Типы подростков с отклоняющимся поведением
Краткое описание
В основу первой квалификации положены типичные положительные и отрицательные нравственные и психологические качества и свойства изучаемых подростков.
Описание
Типы подростков с отклоняющимся поведением
В основу первой квалификации положены типичные положительные и отрицательные нравственные и психологические качества и свойства изучаемых подростков.
С точки зрения данного подхода, первую группу составили учащиеся с пассивной жизненной позицией, замкнутые, угрюмые, недоверчивые, безвольные. В острых ситуациях они занимают позицию невмешательства, периодически вступают в конфликт с преподавателями и отдельными учащимися. Успевают они посредственно, пропускают уроки, домашних заданий не готовят, равнодушно относятся к труду. Могут поддаваться дурному влиянию и совершать дисциплинарные проступки, но могут и воздерживаться от них при наличии отвлекающих факторов. Охотно поддаются влиянию авторитетов как в отрицательном, так и в положительном отношении.
Ко второй группе были отнесены эгоисты, упрямые учащиеся, у которых полный разрыв между словом и делом, склонные скорее поддержать любой ценой дисциплинарный проступок, чем противодействовать ему. Учатся они плохо, грубо нарушают порядок. Они вспыльчивы, невоспитанны, грубы, часто проявляют неадекватную реакцию на замечания, курят, пьют, сквернословят, находятся в подчинении у учащихся, относящихся к третьей группе, раболепствуют перед ними и действуют по их указке, нарушают дисциплину, когда чувствуют поддержку. При этом они любознательны в отдельных областях знаний, положительно реагируют на поощрения, могут проявить творческое отношение к заинтересовавшему их виду деятельности, способны пересмотреть свои взгляды и убеждения под воздействием систематического и длительного влияния на них в нужном направлении.
К третьей группе были отнесены лживые, драчливые, наглые …………
Подробнее >>>
Типизацию по степени проявления у трудных подростков отклонений от нормы предлагает Л. Зюбин:
Подробнее >>>
Классификация И. Невского
Социально-психологический аспект отклоняющегося поведения нашел отражение в классификации И. Невского. Им выделены следующие группы подростков:
• 1-я группа – положительно ориентированные, но неустойчивые, легко подпадающие под то или иное отрицательное влияние;
• 2-я группа – старательные, но не развитые дети, хронически отстающие от сверстников в учебе;
• 3-я группа – пассивные, безынициативные, ленивые;
• 4-я группа – неорганизованные, несобранные, с неустойчивым вниманием, двигательно расторможенные;
• 5-я группа – недисциплинированные, непослушные, грубые, активные дезорганизаторы, нарушители дисциплины, отрицательно влияющие на сверстников;
• 6-я группа – испорченные неправильным воспитанием и отрицательным примером родителей, с трудным неуживчивым характером;
• 7-я группа – импульсивные, с неустойчивым, часто меняющимся настроением, дисгармоничные.
Интересную классификацию подростков с отклоняющимся поведением дает Т. Молодцова. Она выделяет 10 типов дезадаптированных подростков.
• «Саморазрушители» – подростки, незаметно для окружающих истязающие себя. В результате развивается тревожность, страх, отчуждение, приводящие к депривации, аутизму, иногда суициду. Такие подростки просто не умеют что-либо менять ни в себе, ни в других. Они пассивны, тревожны, одиноки, робки, разочарованы в себе и в людях.
• «Неумеющие» – подростки, которые не могут повлиять на окружающих и изменить что-то в себе в силу потери каких-либо ориентиров или их отсутствия – навыков труда, умения сдерживаться, поддержки извне и т. д. Такие подростки нередко правильно сознают свои трудности (неуспеваемость, недисциплинированность, оторванность от коллектива), но не знающие, как это исправить.
• «Инертные» подростки – те, кто не хочет что-либо менять из-за элементарной лени, пассивности, равнодушия.
• «Конформисты» – подростки, которые по самой своей натуре как бы предрасположены излишне легко ко всему адаптироваться. Это происходит бездумно или специально, что становится отрицательной чертой приспособленца или конформиста. Данная привычка особенно опасна тогда, когда подросток попадает в отрицательные условия.
• «Разрушители» – подростки, которые,……….
Подробнее >>>
Методы диагностики дезадаптации
Подробнее >>>
Метод комплексной экспресс-диагностики особенностей семейной
атмосферы, семейного воспитания и отношения родителей к детям
(МЭДОР)
Часть I. Самодиагностика типового семейного состояния.
Инструкция, прочтите утверждения опросника. Если вы в общем с ним согласны, то на бланке обведите кружком номер утверждения. Если ваш выбор затруднен, поставьте на номере вопросительный знак. Помните, что вы характеризуете свое самочувствие в семье, и старайтесь отвечать искренне.
1. Знаю, что члены моей семьи часто бывают недовольны мной.
2. Чувствую, как бы я ни поступил(а), все равно будет не так.
3. Я многое не успеваю сделать.
4. Так получается, что именно я оказываюсь виноват(а) во всем, что случается в моей семье.
5. Часто я чувствую себя беспомощным (беспомощной).
6. Дома мне часто приходится нервничать.
7. Когда я попадаю домой, я чувствую себя неуклюжим (неуклюжей) и неловким (неловкой).
8. Некоторое члены моей семьи считают меня бестолковым (бестолковой).
9. Когда я ________ ее время из-за чего-нибудь ___сживаю.
10. Часто я чувствую на себе критические взгляды членов моей семьи.
11. Иду домой и с тревогой думаю, что еще случилось в мое отсутствие.
12. Дома у меня постоянное ощущение, что надо еще многое сделать.
13. Нередко чувствую себя лишним (лишней).
14. Дома у меня такое положение, что просто опускаются руки.
15. Дома мне постоянно приходится сдерживаться.
16. Мне кажется, что если бы вдруг я исчез(ла), то никто бы этого не заметил.
17. Идешь домой, думаешь, что будешь делать одно, а приходится делать совсем другое.
18. Как подумаю о семейных делах, начинаю волноваться.
19. Некоторым членам моей семьи бывает неудобно из-за меня перед друзьями и знакомыми.
20. Часто бывает: хочу сделать хорошо, но, оказывается, что вышло плохо.
21. Многое у нас в семье мне не нравится, но я стараюсь этого не показывать.
Подробнее >>>
Возрастные особенности и трудновоспитуемость
Подробнее - в пособии «Социально-психологическая работа с учащимися».
В основу первой квалификации положены типичные положительные и отрицательные нравственные и психологические качества и свойства изучаемых подростков.
С точки зрения данного подхода, первую группу составили учащиеся с пассивной жизненной позицией, замкнутые, угрюмые, недоверчивые, безвольные. В острых ситуациях они занимают позицию невмешательства, периодически вступают в конфликт с преподавателями и отдельными учащимися. Успевают они посредственно, пропускают уроки, домашних заданий не готовят, равнодушно относятся к труду. Могут поддаваться дурному влиянию и совершать дисциплинарные проступки, но могут и воздерживаться от них при наличии отвлекающих факторов. Охотно поддаются влиянию авторитетов как в отрицательном, так и в положительном отношении.
Ко второй группе были отнесены эгоисты, упрямые учащиеся, у которых полный разрыв между словом и делом, склонные скорее поддержать любой ценой дисциплинарный проступок, чем противодействовать ему. Учатся они плохо, грубо нарушают порядок. Они вспыльчивы, невоспитанны, грубы, часто проявляют неадекватную реакцию на замечания, курят, пьют, сквернословят, находятся в подчинении у учащихся, относящихся к третьей группе, раболепствуют перед ними и действуют по их указке, нарушают дисциплину, когда чувствуют поддержку. При этом они любознательны в отдельных областях знаний, положительно реагируют на поощрения, могут проявить творческое отношение к заинтересовавшему их виду деятельности, способны пересмотреть свои взгляды и убеждения под воздействием систематического и длительного влияния на них в нужном направлении.
К третьей группе были отнесены лживые, драчливые, наглые …………
Подробнее >>>
Типизацию по степени проявления у трудных подростков отклонений от нормы предлагает Л. Зюбин:
Ведущие
недостатки личности | Преобладающие причины соответствующего поведения
и способы их преодоления |
1. Грубость
| а) аффективность, невыдержанность, недостатки нервной системы: главное направление работы – создание спокойной обстановки, помощь врача и психолога
|
б) самоуверенные, заносчивые: необходим постоянный анализ их поведения, включение в коллективную деятельность, воспитание умения подчиняться
| |
в) в свое время несправедливо обиженные и поддержанные плохими людьми: решающее значение имеет чуткий подход к учащимся, убеждение их на конкретных примерах в том, что плохие люди составляют ничтожно малую долю; обучение подростков умению понимать людей
| |
2. Лень
| а) безвольные, неприученные к преодолению трудностей: требуется создание для них таких условий, где постепенно все более будет нарастать напряжение, требующее волевых усилий; развенчание ложных авторитетов
|
б) полное безразличие к учебе: использование всего арсенала педагогических средств, чтобы разбудить любознательность
| |
в) переоценка собственных способностей: показ на конкретных примерах собственной переоценки
|
Подробнее >>>
Классификация И. Невского
Социально-психологический аспект отклоняющегося поведения нашел отражение в классификации И. Невского. Им выделены следующие группы подростков:
• 1-я группа – положительно ориентированные, но неустойчивые, легко подпадающие под то или иное отрицательное влияние;
• 2-я группа – старательные, но не развитые дети, хронически отстающие от сверстников в учебе;
• 3-я группа – пассивные, безынициативные, ленивые;
• 4-я группа – неорганизованные, несобранные, с неустойчивым вниманием, двигательно расторможенные;
• 5-я группа – недисциплинированные, непослушные, грубые, активные дезорганизаторы, нарушители дисциплины, отрицательно влияющие на сверстников;
• 6-я группа – испорченные неправильным воспитанием и отрицательным примером родителей, с трудным неуживчивым характером;
• 7-я группа – импульсивные, с неустойчивым, часто меняющимся настроением, дисгармоничные.
Интересную классификацию подростков с отклоняющимся поведением дает Т. Молодцова. Она выделяет 10 типов дезадаптированных подростков.
• «Саморазрушители» – подростки, незаметно для окружающих истязающие себя. В результате развивается тревожность, страх, отчуждение, приводящие к депривации, аутизму, иногда суициду. Такие подростки просто не умеют что-либо менять ни в себе, ни в других. Они пассивны, тревожны, одиноки, робки, разочарованы в себе и в людях.
• «Неумеющие» – подростки, которые не могут повлиять на окружающих и изменить что-то в себе в силу потери каких-либо ориентиров или их отсутствия – навыков труда, умения сдерживаться, поддержки извне и т. д. Такие подростки нередко правильно сознают свои трудности (неуспеваемость, недисциплинированность, оторванность от коллектива), но не знающие, как это исправить.
• «Инертные» подростки – те, кто не хочет что-либо менять из-за элементарной лени, пассивности, равнодушия.
• «Конформисты» – подростки, которые по самой своей натуре как бы предрасположены излишне легко ко всему адаптироваться. Это происходит бездумно или специально, что становится отрицательной чертой приспособленца или конформиста. Данная привычка особенно опасна тогда, когда подросток попадает в отрицательные условия.
• «Разрушители» – подростки, которые,……….
Подробнее >>>
Методы диагностики дезадаптации
Метод
| Качество
|
Вопросник А. Басса и А. Дарк
| Агрессия: физическая, косвенная, раздражение, негативизм, обидчивость, подозрительность, чувство ненависти
|
Модификация теста Розенцвейга
| Фрустрация
|
Тест «Конфликтная ли Вы личность?»
| Конфликтность
|
Патохарактерологический диагностический опросник
| Акцентуация
|
Тест-опросник Шмишека
| Акцентуация
|
Личностная шкала проявления тревожности
| Тревожность
|
Тест школьной тревожности
| Тревожность
|
Шкала ситуативной тревожности и шкала личностной тревоги (опросник Спилбергера)
| Тревожность
|
Опросник определения уровня невротизации и психопатизации (УНП)
| Невротизация, психопатизация
|
Психодиагностический тест В. Мельникова и Л. Ямпольского
| Невротизм, психопатизм, расторможенность, робость
|
Тест на определение чувства неуверенности в себе
| Неуверенность в себе
|
Шкала одиночества (Д. Рассе, Л. Пепо, М. Фергюсон)
| Одиночество: тревожность, социальная изоляция, депрессия, скука
|
Шкала депрессии (модификация Т. Балашевой)
| Депрессия
|
Подробнее >>>
Метод комплексной экспресс-диагностики особенностей семейной
атмосферы, семейного воспитания и отношения родителей к детям
(МЭДОР)
Часть I. Самодиагностика типового семейного состояния.
Инструкция, прочтите утверждения опросника. Если вы в общем с ним согласны, то на бланке обведите кружком номер утверждения. Если ваш выбор затруднен, поставьте на номере вопросительный знак. Помните, что вы характеризуете свое самочувствие в семье, и старайтесь отвечать искренне.
1. Знаю, что члены моей семьи часто бывают недовольны мной.
2. Чувствую, как бы я ни поступил(а), все равно будет не так.
3. Я многое не успеваю сделать.
4. Так получается, что именно я оказываюсь виноват(а) во всем, что случается в моей семье.
5. Часто я чувствую себя беспомощным (беспомощной).
6. Дома мне часто приходится нервничать.
7. Когда я попадаю домой, я чувствую себя неуклюжим (неуклюжей) и неловким (неловкой).
8. Некоторое члены моей семьи считают меня бестолковым (бестолковой).
9. Когда я ________ ее время из-за чего-нибудь ___сживаю.
10. Часто я чувствую на себе критические взгляды членов моей семьи.
11. Иду домой и с тревогой думаю, что еще случилось в мое отсутствие.
12. Дома у меня постоянное ощущение, что надо еще многое сделать.
13. Нередко чувствую себя лишним (лишней).
14. Дома у меня такое положение, что просто опускаются руки.
15. Дома мне постоянно приходится сдерживаться.
16. Мне кажется, что если бы вдруг я исчез(ла), то никто бы этого не заметил.
17. Идешь домой, думаешь, что будешь делать одно, а приходится делать совсем другое.
18. Как подумаю о семейных делах, начинаю волноваться.
19. Некоторым членам моей семьи бывает неудобно из-за меня перед друзьями и знакомыми.
20. Часто бывает: хочу сделать хорошо, но, оказывается, что вышло плохо.
21. Многое у нас в семье мне не нравится, но я стараюсь этого не показывать.
Подробнее >>>
Возрастные особенности и трудновоспитуемость
Возрастные особенности
подростков | Ошибки и недостатки воспитания, искажающие возрастные особенности
| Какие отрицательные качества могут при этом возникнуть
|
Социализация подростка, расширение сферы общения и изменение характера взаимоотношений. Чувство потребности в общении
| Несформированность первичного коллектива, узость сферы общения, излишняя педагогическая опека или бесконтрольность поведения
| Индивидуализм, эгоизм, недисциплинированность, зависть, черствость, невнимание к людям, неуважение к старшим
|
Интенсивное развитие самосознания
| Отсутствие возможности применить в общих интересах свои силы и способности; пренебрежение индивидуальными особенностями, своеобразием подростка, отсутствие обучения методике самопознания и самовоспитания
| Неадекватная самооценка, низкая требовательность к себе и завышенная к другим, неуверенность или самоуверенность
|
Рост физических сил, развитие трудового опыта
| Нерегулярность труда и общественных поручений, нетребовательность к результатам работы
| Трудовая и общественная пассивность, лень, иждивенчество, безответственность
|
Обостренная потребность в самовыражении и самоутверждении
| Сковывание детской инициативы, самостоятельность, бедность духовной жизни классного коллектива
| Стремление к уходу из поля педагогического контроля, безнадзорность, своеволие
|
Подробнее - в пособии «Социально-психологическая работа с учащимися».
Ссылка на материал: перейти
Размещено в
разделе:
Общеобразовательное учреждение
Администрация
Технологии, методики, формы работы
07 апреля 2011
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
- Вебинар «Творчество М. А. Шолохова: аккумуляция и ретрансляция культурного кода»
- Вебинар «Оценка соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности»
- Современные технологии обучения детей с ОВЗ