Интеллектуальный турнир "Прекрасный мир эпохи Возрождения"
I. ВВЕДЕНИЕ
Я хочу познакомить вас с игрой, которая проводится только у нас в гимназии.
Как она появилась?
Гуманитарное образование, которое мы получаем в гимназии, невозможно без приобщения к богатствам культуры. Почему именно с культурой связываем мы свои надежды? Прежде всего потому, что только в живительной атмосфере культуры возможно воспитать человека, стремящегося к самореализации и обладающего чувством социальной ответственности, умеющего критически мыслить и ценить духовные и материальные богатства, накопленные человечеством, человека, чуткого к постоянно меняющемуся миру и способного творчески обогащать его.
Воспитывающее значение культуры связано не только с возможностью трансляции общечеловеческих и национальных ценностей, норм, традиций, но и с эффектом включения в многомерность и неоднозначность мира. Культура раздвигает границы выбора, позволяет человеку самому искать ответы на волнующие его вопросы, соотносить свои представления с теми, которые сложились в обществе. «Культурен тот, кто не только носит в себе какой-нибудь культ, но и кто сложен, не прост, не однозначен в идеях своих, в чувствах, в стремлениях, наконец, в навыках и всем складе жизни», — писал В. В. Розанов.
Многообразие чувств и суждений проявляется у человека тогда, когда расширяется круг его общения: с другими людьми, взглядами и традициями, далекими и близкими эпохами. Находясь в «поле культурного напряжения», человек учится самоопределению, выработке жизненной позиции, открытости новым знаниям, терпимости к другим мнениям. А что может быть важнее для воспитанного человека, чем терпимость и доброжелательность по отношению к другой культуре, другой религии, другой психологии и идеологии?!
Нам хотелось, чтобы это происходило не только на уроках, но и во внеурочной деятельности, причём, в какой-то оригинальной, интересной форме. Одним из таких традиционных школьных мероприятий мы решили сделать День культуры, когда происходило бы погружение в культуру какой-нибудь эпохи, каждый год разной. Сначала мы погружались в эпоху античности, потом прошли дорогами Средневековья, а затем приобщились к достижениям эпохи Возрождения.
Этот День культуры отмечает вся гимназия. Выпускаются газеты, посвящённые эпохе, её великим людям, видам искусства, проводятся классные часы, а ещё интересные праздники, например, «Рыцарский турнир», турнир «Прекрасный мир эпохи Возрождения».
Разработку последней игры я и предлагаю вашему вниманию.
II. РАЗРАБОТКА ТУРНИРА «ПРЕКРАСНЫЙ МИР ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ»
В турнире принимают участие от 2 до 6 команд. В команде – 5- 6 человек. Каждая команда придумывает себе название в стиле эпохи. Возможно использование каких-то элементов костюма эпохи.
Необходимое оборудование: компьютер, проектор, экран, колонки, 6 бочонков из игры «Русское лото», 5-6 столов и стулья для команд, стол для жюри.
Ход всего турнира сопровождается презентацией «Прекрасный мир эпохи Возрождения», где демонстрируются задания конкурсных испытаний и ответы.
Слайд №1 Название турнира.
Слайд №2(читается стихотворение на фоне музыки, это своеобразный эпиграф к турниру).
После слайда №3 можно показать презентацию «Эпоха Возрождения», чтобы участники ещё раз вспомнили имена великих представителей этой эпохи, их произведения, это поможет командам в дальнейшей игре.
Затем следует слайд №4.
Конкурс №1
МЫСЛИ ВЕЛИКИХ
Команды получают задание: установить правильное соответствие между цитатой и её автором. Все цитаты принадлежат выдающимся представителям эпохи Возрождения.(за каждый правильный ответ – 1 балл)
1. «Цель оправдывает средства»
2. «На том стою и не могу иначе!»
3. «Сжечь – не значит опровергнуть»
4. «Мудрость – дочь опыта»
5. «Весь мир – театр»
А. Мартин Лютер
Б. Леонардо да Винчи
В. Вильям Шекспир
Г. Джордано Бруно
Д. Никколо Макиавелли
Ответы: 1-Д, 2-А, 3 -Г, 4 –Б, 5 – В
Слайд №5
Командам демонстрируются цитаты и их авторы.
Конкурс №2
Слайд №6
ЗАМОРОЧКИ ИЗ БОЧКИ
(слайды №7-12)
Капитаны команд по очереди тянут бочонки из мешка. Номер на бочонке (от 1 до 5) соответствует номеру вопроса. Ведущий игры открывает соответствующий слайд и читает вопросы. В течение 1 минуты команда обсуждает и даёт ответ.
Данте представлен в «Божественной комедии» как человек,
удостоившийся особой Божьей милости – совершить путешествие к
Господу через три царства загробного мира: Ад, Чистилище и Рай.
Дремучий лес, в котором заблудился поэт и чуть не был растерзан тремя страшными зверями – львом, волчицей и пантерой, — символизирует земное существование человека, полное греховных заблуждений, а три зверя – три главных порока:
гордость (лев),
сладострастие (пантера),
… (волчица).
Ответ: алчность(жадность)
Его фамилия в переводе означает «потрясатель копья». Его отец
торговал кожами и кожаными перчатками и был неграмотным. А он поражал своими глубокими познаниями: о медицине он писал как врач, о законах как юрист, о растениях как ботаник, о философских вопросах как философ, хотя он не был ни врачом, ни юристом, ни ботаником, ни философом. Кто он?
Ответ: Вильям Шекспир(открывается портрет писателя)
Композиторы П.И.Чайковский, Антонио Вивальди и этот
художник эпохи Возрождения написали произведения с одним
названием. Назовите имя этого художника.
Ответ: Питер Брейгель. (Произведения — «Времена года») Звучит фрагмент произведения А.Вивальди.
Рассматривая рисунки эпохи Возрождения, приписываемые Леонардо да Винчи, эксперты прежде всего обращают внимание на тень. Как тень помогает определить подлинность рисунков?
Ответ: Леонардо да Винчи был левшой. Если штриховка идет не слева направо, у экспертов возникают серьезные сомнения в авторстве Леонардо. Естественное направление для художника-левши — сверху вниз слева направо.
Когда папа Римский затеял реконструкцию собора святого
Петра в Ватикане, его посланники отправились на поиски художников, которым можно было бы поручить такую сложную задачу. Один из посланников прибыл к знаменитому живописцу XIV в. Джотто ди Бондоне и попросил несколько его работ, чтобы их оценить. В ответ Джотто взял кисть и через несколько секунд, вернув лист, сказал: «И этого достаточно, если, конечно, папа Римский разбирается в живописи». Что же сделал Джотто за несколько секунд на листе бумаги?
Ответ: нарисовал круг
В 1943 году монастырь Санта –Мария делле Грацие
при воздушном налёте был разрушен практически до основания, но мешки с песком сохранили эту реликвию. Какую?
Ответ: Леонардо да Винчи. Фреска «Тайная вечеря»(открывается изображение фрески)
Конкурс №3
ИСЧЕЗНУВШИЕ ПИСЬМЕНА
Слайд №13
Команды получают таблицы с пропусками.
ИСЧЕЗНУВШИЕ ПИСЬМЕНА
АВТОР | ПРОИЗВЕДЕНИЕ |
Альбрехт Дюрер | … всадника |
Рафаэль | Афинская … |
Паоло … | Брак в Кане |
Джорджоне | Спящая … |
Питер … | Вавилонская башня |
… Боттичелли | Поклонение … |
Ян Ван … | Портрет … Арнольфини |
… | Мадонна Литта |
Микеланджело Буонарроти | … суд |
Тициан | Кающаяся …. |
Команды делают это на листочках, затем сдают в жюри.
При подведении итогов конкурса на слайде №14 открываются все исчезнувшие письмена.
Конкурс №4.
Слайд №15
ОЖИВШИЕ КАРТИНЫ
Команды тянут листочки с названиями известных картин эпохи Возрождения. Они должны вспомнить и изобразить эти картины. Побеждает та команда, которая наиболее точно воспроизводит сюжет и героев картины. Максимальная оценка – 5 баллов.
Вот эти картины:
С.БОТТИЧЕЛЛИ.
РОЖДЕНИЕ ВЕНЕРЫ
ЯН ВАН ЭЙК.
ПОРТРЕТ СУПРУГОВ АРНОЛЬФИНИ
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ.
МАДОННА В СКАЛАХ
ТИЦИАН.
ДИНАРИЙ КЕСАРЯ
МАЗАЧЧО.
ИЗГНАНИЕ ИЗ РАЯ
С.БОТТИЧЕЛЛИ.
АФИНА ПАЛЛАДА И КЕНТАВР
После каждого представления картины открывается её оригинал на слайде.
Слайды №16-21.
Конкурс №5
Слайд №22.
СОНЕТ
Команды получают задание: досочинить сонет, в котором оставлены только последние слова в строчках. Слайд №23
Люблю …
об этом,
глаз.
светом
напоказ.
приветом,
нас.
час
летом.
своей,
излиянья.
ветвей,
обаянье.
соловью:
пою.
Время на выполнение работы – 5 минут.
Жюри оценивает сонеты (максимальная оценка – 5 баллов). Самые удачные сонеты зачитываются.
Затем открывается оригинал – сонет В.Шекспира. Слайд №24.
Жюри подсчитывает баллы и заносит результаты игры в протокол.
ПРОТОКОЛ ТУРНИРА «ПРЕКРАСНЫЙ МИР ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ»
конкурс команда | Мысли великих | Заморочки из бочки | Исчезнувшие письмена | Ожившие картины | Сонет | Итог |
Затем оформляются и вручаются грамоты победителям и призёрам турнира.
Использованная литература:
Вачьянц А.М. Вариации прекрасного. Ренессанс.- М.: Айрис-пресс, 2004.
Данилова Г.И. Мировая художественная культура: От истоков до ХVII века: Учеб.для 10 кл.общеобразоват. учреждений гуманитарного профиля. – М.: Дрофа, 2004.
Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура.- М.: Академия, 2000.
Шекспир Уильям. Сонеты.- Издательство: ОлмаМедиаГрупп, 2010.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ТУРНИР
-
ВВЕДЕНИЕ
Я хочу познакомить вас с игрой, которая проводится только у нас в гимназии.
Как она появилась?
Гуманитарное образование, которое мы получаем в гимназии, невозможно без приобщения к богатствам культуры. Почему именно с культурой связываем мы свои надежды? Прежде всего потому, что только в живительной атмосфере культуры возможно воспитать человека, стремящегося к самореализации и обладающего чувством социальной ответственности, умеющего критически мыслить и ценить духовные и материальные богатства, накопленные человечеством, человека, чуткого к постоянно меняющемуся миру и способного творчески обогащать его.
Воспитывающее значение культуры связано не только с возможностью трансляции общечеловеческих и национальных ценностей, норм, традиций, но и с эффектом включения в многомерность и неоднозначность мира. Культура раздвигает границы выбора, позволяет человеку самому искать ответы на волнующие его вопросы, соотносить свои представления с теми, которые сложились в обществе. «Культурен тот, кто не только носит в себе какой-нибудь культ, но и кто сложен, не прост, не однозначен в идеях своих, в чувствах, в стремлениях, наконец, в навыках и всем складе жизни», — писал В. В. Розанов.
Многообразие чувств и суждений проявляется у человека тогда, когда расширяется круг его общения: с другими людьми, взглядами и традициями, далекими и близкими эпохами. Находясь в «поле культурного напряжения», человек учится самоопределению, выработке жизненной позиции, открытости новым знаниям, терпимости к другим мнениям. А что может быть важнее для воспитанного человека, чем терпимость и доброжелательность по отношению к другой культуре, другой религии, другой психологии и идеологии?!
Нам хотелось, чтобы это происходило не только на уроках, но и во внеурочной деятельности, причём, в какой-то оригинальной, интересной форме. Одним из таких традиционных школьных мероприятий мы решили сделать День культуры, когда происходило бы погружение в культуру какой-нибудь эпохи, каждый год разной. Сначала мы погружались в эпоху античности, потом прошли дорогами Средневековья, а затем приобщились к достижениям эпохи Возрождения.
Этот День культуры отмечает вся гимназия. Выпускаются газеты, посвящённые эпохе, её великим людям, видам искусства, проводятся классные часы, а ещё интересные праздники, например, «Рыцарский турнир», турнир «Прекрасный мир эпохи Возрождения».
Разработку последней игры я и предлагаю вашему вниманию.
II. РАЗРАБОТКА ТУРНИРА «ПРЕКРАСНЫЙ МИР ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ»
В турнире принимают участие от 2 до 6 команд. В команде – 5- 6 человек. Каждая команда придумывает себе название в стиле эпохи. Возможно использование каких-то элементов костюма эпохи.
Необходимое оборудование: компьютер, проектор, экран, колонки, 6 бочонков из игры «Русское лото», 5-6 столов и стулья для команд, стол для жюри.
Ход всего турнира сопровождается презентацией «Прекрасный мир эпохи Возрождения», где демонстрируются задания конкурсных испытаний и ответы.
Слайд №1 Название турнира.
Слайд №2(читается стихотворение на фоне музыки, это своеобразный эпиграф к турниру).
После слайда №3 можно показать презентацию «Эпоха Возрождения», чтобы участники ещё раз вспомнили имена великих представителей этой эпохи, их произведения, это поможет командам в дальнейшей игре.
Затем следует слайд №4.
Конкурс №1
МЫСЛИ ВЕЛИКИХ
Команды получают задание: установить правильное соответствие между цитатой и её автором. Все цитаты принадлежат выдающимся представителям эпохи Возрождения.(за каждый правильный ответ – 1 балл)
-
«Цель оправдывает средства»
-
«На том стою и не могу иначе!»
-
«Сжечь – не значит опровергнуть»
-
«Мудрость – дочь опыта»
-
«Весь мир – театр»
А. Мартин Лютер
Б. Леонардо да Винчи
В. Вильям Шекспир
Г. Джордано Бруно
Д. Никколо Макиавелли
Ответы: 1-Д, 2-А, 3 -Г, 4 –Б, 5 – В
Слайд №5
Командам демонстрируются цитаты и их авторы.
Конкурс №2
Слайд №6
ЗАМОРОЧКИ ИЗ БОЧКИ
(слайды №7-12)
Капитаны команд по очереди тянут бочонки из мешка. Номер на бочонке (от 1 до 5) соответствует номеру вопроса. Ведущий игры открывает соответствующий слайд и читает вопросы. В течение 1 минуты команда обсуждает и даёт ответ.
Данте представлен в «Божественной комедии» как человек,
удостоившийся особой Божьей милости – совершить путешествие к
Господу через три царства загробного мира: Ад, Чистилище и Рай.
Дремучий лес, в котором заблудился поэт и чуть не был растерзан тремя страшными зверями – львом, волчицей и пантерой, - символизирует земное существование человека, полное греховных заблуждений, а три зверя – три главных порока:
гордость (лев),
сладострастие (пантера),
… (волчица).
Ответ: алчность(жадность)
Его фамилия в переводе означает «потрясатель копья». Его отец
торговал кожами и кожаными перчатками и был неграмотным. А он поражал своими глубокими познаниями: о медицине он писал как врач, о законах как юрист, о растениях как ботаник, о философских вопросах как философ, хотя он не был ни врачом, ни юристом, ни ботаником, ни философом. Кто он?
Ответ: Вильям Шекспир(открывается портрет писателя)
Композиторы П.И.Чайковский, Антонио Вивальди и этот
художник эпохи Возрождения написали произведения с одним
названием. Назовите имя этого художника.
Ответ: Питер Брейгель. (Произведения - «Времена года») Звучит фрагмент произведения А.Вивальди.
Рассматривая рисунки эпохи Возрождения, приписываемые Леонардо да Винчи, эксперты прежде всего обращают внимание на тень. Как тень помогает определить подлинность рисунков?
Ответ: Леонардо да Винчи был левшой. Если штриховка идет не слева направо, у экспертов возникают серьезные сомнения в авторстве Леонардо. Естественное направление для художника-левши — сверху вниз слева направо.
Когда папа Римский затеял реконструкцию собора святого
Петра в Ватикане, его посланники отправились на поиски художников, которым можно было бы поручить такую сложную задачу. Один из посланников прибыл к знаменитому живописцу XIV в. Джотто ди Бондоне и попросил несколько его работ, чтобы их оценить. В ответ Джотто взял кисть и через несколько секунд, вернув лист, сказал: «И этого достаточно, если, конечно, папа Римский разбирается в живописи». Что же сделал Джотто за несколько секунд на листе бумаги?
Ответ: нарисовал круг
В 1943 году монастырь Санта –Мария делле Грацие
при воздушном налёте был разрушен практически до основания, но мешки с песком сохранили эту реликвию. Какую?
Ответ: Леонардо да Винчи. Фреска «Тайная вечеря»(открывается изображение фрески)
Конкурс №3
ИСЧЕЗНУВШИЕ ПИСЬМЕНА
Слайд №13
Команды получают таблицы с пропусками.
ИСЧЕЗНУВШИЕ ПИСЬМЕНА
АВТОР |
ПРОИЗВЕДЕНИЕ |
Альбрехт Дюрер |
… всадника |
Рафаэль |
Афинская … |
Паоло … |
Брак в Кане |
Джорджоне |
Спящая … |
Питер … |
Вавилонская башня |
… Боттичелли |
Поклонение … |
Ян Ван … |
Портрет … Арнольфини |
… |
Мадонна Литта |
Микеланджело Буонарроти |
… суд |
Тициан |
Кающаяся …. |
Команды делают это на листочках, затем сдают в жюри.
При подведении итогов конкурса на слайде №14 открываются все исчезнувшие письмена.
Конкурс №4.
Слайд №15
ОЖИВШИЕ КАРТИНЫ
Команды тянут листочки с названиями известных картин эпохи Возрождения. Они должны вспомнить и изобразить эти картины. Побеждает та команда, которая наиболее точно воспроизводит сюжет и героев картины. Максимальная оценка – 5 баллов.
Вот эти картины:
С.БОТТИЧЕЛЛИ.
РОЖДЕНИЕ
ВЕНЕРЫ
ЯН ВАН ЭЙК.
ПОРТРЕТ СУПРУГОВ АРНОЛЬФИНИ
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ.
МАДОННА В СКАЛАХ
ТИЦИАН.
ДИНАРИЙ КЕСАРЯ
МАЗАЧЧО.
ИЗГНАНИЕ ИЗ РАЯ
С.БОТТИЧЕЛЛИ.
АФИНА ПАЛЛАДА И КЕНТАВР
После каждого представления картины открывается её оригинал на слайде.
Слайды №16-21.
Конкурс №5
Слайд №22.
СОНЕТ
Команды получают задание: досочинить сонет, в котором оставлены только последние слова в строчках. Слайд №23
Люблю … об этом,
глаз.
светом
напоказ.
приветом,
нас.
час
летом.
своей,
излиянья.
ветвей,
обаянье.
соловью:
пою.
Время на выполнение работы – 5 минут.
Жюри оценивает сонеты (максимальная оценка – 5 баллов). Самые удачные сонеты зачитываются.
Затем открывается оригинал – сонет В.Шекспира. Слайд №24.
Жюри подсчитывает баллы и заносит результаты игры в протокол.
ПРОТОКОЛ ТУРНИРА «ПРЕКРАСНЫЙ МИР ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ»
конкурс команда |
Мысли великих |
Заморочки из бочки |
Исчезнувшие письмена |
Ожившие картины |
Сонет |
Итог |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Затем оформляются и вручаются грамоты победителям и призёрам турнира.
Использованная литература:
Вачьянц А.М. Вариации прекрасного. Ренессанс.- М.: Айрис-пресс, 2004.
Данилова Г.И. Мировая художественная культура: От истоков до ХVII века:Учеб.для 10 кл.общеобразоват. учреждений гуманитарного профиля. – М.: Дрофа, 2004.
Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура.- М.: Академия, 2000.
Шекспир Уильям. Сонеты.- Издательство: ОлмаМедиаГрупп, 2010.
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Развитие сюжетно-ролевой игры у дошкольников: педагогическая поддержка. ФГОС ДО»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар «Реализация требований ФГОС ДО и Концепции развития математического образования в РФ в формировании математических представлений дошкольников: программно-дидактические комплекты»