Урок по теме "Строение семян покрытосеменных растений" для 6 класса
Содержит Цифровой ресурс: 1) презентация к уроку в формате PowerPoint 2) анимированный кроссворд
Содержит Методический ресурс: 1) план-конспект 2) приложение № 1 3) тест для самопроверки
Лучший совестный урок - 2011
МАОУ «СОШ № 50 с углубленным изучением английского языка» город Пермь Пермский край
Учитель биологии и химии
Учитель Пестова Наталья Михайловна
Предмет Биология
Класс 6
Учебник В.В. Пасечник. Биология. Бактерии Грибы Растения
Тема Строение и условия прорастания семян покрытосеменных
растений
Тип урока изучение нового материала
Цель урока: формирование представлений о строении семян покрытосеменных растений,
ознакомление с признаками семян однодольных и двудольных растений
Задачи урока:
развивающие - обучение работе в парах, умение ставить проблемы и творчески искать ответ, развитие навыков наблюдения, сравнения, обобщения, рефлексии, самооцениванию и самокоррекции работы на уроке;
воспитательные – формирование коммуникативной компетенции учащихся через обучение культуре общения, оказания взаимопомощи одноклассникам, воспитание уверенности в своих способностей; формирование деятельностной компетенции через выполнение практической работы;
формирование информационной компетенции через умение извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа рисунков, натуралистических объектов;
Оборудование: компьютер с поддержкой мультимедиа, проекционная аппаратура, препаравальные иглы, скальпели, лупы, чашки Петри, проросшие семена гороха, фасоли, пшеницы, кукурузы, готовые микропрепараты «Продольный разрез зерновки», «Продольный разрез гороха».
конспект урока |
|||
Этапы |
Деятельность учителя |
Действия учащихся |
Использование цифровых образовательных ресурсов |
1.Оранизационный этап |
Здравствуйте, ребята! Откройте тетради, запишите число и тему урока: «Строение семян покрытосеменных растений» |
Учащиеся делают запись в тетради |
Презентация Слайд № 1 Строение семян покрытосеменных растений. |
2. Актуализация знаний
|
Обсуждение домашнего задания - почему семена прорастают (задание прорастить семена фасоли или гороха, пшеницы или кукурузы было дано ученикам заранее) |
Учащиеся предполагают варианты ответа |
|
Какие условия необходимы были вам для того, чтобы семена проросли |
Обсуждение результатов |
|
|
Какими бывают семена?
|
Выводы:
|
Презентация слайды № 2,3,4 Разнообразие семян |
|
Разминка: ученики делятся произвольно на 6 групп, для каждой группы даю по одному вопросу из пройденного материала – в ответе каждой группы первая буква является частью главного слова, которое получится в итоге. |
Ученики отвечают на вопросы в группах - собирается слово зародыш |
кроссворд |
|
Что такое зародыш? |
Зародыш – это будущее растение Из зародыша образуется растение |
Презентация слайд № 5 |
|
Ребята, чем мы сегодня на уроке будем заниматься? (цель урока)
|
Учащиеся предполагают |
Презентация Слайд № 6 Цель урока – формирование представления о строении семян покрытосеменных растений и условиях их прорастания, ознакомление с признаками семян однодольных и двудольных растений |
|
3. Основная часть
|
Практическая работа (Приложение №1) Строение семян двудольных и однодольных растений Цель работы: выяснить особенности строения семян двудольных и однодольных растений, найти сходства и различия в строении |
Ребята выполняют практическую работу. Делают выводы:
Показывают на слайде, схемах составные части семян однодольных и двудольных растений, находят сходства и различия в строении семян |
Презентация слайды № 7,8,9,10
|
3.Закрепление
|
Ребята, я предлагаю вам вопросы для закрепления темы. Ответив на них, вы сможете выяснить, добились ли вы поставленной в начале урока цели или нет. |
|
|
Что такое семя? Что такое зародыш? Что такое эндосперм? У семян каких растений он отсутствует? Какие приспособления для распространения бывают у семян? Приведите примеры однодольных и двудольных растений? |
Ребята отвечают на вопросы |
|
|
Найдите лишнее |
Ребята отвечают |
Презентация слайд № 11 |
|
4. Самопроверка |
Тест для самопроверки создан в программе TestSystem v2.0 и может быть выполнен при техническом обеспечении класса каждым учеником. Тест содержит 10 вопросов с одним правильным ответом |
||
4. Рефлексия |
Что на уроке показалось самым сложным для понимания? Какие вопросы вы хотели бы еще задать для лучшего понимания темы? Что на уроке понравилось больше всего? |
Ребята отвечают на вопросы |
|
5. Домашнее задание. |
Учитель дает комментарии домашнего задания. |
Ученики записывают домашнее задание в дневники. |
Презентация слайд № 12 |
Приложение № 1
Практическая работа
Тема «Изучение семя однодольных и двудольных семян покрытосеменных растений»
Цель работы:_________________________________________________________________________
Оборудование: скальпель, чашки Петри, фильтровальная бумага, сухие и проросшие семена фасоли или гороха, пшеницы или кукурузы, препаровальные иглы, лупа, микроскоп, готовые микропрепараты «Продольный разрез зерновки», «Продольный разрез гороха».
Техника безопасности:
-
Бережно обращаться с лупой, микроскопом и микропрепаратами;
-
Осторожно обращаться с колющими и режущими инструментами;
Ход работы:
Этап № 1
-
Рассмотреть сухие и набухшие семена фасоли и гороха. Найти рубчик и семявход.
-
Скальпелем сделать надрез на выпуклой стороне набухшего семени фасоли и снять кожуру.
-
Рассмотреть под кожурой зародыш, с помощью лупы найти зародышевый стебелек и корешок. Раздвинуть семядоли и рассмотреть почечку. Зарисовать.
-
Рассмотреть готовый микропрепарат «Продольный разрез гороха» и сравнить строение двудольного семени с готовым микропрепаратом.
Этап № 2
-
Рассмотреть сухую и набухшую зерновку кукурузы. Попробовать препаровальной иглой снять стенку плода с набухшей зерновки
-
Осторожно, используя препаровальную иглу, рассмотреть строение зародыша -
-
Рассмотреть под микроскопом готовый микропрепарат «Продольный разрез зерновки»
-
Найти эндосперм на готовом микропрепарате и в набухшей зерновке кукурузы
-
Зарисовать строение семени однодольного растения
Выводы:
-
Фасоль, горох – однодольные или двудольные растения? Ответ поясните
-
Кукуруза и пшеница – однодольные или двудольные растения? Ответ поясните
-
Какова роль эндосперма?
-
Чем отличается семенная кожура однодольных растений от двудольных?
Проблемные задачи:
-
Можно ли только по наличию эндосперма судить о принадлежности растения к однодольным?
-
Какое образование защищает зародыш от повреждений и высыхании?
Использованная литература:
Суханова Л.В. Биология 6-7. Тетрадь для лабораторных работ М: Интеллект-центр. 1998 -84с.,
Автор
работы – Пестова Наталья Михайловна
Учитель
биологии и химии, МАОУ «СОШ № 50 с
углубленным изучением английского
языка» город Пермь Пермский край
Название работы – «Строение семян покрытосеменных растений»
Комментарии и рекомендации к материалам.
Для проведения урока достаточно иметь в рабочем состоянии компьютер с поддержкой мультимедиа, проекционную аппаратуру
-
Цель урока рекомендую дать возможность сформулировать ученикам – предшествующие этапы должны подтолкнуть учащихся к этому
-
Заранее необходимо дать задание ученикам, чтобы они, соблюдая условия, прорастили в домашних условиях семена гороха или фасоли, кукурузы или пшеницы; условия выращивания семян ученики выясняют сами;
-
По ходу урока рекомендую использовать презентацию (использование слайдов подробно указано в конспекте урока)
-
В разминке рекомендую использовать анимированный кроссворд. Он поможет вспомнить термины предыдущей темы, а также даст толчок для изучения новой, т.к. загаданное слово «зародыш» - главный термин урока. Слова, которые отгадывают группы разные по сложности, поэтому я оставила буквы в словах (подсказки). В самом кроссворде для того, чтобы появился вопрос – надо нажать на цифру вопроса, для того, чтобы появился ответ – нажать на ответ. Последний слайд в кроссворде - результат работы – сделать акцент на полученное слово.
-
Описание практической работы находится в приложении № 1. Рекомендую раздать описание работы учащимся на парты. Рекомендую цель практической работы дать возможность сформулировать самим учащимся. Во время практической работы давать возможность взаимопомощи (дать возможность объединиться в группы или работать индивидуально)
-
Тест для самопроверки выполнен в программе TestSystem v2.0, файл загруженный в файле цифровой ресурс можно смотреть только через эту программу, состоит тест из 10 вопросов, один правильный.
-
Обязательно оставить время для рефлексии.
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре