Кружок детского творчества "Чудеса в ладошке" 1 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования к структуре программы воспитания и социализации учащихся, определяет содержание и организацию внеурочной деятельности и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.
«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок» — пишет В.А.Сухомлинский.
Потребность в рисовании у детей заложена генетически: рисуя окружающий мир, они познают его. Ребенок с творческими способностями — активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. — все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.
В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.
В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Проанализировав различные материалы, авторские программы, передовой опыт работы с детьми, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных техник изодеятельности в работе с младшими школьниками.В основе реализации внеурочной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
— воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России;
— переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня личностного и познавательного развития обучающихся;
— учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
— обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования;
— обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Цель внеурочной программы: формирование у детей младшего школьного возраста индивидуально–творческой, художественно – эстетической, познавательной, коммуникативной компетентностей.
Задачи:
1. Развитие чувственности, воображения, ассоциативно-образного мышления и творческой деятельности.
2. Расширение эмоционального опыта ребёнка.
3. Формирование представлений о цвете, линии, форме, пространстве и их свойствах.
4. Ознакомление с нетрадиционными способами рисования, со свойствами разных материалов, используемых в работе.
5. Развитие мелкой моторики рук и координации движений.
6. Обогащение словарного запаса названиями цветов, оттенков.
7. Воспитание эстетически-нравственного отношения к природе через изображение её образа в собственном творчестве.
8. Расширение знаний и представлений детей об окружающем мире.
9. Поощрение детского творчества, инициативы.
10. Формирование коммуникабельности, способности к общению, умения работать в коллективе.
11. Формирование умения делать «открытия» на основании собственных «опытов».
12. Формирование умения анализировать, оценивать результаты работы.
На практике эти задачи реализуются мной через занятия кружка «Чудеса в ладошке». В рамках кружковых занятий дети неограниченны в возможностях выразить в работах свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу художественной деятельности – рисованию (с использованием нетрадиционных техник), пластилинографии (рисование пластилином), тестопластике, аппликации, бумагопластике. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
Программа включает в себя 2 раздела:
в 1-ом разделе - Я рисую - дети знакомятся с нетрадиционными техниками рисования, учатся применять их на практике,
во 2-ом разделе – Я мастерю – дети знакомятся с тестопластикой и бумагопластикой, учатся выполнять изделия в данных техниках.
Принципы, лежащие в основе программы:
— доступности(простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
— наглядности(иллюстративность, наличие дидактических материалов). «Чем более органов наших чувств, принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются» (К.Д. Ушинский);
— демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
— научности(обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
— «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
В реализации программы кружка используются следующие методы, позволяющие обеспечить активную субъектную позицию младшего школьника:
– метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с целью овладения даром сопереживания;
– метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире;
– метод эстетического убеждения;
– метод сенсорного насыщения;
– метод эстетического выбора, направленный на формирование эстетического вкуса;
– метод разнообразия художественной практики;
– метод сотворчества (с педагогом, сверстниками);
– метод нетривиальных (необыденных) творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественному творчеству;
– метод эвристических и поисковых ситуаций.
Используемые методы
— позволяют развивать мелкую моторику;
— дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
— формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу творчества;
— способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей;
— способствуют развитию творческой коммуникации;
— развивают индивидуально–творческие особенности личности, необходимые для познания себя как личности, своих возможностей, сознания собственного достоинства;
— формируют эстетическое восприятие, эстетические представления и суждения.
Организация занятий кружка.
Обучение проводится в форме занятий (одно занятие в неделю, во второй половине дня, продолжительностью 1 академический час). Всего 33 занятия в год.
Занятия проводятся с сентября по май.
Ожидаемые результаты работы:
• творческая активность;
• самостоятельность в художественном творчестве;
• креативность;
• умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности;
• коммуникабельность;
• самопрезентация;
• инициативность;
• умение анализировать, оценивать результаты работы.
Календарно-тематическое планирование (33 ч) (см. прикрепленный файл)
Формы и виды контроля
виды контроля | содержание | методы | сроки контроля |
Вводный | Области интересов и склонностей. | Беседы, наблюдение, тестирование, анкетирование, просмотр творческих работ учащихся | Сентябрь |
Текущий | Освоение учебного материала по темам, разделам | Творческие и практические задания, выполнение образцов, упражнения | По каждой теме |
Творческий потенциал учащихся | Наблюдение, тестирование, игры, упражнения. Участие в окружных, городских и краевых выставках | В течение года | |
Оценка самостоятельности, возможностей, способность к самоконтролю | Наблюдение | 1 раз в полугодие | |
Коррекция | Успешность выполнения учащимися задач учебно-тематического плана | Индивидуальные занятия, помощь в самореализации, самоконтроле | В течение года |
Итоговый | Контроль выполнения поставленных задач. Уровень творческого роста | Вернисаж | Май |
Пример викторины:
- О каком художественном промысле поется в русской народной песне?
Над кусточком вьется.
Перевился яр хмель
На нашу сторонку.
Как на нашей на сторонке
Житье пребогато –
Серебряные листья,
Цветы золотые.
(Хохлома.)
- Какое слово здесь лишнее?
(Кисть.)
- Как называют художника, рисующего животных?
- Её делают из древесины, тряпичного сырья, и художнику без нее не обойтись.
- Отгадайте загадку:
Есть у меня, друзья,
Палочкою этой
Могу построить я:
Башню, дом и самолет
И большущий пароход.
(Карандаш.)
- Есть такая пословица: «Что написано пером, того не вырубишь топором».
(Ластик.)
7. Каким словом можно назвать картины с изображением городской улицы, леса, дороги посреди поля, горы?(Пейзаж.)
- Какое слово здесь зашифровано: м ю т н р а т р о?(Натюрморт.)
- Какое слово здесь лишнее?
- «В этой картине изображена сокровенная глубина елового леса, ленная чаща с ее сумраком, тишиной. На переднем плане – темная гладь поверхности омута, с неподвижно лежащими на ней осенними листьями. Рядом с омутом – белый камень, на котором сидит…» (В. М. Васнецов «Аленушка».)
- На рисунке изображены молоток, пила, гвозди. К какому жанру относится произведение? (Натюрморт.)
- Вид изобразительного искусства, в котором художник создает объемные изображения, называется… (скульптура).
- Какое слово здесь лишнее?
Пример тестирования:
Фамилия участника ___________________________________________________
Из предложенных ответов выберите правильные и подчеркните.
№ п/п | Вопрос | Ответы | Баллы |
1. | Художник И. И. Шишкин рисовал: | А) натюрморты Б) пейзажи В) портреты | |
2. | Композиция рисунка – это: | А) проведение тонких линий Б) карандашный набросок В) размещение предметов на листе бумаги | |
3. | Основными элементами городецкой росписи являются: | А) купавки Б) розы В) ромашки Г) розаны | |
4. | Дымковская игрушка расписывается: | А) по золотисто-охристому фону Б) голубому фону В) белому фону Г) красному фону | |
5. | Основными видами изобразительного искусства являются: | А) скульптура Б) рисование В) живопись Г) лепка Д) графика |
1) неточность ответа, которая оценивается как ноль баллов
2) точность ответа оценивается в 1 балл
Общий подсчет баллов:
Первый уровень……………………………………… меньше 4 баллов
Второй уровень ………………………………………от 5 до 6 баллов
Третий уровень ……………………………………… от 7 до 8 баллов
I уровень (фрагментарно-исполнительский)
Тестируемый имеет представление об изобразительном искусстве, но в пределах обыденного его понимания. Знания его неглубоки, а вот интерес к конкретным навыкам и умениям в определенных видах изобразительного искусства выражен сильнее. Этому обучающемуся надо, посоветовать, больше заниматься художественно-творческой деятельностью, для того, чтобы почувствовать вкус к самому творческому процессу.
II уровень (художественного мастерства)
Тестируемый неплохо ориентируется в области изобразительного искусства, владеет общими искусствоведческими знаниями и хорошо знаком со спецификой отдельных видов народных промыслов, хорошо ориентируется в видах изобразительного искусства.
III уровень (творческий)
У тестирующего есть глубина представлений о природе художественного процесса, и он хорошо знаком со средствами выразительности изобразительного искусства, с его видами. У него есть интерес к различным видам деятельности (изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструктивной).
Пример кроссворда:
По горизонтали: 1- название красок, изобразительного материала; 2 — рисунки к тексту сказок, рассказов, стихотворений и т. д.; 3 – элемент городецкого узора.
По вертикали: 4 – название народного промысла; 5 – живописное произведение, самостоятельное по назначению; 6 – подготовительный рисунок к произведению, отражающий поиски наилучшей композиции; 7 – название красок, изобразительного материала; 8 – принадлежность художника; 9 – известный художник-анималист; 10 – инструмент художника, изобразительный материал.
Ответы на кроссворд. По горизонтали: гуашь, иллюстрация, купавка. По вертикали: гжель, картина, эскиз, акварель, палитра, Ватагин, карандаш
Литература
- Вдовиченко С.А. Дети светлой краскойкрасят мир: Мини – хрестоматия методов и приёмов работы с детьми дошкольного возраста на занятиях изобразительной деятельностью / Светлана Вдовиченко. – М.: Чистые пруды, 2009.
- Горичева В.С., Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. Популярное пособие для родителей и педагогов/ Художники М.В.Душин, В.Н.Куров. – Ярославль: «Академия развития», «Академия и К°», 1998.
- Давыдова Г.Н. Пластилинография — 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006.
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
- Изобразительное искусство. 1-4 классы: упражнения, задания, тесты/ авт.-сост. О.В.Свиридова. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства: Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
- Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.
- Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.
- Мелик – Пашаев А.А. Ребёнок любит рисовать: Как способствовать художественному развитию детей / Александр Мелик –Пашаев, Зинаида Новлянская. – М.: Чистые пруды, 2007.
- Шорыгина Т.А. Красивые сказки: Эстетика для малышей. – М.: Книголюб, 2006.
- www.ucheba.com/met_rus/k_iskusstvo/izo_1klass.htm
МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа – детский сад «Гармония»
п.Безенчук Самарской области
«Принято» на заседании педагогического совета МОУ нач.школа – д/с «Гармония» Протокол № ______от «___»_________201_г. |
«Согласовано» Зам.директора по УВР ________Поваляева Н.Г. «____»_____________201_ г |
«Утверждаю» Директор МОУ нач.школа-д/с «Гармония» ____________Шишкина В.И. «____»_____________201_ г |
Программа кружка детского творчества
«Чудеса в ладошке»
1 класс
Учитель: Неретина О.А.
2011-2012 уч.г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования к структуре программы воспитания и социализации учащихся, определяет содержание и организацию внеурочной деятельности и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.
«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок» - пишет В.А.Сухомлинский.
Потребность в рисовании у детей заложена генетически: рисуя окружающий мир, они познают его. Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.
В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.
В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Проанализировав различные материалы, авторские программы, передовой опыт работы с детьми, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных техник изодеятельности в работе с младшими школьниками.
В основе
реализации внеурочной программы лежит
системно-деятельностный подход, который
предполагает:
- воспитание,
социально-педагогическая поддержка
становления и развития высоконравственного,
ответственного, творческого, инициативного,
компетентного гражданина России;
- переход к стратегии
социального проектирования и
конструирования на основе разработки
содержания и технологий образования,
определяющих пути и способы достижения
социально желаемого уровня личностного
и познавательного развития обучающихся;
-
учёт индивидуальных возрастных,
психологических и физиологических
особенностей обучающихся, роли и значения
видов деятельности и форм общения при
определении образовательно-воспитательных
целей и путей их достижения;
- обеспечение
преемственности дошкольного и начального
общего образования;
- обогащение форм
учебного сотрудничества и расширение
зоны ближайшего развития.
Цель внеурочной программы: формирование у детей младшего школьного возраста индивидуально–творческой, художественно – эстетической, познавательной, коммуникативной компетентностей.
Задачи:
-
Развитие чувственности, воображения, ассоциативно-образного мышления и творческой деятельности.
-
Расширение эмоционального опыта ребёнка.
-
Формирование представлений о цвете, линии, форме, пространстве и их свойствах.
-
Ознакомление с нетрадиционными способами рисования, со свойствами разных материалов, используемых в работе.
-
Развитие мелкой моторики рук и координации движений.
-
Обогащение словарного запаса названиями цветов, оттенков.
-
Воспитание эстетически-нравственного отношения к природе через изображение её образа в собственном творчестве.
-
Расширение знаний и представлений детей об окружающем мире.
-
Поощрение детского творчества, инициативы.
-
Формирование коммуникабельности, способности к общению, умения работать в коллективе.
-
Формирование умения делать «открытия» на основании собственных «опытов».
-
Формирование умения анализировать, оценивать результаты работы.
На практике эти задачи реализуются мной через занятия кружка «Чудеса в ладошке». В рамках кружковых занятий дети неограниченны в возможностях выразить в работах свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу художественной деятельности – рисованию (с использованием нетрадиционных техник), пластилинографии (рисование пластилином), тестопластике, аппликации, бумагопластике. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
Программа включает в себя 2 раздела:
в 1-ом разделе - Я рисую - дети знакомятся с нетрадиционными техниками рисования, учатся применять их на практике,
во 2-ом разделе – Я мастерю – дети знакомятся с тестопластикой и бумагопластикой, учатся выполнять изделия в данных техниках.
Принципы, лежащие в основе программы:
- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). «Чем более органов наших чувств, принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются» (К.Д. Ушинский);
- демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
- научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
В реализации программы кружка используются следующие методы, позволяющие обеспечить активную субъектную позицию младшего школьника:
-
метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с целью овладения даром сопереживания;
-
метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире;
-
метод эстетического убеждения;
-
метод сенсорного насыщения;
-
метод эстетического выбора, направленный на формирование эстетического вкуса;
-
метод разнообразия художественной практики;
-
метод сотворчества (с педагогом, сверстниками);
-
метод нетривиальных (необыденных) творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественному творчеству;
-
метод эвристических и поисковых ситуаций.
Используемые методы
- позволяют развивать мелкую моторику;
- дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
- формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу творчества;
- способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей;
- способствуют развитию творческой коммуникации;
- развивают индивидуально–творческие особенности личности, необходимые для познания себя как личности, своих возможностей, сознания собственного достоинства;
- формируют эстетическое восприятие, эстетические представления и суждения.
Организация занятий кружка.
Обучение проводится в форме занятий (одно занятие в неделю, во второй половине дня, продолжительностью 1 академический час). Всего 33 занятия в год.
Занятия проводятся с сентября по май.
Ожидаемые результаты работы:
-
творческая активность;
-
самостоятельность в художественном творчестве;
-
креативность;
-
умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности;
-
коммуникабельность;
-
самопрезентация;
-
инициативность;
-
умение анализировать, оценивать результаты работы.
Календарно-тематическое планирование (33 ч)
№ п/п |
Тематический раздел |
Теоретическая часть занятия |
Практическая часть занятия |
Кол-во часов |
УУД |
Дата проведения |
|||||||||
|
|
|
|
Личностные |
Познавательные |
Коммуникативные |
Регулятивные |
План. |
Факт. |
||||||
|
Введение |
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|||||
1. |
Знакомство с режимом работы кружка. Правила поведения во время занятий. Ознакомление с перечнем художественных материалов, необходимых для занятий. |
|
1 |
Ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства. |
Преобразовывать полученную информацию. |
Умение вступать в диалог. |
Различение допустимых и недопустимых форм поведения. |
|
|
||||||
2. |
|
Рисование на свободную тему (для диагностики умений учащихся). |
1 |
Отработка навыков самостоятельной работы. |
Умение применять полученные знания в собственной художественно – творческой деятельности. |
Умение обсуждать результаты художественно-творческой деятельности. |
Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников. |
|
|
||||||
|
Я рисую |
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|||||
3. |
Техника работы графитным карандашом. |
«Сказочник-дым». Рисование – фантазирование непрерывной линией. |
1 |
Овладение техникой работы графитным карандашом. |
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. |
Умение задавать вопросы, необходимые для организации своей деятельности. |
Проговаривать последовательность своих действий. |
|
|
||||||
4. |
Техника работы графитным карандашом. |
«Ветер в осеннем лесу». |
1 |
|
|
||||||||||
5. |
Техника работы фломастером. |
«Цветные зонтики». |
1 |
Овладение техникой работы фломастером. |
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на занятии, и свой жизненный опыт. |
Умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать. |
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. |
|
|
||||||
6. |
Смешанная техника (рисование + аппликация) |
«Весёлые портреты». |
1 |
Овладение смешанной техникой ( рисование и аппликация). |
Перерабатывать полученную информацию. |
Умение задавать вопросы, необходимые для организации своей деятельности |
Умение корректировать способ действия. |
|
|
||||||
|
Я мастерю |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
7. |
Тестопластика. Способы приготовления солёного теста. |
Лепка на свободную тему. |
1 |
Ознакомление с техникой «тестопластика», способами приготовления соленого теста. |
Умение различать основные виды и жанры пластических искусств. |
Умение вступать в диалог. |
Умение самостоятельно оценивать правильность выполнения действия. |
|
|
||||||
8. |
Оригами. |
«Улетают птицы в тёплые края» |
1 |
Ознакомление с техникой «оригами»; способами складывания квадрата; условными обозначениями. |
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. |
Умение обсуждать результаты художественно-творческой деятельности. |
Умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия. |
|
|
||||||
|
Я рисую |
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|||||
9. |
Рисование «по мокрому». |
«Осенние пейзажи» |
1 |
Овладение техникой рисования по мокрой бумаге. Отработка навыков самостоятельной работы. |
Умение применять полученные знания в собственной художественно – творческой деятельности. |
Умение слушать и понимать высказывания собеседника. |
Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников. |
|
|
||||||
10 |
Комкание бумаги (скатывание) |
«Овечка с ягнёнком» |
1 |
Воспитание уважительного отношения к творчеству, как к своему, так и других людей. |
Восприятие и характеристика художественных образов. |
Умение договариваться, находить общее решение. |
Учиться работать по предложенному учителем плану. |
|
|
||||||
11 |
Знакомая форма – новый образ |
«Превращение ладошки» |
1 |
Моделирование новых образов путем трансформации известных. |
Преобразовывать полученную информацию. |
Формировать умение формулировать собственное мнение и позицию. |
Умение определения промежуточных целей с учетом конечного результата. |
|
|
||||||
12 |
Техника «монотипия» + рисование пальчиками |
«Первый снег» |
1 |
Овладение техникой «монотипия». Наблюдение природы и природных явлений, умение различать их характер и эмоциональное состояние. |
Умение понимать разницу в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. |
Умение выражать собственное мнение. |
Проговаривать последовательность действий при выполнении рисунка. |
|
|
||||||
13 |
Техника «фотокопия» - рисование свечой |
«Волшебные снежинки» |
1 |
Овладение техникой «фотокопия». Умение изображать животных, растения, человека, природу, сказочные существа. |
Умение использовать художественные материалы, применять основные средства художественной выразительности в живописи (по памяти), воспринимать окружающий мир. |
Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. |
Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно. |
|
|
||||||
14 |
Техника «проступающий рисунок» (восковые мелки + акварель) |
«Ёлочные игрушки» |
1 |
Овладение техникой «проступающий рисунок». |
Развитие композиционного мышления и воображения. |
Формировать способность адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. |
Проговаривать последовательность действий при выполнении рисунка. |
|
|
||||||
|
Я мастерю |
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|||||
15 |
Тестопластика |
«Что растёт на ёлке?» |
1 |
Умение использовать художественные материалы (тесто). |
Умение решать творческие задачи на уровне импровизаций. |
Умение обсуждать результаты художественно-творческой деятельности. |
Умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия. |
|
|
||||||
16 |
Тестопластика |
«Подсвечники» |
1 |
|
|
||||||||||
17 |
Оригами |
«В некотором царстве, в Бумажном государстве» |
1 |
Умение использовать
художественные материалы
(цветные |
Знать понятие о симметрии. Умение выбрать и применить выразительные средства для реализации собственного замысла в художественном изделии. |
Умение задавать вопросы, необходимые для организации своей деятельности |
Умение определения промежуточных целей с учетом конечного результата. |
|
|
||||||
18 |
Оригами |
«Усатая мордочка» |
1 |
|
|
||||||||||
|
Я рисую |
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|||||
19 - 20 |
Пластилинография (рисование шариками и жгутиками из пластилина) |
«Рыбки» |
2 |
Овладение техникой «пластилинография». |
Умение использовать художественные материалы (пластилин). |
Умение выражать собственное мнение, делать самопрезентацию. |
Учиться работать по предложенному учителем плану. |
|
|
||||||
21 |
Техника «граттаж» |
«Зимняя ночь» |
1 |
Овладение техникой «граттаж». |
Умение построения композиции, создания творческих работ на основе собственного замысла. |
Умение обсуждать результаты художественно-творческой деятельности. |
Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно. |
|
|
||||||
22 |
Техника « кляксография» |
«Весёлые кляксы» |
1 |
Овладение техникой «кляксография». |
Умение создавать творческие работы на основе собственного замысла. |
Умение выражать собственное мнение. |
Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников. |
|
|
||||||
23 |
Пластилинография |
«Букет для мамы» |
1 |
Отработка навыков самостоятельной работы. |
Умение сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства. |
Умение слушать и понимать высказывания собеседника. |
Умение самостоятельно оценивать правильность выполнения действия. |
|
|
||||||
24 – 25 |
Техника «тычок жесткой полусухой кистью» |
«Снегири на ветке» |
2 |
Овладение техникой «тычок жесткой полусухой кистью». |
Умение использовать художественные материалы , применять основные средства художественной выразительности в рисунке (по воображению) и технику изображения с помощью жесткой полусухой кисти. |
Умение выражать собственное мнение, делать самопрезентацию. |
Учиться работать по предложенному учителем плану. |
|
|
||||||
|
Я мастерю |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
26 |
Оригами |
«Пароход» |
1 |
Отработка навыков самостоятельной работы. |
Умение использовать художественные материалы (бумага), применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах. |
Умение задавать вопросы, необходимые для организации своей деятельности |
Умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия. |
|
|
||||||
27 |
Оригами |
«Зайчишка-трусишка» |
1 |
|
|
||||||||||
|
Я рисую |
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|||||
28 |
Техника «набрызг» |
«Космическое путешествие» |
1 |
Овладение техникой «набрызг». |
Умение построения композиции, создания творческих работ на основе собственного замысла. |
Умение обсуждать результаты художественно-творческой деятельности. |
Проговаривать последовательность действий при выполнении рисунка. |
|
|
||||||
29 – 30 |
Техника «торцевание» |
«Чудо – трубочки» |
2 |
Овладение техникой «торцевание». Отработка навыков самостоятельной работы. |
Умение применять полученные знания в собственной художественно – творческой деятельности. |
Умение выражать собственное мнение, делать самопрезентацию. |
Учиться работать по предложенному учителем плану. |
|
|
||||||
31 |
Техника «граттаж» |
«Праздничный салют» |
1 |
Отработка навыков самостоятельной работы. |
Развитие композиционного мышления и воображения. |
Умение выражать собственное мнение. |
Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников. |
|
|
||||||
32 |
|
Рисование на свободную тему (для диагностики умений учащихся). |
1 |
Отработка навыков самостоятельной работы. |
Умение применять полученные знания в собственной художественно – творческой деятельности. |
Умение обсуждать результаты художественно-творческой деятельности. |
Умение корректировать способ действия. Умение адекватно принимать оценку учителя. |
|
|
||||||
33 |
|
Выставка работ учащихся |
Организация выставки работ учащихся. |
1 |
Умение видеть красоту труда и творчества. Формирование внутренней позиции учащегося на уровне положительного отношения к труду и творчеству. Понимание чувств других людей и сопереживание им. Формирование адекватного понимания причин успешности или неуспешности деятельности. |
Формирование умения поиска и выделения нужной информации. |
Умение аргументировать свою позицию. |
Формировать умение в сотрудничестве с учителем ставить новые задачи. Умение адекватно принимать оценку своего творчества. |
|
|
Формы и виды контроля
виды контроля |
содержание |
методы |
сроки контроля |
Вводный |
Области интересов и склонностей. |
Беседы, наблюдение, тестирование, анкетирование, просмотр творческих работ учащихся |
Сентябрь |
Текущий |
Освоение учебного материала по темам, разделам |
Творческие и практические задания, выполнение образцов, упражнения |
По каждой теме |
Творческий потенциал учащихся |
Наблюдение, тестирование, игры, упражнения. Участие в окружных, городских и краевых выставках |
В течение года |
|
Оценка самостоятельности, возможностей, способность к самоконтролю |
Наблюдение |
1 раз в полугодие |
|
Коррекция |
Успешность выполнения учащимися задач учебно-тематического плана |
Индивидуальные занятия, помощь в самореализации, самоконтроле |
В течение года |
Итоговый |
Контроль выполнения поставленных задач. Уровень творческого роста |
Вернисаж |
Май |
«Портрет» художественно – творческого развития детей (методика Казаковой Т.Г., Лыковой И.А.):
Ф. И. ребёнка |
Характеристика отношений, интересов, способностей в области художественной деятельности |
Характеристика качества способов творческой деятельности |
Характеристика качества продукции |
||||||||||
Искренность, непосредственность |
Увлечённость |
Интерес |
Творческое воображение |
Характер вхождения в образ |
Специфические способности |
Применение известного в новых условиях |
Самостоятельность в нахождении способов (приёмов) создания образа |
Нахождение оригинальных способов (приёмов), новых для ребёнка |
Создание новых комбинаций на основе ранее освоенных образов |
Нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для создания образа |
Соответствие результатов изодеятельности элементарным художественным требованиям |
Проявление индивидуального «почерка» как особой манеры исполнения и характера образа |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Пример викторины:
-
О каком художественном промысле поется в русской народной песне?
Как над Волгой яр хмель
Над кусточком вьется.
Перевился яр хмель
На нашу сторонку.
Как на нашей на сторонке
Житье пребогато –
Серебряные листья,
Цветы золотые.
(Хохлома.)
-
Какое слово здесь лишнее?
Акварель, сангина, пастель, кисть.
(Кисть.)
-
Как называют художника, рисующего животных?
(Анималист.)
-
Её делают из древесины, тряпичного сырья, и художнику без нее не обойтись.
(Бумага.)
-
Отгадайте загадку:
Палочка волшебная
Есть у меня, друзья,
Палочкою этой
Могу построить я:
Башню, дом и самолет
И большущий пароход.
(Карандаш.)
-
Есть такая пословица: «Что написано пером, того не вырубишь топором».
Можете ли вы назвать предмет, которым легко «вырубить», например, карандашный штрих?
(Ластик.)
-
Каким словом можно назвать картины с изображением городской улицы, леса, дороги посреди поля, горы?(Пейзаж.)
-
Какое слово здесь зашифровано: м ю т н р а т р о?(Натюрморт.)
-
Какое слово здесь лишнее?
Кисть, палитра, мрамор, акварель, холст.(Мрамор.)
-
«В этой картине изображена сокровенная глубина елового леса, ленная чаща с ее сумраком, тишиной. На переднем плане – темная гладь поверхности омута, с неподвижно лежащими на ней осенними листьями. Рядом с омутом – белый камень, на котором сидит…» (В. М. Васнецов «Аленушка».)
-
На рисунке изображены молоток, пила, гвозди. К какому жанру относится произведение? (Натюрморт.)
-
Вид изобразительного искусства, в котором художник создает объемные изображения, называется… (скульптура).
-
Какое слово здесь лишнее?
Архитектор, портрет, здание, зодчий, строительство.(Портрет.)
Пример тестирования:
Фамилия участника ___________________________________________________
Из предложенных ответов выберите правильные и подчеркните.
№ п/п |
Вопрос |
Ответы |
Баллы |
1. |
Художник И. И. Шишкин рисовал: |
А) натюрморты Б) пейзажи В) портреты |
|
2. |
Композиция рисунка – это: |
А) проведение тонких линий Б) карандашный набросок В) размещение предметов на листе бумаги |
|
3. |
Основными элементами городецкой росписи являются: |
А) купавки Б) розы В) ромашки Г) розаны |
|
4. |
Дымковская игрушка расписывается: |
А) по золотисто-охристому фону Б) голубому фону В) белому фону Г) красному фону |
|
5. |
Основными видами изобразительного искусства являются: |
А) скульптура Б) рисование В) живопись Г) лепка Д) графика |
|
При подведении итогов выявляются две позиции:
-
неточность ответа, которая оценивается как ноль баллов
-
точность ответа оценивается в 1 балл
Общий подсчет баллов:
Первый уровень…………………………………….. меньше 4 баллов
Второй уровень ………………………………………от 5 до 6 баллов
Третий уровень ……………………………………....от 7 до 8 баллов
I уровень (фрагментарно-исполнительский)
Тестируемый имеет представление об изобразительном искусстве, но в пределах обыденного его понимания. Знания его неглубоки, а вот интерес к конкретным навыкам и умениям в определенных видах изобразительного искусства выражен сильнее. Этому обучающемуся надо, посоветовать, больше заниматься художественно-творческой деятельностью, для того, чтобы почувствовать вкус к самому творческому процессу.
II уровень (художественного мастерства)
Тестируемый неплохо ориентируется в области изобразительного искусства, владеет общими искусствоведческими знаниями и хорошо знаком со спецификой отдельных видов народных промыслов, хорошо ориентируется в видах изобразительного искусства.
III уровень (творческий)
У тестирующего есть глубина представлений о природе художественного процесса, и он хорошо знаком со средствами выразительности изобразительного искусства, с его видами. У него есть интерес к различным видам деятельности (изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструктивной).
Пример кроссворда:
-
4
5
6
1
2
7
10
3
8
9
По горизонтали: 1- название красок, изобразительного материала; 2- рисунки к тексту сказок, рассказов, стихотворений и т. д.; 3 – элемент городецкого узора.
По вертикали: 4 – название народного промысла; 5 – живописное произведение, самостоятельное по назначению; 6 – подготовительный рисунок к произведению, отражающий поиски наилучшей композиции; 7 – название красок, изобразительного материала; 8 – принадлежность художника; 9 – известный художник-анималист; 10 – инструмент художника, изобразительный материал.
Ответы на кроссворд. По горизонтали: гуашь, иллюстрация, купавка. По вертикали: гжель, картина, эскиз, акварель, палитра, Ватагин, карандаш
Литература
-
Вдовиченко С.А. Дети светлой краскойкрасят мир: Мини – хрестоматия методов и приёмов работы с детьми дошкольного возраста на занятиях изобразительной деятельностью / Светлана Вдовиченко. – М.: Чистые пруды, 2009.
-
Горичева В.С., Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. Популярное пособие для родителей и педагогов/ Художники М.В.Душин, В.Н.Куров. – Ярославль: «Академия развития», «Академия и К°», 1998.
-
Давыдова Г.Н. Пластилинография - 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006.
-
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
-
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
-
Изобразительное искусство. 1-4 классы: упражнения, задания, тесты/ авт.-сост. О.В.Свиридова. – Волгоград: Учитель, 2009.
-
Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства: Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
-
Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.
-
Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.
-
Мелик – Пашаев А.А. Ребёнок любит рисовать : Как способствовать художественному развитию детей / Александр Мелик –Пашаев, Зинаида Новлянская. – М.: Чистые пруды, 2007.
-
Шорыгина Т.А. Красивые сказки: Эстетика для малышей. – М.: Книголюб, 2006.
-
http://www.ucheba.com/met_rus/k_iskusstvo/izo_1klass.htm
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Методика обучения окружающему миру, технологии и изобразительному искусству (ФГОС)
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»