Дидактические игры на уроках окружающего мира в 1 классе
Краткое описание
Предмет «Окружающий мир» интегрированный курс. Мною в тематическое планирование УМК «Начальная школа 21 века» Н.Ф.Виноградовой было внесено дополнение в виде дидактических игр, включив в каждый раздел программы игры
Описание
Раздел: Природа и человек
Программная тема | Функции игровой деятельности/ Игры | Содержание игры |
Раздел: Введение | ||
1. Что такое окружающий мир 2. Что изучает история? | 1) Развлекательная «Живое-неживое» | Учитель называет предметы, если предмет относится к живой природе, учащиеся хлопают в ладоши, неживая природа – топают ногами. |
2) Коммуникативная «Чей это труд» | На столе лежат картинки изображением вниз. Педагог дает задание: «Расскажи, кто работал, чтобы сделать этот предмет», «Что за инструмент» и т.д. | |
3)Самореализация в игре «Что это? Кто это?» | Игра составлена по принципу лото. Лист-основа поделен на четыре прямоугольника, в каждом прямоугольнике написано название животного, растения и т.п. На другом листе (он разрезан на четыре прямоугольника) дано описание этих животных и растений. С обратной стороны на каждой из четырех частей разрезанного листа начерчен элемент геометрической фигуры. Ребенок берет любой из прямоугольников, читает описание с названием. Если все задания выполнены верно, образуется фигура. | |
4) Игротерапевтическая «Сочиняем историю» | Придумать предложение о прошлом (настоящем, бубущем) | |
5) Диагностическая «А что, если бы…» | Педагог начинает игру: «Если бы повар не приготовил обед, мы бы все остались голодными». Дети должны возразить. «А что бы вы сделали, если бы продавцы перестали продавать продукты?» | |
Раздел: Кто ты такой | ||
1. Человек – живой организм 2. Наши помощники – органы чувств | 1) Развлекательная «Узнай, кто это» | Ведущий описывает кого-то из учеников |
2) Коммуникативная «Кто позвал» | Выбирается ведущий, который отворачивается. Кто-то из ребят называет его имя, ведущий угадывает. | |
3)Самореализация в игре «Люблю- не люблю» | Игра с мячом. Дети встают в круг со словами «Я не люблю…», « Я люблю…» | |
4) Игротерапевтическая игра-хоровод «Про Валю» | От ребенка в процессе игры требуется активное воображение, так как он должен мысленно представить подсказанное ролевое действие: необходимо найти туфельки, примерить их, затем передать другому. Текст подсказывает ребенку нужные движения. | |
5) Диагностическая «Молчок», «Скучно, скучно так сидеть» | Из детей выбирается «молчка», который сначала робко сидит на стуле, затем преображается в смелого: прыгает, поет какую-нибудь песенку. | |
1) Развлекательная «Фрукты и овощи хвастаются» | Дети играют роль «овоща»или «фрукта», вступают в игровой диалог: они хвастаются друг перед другом своими достоинствами. | |
2) Коммуникативная «Приглашаем в гости» | Дети учатся приглашать друг друга в гости, соблюдая правила этикета. | |
3)Самореализация в игре «Познакомьтесь с нами» | Выходят ученики с табличками-названиями А,В,С,Д и рассказывают о том, какое они имеют значение для организма человека. | |
4) Игротерапевтическая «Моя дорога от дома до школы» | Игра-моделирование: заранее нужно подготовить плоскостные фигуры зданий. На доске коллективными усилиями «строится» улица нашего города. | |
| 5) Диагностическая «Как подготовить рабочее место» | Учащиеся рассказывают о подготовке рабочего места а) дома перед выполнением домашнего задания; б) в школе перед уроком труда; в) учителя и т.д. |
Раздел: Ты и твоё здоровье | ||
1. Что такое здоровье 2. Чтобы не уставать… 3. Физическая культура 4. Урок в спортивном зале 5. Закаляться может каждый 6. Здоровье и питание 7. Умеешь ли ты есть 8. Здоровье и осторожность 9. Можно ли изменить себя | 1) Развлекательная «День рождения» | Ролевая игра. Дети распределяют роли: мама, папа, бабушка, дедушка, брат (сестра). На день рождения пришли гости, надо их встретить, посадить за стол, выслушать поздравления. |
2) Коммуникативная «Моя семья» | Ролевая игра. Задача учителя – помочь ученикам выбрать роль. | |
3)Самореализация в игре «В театре» | Собираемся в театр, едем в автобусе (платим за проезд кондуктору, спрашиваем, на какой остановке надо сойти, чтобы попасть в театр) | |
4) Игротерапевтическая «Магазин», «Узнай по жестам, о чем я говорю» | Суть игры в том, что «покупатели» по натуральным объектам или рисункам описывают предмет, который хотят купить, не называя его. | |
5) Диагностическая «Новый дом», «Лесенка», «Моя семья» | Нарисовать рисунок на тему «Новый дом». Задание: ты получил новую квартиру в новом доме, нарисуй, кого ты туда возьмешь. | |
Раздел: Кто живёт рядом с тобой | ||
1. Что такое семья 2. Труд в семье 3. Как семья отдыхает 4. Твои друзья – взрослые и дети 5. Мы пришли в театр 6. О дружбе | 1) Развлекательная «Жили-были три матрешки» | Речевая разминка. Учащиеся рассматривают костюмы на иллюстрациях и рассказывают, к какому народу они матрешки относятся. |
2) Коммуникативная «Цветик-трехцветик» | Воображаемая ситуация «Мои желания»: а) для себя; б) для семьи; в) для Родины. | |
3)Самореализация в игре «Город – село» | Игра-конструирование. Дети выбирают рисунки различных объектов села и города и помещают их на двух панно «Город» и «Село». Каждый участник объясняет, почему он поместил этот объект. | |
4) Игротерапевтическая | Для игры нужны два кубика с буквами. Играющий бросает кубик и называет город, который начинается на выпавшую букву. | |
5) Диагностическая «Если бы мы приехали в Москву» | Проводится в форме воображаемой экскурсии | |
Раздел: Россия – твоя Родина | ||
1. Что такое Родина 2. Родной край – частица Родины 3. Из истории родного края 4. Зачем человек трудиться 5. Из истории нашей Родины Хлеб – главное богатство России 6. Все профессии важны 7. О труде фермера и экономиста 8. Города России. Москва 9. Древние города России | 1) Развлекательная «Заселим лес птицами» | На больших карточках нарисованы птицы, на маленьких написаны их названия. Надо закрыть большую карточку соответствующими маленькими. |
2) Коммуникативная «Лесное собрание» | Ролевая игра: происходит диалог «зверей», «птиц», «насекомых» о том, как они готовятся к зиме. | |
3)Самореализация в игре «В некотором царстве, в лесном государстве» | Четверо ведущих получают вывески: грибы, бактерии, растения, животные – и расходятся в разные стороны класса. Дети получают рисунки или карточки с названием представителей разных царств. По команде ведущих каждый должен в течение 20 секунд найти свое царство. | |
4) Игротерапевтическая «Танец» | Предлагается потанцевать. Причем каждый танцует то, что сам хочет. Одно условие: ребенок должен выразить в танце образ жителя Земли. | |
10. Мы – граждане России 11. Народы России | 5) Диагностическая «Прими решение» | Выбор из трех вариантов одного (психологический портрет). |
Раздел: Мы – жители Земли | ||
1. Первое знакомство со звёздами 2. Животные – живые существа 3. Растения – живые существа 4. Лес 5. Человек и лес 6. Лесная аптека 7. Животные леса 8. Подземные жители 9. Голоса леса | 1) Развлекательная «Угадай по описанию» | Читается описание какого-либо животного или растения, а учащиеся отгадывают, дополняют. |
2) Коммуникативная «Плавает – прыгает» | Учитель называет слово «плавает» или «прыгает», играющий называет пример животного. Если ответ неверен, ученик получает штрафное очко и выполняет задание класса. | |
3)Самореализация в игре «Рыбалка» | Используются картинки с изображением различных рыб. К каждой из них прикреплена скрепка. «Рыбы» помещаются в картонный аквариум или обычную коробку. Вызываются учащиеся, которым дается удочка с магнитом на конце. Учащиеся вылавливают рыбку и рассказывают все, что о ней знают. | |
4) Игротерапевтическая «Суд» | Сюжетно-ролевая. Дети распределяют роли «Судья», «Защитники», «Растения Красной книги». Суд заслушивает жалобы животных и растений (одних съедают, других убивают и т.д.). Судья рассказывает, какие меры нужно принимать к виновникам. «Защитники» также защищают интересы потерпевших. | |
5) Диагностическая «Песенка Водяного» | Инсценирование всем классом «Песенки Водяного» | |
Раздел: Водоём и его обитатели | ||
1. Вода 2. Обитатели водоёмов 3. Земноводные 4. Растения рек и озёр 5. Животные и растения болот | 1) Развлекательная «Собери семью» | На магнитной доске размещены картинки с изображением трех птиц (журавль, орел, гусь). На столе учителя набор предметных картинок с изображением коршуна, совы, цапли, аиста, лебедя, утки и т.д. Надо определить, куда их поместить. |
2) Коммуникативная «Почтальон» | «Почтальон» раздает учащимся конверты с надписью «Луг», «Поле», «Сад» и предметные картинки с изображением животных, птиц, растений. Учащиеся должны разложить их по соответствующим конвертам. «Почтальон» проверяет правильность. | |
3)Самореализация в игре «Каждой птице – свое место» | На маленьких карточках изображены птицы, на больших - среда обитания: луг, поле, сад. Учащиеся должны определить место обитания каждой птицы и объяснить свой выбор. | |
4) Игротерапевтическая «Умей сравнивать» | На магнитной доске размещены картинки. Задание: рассмотреть внимательно картинки. Победит тот, кто без ошибок ответит на вопросы. | |
5) Диагностическая «Четвертый лишний» | В каждом ряду есть лишняя картинка. Найти ее и объяснить (способность к обобщению). | |
Раздел: Жизнь луга, поля, сада | ||
1. Жизнь луга 2. Какие бывают поля 3. Растения поля 4. Животные поля 5. Жизнь сада 6. Жизнь сада весной 7. Животные сада | 1) Развлекательная «Лес» | Игра-загадка. Педагог загадывает загадки, дети отгадывают их. Если ответ правильный, ведущий демонстрирует картинку-отгадку. В конце игры подводится итог: в лесу растут разные растения. |
2) Коммуникативная «Кто придет к медведю в гости?» | На наборном полотне выставлены предметные картинки с изображением моркови, бочонка меда, грибов и т.д. Медведь ждет гостей и приготовил для них угощение. Ученики должны отгадать, кого ждет медведь. | |
3)Самореализация в игре «Встретились в лесу» | Встретились в лесу (еж, лиса, заяц, волк…). О чем они могут поговорить? На этот вопрос дети ответят во время общения их героев. | |
4) Игротерапевтическая «Я – режиссер» | Представь себе, что ты режиссер и хочешь снять фильм о природе. Нарисуй несколько кадров из своего фильма. | |
5) Диагностическая | Ведущий начинает чтение, а дети ему отвечают. |
1. Природа и человек 2. Красная книга | 1) Развлекательная «Лес» | Игра-загадка. Педагог загадывает загадки, дети отгадывают их. Если ответ правильный, ведущий демонстрирует картинку-отгадку. В конце игры подводится итог: в лесу растут разные растения. |
2) Коммуникативная «Кто придет к медведю в гости?» | На наборном полотне выставлены предметные картинки с изображением моркови, бочонка меда, грибов и т.д. Медведь ждет гостей и приготовил для них угощение. Ученики должны отгадать, кого ждет медведь. | |
| 3)Самореализация в игре «Встретились в лесу» | Встретились в лесу (еж, лиса, заяц, волк…). О чем они могут поговорить? На этот вопрос дети ответят во время общения их героев. |
4) Игротерапевтическая «Я – режиссер» | Представь себе, что ты режиссер и хочешь снять фильм о природе. Нарисуй несколько кадров из своего фильма. | |
5) Диагностическая | Ведущий начинает чтение, а дети ему отвечают. |
Размещено в
разделе:
Общеобразовательное учреждение
Учитель
Олимпиадные задания
Окружающий мир
1 класс
24 апреля 2011
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО
- Сохранение и укрепление здоровья младшего школьника в условиях реализации ФГОС НОО