Коррекционно - развивающий курс «Я-подросток» 7-9 классы
Рабочая программа
коррекционно-развивающего курса «Я-подросток»
7-9 классы
Автор составитель:
Сорудейкина Елена Анатольевна,
педагог-психолог
Содержание
1 |
Пояснительная записка………………………………………………………… |
3 |
1.1 |
Общие положения……………………………………………………………… |
3 |
1.2 |
Количество учебных часов коррекционно-развивающего курса «Я-подросток», 7-9 класс …………………………………………………….. |
3 |
1.3 |
Общая характеристика коррекционно-развивающего курса «Я-подросток», 7-9 класс………………... |
3 |
1.4 |
Цели и задачи коррекционно-развивающего курса «Я-подросток», 7-9 класс………………………….. |
4 |
1.5 |
Личностные, метапредметные результаты ………………………….. |
4 |
1.6 |
Содержание коррекционно-развивающего курса «Я-подросток», 7-9 класс… |
5 |
1.7 |
Тематическое планирование коррекционно-развивающего курса «Я-подросток», 7-9 класс с определением видов учебной деятельности……………………… |
7 |
2 |
Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающего курса «Я-подросток», 7-9 класс…………………………….……………………………... |
19 |
3 |
График диагностических заданий коррекционно-развивающего курса «Я-подросток», 7-9 класс…. |
19 |
4 |
Материально- техническое обеспечение коррекционно-развивающего курса «Я-подросток», 7-9 класс……………………….……………………………………… |
19 |
5 |
Мониторинг развития обучающегося…………………………………………. |
22 |
6 7 |
Диагностические материалы…………………………………………………... Приложения ……………………………………………………………………. |
22 |
1.Пояснительная записка
1.1. Рабочая программа коррекционно-развивающего курса «Я - подросток» 7-9 классы составлена в соответствии с требованиями основной образовательной программы основного общего образования, авторской программы «Я – подросток. Программа уроков психологи», автор Микляева А. В, пособие для школьного психолога, — СПб.: Речь, 2016.
1.2 Количество учебных часов
7 класс: учебный год - 35 часов, в неделю -1 час
8 класс: учебный год - 35 часов, в неделю -1 час
9 класс: учебный год - 35 часов, в неделю -1 час
1.3 Общая характеристика программы коррекционно-развивающего курса «Я - подросток», 7-9 класс
Программа «Я - подросток» предназначена для групповой и индивидуальной работы с подростками. Обучающимся предлагаются темы, которые важны для них в силу возрастных особенностей развития. Например, отношения в семье, контроль собственной раздражительности, застенчивость и неуверенность в себе, пути решения конфликтов. Особое внимание уделяется профессиональной ориентации обучающихся, развитию социальной адаптивности, умению преодолевать жизненные трудности, освоению вербальных и невербальных каналов передачи информации, развитию интереса к познанию собственных возможностей, формированию коммуникативных навыков, умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей.
Коррекционно-развивающие занятия дают возможность проведения эффективной диагностики интеллектуального и личностного развития подростков. Непрерывность мониторинга обусловлена тем, что развивающие игры и упражнения в основном базируются на различных психодиагностических методиках. Следует отметить, что игровой, увлекательный характер заданий, являющихся в то же время психологическими тестами, смягчает ситуацию стресса при проверке уровня развития, что позволяет учащимся продемонстрировать свои истинные возможности в более полной мере.
1.4 Цели, задачи программы коррекционно-развивающего курса «Я - подросток», 7-9 класс
Цель программы: создание условий для успешной социально - психологической адаптации обучающихся, личностного развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Задачи программы:
-
обеспечение обучающихся средствами самопознания;
-
развитие способности к дифференциации эмоциональных состояний и рефлексии эмоционального поведения;
-
расширение представлений обучающихся о ценности самого себя и других людей; формирование положительного образа «Я»;
-
развитие навыков и умений, необходимых для уверенного поведения;
-
воспитания умения адекватно реагировать в различных бытовых, учебных и других видах деятельности, формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных способностей.
Методы проведения занятий:
-
устный или анкетный опрос для выявления запроса и спектра интересующих обучающихся проблем в рамках предлагаемой темы урока;
-
«универсализация» подростковых трудностей через использование проективных форм «Один мальчик...», «Большинство подростков...»;
-
обращение к личному опыту обучающихся в процессе работы над темой;
-
тестирование, ситуационно-ролевые, деловые и развивающие игры, соответствующие изучаемым темам, рефлексия результатов урока, анонимное обращение учащихся к собственным затруднениям;
-
контроль «уровня достижений» в виде заданий, выполнение которых показывает включенность изучаемого материала в «поле опыта» обучающихся (уровень личностной ассимиляции знаний).
1.5 Личностные, метапредметные результаты
Личностные результаты (система ценностных отношений обучающегося):
-
Достойно выражать свои чувства.
-
Преодолевать трудности в учебе и поведении.
-
Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.
-
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
-
Адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием.
-
Этические чувства - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
-
Готовность совершить дальнейший профессиональный выбор, соответствующий интересам, склонностям, состоянию здоровья.
Регулятивные УУД:
-
Сознательно планировать и организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
-
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.
-
Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
-
Контролировать своё поведение в зависимости от ситуации.
Познавательные УУД:
-
Выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием
проектной деятельности на занятиях и в доступной социальной практике.
-
Использовать элементы причинно-следственного анализа.
Коммуникативные УУД:
-
Оценивать свои учебные достижения, поведение, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований.
-
Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
-
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
-
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
-
Конструктивно разрешать конфликтные ситуации.
1.6 Содержание программы коррекционно-развивающего курса «Я - подросток», 7-9 класс
7 класс (35 часов на учебный год)
Вводное занятие (1 час).
Правила техники безопасности на занятиях, выработка и принятие правил индивидуальной и групповой работы, создание атмосферы эмоционального комфорта. Принятие ритуалов приветствия и прощания.
Стартовая диагностика интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер (2ч).
Определение уровня интеллектуального и личностного развития обучающихся в начале и конце учебного года. Проводится обязательное тестирование уровня утомления и работоспособности, по результатам которого даются рекомендации педагогам и родителям.
Раздел 1. Развитие личностно-мотивационной сферы (25ч).
Формирование учебной мотивации. Развитие навыков совместной деятельности и чувства ответственности за принятое решение. Формирование навыков построения внутреннего плана действий, овладение приемами самоконтроля и саморегуляции. Развитие рефлексивной деятельности. Формирование адекватной самооценки. Создание условий для определения основных способов распознавания эмоций (мимика, пантомимика, интонации) и формирование у подростков навыка распознавания эмоций другого человека. Создание условий: для обращения подростков к телесному опыту переживания эмоций, к особенностям собственного эмоционального мира; для осознания подростками амбивалентности эмоций; для «нормализации» переживания социально неодобряемых эмоций; для осознания необходимости управления собственными эмоциями как свободного выбора. Актуализация запроса на информацию о способах управления своими чувствами. Ознакомление подростков с приемом «Эмоциональный дневник» и обучение использованию этого приема для рефлексии своего эмоционального состояния и самопомощи в ситуациях эмоционального дискомфорта. Создание условий для самоисследования своей эмоциональной жизни. Снятие запрета на выражение отдельных эмоций в игровой форме. Определение основных причин, по которым люди скрывают свои чувства. Обобщение опыта и знаний подростков об эмоциональных проявлениях в общении; анализ психологической природы страха. Проективная проработка и разрядка страхов (тревоги). Обучение способам безопасной разрядки агрессии.
Раздел 2. Развитие профессионального самоопределения (5ч).
Представления человека о себе, своих личных качествах, «Я — образ». Что такое искать своё «я»? В чем состоит индивидуальность и неповторимость личности? Самораскрытие, самопознание. Труд в жизни человека и общества. Разнообразие профессий. Развитие личности и профессиональное самоопределение. Составление словаря профессий. Личностные особенности и выбор профессии. Особенности характера и темперамента
Итоговое занятие. (2ч)
Подведение итогов курса. Рефлексия (лист достижений). Итоговая диагностика уровня интеллектуального и личностного развития обучающихся.
8 класс (35 часов на учебный год)
Вводное занятие (1 час).
Правила техники безопасности на занятиях, выработка и принятие правил индивидуальной и групповой работы, создание атмосферы эмоционального комфорта. Принятие ритуалов приветствия и прощания.
Стартовая диагностика интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер (2ч).
Определение уровня интеллектуального и личностного развития обучающихся в начале и конце учебного года. Проводится обязательное тестирование уровня утомления и работоспособности, по результатам которого даются рекомендации педагогам и родителям.
Раздел 1. Развитие личностно-мотивационной сферы (25ч).
Формирование позитивной мотивации к занятиям путем обращения к жизненному опыту обучающихся. Создание условий для понимания подростками необходимости соблюдения правил работы на занятиях. Создание условий для самоанализа обучающимися собственного «Я-образа». Развитие рефлексии путем обращения к проективным формам и обратной связи от одноклассников. Развитие социального интеллекта и навыков внимательного отношения к другому человеку. Создание условий: для самоанализа собственных достоинств и недостатков; для повышения уровня самопринятия; для обращения подростков к собственной ценностно - смысловой сфере; для исследования особенностей организации времени и обращения подростков к собственным перспективным планам.
Актуализация опыта семейного взаимодействия, осознание позитивного семейного опыта и наиболее часто встречающихся затруднений в отношениях с родителями. Формулирование представлений о дружбе и ее психологических составляющих, анализ собственных стереотипов в понимании дружбы как препятствия к установлению близких отношений с другими людьми. Создание условий для осознания подростками степени принятия себя как мужчины / женщины (поло-ролевая самоидентификация). Обращение к существующим у подростков гендерным стереотипам.
Создание условий: для осознания подростками своего отношения к риску, состоянию азарта и разрядки стремления к необдуманному риску, формирования представлений об осознанном риске; осознания подростками необходимости защищать себя, свою жизненную позицию. Формирование «культуры отказа».
Раздел 2. Развитие профессионального самоопределения (5ч).
В чем состоит индивидуальность и неповторимость личности? Самораскрытие, самопознание. Знакомство с миром профессий, их видами и типами. Составление карты выбора профессии. Знакомство с формулой профессии. Личностные особенности и выбор профессии. Соотнесение интересов, склонностей и способностей с требованиями профессий.
Создание условий для осознания подростками сформированности собственных профессиональных планов
Итоговое занятие. (2ч)
Подведение итогов курса. Рефлексия (лист достижений). Итоговая диагностика уровня развития эмоционально-волевой сферы.
9 класс (35 часов на учебный год)
Вводное занятие (1 час).
Правила техники безопасности на занятиях, выработка и принятие правил индивидуальной и групповой работы, создание атмосферы эмоционального комфорта. Принятие ритуалов приветствия и прощания.
Стартовая диагностика интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер (2ч).
Определение уровня интеллектуального и личностного развития обучающихся в начале и конце учебного года. Проводится обязательное тестирование уровня утомления и работоспособности, по результатам которого даются рекомендации педагогами и родителям.
Раздел 1. Развитие личностно-мотивационной сферы (25ч).
Создание условий: для обращения подростков к собственному опыту общения на модели игровой ситуации; для анализа обучающимися собственного опыта общения и формулирования правил эффективной подачи информации и самооценки; для исследования подростками информационных барьеров в общении. Ознакомление обучающихся с видами каналов приема и передачи информации. Самодиагностика ведущего канала восприятия и тренировка навыка передачи информации в различных репрезентативных системах, анализ значения стереотипов в общении с людьми, исследование собственных стереотипов. Изучение психологического содержания доминантной и недоминантной позиции в общении, а также самоанализа по выделенным признакам. Знакомство с различными стилями общения и их эффективностью. Тренировка способности определять стиль общения, выбранный партнером.
Формулирование понятия конфликта, понимание амбивалентного смысла конфликта (отрицательного и положительного). Демонстрация значимости эмоциональной сферы человека и ее влияния на общение в ходе конфликта. Развитие способности анализировать собственное эмоциональное состояние в конфликте. Актуализация личного опыта, связанного с использованием различных стилей поведения в конфликте, на модели игровой ситуации. Самоанализ стилей поведения в конфликте и умения слушать и слышать другого человека. Актуализация опыта общения в ситуации наличия коммуникативных барьеров на модели игровой ситуации «зануда». Обобщение опыта общения с «трудными людьми» – людьми, для которых характерны особенности общения, являющиеся коммуникативными барьерами. Оценка подростками своих достижений в овладении навыками общения на модели игровой ситуации.
Раздел 2. Развитие профессионального самоопределения (5ч).
Знакомство с профессиями, востребованными в стране, регионе. Учебные заведения региона. Определение типа будущей профессии, учитывая склонности, интересы, способности. Зависимость жизненных планов, карьерных устремлений человека от состояния здоровья. Составление индивидуальной траектории профессионального развития.
Итоговое занятие. (2ч)
Подведение итогов курса. Рефлексия (лист достижений). Итоговая диагностика уровня личностного развития обучающихся.
1.7 Тематическое планирование коррекционно – развивающего курса «Я - подросток», 7-9 класс
7 класс
№
Наименование разделов и тем занятий
Виды учебной деятельности
обучающихся
Планируемые результаты
Личностные
УУД
1
Вводное занятие
Принятие правил на занятиях. Выполнение устава школы и законов класса. Обобщать личный жизненный опыт и опыт собственной познавательной деятельности, оценивать социальную информацию, планировать учебную деятельность.
Формирование чувства необходимости учения. Развитие социальных, учебно-познавательных и внешних мотивов.
Контролировать свою деятельность.
2-3
Стартовая диагностика интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер.
Анализируют собственный результат.
Развитие психических процессов: объем памяти, внимания, особенности мышления, восприятия, воображения.
Проявление особого интереса к школьному содержанию занятий.
4-5
Что значит «я – подросток»?
Обсуждают правила групповой и индивидуальной работы, происходящие психологические изменения. Вырабатывают правила работы на занятиях. Обсуждение. «Подростковый кризис». Что он означает? Индивидуальная работа в тетради.
Ориентация на содержательные моменты школьной действительности. Осознание своих достоинств и недостатков.
Готовность и развитие способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
6-7
Как узнать эмоцию?
Определяют основные способы распознавания эмоций (мимика, пантомимика, интонации). Обсуждение. Как мы можем узнать, какие чувства испытывает человек? Упражнение «Угадай эмоцию». Чтение притчи Н. Пезешкяна «Легкое лечение»: Индивидуальная работа в тетради.
Познание собственного эмоционального мира. Понимание необходимости управления собственными эмоциями как свободного выбора.
Освоение социальных норм, правил поведения, формирование осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения; решение типичных задач в области социальных отношений.
8
Эмоциональный словарь.
Анализируют особенности собственного эмоционального мира. Используют социальную информацию, осуществляют мини-исследование, работают с интернет - источниками. Упражнение «Словарь чувств». Работают со словарём.
Оценивать своё поведение, черты своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований.
9
Чувства «полезные» и «вредные»
Обсуждение. Бывают ли абсолютно бесполезные чувства? Бывают ли чувства, не приносящие никакого вреда? Упражнение «Польза и вред эмоций». Индивидуальная работа в тетради.
Ориентация на понимание причин успеха/ неуспеха в деятельности. Познавательный интерес к новому материалу. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание.
10
Что такое «запретные» чувства?
Обсуждение. Все ли свои чувства человек показывает другим людям? Почему люди иногда скрывают свои чувства? Чтение и обсуждение сказки «Страна Чувств» (Т.Зинкевич-Евстигнеева). Индивидуальная работа в тетради.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Понимание необходимости управления своими чувствами.
Использование приемов для рефлексии своего эмоционального состояния и самопомощи в ситуациях эмоционального дискомфорта.
11
Какие чувства мы скрываем?
Определяют основные причины, по которым люди скрывают свои чувства. Анализ сказки В. Симонова «Емелино настроение». Индивидуальная работа в тетради.
12
Нужно ли управлять своими эмоциями?
Ознакомление подростков с приемом «Эмоциональный дневник». Обсуждение. Зачем нужно управлять своими эмоциями? Кому это нужно? Индивидуальная работа в тетради.
Снятие запрета на выражение отдельных эмоций.
Корректировка собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований.
Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
13
Что такое страх? Побеждаем все тревоги
Обобщение опыта и знаний подростков об эмоциональных проявлениях в общении; анализ психологической природы страха. Обсуждение. Что такое страх? Упражнение «Чего боятся люди». Проективная проработка и разрядка страхов (тревоги).
Осознание своих страхов
и собственных особенностей.
.
Применять методы саморегуляции.
14-15
Злость и агрессия
Анализировать, формулировать выводы. Обращение к собственному опыту агрессии. Обсуждение. Чем полезна и чем вредна злость? В каких ситуациях люди чаще всего злятся? В чем это проявляется? Упражнение «Как я зол!». Индивидуальная работа в тетради.
Развитие способов снятия агрессии и злости.
16-17
Как справиться со злостью?
Анализировать, формулировать выводы. Обращение к собственному опыту агрессии. Разрядка агрессивных тенденций в поведении (вербальных и невербальных) в игровой форме. Обучение способам безопасной разрядки агрессии. Упражнение «Кошки – собаки». Индивидуальная работа в тетради.
18-19
Лист гнева.
Анализировать, формулировать выводы. Обсуждение способов косвенной разрядки агрессии. Составление списка корректных приемов. Рисование собственного «листа гнева».
Стремление к совершенствованию своих способностей.
Развитие способов снятия агрессии и злости.
20-21
Обида
Определение понятия обиды и ее последствий для межличностных отношений на основе обращения к собственному личному опыту. Обсуждение: «Когда люди обижаются друг на друга?», «За что?», «Почему мы обижаемся?». Формулирование выводов.
Осознание психологической природы обиды и возможностей ее разрядки.
Умение прощать обиду.
22-23
Как простить обиду?
Анализировать, формулировать выводы. Обращение к собственному опыту. Обсуждение. Бывает ли так, что одна и та же ситуация одного человека обижает, а другого - нет? Можно ли привести такие примеры из жизни? Рисование обиды. Разрядка обиды. Письмо обидчику.
Осознание психологической природы обиды и возможностей ее разрядки.
Формулирование механизма безопасного выражения чувств и конструктивного выражения претензий.
24-26
Что такое эмпатия? Зачем мне нужна эмпатия.
Экспресс-диагностика уровня развития эмпатических тенденций. Обсуждение. С помощью чего люди могут понимать друг друга? Зачем нужна эмпатия? Чтение стихотворение Ю. Саакяна «Горе козла». Знакомство с понятием эмпатия. Исследование уровня собственной эмпатии в режиме развивающей психодиагностики.
Упражнение «Мигалки». Индивидуальная работа в тетради.
Формирование позитивного образа жизни, умения ставить реальные цели и выбирать адекватные способы их достижения.
27-28
Развиваем эмпатию
Обсуждение. Все, что мы делали по поводу эмпатии раньше, было как будто в лаборатории. Как проверить и развить свою эмпатию по жизни? Игровые модели межличностного взаимодействия. Упражнения «Лицом к лицу», «Фотографии», «Кто сказал мяу?». Индивидуальная работа в тетради.
29
Труд в жизни человека и общества.
Оценивать свой личный и социальный опыт, применять его для решения познавательных задач, извлекать информацию из разных источников, анализировать и объяснять смысл высказывания. Называть профессии и их значение для общества.
Ориентация на понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. Стремление к совершенствованию своих способностей. Произвольное запоминание с использованием мнемотехнических приемов.
Развитие способности к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению. дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов.
30-31
Разнообразие профессий.
Оценивать свой личный и социальный опыт, применять его для решения познавательных задач, извлекать информацию из разных источников, анализировать и объяснять смысл высказывания. Ставить цель и строить план её достижения. Описать профессии родителей. Выражать своё отношение к труду и профессиям. Работать с таблицами и схемами. Составить план проекта «Моя профессия».
Ориентация на понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. Стремление к совершенствованию своих способностей. Понимание личностных особенностей в выборе профессии.
Осознание своей индивидуальность и неповторимости. Развитие способности к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Ориентация в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов.
32
Развитие личности и профессиональное самоопределение.
Соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии. Знать понятие профессионально важных качеств личности. Высказывать мнение как учебный материал связан с различными профессиями. Корректировать план проекта «Моя профессия».
Стремление к совершенствованию своих способностей. Понимание личностных особенностей в выборе профессии.
Развитие способности к выбору профиля; Формирование положительной мотивации к изучению профильных предметов в старшей школе. Формирование общеучебных и специальных умений, навыков и способов деятельности, необходимых для овладения содержанием профильных предметов в старшей школе.
33
Составление словаря профессий. Личностные особенности и выбор профессии.
Составить словарь профессий. Соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии. Работать над проектом «Моя профессия».
Способность к оценки своей учебной деятельности. Осознание своих возможностей и способностей.
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание.
34-35
Подведение итогов курса. Рефлексия (лист достижений). Итоговая диагностика уровня интеллектуального и личностного развития обучающихся.
Отличать известное от неизвестного, знание о своем незнании, определить, каких знаний и умений не хватает для успешных действий; Критично (но не категорично) оценивать мысли и действия других людей. Создавать вокально- словесные художественные образы.
Представить проект «Моя профессия».
Сформированность умения задавать вопросы; умения излагать свое мнение и оценку событий; умения знакомиться, благодарить и принимать комплименты. Уметь адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Анализировать свои и чужие высказывания, воспринимать и воспроизводить основные мысли собеседника.
Всего
35
8 класс
№
Наименование разделов и тем занятий
Виды учебной деятельности
обучающихся
Планируемые результаты
Личностные
УУД
1
Вводное занятие.
Принятие правил на занятиях. Выполнение устава школы и законов класса. Обобщать личный жизненный опыт и опыт собственной познавательной деятельности, оценивать социальную информацию, планировать учебную деятельность.
Формирование чувства необходимости учения. Развитие социальных, учебно-познавательных и внешних мотивов.
Контролировать свою деятельность. Умение слушать и слышать.
2-3
Стартовая диагностика интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер.
Анализировать собственный результат.
Развитие психических процессов: объем памяти, внимания, особенности мышления, восприятия, воображения.
Проявление особого интереса к самопознанию. Заинтересованность результатами диагностики.
4
Наедине с собой?
Обсуждение. Что происходило на уроках психологии в прошлом году? Ка- кие правила мы вводили? Для чего?
Упражнение «Гомеостат», «Герб». Индивидуальная работа в тетради.
Ориентация на содержательные моменты школьной действительности. Осознание своих личностных особенностей.
Развитие способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Формирование предпосылок к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования.
5
Что я знаю о себе
Самоанализ собственного «Я-образа». Упражнения «Считаем вместе», «Двадцать Я». Индивидуальная работа в тетради.
Осознание своих личностных особенностей.
Развитие способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
6
Развитие чувства ответственности.
Анализировать, формулировать простые выводы. Осуществлять оценку собственных психических реакций и действий. Соотносить индивидуальные и общественные ценности, исследовать и критически оценивать собственный образ жизни.
Развитие познавательных интересов, уверенности в своих силах и навыков совместной деятельности. Владеть приёмами самоконтроля и саморегуляции.
Формирование осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения; решение типичных задач в области социальных отношений.
7-8
Формирование навыков построения внутреннего плана действий, овладение приемами самоконтроля и саморегуляции.
Использовать социальную информацию, осуществлять мини-исследование. Озвучивать и прописывать внутренний план действий. Составлять план проект. Развитие социального интеллекта и навыков внимательного отношения к другому человеку. Применять методы саморегуляции.
Способность к оценке своей учебной деятельности. Анализ соответствия результата требованиям конкретной задачи. Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.
Ставить цель, разрабатывать план для её достижения. Составление краткосрочных и дальнесрочных планов
9
Развитие рефлексивной деятельности.
Анализировать, формулировать выводы. Вносить коррективы в план проекта. Давать оценку своей деятельность, воспринимать конструктивную критику.
Ориентация на понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свою деятельность.
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание.
10-11
Формирование адекватной самооценки.
Различать социально приемлемое и неприемлемое поведение, исследовать правомерность собственного социального поведения, приводить примеры культурной обусловленности социальных норм; решать типичные жизненные задачи; извлекать социальную информацию из художественного текста. Защита проекта.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за своё поведение.
Адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием.
Корректировка собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований.
Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
12
Развитие социального интеллекта.
Оценивать личный социальный опыт, применять его для решения возникших проблем. Распознавать эмоции, определять их происхождение и роль, генерировать и управлять ими.
Развитие познавательных интересов, социальной восприимчивости.
Умение контролировать свои эмоции, применять методы саморегуляции. Распознавать эмоциональное состояние других людей.
13
Мое уникальное «я»
Обсуждение. Чем люди отличаются друг от друга? Внешностью, одеждой… чем-нибудь еще? А еще чертами характера, стремлениями, желаниями и мечтами. Упражнение «Добрая волшебница». Индивидуальная работа в тетрадях:
Развитие самопознания и рефлексии.
Развитие способности к саморазвитию.
14
Я глазами других
Самоанализ на основе значимой обратной связи. Упражнения «Постройся по…», «Кто ты?», «Глазами других». Индивидуальная работа в тетрадях. Обсуждение. Можно ли по портрету судить о психологических особенностях человека, отличающих его от других людей?
Развитие социального интеллекта и навыков внимательного отношения к другому человеку
Развитие способности к саморазвитию.
15
Мои достоинства и недостатки
Обсуждение. Что такое достоинства и недостатки? У кого они есть и кого их нет? Упражнения «Мои достоинства и недостатки», «Соринка в чужом глазу».
Самоанализ собственных достоинств и недостатков.
Адекватно оценивать свои достоинства и недостатки.
16-17
Мои ценности.
Обсуждение. Почему «один мальчик» посчитал своим недостатков то, что он плохо одевается, а «одна девочка» – то, что она не знает английского языка? Что такое ценности? Чем материальные ценности отличаются от нематериальных? Что в жизни может быть ценного? На доске фиксируется «Копилка ценностей». Упражнение «Мои ценности». Индивидуальная работа в тетради.
Самоанализ собственных ценностей.
Развитие способности к саморазвитию.
18
Я в бумажном зеркале
Тестирование по методике Кэттелла, рефлексия на основе результатов тестирования.
Развитие рефлексии.
Развитие способности к саморазвитию.
19-20
Планирование времени
Обсуждение. Сколько лет, месяцев, и дней прожил каждый из нас? Может быть, кто-то знает и количество прожитых часов? Какими делами были заполнены эти годы, месяцы, дни часы? Составляется список событий «обычного учебного дня». Упражнение «Мое настоящее». Индивидуальная работа в тетради.
Осознание особенностей организации
собственного времени.
Умение планировать своё время.
21
Время взрослеть
Обсуждение. Что значит повзрослеть? Это хорошо или плохо? Чем может грозить взросление? Чтение сказки Д. Соколова «Фиолетовый котенок». Упражнение «Перспективы». Индивидуальная работа в тетради.
Составление перспективного плана.
Освоение основ тайменеджмента.
22-23
Моя семья
Актуализация опыта семейного взаимодействия. Анализ наиболее часто встречающихся затруднений в отношениях с родителями. Поиск причин трудностей в отношениях с родителями. Обсуждение. «Копилка семейных трудностей». Упражнения «Генеалогическое дерево», «Семейные фотографии», «Трудные родители и трудные дети». Индивидуальная работа в тетради.
Знание прав и обязанностей различных членов семьи, формирование представлений о партнерстве в отношениях родителей и детей.
Умение слушать и слышать. Выполнять обязанности в независимости от желания.
24
Что такое дружба
Анализ собственных стереотипов в понимании дружбы как препятствия к установлению близких отношений с другими людьми. Обсуждение. Какими должны быть мужчины и женщины? Упражнения «Ассоциации», «Ищу друга», «Коллаж». Индивидуальная работа в тетради.
Формирование представлений о дружбе и ее психологических составляющих.
Развитие способности к саморазвитию.
25
Рисковать или не рисковать?
Обсуждение. Что значит «рисковать»? Зачем люди рискуют. Упражнение «Казино». Индивидуальная работа в тетради.
Осознание своего отношения к риску и состоянию азарта.
Разрядка стремления к необдуманному риску.
26-27
Умение сказать «нет»
Обсуждение. Как другие люди могут оказывать влияние на наше поведение? Примеры. Зачем людям нужно умение говорить «нет»? В каких случаях это нужно? Какие ситуации давления на человека, с вашей точки зрения, являются наиболее характерными? Упражнение «Волк и семеро козлят». Индивидуальная работа в тетради.
Формирование «культуры отказа».
Осознания необходимости защищать себя, свою жизненную позицию.
Умения противостоять групповому давлению.
28
Чем уверенность отличается от самоуверенности
Упражнения «Просьба и отказ», «Уверенное поведение».
Анализировать, формулировать простые выводы. Индивидуальная работа в тетради.
Формирование «культуры отказа».
Осознания необходимости защищать себя, свою жизненную позицию.
Умения противостоять групповому давлению.
29-30
Знакомство с миром профессий, их видами и типами.
Знакомство с классификацией профессий, с различными видами труда, перечнем трудовых действий и качеств личности, как основами выбора профессии.
Формирование актуального для подростков «информационного поля», приобретение знаний и умений, необходимых для адекватного выбора будущей профессии. Правила выбора профессии.
Осознание социальной и личностной значимости правильного профессионального самоопределения. Освоение способов классификации профессий.
31
Составление карты выбора профессии.
Исследовать через самодиагностику свойства личности: способности, интересы и склонности, характер, темперамент, тип интеллекта. Соотнесение полученных результатов с профессиональным выбором.
