Синонимы
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе (УМК «Гармония»)
Автор: Спицына Ирина Михайловна, учитель начальных классов МБОУ Гимназии п. Ноглики
Предмет: русский язык
Тема учебного занятия: «Синонимы»
Место урока в теме: 1-й урок
Тип урока: Открытие новых знаний.
Цель и ожидаемый результат: умение находить синонимы в тексте, подбирать синонимы к предложенным словам;
обогащение словарного запаса детей; развитие наблюдательности и мышления; воспитание речевой (коммуникативной) культуры речи, умения работать в группах.
Содержание и технология урока:
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Оборудование |
Самоопределение (мотивация к деятельности) |
- К. Паустовский говорил: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык», «Языку мы учимся и должны учиться непрерывно всю свою жизнь» - Вы согласны со словами писателя? -Сегодня на уроке мы продолжим открывать тайны нашего языка. |
Самопланирование учебной деятельности. |
|
Актуализация знаний и выведение темы урока |
ТПО на стр.15, упр.554. - Прочитайте пары слов. - Вы обратили внимание на разные знаки между словами? - Не связаны ли они со значением слов в парах? - На какие 2 группы можно разделить эти пары слов? - Какие слова называются антонимами? Синонимами? - Прочитайте антонимы. Прочитайте синонимы. - Вставьте буквы, объясняя их выбор. Укажите часть речи. - Проверим. - Поставьте +, если не было ошибок. - С какими словами мы работали на прошлом уроке? - Для чего нужны антонимы? |
Самостоятельная работа. - С антонимами. - Использование антонимов позволяет в речи позволяет выразить мысль точно и кратко. |
ТПО |
Целеполагание Открытие новых знаний. |
У поэтессы Марины Дружининой есть одно интересное стихотворение. Если вы правильно подберёте рифмы, то сможете догадаться, какое слово пропущено в названии стихотворения. Это слово будет темой нашего урока. Волшебник – маг, Знамя – ... (флаг). Шум – грохот, Смех – ... (хохот). Хвала – одобрение, Удача –- ... (везение). Силач – атлет, Тайна – ... (секрет). Внезапно – вдруг, Товарищ – ... (друг). Идти – шагать, Плясать – ... (танцевать). Верный – надёжный, Трудный – ... (сложный). Здесь – тут, Работа – ... (труд). - С какими словами мы будем работать сегодня? Сформулируйте тему урока. Стр.80 упр.554 - Прочитайте вопрос Антона. Вы можете объяснить Антону, какую роль играют в нашей речи синонимы? - Сформулируйте цель урока (Узнать…., учиться ) - Для решения нашей проблемы проведем лингвистический эксперимент. - Укажите в тексте синонимы. - От какого слова произошло прилагательное изумрудная? -Что такое изумруд? - В каком образе предстаёт перед нами капля? - Замените слово изумрудная его синонимом зелёная? Сравните, что исчезло? У вас возникает образ драгоценного камня? - Что появилось? - Давайте проверим правильность наших выводов. - Как вы теперь ответите на вопрос Антона? |
формулируют тему урока - Узнать какую роль играют в нашей речи синонимы. - Изумрудная, зеленая - Изумруд - Драгоценный камень - Она похожа на драгоценный камень. Она блестит, искрится, переливается. - Красота, яркость, образность. - Если вместо слова изумрудный поставить его синоним зелёный, то будут повторы. читают вывод со слайда. |
На доске. Загадочные
Презентация СЛАЙД 1 Презентация СЛАЙД 2 |
Первичная проверка понимания |
- Перед вами слова. Что интересного заметили? Попробуйте догадаться, какое задание я приготовила. - Писатели нередко используют синонимы. Работая над своими произведениями, они выбирают из множества синонимов те, которые наиболее верно передают нужный оттенок смысла. - Найдите самые удачные сочетания и запишите их. |
- Во втором столбике синонимы. - Составить словосочетания. Выполняют задание коллективно |
Презентация СЛАЙД 3 |
ФИЗМИНУТКА и упражнения для для глаз |
|||
Первичное закрепление. |
Стр.80 упр.557 - Прочитайте задание. Какую задачу ставят перед вами авторы учебника? - Прочитайте предложения. Значения каких слов вы хотели бы уточнить? (Сновать – суетиться, торопливо перемещаться, постоянно меняя направление) (Заливаться – звонко, переливчато петь) - Что еще нужно знать? - Это задание выполним в парах. - Прочитайте предложения, которые у вас получились. - Дайте характеристику каждому предложению, назовите грамматическую основу. -Назовите слова с пропущенными буквами, объясните их написание. - Выполните указанный вид разбора, обратите внимание на подсказку. |
- Сновать, заливаться - Нужно знать, как поет жаворонок. Выполняют задание в парах с последующей проверкой |
ФОНОГРАММА (включать со слайда №3) |
Творческое применение полученных знаний |
Стр. 81 упр.558 - Прочитайте задание. Какую задачу ставят перед вами авторы учебника? - Найдите это упражнение в печатной тетради. - Кто сможет самостоятельно выполнить все задания? Проверка. - Прочитайте рассказ. - Назовите слова с ошибками. Объясните их написание. - Поставьте +, если не было ошибок. - Работаем устно. Подберите синонимы к данным устойчивым сочетаниям. |
Выполняют задание с последующей проверкой |
ТПО Презентация СЛАЙД 4 |
Рефлексия |
- Назовите тему сегодняшнего урока. - Какие цели мы ставили? - Подведите итоги своей работы. 1. Как вы считаете, пригодятся ли вам в жизни знания по изученной теме? 2. Довольны ли вы результатом своей деятельности на уроке, все ли удалось? |
самооценка |
|
Информация о домашнем задании |
- Найдите упр.559. Прочитайте задание. Какие будут вопросы? |
|
|
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»