В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Диагностические методики, используемые при обследовании детей разных дошкольных возрастных групп

Диагностические методики, используемые при обследовании детей разных дошкольных возрастных групп


Тип материала: Справочная информация
Рейтинг: 12345 голосов:8просмотров: 19858 комментариев: 1
Краткое описание
Диагностические методики для всех возрастных групп.
Описание
1. Методика «коробка форм» включает задачи на размещение в ящике с прорезями объемных фигур-вкладышей, основания которых представляют собой простейшие геометрические фигуры, соответствующие по форме прорезям ящика. Задание требует от ребенка не только точности восприятия формы, но и правильного поворота фигуры в пространстве (учета ракурса). Методика направлена на оценку восприятия формы и пространственных отношений. При плохом выполнении задания ребенку дополнительно предлагаются задачи на выбор формы по образцу.

2. Методики «пирамидка», «мисочки» (предметные действия) содержат задачи на выполнение действий с большим количеством элементов разной величины. Материалом методик служат разноцветные элементы одинаковой формы, которые могут быть упорядочены по величине как элементы сериационного ряда. Методики выявляют уровень восприятия отношений предметов по величине и особенности организации деятельности ребенка. При плохом выполнении заданий ребенку на том же материале предлагается выбор большего элемента из двух, а затем из трех. Тот же материал может быть использован для оценки восприятия цвета на основе выбора по образцу, а также для выяснения знания цветов (их названия).

3. Методика «разрезные картинки» содержит задания на складывание картинок из нескольких частей (от 2 до 6). Методика выявляет степень овладения зрительным синтезом – объединением элементов в целостный образ.

4. Методика «конструирование по образцу» включает задачи на воспроизведение нескольких вариантов размещения трех строительных деталей разной формы по образцу, предложенному взрослым. Методика выявляет уровень развития пространственного восприятия на основе анализа взаимного расположения объектов в пространстве.


5. Методика «свободный рисунок». Ребенку предлагают нарисовать, что он хочет. Рисование может осуществляться цветными карандашами или простым карандашом по выбору ребенка. Задание служит ....
Подробнее >>>


30. Стандартизованная диагностическая методика «перцептивное моделирование»
требует построения в умственном плане геометрических фигур (кругов и квадратов) из нескольких частей. Ребенок, не имея возможности выполнять практические пробы, должен найти такое сочетание этих частей-фигурок различной геометрической формы, которое привело бы к получению круга или квадрата (для этого нужно выбрать и использовать от 2 до 4 фигурок). Методика выявляет степень овладения зрительным синтезом – объединением элементов в целостный образ – и характеризует уровень развития восприятия и наглядно-образного мышления.

31. Стандартизованная диагностическая методика «эталоны» содержит задачи, требующие соотнесения формы предметов с заданными образцами (эталонами). Детям предлагается отметить в таблице изображения предметов, соответствующих каждому эталону. Методика направлена на оценку уровня развития восприятия.

32. Стандартизованная диагностическая методика «схематизация» содержит задачи на использование схематических и условных изображений при ориентировке в пространственной ситуации. Ребенку предлагают отыскать «путь» в разветвленной системе дорожек, пользуясь обозначением этого пути при помощи линейной схемы и условного изображения в виде системы ориентиров. Методика направлена на выявление уровня развития высших форм обратного мышления.

33. Стандартизованная диагностическая методика «систематизация» содержит задачи на размещение элементов в матрице, составленной по двум признакам. Детям предлагается задание – обозначить места отдельных элементов в матрице, представляющей собой логическое «умножение» классификации геометрических фигур по форме на их вариацию по величине. Методика направлена на оценку овладения логическим мышлением.

34. Стандартизованная диагностическая методика «учебная деятельность» выявляет уровень овладения элементами учения, доступными дошкольникам: умениям подчинять свои действия правилу, слушать и последовательно выполнять указания взрослого. От ребенка требуется составить узор под диктовку взрослого путем соединения собой расположенных рядами фигурок. Фигурки должны соединяться с соблюдением заранее заданных правил.
Подробнее >>>

Распределение диагностических методик по возрастным группам

Наименование методик
Возрастные группы
3–4
4–5
5–6
6–7
1
2
3
4
5
1. Коробка форм
+
+




2. «Пирамидка» и «мисочки» (предметные действия)
+
+




3. Разрезные картинки








4. Конструирование по образцу
+
+




5. Свободный рисунок
+
+



+
6. Рисунок человека
+
+
+
7. Свободная игра
+
+
+
+
8. Дорисовывание фигур
+
+
+
+
9. Повторение слов и предложений
+
+




10. Вопросы по картинкам
+
+




11. Дополнение фраз
+
+




12. КАТ
+
+
+
+
13. Повторяй за мной и игра в мяч
+
+
+
+
14. Бирюльки
+
+
+
+
15. Мисочки (включение в ряд)
+
+
+
+
16. Рыбка


+
+


17. Классификация по заданному принципу


+
+


18. Рисунок семьи


+
+


19. Два дома


+
+


20. Свободная классификация




+
+
21. Самые непохожие




+
+
22. Рассказ по картинкам




+
+
23. Пиктограмма




+
+
24. 10 слов




+
+
25. Несуществующее животное




+
+
26. Три желания и шапка-невидимка




+
+
27. Игровая комната




+
+
28. Лестница




+
+
29. Выбор карточки




+
+
30. Эталоны




+
+
31. Перцептивное моделирование




X
+
32. Схематизация




X
+
33. Систематизация




X
+
34. Учебная деятельность




Х
+

Примечание. Последние 5 методик (стандартизованные диагностические методики) предназначены для 6-летних детей, но в рамках проверки готовности к школе могут быть использованы и при обследовании детей конца 6-го года жизни, что обозначено значком X.

Подробнее >>>
Ссылка на материал: перейти

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Обсуждение материала
Оксана Маркова
10.05.2012 16:55
Хороший диагностический материал, спасибо!:D
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос