Индивидуально ориентированная программа "Гипеактивный ребенок"
Новизна программы связана с адаптацией современных технологий работы с личностной сферой ребенка к особенностям и условиям работы с расторможенными детьми.
ИНДИВИДУАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА
«ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЕНОК»
Составитель программы:
Кузьмина О.М., педагог-психолог
высшей квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад №21».
Дзержинск
2017 г.
№ |
Содержание |
Стр. |
1 |
Пояснительная
записка: |
3 |
1.1. |
Актуальность и практическая направленность |
3 |
1.2. |
Цели
программы |
4 |
1.3. |
Основные
задачи |
4 |
1.4. |
Новизна
программы |
4 |
1.5. |
Основные этапы и формы реализации программы. |
5 |
1.6. |
Ожидаемые
результаты |
6 |
2 |
Тематический
план (темы, содержание занятий, объем
времени) |
6 |
3 |
Методическое
и материальное обеспечение программы |
9 |
4 |
Список
литературы |
9 |
5 |
Приложение 1. Методическое обеспечение занятий (конспекты) |
10 |
1. Пояснительная
записка
1.1. Актуальность. Педагогическая целесообразность программы.
В настоящее время синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) относится к числу наиболее распространенных неврологических заболеваний в детском возрасте – до 15% от всех детей младшего школьного и дошкольного возраста. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью наблюдается у детей в возрасте от 3 до 15 лет, но наиболее часто проявляет себя в дошкольном и младшем школьном возрасте. Наиболее сложный период жизни гиперактивных детей связан с поступлением в школу. Пик проявления синдрома гиперактивности приходится на возраст 6-7 лет, а к 14 - 15 годам гиперактивность постепенно уменьшается, однако не «исчезает» окончательно: если проявления гиперактивности и импульсивности снижаются с возрастом, то нарушения внимания только нарастают.
Проблема гиперактивности в настоящее время приобретает особую актуальность, т.к. число гиперактивных детей с каждым годом увеличивается. Актуальность проблемы и в том, что гиперактивность представляет собой расстройство, имеющее множество разнообразных аспектов: неврологические, психиатрические, двигательные, языковые, воспитательные, социальные, психологические и т.д. Исследования в области нейропсихологии привели ученых к выводу, что причиной гиперактивного поведения выступает дисбаланс процессов возбуждения и торможения в нервной системе.
В детском саду № 21 в старших и подготовительных группах встречаются по 1-3 детям с признаками гиперактивности. Воспитатели говорят: «Один расторможенный ребенок – это проблема, два – это беда», т.к. на остальных детей времени уже не хватает. Особенность психологии ребенка дошкольного возраста заключается в том, что он еще мало осознает свои переживания и далеко не всегда способен понять причины, их вызывающие. На трудности ребенок чаще всего отвечает эмоциональными реакциями - гневом, страхом, обидой, отказом от деятельности. Многие дети в это время нуждаются в поддержке и помощи взрослых, поэтому важно, чтобы родители и воспитатели вместе с психологом вникли в проблемы ребенка, его переживания. Только тогда они смогут оказать ребенку эффективную помощь. Чтобы дошкольник мог сознательно регулировать поведение, нужно научить его адекватно выражать чувства, находить конструктивные способы выхода из сложных ситуаций. Если вовремя не помочь ему, неотреагированные чувства будут долго определять жизнь ребенка, создавая все новые субъективные трудности. Трудности и неудачи в межличностных отношениях, переживаемые детьми, могут привести к искажениям в развитии их личности, в частности к искажению самооценки. Устойчивые изменения самооценки приводят к искажению представления о себе, «я-концепции». Дети с искажением «я-концепции» имеют неустойчивую самооценку, повышенно чувствительны, эмоционально неустойчивы, тревожны и неуверенны. Внутренние переживания вначале осознаются как невозможность соответствовать требованиям родителей и оставаться в то же время самим собой, в дальнейшем – как несоответствие нормам общения, принятым среди сверстников. Важна своевременная диагностика проявлений и причин гиперактивности у детей, т.к., по мнению многих психологов и психотерапевтов, коррекция гиперактивности в детском возрасте более эффективна.
1.2. Цели программы.
Способствование полноценному развитию личности ребенка, сохранению и укреплению эмоционального здоровья детей, снижению проявлений импульсивности и расторможенности.
1.3. Основные задачи программы:
-способствовать развитию концентрации внимания;
-способствовать развитию двигательного контроля;
-благоприятствовать развитию произвольности и самоконтроля;
- способствовать
оптимизации тонуса мышц;
-оптимизировать
межполушарное взаимодействие;
-освоить
и закрепить позы покоя и расслабления.
1.4. Новизна программы связана с адаптацией современных технологий работы с личностной сферой ребенка к особенностям и условиям работы с расторможенными детьми.
Нейропсихологическая коррекция детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должна включать в себя:
-
растяжки,
-
дыхательные упражнения,
-
глазодвигательные упражнения,
-
упражнения для языка и мышц челюсти,
-
перекрестные (реципрокные) телесные упражнения,
-
упражнения для развития мелкой моторики рук,
-
упражнения для релаксации и визуализации,
-
функциональные упражнения,
-
упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сферы,
-
упражнения с правилами.
Растяжки нормализуют тонус мышц. Оптимизация тонуса является одной из самых важных задач нейропсихологической коррекции. Любое отклонение от оптимального тонуса является как причиной, так и следствием возникших изменений в психической и двигательной активности ребенка, негативно сказывается на общем ходе его развитя.
Дыхательные упражнения развивают самоконтроль и произвольность. Единственным ритмом, которым произвольно может управлять человек, является ритм дыхания и движения. Нейропсихологическая коррекция строится на автоматизации и ритмировании организма ребенка. Нарушение ритма организма (электрическая активность мозга, дыхание, сердцебиение, перистальтика кишечника, пульсация сосудов и т. д.) непременно приводят к нарушению психического развития ребенка. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением. Особенно эффективны дыхательные упражнения для коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
Перекрестные телесные упражнения.
Развитие детей происходит при условии их высокой двигательной активности. Известно, что дети, которые пропустили жизненно важную стадию развития - ползание, испытывают трудности в обучении. Дело в том, что во время ползания используются перекрестные движения рук, ног и глаз, активизирующие развитие мозолистого тела.
При регулярном выполнении перекрёстных движенийи упражнений для развития мелкой моторики рук, образуется и миелинизируется (обкладывается миелином нервное волокно в период развития организма) большое количество нервных путей, связывающих полушария головного мозга, что обеспечивает развитию психических функций. Медленное выполнение перекрестных движений способствует активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга. Кроме того, выразительные движения являются неотъемлемым компонентом эмоциональной, чувственной сферы человека, так как нет такой эмоции, переживания, которые бы не выражались в телесном движении. В результате дети лучше чувствуют и осознают свое тело, свои чувства и переживания, могут более адекватно их выразить.
Визуализация
является представлением в уме
несуществующего объекта, явления или
события (зрительные, слуховые, знаковые,
осязательные, обонятельные и другие
образы). Визуализация происходит в обоих
полушариях головного мозга, что эффективно
развивает мозолистое тело и, следовательно,
улучшает работу мозга. Упражнения могут
выполняться с закрытыми глазами.
Релаксация проводится в конце
занятия. Это условие для рефлексии
ребенком ощущений и навыков, приобретенных
в ходе занятия.
Функциональные упражнения целесообразнее проводить по трем основным направлениям:
-
развитие внимания, произвольности и самоконтроля;
-
устранение гиперактивности и импульсивности;
-
устранение гнева и агрессии.
Коррекцию следует проводить поэтапно, начиная с одной отдельной функции. Гиперактивному ребенку невозможно быть одновременно внимательным, неимпульсивным и спокойным.
Коммуникативные упражнения делятся на три этапа:
-
Индивидуальные упражнения направлены на восстановление и дальнейшее углубление контакта с собственным телом, невербальное выражение состояний и отношений.
-
Парные упражнения способствуют расширению "открытости" по отношению к партнеру - способности чувствовать, понимать и принимать его.
-
Групповые упражнения через организацию совместной деятельности.
1.5. Основные этапы и формы реализации программы.
Диагностический- проведение психологического диагностического обследования.
Консультативный - индивидуальные консультации по результатам наблюдений за поведением детей в группе и выявлению симптомов СДВГ и результатам психологического диагностического обследования.
Обучающий- проведение коррекционно-развивающих занятий.
Формы проведения коррекционно-развивающих занятий: групповая или индивидуальная.
Наполняемость группы 2 -3 человека.
Длительность курса занятий – 1 месяц (занятия проводятся 2 раз в неделю);
Продолжительность каждого занятия 30 минут. Продолжительность занятий зависит от возрастного состава и психологических особенностей детей.
Всего 8 занятий.
Структура 1-6 занятий включает следующие элементы:
-
растяжки,
-
дыхательные упражнения,
-
глазодвигательные упражнения,
-
упражнения для языка и мышц челюсти,
-
перекрестные (реципрокные) телесные упражнения,
-
упражнения для развития мелкой моторики рук,
-
упражнения для релаксации и визуализации,
-
функциональные упражнения,
Структура 7 и 8 занятия включает:
-
упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сферы,
-
упражнения с правилами
Аналитический- оценка результатов занятий посредством наблюдения, анкетных и проективных методов психологического обследования.
1.6. Ожидаемые результаты.
Предполагается, что результаты прохождения детьми указанной программы отразятся на индивидуальных особенностях развития ребенка, связанных с Я-концепцией, мотивацией достижения успеха, развитием эмоциональной сферы и компетентности в общении. сформированность умения правильно выражать свои чувства, понимать и оценивать отношение к себе других людей, сверстников.
Ожидаем:
-
уменьшения проявлений импульсивности и расторможенности, тревоги, страхов.
-
снятие барьеров в общении;
-
повышение родительской компетентности в вопросах физического и психического развития и здоровья ребенка;
Оценка результатов коррекционно-развивающей работы проводится с использованием методик психологического обследования детей, анкетирования и собеседования с родителями детей, проводимого дважды: до начала коррекционно-развивающих занятий и после прохождения курса коррекционно-развивающих занятий.
2. Тематический план
№ |
Занятие |
Содержание занятия |
Цели |
Время (в мин.) |
1 |
№1 |
Растяжки. Дыхательные упражнения. Глазодвигательные упражнения. Упражнения для языка и мышц челюсти. Перекрестные (реципрокные) телесные упражнения. Упражнения для развития мелкой моторики рук. Функциональные упражнения. Упражнения для релаксации и визуализации. |
Оптимизация
тонуса мышц. Развитие
межполушарного взаимодействия. Освоение и закрепление позы покоя и расслабления. |
1-2мин. 4мин. 2 мин. 2мин. 2мин. 5мин. 5мин. 3мин |
2 |
№2 |
Растяжки. Дыхательные упражнения. Глазодвигательные упражнения. Упражнения для языка и мышц челюсти. Перекрестные (реципрокные) телесные упражнения. Упражнения для развития мелкой моторики рук. Функциональные упражнения. Упражнения для релаксации и визуализации. |
Оптимизация
тонуса мышц. Развитие
межполушарного взаимодействия. Освоение и закрепление позы покоя и расслабления. |
1-2мин. 4мин. 2 мин. 2мин. 2мин. 5мин. 5мин. 3мин |
3 |
№3 |
Растяжки. Дыхательные упражнения. Глазодвигательные упражнения. Упражнения для языка и мышц челюсти. Перекрестные (реципрокные) телесные упражнения. Упражнения для развития мелкой моторики рук. Функциональные упражнения. Упражнения для релаксации и визуализации. |
Оптимизация
тонуса мышц. Развитие
межполушарного взаимодействия. Освоение и закрепление позы покоя и расслабления. |
1-2мин. 4мин. 2 мин. 2мин. 2мин. 5мин. 5мин. 3мин |
4 |
№4 |
Растяжки. Дыхательные упражнения. Глазодвигательные упражнения. Упражнения для языка и мышц челюсти. Перекрестные (реципрокные) телесные упражнения. Упражнения для развития мелкой моторики рук. Функциональные упражнения. Упражнения для релаксации и визуализации. |
Оптимизация
тонуса мышц. Развитие
межполушарного взаимодействия. Освоение и закрепление позы покоя и расслабления. |
1-2мин. 4мин. 2 мин. 2мин. 2мин. 5мин. 5мин. 3мин |
5 |
№5 |
Растяжки. Дыхательные упражнения. Глазодвигательные упражнения. Упражнения для языка и мышц челюсти. Перекрестные (реципрокные) телесные упражнения. Упражнения для развития мелкой моторики рук. Функциональные упражнения. Упражнения для релаксации и визуализации. |
Оптимизация
тонуса мышц. Развитие
межполушарного взаимодействия. Освоение и закрепление позы покоя и расслабления. |
1-2мин. 4мин. 2 мин. 2мин. 2мин. 5мин. 5мин. 3мин |
6 |
№6 |
Растяжки. Дыхательные упражнения. Глазодвигательные упражнения. Упражнения для языка и мышц челюсти. Перекрестные (реципрокные) телесные упражнения. Упражнения для развития мелкой моторики рук. Функциональные упражнения. Упражнения для релаксации и визуализации. |
Оптимизация
тонуса мышц. Развитие
межполушарного взаимодействия. Освоение и закрепление позы покоя и расслабления. |
1-2мин. 4мин. 2 мин. 2мин. 2мин. 5мин. 5мин. 3мин |
7 |
№7 |
Упражнения для развития эмоциональной сферы.
Упражнения для развития коммуникативной сферы. |
Эмоциональное развитие. Элиминация импульсивности. Формирование концентрации внимания и произвольной регуляции собственной деятельности. Развитие
навыков сотрудничества и двигательного
контроля. |
12мин. 13мин. |
8 |
№8 |
Упражнения для развития эмоциональной сферы.
Упражнения для развития коммуникативной сферы.
|
Эмоциональное развитие. Элиминация импульсивности. Формирование концентрации внимания и произвольной регуляции собственной деятельности. Развитие
навыков сотрудничества и двигательного
контроля. |
12мин. 13мин. |
3. Методическое и материальное обеспечение программы
Формы и методы работы |
Методическое обеспечение программы |
Формы оценки результативности |
Материальное обеспечение программы |
Беседа
(вводная, аналитическая,
итоговая); Упражнения (дыхательные, глазодвигательные, упражнения для языка и мышц челюсти, упражнения для развития мелкой моторики рук, упражнения для релаксации и визуализации, упражнения для развития эмоциональной, коммуникативной сферы, растяжки) |
В программе используются упражнения, предложенные Сиротюк А. Л. , Лютовой Е.К., Мониной Г.Б. |
Рисуночный тест «Моя семья». Рисуночный тест «Несуществующее животное». Тест тревожности Дорки. Тест «Лесенка» В.Г.Щур. Н.Н.Павлова, Л.Т.Руденко «Найди такую жэе картинку», «Домик» Метод включенного наблюдения. Анкетирование и собеседование с родителями детей. |
Магнитофон, мяч, разноцветные мячи, воздушные шары, шарфики для завязывания глаз, бечёвки, фото эмоций.
|
4.Список литературы
-
Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. — М.: ТЦ Сфера, 2002(Серия «Практическая психология».)
-
Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивным, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М.: Генезис, 2000.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Методическое
обеспечение занятий (конспекты).
Занятие 1
Оснащение: коврики, яркие мячи, магнитофон, музыка, воздушный шар.
Все двигательные, сенсорные и эмоциональные реакции на внешние стимулы у гиперактивного ребенка возникают быстро, после короткого латентного периода, и так же быстро угасают. Такие дети с трудом расслабляются. Именно поэтому в самом начале занятий ребенку необходимо дать почувствовать его собственный тонус и показать варианты работы с ним на самых наглядных и простых примерах.
1. Растяжка "Половинка".
Регуляция силы мышечного тонуса должна проходить в соответствии с законами развития движений: от головы и шеи к нижним конечностям , от шеи и плеч к кистям и отдельным пальцам и соответственно от колен к пальцам ног.
И.п. - сидя на полу. Ребенку предлагается поочередно напрягать левую и правую половины тела, затем верхнюю и нижнюю половины тела.
2. Дыхательное упражнение.
Отработку
дыхательных упражнений лучше всего
начинать со стадии выдоха, после чего,
выждав естественную в цикле дыхания
паузу и дождавшись момента, когда
появится желание вдохнуть, сделать
глубокий вдох ртом или носом так, чтобы
было приятное, легкое, без напряжения
ощущение вдоха. Нужно внимательно
следить за тем, чтобы двигалась диафрагма
и оставались спокойными плечи, хотя при
глубоком вдохе обязательно будет
двигаться верхняя часть грудной
клетки.
На этапе освоения глубокого
дыхания ребенку также предлагается
положить руку на область движения
диафрагмы, чувствуя, как на вдохе рука
поднимается вверх, а на выдохе - опускается
вниз. Дыхание (различные его этапы) можно
сочетать с разнообразными вариантами
упражнений глаз и языка. Эффективным
приемом является подключение к дыхательным
упражнениям визуальной и сенсорной
системы ("надувание" цветных шаров
в животе, "вдыхание" солнечного
света и золотистой энергии и т. д.).
Цель:
развитие произвольности и самоконтроля,
ритмирование организма.
И.п. - сидя на
полу.
Вдох. Детям
предлагается расслабить мышцы живота,
начать вдох, надувая в животе шарик,
например, красного цвета (цвета необходимо
менять). Пауза (задержка дыхания).
Выдох.
Детям предлагается втянуть живот как
можно сильнее. Пауза. Вдох. При вдохе
губы вытягиваются трубочкой и с шумом
"пьют" воздух.
3.
Глазодвигательное упражнение.
И.п.
- сидя на полу. Голова фиксирована. Глаза
смотрят прямо перед собой. Начинается
отработка движений глаз по четырем
основным(вверх, вниз, направо, налево)
и четырем вспомогательным направлениям
(по диагоналям); сведение глаз к центру.
Каждое из движений производится сначала
на расстоянии вытянутой руки, затем на
расстоянии локтя и, наконец, около
переносицы.
Движения совершаются в
медленном темпе (от 3 до 7 секунд) с
фиксацией в крайних положениях; причем
удержание должно быть равным по
длительности предшествующему движению.
При отработке глазодвигательных
упражнений для привлечения внимания
ребенка рекомендуется использовать
какие-либо яркие предметы, маленькие
игрушки и т.д. В начале освоения этих
упражнений ребенок должен следить за
предметом, перемещаемым взрослым, а
затем передвигать его самостоятельно,
держа сначала в правой, потом в левой
руке, а затем обеими руками вместе. Тем
областям в поле зрения ребенка, где
происходит "соскальзывание"
взгляда, следует уделить дополнительное
внимание, "прорисовывая" их несколько
раз, пока удержание не станет устойчивым.
4. Упражнение
для развития мелкой моторики рук
"Колечко".
Цель:
развитие межполушарного
взаимодействия.
Поочередно и как можно
быстрее ребенок перебирает пальцы рук,
соединяя в кольцо с большим пальцем
последовательно указательный, средний
и т.д. Проба выполняется в прямом (от
указательного пальца к мизинцу) и в
обратном (от мизинца к указательному
пальцу) порядке. В начале методика
выполняется каждой рукой отдельно,
затем вместе.
5. Функциональные упражнения
"Костер".
Цель:
формирование внимания и произвольной
регуляции собственной деятельности.
Ребёнок
садится на ковер у "костра" и
выполняют соответствующую команду
инструктора.
По команде (словесной
инструкции) "жарко" должен
отодвинуться от "костра"
по
команде "руки замерзли" - протянуть
руки к "костру",
по команде "ой,
какой большой костер" - встать и махать
руками,
по команде "искры полетели"
- хлопать в ладоши,
6.Релаксация
"Поза покоя".
Цель:
освоение и закрепление позы покоя и
расслабления мышц рук.
Лечь на коврик на спину. Формула общего покоя
Все умеют
танцевать,
Прыгать, бегать, рисовать,
Но
пока не все умеют
Расслабляться,
отдыхать.
Есть у нас игра такая -
Очень
легкая, простая,
Замедляется
движенье,
Исчезает напряженье...
И
становится понятно -
Расслабление
приятно!
Занятие 2
Оснащение: коврики, яркие мячи, магнитофон, музыка.
1. Растяжка
"Лучики".
И.п. - сидя на полу.
Поочередное напряжение и расслабление:
-
шеи, спины, ягодиц;
- правого плеча,
правой руки, правой кисти, правого бока,
правого бедра, правой ноги, правой
стопы;
- левого плеча, левой руки, левой
кисти, левого бока, левого бедра, левой
ноги, левой стопы.
2. Дыхательное
упражнение.
И.п. - сидя на полу.
Вдох, пауза, выдох, пауза. Ребенку
предлагается вокализировать на выдохе,
пропевая отдельные звуки ("а", "о",
"у" и др.) и их сочетания.
3.
Глазодвигательное упражнение.
И.п.
- сидя на полу. Голова фиксирована. Глаза
смотрят прямо перед собой. Начинается
отработка движений глаз по четырем
основным(вверх, вниз, направо, налево)
и четырем вспомогательным направлениям
(по диагоналям); сведение глаз к центру.
Каждое из движений производится сначала
на расстоянии вытянутой руки, затем на
расстоянии локтя и, наконец, около
переносицы.
Движения совершаются в
медленном темпе (от 3 до 7 секунд) с
фиксацией в крайних положениях; причем
удержание должно быть равным по
длительности предшествующему движению.
При отработке глазодвигательных
упражнений для привлечения внимания
ребенка рекомендуется использовать
какие-либо яркие предметы, маленькие
игрушки и т.д. В начале освоения этих
упражнений ребенок должен следить за
предметом, перемещаемым взрослым, а
затем передвигать его самостоятельно,
держа сначала в правой, потом в левой
руке, а затем обеими руками вместе. Тем
областям в поле зрения ребенка, где
происходит "соскальзывание"
взгляда, следует уделить дополнительное
внимание, "прорисовывая" их несколько
раз, пока удержание не станет устойчивым.
4. Упражнения
для развития мелкой моторики рук.
Упражнение
"Колечко".
Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
Упражнение "Змейка".
Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
5. Функциональные упражнения
"Колпак
мой треугольный" (старинная
игра).
Цель: развитие
концентрации внимания и двигательного
контроля, элиминация импульсивности.
Участники
садятся в круг. Все по очереди, начиная
с ведущего, произносят по одному слову
из фразы:
Колпак мой треугольный,
Треугольный
мой колпак.
А если не
треугольный,
То это не мой колпак".
Затем
фраза повторяется, но дети, которым
выпадает говорить слово "колпак",
заменяют его жестом (легкий хлопок
ладошкой по голове).
Затем фраза
повторяется еще раз, но при этом на жесты
заменяются два слова:слово"колпак"
(легкий хлопок ладошкой по голове) и
"мой" (показать рукой на себя).
При
повторении фразы в третий раз заменяются
на жесты три слова: "колпак", "мой"
и "треугольный" (изображение
треугольника руками).
6. Релаксация
"Кулачки".
Цель: освоение
и закрепление позы покоя и расслабления
мышц рук.
И.п. - сидя на полу. Инструктор:
"Сожмите пальцы в кулачок покрепче.
Руки положите на колени. Сожмите их
сильно-сильно, чтобы косточки побелели.
Руки устали. Расслабили руки. Отдыхаем.
Кисти рук потеплели. Легко, приятно
стало. Слушаем и делаем, как я. Спокойно!
Вдох - пауза, выдох - пауза! Это и каждое
последующее упражнение повторяется 3
раза
Руки на коленях,
Кулачки
сжаты,
Крепко, с напряжением
Пальчики
прижаты(сжать пальцы).
Пальчики сильней
сжимаем -
Отпускаем, разжимаем.(Легко
поднять и уронить расслабленную
кисть.)
Знайте, девочки и мальчики,
Отдыхают
наши пальчики".
Занятие 3
Оснащение: коврики, яркие мячи, магнитофон, музыка.
1.
Растяжка.
Ребенку предлагается
сесть удобно, закрыть глаза и сосредоточить
внимание на своем теле; выполнить 3-4
цикла глубокого дыхания в индивидуальном
темпе, обращая внимание только на
дыхание.
Затем он должен напрячь все
тело, как можно сильнее, через несколько
секунд напряжение сбросить, расслабиться;
проделать то же самое с каждой частью
тела (инструктор называет поочередно
части тела, останавливаясь на каждом
сегменте в отдельности - правая рука,
левая рука, шея, грудь, спина, живот,
поясница, правая нога, левая нога); по
позе ребенка и "волне" его дыхания
можно легко определить "зажатые"
места.
Необходимо научить ребенка
прислушаться к своему телу и дополнительно
поработать с напряженными участками
тела, например сделать несколько
медленных круговых движений головой
или "размять" икры ног и т. д.
2. Дыхательное
упражнение.
И.п. - сидя на полу.
Дыхание только через левую, а потом
только через правую ноздрю (при этом
для закрытия правой ноздри используют
большой палец правой руки, остальные
пальцы смотрят вверх, а для закрытия
левой ноздри применяют мизинец правой
руки). Дыхание медленное, глубокое.
Дыхание
только через левую ноздрю активизирует
работу правого полушария головного
мозга, способствует успокоению и
релаксации.
Дыхание только через
правую ноздрю активизирует работу
левого полушария головного мозга,
способствует решению рациональных
задач.
3.
Глазодвигательное упражнение.
И.п.
- сидя на полу. Голова фиксирована. Глаза
смотрят прямо перед собой. Продолжается
отработка движений глаз по четырем
основным (вверх, вниз, направо, налево)
и четырем вспомогательным направлениям
(по диагоналям); сведение глаз к центру.
4. Упражнение
для развития мелкой моторики рук
"Лезгинка".
И. п. - сидя
на полу.
Ребенок складывает левую
руку в кулак, большой палец отставляет
в сторону, кулак разворачивает пальцами
к себе. Правой рукой прямой ладонью в
горизонтальном положении прикасается
к мизинцу левой. После этого одновременно
меняет положение правой и левой рук в
течение 6-8 смен позиций. Необходимо
добиваться высокой скорости смены
положений.
5. Когнитивное
упражнение "Ритм".
Цель:
ритмирование правого полушария, развитие
концентрации внимания.
И.п. - сидя на
полу. Инструктор задает ритм, отстукивая
его одной рукой, например, "2-2-3" (в
начале освоения дается зрительное
подкрепление - дети видят руки инструктора,
а в процессе освоения происходит
постепенный переход только к слуховому
восприятию, т.е. с закрытыми глазами).
Затем детям предлагается повторить
ритмический рисунок правой рукой, левой
рукой, двумя руками одновременно (хлопки
или удары перед собой) комбинированно
(например, 2 - правой рукой, 2 - левой рукой,
3 - одновременно двумя руками). После
освоения первой части упражнения детям
предлагается воспроизвести тот же
ритмический рисунок ногами.
Функциональное
упражнение "Руки-ноги".
Цель:
развитие концентрации внимания и
двигательного контроля, элиминация
импульсивности, развитие навыков
удержания программы.
И.п. - стоя. Прыжки
на месте с одновременными движениями
руками и ногами.
Ноги вместе - руки
врозь.
Ноги врозь - руки вместе.
Ноги
вместе - руки вместе.
Ноги врозь - руки
врозь.
Цикл прыжков повторить несколько
раз.
6. Релаксация
"Загораем".
Цель:
расслабление мышц ног.
Инструктор:
"Представьте себе, что ноги загорают
на солнышке (вытянуть ноги вперед, сидя
на полу). Поднимите ноги, держите на
весу. Ноги напряглись (можно предложить
ребенку самому потрогать, какими твердыми
стали его мышцы). Напряженные ноги стали
твердыми, каменными. Опустите ноги. Они
устали, а теперь отдыхают, расслабляются.
Как хорошо, приятно стало. Вдох - пауза,
выдох - пауза.
Мы прекрасно загораем!
Выше
ноги поднимаем!
Держим... Держим...
Напрягаем...
Загораем! Опускаем (ноги
резко опустить на пол).
Ноги не напряжены,
расслаблены".
Занятие 4
Оснащение: коврики, яркие мячи, магнитофон, музыка, обруч.
1.Растяжка
"Половинка".
И.п. - сидя на
полу. Ребенку предлагается поочередно
напрягать левую и правую половины тела,
затем верхнюю и нижнюю половины тела.
2.Дыхательное
упражнение.
И.п. - сидя на полу. Ребенок
кладет одну руку на грудь или живот и
акцентирует внимание на том, как на
вдохе рука поднимается, а на выдохе -
опускается. Затем в такт с дыханием
другой рукой он показывает, как дышит
(на вдохе рука поднимается до уровня
груди, а на выдохе - опускается). Далее
ребенок должен плавно и медленно
поднимать и опускать руку или обе руки
одновременно в такт дыханию, но уже на
определенный счет (на 8, на 12).
3.
Глазодвигательное упражнение.
И.п.
- сидя на полу. Голова фиксирована. Глаза
смотрят прямо перед собой. Продолжается
отработка движений глаз по четырем
основным (вверх, вниз, направо, налево)
и четырем вспомогательным направлениям
(по диагоналям); сведение глаз к центру.
Усложнение - упражнение выполняется с
плотно сжатыми челюстями.
4. Упражнение
для развития мелкой моторики рук
"Кулак-ребро-ладонь".
И.п.
- сидя на полу.
Ребенку показывают три
положения руки на плоскости пола,
последовательно сменяющих друг друга.
Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в
кулак, ладонь ребром на плоскости пола,
распрямленная ладонь на плоскости пола.
Ребенок выполняет пробу вместе с
инструктором, затем по памяти в течение
8-10 повторений моторной программы. Проба
выполняется сначала правой рукой, потом
левой, затем двумя руками вместе. При
усвоении программы или при затруднениях
в выполнении инструктор предлагает
ребенку помогать себе командами
("кулак-ребро-ладонь"), произносимыми
вслух или про себя.
5.
Функциональное упражнение "Руки-ноги".
Цель:
развитие концентрации внимания и
двигательного контроля, элиминация
импульсивности, развитие навыков
удержания программы.
И. п. - стоя. Прыжки
на месте с одновременными движениями
руками и ногами.
Левая рука вперед,
правая рука назад + правая нога вперед,
левая нога назад.
Левая рука
назад, правая рука вперед + правая нога
назад, левая нога вперед.
Левая рука
вперед, правая рука вперед + правая нога
назад, левая нога назад.
Левая рука
назад, правая рука назад + правая нога
вперед, левая нога вперед.
Цикл прыжков
повторить несколько раз.
6.Релаксация
"Кораблик".
Цель:
расслабление мышц рук, ног,
корпуса.
Инструктор: "Представьте
себе, что вы на корабле. Качает. Чтобы
не упасть, расставьте ноги шире и прижмите
их к полу. Руки сцепите за спиной. Качнуло
палубу, прижмите к полу правую ногу
(правая нога напряжена, левая расслаблена,
немного согнута в колене, носком касается
пола). Выпрямьтесь! Расслабьте ногу.
Качнуло в другую сторону, прижмите к
полу левую ногу. Выпрямитесь. Вдох -
пауза, выдох - пауза.
Стало палубу
качать!
Ногу к палубе прижать!
Крепче
ногу прижимаем,
А другую
расслабляем.
Упражнение выполняется
поочередно для каждой ноги. Обратите
внимание ребенка на напряженные и
расслабленные мышцы ног.
После обучения
расслаблению ног рекомендуется еще раз
повторить позу покоя.
Снова руки на
колени,
А теперь немного лени...
Напряженье
улетело,
И расслаблено все тело...
Наши
мышцы не устали
И еще послушней
стали.
Дышится легко, ровно, глубоко...".
Занятие 5
Оснащение: коврики, яркие мячи, магнитофон, музыка, обруч.
1. Растяжка
"Лучики".
И.п. - сидя на полу.
Ребенку предлагается поочередно
напрягать и расслаблять левое плечо,
левую руку, левый бок, левую ногу. Затем
правое плечо, правую руку, правый бок,
правую ногу.
2. Дыхательное
упражнение.
И.п. - сидя на полу.
Выдох, открыть глаза. Вдохнуть, закрыть
глаза. Продолжать, выдыхая при свете,
вдыхая в темноте. Пусть ваши глаза
полностью расслабятся, когда они закрыты.
Открыть глаза и поморгать. Каждый раз,
открывая глаза, необходимо отмечать
то, что видите. Замечайте все изгибы и
формы, линии и углы. Сначала замечайте
только темное, затем только светлое.
3.Глазодвигательное
упражнение.
И.п. - сидя на полу.
Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо
перед собой. Продолжать отработку
движения глаз по четырем основным
(вверх, вниз, направо, налево) и четырем
вспомогательным направлениям (по
диагоналям); сведение глаз к центру.
Движения глаз необходимо совмещать с
дыханием. На фазе глубокого вдоха
необходимо сделать движения глазами,
затем удержать глаза в крайнем латеральном
положении на фазе задержки дыхания.
Возврат в исходное положение сопровождается
пассивным выдохом. Усложнение - упражнение
выполняется с легко прикушенным языком.
4.Упражнение
для развития мелкой моторики рук
"Ухо-нос".
И.п. - сидя
на полу. Усложнение - упражнения
выполняются с легко прикушенным
языком.Левой рукой взяться за кончик
носа, а правой - за противоположное ухо.
Одновременно отпустить ухо и нос,
хлопнуть в ладоши, поменять положение
рук "с точностью до наоборот".
5. Когнитивное
упражнение "Визуализация
цвета".
Цель:развитие
межполушарного взаимодействия.
И.п.
- сидя на полу. Детям предлагается
заполнить мозг каким-либо цветом
(красным, синим, зеленым) по их выбору.
Необходимо сконцентрировать внимание
на сохранении цвета ясным и чистым.
Можно сконцентрироваться на сходстве
или различии цветов, тогда они станут
более ясными. Для каждого цвета можно
подобрать телесную позу, которая поможет
визуализировать цвет.
Функциональное
упражнение "Буратино".
Цель:
развитие концентрации внимания и
двигательного контроля, элиминация
импульсивности, развитие навыков
удержания программы.
И.п. - стоя.
Правая рука вверх + прыжок на левой ноге.
Левая рука вверх + прыжок на правой ноге.
Правая рука вверх + прыжок на правой
ноге. Левая рука вверх + прыжок на левой
ноге.
Цикл прыжков повторить несколько
раз.
6. Релаксация
"Любопытная Варвара".
Цель:
расслабление мышц шеи.
а) инструктор:
"Поверните голову влево, постарайтесь
это сделать так, чтобы увидеть как можно
дальше. Сейчас мышцы шеи напряжены!
Потрогайте шею справа, мышцы стали
твердые, как каменные. Вернитесь в
исходное положение. Аналогично в другую
сторону. Вдох - пауза, выдох- пауза.
Любопытная
Варвара
Смотрит влево...
Смотрит
вправо...
А потом опять вперед -
Тут
немного отдохнет.
Шея не напряжена, а
расслаблена".
Движения повторяются
по 2 раза в каждую сторону.
б)
инструктор:"Теперь поднимите голову
вверх. Посмотрите на потолок. Больше
откиньте голову назад! Как напряглась
шея! Неприятно! Дышать трудно. Выпрямьтесь.
Легко стало, свободно дышится. Вдох -
пауза, выдох - пауза.
А Варвара смотрит
вверх!
Выше всех, все дальше
вверх!
Возвращается обратно -
Расслабление
приятно!
Шея не напряжена
И
расслаблена".
в)инструктор:"Сейчас
медленно опустите голову вниз. Напрягаются
мышцы шеи. Сзади они стали твердыми.
Выпрямите шею. Она расслаблена. Приятно,
хорошо дышится. Вдох - пауза, выдох -
пауза.
А теперь посмотрим вниз
Мышцы
шеи напряглись!
Возвращаемся обратно
-
Расслабление приятно!
Шея не
напряжена
И расслаблена".
Занятие 6
Оснащение: коврики, яркие мячи , магнитофон, музыка, обруч.
1. Растяжка
"Лучики".
И.п. - сидя на полу.
Ребенку предлагается поочередно
напрягать и расслаблять левое плечо,
левую руку, левый бок, левую ногу. Затем
правое плечо, правую руку, правый бок,
правую ногу.
2. Дыхательное
упражнение.
И.п. - сидя на полу. Глубоко
вдохнуть. На выдохе произносить звуки:
пф-пф-пф-пф-пф. Вдох.
На выдохе: р-р-р-р.
Вдох. На выдохе: з-з-з-з. Вдох. На выдохе:
ж-ж-ж-ж. Вдох. На выдохе: мо-ме-мэ-му.
3.
Глазодвигательное упражнение.
И.п.
- сидя на полу. Голова фиксирована. Глаза
смотрят прямо перед собой. Продолжать
отработку движения глаз по четырем
основным (вверх, вниз, направо, налево)
и четырем вспомогательным направлениям
(по диагоналям); сведение глаз к центру.
Движения глаз необходимо совмещать с
дыханием. На фазе глубокого вдоха
необходимо сделать движения глазами,
затем удержать глаза в крайнем латеральном
положении на фазе задержки дыхания.
Возврат в исходное положение сопровождается
пассивным выдохом. Усложнение - упражнение
выполняется с легко прикушенным языком.
4. Упражнение
для развития мелкой моторики
рук"Лягушка".
Положить руки на
пол (стол). Одна рука сжата в кулак, другая
лежит на плоскости стола (ладошка).
Одновременно (реципрокно) менять
положение рук. Усложнение упражнения
состоит в ускорении.
5. Когнитивное
упражнение "Ритм по кругу".
Дети
садятся полукругом. Инструктор отстукивает
несложный ритм. Дети внимательно слушают
и по команде инструктора его повторяют
(по отдельности или все вместе).
Когда
ритм освоен, дети получают команду:
"Давайте прохлопаем этот ритм следующим
образом". Каждый по очереди отбивает
по одному хлопку из заданного ритма.
Слева направо.
Когда ритм закончится,
следующий по кругу выжидает короткую
паузу и начинает сначала. Опоздавший
со своим хлопком, не выдержавший паузу,
сделавший лишний хлопок - получает
штрафное очко или выбывает из
игры.
Возможные пути усложнения
задачи:
- удлинение и усложнение
ритма,
- отстукивание ритма каждым
игроком обеими руками по очереди и
т.д.
Детям также могут предлагаться
для воспроизведения звуки разной
громкости внутри ритмического
рисунка,например: тихие и громкие.
Функциональное упражнение "Сосед, подними руку!".
Цель: Тренировка сосредоточенности
Играющие
стоя или сидя образуют круг. По жребию
выбирают водящего, который встает внутри
круга. Он спокойно ходит по кругу, затем
останавливается напротив одного из
игроков и громко произносит: "Руки!"
Тот игрок, к кому обратился водящий,
продолжает стоять (сидеть), не меняя
положения. А оба соседа должны поднять
вверх одну руку: сосед справа - левую,
сосед слева - правую, то есть ту руку,
которая находится ближе к игроку,
находящемуся между ними. Если кто-то из
ребят ошибся, то есть поднял не ту руку
или вообще забыл ее поднять, то он
меняется с водящим ролями.
Играют
установленное время. Выигрывает тот,
кто ни разу не был водящим.
Игрок
считается проигравшим даже тогда, когда
он только попытался поднять не ту руку.
Водящий должен останавливаться точно
напротив игрока, к которому он обращается.
В противном случае его команда не
выполняется.
6. Релаксация " Звуки прибоя ".
Звучит
медленная музыка. Дети лежат на
ковре.
Ведущий: "Давайте представим,
что мы лежим на теплом песке, приятный
легкий ветер ласкает наше тело, мы
закроем глазки и немного отдохнем у
моря, волны споют нам свою колыбельную
песню (дети лежат 20 секунд в тишине).
Луч
солнца коснулся наших ног, правая нога
расслабленная и теплая,
луч солнца
коснулся левой ноги - нога расслабленная
и теплая, приятно лежать, вдыхая чистый
морской воздух.
Вдох - выдох, обе ноги
теплые, это приятно.
Луч солнца коснулся
живота и груди - становится еще теплее,
нам нравится это тепло, мы дышим глубоко,
вокруг приятный морской воздух.
Луч
солнца прикоснулся к лицу, оно все
расслабилось, рот чуть приоткрылся...
Как
хорошо мы отдыхаем, спокойно, нам приятно
это расслабление, мы дышим ровно, глубоко,
все тело теплое. Оно легкое, как облако,
мы еще и еще хотим слушать песню морских
волн(дети несколько секунд лежат и
слушают).Но пора идти, мы медленно встаем,
потягиваемся и идем отдыхать..."
Занятие 7
Оснащение: коврики, яркие мячи на каждого, магнитофон, музыка, обруч, шарфики для завязывания глаз, бечёвки для привязывания, фото эмоций.
1. «Давайте поздороваемся»
Цель: снятие мышечного напряжения, переключение внимания.
Дети по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути (а возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания).
Здороваться надо определенным образом:
1 хлопок - здороваемся за руку;
2 хлопка - здороваемся плечиками;
3 хлопка - здороваемся спинками.
Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих проведению этой игры, даст гиперактивному ребенку возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров по игре поможет избавиться от ощущения отчужденности.
Для полноты тактильных ощущений необходимо ввести запрет на разговоры во время этой игры.
2. Упражнение
"Маска".
Цель: эмоциональное
развитие, развитие умения
действовать по правилу, волевой
регуляции.
Дети садятся в круг.
Первый участник упражнения фиксирует
на своем лице какое-нибудь выражение
(маску), демонстрирует его всем детям и
"передает" соседу справа (слева).
Сосед должен в точности повторить это
выражение, поменять на новое и "передать"
следующему участнику упражнения. Так
же делают все остальные. Выражение лица
может быть страшным, смешным, комическим,
угрожающим и т.д.
3. Упражнение
«Пчелка».
Цель: развитие
двигательного контроля, контроль
импульсивности, развитие наблюда-тельности,
умения действовать по правилу, волевой
регуляции.
Все участники превращаются
в пчелок, которые "летают" и громко
жужжат.
По сигналу инструктора: "Ночь"
- "пчелки" садятся и замирают.
По
сигналу инструктора: "День" -
"пчелки" снова летают и громко
"жужжат".
4. Упражнение «СИГНАЛ!»
Цель: Контроль импульсивности, развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции, развитие навыка удержания программы.
«Ребята, я буду задавать вам простые и сложные во-просы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: определенным словом или жестом, или порядком жестов. Давайте потренируемся: реакция на сигнал «ГОВОРИ» «Какое сейчас время года?» (Педагог делает паузу) «Говори!»; «Какого цвета у нас в группе (в классе) потолок?»... «Говори!»; «Какой сегодня день недели?»... «Гово-ри!»; «Сколько будет два плюс три?» и т. д.» Игра может проводиться как индивидуально, так и с группой детей.
5. Коммуникативное упражнение «Менялки».
Цель. Формирование концентрации внимания и произвольной регуляции собственной деятельности.
Развитие навыков сотрудничества и двигательного контроля. Игра проводится в кругу, участники выбирают водящего, который встает и выносит свой стул за круг, таким образом получается, что стульев на один меньше, чем играющих. Далее ведущий говорит: «Меняются местами те, у кого ... (светлые волосы, часы и т. д.). После этого имеющие названный признак должны быстро встать и по-меняться местами, в то же время водящий старается занять свободное место. Участник игры, оставшийся без стула, становится водящим
6.
Коммуникативное упражнение "Помоги
слепому".
Цель: развитие
навыков взаимодействия и двигательного
контроля.
Участники делятся на пары.
В паре один слепой, другой поводырь. И
т. д.
После этого упражнения спросить детей, что они чувствовали, когда были в роли слепого и поводыря. Беседа.
7. Рефлексия.
Занятие 8
Оснащение: коврики, яркие мячи на каждого, магнитофон, музыка, обруч, шарфики для завязывания глаз, бечёвки для привязывания, фото эмоций.
1. «Давайте поздороваемся»
Цель: снятие мышечного напряжения, переключение внимания.
Дети по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути (а возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания).
Здороваться надо определенным образом:
1 хлопок - здороваемся за руку;
2 хлопка - здороваемся плечиками;
3 хлопка - здороваемся спинками.
Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих проведению этой игры, даст гиперактивному ребенку возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров по игре поможет избавиться от ощущения отчужденности.
Для полноты тактильных ощущений необходимо ввести запрет на разговоры во время этой игры.
2. Когнитивное упражнение «Чаша доброты» (визуализация).
Цель: эмоциональное развитие.
И.п. — сидя на полу. Инструктор: «Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте перед собой свою любимую чашку. Мысленно наполните ее до краев своей добротой. Представьте рядом другую чужую чашку, она пустая. Отлейте в нее из своей чашки доброты. Рядом еще одна пустая чашка, еще и еще... Отливайте из своей чашки доброту в пустые. Не жалейте! А сейчас посмотрите в свою чашку. Она пустая, полная? Добавьте в нее своей доброты. Вы можете делиться своей добротой с другими, но ваша чашка всегда будет оставаться полной. Откройте глаза. Спокойно и уверенно скажите: «Это я! У меня есть такая чашка доброты!»
3. Упражнение «Кричалки-шепталки-молчалки»
Цель: Контроль импульсивности, развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции, развитие навыков удержания программы.
. Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ла-дони: красный, желтый, синий. Это - сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь - «кричал-ку»можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь - «шепталка»- можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал «молчалка»- синяя ладонь - де-ти должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчанка-ми». По тому же принципу можно загадать невизуальные сигналы (хлопок, звонок колокольчика и т.д.)
4. Упражнение
"Каратист".
Цель: развитие
двигательного контроля, элиминация
импульсивности.
Участники образуют
круг, в центре которого полулежит
физкультурный обруч. Один из участников
встает в обруч и превращается в
"каратиста", выполняя резкие
движения руками и ногами. Остальные
дети вместе с инструктором хором
произносят: "Сильнее, еще сильнее...",
помогая игроку выплеснуть агрессивную
энергию интенсивными движениями.
5.
Коммуникативное упражнение
"Головомяч".
Цель:
развитие навыков сотрудничества и
двигательного контроля. Участники
разбиваются на пары или тройки, ложатся
на пол голова к голове. Между головами
находится мяч, который необходимо
поднять при помощи голов и подняться
самим. Некоторое время можно передвигаться
по комнате, удерживая мяч головами.
6.
Коммуникативное упражнение "Сиамские
близнецы".
Цель: развитие
двигательного контроля и навыков
взаимодействия со сверстниками.
Дети
разбиваются на пары и встают как можно
ближе к своему партнеру. Инструктор
бинтом обматывает правую руку одного
партнера с левой рукой другого. Аналогично
соединяются и ноги. Затем детям даются
различные задания: пройти по комнате,
станцевать, нарисовать рисунок и т.д.
Для оживления упражнения
После этого упражнения спросить детей, что они чувствовали, когда были в роли слепого и поводыря. Беседа.
7. Рефлексия
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Здоровьесбережение в образовательной организации в условиях внедрения ФГОС