В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Чёрная пятница! С 20 по 22 ноября 2024 г. Скидки 75% на ВСЁ! Подробнее

Квест "Путешествие к старинным истокам"

Квест "Путешествие к старинным истокам"

Лада Cимоненко
Тип материала: Мероприятие
просмотров: 17709 комментариев: 1
Краткое описание
Закрепить пройденный материал по темам "Декоративно-прикладное искусство"

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Квест по изо Путешествие к народным истокам.docx Скачать

http://www.uchmet.ru/imgs/uchmet_120_60.gif





Симоненко Лада Валерьевна

первая квалификационная категория

Республика Коми г. Ухта, пгт Водный

МОУ «СОШ № 14»

учитель изобразительного искусства

учебник «Декоративно-прикладное искусство» -5 класс

под редакцией Б. М. Неменского

Мероприятие. Квест. «Старинными тропами»

на обобщение пройденных тем

5 класс

продолжительность 60 минут

раздаточный материал: карточки, пазлы, фото, репродукции,

краски, кисти





















Пояснительная записка

По итогам тем декоративно-прикладного искусства я использую форму «квест». Детям нравится решать задачи, узнавать новое, работать в команде и все это в игровой , соревновательной форме. Проводят квест ребята 7-8 классов.

Мероприятие проводится после уроков. От каждого класса собирается команда.

Заранее разрабатывается маршрутный лист . Чтобы не было путаницы , каждая группа четко идет в пункты назначения, где дается определенное время на каждое задание ( 10-15 минут), определяется учителем.

Дети учатся работать в команде, сообща решать поставленные задачи.

Пункты назначения- кабинеты, которые удалены друг от друга, чтобы дети могли совершать переход.

В случае , если команда справилась раньше времени, можно поиграть в русские народные игры. (Например: «Ручеек», «Хоровод», «Бояре...» и т.д.)

Литература:

учебник «Декоративно-прикладное искусство» 5 класс

http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/trade/slavjanskie-kukly-oberegi.html

Учебник Коми языка-«Орнаменты и узоры»





















КВЕСТ по изобразительному искусству «Старинными тропами».

Подготовила учитель изобразительного искусства Симоненко Л.В.

ЦЕЛЬ:

  • Привить любовь к декоративно-прикладному искусству.

  • Закрепить пройденный материал

  • Через игру познакомиться с народными оберегами

ЗАДАЧИ:

формировать нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в народном творчестве.

Научить детей работать в группе.

Условия:

Собрать команду из 6-8 человек. Им вручается маршрутный лист на Сборном пункте. Команда может придумать себе название и девиз (кричалку)-по желанию. Квест проводят ребята из старших классов. В нашей школе проводит команда РДШ (личностное развитие). Маршрутные листы разработаны так, чтобы группы переходили из одного кабинета в другой и не ждали очереди. Каждая команда начинает с разных этапов, все собираются в конце в Сборном пункте.

Материалы:

  • Маршрутный лист;

  • Раздаточный материал;

  • Краски, фломастеры, мелки;

  • Конверт с пазлами;

  • Фото оберегов;

  • Карточки для заполнения.

Этапы:

  • Промыслы

  • Изба

  • Обереги

  • Угадайка

  • Орнамент

  • Герб






Вступительная часть (все собираются в Сборном пункте)

Заходите гости дорогие. С древнейших времен свойственно человеку стремление к красоте в окружающем его предметном мире. (Небольшая разминка) Вопросы:

Что же такое декоративно –прикладное искусство? (все команды вспоминают). Молодцы.

Сегодня у нас не простая игра. Вы должны пройти квест на знание народного творчества.

Дорога вас ждет не простая, будьте внимательны. На каждый пункт вам отводится 10(15 )минут.

Раздаются маршрутные листы. (пример)


Для каждой команды делается свой маршрутный лист ,меняются номера (1,2,3,4,5,6) так, чтобы команды не могли прибыть в один пункт одновременно.

Команды расходятся на свои этапы.


Этап «ПРОМЫСЛЫ» (можно сделать деревни или избы, придумать города вместо «этапа»)

На столе лежит раздаточный материал «Росписи»


Снежно-белая посуда,

Расскажи-ка: ты откуда?

Видно,с Севера пришла

И цветами расцвела:

Голубыми,синими,

Нежными,красивыми.

(Гжель)

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка,не спеши.

Там травка вьется и цветы

Растут нездешней красоты.

Блестят они, как золотые,

А может,солнцем залитые.

(Хохлома)


Веселая белая глина,

Кружочки,полоски на ней.

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники,и ребятня,

Собачки,гусары,и рыбы.

А ну назови-ка меня!

(Дымка)


Ростом разные подружки,

Все похожи друг на дружку.

Раз,два,три,четыре,пять..

Даже всех не сосчитать.

(Матрешки)


Из липы доски сделаны,

И прялки, и лошадки

цветами разрисованы,

Как будто полушалки.

Там лихо скачут всадники,

жар-птицы ввысь летят.

И точки черно-белые

На солнышке блестят.

(  Городец )


Скачут коклюшки:

Стук-стук-стук!

Платочек появился вдруг,

И воротник из белой нити

Прекрасно выполнен взгляните!

( Вологодские кружева.)






G:\квест по изо\66107.750x0.JPGG:\квест по изо\92745308_large_rr__2_.jpg G:\квест по изо\ГорМотив03.jpg



G:\квест по изо\377.jpeg http://muza.ucoz.net/_ph/27/745448633.jpg



http://mos.news/upload/iblock/ec0/ec0a89f13500aa3b2f73e7086454b2fa.jpghttp://5fan.ru/files/18/5fan_ru_90745_d25f7421b516bf35079226103c12f810.html_files/rId24.jpg


  1. Надо ответить правильной картинкой на загадку.

  2. Назвать основные элементы росписей.

  3. Назвать место, где появился каждый промысел.

  4. Из какого материала выполняется предмет каждого промысла?

  5. Что такое артель?

За каждый правильный ответ ставится 1 балл.



Этап «ИЗБА»

ИЗБА- деревянный срубный (Бревенчатый) жилой дом в сельской лесистой местности России.

Строительство дома для крестьянина было знаменательным событием. При строительстве нового дома большое значение придавалось выбору места: место должно быть сухим, высоким, светлым- и вместе с тем учитывалась его ритуальная ценность: оно должно быть счастливым. Счастливым считалось место обжитое, то есть прошедшее проверку временем, место, где жизнь людей проходила в полном благополучии. Неудачными для строительства было место, где прежде хоронили людей и где раньше проходила дорога или стояла баня.

ВОПРОСЫ:

  1. Что главным было во внутреннем пространстве русского жилища на протяжении всех этапов его существования? (печь)

  2. Где ставилась икона в избе? (красный угол)

  3. Как называется детская кроватка , которая подвешивалась к потолку? (люлька)

  4. Зачем нужен ухват? (чтобы доставать из печи горшок с едой)

  5. Как называется предмет быта, который дарили всем девушкам на праздники или свадьбу? (прялка)

  6. Кто по поверьям людей охранял дом?(если не ответят)-ему на ночь оставляли водичку или молочка, или хлеб? (домовой)

  7. На картинке изображена изба. Расставьте правильно цифры по названиям частей избы.


D:\Users\Лада\Desktop\Новая папка (3)\2017_12_08\IMG_0002.jpg

ОХЛУПЕНЬ-КОНЕК

ПРИЧЕЛИНА

СТАВНИ

ПОЛОТЕНЦЕ

НАЛИЧНИКИ

ЛОБНАЯ ДОСКА



Этап «ОБЕРЕГИ»


История кукол оберегов у славян.

Славянские куклы обереги сильно отличаются от тех кукол, к которым привык современный человек. В наше время кукла всего лишь детская игрушка, а вот в те далекие времена она несла совершенно другой смысл. С использованием самодельных кукол проводили обряды, их дарили детям и передавали из поколения в поколение. Такие куклы никогда не использовались для игры, отношение к ним было весьма серьезным.  Изготавливались куклы обереги из любых подручных материалов в зависимости от возложенных на них функций.

Изготовление куклы-оберега считалось по истине таинством. Прежде чем приступить к созданию оберега, женщина чисто мылась, расчесывала волосы, начитывала заговоры и настраивалась на положительный лад.  Хранительница домашнего очага делала всю работу в тишине и одиночестве

Попробуйте по описанию отыскать куклу-оберег.

1 Пеленашка

Пеленашки. Это маленькие куколки в виде спеленутого младенца. Изготовлялись они матерью на поздних сроках беременности из ткани одежды, которую носила мать. Пеленашку клали в колыбель еще до рождения ребенка, чтобы она ее «обживала». Когда гости приходили посмотреть на малыша, Пеленашка защищала своего маленького обладателя от сглаза.

2 Берестушка

Народная тряпичная кукла Берестушка распространена на Севере России. Она изготавливается из бересты свернутой в трубочку, а платье делается из тряпочек. Внутрь Берестушки можно вложить записку с заговором или молитвой, можно просто написать желание на бересте. Обычно такую куколку ребенку дарила бабушка, поэтому еще она называется Бабушкина кукла.

3 Колокольчик

Кукла Колокольчик. Славяне считали, что звон колокола вылечивает любую болезнь. Кукла Колокольчик вестница добрых вестей и создательница хорошего настроения. Имеет три яркие юбки, которые сверху напоминают лучи солнца.





4 Целительная «НА ЗДОРОВЬЕ»

 Мощный защитник способен предотвратить многие беды и неприятности: болезнь, сглаз, порчу. При мотании нитей, кукла наполняется магическим потенциалом, а каждый виток умножает ее волшебную силу.

Целительную куколку «На Здоровье» надо делать из льняных ниток. Лен сам обладает природным лечебным качеством, поэтому забирает недуг на себя, помогая человеку исцелиться.


5 Северная берегиня

Кукла «Северная Берегиня» - это оберег для дома. Она охраняла и приносила благополучие дому. Ставили мотанку исключительно в северный угол дома, отсюда и название – Северная Берегиня. «Северная Берегиня» изготавливалась из большого количества маленьких лоскутков ткани предпочтительно ярких расцветок, от ношеной одежды, впитавшей в себя энергетику хозяина. Считалось, что она приносит благополучие в дом и охраняет его покой. Помещали такую очаровательную куколку где-нибудь в северный уголок избы.


6 Травница

Травница. Кукла Травница выполнялась для создания приятной атмосферы дома и ароматизации жилища. Изготавливалась она так же из лоскутов и набивалась пахучими целебными травами. Запах трав отгонял нечисть от жилья и препятствовал входу в дом недоброжелателей. Так же такой оберег клался под подушку к заболевшему человеку, считалось что травница могла взять на себя всю болезнь.


7 Крупеничка

считается главной куклой в семье. В процессе создания ее по традиции наполняли зерном гречихи. Из мешочка в ее руках или из нее самой брали первые зерна для предстоящего посева. После окончания уборочной страды мешочек наполняли зерном из нового урожая. Иногда мешочек наполняли и другими крупами: овсом — на силу, перловкой — на сытость, рисом — на праздник. Берегиня приносила достаток в семью и делала жизнь сытой. Ее наряжали и ставили на самое видное место — в красный угол избы рядом с иконами. 

8 Неразлучники

Кукла-оберег Неразлучники преподносилась молодым на свадьбу. Это две куколки, символизирующие мужчину и женщину, скрепленные вместе. Данный оберег охранял любовь и гармонию молодой семьи, защищал от дурного глаза завистников и помогал хранить уважение друг к другу. Куклы-обереги Неразлучники мастерились до свадьбы и преподносились в дар невесте.



9 Десятиручка

Десятиручка. В самом названии кроется весь смысл данного оберега. Эта кукла имела десять рук. Она помогала женщинам в хозяйстве, чтобы жена и мать с легкостью справлялась со всеми бытовыми хлопотами.


10 ЖЕЛАННИЦА


Народная тряпичная кукла «Желанница» — амулет на исполнение задуманного. Куколку хранили в тайном мешочке или сундучке и никому не показывали, чтобы «не сглазили». Для исполнения желания нужно было сделать кукле «подарок» — бусики, бантики, вышивку на платьице или просто новую «богатую» одежку. Старое платьице тоже не снималось и не выбрасывалось. Новый наряд просто одевался сверху. При этом следовало очень ярко и точно представить то, о чем просишь у куклы – и, считай, что задуманное уже почти сбылось. Когда желание сбывалось , куклу сжигали.

D:\Users\Лада\Desktop\Новая папка (3)\2017_12_09\IMG.jpgD:\Users\Лада\Desktop\Новая папка (3)\2017_12_09\IMG_0001.jpg


D:\Users\Лада\Desktop\Новая папка (3)\2017_12_09\IMG_0002.jpg

Этап «УГАДАЙКА»


D:\Users\Лада\Desktop\Новая папка (3)\2017_12_08\IMG_0004.jpg



Разгадайте кроссворд



Раздаются карточки и карандаш для каждой команды. дети сами определяют с чего начинать и сколько времени на разгадывание они затратят. По желанию ведущих анаграмму и кроссворд можно поменять местами.














Этап «ОРНАМЕНТ»

D:\Users\Лада\Desktop\Новая папка (3)\2017_12_08\IMG_0008.jpg

D:\Users\Лада\Desktop\Новая папка (3)\2017_12_08\IMG_0009.jpgD:\Users\Лада\Desktop\Новая папка (3)\2017_12_08\IMG_0009.jpg


  1. Напишите название элементов коми- орнамента.


(Можно использовать орнаменты районов в котором вы проживаете)



  1. Разложите на 2 стопки УЗОР и ОРНАМЕНТ

G:\квест по изо\14-fevralya.jpg G:\квест по изо\15775183fed3303381949e6ff8b.jpg G:\квест по изо\107596618_4964063_post80401257517498.jpg G:\квест по изо\16194561-Seamless-pattern-based-on-traditional-Asian-elements-Paisley-Stock-Photo.jpgG:\квест по изо\i.jpgG:\квест по изо\depositphotos_26928957-Collection-of-seamless-ornamental-floral.jpg

Этап «Герб»

D:\Users\Лада\Desktop\Новая папка (3)\2017_12_08\IMG_0013.jpg

D:\Users\Лада\Desktop\Новая папка (3)\2017_12_08\IMG_0014.jpg G:\квест по изо\2.png G:\квест по изо\gerb_syktyvkara.png G:\квест по изо\gerb.gif




задание 1 ( форма герба) задание 2 (пазлы)


На завершающем этапе :

Раскрасьте Матрешку (Хохломской, Гжельской, Дымковской росписями и коми орнаментом) Команды расписывают заготовки бумажных матрешек, использую элементы росписей по заданию.

По завершению всех заданий, команды встречаются в Сборном пункте.

По итогам баллов определяются места.

Грамоты и сладкие сюрпризы получают все команды.



Обсуждение материала
Наталья Панфилова
23.03.2022 12:58
Материал для мероприятия содержательный и объёмный. С уважением
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос