Урок "Планеты Солнечной системы. Смена дня и ночи, смена времён года"
На уроке используются различные формы и методы: решение кроссворда, блиц-опрос, беседа, представлен красочный наглядный материал (презентация).
Муниципальное общеобразовательное учреждение Платовская основная общеобразовательная школа
«Планеты Солнечной системы. Смена дня и ночи, смена времён года.»
Конспект урока по окружающему миру
в 4 классе
Автор: Шпакова Людмила Ильинична
Платовка 2011
ТЕМА: Планеты Солнечной системы. Смена дня и ночи, смена времён года.
ЦЕЛИ: 1. Познакомить учащихся с планетами Солнечной системы, сформировать представление о них и о том, отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года.
2. Развивать познавательный интерес, умение наблюдать, анализировать.
ОБОРУДОВАНИЕ: рисунки и фотографии «Планеты Солнечной системы», глобус, теллурий, схемы «Смена дня и ночи», «Смена времён года». Презентация.
ХОД УРОКА
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1.Организационный момент. 2.Сообщение темы и целей урока. 3.Проверка домашнего задания. 4.Работа над темой «Планеты Солнечной системы» 5.Физкультминутка 6.Работа с рабочей тетрадью. 7.Практическая работа «Отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года» 8. Итог урока 9.Домашнее задание |
- Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок, Постарайтесь всё понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать, Чтоб за работу получать Только лишь оценку «пять» - Какие новые слова вы узнали на прошлом уроке? - Каким вы увидели мир глазами астронома? - Что вы узнали нового о Солнце? - Сегодня на уроке мы постараемся раскрыть секреты планет Солнечной системы и узнать, отчего на Земле сменяются день и ночь, времена года. (СЛАЙД № 3 ) А для этого нам нужны хорошие знания, ум и смекалка, умение наблюдать, анализировать и быть дисциплинированными. - Итак, прежде чем приступить к раскрытию секретов: 1)Нам предстоит разгадать кроссворд. Он перед вами. (СЛАЙД № 4 ) - Сторона света и название космического корабля - Небесное тело, видимое простым глазом, в форме светящейся точки на небе. - Специалист по астрономии. - небесное тело, движущееся вокруг планеты. - Наука о небесных телах. - Ближайшая от Земли звезда. -Небесное тело, имеющее вид туманного светящегося пятна и световой полосы в форме хвоста. 2)А теперь вашему вниманию предлагается блиц-опрос. (СЛАЙД № 5 ) - Слушайте каждое моё высказывание и отвечайте «верно» или «неверно». - Молодцы! Вы разгадали кроссворд и справились с блиц - опросом. - А теперь можно приступать к раскрытию секретов планет Солнечной системы и планеты Земля.
- Сколько планет в Солнечной системе? - В каком порядке по мере удаления от Солнца они расположены? Назовите их. - Давайте посмотрим, как выглядит наша планета из космоса. (СЛАЙД № 8 ) - Какую форму она имеет? - Почему космонавты называют Землю голубой планетой? - На Земле много воды, но она ещё имеет воздушную оболочку, атмосферу, и эта оболочка придаёт планете голубизну. -Посмотрите ещё раз на слайд «Планеты Солнечной системы». (СЛАЙД № 7 ) -Какая по счёту планета Земля от Солнца? -Назовите её соседей. -Назовите естественный спутник Земли. - Земля это уникальная планета. Это единственная планета Солнечной системы, а может и всей Вселенной, где имеется жизнь. Она расположена там где надо. Если бы Земля была ближе к Солнцу, на ней стояла бы сильная жара. Если бы она находилась дальше, на ней было бы через чур холодно. А от жары или сильного холода погибло бы всё живое. -Так почему Землю называют «Планета- сад» ?
-Эта планета находится ближе всех к Солнцу. Кто скажет, что это за планета? (СЛАЙД № 9) - Правильно это Меркурий. Днём на Меркурии жарче, чем в любой точке Земли в 7 раз. Ночью очень холодно, ниже нуля – нет атмосферы, и тепло не сохраняется. Меркурий вращается вокруг Солнца быстрее других планет. Поверхность каменистая и пустынная. -Эта планета вторая от Солнца. Что за планета? (СЛАЙД № 10) -Планета Венера носит имя богини красоты. Своими размерами схожа с Землёй, а её поверхность покрывают горы и пустыни. Атмосфера состоит из углекислого газа, отличается плотностью, что удерживает тепло, а потому на Венере постоянно высокая температура. Самая яркая, вращается наоборот – Солнце всходит на западе и заходит на востоке. - Четвёртая планета от солнца, названа в честь римского бога войны – за свой красный цвет – цвет крови. (СЛАЙД № 11) - Марс похож на Землю больше, чем любая другая планета. Поверхность – коричневая пустыня с кратерами и расселинами напоминающими безводные каналы. Есть горы некоторые выше, чем Эверест. На поверхности содержится большое количество железа, окисляясь, дает красный цвет. Два спутника – Фобос(Страх), Деймос(Ужас). - Познакомились с планетами которые называют каменными (земная группа) (СЛАЙД № 12 )
- Следующая планета самая большая. Назовите её. Эту планету еще называют Гигант Юпитер. (СЛАЙД № 13 ) - А это вторая по величине планета, её легко узнать по окружающим её красивым светящимся кольцам, состоящим из миллиардов твёрдых частичек (лёд и камень). Кто догадался, что это за планета? (СЛАЙД № 14 ) - Следующая планета впервые замечена в 1781 году астрономом – любителем Вильямом Гершелем. (СЛАЙД № 15 ) - Эта планета носит имя римского бога морей. (СЛАЙД № 16 ) - Самая удалённая от Солнца планета? Названа она в честь римского бога – повелителя царства мёртвых. (СЛАЙД № 17 ) - Эту группу планет называют газовыми. Перечисли их ещё раз. (СЛАЙД № 18 ) - Назовите сходства и различия планет Солнечной системы. - Пришло время отдохнуть. (СЛАЙД № 19 ) - Откроем тетради на стр.4, выполним задания №1, №2, №3 - Секреты планет мы с вами открыли, но остался ещё один секрет. - В это нам поможет прибор «теллурий». Рассмотрите прибор. Лампочка – это Солнце, глобус – наша Земля. - Посмотрим прибор в работе. Что делает Земля? - Что ещё заметили? - Посмотрите, как освещается Земля солнцем? Одинаково? - Что бывает в той части, которую освещает Солнце? - А что бывает в той части, куда не попадают солнечные лучи? - Рассмотрим схему. (СЛАЙД № 20 ) - Один оборот земля делает за 23часа 56 минут. - Так отчего же происходит смена дня и ночи? - Но земля вращается ещё и вокруг ? - Что же происходит на Земле? Что мы наблюдаем? (СЛАЙД № 21 ) - А как движется Земля вокруг Солнца? - Один оборот вокруг Солнца Земля делает за 365 суток, или за год.
А теперь давайте сделаем выводы, к которым пришли. (СЛАЙД № 22 ) -Подведём итоги нашего урока. (СЛАЙД № 23) - Учебник стр. 9-15, рабочая тетрадь стр.5-6 №4, №5, №6 |
-Астрономия, астроном, Вселенная, Солнечная система. -Мир глазами астронома – это Вселенная, космос. В космосе всё движется. -Солнце – самая обычная звезда, одна из многих в нашей галактике, играет важную роль в Солнечной системе. Вокруг Солнца движутся планеты и другие небесные тела. Дети разгадывают кроссворд. Даются ответы на блиц-опрос - В Солнечной системе 9 планет. - Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. -Форму шара. Она голубого цвета. -На земле много воды. -Земля – третья планета от Солнца. - Соседями Земли являются Марс и Венера. - Естественный спутник Земли это Луна. - На ней растут растения. И потому, что на ней есть жизнь. - Это Меркурий. - Это Венера - Это Марс - Юпитер - Это Сатурн. - Нептун - Плутон Учащиеся перечисляют планеты. - Все планеты вращаются вокруг Солнца. Планеты имеют форму шара. Различаются по величине. Находятся на разном расстоянии от Солнца - Отчего на Земле сменяется день, ночь, времена года? - Земля вращается вокруг Солнца. - Она вращается вокруг своей оси. - Сначала одну её часть, а затем другую. - День - Ночь - Из-за вращения Земли вокруг своей оси. - Солнца -Земная ось наклонена, одна часть ближе к Солнцу, а другая дальше. -Медленно. - Происходит смена времён года. |
Используемая литература:
-
Н.В. Лободина. «Мир вокруг нас» 4класс (поурочные планы по учебнику А.А.Плешакова)
-
«Я иду на урок в начальную школу. Природоведение.» (Книга для учителя)
-
«Мир вокруг нас» (учебник для 4 класса) –Москва : «Просвещение» 2007 г.
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Подготовка к всероссийским итоговым проверочным работам обучающихся 4 классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО