В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Применение электронных учебных ресурсов в преподавании математики

Применение электронных учебных ресурсов в преподавании математики


Тип материала: Урок
Рейтинг: 12345 голосов:1просмотров: 8198
Краткое описание
Применение ИКТ на уроках математики решает проблемы:
•    создание положительной мотивации к обучению;
•    повышение качества учебно-воспитательного процесса, приведение его к современному уровню научно-технического прогресса;
•    реализация идей дифференцированного подхода в процессе обучения, развитие интеллекта;
•    реальная подготовка учащихся к жизни и работе в информационном обществе.
Описание

Основная задача учителя: включение ученика в деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательньных потребностей.
Принципами моей работы являются:
  • Переход с позиции носителя знаний в позицию организатора собственной деятельности учащихся;
  • Мотивация познавательной деятельности учащихся при обучении.
    Успешно овладевать математическими знаниями ученик может, если хочет, если ему интересно, неслучайна фраза «Учение с увлечением». Одним из самых распространенных детских увлечений является компьютер. Поэтому использование обучающих компьютерных программ на уроках помогает:
  • повысить мотивацию к изучению математики;
  • активизировать самостоятельную учебно-познавательную деятельность учеников;
  • формировать прочные осознанные знания;
  • создавать здоровьесберегающую среду, оптимальную для обучения.
Цель мастер-класса:
представить собственную систему работы по
применению электронных учебных ресурсов в преподавании математики.

План мастер-класса Слайд 5.
  • За и против применения ИКТ на уроке.
  • Если применять, то что.
  • Если применять, то как.
  • Современные дидактические пособия.
  • Прогнозируемые результаты

Плюсы применения ЭУР Слайд 6.
Повышение мотивации учащихся
Концентрация внимания учащихся (80% информации воспринимается через зрительные анализаторы)
Долой мел и тряпку
Интенсификация урока
Повсеместная компьютеризация и информатизация
Возможность индивидуализации обучения
Скорость и точность сбора информации об усвоении (проверка)
Это современно!

Минусы применения ЭУР

Проводное и переносное оборудование
Отсутствие методик применения
Нарушение здоровья учащихся

Все компьютерные материалы можно подразделить по категориям: Слайд 7.
Печатные материалы (Сборники задач, печатные материалы, тесты – методическая поддержка для учителя при подготовке к уроку).
Компьютерные демонстрации (презентации).
Это технология может вписываться в любой урок и эффективно помочь учителю и ученику.

Компьютерное тестирование.
Использование компьютера делает процесс тестирования технологичным и нетрудоёмким.

Программируемые учебные среды.
Эта технология подразумевает диалог «ученик - компьютер».
Учебные задания, контроль их выполнения и управление ходом изучения учебного материала осуществляет компьютер, который частично выполняет роль учителя.

Печатные материалы в электронном виде Слайд 8.
Если все материалы хранить в бумажном виде, то количество бумаг вскоре заполнит всё.
С помощью компьютера можно построить информационно-методическую базу учителя
Например:
11 класс Слайд 9

Тригонометрические уравнения
-Задачи для практикума,
-зачёт.

Неравенства
- Метод интервалов (тест в 4 вариантах)
- Показательные и логарифмические неравенства (обучающий тест).
Внеклассная работа
- игра «Сильное звено»
- задачи математического конкурса «Кенгуру» выпускникам

Примеры презентаций:
vМножество значений и область определения функций
vПравильные многогранники
vЭкспресс – подготовка к ЕГЭ
vСтереометрические задачи
v Построение сечений многогранников
vЗадачи на части
vПроценты
vСтепени
vДействия с дробями

Нет готовых рецептов того, что и как применять. Компьютер может представлять:
vИсточник учебной информации
vНаглядное пособие с возможностями мультимедиа
vТренажёр
vСредство диагностики и контроля.
Приведу примеры видов деятельности с использованием компьютера на различных этапах обучения

Использование ЭУ
- при изучении нового материала:


применение компьютерных презентаций как наглядного пособия и источника учебной информации;
Визуальное представление определений, формул, теорем и их доказательств, качественный чертёж к геометрическим задачам, предъявление подвижных зрительных образов в качестве основы для осознанного овладения научными фактами, обеспечивает эффективное усвоение новых знаний и умений.

Программа
POWER POINT позволяет учителю самостоятельно подготовить мультимедийное пособие к уроку по любому предмету с небольшими затратами времени. (Элементы презентаций Слайд 10-17)

- при отработке учебных умений и навыков по теме:
1. Фронтальный опрос (учитель проводит опрос, используя мультимедиа или мониторы ПК для демонстрации учебных материалов без звукового сопровождения, ученик их озвучивает).

  1. Самостоятельная работа учащихся с компьютерными тестами и задачами.
  2. Семинарские занятия, дискуссии, круглый стол с применением презентаций учащихся.

- для контроля знаний:
  1. Фронтальный опрос с использованием мониторов ПК или мультимедиа проектора.
  2. Контроль с использованием компьютерных тестов.
  3. Защита исследовательской работы, проектов, доклады и т.п.
Готовых тестов много
Но работа с компьютерными тестами должна сопровождаться справочными материалами или тест должен быть краткосрочным и привлекательным для учащихся
Например, тесты или экспресс-контроль из программы «Математика 5-11», Дрофа.

Компьютерные тесты (например, имитаторы ЕГЭ) в первую очередь нужно рекомендовать ученику для самообразования и домашней работы
В своей практике использую обучающие и контролирующие программы по отдельным темам курса. Например:
v «Область определения и множество значений функции»
vДействия с дробями
vЭкспресс-подготовка к ЕГЭ
vУстная работа «Логарифмы»
vКто хочет стать миллионером
vСмешанные числа
Современные дидактические пособия
Мультимедийные пособия
(электронные учебные издания)

Ресурсы интернета
Сайты учителей
Методические сайты



С 2005 года я работаю с электронными учебными пособиями. Практикую проведение уроков в компьютерном классе с использованием мультимедиа при изучении нового материала, электронных учебников и интерактивных тестов для отработки и проверки навыков. Готовясь к уроку в компьютерном классе, я составляю инструкции, которые получает каждый ученик. С 2007г. в кабинет математики поставлен компьютер, что позволяет его использование для индивидуальной работы с учащимися. С 2008г. кабинет оснащён и мультимедийным аппаратом. Это дало возможности проведению уроков в кабинете математики с применением презентаций.
Остановлюсь подробнее на использовании учебного электронного издания «Математика 5-11», издательство « Дрофа», фирма «ДОС».



Дидактические функции УЭИ:
  • предъявление подвижных зрительных образов в качестве основы для осознанного овладения математическими фактами, особенное значение это приобретает на этапе введения нового знания;
  • отработка в интерактивном режиме математических умений;
  • усиление значимости исследовательской деятельности ученика;
  • возможность увеличения объёма предъявленной для изучения информации, собственной практической деятельности ученика.

Какие задачи позволяет решать УЭИ?

  1. Индивидуализация и дифференциация обучения.
  2. Стимулирование разнообразной творческой деятельности учащихся.
  3. Развитие у учащихся навыков самоконтроля.
  4. Изменение роли ученика в учебном процессе от пассивного наблюдателя до активного исследователя.

Как организовано предъявление учебного материала в УЭИ?
В каждой группе классов (5-6, 7-9, 10-11) учебный материал разделён на темы, которая включает следующие пункты:
  1. Основные сведения (краткий справочный материал).
  2. Инструментарий (звуковое сопровождение, демонстрация возможностей и задания, позволяющие овладеть инструментарием).
  3. Упражнения (в ходе которых и осваивается содержание).
  4. Результаты (результаты деятельности конкретного ученика по данной теме, с учётом правильности, времени, количество ошибок).

УЭИ предлагает работу следующих виртуальных лабораторий:
Лаборатория «Делимость чисел»

Лаборатория «Дроби и проценты»
Лаборатория «Координатная прямая»
Лаборатория «Координатная плоскость»
Лаборатория «Графики уравнений и неравенств»
Лаборатория «Графики функций»
Лаборатория «Планиметрия»
Лаборатория «Стереометрия»
Лаборатория «Тригонометрия»
Лаборатория «Вероятностные модели»
Лаборатория «Анализ данных»
Лаборатория «Математика и компьютер».

Остановлюсь на некоторых темах УЭИ «Математика 5-11»


· 5-6 кл.
т. Сложение и вычитание дробей.
1. Основные сведения.
2. Упражнения № 1-7 на отработку навыков, № 9 «Экспресс-контроль» на 6 вариантов.
Т. Проценты. Упражнения:
№ 2 (отработка понятия с помощью раскрашивания частей фигур)
№4. Рисунок выполнен в 4 красках, определить часть и процент каждого цвета.
№ 7. Задача – исследование.


· Геометрия 5-6. Раздел Многогранники.
т. Пирамида, упражнения № 4,5,6, задания на развитие пространственного видения, вращая фигуру ответить на поставленный вопрос.
т, Сечения многогранников, упражнение №5: построить сечения куба, упражнение 6: ответить на вопрос: какие фигуры в сечении тетраэдра могут получиться.


· Алгебра 7-9.
т. Сдвиги параболы вдоль осей координат.
1.Основные сведения (просмотреть все рисунки.).
2. Упражнения № 1-2 на отработку навыков, № 12,13, 15 их проверка.
· Геометрия 7-9.
т. Площади (удобно использовать при обобщении по теме или при итоговом повторении в 9 кл).
1. Основные сведения.
2. Упражнения на нахождение площадей (отработка навыков и самоконтроль).
· Алгебра 10-11. Раздел «Показательная и логарифмическая функции» рассмотрим разворот данной темы в программе:
т. Определение и свойства логарифмов.
1. Основные сведения.
2. 6 упражнений на отработку навыков и для самоконтроля.
т. Свойства логарифмической функции.
1. Основные сведения.
2. Упражнения: №1-3 (на соответствие, «положи функцию в карман с её областью определения»), 4-7 задачи на исследование функции, 8-10 задачи на построение графика и определение по нему заданных свойств.
т. Показательные и логарифмические уравнения и неравенства.
1. Упражнения: №3 задание на соотнесение неравенства с его решением, №8 отработка навыков решения логарифмических уравнений методом замены переменной (решить 4 уравнения, используя подсказки программы).
Анализируя свою педагогическую деятельность, я могу сделать некоторые выводы о достоинствах использования данного ЭУ на уроках математики:
  • при изучении новой темы ученики сами исследуют свойства геометрических объектов, различных математических функций, делают выводы, некоторые свойства, признаки формулируют сами, а значит учить теорию им легче, т.к. они её понимают;

  • чтобы выполнить любое задание в программе ученику надо сначала правильно построить математический объект (график, геометрическую фигуру, формулу), исследовать его по заданному направлению, сделать вывод, т.е. возрастает роль наглядности представляемого материала;

  • учитель видит и контролирует работу каждого ученика на уроке, т.е постоянно есть обратная связь;
  • работа на уроке организуется с помощью инструкций, т.е развиваются навыки самостоятельности и самоконтроля учащихся;
  • ученики не боятся на уроке делать, думать, выдвигать гипотезы, они могут работать в индивидуальном режиме, им интересно, они испытывают психологический комфорт на уроке.





Большое внимание уделяю в своей работе обучению учащихся с помощью тренажёров на печатной основе и интерактивных. Использую Тренажёры ЕГЭ,
математические тренажёры, тренажёр «Тренировка арифметических способностей», Экспресс подготовка к экзамену 9-11 класс, математика


Сайты учителей


Методические сайты


Результаты систематической работы по применению ИКТ
Учащиеся отдают предпочтение учебным предметам с применением ИКТ (диаграмма по годам)

Включив в структуру урока математики применение ИКТ можно выделить ряд преимуществ:

nповышается познавательная активность учащихся. Им уже самим хочется открыть для себя что-то новое, больше узнать
nдает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения. Например, при выполнении упражнений, тестов ребята могут сверить свои ответы с выведенными на экран вариантами и при этом, пережить ситуацию успеха, если ответ правильный или обнаружить ошибку, если ответ неверный, продолжить поиск верного решения
nпозволяет учителю работать с учеником индивидуально (с помощью программы MS Word можно подготовить различные дидактические материалы, предложить ученику найти нужную информацию в сети Интернета)


Успешность и эффективность применения ИКТ в преподавании общеобразовательных предметов можно гарантировать только в том случае
Øкогда учитель в достаточной мере мотивирован на использование ИКТ,
Øимеет широкий кругозор,
Øвладеет программными средствами как общего, так и учебного назначения,
Øможет определить место ИКТ в методической системе преподавания предмета.


Вывод:

Использование компьютеров при обучении – это не дань моде, не способ переложить учебный процесс на плечи компьютера
Применение ИКТ позволяет активизировать познавательную деятельность, повысить мотивацию учеников
Применение ИКТ позволяет увеличить эффективность учебной деятельности
Многогранен труд учителя, компьютер – лишь одно из средств, позволяющее интенсифицировать образовательный процесс.
Применение ИКТ в учебном процессе позволяет учителю
nосуществить уровневую и профильную дифференциацию;
n-- индивидуализировать обучение;
n-- увеличить объем полученной информации;
n-- формировать информационную культуру учащихся, что является одним из важнейших умений в современном мире;
n-- организовать внеклассную учебную работу;
n-- возможность моделирования и демонстрации процессов, не доступных наблюдению в условиях школы;
n-- получить доступ к глобальным Интернет - ресурсам

Использование ИКТ на уроках математики позволяет:
сделать урок более интересным, наглядным;
вовлечь учащихся в активную познавательную
и исследовательскую деятельность;
стремиться реализовывать себя, проявлять свои возможности.
В результате:

Повышение Совершенствование
качества педагогического
обучения процесса

Предлагаю вариант урока с использованием ЭУИ «Математика 5-11».
Тема: Графическое решение систем уравнений с двумя неизвестными».
Цель урока: сформировать навыки графического решения систем уравнений с двумя неизвестными, развивать воображение, воспитывать интерес к математике.
Учитель: Ещё в начале 17 века знаменитый итальянский учёный Галилео Галилей сказал, что «Вселенная – это величайшая книга, которая открыта перед нашими глазами, но её нельзя понять, не научившись сначала понимать её язык. А написана она на математическом языке».
Сегодня, мы продолжим изучение вселенной через знакомство с математическим языком графиков.
  1. Начнём занятие с проверки знаний вида графика определённых уравнений.
    Работаем за компьютером. Перед вами инструкция сегодняшней вашей работы на уроке.
    Открываем электронное учебное пособие «Математика 5-11».
    Алгебра 7-9,
    5. Уравнения с двумя переменными и их системы.
    5.1 «Некоторые уравнения второй степени и их графики».
    Выполните задание №1. Это задание на соответствие. Такого типа задания у вас будут и на экзаменах в тестовой форме (2 минуты на выполнение).
Проверьте свои ответы. Поднимите руки у кого всё правильно.
  1. Запишите в тетрадях тему сегодняшнего занятия:
    «Графическое решение систем уравнений с двумя переменными».
    Инструкция поможет вам открыть названную тему.
    Познакомьтесь с основными сведениями по теме.
  2. Вопрос: Объясните, как решить систему уравнений графически (ответ ученика).
    Обратите внимание, в каком виде вы будете записывать заданные уравнения системы, чтобы электронная программа построила их графики.
    Выполните №1(б). Используйте инструментарий для построения графиков уравнений (1 ученик выполняет задание на головном компьютере и показывает его решение через мультимедиа). Проверьте правильность выполнения.

Разминка: ответьте на поставленные вопросы, записав подряд полученные числа:
- При делении количества цветов в радуге на 3 в остатке получится
- Сколько человек в пяти квартетах?
- Чему равна сумма чисел, на которые показывают стрелки часов в 9 утра?
- Если бы Остапу Бендер сразу отдали 3 стула, сколько бы ему осталось искать?
- Сколько ступенек у лестницы, где средняя восьмая?
- Количество материков умножьте на количество океанов.
Сверьте полученный ряд чисел с кодом ответов.
  1. Выполните №1 (а) в своих тетрадях не используя компьютер.
    Вопрос:
    что вы должны сделать, чтобы решить систему уравнений графически?
(Ответ: построить в одной системе координат графики всех уравнений и найти координаты точек пересечения).
Один ученик выполняет на доске, остальные в тетрадях. Запишите ответ.
  1. Выполните задание с параметром: № 4(б, в), № 5.
    Проверьте полученные результаты. Закончите работу согласно инструкции.
  2. Сегодня мы получали информацию с помощью графиков уравнений. А сейчас я вам предлагаю информацию, полученную учащимися 9 класса в ходе социологического опроса, оформленную в виде презентации. Она использует диаграммы (показ слайдов).
Подведём итог нашему занятию.
Пока учащийся … записывает ваши результаты, предлагаю вам ответить на следующие вопросы:
Решение задач на поиск закономерностей
Подумайте, что объединяет напечатанные заглавными буквами слова и отметьте в нижнем ряду слово, которое к ним подходит:
четыре, восемнадцать, сто
а) пять, б) одиннадцать,
в) тридцать семь, г) нуль, д) один.
(0 или тридцать семь)
Т.к 0 – чётное; количество букв делится на 3.
· Установите закономерность в ряде чисел: а) 1, 7, 5; б) 2, 9, 20.
( а) одинаковое количество букв, б) начало на одну букву).


· Когда такое возможно: 8 + 9 = 5
(на часах 17ч – это 5 часов вечера).
Результаты вашей работы сегодня следующие:
___ учеников выполнили всё правильно, получают 5 баллов.
____ учеников допустили одну ошибку, получают 4 балла.
____ учеников допустили две ошибки, получают 3 балла.

Занятие окончено. Желаю вам успехов на пути к знаниям



Из опыта работы учителя математики
  МОУ Белоярская сош Егоровой Н.М.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Множество значений.ppt Скачать
Применение ИКТ.ppt Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос