В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Чёрная пятница! С 20 по 22 ноября 2024 г. Скидки 75% на ВСЁ! Подробнее

Русская философская мысль и духовно-нравственное воспитание старшеклассников на уроках литературы

Русская философская мысль и духовно-нравственное воспитание старшеклассников на уроках литературы


Тип материала: Педагогическая теория
просмотров: 6622
Описание

В связи с введением государственных образовательных стандартов намечаются важнейшие тенденции совершенствования преподавания литературы в школе: усиление духовно-нравственного, эстетического и эмоционального воздействия литературного произведения на читателя-школьника; определение системных связей школьного курса литературы с другими предметами; воспитание самосознания, гражданственности, ответственности.
Наряду с термином «анализ» художественного произведения современная методика преподавания литературы всё чаще использует понятия «осмысление» и «интерпретация» текста, которые прежде всего связаны с уровнем литературного развития школьников, их общей культурой и культурой читателя.
Читательская культура школьников является показателем духовного потенциала общества. Уровень начитанности современного ученика, круг его чтения напрямую зависит от духовной культуры. Проблема духовно-нравственного воспитания является одной из главных в современной школе. Отсюда вытекает задача методологии литературного образования: найти пути духовно-нравственного воспитания школьников на уроках литературы.
Многие современные методисты, психологи и педагоги указывают на то, что старший школьный возраст – это период интенсивного нравственного формирования личности, формирования нравственного сознания, принципов, убеждений и идеалов (А. В. Крутецкий, М. Б. Бабинский, Г. И. Беленький, Т. Г. Браже, Ю. И. Лыссый, В. Г. Маранцман и др.). Следовательно, главная особенность духовного развития в старшем школьном возрасте – это нравственное формирование личности. И не последнюю роль в этом процессе играет литература, способствующая воспитанию духовно-нравственных качеств.
Таким образом, в современной методике преподавания литературы четко прослеживается духовно-нравственный аспект. Исходя из вышесказанного, можно выявить специфику его реализации на уроках литературы, которая заключается в следующем:
· построение историко-литературного курса в старших классах на нравственно-философской основе;
· признание главной задачей курса литературы в школе, как и других гуманитарных предметов, ориентации на углубление духовных запросов учащихся;
· проведение литературоведческого анализа художественного при ведущей роли духовно-нравственного подхода;
· выявление главных духовно-нравственных качеств личности учащихся при изучении художественного произведения;
· определение в качестве основного критерия эффективности освоения учебного материала школьниками осмысление ими идейно-нравственного, философско-этического содержания литературных произведений.
Поскольку литературное развитие школьников, как было указано выше, непосредственно связано с их общим развитием, с формированием мировоззрения, с эволюцией духовно-нравственных, этических представлений, то, следовательно, разрабатываемые программы и методические системы должны опираться на общее развитие ученика и стимулировать его, способствуя духовно-нравственному становлению личности.
По нашему убеждению, духовно-нравственное воспитание старшеклассников реализуется на уроках литературы посредством изучения литературы в широком контексте, с опорой на духовно-нравственные категории. И хотя во многих действующих программах прослеживается тенденция на осмысление духовно-нравственных категорий старшеклассниками, однако отсутствует четкая конкретизация соответствующих задач по решению данной проблемы.
В учебниках и программах по литературе содержится материал, позволяющий определить сущность духовно-нравственных ценностей и выработать личностное отношение к ним. При этом следует отметить недостаточную глубину раскрытия его ценностных аспектов. Кроме того, современные действующие программы по недостаточно насыщены подобного рода информацией, не позволяют соотнести панораму литературного процесса с процессом развития общественной мысли.
Задания, вопросы, дополнительные материалы, находящиеся в учебниках по литературе, лишь в небольшой степени направлены на развитие мировоззрения школьников, не дают им полного представления об изучаемой эпохе. Поэтому возникает необходимость внести дополнения и изменения в учебную программу по литературе для средней школы.
Одним из возможных методических решений заявленной выше концепции может стать система работы, основанная на привлечении дополнительного философского материала. Система таких уроков строится с учётом возрастных особенностей учащихся, уровня их знаний, умений, навыков и интересов; использования действующих программ и учебных пособий; с использованием творческого наследия мыслителей.
Литература – синтетический вид искусства, взаимосвязанный с различными дисциплинами. Но важнее всего то, что литература отражает определённые этапы общественной жизни, общественного сознания, общественной мысли. Таким образом, взаимосвязь литературы с рядом предметов гуманитарного профиля (история, обществознание, мировая художественная культура) способствует формированию в сознании учащихся единой художественно-эстетической и философско-этической картины мира и становится фундаментом для развития полноценной духовно-нравственной личности.
Для подобных систем уроков и спецкурсов характерными являются следующие принципы, на которые автор опирался в своей работе:
· проблемность (в изучении ключевых проблем, являющимися общими для нескольких дисциплин одновременно; в отборе учебного материала как полифонического, в возможности его интерпретации);
· вариативность (в учёте возможных педагогических и методических концепций, программ, которые используются в настоящее время в школьной практике);
· диалогичность (ориентация на индивидуальность учителя, его адаптацию в современном педагогическом пространстве, возможность восполнить и дополнить своё образование);
· надпредметность целей образования (Лебедев О. Е.) (переход от узкопредметных, специфических целей в русле только конкретного предмета к мировоззренческим и философским);
· интегративность (возможность получения новых знаний, представлений и умений, характерных для нескольких дисциплин, в рамках одного предмета);
· компетентностность (С. Н. Рягин, Л. А. Петровская, Хуторский А. В, Лебедев О. Е.). Компетентностный подход, в отличие от традиционного, экстенсивного, ведет к построению учебной программы как программы развития познавательной самостоятельности школьников. При этом такой подход предполагает индивидуализацию образовательных маршрутов: на одном и том же этапе обучения при освоении одного и того же содержания разные ученики могут выйти на разные уровни усвоения материала, причем любой из этих уровней будет иметь практическое значение).
Нами разработана система уроков «Понятия «культура» и «цивилизация» на предметах гуманитарного цикла для учащихся 8-11 классов. Проведение этих уроков возможно в рамках программ по литературе, истории, обществознанию, мировой художественной культуре.
Перед началом работы спрашиваем у школьников, каково, по их мнению, значение понятий «культура» и «цивилизация», при изучении каких предметов они обращались к ним. Затем знакомим учащихся с их толкованием в различных словарях и учебниках.
Проанализировав понятия «культура» и «цивилизация», учащиеся приходят к выводу, что они не однородны в своём значении и в нашем восприятии, и в научной литературе существует тенденция к их разграничению.
Следующий этап работы – знакомство с личностью И. А. Ильина, основными проблемами его творчества. Эту работу можно организовать как лекцию учителя.
Далее предлагаем для обсуждения с учащимися отрывок из работы И. А. Ильина «Сущность и своеобразие русской культуры». Используем комментированное чтение (материал из работы И. А. Ильина предлагается каждому ученику).
Проводим в классе беседу по послетекстовым заданиям и вопросам. (В чём автор видит различие между культурой и цивилизацией? На каких примерах И. А. Ильин противопоставляет понятия «культура» и «цивилизация»? А какие примеры взаимоотношения культуры и цивилизации можете привести вы? В чём актуальность позиции мыслителя? Как вы понимаете выражения «коммунно-материалистическое варварство», «безрелигиозная цивилизация»? Для чего их использует автор? Как можно озаглавить такой текст? Подумайте, в каких литературных произведениях прослеживается проблема взаимодействия культуры и цивилизации).
После сопоставления понятий «культура» и «цивилизация» в научной литературе и в работе И. А. Ильина «Сущность и своеобразие русской культуры», анализа предложенного фрагмента и обсуждения соотнесённости проблемы культуры и цивилизации в художественной литературе учащиеся делают следующие выводы:
- Культура - явление внутреннее и органическое, она захватывает самую глубину человеческой души; цивилизация усваивается внешне и поверхностно, не требует всей полноты душевного участия. Народ может иметь древнюю и утончённую духовную культуру, но в вопросах внешней цивилизации являть картину отсталости и первобытности. И наоборот, народ может стоять на последней высоте техники и цивилизации, а в вопросах духовной культуры (нравственность, наука, искусство и т. д.) быть духовно убогим. Отчуждение культуры и искусства от веры, религии приводит к возникновению бездушной цивилизации, которая поглощает все позитивное, духовно-нравственное в человеке и в обществе.
- Проблема сопоставления культуры и цивилизации, размышления многих писателей о значимости этих понятий в жизни общества находит выражение и в художественной литературе (в качестве примеров учащиеся чаще всего называют роман И. С. Тургенева «Отцы и дети»; пьесу А. П. Чехова «Вишнёвый сад»; рассказ И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»; роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)
Нами разработана программа элективного (факультативного) курса «История русской общественно – политической мысли XIX-XX веков» для учащихся 10-11 классов, в котором изучается книга И. А. Ильина «Путь духовного обновления». Также в рамках данного курса школьники знакомятся с работами А. С Хомякова, И. В. Киреевского, К. С. Аксакова, П. Я. Чаадаева, А. И. Герцена, К. Н. Леонтьева, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, Н. А. Бердяева.
Приобщаясь к творчеству выдающихся русских мыслителей, осознавая роль их наследия в отечественной культуре, школьники получают представление о главных направлениях развития русской общественной мысли и овладевают следующими духовно – творческими умениями: получают представление о системе жизненных ценностей и идеалов русского народа; выявляют основные положения мировоззренческой концепции того или иного автора; приобщаются к духовным ценностям на материале истории, литературы, философии, постижение которых приобретает глубоко личностный характер.
Главным принципом курса является опора на культурные отечественные духовные традиции, признание самостоятельного значения духовных ценностей, неприятие отрицательного отношения к культурному потенциалу прошлого.
Обязательным условием успешности обучения является восстановление в сознании учащихся значения исторических связей с предшествующей жизнью своего народа, осмысление гражданских и патриотических идей.
Задачей программы курса является проецирование личности каждого школьника на целостное гармоническое развитие, на закрепление образа российского гражданина как высоконравственного, образованного, духовно богатого, способного к самообразованию и творчеству.
Проведение занятий по разработанным учебным материалам с позиций духовно-нравственного воспитания школьников позволило нам определить основные педагогические условия включения в школьный курс литературы философско-педагогического наследия И. А. Ильина в процессе духовно-нравственного воспитания: признание целью учебно-воспитательного процесса ориентации на углубление духовных запросов учащихся; проведение литературоведческого анализа художественного произведения с позиций духовно-нравственного подхода; определение в качестве основного критерия литературного развития учащихся осмысления ими идейно-нравственного, философско-этического содержания литературного произведения.

Яковлев Владимир Вячеславович
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Пригородная средняя общеобразовательная школа»
п. Новый Свет Гатчинского района Ленинградской области
директор школы
кандидат педагогических наук

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос