В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Чёрная пятница! С 20 по 22 ноября 2024 г. Скидки 75% на ВСЁ! Подробнее

Урок "Планеты Солнечной системы. Смена дня и ночи, смена времён года"

Урок "Планеты Солнечной системы. Смена дня и ночи, смена времён года"

Людмила Шпакова
Тип материала: Урок
Рейтинг: 1234 голосов:1просмотров: 10451
Краткое описание
На данном уроке-презентации дети при помощи красочных слайдов знакомятся с планеты Солнечной системы, получают представление о смене дня и ночи, смене времён года.
Описание
ЦЕЛИ данного урока:  познакомить учащихся с планетами Солнечной системы, сформировать представление о них и о том, отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года.  Развивать познавательный интерес, умение наблюдать, анализировать.
 На уроке используются различные формы и методы: решение кроссворда, блиц-опрос, беседа, представлен красочный наглядный материал (презентация). 

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Муниципальное общеобразовательное учреждение Платовская основная общеобразовательная школа.docx Скачать

Муниципальное общеобразовательное учреждение Платовская основная общеобразовательная школа

















«Планеты Солнечной системы. Смена дня и ночи, смена времён года.»

Конспект урока по окружающему миру

в 4 классе

















Автор: Шпакова Людмила Ильинична













Платовка 2011

ТЕМА: Планеты Солнечной системы. Смена дня и ночи, смена времён года.



ЦЕЛИ: 1. Познакомить учащихся с планетами Солнечной системы, сформировать представление о них и о том, отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года.

2. Развивать познавательный интерес, умение наблюдать, анализировать.



ОБОРУДОВАНИЕ: рисунки и фотографии «Планеты Солнечной системы», глобус, теллурий, схемы «Смена дня и ночи», «Смена времён года». Презентация.



ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент.













2.Сообщение темы и целей урока.































3.Проверка домашнего задания.



























































4.Работа над темой «Планеты Солнечной системы»























































































































































































































5.Физкультминутка











6.Работа с рабочей тетрадью.







7.Практическая работа «Отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года»





























































8. Итог урока







9.Домашнее задание

- Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок,

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь оценку «пять»



- Какие новые слова вы узнали на прошлом уроке?

- Каким вы увидели мир глазами астронома?



- Что вы узнали нового о Солнце?

- Сегодня на уроке мы постараемся раскрыть секреты планет Солнечной системы и узнать, отчего на Земле сменяются день и ночь, времена года. (СЛАЙД № 3 ) А для этого нам нужны хорошие знания, ум и смекалка, умение наблюдать, анализировать и быть дисциплинированными.







- Итак, прежде чем приступить к раскрытию секретов:

1)Нам предстоит разгадать кроссворд. Он перед вами. (СЛАЙД № 4 )

- Сторона света и название космического корабля

- Небесное тело, видимое простым глазом, в форме светящейся точки на небе.

- Специалист по астрономии.

- небесное тело, движущееся вокруг планеты.

- Наука о небесных телах.

- Ближайшая от Земли звезда.

-Небесное тело, имеющее вид туманного светящегося пятна и световой полосы в форме хвоста.



2)А теперь вашему вниманию предлагается блиц-опрос.

(СЛАЙД № 5 )

- Слушайте каждое моё высказывание и отвечайте «верно» или «неверно».

- Молодцы! Вы разгадали кроссворд и справились с блиц - опросом.

- А теперь можно приступать к раскрытию секретов планет Солнечной системы и планеты Земля.







  • Давайте вспомним все планеты, которые входят в состав Солнечной системы. (СЛАЙДЫ №7, № 8 )

- Сколько планет в Солнечной системе?

- В каком порядке по мере удаления от Солнца они расположены? Назовите их.

- Давайте посмотрим, как выглядит наша планета из космоса. (СЛАЙД № 8 )

- Какую форму она имеет?

- Почему космонавты называют Землю голубой планетой?

- На Земле много воды, но она ещё имеет воздушную оболочку, атмосферу, и эта оболочка придаёт планете голубизну.

-Посмотрите ещё раз на слайд «Планеты Солнечной системы». (СЛАЙД № 7 )

-Какая по счёту планета Земля от Солнца?

-Назовите её соседей.

-Назовите естественный спутник Земли.

- Земля это уникальная планета. Это единственная планета Солнечной системы, а может и всей Вселенной, где имеется жизнь. Она расположена там где надо. Если бы Земля была ближе к Солнцу, на ней стояла бы сильная жара. Если бы она находилась дальше, на ней было бы через чур холодно. А от жары или сильного холода погибло бы всё живое.

-Так почему Землю называют «Планета- сад» ?



  • Ну а теперь пришло время поближе познакомиться с другими планетами.

-Эта планета находится ближе всех к Солнцу. Кто скажет, что это за планета? (СЛАЙД № 9)

- Правильно это Меркурий. Днём на Меркурии жарче, чем в любой точке Земли в 7 раз. Ночью очень холодно, ниже нуля – нет атмосферы, и тепло не сохраняется. Меркурий вращается вокруг Солнца быстрее других планет. Поверхность каменистая и пустынная.

-Эта планета вторая от Солнца. Что за планета? (СЛАЙД № 10)

-Планета Венера носит имя богини красоты. Своими размерами схожа с Землёй, а её поверхность покрывают горы и пустыни. Атмосфера состоит из углекислого газа, отличается плотностью, что удерживает тепло, а потому на Венере постоянно высокая температура. Самая яркая, вращается наоборот – Солнце всходит на западе и заходит на востоке.

- Четвёртая планета от солнца, названа в честь римского бога войны – за свой красный цвет – цвет крови. (СЛАЙД № 11)

- Марс похож на Землю больше, чем любая другая планета. Поверхность – коричневая пустыня с кратерами и расселинами напоминающими безводные каналы. Есть горы некоторые выше, чем Эверест. На поверхности содержится большое количество железа, окисляясь, дает красный цвет. Два спутника – Фобос(Страх), Деймос(Ужас).

- Познакомились с планетами которые называют каменными (земная группа) (СЛАЙД № 12 )



  • Продолжаем знакомство с планетами Солнечной системы.

- Следующая планета самая большая. Назовите её.

Эту планету еще называют Гигант Юпитер. (СЛАЙД № 13 )

- А это вторая по величине планета, её легко узнать по окружающим её красивым светящимся кольцам, состоящим из миллиардов твёрдых частичек (лёд и камень). Кто догадался, что это за планета? (СЛАЙД № 14 )

- Следующая планета впервые замечена в 1781 году астрономом – любителем Вильямом Гершелем. (СЛАЙД № 15 )

- Эта планета носит имя римского бога морей. (СЛАЙД № 16 )

- Самая удалённая от Солнца планета? Названа она в честь римского бога – повелителя царства мёртвых. (СЛАЙД № 17 )

- Эту группу планет называют газовыми. Перечисли их ещё раз. (СЛАЙД № 18 )

- Назовите сходства и различия планет Солнечной системы.















- Пришло время отдохнуть. (СЛАЙД № 19 )





- Откроем тетради на стр.4, выполним задания №1, №2, №3







- Секреты планет мы с вами открыли, но остался ещё один секрет.

- В это нам поможет прибор «теллурий». Рассмотрите прибор. Лампочка – это Солнце, глобус – наша Земля.

- Посмотрим прибор в работе. Что делает Земля?

- Что ещё заметили?

- Посмотрите, как освещается Земля солнцем? Одинаково?



- Что бывает в той части, которую освещает Солнце?

- А что бывает в той части, куда не попадают солнечные лучи?

- Рассмотрим схему. (СЛАЙД № 20 )

- Один оборот земля делает за 23часа 56 минут.

- Так отчего же происходит смена дня и ночи?



- Но земля вращается ещё и вокруг ?

- Что же происходит на Земле? Что мы наблюдаем? (СЛАЙД № 21 )

- А как движется Земля вокруг Солнца?



- Один оборот вокруг Солнца Земля делает за 365 суток, или за год.



  • Итак, мы открыли тайну смены дня и ночи, времён года.

А теперь давайте сделаем выводы, к которым пришли. (СЛАЙД № 22 )



-Подведём итоги нашего урока. (СЛАЙД № 23)







- Учебник стр. 9-15, рабочая тетрадь стр.5-6 №4, №5, №6

















-Астрономия, астроном, Вселенная, Солнечная система.

-Мир глазами астронома – это Вселенная, космос. В космосе всё движется.

-Солнце – самая обычная звезда, одна из многих в нашей галактике, играет важную роль в Солнечной системе. Вокруг Солнца движутся планеты и другие небесные тела.





Дети разгадывают кроссворд.























Даются ответы на блиц-опрос































- В Солнечной системе 9 планет.

- Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

-Форму шара. Она голубого цвета.



-На земле много воды.















-Земля – третья планета от Солнца.

- Соседями Земли являются Марс и Венера.

- Естественный спутник Земли это Луна.













- На ней растут растения. И потому, что на ней есть жизнь.









- Это Меркурий.



















- Это Венера























- Это Марс







































- Юпитер















- Это Сатурн.









- Нептун



- Плутон







Учащиеся перечисляют планеты.



- Все планеты вращаются вокруг Солнца. Планеты имеют форму шара. Различаются по величине. Находятся на разном расстоянии от Солнца

























- Отчего на Земле сменяется день, ночь, времена года?







- Земля вращается вокруг Солнца.

- Она вращается вокруг своей оси.

- Сначала одну её часть, а затем другую.

- День

- Ночь











- Из-за вращения Земли вокруг своей оси.

- Солнца

-Земная ось наклонена, одна часть ближе к Солнцу, а другая дальше.

-Медленно.

- Происходит смена времён года.



Используемая литература:

  1. Н.В. Лободина. «Мир вокруг нас» 4класс (поурочные планы по учебнику А.А.Плешакова)

  2. «Я иду на урок в начальную школу. Природоведение.» (Книга для учителя)

  3. «Мир вокруг нас» (учебник для 4 класса) –Москва : «Просвещение» 2007 г.













Шпакова Людмила Ильинична, учитель начальных классов.rar Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос