В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Кружок детского творчества "Чудеса в ладошке" 1 класс

Кружок детского творчества "Чудеса в ладошке" 1 класс

Оксана Котлярская
Тип материала: Программа
Рейтинг: 12345 голосов:9просмотров: 29585
Краткое описание
Рабочая программа кружка детского творчества "Чудеса в ладошке" 1 класс
Описание
2011-2012 уч.г. Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования к структуре программы воспитания и социализации учащихся, определяет содержание и организацию внеурочной деятельности и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.
«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок» — пишет В.А.Сухомлинский.
Потребность в рисовании у детей заложена генетически: рисуя окружающий мир, они познают его. Ребенок с творческими способностями — активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. — все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.
В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.

В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. 

Проанализировав различные материалы, авторские программы, передовой опыт работы с детьми, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных техник изодеятельности в работе с младшими школьниками.
В основе реализации внеурочной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: 
— воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России;
— переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня личностного и познавательного развития обучающихся; 
— учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения; 
— обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования; 
— обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
 Цель внеурочной программы: формирование у детей младшего школьного возраста индивидуально–творческой, художественно – эстетической, познавательной, коммуникативной компетентностей.
  Задачи:
1. Развитие чувственности, воображения, ассоциативно-образного мышления и творческой деятельности.
2. Расширение эмоционального опыта ребёнка.
3. Формирование представлений о цвете, линии, форме, пространстве и их свойствах.
4. Ознакомление с нетрадиционными способами рисования, со свойствами разных материалов, используемых в работе.
5. Развитие мелкой моторики рук и координации движений.
6. Обогащение словарного запаса названиями цветов, оттенков.
7. Воспитание эстетически-нравственного отношения к природе через изображение её образа в собственном творчестве.
8. Расширение знаний и представлений детей об окружающем мире.
9. Поощрение детского творчества, инициативы.
10. Формирование коммуникабельности, способности к общению, умения работать в коллективе.
11. Формирование умения делать «открытия» на основании собственных «опытов».
12. Формирование умения анализировать, оценивать результаты работы.
На практике эти задачи реализуются мной через занятия кружка «Чудеса в ладошке». В рамках кружковых занятий дети неограниченны в возможностях выразить в работах свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу художественной деятельности – рисованию (с использованием нетрадиционных техник), пластилинографии (рисование пластилином), тестопластике, аппликации, бумагопластике. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
Программа включает в себя 2 раздела: 
в 1-ом разделе - Я рисую - дети знакомятся с нетрадиционными техниками рисования, учатся применять их на практике,
во 2-ом разделе – Я мастерю – дети знакомятся с тестопластикой и бумагопластикой, учатся выполнять изделия в данных техниках.
Принципы, лежащие в основе программы:
— доступности(простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
— наглядности(иллюстративность, наличие дидактических материалов). «Чем более органов наших чувств, принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются» (К.Д. Ушинский);
— демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
— научности(обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
— «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
В реализации программы кружка используются следующие методы, позволяющие обеспечить активную субъектную позицию младшего школьника:
– метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с целью овладения даром сопереживания;
– метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире;
– метод эстетического убеждения;
– метод сенсорного насыщения;
– метод эстетического выбора, направленный на формирование эстетического вкуса;
– метод разнообразия художественной практики;
– метод сотворчества (с педагогом, сверстниками);
– метод нетривиальных (необыденных) творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественному творчеству;
– метод эвристических и поисковых ситуаций.
Используемые методы 
— позволяют развивать мелкую моторику;
— дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
— формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу творчества;
— способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей;
— способствуют развитию творческой коммуникации;
— развивают индивидуально–творческие особенности личности, необходимые для познания себя как личности, своих возможностей, сознания собственного достоинства;
— формируют эстетическое восприятие, эстетические представления и суждения.
 Организация занятий кружка.
Обучение проводится в форме занятий (одно занятие в неделю, во второй половине дня, продолжительностью 1 академический час). Всего 33 занятия в год.
Занятия проводятся с сентября по май.
 Ожидаемые результаты работы:
• творческая активность;
• самостоятельность в художественном творчестве;
• креативность;
• умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности;
• коммуникабельность;
• самопрезентация;
• инициативность;
• умение анализировать, оценивать результаты работы.
 Календарно-тематическое планирование (33 ч) (см. прикрепленный файл)
 

 
 Формы и виды контроля
 
 виды контроля
 
 содержание
 
 методы
 
 сроки контроля
 
 Вводный
 
 Области интересов и склонностей. 
 
