Урок формирования грамматического строя речи по теме "Изменение глаголов по временам".
1.Обобщить и систематизировать знания учащихся о глаголе как части речи.
2. Развивать умение различать временные формы глагола и правильно их употреблять.
3.Отрабатывать умение определять род и число глаголов прошедшего времени.
4.Развивать слуховое внимание, логическое мышление, творческое воображение.
Рыбина Светлана Анатольевна,
учитель начальных классов,
КОУ Омской области
«Адаптивная школа-интернат №15»
Урок формирования грамматического строя речи.
Класс: 5класс, II отделение.
Особенности класса: учащиеся имеют нарушение слуховой функции.
Тема урока: «Изменение глаголов по временам».
Тип урока: обобщающий, комбинированный.
Продолжительность - 40 минут.
Форма организации: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.
Методы: наглядный, частично-поисковый, словесный, объяснительно-иллюстративный.
Оборудование: компьютер, презентация, опорные таблицы, печатные листы с заданиями для работы в парах, в группах.
Программа: «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида», Москва, «Просвещение», 2006.
Рабочая программа педагога на 2016-2017 учебный год.
Учебная литература: «Русский язык» 5 класс, А.Г. Зикеев,2012г.
Цель: Создать условия для осознания, осмысления и закрепления знаний учащихся по теме.
Задачи:
1.Обобщить и систематизировать знания учащихся о глаголе как части речи.
2. Развивать умение различать временные формы глагола и правильно их употреблять.
3.Отрабатывать умение определять род и число глаголов прошедшего времени.
4.Развивать слуховое внимание, логическое мышление, творческое воображение.
5.Продолжать обучению формулированию учебной задачи, осуществлению самооценки, взаимооценки.
6.Коррегировать произносительные навыки, расширять и обогащать речевую практику учащихся.
7.Воспитывать интерес к предмету, умение слушать и слышать себя, товарищей и учителя.
Методы: наглядный, частично-поисковый, словесный, дифференцированный.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Оборудование: компьютер, презентация, опорные таблицы-схемы, печатные листы с заданиями для групповой работы.
Ход урока.
I. Организационный момент.
У: (за экран.) Сядьте девочки. Сядьте мальчики. Как слышишь меня, Полина?
(за экр.) Будьте внимательны, хорошо говорите звуки, не перебивайте товарищей, объективно оценивайте себя и одноклассников.
У.(за экр.) Какой будет урок?
Д. Будет урок формирования грамматического строя речи.
II. Актуализация знаний.
(за экраном) Отгадайте загадку.
Загадка.
Настоящий богач среди частей речи.
Имеет время, вид, лицо.
Хороший работник – всегда при деле.
По частоте употребления занимает второе место
после существительного.
У: О какой части речи в ней говорится? Почему вы так думаете?
У: Что обозначает глагол? (действие предмета) На какие вопросы отвечает?
У: Глагол - весёлая часть речи ,
Она заставит действовать нас всех.
Читать, писать, играть - и обеспечит,
В конце урока непременно ваш успех.
У: У вас на партах есть таблица самооценки, где вы будете оценивать себя после каждого выполненного задания.
1.Индивидуальная работа по карточке.
У: Прочитайте определения, найдите верное утверждение. Докажите.
а) Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы что делает? что сделает? что делал? что делают? что сделают? что сделали? и обозначает действие предмета. Глаголы изменяются по временам. В предложении глагол является сказуемым.
б) Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет. В предложении глагол является второстепенным членом предложения.
в) Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? и обозначает признак предмета. Изменяется по числам, в единственном числе - по родам. В предложении чаще всего является второстепенным членом.
У: Молодцы. Оцените себя.
У: III. Определение темы и целей урока.
(На слайде записаны глаголы) Слайд №3
Взлетел, играет, наступил, промочит, смажет, плывёт.
У: Что объединяет эти слова? Поставьте к ним вопросы. На какие 3 группы их можно разделить?
У: Как определить время глагола? (задать вопрос)
У: Чему мы учились на прошлом уроке? Попробуйте сформулировать тему урока.
У: Продолжим работу по теме «Изменение глаголов по временам»
У: СЛАЙД 4. Задачи на урок. (хор.чтение)
1.Повторить временные формы глагола.
2.Закреплять умение определять временные формы глагола и употреблять их в речи.
3.Продолжить формировать умение определять род и число глаголов прошедшего времени.
4.Расширять и обогащать словарный запас.
IV. Чистописание и словарная работа.
Запишите число, классная работа.
Отгадайте загадку, вставьте пропущенные буквы.
Загадка.
Летом бродит без д…рог,
Между с…сен и берёз.
А зим..й он спит в берлоге,
От м..роза прячет нос.
У: Кто это? Какие буквы пропущены в загадке? На какую орфограмму они?
У: Запишите слово медведь в тетрадь.
У: Плачет Ёж. Какое горе!
Быть хотел солистом в хоре.
Но Ежу сказала Муха: «Наступил медведь на ухо».
У: Что это пословица, поговорка или фразеологический оборот?
Работа с фразеологическими словарями. Найдите значение фразеологизма.
У: Запишите фразеологический оборот в тетрадь.
V. Работа по теме урока.
У: Упражнение «Найди лишнее слово». Задание №1. Возьмите карточку№1. Работа с раздаточным материалом.
«Найди лишнее слово»
1.Трещит, дует, скрипит, воет, скулил, сверкает.
2.Встречает, приносила, визжал, поскрипывал, дули.
3.Прочитает, запишет, нарисует, удивил, погладит. .
У: Взаимопроверка. Оцените себя в таблице.
У: Назовите времена глаголов.
У: Какое действие обозначают глаголы настоящего времени? Приведите примеры.
У: Какое действие обозначают глаголы прошедшего времени? Приведите примеры.
У: Какое действие обозначают глаголы будущего времени? Приведите примеры.
У: Задание № 2.Распределите слова с доски по столбикам и запишите:
1ряд - глаголы н.в., 2 ряд - глаголы прошедшего времени,3 ряд - глаголы будущего времени.
Играл, прочитаем, выучила, буду писать, смотрит, работает, идёт, поедет, приготовим, вешает, прыгала, нарисую, поют, забьёт, приседают, решила, повесил.
Проверка. Оцените себя. Взаимопроверка.
У: Как изменяются глаголы прошедшего времени? (по числам)
У: Как изменяются глаголы прошедшего времени в единственном числе? (по родам)
У: От чего зависит родовое окончание глагола прошедшего времени?
Д. От рода имени существительного, с которым связан глагол.
У: Задание № 3. Возьмите карточку №3.Работа в парах. СЛАЙД 6
1уровень. Вставь окончания, укажите число и род глаголов.
Месяц (что делал?) сиял..
Луна (что делала?) сиял..
Солнце (что делало?) сиял..
Звёзды (что делали?) сиял..
2 уровень. Подобрать подходящие по смыслу слова и указать род и число глаголов.
Вода ….Дерево…Человек ….Лодка…Луна ….Яблоки…
( светила, закипела, плыла, читал, кричали, созрели)
Оцените себя и товарища.
У: Верно справились с заданием. Пора отдохнуть.
Физминутка. Слайд 7
У: Отдохнули, продолжим работу.
У: Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени? (по лицам)
У: Задание 4. Замените глаголы 1-го лица единственного числа глаголами 2-го лица единственного числа. Коллективная работа (устно).
Встаю вместе с первыми лучами солнца. Хватаю полотенце и бегу на речку.
Быстро стягиваю рубашку, прыгаю в прохладную воду.
У: Составьте из двух простых предложений сложное, используя союз поэтому, потому что.
Наступила ранняя весна. Бегут весёлые ручьи.
Разберите предложение по членам.
У: Проверим разбор предложений. Кто готов?
У: Каким членом предложения является глагол? (сказуемым)
У: Оцените себя.
VI. Итог урока.
У: Достигли ли мы поставленной цели?
Что мы использовали для достижения поставленной цели?
VII. Рефлексия.
У: Оцените свою работу по листу самооценки.
Выберите лесенку успеха для себя. Оценивание учащихся.
VIII. Домашнее задание.
Д./З.стр.61,упр.2
Урок окончен. Спасибо за работу на уроке.
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
В работе вы делаете ссылки на презентацию, поэтому желательно было бы ее приложить.