Методическая разработка урока
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
с. Ильинское
Предметная область «Технология»
Культура поведения за столом.
Сервировка стола к завтраку
Учитель: Чуб И.В.
класс 5
2011 г.
Тема: Культура поведения за столом.
Сервировка стола к завтраку.
Цель: Ознакомить уч-ся с понятием – этикет, правилами поведения за столом; научить подготавливать стол к приему пищи за завтраком с учетом санитарных, практических, эстетических требований и мер безопасности.
Наглядные пособия: салфетка «Свеча», рисунки в Paint.
Оборудование: компьютер, бумажные салфетки, стол, застеленный скатертью, с приборами (вилка, нож) и посудой (тарелка, чайная пара), карточки-задания с правилами для уч-ся
На доске: тема, слова: этикет, сервировка; д/з.
Ход урока.
1. АОЗ – 4 мин.
- тема урока;
- цель, мотивация;
- вопросы на повторение:
-
с чего начинается «работа» на кухне? (фартук)
-
какие санитарные правила надо соблюдать на кухне? (мыть руки, чистота на кухне, мыть посуду, проветривание)
-
какие правила ТБ при выполнении кулинарных работ вы знаете? (пользоваться прихватками, проверка исправности электроприборов)
-
что обязательно должно быть на кухне для оказания первой помощи? (аптечка)
2. НМ – 19 мин.
Этикет – 8 мин.
Установленный, принятый порядок поведения за столом называется этикет (записать определение). Правила этикета за столом предусматривает умелое пользование столовыми приборами и правильный прием пищи. (Учитель читает правила, а помощник показывает)
-
Осанка – сидеть прямо, не напрягаясь, слегка опираясь на спинку стула.
-
Расстояние между стулом и столом – ни близко, ни далеко.
-
Локти – не ставить на стол, опираться на предплечья.
-
Салфетка – стелить на колени, рот вытирают гигиеническими салфетками, которые находятся на столе.
-
Начало – начинают есть после того, как за стол сядет и начнет есть хозяйка.
-
Блюда берут специальной лопаточкой, щипцами (не своей вилкой, ложкой).
-
Хлеб, пирожное (сухое), печенье, фрукты и др. штучные продукты – берут руками.
-
Не следует наполнять рот большим количеством пищи, пережевывают пищу с закрытым ртом, не спеша, бесшумно.
-
Если нужно что-то взять со стола, то вилку и нож кладут так, чтобы ручки лежали на столе.
-
Если стол сервирован незнакомыми приборами, то сначала используют прибор, наиболее далеко отстоящий от тарелки, за тем следующий и т.д.
-
Нож держат в правой руке, вилку – в левой. Брать на вилку столько, сколько на нее помещается, помогая себе ножом, но не накладывать еду на вилку ножом.
-
По окончании еды тарелку не двигают, а кладут приборы параллельно друг другу ручками вправо.
-
Выходят из-за стола только после хозяйки, положив салфетку.
(Учащиеся вместе за помощником повторяют п.1,2,3,4,11,12).
Старайтесь чаще применять правила этикета в кругу семьи, чтобы они стали для вас привычкой.
Сервировка – 11 мин.
Мы рассмотрели правила для кого? (для гостей), а теперь правила для хозяйки. Эти правила и называют сервировкой. Сервировка – подготовка и оформление стола для приема пищи (записать определение). Сервируют стол столовой посудой, столовыми приборами.
Столовая посуда – сервизы (тарелки, блюдца, салатники, розетки, подставки (рюмки) для яиц).
Столовые приборы:
А) индивидуального пользования
Б) общего назначения (вспомогательные) (записать)
Сервировка стола к завтраку зависит от блюд, входящих в меню. Однако есть постоянные правила:
-
Стол застилают скатертью.
-
Кладут льняные или хлопчатобумажные салфетки.
-
Посуду и приборы ставят на салфетки: закусочную тарелку, наискосок справа – блюдце с чашкой, чайную ложку кладут на блюдце. Вилку располагают слева от тарелки зубьями вверх, нож – справа лезвием в тарелке. Вареное яйцо подают в специальной подставке и ставят справа от закусочной тарелки или на нее.
-
В центре размещают блюдо с нарезанными гастрономическими продуктами (колбаса, ветчина, сыр и др.).
-
Масленку ставят на стол вместе с ножом.
-
Сахарницу, вазочку с вареньем, медом ставят посередине стола.
3. ПР – 15 мин.
- на ПК – 7 мин.
ТБ работы на компьютере (осанка, расстояние от монитора до глаз, продолжительность работы)
- задание: расположите приборы, посуду и блюда, согласно постоянным правилам в течение 6 минут (раздать карточки с правилами уч-ся)
Правильный ответ
- Салфетка «Свеча» - 8 мин.
Салфетка – обязательный предмет сервировки стола. Салфетки должны быть чистыми, накрахмаленными, можно использовать бумажные салфетки. Ими украшают стол. Один из способов складывания салфетки – «Свеча».
Разминочные упражнения для кистей рук – 1 мин.
- задание: дважды свернуть, чтобы получилось четыре квадрата, затем сложить по диагонали и верхний угол завернуть вниз, левый и правый углы закрепить сзади.
Практическая работа – 5-6 мин.
4. Закрепление – 6 мин.
1. Повторить определения (этикет, сервировка)
2. Правила поведения за столом – 1 ученик
3. Зачитать правила сервировки.
4.*Сделать салфетку.
Оценки
5. ДЗ –1 мин.
Найдите другой способ складывания салфеток.
Спасибо за урок.
- Вебинар «Направления и задачи коррекционно-развивающей работы в соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования»
- Вебинар «“Дружная семья – крепкая Россия!”: формирование представлений о семье, семейных ценностях и родственных связях у детей дошкольного возраста»
- Вебинар «Моделирование из ткани на основе народной традиции в художественном творчестве дошкольников и младших школьников»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Z-поэзия – современное явление русской литературы, героическая летопись человеческих судеб, мужества и отваги солдат: произведения, освещающие тему СВО и военные события на Донбассе»