Отражение света
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Новокалитвенская средняя общеобразовательная школа
Россошанского муниципального района
Воронежской области
Из опыта работы учителя физики
Гиевской Людмилы Ивановны.
конспект урока в 9 классе
Тип урока: информационно - развивающий
Цель:
-
Дать знания о величинах, характеризующих явления отражения света( углы, плоскость); обосновать связь между углом падения и углом отражения;
-
Раскрыть взаимосвязь закона отражения и закона прямолинейного распространения света;
-
Продолжить формирование умения делать логические заключения на основе анализа уже известных связей.
Учащиеся должны:
-
Познакомиться с законом отражения света, с понятиями «угол падения» и «угол отражения»;
-
Усвоить положение о равенстве углов падения и отражения на уровне применения знаний в различных ситуациях;
-
Учиться делать вывод из поставленных экспериментов
Оборудование: набор «Оптика. Лаборатория L – микро».
Литература:
-
Программа по физике С.В.Громов,Н.А.Родина. Рекомендовано Департаментом Образования Российской Федерации. Москва. Дрофа. 2001г.;
-
Учебник «Физика – 9». С.В.Громов, Н.А.Родина;
-
Проектирование технологии обучения .Б.А.Татьянкин;
-
Проверочные задания по физике. Р.Д.Минькова;
-
Руководство по выполнению лабораторных работ «Физика в ученическом эксперименте. Оптика. Лаборатория L – микро».
Ход урока:
-
Оргмомент.
-
Сообщение темы и цели урока
-
Фронтальный опрос.
-
Объяснение нового материала
-
Задание на дом.
-
Закрепление материала.
-
Подведение уроков.
-
Здравствуйте! Садитесь.
-
Мы продолжаем с вами рассматривать законы распространения света.
-
Давайте вспомним с вами понятия и определения, которые рассматривали на предыдущих уроках:
-
Что такое свет? (видимое электромагнитное излучение);
-
Что такое источник света? (тело, способное излучать свет);
-
Какие бывают источники света? (естественные и искусственные);
-
Приведите примеры;
-
Что значит однородная среда? (среда, в которой свет распространяется с одинаковой скоростью);
-
Сформулируйте первый закон распространения света (в однородной среде свет распространяется прямолинейно);
-
Что является доказательством? ( образование тени);
-
Что такое луч? (направление, в котором распространяется свет);
-
Как называется раздел, изучающий законы распространения света? (геометрическая оптика);
-
Почему? (доказательства проводятся с помощью геометрических построений);
-
-
Сегодня мы с вами рассмотрим, как будет распространяться свет при переходе из одной среды в другую. На столах у вас набор по оптике. Вам потребуется планшет, источник питания, провода, лампочка, экран, лимб, призма и зеркало ( на столах у учащихся наборы по оптике, карточки с ходом выполнения эксперимента)
-
Соберите установку, схема которой указана на рисунке. Экран разместите в 3-4 см от лампочки
-
Вплотную к экрану со стороны, противоположной лампочке, положите на планшет лист бумаги, а на нём лимб. Лимб расположите так, чтобы луч света проходил через оба деления, отмеченные цифрами 0. Обведите контур лимба;
-
Возьмите стеклянную призму и расположите её в центре лимба.
Что произошло с лучом( часть прошла через призму, а часть – отразилась).
Это ёще два закона распространения света, на которых базируется геометрическая оптика: закон отражения и закон преломления. Сегодня мы с вами рассмотрим только закон отражения света. Запишите в тетрадях число тему урока «Закон отражения»
-
Соедините карандашом деления, отмеченные цифрами 0;
-
Замените призму на зеркало
-
Поверните лимб так, чтобы луч света падал на него под углом. Лимб поворачивайте так, чтобы он не выходил за пределы контура.
Что вы заметили?(появился ещё один луч);
Как он располагается?(он идёт от зеркала)
Давайте перенесём в тетрадь рисунок, который у нас получился.
MN - граница двух сред
SA –падающий луч
AB - отражённый луч
SAD - угол падения
DAB- угол отражения
А
M N
Что произошло в точке А?(луч поменял направление);
Как располагаются падающий и отражённый луч?( в одной среде);
Что произошло со скоростью света?(она не изменилась, потому что лучи распространяются в одной среде)
-
Установите лимб так, чтобы угол падения был 100
Что вы заметили?(угол отражения тоже 100)
-
Измените угол на 150,200
Что вы скажите об углах отражения?(каков угол падения, таков и угол отражения).
Так какой же вывод можно сделать?( угол падения равен углу отражения)
Запишите этот вывод в тетрадь. В этом и заключается закон отражения. Он был открыт ещё в 3 веке до нашей эры греческим учёным Евклидом.
-
Поверните лимб так, чтобы падающим лучом был луч ВА. Что вы заметили?( отражённым лучом стал луч SA)
Это свойство называется обратимостью световых лучей.
-
А как построить отражённый луч, если у вас есть падающий луч?
-
Построить перпендикуляр к точке падения;
-
Построить точку, симметричную начала луча относительно этого перпендикуляра.
Такое задание вы выполните дома.
31,№131,132(запись в дневнике)
6. А теперь давайте проверим, как вы поняли материал.
-
Угол падения луча 600. Каков угол отражения?(600)
-
Угол между зеркалом и падающим лучом составляет 300. Чему равен угол отражения?
-
Угол падения 250. Чему равен угол между падающим и отражённым лучами?
-
2/3 угла между падающим и отражённым лучами составляет 800. Чему равен угол падения?
7. Итак, что мы с вами узнали на уроке?
-
На границе двух сред часть луча преломляется, а часть – отражается;
-
В точке падения луч меняет своё направление;
-
Скорость при этом не меняется , потому что луч распространяется в той же среде;
-
Угол падения равен углу отражения;
-
Если пустить луч по отражённому лучу, то падающий луч станет отражённым. Это свойство называется обратимостью световых лучей.
На уроке сегодня получили оценки…
Урок окончен.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»