Деловая игра "Избирательная кампания"
В ходе проведения занятия участники смогут:
- познакомиться с формулой современных выборов, с ее преимуществами и недостатками
- получить опыт работы на уроке -деловой игре, участия в избирательной кампании, отстаивания собственной точки зрения
- понять важность знания и умения пользоваться избирательными правами .
- смогут выработать собственное мнение на проблему
- расширить и углубить знания о том как происходит избирательная кампания на уровне региона
В конце занятия участники смогут:
- освоить понятия: избирательное право, альтернативные выборы, местное самоуправление, консенсус
- научиться составлять собственную избирательную программу, рекламу своей программы
- иметь представление о том, какими методами, способами пользуются кандидаты в депутаты
- уметь сравнивать и анализировать избирательные программы, высказывать свое мнение по проблеме
- уметь размышлять о проблемах, связанных с альтернативными выборами.
- уметь аргументировано отстаивать собственную позицию при признании права других на собственное мнение.
В ходе проведения занятия участники смогут:
- познакомиться с формулой современных выборов, с ее преимуществами и недостатками
- получить опыт работы на уроке -деловой игре, участия в избирательной кампании, отстаивания собственной точки зрения
- понять важность знания и умения пользоваться избирательными правами .
- смогут выработать собственное мнение на проблему
- расширить и углубить знания о том как происходит избирательная кампания на уровне региона
В конце занятия участники смогут:
- освоить понятия: избирательное право, альтернативные выборы, местное самоуправление, консенсус
- научиться составлять собственную избирательную программу, рекламу своей программы
- иметь представление о том, какими методами, способами пользуются кандидаты в депутаты
- уметь сравнивать и анализировать избирательные программы, высказывать свое мнение по проблеме
- уметь размышлять о проблемах, связанных с альтернативными выборами.
- уметь аргументировано отстаивать собственную позицию при признании права других на собственное мнение.
Ключевые понятия: избирательная кампания, альтернативные выборы, местное самоуправление, городская дума, городская администрация, комитеты, депутаты, политические партии.
Ресурсы к занятию: Словари, Уставы ЕАО
Конституция РФ, программы кандидатов
Ватманы, фломастеры, музыкальный центр, телевизор
План занятий (80 мин.)
1. Мотивация — 5мин
2. Объявление содержания и формы занятия, учебных результатов, хода занятий – 5мин;
3. Введение в новый материал –1 0 мин;
4. Интерактивная часть – 60 мин;
Урок – деловая игра «Избирательная кампания».
4.1. Введение проблемы – 5 мин
4.2. Деловая игра «Избирательная кампания»– 45 мин.
5. Подведение итогов занятия (рефлексия) домашнее задание (10 мин)
На занятие можно пригласить представителя городской (районной) администрации или городской (районной) думы, который сожжет поучаствовать в игре и помочь ребятам на всех этапах игры.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Мотивация
Беседа: Выборы это древняя процедура, известная во всем мире. Выбирали царей, военачальников и даже главарей банд или пиратских шаек. Сейчас мы кого-то да выбираем каждый год. Выборы, короткое слово, но как много информации вбирает в себя. Давайте поиграем с этим словом, извлечем из него еще несколько слов ( выборность, борьба, равенство, объединение), которые вместе и покажут нам принципы, на которых проходят выборы…
Итак, сегодня мы попытаемся провести игру «Избирательная кампания», придерживаясь всех правил ведения избирательной кампании, следуя всем этапам ее проведения…
2. Объявление содержания и формы занятия, учебных результатов, хода занятий – 5мин ;
Тема нашего занятия
После этого занятия мы сможем…( перечисляются ожидаемые учебные результаты)
В ходе нашего занятия мы послушаем небольшую информацию о выборах вообще …далее вас ожидают пять туров:
1. Финансирование избирательной кампании.
2. Тема избирательной кампании.
3. Телереклама. Дополнительные голоса избирателей.
4. Кризис. Дополнительные голоса избирателей.
5. Этические проблемы в ходе избирательной кампании.
В конце занятия вы сможете сделать выводы по уроку-игре: получилось или нет?
— Насколько важна организация предвыборных кампаний, сами выборы?
— как проходят выборы в нашем городе, регионе? (поговорить об этом с нашим гостем)
— выполняются ли все правила проведения кампаний, выборов?
1. Введение в новый материал (10 мин)
Цель выборов – выявить волю народа. Для этого голосование у нас всеобщее, прямое и тайное такая формула выборов. В Конституции РФ записано: Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными, а органы государственной власти и органы местного самоуправления…(ст.32)
Основные этапы избирательного процесса:
1. Подготовительный (объявляются выборы, образуются избирательные участки округа, создаются избирательные комиссии, составляются списки избирателей);
2. Выдвижение и регистрация кандидатов (избиратели, избирательные объединения и блоки выдвигают кандидатов и собирают подписи в его поддержку в сроки, установленные законом. Происходит регистрация кандидатов и его доверенных лиц)
3. Предварительная агитация (она проходит за счет средств государства, а частично за счет фондов, создаваемых группами поддержки… Агитация прекращается за день до выборов)
4. Голосование и подведение итогов
За нарушение избирательных прав Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях предусматривает наказания … (В.Пронькин. Живое право). Сегодня мы попытаемся воссоздать некоторые элементы избирательной кампании.
Затем учитель говорит об основных правилах игры: играющие должны выполнять задания каждого тура и набрать как можно больше очков (голосов избирателей). Побеждает та «партия», которая наберет к концу игры наибольшее количество очков-голосов. Игра состоит из пяти туров. За выполнение заданий каждого тура команда получает пять «голосов избирателей». В 3-й и 4-й туры включены задания, названные «Дополнительные голоса избирателей».
Итоги будем подводить в виде реального голосования (урна для голосования и избирательные бюллетени). Каждый ученик имеет право на один голос и вправе отдать его за ту или иную «партию». Победитель определяется по большинству набранных очков.
4. Интерактивная часть ( 50 мин.) игра «Избирательная кампания»
4.1. Введение проблемы – 5 мин
4.2. Деловая игра «Избирательная кампания»– 45 мин.
Класс поделен на 2-3 команды ( «партии»), которые должны подготовить к уроку основные положения программы партии, ее названия, внешнюю символику.
1. тур — Финансирование избирательной кампании.
Задание: сформулируйте список из пяти источников финансирования вашей избирательной кампании. Поясните, почему названные вами люди и организации хотят поддержать вашу избирательную кампанию. Время на подготовку – 5 минут.
2. тур — Тема избирательной кампании.
Задание: сформулируйте основную тему вашей избирательной кампании. Решение какой проблемы, вы положите в основу своей кампании? Придумайте рекламную заставку и основной лозунг вашей избирательной кампании. Время на подготовку – 10 минут
3. тур — Телереклама. Дополнительные голоса избирателей.
Задание: Придумайте политическую рекламу, которую будете использовать в ходе избирательной кампании. Продемонстрируйте вашу политическую телерекламу (Телевизор или компьютер). Время на подготовку- 10 минут
Подготовьте 2-х минутный устный доклад на следующие темы:
«Почему СМИ называют четвертой властью в обществе?»
«Влияние уровня образования населения на восприятие политической телерекламы?»
4. тур — Кризис. Дополнительные голоса избирателей.
Задание: Политические конкуренты обвиняют вас в том, что вашу избирательную кампанию финансируют криминальные структуры. В связи с этим попытайтесь:
1. провести брифинг, где вам нужно доказать ложность выдвинутых против вас обвинений (По 2 человека от «партий», журналисты).
2. Написать заметку в газету, опровергающие выдвинутые против вас обвинения
Время на подготовку – 10 минут.
5. тур — Этические проблемы в ходе избирательной кампании.
Задание: Вы получили сообщение о том, что «лидер», соперничающей с вами «партии»: страдает хроническим заболеванием, систематически употребляет психотропные препараты.
Что, по-вашему, следует сделать:
— созвать брифинг и сообщить через СМИ о проблемах со здоровьем лидера соперничающей партии,
— проигнорировать информацию,
— шантажировать политического соперника,
— что-либо иное.
Ответ поясните. Время на подготовку – 5 минут
5. Подведение итогов занятия (рефлексия): Итоги будем подводить в виде реального голосования (урна для голосования и избирательные бюллетени). Каждый ученик имеет право на один голос и вправе отдать его за ту или иную «партию». Победитель определяется по большинству набранных очков.
В конце занятия возвращаемся к вопросам, предложенным в начале занятия:
В конце занятия вы сможете сделать выводы по уроку-игре: получилось или нет?
— Насколько важна организация предвыборных кампаний, сами выборы?
— как проходят выборы в нашем городе, регионе? (поговорить об этом с нашим гостем)
— выполняются ли все правила проведения кампаний, выборов?
Подведение итогов. Рефлексия (10 мин.).
Возвращение к ожидаемым результатам занятия и определение видов учебной работы в ходе занятия. Участники высказываются о том, как они ощущали себя в ходе занятия, что было полезного, какие новые идеи пришли в результате проведения занятия. Также итогом занятия может быть решение тестовых заданий и заполнение Листа контроля и рефлексии, либо написание эссе «как я понимаю что такое местное самоуправление?»
Учитель: Какие уроки мы можем извлечь для себя из нашего занятия?
Ребята, сегодня мы с вами узнали очень многое о выборах, предвыборных кампаниях, сами поучаствовали в деловой игре, я надеюсь, что эти уроки не прошли даром, вы достаточно умело, грамотно выражаете свои мысли, отстаиваете сою точку зрения, уважаете мнение других, это очень важно, значимо и для вас, и для меня, и для нашего региона.
Вопросы для рефлексии:
Выделите не менее 3-х форм деятельности, в которых Вы принимали участие на занятии:
1. _________________________________________________________________ ___
2. _________________________________________________________________ ___
3. _________________________________________________________________ ___
4. _________________________________________________________________ ___
Что было самым трудным в ходе занятия?
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Что было наиболее интересным в ходе занятия?
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Что нового я узнал(а) на занятии?
Что у нас получилось хорошо? Над чем надо еще подумать? Чему я научилась (ся) на занятие?
Приложения.
Это интересно.
Твои избирательные права:
· Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, имеет право избирать.· Гражданин Российской Федерации, достигший 21 года, имеет право баллотироваться в представительные органы всех уровней.
· Гражданин России имеет право избирать и быть избранным независимо от пола, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, вероисповедания.
· Гражданин Российской Федерации, достигнув 35 лет, имеет право выдвигать свою кандидатуру на должность президента страны.
Порядок голосования:
· Голосование производится лично, по предъявлению паспорта гражданина РФ или документа, заменяющего его. Голосование за других избирателей не допускается.· Избирателю выдается бюллетень, заполняющийся в специально оборудованной кабине, где не допускается присутствие посторонних лиц.
· Голосование проводится путем нанесения в избирательном бюллетене любого знака в квадрате напротив фамилии кандидата, в пользу которого сделан выбор.
· Испорченный бюллетень заменяется избирательной комиссией участка на новый.
· Заполненный бюллетень опускается в опечатанные (опломбированные) ящики для голосования.
Возможно, многие понятия, связанные с проведением выборов, тебе еще не знакомы. В этом случае твоим помощником станет наш
Терминологический словарь
Активное избирательное право – право граждан РФ избирать органы государственной власти и местного самоуправления.Бюллетень – избирательный документ для тайного голосования, напечатанный по установленной форме и содержащий фамилии, имена и отчества кандидатов или наименование партий, участвующих в выборах.
Выборы – способ формирования путем голосования органов государственной власти и местного самоуправления. Реализация гражданами своего права выбора является одной из важнейших форм их участия в управлении государством. Выборы могут быть парламентскими и президентскими, всеобщими и частичными, общегосударственными или местными, очередными или досрочными, основными или дополнительными.
Глава муниципального образования (глава местного самоуправления) – высшее должностное лицо муниципального образования уставом муниципального образования в соответствии с федеральным законом полномочиями по решению вопросов местного значения.
Государственная Дума – нижняя палата парламента – представляет все население РФ. Она состоит из 450 депутатов, избираемых на 4 года.
Депутат – лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа в муниципальный или федеральный представительный орган на основе всеобщего прямого и равного избирательного права при тайном голосовании.
Закон – правило, обязательное для всех. Принимается государством, которое контролирует его выполнение.
Избиратель – гражданин Российской Федерации, обладающим активным избирательным правом.
Избирательная кампания – деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования о назначении выборов до дня предоставления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов. Избирательная комиссия – коллегиальный орган, формируемый в порядке и сроки, которые установлены федеральным или законом субъекта РФ, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение выборов.
Кандидат – лицо, выдвинутое в установленном законом порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность или членство в органе государственной власти или органе местного самоуправления, либо зарегистрированное соответствующей избирательной комиссией в качестве кандидата.
Конституция РФ – основной закон РФ, имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ.
Муниципальный избирательный округ – избирательный округ, включающий в себя всю территорию муниципального образования, в котором избиратели голосуют за муниципальные списки кандидатов.
Наблюдатель – гражданин РФ, уполномоченный осуществлять наблюдение за правильностью проведения голосования, подсчета голосов, установлением его итогов.
Органы местного самоуправления – выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.
Открепительное удостоверение – избирательный документ, дающий право избирателю, который в день голосования не имеет возможности прибыть в помещение избирательного участка, где он включен в список избирателей, принять участие в голосовании на другом избирательном участке.
Парламент РФ – представительный и законодательный орган РФ.
Пассивное избирательное право – право граждан РФ быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления.
Президент РФ – глава Российского государства.
Референдум – форма прямого волеизъявления граждан РФ по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляется посредством голосования граждан РФ, обладающих правом участия в референдуме.
Центральная избирательная комиссия – главный избирательный орган стран
Таврический дворец -исторический и архитектурный памятник в Санкт-Петербурге, бывший дворец князя Г.А. Потемкина-Таврического, построен в 1783≈1789 гг. архитектором И.Е. Старовым в стиле классицизма. В 1906≈1917 гг. — место заседаний Государственных дум I-IV созывов. В дни Февральской революции в левом крыле дворца начал свою работу Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов (до переезда в августе 1917 г. в Смольный). В правом крыле начал свои заседания Временный комитет Государственной думы, а затем, до переезда в Зимний дворец, Временное правительство. 4 (17) апреля 1917 г. в Таврическом дворце на совещании большевиков — участников Всероссийской конференции Советов — выступал В.И. Ленин с докладом “О задачах пролетариата в данной революции” (“Апрельские тезисы”). 5-6 (18-19) января 1918 г. провело свое единственное заседание
Наименование «плебисцитарный» происходит от латинского слова plebiscitum, означающего решение народа в рамках всенародного обсуждения или голосования. Представители как бы получают право от своих избирателей выражать их волю в течение определенного срока, являясь в этот период несменяемыми и обладая (в ряде стран) депутатской неприкосновенностью.
Парламент – общенациональное представительное учреждение государства, осуществляющее законодательные функции; высший выборный законодательный орган. В Великобритании он называется парламент, в США – конгресс, в Норвегии – стортинг, в Швеции – риксдаг и т.д. В большинстве стран состоит из двух палат.
Парламентаризм – система организации и функционирования верховной государственной власти, характеризующаяся разделением законодательных и исполнительных функций при привилегированном положении парламента.
Однако окончательно парламент обрел государственную прописку лишь при Эдуарде I, когда королевская власть бесповоротно осознала необходимость формирования органа сословного представительства.
Однако окончательно парламент обрел государственную прописку лишь при Эдуарде I, когда королевская власть бесповоротно осознала необходимость формирования органа сословного представительства.
Значительный вклад в разработку теоретических аспектов генезиса и функционирования законодательных (представительных) органов власти внесли Платон, Аристотель, Цицерон, Н. Макиавелли, Дж. Локк, Ш. Монтескье, Г. Гегель и другие мыслители древности, средневековья и нового времени.
Еще с XIII столетия во французских провинциях существовали представительные органы, с 130 г.называвшиеся parlamentum.
Парламентская форма представительного правления сложилась по мере роста народонаселения и усложнения социальной структуры, когда прямая и плебисцитарная демократия стали неэффективными.
Слово «парламент» (parliament) родилось в средневековой Англии, но по этимологии и орфографии является французским, происходившим от «parler» (говорить).
В 930 г. со всей территории датской колонии Исландии впервые собрался альтинг, ставший первым парламентом Европы. Английский парламент возник в ходе гражданской войны в период правления Генриха III в 165 г. Другими историческими формами парламента являются Генеральные штаты, впервые созванные во Франции в 130г. по инициативе короля Филиппа Красивого, и Конгресс США, возникший в ходе борьбы за независимость американских колоний Англии в XVIII в.
В Англии в 1397 г. парламент в связи с обвинением одного из депутатов в измене настоял на его неприкосновенности.
А в XVI в. Генрих III издал распоряжение о неприкосновенности депутатов и их имущества во время парламентской сессии.
При его дочери, королеве Елизавете I, были признаны право на свободное высказывание в парламенте и отказ королевской власти от преследования депутатов за выступления.
Парламентская культура – это своего рода внутреннее измерение политики: система взглядов, убеждений, ценностей, в сознании и поведении граждан, отражающих их отношение к парламенту.
Парламентская культура предполагает не только наличие базовых социальных, экономических, правовых и политических знаний у депутатов, но и стабильный уровень элементарных знаний в этих же областях и о месте парламента в их регулировании у самого общества.
Существует две концепции парламента – «работающий» типа Конгресса США и «обсуждающий» – Палата общин британского парламента.
Парламентская речь – это особый жанр, который в общем выполняет номинативную, коммуникативную и экспрессивную функции.
Форма подачи речи образует то, что называется стилем. Стиль речи зависит от того, насколько богат словарь политика, как он выстраивает аргументы (логика, использование цифр, фактов, поговорок, афоризмов, цитат).
Перспективы развития парламентской культуры связаны с обучением и воспитанием молодежи.
Если мы согласимся с тезисом, что в России в начале ХХ в. все же функционировал парламент, то в таком случае нам следует согласиться с тем, что названия у парламента не было. И Государственная дума, и Государственный Совет являлись частями (палатами, нижней и верхней соответственно) этого безымянного парламента. К примеру, в Москве в избирательные списки были включены менее 5 процентов граждан, в С.-Петербурге – чуть более 5 процентов, а в целом по России среди городского населения – не свыше 15 процентов. Примечательно, что в случае удаления депутата за нарушение дисциплины (рекордсменом по удалениям был известный думский скандалист В.М. Пуришкевич, депутат II, III и IV Дум), вычетов из жалования не производилось, поскольку такая причина отсутствия на заседании рассматривалась как уважительная.
Для некоторых высокопоставленных чиновников депутатская неприкосновенность была костью в горле. Например, в конце 1914 г., в условиях начавшейся мировой войны, министр внутренних дел Н.А. Маклаков (родной брат одного из лидеров кадетов – В.А. Маклакова) цинично заявил: «Неприкосновенность государственного строя важнее
всяких депутатских привилегий».
Используемая литература:
1. Введение в обществознание: 8-9 кл./ Под ред. Боголюбова Л.Н.,.- М., 2007.
2. Иоффе А.Н Методические материалы по гражданскому образованию.- М., 2003.-240 с.
3. Морозова С.А. Методика преподавания права в школе.-М.,2004.-224 с.
4. Гражданское образование: содержание и активные методы обучения / под ред. Н.Воскресенской и С. Шехтера.-М.,2005
5. Пронькин В.Н., Гутников А.Б. Живое право. Занимательная энциклопедия практического права.-М.,2000.-512с
6. Любимов А.П.Конституция Российской Федерации в таблицах и схемах.-М.,2004.-176 с.
7.Сборник материалов по повышению правовой культуры молодых избирателей под редакцией О.А. Абанина.- Биробиджан, 2005.
8. Уставы ЕАО
9. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (извлечения)
МОУ «Сатламышевская средняя общеобразовательная школа Апастовского муниципального района РТ»
урок - деловая игра
«Избирательная кампания»
Преподователь: учитель истории МОУ «Сатламышевская средняя общеобразовательная школа Апастовского муниципального района РТ» Гимадиева Гульчачак Исмагиловна
Основная идея: Избирательное право составляет важную часть жизни многих граждан. Знать и уметь пользоваться этими правами необходимо каждому.
В ходе проведения занятия участники смогут:
-
познакомиться с формулой современных выборов, с ее преимуществами и недостатками
-
получить опыт работы на уроке -деловой игре, участия в избирательной кампании, отстаивания собственной точки зрения
-
понять важность знания и умения пользоваться избирательными правами .
-
смогут выработать собственное мнение на проблему
-
расширить и углубить знания о том как происходит избирательная кампания на уровне региона
В конце занятия участники смогут:
-
освоить понятия: избирательное право, альтернативные выборы, местное самоуправление, консенсус
-
научиться составлять собственную избирательную программу, рекламу своей программы
-
иметь представление о том, какими методами, способами пользуются кандидаты в депутаты
-
уметь сравнивать и анализировать избирательные программы, высказывать свое мнение по проблеме
-
уметь размышлять о проблемах, связанных с альтернативными выборами.
-
уметь аргументировано отстаивать собственную позицию при признании права других на собственное мнение.
Ключевые понятия: избирательная кампания, альтернативные выборы, местное самоуправление, городская дума, городская администрация, комитеты, депутаты, политические партии.
Ресурсы к занятию: Словари, Уставы ЕАО
Конституция РФ, программы кандидатов
Ватманы, фломастеры, музыкальный центр, телевизор
План занятий (80 мин.)
1. Мотивация - 5мин
2. Объявление содержания и формы занятия, учебных результатов, хода занятий – 5мин;
3. Введение в новый материал –1 0 мин;
4. Интерактивная часть – 60 мин;
Урок – деловая игра «Избирательная кампания».
4.1. Введение проблемы – 5 мин
4.2. Деловая игра «Избирательная кампания»– 45 мин.
5. Подведение итогов занятия (рефлексия) домашнее задание (10 мин)
На занятие можно пригласить представителя городской (районной) администрации или городской (районной) думы, который сожжет поучаствовать в игре и помочь ребятам на всех этапах игры.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Мотивация
Беседа: Выборы это древняя процедура, известная во всем мире. Выбирали царей, военачальников и даже главарей банд или пиратских шаек. Сейчас мы кого-то да выбираем каждый год. Выборы, короткое слово, но как много информации вбирает в себя. Давайте поиграем с этим словом, извлечем из него еще несколько слов ( выборность, борьба, равенство, объединение), которые вместе и покажут нам принципы, на которых проходят выборы…
Итак, сегодня мы попытаемся провести игру «Избирательная кампания», придерживаясь всех правил ведения избирательной кампании, следуя всем этапам ее проведения…
2. Объявление содержания и формы занятия, учебных результатов , хода занятий – 5мин ;
Тема нашего занятия
После этого занятия мы сможем…( перечисляются ожидаемые учебные результаты)
В ходе нашего занятия мы послушаем небольшую информацию о выборах вообще …далее вас ожидают пять туров:
1. Финансирование избирательной кампании.
2. Тема избирательной кампании.
3. Телереклама. Дополнительные голоса избирателей.
4. Кризис. Дополнительные голоса избирателей.
5. Этические проблемы в ходе избирательной кампании.
В конце занятия вы сможете сделать выводы по уроку-игре: получилось или нет?
- Насколько важна организация предвыборных кампаний, сами выборы?
- как проходят выборы в нашем городе, регионе? (поговорить об этом с нашим гостем)
- выполняются ли все правила проведения кампаний, выборов?
-
Введение в новый материал (10 мин)
Цель выборов – выявить волю народа. Для этого голосование у нас всеобщее, прямое и тайное такая формула выборов. В Конституции РФ записано: Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными, а органы государственной власти и органы местного самоуправления…(ст.32)
Основные этапы избирательного процесса:
-
Подготовительный (объявляются выборы, образуются избирательные участки округа, создаются избирательные комиссии, составляются списки избирателей);
-
Выдвижение и регистрация кандидатов (избиратели, избирательные объединения и блоки выдвигают кандидатов и собирают подписи в его поддержку в сроки, установленные законом. Происходит регистрация кандидатов и его доверенных лиц)
-
Предварительная агитация (она проходит за счет средств государства, а частично за счет фондов, создаваемых группами поддержки… Агитация прекращается за день до выборов)
-
Голосование и подведение итогов
За нарушение избирательных прав Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях предусматривает наказания … (В.Пронькин. Живое право). Сегодня мы попытаемся воссоздать некоторые элементы избирательной кампании.
Затем учитель говорит об основных правилах игры: играющие должны выполнять задания каждого тура и набрать как можно больше очков (голосов избирателей). Побеждает та «партия», которая наберет к концу игры наибольшее количество очков-голосов. Игра состоит из пяти туров. За выполнение заданий каждого тура команда получает пять «голосов избирателей». В 3-й и 4-й туры включены задания, названные «Дополнительные голоса избирателей».
Итоги будем подводить в виде реального голосования (урна для голосования и избирательные бюллетени). Каждый ученик имеет право на один голос и вправе отдать его за ту или иную «партию». Победитель определяется по большинству набранных очков.
4. Интерактивная часть ( 50 мин.) игра «Избирательная кампания»
4.1. Введение проблемы – 5 мин
4.2. Деловая игра «Избирательная кампания»– 45 мин.
Класс поделен на 2-3 команды ( «партии»), которые должны подготовить к уроку основные положения программы партии, ее названия, внешнюю символику.
1. тур - Финансирование избирательной кампании.
Задание: сформулируйте список из пяти источников финансирования вашей избирательной кампании. Поясните, почему названные вами люди и организации хотят поддержать вашу избирательную кампанию. Время на подготовку – 5 минут.
2. тур - Тема избирательной кампании.
Задание: сформулируйте основную тему вашей избирательной кампании. Решение какой проблемы, вы положите в основу своей кампании? Придумайте рекламную заставку и основной лозунг вашей избирательной кампании. Время на подготовку – 10 минут
3. тур - Телереклама. Дополнительные голоса избирателей.
Задание: Придумайте политическую рекламу, которую будете использовать в ходе избирательной кампании. Продемонстрируйте вашу политическую телерекламу (Телевизор или компьютер). Время на подготовку- 10 минут
Подготовьте 2-х минутный устный доклад на следующие темы:
«Почему СМИ называют четвертой властью в обществе?»
«Влияние уровня образования населения на восприятие политической телерекламы?»
4. тур - Кризис. Дополнительные голоса избирателей.
Задание: Политические конкуренты обвиняют вас в том, что вашу избирательную кампанию финансируют криминальные структуры. В связи с этим попытайтесь:
1. провести брифинг, где вам нужно доказать ложность выдвинутых против вас обвинений (По 2 человека от «партий», журналисты).
2. Написать заметку в газету, опровергающие выдвинутые против вас обвинения
Время на подготовку – 10 минут.
-
тур - Этические проблемы в ходе избирательной кампании.
Задание: Вы получили сообщение о том, что «лидер», соперничающей с вами «партии»: страдает хроническим заболеванием, систематически употребляет психотропные препараты.
Что, по-вашему, следует сделать:
- созвать брифинг и сообщить через СМИ о проблемах со здоровьем лидера соперничающей партии,
- проигнорировать информацию,
- шантажировать политического соперника,
- что-либо иное.
Ответ поясните. Время на подготовку – 5 минут
5. Подведение итогов занятия (рефлексия): Итоги будем подводить в виде реального голосования (урна для голосования и избирательные бюллетени). Каждый ученик имеет право на один голос и вправе отдать его за ту или иную «партию». Победитель определяется по большинству набранных очков.
В конце занятия возвращаемся к вопросам, предложенным в начале занятия:
В конце занятия вы сможете сделать выводы по уроку-игре: получилось или нет?
- Насколько важна организация предвыборных кампаний, сами выборы?
- как проходят выборы в нашем городе, регионе? (поговорить об этом с нашим гостем)
- выполняются ли все правила проведения кампаний, выборов?
Подведение итогов. Рефлексия (10 мин.).
Возвращение к ожидаемым результатам занятия и определение видов учебной работы в ходе занятия. Участники высказываются о том, как они ощущали себя в ходе занятия, что было полезного, какие новые идеи пришли в результате проведения занятия. Также итогом занятия может быть решение тестовых заданий и заполнение Листа контроля и рефлексии, либо написание эссе «как я понимаю что такое местное самоуправление?»
Учитель: Какие уроки мы можем извлечь для себя из нашего занятия?
Ребята, сегодня мы с вами узнали очень многое о выборах, предвыборных кампаниях, сами поучаствовали в деловой игре, я надеюсь, что эти уроки не прошли даром, вы достаточно умело, грамотно выражаете свои мысли, отстаиваете сою точку зрения, уважаете мнение других, это очень важно, значимо и для вас, и для меня, и для нашего региона.
Вопросы для рефлексии:
Выделите не менее 3-х форм деятельности, в которых Вы принимали участие на занятии:
1. ____________________________________________________________________
2. ____________________________________________________________________
3. ____________________________________________________________________
4. ____________________________________________________________________
Что было самым трудным в ходе занятия?
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Что было наиболее интересным в ходе занятия?
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Что нового я узнал(а) на занятии?
Что у нас получилось хорошо? Над чем надо еще подумать? Чему я научилась (ся) на занятие?
Приложения.
Это интересно.
Твои избирательные права:
-
Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, имеет право избирать.
-
Гражданин Российской Федерации, достигший 21 года, имеет право баллотироваться в представительные органы всех уровней.
-
Гражданин России имеет право избирать и быть избранным независимо от пола, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, вероисповедания.
-
Гражданин Российской Федерации, достигнув 35 лет, имеет право выдвигать свою кандидатуру на должность президента страны.
Порядок голосования:
-
Голосование производится лично, по предъявлению паспорта гражданина РФ или документа, заменяющего его. Голосование за других избирателей не допускается.
-
Избирателю выдается бюллетень, заполняющийся в специально оборудованной кабине, где не допускается присутствие посторонних лиц.
-
Голосование проводится путем нанесения в избирательном бюллетене любого знака в квадрате напротив фамилии кандидата, в пользу которого сделан выбор.
-
Испорченный бюллетень заменяется избирательной комиссией участка на новый.
-
Заполненный бюллетень опускается в опечатанные (опломбированные) ящики для голосования.
Возможно, многие понятия, связанные с проведением выборов, тебе еще не знакомы. В этом случае твоим помощником станет наш
Терминологический словарь
Активное избирательное право – право граждан РФ избирать органы государственной власти и местного самоуправления.
Бюллетень – избирательный документ для тайного голосования, напечатанный по установленной форме и содержащий фамилии, имена и отчества кандидатов или наименование партий, участвующих в выборах.
Выборы – способ формирования путем голосования органов государственной власти и местного самоуправления. Реализация гражданами своего права выбора является одной из важнейших форм их участия в управлении государством. Выборы могут быть парламентскими и президентскими, всеобщими и частичными, общегосударственными или местными, очередными или досрочными, основными или дополнительными.
Глава муниципального образования (глава местного самоуправления) – высшее должностное лицо муниципального образования уставом муниципального образования в соответствии с федеральным законом полномочиями по решению вопросов местного значения.
Государственная Дума – нижняя палата парламента – представляет все население РФ. Она состоит из 450 депутатов, избираемых на 4 года.
Депутат – лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа в муниципальный или федеральный представительный орган на основе всеобщего прямого и равного избирательного права при тайном голосовании.
Закон – правило, обязательное для всех. Принимается государством, которое контролирует его выполнение.
Избиратель – гражданин Российской Федерации, обладающим активным избирательным правом.
Избирательная кампания – деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования о назначении выборов до дня предоставления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов. Избирательная комиссия – коллегиальный орган, формируемый в порядке и сроки, которые установлены федеральным или законом субъекта РФ, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение выборов.
Кандидат – лицо, выдвинутое в установленном законом порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность или членство в органе государственной власти или органе местного самоуправления, либо зарегистрированное соответствующей избирательной комиссией в качестве кандидата.
Конституция РФ – основной закон РФ, имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ.
Муниципальный избирательный округ – избирательный округ, включающий в себя всю территорию муниципального образования, в котором избиратели голосуют за муниципальные списки кандидатов.
Наблюдатель – гражданин РФ, уполномоченный осуществлять наблюдение за правильностью проведения голосования, подсчета голосов, установлением его итогов.
Органы местного самоуправления – выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.
Открепительное удостоверение – избирательный документ, дающий право избирателю, который в день голосования не имеет возможности прибыть в помещение избирательного участка, где он включен в список избирателей, принять участие в голосовании на другом избирательном участке.
Парламент РФ – представительный и законодательный орган РФ.
Пассивное избирательное право – право граждан РФ быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления.
Президент РФ – глава Российского государства.
Референдум – форма прямого волеизъявления граждан РФ по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляется посредством голосования граждан РФ, обладающих правом участия в референдуме.
Центральная избирательная комиссия – главный избирательный орган стран
Таврический дворец -исторический и архитектурный памятник в Санкт-Петербурге, бывший дворец князя Г.А. Потемкина-Таврического, построен в 1783≈1789 гг. архитектором И.Е. Старовым в стиле классицизма. В 1906≈1917 гг. - место заседаний Государственных дум I-IV созывов. В дни Февральской революции в левом крыле дворца начал свою работу Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов (до переезда в августе 1917 г. в Смольный). В правом крыле начал свои заседания Временный комитет Государственной думы, а затем, до переезда в Зимний дворец, Временное правительство. 4 (17) апреля 1917 г. в Таврическом дворце на совещании большевиков - участников Всероссийской конференции Советов - выступал В.И. Ленин с докладом “О задачах пролетариата в данной революции” (“Апрельские тезисы”). 5-6 (18-19) января 1918 г. провело свое единственное заседание
Наименование «плебисцитарный» происходит от латинского слова plebiscitum, означающего решение народа в рамках всенародного обсуждения или голосования. Представители как бы получают право от своих избирателей выражать их волю в течение определенного срока, являясь в этот период несменяемыми и обладая (в ряде стран) депутатской неприкосновенностью.
Парламент – общенациональное представительное учреждение государства, осуществляющее законодательные функции; высший выборный законодательный орган. В Великобритании он называется парламент, в США – конгресс, в Норвегии – стортинг, в Швеции – риксдаг и т.д. В большинстве стран состоит из двух палат.
Парламентаризм – система организации и функционирования верховной государственной власти, характеризующаяся разделением законодательных и исполнительных функций при привилегированном положении парламента.
Однако окончательно парламент обрел государственную прописку лишь при Эдуарде I, когда королевская власть бесповоротно осознала необходимость формирования органа сословного представительства.
Однако окончательно парламент обрел государственную
прописку лишь при Эдуарде I, когда королевская власть бесповоротно осознала необходимость формирования органа сословного представительства.
Значительный вклад в разработку теоретических аспектов генезиса и функционирования законодательных (представительных) органов власти внесли Платон, Аристотель, Цицерон, Н. Макиавелли, Дж. Локк, Ш. Монтескье, Г. Гегель и другие мыслители древности, средневековья и нового времени.
Еще с XIII столетия во французских провинциях существовали представительные органы, с 130 г.называвшиеся parlamentum.
Парламентская форма представительного правления сложилась по мере роста народонаселения и усложнения социальной структуры, когда прямая и плебисцитарная демократия стали неэффективными.
Слово «парламент» (parliament) родилось в средневековой Англии, но по этимологии и орфографии является французским, происходившим от «parler» (говорить).
В 930 г. со всей территории датской колонии Исландии впервые собрался альтинг, ставший первым парламентом Европы. Английский парламент возник в ходе гражданской войны в период правления Генриха III в 165 г. Другими историческими формами парламента являются Генеральные штаты, впервые созванные во Франции в 130г. по инициативе короля Филиппа Красивого, и Конгресс США, возникший в ходе борьбы за независимость американских колоний Англии в XVIII в.
В Англии в 1397 г. парламент в связи с обвинением одного из депутатов в измене настоял на его неприкосновенности.
А в XVI в. Генрих III издал распоряжение о неприкосновенности депутатов и их имущества во время парламентской сессии.
При его дочери, королеве Елизавете I, были признаны право на свободное высказывание в парламенте и отказ королевской власти от преследования депутатов за выступления.
Парламентская культура – это своего рода внутреннее измерение политики: система взглядов, убеждений, ценностей, в сознании и поведении граждан, отражающих их отношение к парламенту.
Парламентская культура предполагает не только наличие базовых социальных, экономических, правовых и политических знаний у депутатов, но и стабильный уровень элементарных знаний в этих же областях и о месте парламента в их регулировании у самого общества.
Существует две концепции парламента – «работающий» типа Конгресса США и «обсуждающий» – Палата общин британского парламента.
Парламентская речь – это особый жанр, который в общем выполняет номинативную, коммуникативную и экспрессивную функции.
Форма подачи речи образует то, что называется стилем. Стиль речи зависит от того, насколько богат словарь политика, как он выстраивает аргументы (логика, использование цифр, фактов, поговорок, афоризмов, цитат).
Перспективы развития парламентской культуры связаны с обучением и воспитанием молодежи.
Если мы согласимся с тезисом, что в России в начале ХХ в. все же функционировал парламент, то в таком случае нам следует согласиться с тем, что названия у парламента не было. И Государственная дума, и Государственный Совет являлись частями (палатами, нижней и верхней соответственно) этого безымянного парламента. К примеру, в Москве в избирательные списки были включены менее 5 процентов граждан, в С.-Петербурге – чуть более 5 процентов, а в целом по России среди городского населения – не свыше 15 процентов. Примечательно, что в случае удаления депутата за нарушение дисциплины (рекордсменом по удалениям был известный думский скандалист В.М. Пуришкевич, депутат II, III и IV Дум), вычетов из жалования не производилось, поскольку такая причина отсутствия на заседании рассматривалась как уважительная.
Для некоторых высокопоставленных чиновников депутатская неприкосновенность была костью в горле. Например, в конце 1914 г., в условиях начавшейся мировой войны, министр внутренних дел Н.А. Маклаков (родной брат одного из лидеров кадетов – В.А. Маклакова) цинично заявил: «Неприкосновенность государственного строя важнее
всяких депутатских привилегий».
Используемая литература:
1. Введение в обществознание: 8-9 кл./ Под ред. Боголюбова Л.Н.,.- М., 2007.
2. Иоффе А.Н Методические материалы по гражданскому образованию.- М., 2003.-240 с.
3. Морозова С.А. Методика преподавания права в школе.-М.,2004.-224 с.
4. Гражданское образование: содержание и активные методы обучения / под ред. Н.Воскресенской и С. Шехтера.-М.,2005
5. Пронькин В.Н. ,Гутников А.Б. Живое право. Занимательная энциклопедия практического права.-М.,2000.-512с
6. Любимов А.П.Конституция Российской Федерации в таблицах и схемах.-М.,2004.-176 с.
7.Сборник материалов по повышению правовой культуры молодых избирателей под редакцией О.А. Абанина.- Биробиджан, 2005.
8. Уставы ЕАО
9. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (извлечения)
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
Понимаем, что пока неудобно при добавлении разработки в большом списке искать нужный раздел, но наши программисты сделают более удобный интерфейс для упрощения выбора раздела.
Кстати, чтобы разработка сразу привлекала внимание участников портала, основную текстовую часть лучше поместить при добавлении в поле "Детальное описание". Как это сделать читайте на форуме: