Южная Америка.Население.Современные государства.
Население. Современные государства.
Мультимедийный урок с комбинированным применением ИКТ.
Цели и задачи: Сформировать представление о народах материка и современной политической карте Южной Америки.
Учить работать со справочным материалом и анализировать его.
Продолжить формирование умений работать с картами атласа.
Формирование умений работать с компьютерными технологиями.
Оборудование: мультимедийная установка, РС, CD-ROM «География 7 класс», раздаточный справочный материал, раздаточный
материал «Названия государств и географических объектов», раздаточный материал с практической работой
№2, презентация, презентация с практической работой (приложение).
Ход урока.
Слайд 1.
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
Слайд 2-3.
- Тема урока. План урока
- Население.
- А) Христофор Колумб в 1492 году писал из Америки королю и королеве Испании: «Я присягаю Вашим Величествам, что в целом мире нет лучшего народа. Они любят своих соседей, как самих себя».
Как называют коренное население Южной Америки?
Откуда пошло название «индейцы»?
- Происхождение коренного населения на материке – индейцев — долгое время вызывало споры среди учёных. А, по-вашему, откуда пришли индейцы в Южную Америку?
По наиболее распространённому мнению предки индейцев пришли на материк через Северную Америку из Северо-восточной Азии примерно за 15 тысяч лет до н.э.
- Предками некоторых групп индейцев Южной Америки – карибов, арауканов – по мнению некоторых учёных, могли быть более поздние выходцы из Океании.
- До появления европейцев Южную Америку населяли многочисленные индейские народы. Они стояли на разных ступенях развития.
- Одни из них жили первобытнообщинным строем, занимались охотой, рыболовством, собирательством.
- Другие находились на весьма высокой ступени общественного развития, о чём свидетельствовала Империя Инков в Андах ( слайд 8), население которой знало ремёсла и земледелие, а также имело зачатки научных знаний.
Учащиеся сделали маленькие исследовательские сообщения о цивилизации инков. Давайте их послушаем.
- Учащиеся представляют мини-презентацию об Империи Инков.
- Этнический состав и языковые семьи.
- Европейская и, прежде всего испанская колонизация, начавшаяся в 16 веке, быстро привела к большому изменению этнического облика континента. Значительная часть индейцев была истреблена, либо погибла в результате жестокой эксплуатации и завезённых колонизаторами болезней.
- В настоящее время в большинстве стран индейцы составляют лишь 4-7 % населения. В Аргентине, Чили, Уругвае почти все индейцы были истреблены ещё в период колонизации. И только в Перу, Боливии, Эквадоре индейцы составляют от 50 – 90 % от населения стран.
Слайд 16.
- Как и их предки, современные индейцы говорят на сотне языков. Лингвинисты объединяют их в несколько крупных языковых семей: кечуа, чибча, аравакская, арауканская, тупи-гурани, карибская, панно-же, мбайя-гурани.
- В настоящее время свою культуру в основном сохраняют или большие индейские народы – кечуа, араваки (Боливия) или отдельные мелкие племена, проживающие в наиболее удалённых районах экваториального леса. Многие индейские народы утратили знание своего языка.
- Расовый состав.
Слайд 18.
С конца 15 – начала 16 веков на материке стали селиться испанцы и португальцы, а позднее и другие выходцы из других стран Европы. Европейцы относятся к пришлому населению. А к какой расе относятся они?
В 16 веке начинается ввоз из Африки негров-рабов.
Слайд 19.
Для какой цели? (работы на плантациях). Негры относятся к …… расе? Вот эти расовые и этнические компоненты сыграли значительную роль в формировании народов и наций в странах Центральной и Южной Америки.
Слайд 20.
Итак, какие расы представлены на материке?
- Межрасовое смешение.
Уже в колониальный период происходило межрасовое смешение народов, которые жили на одной территории, поэтому они быстро ассимилировались друг с другом, вступая в смешанные браки. Но потомки смешанных баков имеют переходные, смешанные внешние черты, поэтому не являются представителями основных рас.
Кто является потомками смешанных браков?
Слайд 22 — Метисы,
Слайд 23 — Мулаты,
Слайд 24 — Самбо.
Слайд 25.
- Задание. Диск «География 7 класс» — Меню – Южная Америка – Практика – Задание 6.
- 1. Собрать портреты представителей основных рас на материке.
- 2. От каких рас произошли мулаты, метисы, самбо. (слайды 26, 27, 28).
Слайд 29.
- Плотность населения. Вопросы:
2. Чем вызвана высокая плотность населения этих регионов?
3. На побережье какого океана расположено большее количество крупных городов?
Слайд 30.
- Современные страны.
После открытия Южной Америки, материк стал объектом острой борьбы между европейскими странами, особенно Испанией и Португалией.
Слайд 31.
В 1542 году испанцы создали здесь вице – королевство Перу со столицей в Лиме.
Слайд 32.
В 18 веке были созданы ещё два вице — королевства – Новая Гренада, куда вошли территории нынешних Колумбии и Венесуэлы, и Рио — Ла-Плата, в составе современных Аргентины, Боливии и Уругвая.
Слайд 33.
Приатлантическую территорию осваивали португальцы, объявив в 1500 г. о создании колонии «Терра да Санту Круш» (Земля Святого креста). С 17 века эта территория стала называться …? (Бразилией).
Поэтому в Южной Америке разговаривают на каких языках?
Слайд 34.
- Большинство названий государств и других географических объектов материка имеют испанское или португальское происхождение.
Монтевидео – «Я вижу землю»
Рио – Де – Жанейро – «январская река»
Аргентина – «страна серебра»
Боливия – названа по имени предводителя освободительного движения против Испании Симона Боливара.
Чили – в переводе с местного наречия «холодно, снег»
Венесуэла – первооткрыватели увидели постройки на сваях и назвали по ассоциации с итальянским городом – «Венеция»
Бразилия – название дано о породы красного дерева пау – бразил, древесина которого во времена колонизации играла значительную роль в торговле.
- Работа с политической картой Южной Америки.
1. Назовите 3 самых больших по площади государств Южной Америки?
Слайд 36.
2.Назовите 3 самых маленьких по площади государств Ю.А.?
Слайд 37.
3. Назовите страны, расположенные на Атлантическом побережье?
Слайд 38.
- Назовите страны, расположенные на Тихоокеанском побережье?
- Назовите страны, не имеющие выхода к океанам?
- Работа со справочным материалом.
- Назовите 3 самых больших по численности населения государств Ю.А.?
- Назовите 3 самых малочисленных государств Ю.А.?
- Назовите 3 самых крупно населённых города Ю.А.? Какие европейские государства имели в Южной Америке самые большие колонии?
Работа с диском. Изучить и рассказать о государствах: Бразилия, Аргентина, Перу (слайды 47-50).
Диск «География 7 класс»- Меню – Страны – Южная Америка – государства Бразилия, Перу, Аргентина..
III. Закрепление.
Слайд 51.
Практическая работа №2 «Назови страну». (выполнять задания учащиеся могут как в презентации, так и в бумажном варианте)
План работы:
- По описанию определить страну.
- Написать название государства и его столицу.
- Бразилия,
- Аргентина,
- Эквадор,
- Чили,
- Венесуэла.
Проверить выполнение задания.
Слайд 57.
IV. Домашнее задание: § 53, подобрать дополнительный материал о природе, растительном и животном мире Южной Америки.
Слады 58-59.
V. Итоги.
Одной из самых известных южноамериканских цивилизаций стала Империя Инков – народа, жившего в 9 веке на территории современного Перу. Эта империя включала в себя земли современной Боливии, южную часть Эквадора, север Чили и Аргентины.
Во главе Империи стоял Верховный Инка – сын Солнца, а сами инки считали себя «сыновьями Солнца».
Одна из древнейших легенд рассказывает, что когда из озера Титикака вышли супруги, получившие волшебный золотой жезл от своего отца Солнца, им было предсказано в определённом месте основать город и страну. Долго они искали это место. И вот однажды, после долгих поисков, жезл неожиданно ушёл в землю. Здесь возникла столица Империи Инков – город Куско, руины которого можно увидеть и сегодня.
Главный храм империи – величественный храм Солнца: его стены от потолка до пола были покрыты золотыми пластинами, в глубине находилось огромное изображение Солнца. Для инков золото было духовным символом, каплями пота, пролитыми богом Солнцем.
В 120 км. от Куско и на 1000м. ниже, в области, которую называют «порогом сельвы», расположен комплекс Мачу-Пикчу, который с 2007 года входит в семёрку современных чудес света.
Мачу – Пикчу называют «потерянным городом Инков», который был найден в 1911 году. Уже около века археологи, историки, этнографы пытаются разгадать тайны Мачу-Пикчу: каков возраст этих сооружений, кто были те люди, что возвели их? Какие люди обитали здесь и обитали они постоянно или временно? А главное – каково было назначение Мачу-Пикчу?
Высказывают предположение, что это военная крепость, последнее пристанище Инки и его приближённых, Святилище инков.
На территории Перу, в некоторых индейских племенах сохранилось КИПУ – узелковое письмо древних инков.
Кипу - на языке индейцев кечуа – означает «УЗЕЛ». Это своеобразное письмо представляет собой шнурок с привязанными к нему разноцветными шнурками, на которых завязывались узелки. Некоторые ученые полагают, что КИПУ содержат тексты хроник, законов. КИПУ служили своего рода способом сохранения в памяти важных событий. У индейцев бытовало изречение: «Тот, кто не умея, считывать узлы, мнит, что может сосчитать звёзды, достоин осмеяния».
Названия государств и географических объектов:
|
Справочные материалы Государства Южной Америки
Крупнейшие города Южной Америки
|
Практическая работа План работы.
Описание государств.
|
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»