Рабочая программа спецкурса: "Основы медицинских знаний и здорового образа жизни"
Курс «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» актуален в современных условиях, когда здоровье подрастающего поколения вызывает серьезные опасения. Содержание программы соответствует поставленным целям. Сочетание теоретического материала с практическими работами обеспечивает учащимся успешное усвоение знаний, создает условия для формирования и развития у обучающихся интеллектуальных и практических умений.
Курс «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» рассчитан на 34 часа. В программе курса рассматриваются вопросы о здоровом образе жизни и долголетии. Сегодня состояние подрастающего поколения вызывает большую тревогу. Поэтому важно определить концепцию индивидуального здоровья и основополагающие принципы валеологии. По мнению ученных, наше здоровье зависит на 20% от наследственности, на 20% от окружающей среды, на 8-10% от медицины и 50% от образа жизни. В свете сказанного, нельзя недооценивать период школьного обучения, когда формируется модель поведения, которая далее будет определять уровень, продолжительность жизни и состояние здоровья человека. При изучении данного курса основная опора делается на ранее изученные вопросы анатомии и физиологии человека. В содержании программы отражены те научно-практические задания, которые тесно связаны с актуальными проблемами медицины и экологии. Контроль достижений учащихся осуществляется через наблюдение активности на занятии, анализ результатов выполнения задания, беседы с учащимися, участие в конференциях, ролевых играх, а также тестирование. Курс имеет профориентационную направленность в области медицины и биологии, а также яркие и убедительные примеры из научной литературы и жизни позволяют убедить школьников в огромной роли самого человека для сохранения собственного здоровья, выработать навыки негативного отношения к вредным привычкам.
Цель курса: формирование у учащихся установки на жизнь как высшую ценность, научить бережному отношению к себе и окружающим людям, выделить ряд основных вопросов, касающихся основ медицинских знаний и здорового образа жизни, сформировать умение следить за своим здоровьем.
Задачи курса:
· расширить и углубить знания учащихся по валеологии;
· использовать знания в ситуациях поиска идеала нравственного и физического здоровья человека;
· показать пагубное влияние на здоровье вредных привычек;
· расширение и систематизация знаний о необходимости вести здоровый образ жизни;
· учащиеся должны уметь излагать основное содержание курса, находить ответы на вопросы, использовать рисунки, самостоятельно изучать отдельные вопросы.
Содержание программы.
1. Введение. Общее понятие о здоровье как состоянии организма, которое развивается в процессе реализации генетического материала в условиях конкретной социальной и экологической среды. Критерии здоровья. Общественное, индивидуальное здоровье. Духовное и физическое здоровье в гармоничном единстве.
2. Здоровый образ жизни. Образ жизни — фактор здоровья. Элементы здорового образа жизни. Основные качества, характеризующие физическое развитие человека. Физические упражнения и здоровье. Личная гигиена. Старение. Старость. Продление жизни. Геронтология. Долгожители. Питание и здоровье. Влияние питания на здоровье. Рациональное питание — один из компонентов долголетия. Необходимость рационального питания для здоровья. Пищевой рацион человека, режим питания. Болезни, обусловленные неправильным питанием (гастрит, ожирение, гипертония, злокачественные опухоли и т. д.) Искусственная пища. Витамины. Лечебное голодание: за и против. Раздельное питание. Экологическая безопасность продуктов питания. Практическая работа «Составление ежедневного рациона питания».
3. Вредные привычки: алкоголизм, курение, наркомания, токсикомания, сложность избавления. Эмоциональная и психическая напряженности – факторы, влияющие на здоровье. Психогигиена. Аутотренинг, релаксация. Закаливание и его влияние на здоровье. Виды закаливания: обтирание, обливание, купание. Стимулирующие и закаливающие факторы: солнечный свет, воздушные ванны. Практические занятия «Помоги себе сам», «Релаксационные упражнения».
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Тимшерская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено на МО учителей Согласована: Утверждена:
биологии, экологии, географии, Зам. директора по УВР - Директор школы -
химии, истории, обществознания
Руководитель МО ___________________ ____________________
Протокол № _____
от «___» ___________ 2010 г.
Программа спецкурса по биологии
«Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» , 10 класс.
Спецкурс рассчитан на 34 часа.
Программу разработала учитель биологии и экологии
Паршукова Надежда Алексеевна.
( авторская программа)
Пояснительная записка.
Курс «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» актуален в современных условиях, когда здоровье подрастающего поколения вызывает серьезные опасения. Содержание программы соответствует поставленным целям. Сочетание теоретического материала с практическими работами обеспечивает учащимся успешное усвоение знаний, создает условия для формирования и развития у обучающихся интеллектуальных и практических умений.
Курс «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» рассчитан на 34 часа. В программе курса рассматриваются вопросы о здоровом образе жизни и долголетии. Сегодня состояние подрастающего поколения вызывает большую тревогу. Поэтому важно определить концепцию индивидуального здоровья и основополагающие принципы валеологии. По мнению ученных, наше здоровье зависит на 20% от наследственности, на 20% от окружающей среды, на 8-10% от медицины и 50% от образа жизни. В свете сказанного, нельзя недооценивать период школьного обучения, когда формируется модель поведения, которая далее будет определять уровень, продолжительность жизни и состояние здоровья человека. При изучении данного курса основная опора делается на ранее изученные вопросы анатомии и физиологии человека. В содержании программы отражены те научно-практические задания, которые тесно связаны с актуальными проблемами медицины и экологии. Контроль достижений учащихся осуществляется через наблюдение активности на занятии, анализ результатов выполнения задания, беседы с учащимися, участие в конференциях, ролевых играх, а также тестирование. Курс имеет профориентационную направленность в области медицины и биологии, а также яркие и убедительные примеры из научной литературы и жизни позволяют убедить школьников в огромной роли самого человека для сохранения собственного здоровья, выработать навыки негативного отношения к вредным привычкам.
Цель курса: формирование у учащихся установки на жизнь как высшую ценность, научить бережному отношению к себе и окружающим людям, выделить ряд основных вопросов, касающихся основ медицинских знаний и здорового образа жизни, сформировать умение следить за своим здоровьем.
Задачи курса:
-
-расширить и углубить знания учащихся по валеологии;
-
-использовать знания в ситуациях поиска идеала нравственного и физического здоровья человека;
-
-показать пагубное влияние на здоровье вредных привычек;
-
- расширение и систематизация знаний о необходимости вести здоровый образ жизни;
-
-учащиеся должны уметь излагать основное содержание курса, находить ответы на вопросы, использовать рисунки, самостоятельно изучать отдельные вопросы.
Содержание программы.
-
Введение. Общее понятие о здоровье как состоянии организма, которое развивается в процессе реализации генетического материала в условиях конкретной социальной и экологической среды. Критерии здоровья. Общественное, индивидуальное здоровье. Духовное и физическое здоровье в гармоничном единстве.
-
Здоровый образ жизни. Образ жизни - фактор здоровья. Элементы здорового образа жизни. Основные качества, характеризующие физическое развитие человека. Физические упражнения и здоровье. Личная гигиена. Старение. Старость. Продление жизни. Геронтология. Долгожители. Питание и здоровье. Влияние питания на здоровье. Рациональное питание - один из компонентов долголетия. Необходимость рационального питания для здоровья. Пищевой рацион человека, режим питания. Болезни, обусловленные неправильным питанием (гастрит, ожирение, гипертония, злокачественные опухоли и т. д.) Искусственная пища. Витамины. Лечебное голодание: за и против. Раздельное питание. Экологическая безопасность продуктов питания. Практическая работа «Составление ежедневного рациона питания».
-
Вредные привычки: алкоголизм, курение, наркомания, токсикомания, сложность избавления. Эмоциональная и психическая напряженности – факторы, влияющие на здоровье. Психогигиена. Аутотренинг, релаксация. Закаливание и его влияние на здоровье. Виды закаливания: обтирание, обливание, купание. Стимулирующие и закаливающие факторы: солнечный свет, воздушные ванны. Практические занятия «Помоги себе сам», «Релаксационные упражнения».
Тематический план.
-
№
Наименование темы
Количество часов
Форма проведения
Образовательный продукт
Введение.
1
Предмет и задачи курса «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»
1
Лекция
Конспект
Здоровый образ жизни.
10
2
Психика и здоровье. Механизмы психической защиты.
Беседа, психологический тест.
Конспект
3
Творчество и долголетие.
Беседа, психологический тест.
Конспект
4
Жизнь в экстремальных условиях.
Лекция
Конспект
5
Природная среда – источник инфекционных заболеваний.
Лекция
Конспект
6
Шум и здоровье.
Беседа
Конспект
7
Культура питания.
Беседа, психологический тест.
Конспект
8
Лечение музыкой.
Беседа
Конспект
9
Вредные привычки: алкоголизм, курение, наркомания, токсикомания, сложность избавления.
Беседа
Конспект
10
Аутотренинг, релаксация.
Практическая работа
Эксперимент
Первая медицинская помощь при травмах и несчастных случаях.
15
11
Значение первой медицинской помощи и правила ее оказания.
Лекция
Конспект
12
Понятие о ране, классификация ран и их осложнения.
Лекция
Конспект
13
Виды кровотечений и их характеристика.
Беседа
Конспект
14
Первая медицинская помощь при ранениях.
Лекция
Конспект
15
Правила наложения стерильных повязок на голову и грудь.
Практическая работа
Эксперимент
16
Правила наложения стерильных повязок на живот и верхние конечности
Практическая работа
Эксперимент
17
Правила наложения стерильных повязок на нижние конечности.
Практическая работа
Эксперимент
18
Первая медицинская помощь при кровотечениях.
Беседа
Конспект
19
Первая помощь при синдроме длительного сдавливания и закрытых повреждениях.
Лекция
Конспект
20
Понятие о переломах и травматическом шоке.
Лекция
Конспект
21
Первая медицинская помощь при переломах.
Лекция
Конспект
22
Первая медицинская помощь при ожогах.
Конспект
23
Первая медицинская помощь при внезапном прекращении сердечной деятельности и дыхания.
Лекция
Конспект
24
Первая медицинская помощь при обморожениях, солнечном и тепловом ударах, утоплении и укусах ядовитыми змеями и насекомыми.
Беседа
Конспект
25
Выполнение нормативов по оказанию первой медицинской помощи.
Зачет
Эксперимент
Инфекционные болезни, их профилактика и меры борьбы с ними.
3
26
Понятие об инфекционных болезнях. Профилактика инфекционных болезней.
Лекция
Конспект
27
Значение дезинфекции, дезинсекции и дератизации в борьбе с инфекционными болезнями.
Лекция
Конспект
28
Дезинфекция и меры личной профилактики при уходе за инфекционными больными.
Лекция
Конспект
Уход за пораженными и больными, выполнение процедур в лечебных учреждениях.
5
29
Обязанности персонала по уходу за больными в процессе их лечения.
Лекция
Конспект
30
Понятие о личной гигиене больного и ее значение в лечении.
Беседа
Конспект
31
Выполнение процедур в лечебных учреждениях.
Экскурсия в больницу
Конспект
32
Применение лекарственных средств при лечении больных.
Лекция
Конспект
33
Транспортировка больных.
Лекция
Конспект
34
Урок – отчет об исследовательской работе по одной из тем курса.
1
Зачет
Презентация
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Знать:
-
основные составляющие здорового образа жизни, обеспечивающие духовное, физическое и социальное благополучие;
-
потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
-
меры безопасности при активном отдыхе в природных условиях;
вредное влияние алкоголя, никотина, наркотиков на организм.
-
-
приемы и правила оказания первой медицинской помощи.
Уметь:
-
доступно объяснить значение здорового образа жизни для обеспечения личной безопасности и здоровья;
-
предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;
-
оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
Использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни дня:
-
выработки потребности в соблюдении норм здорового образа жизни;
-
невосприимчивости к вредным привычкам;
-
обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных
ситуациях;
оказания
первой медицинской помощи пострадавшим
в различных
опасных или бытовых
ситуациях
Информационное обеспечение курса.
Список литературы.
1.Н.Д.Андреева
«Основы рационального питания. Нормы
питания.» Биология в школе, №7,2004г.
2.Ю.
В. Жданов,В. М. Назаренко «Формирование
здорового образа жизни. Практические
работы» Биология в школе №2 2004г.
3.В.
И. Касаткина «Педагогика
здоровья»,М.,Линка-Пресс, 1999 г.
4.Н. П.
Майорова,Е.Е.Чепурных,С.М. Шурух «Обучение
жизненно важным
навыкам»,С.Петербург,2002г.
5.Н.Е.Макарова
«Раздельное питание»,Минск,Харвест,1998г.
6.А.Микитин
«Азбука питания»,Ростов-на-Дону
«Феникс»,1998 г.
7.В.С.Рохлов «Школьный
практикум.Биология.Человек»,
М.,Дрофа,1998г.
8.И.Д.Зверев «Книга для
чтения по анатомии»,Москва,Просвещение,1997г.
9.А.Т.Смирнов,
Б.И.Мишин «Основы медицинских
знаний»,Москва,Просвещение,2001г.
10.А.Н.Сизанов «Тесты и психологические игры. Ваш психологический портрет», Минск , «Полымя», 2000 год
11.В.В.Гаевая «За здоровый образ жизни», Волгоград, «Учитель», 2009 год
12. М.В.Высоцкая «Экология – элективные курсы», Волгоград, «Учитель», 2009 год
13.Н.Н.Шапцева «Наш выбор – здоровье», Волгоград, «Учитель», 2009 год
14.М.И.Гоголев, Б.А. Гайко «Основы медицинских знаний учащихся», Москва, «Просвещение», 1991 год.
Видео и аудио продукция.
1.Загадки человеческого тела – сборник компакт дисков, 3 части; ЗАО «Издательский Дом Ридерз Дайджест», 2006 год.
2.Аудио продукция: «Исцеляющая сила музыки», «Музыка для релаксации», «Йога»; ЗАО «Издательский Дом Ридерз Дайджест», 2008 год.
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»