 Беседы, наблюдение, тестирование, анкетирование, просмотр творческих работ учащихся
 
 Сентябрь
 
 Текущий
 
 Освоение учебного материала по темам, разделам
 
 Творческие и практические задания, выполнение образцов, упражнения
 
 По каждой теме
 
 Творческий потенциал учащихся
 
 Наблюдение, тестирование, игры, упражнения. Участие в окружных, городских и краевых выставках
 
 В течение года 
 
 Оценка самостоятельности, возможностей, способность к самоконтролю
 
 Наблюдение
 
 1 раз в полугодие
 
 Коррекция
 
 Успешность выполнения учащимися задач учебно-тематического плана
 
 Индивидуальные занятия, помощь в самореализации, самоконтроле
 
 В течение года
 
 Итоговый
 
 Контроль выполнения поставленных задач. Уровень творческого роста
 
 Вернисаж
 
 Май
 
 «Портрет» художественно – творческого развития детей (методика Казаковой Т.Г., Лыковой И.А.) — см. прикрепленный файл.
 Пример викторины: 
  1. О каком художественном промысле поется в русской народной песне? 
     
Как над Волгой яр хмель
Над кусточком вьется.
Перевился яр хмель
На нашу сторонку.
Как на нашей на сторонке
Житье пребогато –
Серебряные листья,
Цветы золотые.
(Хохлома.)
     
  1. Какое слово здесь лишнее?
  2.  
Акварель, сангина, пастель, кисть.
(Кисть.)
     
  1. Как называют художника, рисующего животных?
  2.  
(Анималист.) 
  1. Её делают из древесины, тряпичного сырья, и художнику без нее не обойтись. 
     
(Бумага.)
     
  1. Отгадайте загадку: 
     
Палочка волшебная
Есть у меня, друзья,
Палочкою этой
Могу построить я:
Башню, дом и самолет
И большущий пароход.
(Карандаш.) 
  1. Есть такая пословица: «Что написано пером, того не вырубишь топором». 
     
Можете ли вы назвать предмет, которым легко «вырубить», например, карандашный штрих?
(Ластик.)
7. Каким словом можно назвать картины с изображением городской улицы, леса, дороги посреди поля, горы?(Пейзаж.) 
  1. Какое слово здесь зашифровано: м ю т н р а т р о?(Натюрморт.)
  2. Какое слово здесь лишнее? 
  3.  
Кисть, палитра, мрамор, акварель, холст.(Мрамор.)
     
  1. «В этой картине изображена сокровенная глубина елового леса, ленная чаща с ее сумраком, тишиной. На переднем плане – темная гладь поверхности омута, с неподвижно лежащими на ней осенними листьями. Рядом с омутом – белый камень, на котором сидит…» (В. М. Васнецов «Аленушка».)
  2. На рисунке изображены молоток, пила, гвозди. К какому жанру относится произведение? (Натюрморт.)
  3. Вид изобразительного искусства, в котором художник создает объемные изображения, называется… (скульптура).
  4. Какое слово здесь лишнее?
  5.  
Архитектор, портрет, здание, зодчий, строительство.(Портрет.) 
 Пример тестирования: 
Фамилия участника ___________________________________________________
Из предложенных ответов выберите правильные и подчеркните.
    
 №
п/п
 
 Вопрос
 
 Ответы
 
 Баллы
 
 1.
 
 Художник И. И. Шишкин рисовал:
 
 А) натюрморты
Б) пейзажи
В) портреты
 
 2.
 
 Композиция рисунка – это:
 
 А) проведение тонких линий
Б) карандашный набросок
В) размещение предметов на листе бумаги
 
 3.
 
 Основными элементами городецкой росписи являются: 
 
 А) купавки
Б) розы
В) ромашки
Г) розаны
 
 4.
 
 Дымковская игрушка расписывается: 
 
 А) по золотисто-охристому фону
Б) голубому фону
В) белому фону
Г) красному фону
 
 5.
 
 Основными видами изобразительного искусства являются: 
 
 А) скульптура
Б) рисование
В) живопись
Г) лепка
Д) графика
 
При подведении итогов выявляются две позиции: 
1) неточность ответа, которая оценивается как ноль баллов
2) точность ответа оценивается в 1 балл
Общий подсчет баллов:
Первый уровень……………………………………… меньше 4 баллов
Второй уровень ………………………………………от 5 до 6 баллов
Третий уровень ……………………………………… от 7 до 8 баллов
 I уровень (фрагментарно-исполнительский)
Тестируемый имеет представление об изобразительном искусстве, но в пределах обыденного его понимания. Знания его неглубоки, а вот интерес к конкретным навыкам и умениям в определенных видах изобразительного искусства выражен сильнее. Этому обучающемуся надо, посоветовать, больше заниматься художественно-творческой деятельностью, для того, чтобы почувствовать вкус к самому творческому процессу. 
 II уровень (художественного мастерства)
Тестируемый неплохо ориентируется в области изобразительного искусства, владеет общими искусствоведческими знаниями и хорошо знаком со спецификой отдельных видов народных промыслов, хорошо ориентируется в видах изобразительного искусства.
 III уровень (творческий) 
У тестирующего есть глубина представлений о природе художественного процесса, и он хорошо знаком со средствами выразительности изобразительного искусства, с его видами. У него есть интерес к различным видам деятельности (изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструктивной).
 Пример кроссворда:
 По горизонтали1- название красок, изобразительного материала; 2 — рисунки к тексту сказок, рассказов, стихотворений и т. д.; 3 – элемент городецкого узора.
 По вертикали4 – название народного промысла; 5 – живописное произведение, самостоятельное по назначению; 6 – подготовительный рисунок к произведению, отражающий поиски наилучшей композиции; 7 – название красок, изобразительного материала; 8 – принадлежность художника; 9 – известный художник-анималист; 10 – инструмент художника, изобразительный материал.
 Ответы на кроссвордПо горизонтали: гуашь, иллюстрация, купавка. По вертикали: гжель, картина, эскиз, акварель, палитра, Ватагин, карандаш
 Литература
     
  1. Вдовиченко С.А. Дети светлой краскойкрасят мир: Мини – хрестоматия методов и приёмов работы с детьми дошкольного возраста на занятиях изобразительной деятельностью / Светлана Вдовиченко. – М.: Чистые пруды, 2009.
  2. Горичева В.С., Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. Популярное пособие для родителей и педагогов/ Художники М.В.Душин, В.Н.Куров. – Ярославль: «Академия развития», «Академия и К°», 1998.
  3. Давыдова Г.Н. Пластилинография — 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006.
  4. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
  5. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
  6. Изобразительное искусство. 1-4 классы: упражнения, задания, тесты/ авт.-сост. О.В.Свиридова. – Волгоград: Учитель, 2009.
  7. Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства: Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
  8. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.
  9. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.
  10. Мелик – Пашаев А.А. Ребёнок любит рисовать: Как способствовать художественному развитию детей / Александр Мелик –Пашаев, Зинаида Новлянская. – М.: Чистые пруды, 2007.
  11. Шорыгина Т.А. Красивые сказки: Эстетика для малышей. – М.: Книголюб, 2006.
  12. www.ucheba.com/met_rus/k_iskusstvo/izo_1klass.htm
     

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Чудеса в ладошке с УУД.docx Скачать

МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа – детский сад «Гармония»

п.Безенчук Самарской области




«Принято»

на заседании педагогического совета

МОУ нач.школа – д/с «Гармония»

Протокол № ______от «___»_________201_г.


«Согласовано»

Зам.директора по УВР

________Поваляева Н.Г.

«____»_____________201_ г

«Утверждаю»

Директор МОУ нач.школа-д/с «Гармония»

____________Шишкина В.И.

«____»_____________201_ г



Программа кружка детского творчества

«Чудеса в ладошке»

1 класс


Учитель: Неретина О.А.



2011-2012 уч.г.





Пояснительная записка


Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования к структуре программы воспитания и социализации учащихся, определяет содержание и организацию внеурочной деятельности и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.

«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок» - пишет В.А.Сухомлинский.

Потребность в рисовании у детей заложена генетически: рисуя окружающий мир, они познают его. Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.

В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.

В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Проанализировав различные материалы, авторские программы, передовой опыт работы с детьми, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных техник изодеятельности в работе с младшими школьниками.

В основе реализации внеурочной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
- воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России;

- переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня личностного и познавательного развития обучающихся;
- учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
- обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования;
- обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Цель внеурочной программы: формирование у детей младшего школьного возраста индивидуально–творческой, художественно – эстетической, познавательной, коммуникативной компетентностей.

Задачи:

  1. Развитие чувственности, воображения, ассоциативно-образного мышления и творческой деятельности.

  2. Расширение эмоционального опыта ребёнка.

  3. Формирование представлений о цвете, линии, форме, пространстве и их свойствах.

  4. Ознакомление с нетрадиционными способами рисования, со свойствами разных материалов, используемых в работе.

  5. Развитие мелкой моторики рук и координации движений.

  6. Обогащение словарного запаса названиями цветов, оттенков.

  7. Воспитание эстетически-нравственного отношения к природе через изображение её образа в собственном творчестве.

  8. Расширение знаний и представлений детей об окружающем мире.

  9. Поощрение детского творчества, инициативы.

  10. Формирование коммуникабельности, способности к общению, умения работать в коллективе.

  11. Формирование умения делать «открытия» на основании собственных «опытов».

  12. Формирование умения анализировать, оценивать результаты работы.

На практике эти задачи реализуются мной через занятия кружка «Чудеса в ладошке». В рамках кружковых занятий дети неограниченны в возможностях выразить в работах свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу художественной деятельности – рисованию (с использованием нетрадиционных техник), пластилинографии (рисование пластилином), тестопластике, аппликации, бумагопластике. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

Программа включает в себя 2 раздела:

в 1-ом разделе - Я рисую - дети знакомятся с нетрадиционными техниками рисования, учатся применять их на практике,

во 2-ом разделе – Я мастерю – дети знакомятся с тестопластикой и бумагопластикой, учатся выполнять изделия в данных техниках.

Принципы, лежащие в основе программы:

- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). «Чем более органов наших чувств, принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются» (К.Д. Ушинский);

- демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

- научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).

- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

В реализации программы кружка используются следующие методы, позволяющие обеспечить активную субъектную позицию младшего школьника:

  • метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с целью овладения даром сопереживания;

  • метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире;

  • метод эстетического убеждения;

  • метод сенсорного насыщения;

  • метод эстетического выбора, направленный на формирование эстетического вкуса;

  • метод разнообразия художественной практики;

  • метод сотворчества (с педагогом, сверстниками);

  • метод нетривиальных (необыденных) творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественному творчеству;

  • метод эвристических и поисковых ситуаций.

Используемые методы

- позволяют развивать мелкую моторику;

- дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

- формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу творчества;

- способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей;

- способствуют развитию творческой коммуникации;

- развивают индивидуально–творческие особенности личности, необходимые для познания себя как личности, своих возможностей, сознания собственного достоинства;

- формируют эстетическое восприятие, эстетические представления и суждения.


Организация занятий кружка.

Обучение проводится в форме занятий (одно занятие в неделю, во второй половине дня, продолжительностью 1 академический час). Всего 33 занятия в год.

Занятия проводятся с сентября по май.

Ожидаемые результаты работы:

  • творческая активность;

  • самостоятельность в художественном творчестве;

  • креативность;

  • умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности;

  • коммуникабельность;

  • самопрезентация;

  • инициативность;

  • умение анализировать, оценивать результаты работы.











Календарно-тематическое планирование (33 ч)


п/п

Тематический раздел

Теоретическая часть занятия

Практическая часть занятия

Кол-во часов

УУД

Дата проведения





Личностные

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

План.

Факт.


Введение



2







1.

Знакомство с режимом работы кружка. Правила поведения во время занятий. Ознакомление с перечнем художественных материалов, необходимых для занятий.


1

Ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства.

Преобразовывать полученную информацию.

Умение вступать в диалог.

Различение допустимых и недопустимых форм поведения.



2.


Рисование на свободную тему (для диагностики умений учащихся).

1

Отработка навыков самостоятельной работы.

Умение применять полученные знания в собственной художественно – творческой деятельности.

Умение обсуждать результаты художественно-творческой деятельности.

Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников.




Я рисую



4







3.

Техника работы графитным карандашом.

«Сказочник-дым». Рисование – фантазирование непрерывной линией.

1

Овладение техникой работы графитным карандашом.

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Умение задавать вопросы, необходимые для организации своей деятельности.

Проговаривать последовательность своих действий.



4.

Техника работы графитным карандашом.

«Ветер в осеннем лесу».

1



5.

Техника работы фломастером.

«Цветные зонтики».

1

Овладение техникой работы фломастером.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на занятии, и свой жизненный опыт.

Умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.



6.

Смешанная техника (рисование + аппликация)

«Весёлые портреты».

1

Овладение смешанной техникой ( рисование и аппликация).

Перерабатывать полученную информацию.

Умение задавать вопросы, необходимые для организации своей деятельности

Умение корректировать способ действия.




Я мастерю










7.

Тестопластика. Способы приготовления солёного теста.

Лепка на свободную тему.

1

Ознакомление с техникой «тестопластика», способами приготовления соленого теста.

Умение различать основные виды и жанры пластических искусств.

Умение вступать в диалог.

Умение самостоятельно оценивать правильность выполнения действия.



8.

Оригами.

«Улетают птицы в тёплые края»

1

Ознакомление с техникой «оригами»; способами складывания квадрата; условными обозначениями.

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Умение обсуждать результаты художественно-творческой деятельности.

Умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия.




Я рисую



6







9.

Рисование «по мокрому».

«Осенние пейзажи»

1

Овладение техникой рисования по мокрой бумаге. Отработка навыков самостоятельной работы.

Умение применять полученные знания в собственной художественно – творческой деятельности.

Умение слушать и понимать высказывания собеседника.

Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников.



10

Комкание бумаги (скатывание)

«Овечка с ягнёнком»

1

Воспитание уважительного отношения к творчеству, как к своему, так и других людей.

Восприятие и характеристика художественных образов.

Умение договариваться, находить общее решение.

Учиться работать по предложенному учителем плану.



11

Знакомая форма – новый образ

«Превращение ладошки»

1

Моделирование новых образов путем трансформации известных.

Преобразовывать полученную информацию.

Формировать умение формулировать собственное мнение и позицию.

Умение определения промежуточных целей с учетом конечного результата.



12

Техника «монотипия» + рисование пальчиками

«Первый снег»

1

Овладение техникой «монотипия». Наблюдение природы и природных явлений, умение различать их характер и эмоциональное состояние.

Умение понимать разницу в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду.

Умение выражать собственное мнение.

Проговаривать последовательность действий при выполнении рисунка.



13

Техника «фотокопия» - рисование свечой

«Волшебные снежинки»

1

Овладение техникой «фотокопия». Умение изображать животных, растения, человека, природу, сказочные существа.

Умение использовать художественные материалы, применять основные средства художественной выразительности в живописи (по памяти), воспринимать окружающий мир.

Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос.

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно.



14

Техника «проступающий рисунок» (восковые мелки + акварель)

«Ёлочные игрушки»

1

Овладение техникой «проступающий рисунок».

