В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Профессиональная компетентность учителей

Профессиональная компетентность учителей


Тип материала: Педагогическая теория
Рейтинг: 12345 голосов:1просмотров: 2878 комментариев: 1
Краткое описание
О профессиональной компетентности учителя можно судить, если проанализировать организуемый им учебный процесс.
Описание
 

Одним из исходных пунктов такого анализа является определение реального места данного урока в системе жизненных приоритетов, ценностей и планов детей.
Учитель должен представить в содержании урока значимые для учащихся данного возраста проблемы, межпредметные связи изучаемого материала, увлечения учащихся в сфере внеучебной деятельности, их жизненные планы, намерения, коллизии.
Следующее проявление мастерства учителя – обеспечение ориентировки учащихся в предметной области, усвоение ими основных элементов содержания образования.
Суть критерия в том, чтобы выявить, насколько целостно усваиваются учащимися различные виды опыта – деятельностного, творческого, социального, личностного. Этот обобщенный критерий дифференцируется, таким образом, на множество других критериев, выявляющих:
– качества знаний (системность, осознанность, готовность к переносу, сформированность понятий и др.);
– эффективность способов деятельности (рациональность, рефлексированность, автоматизированностьи проч.);
– уровень творчества (самостоятельность, новизна, эвристичность и др.);
– проявления личности, востребованные данной ситуацией (личностные функции – избирательность, поиск смысла идей и ценностей, раскрываемых на уроке, самостоятельное оценивание достигнутых на уроке результатов с позиций своих личных критериев и притязаний, креативность, ответственность и др.).

Формирование у учащихся опыта самоорганизации, культуры труда, что предполагает показ учащимся на уроке образцов организации учебной деятельности, ее способов, техники, приемов самоконтроля, сотрудничества с партнерами.
К критериям мастерства учителя следует отнести также целесообразное сочетание репродуктивной и продуктивной деятельности учащихся, продуманную последовательность этапов учебной работы, благодаря чему оптимально распределяется содержание, поддерживается уровень активности учащихся на протяжении всего занятия, обеспечивается сочетание воспроизводящей и творческой, коллективной и индивидуальной работы.
Наконец, современный урок предполагает непрерывное мотивационное обеспечение деятельности учащихся. Это достигается учителем благодаря:
– специальной подборке материала (новизна, историзм, практическая направленность, показ новейших научных проблем);
– композиции методов обучения (проблемность, самостоятельность, творчество, исследовательский подход, диалог, игра);
– эмоционально-смысловому контакту участников учебного процесса (эмоциональный тонус, взаимопринятие, оптимизм, поддержка, достижения, проявления индивидуальности).
После того как выявлена общая функциональная эффективность (или неэффективность) урока, можно проанализировать, насколько целесообразно был построен сам процесс проектировочной деятельности учителя, его подготовка к уроку, что включает диагностику возможностей класса, целеполагание, отбор содержания, логику урока, набор деятельностей и методическую оснащенность урока, технологичность, удельный вес интерактивных методов, реализацию учителем своего индивидуально-авторского потенциала.
Работа учителя с личностью ребенка на уроке предполагает:
1) включение в содержание урока специально подобранного материала, позволяющего ученикам выразить свое отношение к изучаемому;
2) организацию деятельности учащихся, имплицитно содержащей возможность рефлексии, самооценки и др. проявлений личностного опыта учащихся;
3) проектирование затруднений, побуждающих учащихся к волевой активности;
4) разработку таких элементов деятельности учащихся, которые бы актуализировали стремление к достижениям, к саморазвитию;
5) введение в структуру урока заданий развивающего характера, пробуждающих интерес к процессу творчества;
6) построение учебной деятельности, требующей взаимодействия, коммуникации, сотрудничества;
7) учет интересов и жизненных планов учащихся при дифференциации учебных заданий;
8) применение активных интерактивных методов обучения – групповых, коллективно-распределенных, игровых, контекстных и др.;
9) передачу учащимся функций самоконтроля, обнаружение ими и исправление собственных ошибок;
10) дозированную помощь учащимся с целью поддержания достаточного уровня самостоятельности и режима напряжения (“зона ближайшего развития”);
11) осознание учащимися логики урока, проявление познавательной инициативы, постановку собственных вопросов и проблем;
12) диалог как преобладающий стиль общения на занятии, умение слушать друг друга, возможность проявить свою позицию, выразить собственное мнение, взаимную толерантность;
13) стремление достичь результата собственными усилиями, отсутствие страха рискнуть, пойти собственным путем;
14) самостоятельность речи и общения, рефлексивные ....

Подробнее >>>

Вопросы для анализа уроков


Вопросы для анализа уроков
1 -й блок анализа – целевой.
1. Соответствуют ли цели уроков возможностям, способностям, потребностям, личностному развитию учащихся, ориентированы ли на их индивидуальные качества, личностное развитие?
2. Реалистичны ли, достижимы ли поставленные цели?
3. Значимы ли для учащихся цели, поставленные учителем? Включены ли они в определение целей? Возможен ли для них выбор целей?
2-й блок –содержательный.
1. Соответствуют ли знания учителя современному уровню развития науки?
2. Соответствует ли учебный материал уроков возможностям класса, отдельного учащегося?
3. Носят ли задания развивающий характер?
4. Учтены ли при подборе материала жизненные интересы детей, соответствует ли предметный материал “контексту” их личностно-смысловой сферы?
5. Владеет ли учитель необходимыми способами включения личностного опыта своего и учащихся в содержание учебного материала?
6. Есть ли преемственность в изучении предметного материала, в развитии знаний учащихся?
3-й блок – процессуальный.

Подробнее >>>



Деятельность учителя
1. Предоставляет ли учитель учащимся возможность самим исследовать проблему, явление, выработать собственное знание, создает ли ситуацию исследовательского поиска?
2. Нацелен ли учитель на сотрудничество, дискуссию, коллективный поиск, обмен мнениями, субъектное общение, использует ли проблемные, эвристические, игровые методы?
3. Задает ли темп в работе, проектирует ли затруднения, побуждающие к волевым усилиям?
4. Создает ли ситуацию успеха для учеников?
5. Умеет ли слушать учеников, терпим ли к различным мнениям (инакомыслию), создает ли ситуацию свободного выражения собственной точки зрения учащихся, даже если эта точка зрения не соответствует его собственной?
6. Умеет ли учитель вызвать вопросы у учащихся?
7. Дифференцирует ли работу с учащимися различного уровня развития (подготовки)?
8. Импровизирует ли на уроке в зависимости от создавшейся конкретной ситуации?
9. Доступно ли для учащихся данного возраста излагает материал?
10. Проблемно ли, интересно преподносит информацию учащимся, делает ли ее сферой жизненных интересов?
11. Понимает ли учитель ....

Подробнее >>>



     Деятельность учащихся


1. Есть ли у учащихся возможность выбора вида деятельности на уроках, ее содержания? Значима ли для них эта деятельность?
2. Дают ли учащиеся собственное объяснение явлениям, фактам, процессам? Исследуют ли они их самостоятельно?
3. Реализуют ли они право на собственную оценку происходящего на уроках?
4. Имеют ли право на критикуй несогласие?
5. Выражают ли собственное мнение? Возникает ли на уроках желание поделиться своим мнением, своим переживанием?
6. Ставят ли ученики проблемы сами, приносят ли их на уроки?
7. Находят ли учащиеся источник и причину ошибок в самих себе?
8. Могут ли формулировать собственные выводы? Приходят ли учащиеся к своим выводам на уроках?
9. Работают ли ученики с риском потерпеть неудачу?
10. Проявляют ли интерес к урокам, работают ли с самоотдачей?
11. Имеют ли притязание на высокий результат, высокое самомнение?
12. Имеют ли возможность ....

Подробнее >>>

Ссылка на материал: перейти

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Обсуждение материала
Оксана Маркова
10.05.2012 16:53
Спасибо за материал, мне помогло сделать подробный анализ занятия!!!;)
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос