Урок биологии " Разговор о правильном питании" (8 класс)
Левина Нина Геннадиевна
Учитель биологии
МОУ Цнинская СОШ №1
Тамбовский район
Тамбовской области
Тема: «Правильное питание – залог здоровья», 8 класс
Цель урока: Развить навыки рационального питания.
Задачи урока:
Образовательная - показать влияние пищи на нормальную жизнедеятельность человека; сформировать у учащихся понятие «рациональное питание»; раскрыть связь между рациональным питанием и здоровьем человека.
Воспитательная - воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Развивающая - продолжить развитие навыков по применению биологических знаний на практике; умение делать выводы, анализировать; развивать речь учащихся, вырабатывать свое мнение в ходе дискуссии.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование:
-
компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Правильное питание – залог здоровья» 8 класс,
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Сообщение темы урока
Тема урока: «Правильное питание – залог здоровья». ( слайд 1)
Эпиграф нашего урока: «Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для
того, чтобы жить» (Сократ)
III. Постановка учебных задач
Вопросы ( слайд 2)
Как вы считаете, что такое правильное питание?
Какое питание является рациональным?
Какие принципы и нормы рационального питания существуют?
Соответствуют ли ваши рост и вес возрасту?
В конце урока вы сами ответите на эти вопросы.
IV. Изучение нового материала
А) Работа с текстом.
У вас на столах лежит текст. Познакомьтесь с ним и скажите: «На что влияет характер питания?»
Ответы обучающих: ( слайд 3)
-
рост
-
физическое развитие
-
нервно-психическое развитие
-
процесс кроветворения
-
зрение
-
половое развитие
-
поддержание нормального состояния кожных покровов
-
защитная функция организма (устойчивость к инфекциям, агрессивному воздействию внешней среды, тяжелых металлов, радиоактивному облучению и другим неблагоприятным воздействиям)
Б) Защита проектов.
Существуют разные системы питания. Вы подготовили проекты: вегетарианство, сыроедение, раздельное питание, смешанное питание.
В) Выступление групп с презентациями.
Мы выслушали все выступления и, взяв из каждого рациональное зерно, я предлагаю вашему вниманию Проект совокупности правил правильного питания школьника: (Слайд 4)
1. Есть регулярно, а лучше 4 – 5 раз в день. Если следовать этим рекомендациям, чувство голода не возникнет и, садясь за стол, вы вполне удовлетворитесь небольшой порцией.
2. Тщательно пережевывать пищу, не злоупотреблять солеными и перчеными блюдами.
3. Пища должна быть разнообразной. Обязательно включать в рацион фрукты, молоко, кисломолочные продукты, рыбу, растительное масло, салаты из овощей. Эти продукты содержат вещества, необходимые растущему организму. Меньше следует употреблять мучного и сладкого.
4. Питание должно быть сбалансированным и энергетически оправданным.
Г) Обсуждение.
V. Физкультминутка.
Исходное положение: сидим прямо, ноги согнуты в коленях под прямым углом, руки на поясе. На счет раз-два плавно наклоняем голову назад, прогибаем спину в грудном отделе, локти отводим назад. На счет три-четыре наклоняем голову вперед в грудном отделе, локти отводим вперед. Повторяем 5-6 раз (для снятия утомления с мышц спины, шеи, плечевого пояса).
Отдохнули? А теперь продолжаем работу.
Д) Работа в тетрадях.
А как вы думаете, какие принципы рационального питания мы можем выделить?
Основные принципы рационального питания следующие: ( слайд 5)
-
регулярность;
-
умеренность;
-
полноценность;
-
сбалансированность;
-
разнообразие;
Учащиеся записывают принципы в тетрадь.
Какие пословицы и поговорки о питании и продуктах вы знаете? ( слайд 6)
Где пиры да чаи, там и немочи.
Через рот сто болезней входит.
Ешь правильно – и лекарство не надобно.
Хорошо прожуёшь – сладко проглотишь.
Самые точные часы – желудок.
Укоротить ужин - удлинить жизнь.
Ужин не нужен, был бы обед.
Не ложись сытым – станешь здоровым.
Ешь досыта, а делай до поту.
Лакомств тысяча, а здоровье одно.
Обед без овощей – праздник без музыки.
VI. Значение правильного питания.
Какие основные компоненты пищи вы знаете?
Белки, жиры и углеводы – основные компоненты пищи и главные источники энергии.
Сообщения обучающих (слайд 7-9)
Значение жиров в питании. ( приложение 2)
Значение белков в питании. ( приложение 3)
Значение углеводов в питании. ( приложение 4)
В каких единицах измеряется количество энергии в науке о питании?
Количество энергии в науке о питании оценивается в килокалориях (Ккал).
Например, 1г жира дает человеку 9 ккал, 1г белка или углеводов – 4 ккал. Пользуясь этими цифрами? врачи рассчитывают потребность разных людей в энергии и определяют калорийность суточных рационов. Калорийность питания должна соответствовать расходу энергии на различные виды деятельности, выполняемые в течение дня, а также на поддержание жизнедеятельности организма.
В настоящее время на любой упаковке продукта питания, кроме указания состава, сообщаются сведения о содержании в 100 г готового продукта белков, жиров, углеводов, витаминов и его калорийность.
VII. Поисково-исследовательская работа.
1) Практическая работа.
Рассмотрите упаковки, которые вы принесли на урок. Найдите информацию о калорийности на своих упаковках. (Несколько учащихся озвучивают информацию).
Эти свойства продуктов используют для составления рациона питания. Сейчас мы с вами составим суточный пищевой рацион. Работать вы будете в парах. На столах у вас лежат карточки с заданиями.
2)Самостоятельное выполнение заданий (работа в парах)
Учащиеся распределяются по парам, каждая пара выполняет три задания.
Задание 1.
Известно, что для восполнения энергозатрат в сутки 14-17-летние юноши должны потреблять с пищей в среднем 2900 ккал, девушки – 2600 ккал. Пользуясь данными табл.1, подсчитайте, сколько вы расходуете килокалории в сутки (можно округлять до получаса).
Задание 2.
Рассчитайте дневной рацион питания, исходя из собственной потребности в килокалориях. Наиболее оптимален четырехразовый прием пищи. Помните, что калорийность завтрака и ужина должна составлять 25% от общего количества килокалорий в сутки, обед – 35% , полдник – 15%. Для составления меню используйте данные табл.2. Суточный объем пищи (вместе с выпиваемой жидкостью) должен быть в пределах 2,5 -3 кг.
При составлении меню помните, что на завтрак полезно съедать молочную кашу или другой молочный продукт; обед по возможности должен включать закуску (салат из свежих овощей), первое блюдо (любой суп), второе (мясо или рыба с гарниром) и третье (сок, компот или напиток); в течение дня обязательно съедать несколько свежих фруктов.
Задание 3.
Определите оптимальное для вас время приема, учитывая, что физиологи советуют, чтобы интервал между едой не превышал 4–4,5 ч, а минимальный перерыв был не менее 3 ч. Кроме того, учтите, что интервал между ужином и отходом ко сну не должен быть меньше 2 ч. Данные запишите в табл. 4 и сравните их с рекомендуемыми.
Проверка выполнения заданий.
3) Составление правил пищевого рациона человека.
Ребята, вы правильно выполнили задания. Сформулируйте правила, которые необходимо соблюдать при составлении суточного рациона питания.
При составлении пищевого рациона человека следует придерживаться следующих правил: ( слайд 10)
- калорийность пищевого рациона должна соответствовать суточному расходу энергии;
- необходимо учитывать оптимальное для лиц данного вида труда (а для детей – возраста) количество белков, жиров и углеводов;
- наилучший режим питание предполагает четырехразовый прием пищи (первый, утренний, завтрак должен составлять 10-15%, второй завтрак 15-35%, обед 40-50% и ужин 15-20% от общей калорийности);
- продукты, богатые белком (мясо, рыба, яйцо), рациональнее использовать для завтрака и обеда. На ужин следует оставлять молочно-растительные блюда:
- в пищевом рационе около 30% должны составлять белки, жиры животного происхождении
А теперь давайте выясним соответствует масса вашего тела, вашему росту и возрасту. ( слайд 11)
4) Индивидуальная работа.
Рассчитайте массу тела, соответствующую вашему росту и возрасту по формуле:
Масса тела (в кг) = 50 + 0,75 (Т-150)+(А-20)/4
Т – рост в см; А – возраст (в годах)
Сравните, полученные результаты с фактическими данными. Соответствует ли ваш вес росту и возрасту.
VIII. Рефлексия.
Правильное питание обеспечивает нормальное физическое развитие ребенка, предупреждает возникновение таких отклонений, как отставание в росте, развития рахита, малокровие, ожирение, аллергические проявления, расстройства пищеварения. Питание оказывает определяющее влияние и на развитие центральной нервной системы, его интеллект, состояние работоспособности. В наше время- время больших перегрузок, значительного потока информации, ускоренных темпов жизни, возможностей возникновения стрессовых ситуаций- следует помнить, что правильное питание во многом содействует формированию организма, способного преодолевать сложности жизни.
IX. Анализ и оценка успешности достижения цели урока.
Можете вы ответить на вопросы которые поставили в начале урока? ( слайд 2)
X. Информация о домашнем задании. ( слайд12)
Для закрепления знаний о здоровом питании и навыков составления рациона питания в качестве домашнего задания можно предложить школьникам – разработать меню на следующий день; подсчитать калорийность своего суточного рациона, оценить его калорийность.
Приложение 1.
Значение питания в жизнедеятельности человека отражает выражение Г. Гейне
«Человек есть то, что он ест», тем самым подчеркивая исключительную роль питания в формировании и тела, и поведения человека. Характер питания оказывает влияние на рост, физическое и нервно-психическое развитие человека, особенно в детском и подростковом возрасте. Правильное питание является абсолютно необходимым фактором для обеспечения нормального кроветворения, зрения, полового развития, поддержания нормального состояния кожных покровов. Надо отметить, что здоровое питание определяет и степень выраженности защитной функции организма, повышая устойчивость детей инфекциям, агрессивному воздействию внешней среды, тяжелых металлов, радиоактивному облучению и другим неблагоприятным воздействиям.
Приложение 2. Значение жиров в питании.
Пищевые жиры не только являются источником энергии, но и поставляют материал для биосинтеза липидных структур, в частности мембран клеток, в организме. Жиры обладают наибольшей энергетической ценностью. При сгорании1г жира выделяется 37,7 кДж (9 ккал) тепла (при сгорании 1 г белка или углеводов - только 16,75 кДж (4 ккал)). Различают животные и растительные жиры. Они обладают различными физическими свойствами и составом. Животные жиры - твердые вещества. В их состав входит большое количество насыщенных жирных кислот, имеющих высокую температуру плавления. Растительные жиры в отличие от животных содержат значительное количество полиненасыщенных жирных кислот, относящихся к незаменимым факторам питания. Жировые продукты, помимо жиров, состоящих из глицерина и жирных кислот, содержат стерины, фосфолипиды и жирорастворимые витамины, оказывающие выраженное физиологическое действие.
Приложение 3. Значение белков в питании.
Белки играют в питании человека чрезвычайно важную роль, так как они являются главной составной частью клеток всех органов и тканей организма. Основное назначение белков пищи - это построение новых клеток и тканей, обеспечивающих развитие молодых растущих организмов. В зрелом возрасте, когда процессы роста уже полностью завершены, остается потребность в регенерации изношенных, отживших клеток. Для этой цели требуется белок, причем пропорционально изнашиваемости тканей. Установлено, что чем выше мышечная нагрузка, тем больше потребности в регенерации и соответственно в белке. Белки - сложные азотсодержащие биополимеры, мономерами которых служат аминокислоты. Белки в организме человека выполняют несколько важных функций пластическую, каталитическую, гормональную, функцию специфичности и транспортную. Важнейшей функцией пищевых белков является обеспечение организма пластическим материалом. Организм человека практически лишен резервов белка. Единственным источником их являются белки пищи, вследствие чего они относятся к незаменимым компонентам рациона.
Приложение 4. Значение углеводов в питании.
Углеводы как эссенциальные компоненты пищевого рациона не только определяют основной энергетический гомеостат организма, но существенно необходимы также для биосинтеза многих углеродсодержащих полимеров. На протяжении жизни человек в среднем потребляет около 14 тонн углеводов, и том числе более 2,5 тонн простых углеводов. Углеводы являются основной составной частью пищевого рациона человека, так как их потребляют примерно в 4 раза больше, чем белков и жиров. При обычном смешанном питании за счет углеводов обеспечивается около 60 % суточной энергоценности, тогда как за счет белков и жиров вместе взятых - только 40 %. Углеводы в организме используются преимущественно как источник энергии для мышечной работы. Чем интенсивнее физическая нагрузка, тем больше требуется углеводов. При малоподвижном образе жизни, напротив, потребность в углеводах уменьшается. Около 52-66 % углеводов потребляется с зерновыми продуктами, 14-26 % - с сахаром и сахаропродуктами, около 8-10- с клубне- и корнеплодами, 5—7 % с овощами, фруктами
Таблица 1. Расходы энергии на различные виды деятельности
Вид деятельности |
Энергозатраты, ккал/ч |
Сон и отдых лежа Уборка постели, умывание Чтение, просмотр телевизионных передач Мытьё посуды, глажение белья Вытирание пыли, подметание полов Стирка белья, мытьё полов Чтение учебника Объяснение учителя, ответ на уроке, контрольная работа Выполнение лабораторной работы Занятие спортом Езда в транспорте |
65-77 102-144 90-100 130-144 167-180 200-270 100-110 100-120 120-150 200-600 100 |
Таблица 2. Энергетическая ценность некоторых продуктов и блюд
Наименование продукта, блюда |
Масса, г |
Калорийность, ккал |
Наименование продукта, блюда |
Масса, г |
Калорийность, Ккал |
Хлеб ржаной |
50 |
109 |
Говядина отварная |
90 |
134 |
Хлеб пшеничный |
50 |
123 |
Треска жареная |
100 |
162 |
Масло |
20 |
76 |
Котлета говяжья |
100 |
168 |
Яйцо |
1 шт. |
133 |
Овощи тушеные |
225 |
140 |
Чай с сахаром |
200 |
86 |
Картофель отварной с маслом |
250 |
280 |
Кофе с молоком |
200 |
139 |
Зелёный горошек |
100 |
40 |
Какао с сахаром и молоком |
200 |
218 |
Сельдь слабой соли |
100 |
120 |
Сыр российский |
50 |
104 |
Макароны отварные с маслом |
200 |
364 |
Колбаса вареная |
50 |
103 |
Орехи грецкие |
100 |
565 |
Каша гречневая |
200 |
102 |
Мороженое пломбир |
100 |
226 |
Каша геркулесовая молочная |
200 |
200 |
Шоколад молочный |
50 |
233 |
Йогурт |
200 |
100 |
Печенье |
100 |
298 |
Творог полужирный |
100 |
174 |
Огурец свежий |
100 |
30 |
Молоко |
180 |
111 |
Салат из свежей капусты с растительным маслом |
155 |
100 |
Кефир |
180 |
109 |
Отвар шиповника с сахаром |
200 |
161 |
Бульон куриный с вермишелью |
200 |
260 |
Яблоко, груша, апельсин |
100 |
42 |
Борщ со сметаной |
300 |
169 |
Сок фруктовый |
200 |
90 |
Таблица 3. Суточный рацион питания
Прием пищи |
Наименование блюд |
Общая масса, г |
Общая калорийность |
Завтрак |
|
|
|
Обед |
|
|
|
Полдник |
|
|
|
Ужин |
|
|
|
Таблица 4. Часы приема пищи
Прием пищи |
Индивидуальное время |
Рекомендуемое время |
Завтрак |
|
7.30-8.00 |
Обед |
|
12.30 -13.30 |
Полдник |
|
15.30 -16.30 |
Ужин |
|
18.30 -19.30 |
Источники информации:
-
Безруких М.М. и др. Формула правильного питания: Рабочая тетрадь / М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. – 80с.
-
Домострой / Сост., вступ. ст., пер. и коммент. В.В.Клесова; Подг.текстовВ.В.Рождественского, В.В.Колесова и М.В.Пименовой; Худож. А.Г.Тюрин. – М.: Сов. Россия, 1990.- 304с.
-
Дорогие мои земляки. Из истории Еткульского района. /Авт.-сост. В.И.Сосенков./ Челябинск: «Форум-издат», 1994.-174с.
-
Личные воспоминания Костиной Н.П.
-
Интернет-ресурсы:
http://festival.1september.ru.
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- ИКТ на уроках изобразительного искусства по программе Б. М. Неменского
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»