Развитие композиционного мышления и воображения.

Формировать способность адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Проговаривать последовательность действий при выполнении рисунка.




Я мастерю



4







15

Тестопластика

«Что растёт на ёлке?»

1

Умение использовать художественные материалы (тесто).

Умение решать творческие задачи на уровне импровизаций.


Умение обсуждать результаты художественно-творческой деятельности.

Умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия.



16

Тестопластика

«Подсвечники»

1



17

Оригами

«В некотором царстве, в Бумажном государстве»

1

Умение использовать художественные материалы (цветные
карандаши, бумага), работать с ножницами.

Знать понятие о симметрии. Умение выбрать и применить выразительные средства для реализации собственного замысла в художественном изделии.

Умение задавать вопросы, необходимые для организации своей деятельности

Умение определения промежуточных целей с учетом конечного результата.



18

Оригами

«Усатая мордочка»

1




Я рисую



7







19 -

20

Пластилинография (рисование шариками и жгутиками из пластилина)

«Рыбки»

2

Овладение техникой «пластилинография».

Умение использовать художественные материалы (пластилин).

Умение выражать собственное мнение, делать самопрезентацию.

Учиться работать по предложенному учителем плану.



21

Техника «граттаж»

«Зимняя ночь»

1

Овладение техникой «граттаж».

Умение построения композиции, создания творческих работ на основе собственного замысла.

Умение обсуждать результаты художественно-творческой деятельности.

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно.



22

Техника « кляксография»

«Весёлые кляксы»

1

Овладение техникой «кляксография».

Умение создавать творческие работы на основе собственного замысла.

Умение выражать собственное мнение.

Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников.



23

Пластилинография

«Букет для мамы»

1

Отработка навыков самостоятельной работы.

Умение сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства.

Умение слушать и понимать высказывания собеседника.

Умение самостоятельно оценивать правильность выполнения действия.



24 – 25

Техника «тычок жесткой полусухой кистью»

«Снегири на ветке»

2

Овладение техникой «тычок жесткой полусухой кистью».

Умение использовать художественные материалы , применять основные средства художественной выразительности в рисунке (по воображению) и технику изображения с помощью жесткой полусухой кисти.

Умение выражать собственное мнение, делать самопрезентацию.

Учиться работать по предложенному учителем плану.




Я мастерю










26

Оригами

«Пароход»

1

Отработка навыков самостоятельной работы.

Умение использовать художественные материалы (бумага), применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах.

Умение задавать вопросы, необходимые для организации своей деятельности

Умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия.



27

Оригами

«Зайчишка-трусишка»

1




Я рисую



6







28

Техника «набрызг»

«Космическое путешествие»

1

Овладение техникой «набрызг».

Умение построения композиции, создания творческих работ на основе собственного замысла.

Умение обсуждать результаты художественно-творческой деятельности.

Проговаривать последовательность действий при выполнении рисунка.



29 – 30

Техника «торцевание»

«Чудо – трубочки»

2

Овладение техникой «торцевание». Отработка навыков самостоятельной работы.

Умение применять полученные знания в собственной художественно – творческой деятельности.

Умение выражать собственное мнение, делать самопрезентацию.

Учиться работать по предложенному учителем плану.



31

Техника «граттаж»

«Праздничный салют»

1

Отработка навыков самостоятельной работы.

Развитие композиционного мышления и воображения.

Умение выражать собственное мнение.

Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников.



32


Рисование на свободную тему (для диагностики умений учащихся).

1

Отработка навыков самостоятельной работы.

Умение применять полученные знания в собственной художественно – творческой деятельности.

Умение обсуждать результаты художественно-творческой деятельности.

Умение корректировать способ действия. Умение адекватно принимать оценку учителя.



33


Выставка работ учащихся

Организация выставки работ учащихся.

1

Умение видеть красоту труда и творчества. Формирование внутренней позиции учащегося на уровне положительного отношения к труду и творчеству. Понимание чувств других людей и сопереживание им. Формирование адекватного понимания причин успешности или неуспешности деятельности.

Формирование умения поиска и выделения нужной информации.

Умение аргументировать свою позицию.

Формировать умение в сотрудничестве с учителем ставить новые задачи. Умение адекватно принимать оценку своего творчества.




























Формы и виды контроля


виды контроля

содержание

методы

сроки контроля

Вводный

Области интересов и склонностей.

Беседы, наблюдение, тестирование, анкетирование, просмотр творческих работ учащихся

Сентябрь

Текущий

Освоение учебного материала по темам, разделам

Творческие и практические задания, выполнение образцов, упражнения

По каждой теме

Творческий потенциал учащихся

Наблюдение, тестирование, игры, упражнения. Участие в окружных, городских и краевых выставках

В течение года

Оценка самостоятельности, возможностей, способность к самоконтролю

Наблюдение

1 раз в полугодие

Коррекция

Успешность выполнения учащимися задач учебно-тематического плана

Индивидуальные занятия, помощь в самореализации, самоконтроле

В течение года

Итоговый

Контроль выполнения поставленных задач. Уровень творческого роста

Вернисаж

Май






«Портрет» художественно – творческого развития детей (методика Казаковой Т.Г., Лыковой И.А.):

Ф. И. ребёнка

Характеристика отношений, интересов, способностей в области художественной деятельности

Характеристика качества способов творческой деятельности

Характеристика качества продукции

Искренность, непосредственность

Увлечённость

Интерес

Творческое воображение

Характер вхождения в образ

Специфические способности

Применение известного в новых условиях

Самостоятельность в нахождении способов (приёмов) создания образа

Нахождение оригинальных способов (приёмов), новых для ребёнка

Создание новых комбинаций на основе ранее освоенных образов

Нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для создания образа

Соответствие результатов изодеятельности элементарным художественным требованиям

Проявление индивидуального «почерка» как особой манеры исполнения и характера образа





















Пример викторины:

  1. О каком художественном промысле поется в русской народной песне?

Как над Волгой яр хмель

Над кусточком вьется.

Перевился яр хмель

На нашу сторонку.

Как на нашей на сторонке

Житье пребогато –

Серебряные листья,

Цветы золотые.

(Хохлома.)

  1. Какое слово здесь лишнее?

Акварель, сангина, пастель, кисть.

(Кисть.)

  1. Как называют художника, рисующего животных?

(Анималист.)

  1. Её делают из древесины, тряпичного сырья, и художнику без нее не обойтись.

(Бумага.)

  1. Отгадайте загадку:

Палочка волшебная

Есть у меня, друзья,

Палочкою этой

Могу построить я:

Башню, дом и самолет

И большущий пароход.

(Карандаш.)

  1. Есть такая пословица: «Что написано пером, того не вырубишь топором».

Можете ли вы назвать предмет, которым легко «вырубить», например, карандашный штрих?

(Ластик.)

  1. Каким словом можно назвать картины с изображением городской улицы, леса, дороги посреди поля, горы?(Пейзаж.)

  2. Какое слово здесь зашифровано: м ю т н р а т р о?(Натюрморт.)

  3. Какое слово здесь лишнее?

Кисть, палитра, мрамор, акварель, холст.(Мрамор.)

  1. «В этой картине изображена сокровенная глубина елового леса, ленная чаща с ее сумраком, тишиной. На переднем плане – темная гладь поверхности омута, с неподвижно лежащими на ней осенними листьями. Рядом с омутом – белый камень, на котором сидит…» (В. М. Васнецов «Аленушка».)

  2. На рисунке изображены молоток, пила, гвозди. К какому жанру относится произведение? (Натюрморт.)

  3. Вид изобразительного искусства, в котором художник создает объемные изображения, называется… (скульптура).

  4. Какое слово здесь лишнее?

Архитектор, портрет, здание, зодчий, строительство.(Портрет.)


Пример тестирования:

Фамилия участника ___________________________________________________


Из предложенных ответов выберите правильные и подчеркните.


п/п

Вопрос

Ответы

Баллы

1.

Художник И. И. Шишкин рисовал:

А) натюрморты

Б) пейзажи

В) портреты


2.

Композиция рисунка – это:

А) проведение тонких линий

Б) карандашный набросок

В) размещение предметов на листе бумаги


3.

Основными элементами городецкой росписи являются:

А) купавки

Б) розы

В) ромашки

Г) розаны


4.

Дымковская игрушка расписывается:

А) по золотисто-охристому фону

Б) голубому фону

В) белому фону

Г) красному фону


5.

Основными видами изобразительного искусства являются:

А) скульптура

Б) рисование

В) живопись

Г) лепка

Д) графика


При подведении итогов выявляются две позиции:

  1. неточность ответа, которая оценивается как ноль баллов

  2. точность ответа оценивается в 1 балл

Общий подсчет баллов:

Первый уровень…………………………………….. меньше 4 баллов

Второй уровень ………………………………………от 5 до 6 баллов

Третий уровень ……………………………………....от 7 до 8 баллов


I уровень (фрагментарно-исполнительский)

Тестируемый имеет представление об изобразительном искусстве, но в пределах обыденного его понимания. Знания его неглубоки, а вот интерес к конкретным навыкам и умениям в определенных видах изобразительного искусства выражен сильнее. Этому обучающемуся надо, посоветовать, больше заниматься художественно-творческой деятельностью, для того, чтобы почувствовать вкус к самому творческому процессу.

II уровень (художественного мастерства)

Тестируемый неплохо ориентируется в области изобразительного искусства, владеет общими искусствоведческими знаниями и хорошо знаком со спецификой отдельных видов народных промыслов, хорошо ориентируется в видах изобразительного искусства.

III уровень (творческий)

У тестирующего есть глубина представлений о природе художественного процесса, и он хорошо знаком со средствами выразительности изобразительного искусства, с его видами. У него есть интерес к различным видам деятельности (изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструктивной).


Пример кроссворда:



4




5




6





1



















2
























7






10





3


8


9








































































По горизонтали: 1- название красок, изобразительного материала; 2- рисунки к тексту сказок, рассказов, стихотворений и т. д.; 3 – элемент городецкого узора.

По вертикали: 4 – название народного промысла; 5 – живописное произведение, самостоятельное по назначению; 6 – подготовительный рисунок к произведению, отражающий поиски наилучшей композиции; 7 – название красок, изобразительного материала; 8 – принадлежность художника; 9 – известный художник-анималист; 10 – инструмент художника, изобразительный материал.

Ответы на кроссворд. По горизонтали: гуашь, иллюстрация, купавка. По вертикали: гжель, картина, эскиз, акварель, палитра, Ватагин, карандаш


Литература


  1. Вдовиченко С.А. Дети светлой краскойкрасят мир: Мини – хрестоматия методов и приёмов работы с детьми дошкольного возраста на занятиях изобразительной деятельностью / Светлана Вдовиченко. – М.: Чистые пруды, 2009.

  2. Горичева В.С., Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. Популярное пособие для родителей и педагогов/ Художники М.В.Душин, В.Н.Куров. – Ярославль: «Академия развития», «Академия и К°», 1998.

  3. Давыдова Г.Н. Пластилинография - 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006.

  4. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.

  5. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.

  6. Изобразительное искусство. 1-4 классы: упражнения, задания, тесты/ авт.-сост. О.В.Свиридова. – Волгоград: Учитель, 2009.

  7. Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства: Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности. – М.: ТЦ Сфера, 2002.

  8. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.

  9. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.

  10. Мелик – Пашаев А.А. Ребёнок любит рисовать : Как способствовать художественному развитию детей / Александр Мелик –Пашаев, Зинаида Новлянская. – М.: Чистые пруды, 2007.

  11. Шорыгина Т.А. Красивые сказки: Эстетика для малышей. – М.: Книголюб, 2006.

  12. http://www.ucheba.com/met_rus/k_iskusstvo/izo_1klass.htm




Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос