с задачами из электронного учебника.
Задача 1 Дано: а1=3;
n=5;
an=a5=11
Найти: d, S5
Записываем дано, анализируем способ решения задачи.
«Слайд по теме: «Арифметическая прогрессия». Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Алгебра 9»
Слушаем алгоритм авторов учебника.
Решают учащиеся задачи, консультируют в группе. Можно предложить учащемуся оформить на доске.
Запись на доске:
а5=а1+4d
11=3+4d
4d=8
d=2
S5=(a1+a5)*5/2=(3+11)*5/2=35 Ответ d=2; S5=36
Задача 2 Дано: а1=1;
n=6;
S6=36
Найти: d, a6. Записываем дано, анализируем способ решения задачи.
Слушаем алгоритм авторов учебника
Решают самостоятельно. Проверяем ответ. Оценивает группа работу каждого и выставляет в карточку оценку.
Решение:
-
S6=(a1+a6)*6/2
2*S6=(а1+a6)6
а1+a6=2*36/6
a6=12-а1
a6=11
-
a6=a1+5d
5d=a6-a1
d=(11-1)/5=2 Ответ: а6=11, d=2
IV этап
Историческая задача. Слушаем задачу, решенную Колмогоровым в 6 лет.
«Слайд. Тема: «Арифметическая прогрессия». Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Алгебра 9»
На доске выписываем задачу:
1+3=22
1+3+5=32
1+3+5+7=42 и т.д. Предлагаю доказать учащимся, используя полученные знания по теме, обсудить в группах, проверяем по тексту слайда.
V этап
Творческие задачи учащихся. Работаем с презентациями учащихся.
А) Задача от будущего медика.
Курс воздушных ванн начинают с 15 минут в первый день и увеличивают время этой процедуры в каждый следующий день на 10 минут. Сколько дней следует принимать воздушные ванны в указанном режиме, чтобы достичь их максимальной продолжительности 1ч 45 мин?
Решение: (презентация «Задача от медика»)
Имеем арифметическую прогрессию а1=15, d=10, аn=105. Найти n.
Решение:
аn=a1 +(n-1)*d
105=15+(n-1)*10
105=15+10n-10
10n=100
n=10 Ответ: 10 процедур.
Б) Геометрическая задача (презентация «Геометрическая задача»)
Длина сторон прямоугольного треугольника три последовательных члена возрастающей арифметической прогрессии. Найдите разность этой прогрессии, если периметр треугольника равен 120.
Решение.
Пусть разность прогрессии равна d, d>0.
Составим систему и решим её
3а=120
а2 -4ad=0
d>0
Ответ: d=10.
Ребята, а теперь оцените себя, поставьте в соответствующей колонке «+» или «-»
VI этап
Домашнее задание : Так как урок сегодня был необычный то и задание домой необычное.
Откройте дневники и запишите : На листе формата А4 составить тест по теме «Арифметическая прогрессия». Тест должен содержать 5 заданий. Помогут вам в этом сборники для подготовки к ГИА и учебник «Алгебра 9» под редакцией А.Г.Мордковича.
На обратной стороне листа с тестом ключ к проверке.
VII этап
Подведение итогов :
Итак, выполнили мы поставленные задачи? Cбор рабочих карточек. Совместное обсуждение результатов работы.
Выставление оценок.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар «Реализация требований ФГОС ДО и Концепции развития математического образования в РФ в формировании математических представлений дошкольников: программно-дидактические комплекты»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Международный вебинар «Развитие сюжетно-ролевой игры у дошкольников: педагогическая поддержка. ФГОС ДО»
Различные формы работы активизируют познавательную деятельность учащихся, стимулируют школьников к самостоятельной работе и позитивно влияют на усвоение изучаемого материала.
Преподаватель использует необходимый набор упражнений для закрепления темы, подобраны интересные творческие задачи, которые показывают практическое использование математики в жизни и поднимают мотивацию изучения алгебры. Каждый этап занятия логически завершен и оправдан.
На мой взгляд, следовало дать учащимся не одно сложное задание, а несколько (может быть дополнительно, для самостоятельного решения в домашней работе). На экзаменах и контрольных работах стандартные задания не вызывают затруднений, а задачи повышенного уровня сложности решаются немногими школьниками по причине того, что они мало решаются на уроках. И в развивающих аспектах учитывать сложность изучения математики (обучение должно быть развивающим), для соблюдения основного дидактического принципа – научности на уровне достижений науки, основы которой преподаются.
Материалы к уроку можно рекомендовать для использования в учебном процессе основной школы.