Активизация процесса самопознания, осознание своих профессиональных намерений, интересов, склонностей, способностей.
Развитие способности к выбору профиля и будущей профессии. Пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования и возможностях трудоустройства.
32
Знакомство с формулой профессии.
Знакомство с профессионально важными качествами личности. Соотносить ПВК с конкретными профессиями. Определить «формулу» будущей профессии.
Активизация жизненной позиции, повышение чувства ответственности за себя и своё профессиональное будущее.
Анализировать профессиональную деятельность по основным признакам. Составлять формулу профессии. Анализировать профессиограммы и психограммы. Выполнять профессиональные пробы.
33
Соотнесение интересов, склонностей и способностей с требованиями профессий.
Соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии.
Развитие психических процессов: объем памяти, внимания, особенности мышления, восприятия, воображения
Соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять план подготовки к профессиональному самоопределению.
34-35
Подведение итогов курса. Рефлексия (лист достижений). Итоговая диагностика уровня интеллектуального и личностного развития обучающихся.
Оценивать свой личный социальный опыт, применять его для решения познавательных задач.
Ориентация на содержательные моменты школьной действительности. Осознание своих достоинств и недостатков.
Развитие способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению. дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
Всего
35
9 класс
№ |
Наименование разделов и тем занятий |
Виды учебной деятельности обучающихся |
Планируемые результаты |
|
Личностные |
УУД |
|||
1 |
Вводное занятие |
Принятие правил на занятиях. Выполнение устава школы и законов класса. Обобщать личный жизненный опыт и опыт собственной познавательной деятельности, оценивать социальную информацию, планировать учебную деятельность. |
Формирование чувства необходимости учения. Развитие социальных, учебно-познавательных и внешних мотивов. |
Контролировать свою деятельность. Умение слушать и слышать. |
2-3 |
Стартовая диагностика интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер. |
Анализировать собственный результат. |
Развитие психических процессов: объем памяти, внимания, особенности мышления, восприятия, воображения. |
Проявление особого интереса к самопознанию. Заинтересованность результатами диагностики. |
4 |
Общаться – это легко. |
Знакомство с приемами общения; продолжение работы по самоанализу, совершенствованию умений эффективного общения, коммуникативных навыков. Моделирование ситуаций. Поиск необходимой информации в различных источниках. Составление правил «Эффективного общения». |
Осознание собственного влияния на других людей и значимости их в своей жизни; поиск способов расположения людей к себе; упрочение благоприятного климата для отношений. |
Расширение представлений о способах самоанализа и самокоррекции в сфере общения; развитие базовых коммуникативных умений. |
5 |
Какая бывает информация? |
Осуществлять самостоятельный информационный поиск, систематизировать ее по заданным признакам, видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в информационном сообщении. Интерпретировать информацию, понимать ее суть, адресную направленность, цель информирования. Визуальную информацию переводить в вербальную знаковую систему и наоборот. |
Четко формулировать то, что узнали из мультимедийного информационного источника. Отличать корректную аргументацию от некорректной, принимать личностную позицию по отношению к скрытому смыслу. |
Устанавливать ассоциативные и практически целесообразные связи между информационными сообщениями, включать информацию из Сети и других источников в систему формируемых в школе знаний, использование этих знаний при восприятии и критическом осмыслении информации. |
6 |
Как лучше подать информацию? |
Аргументировать собственные высказывания, находить ошибки в получаемой информации и вносить предложения по их исправлению. Воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы за и против каждой из них. Самостоятельно трансформировать, представлять информацию, видоизменять ее объем, форму, знаковую систему, носитель и др. |
Четко формулировать то, что узнали из мультимедийного информационного источника. Отличать корректную аргументацию от некорректной, принимать личностную позицию по отношению к скрытому смыслу. |
Устанавливать ассоциативные и практически целесообразные связи между информационными сообщениями, включать информацию из Сети и других источников в систему формируемых в школе знаний, использование этих знаний при восприятии и критическом осмыслении информации. |
7-8 |
Как лучше понять информацию. Барьеры на пути информации. |
Аргументировать собственные высказывания, находить ошибки в получаемой информации и вносить предложения по их исправлению. Воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы за и против каждой из них. Самостоятельно трансформировать, представлять информацию, видоизменять ее объем, форму, знаковую систему, носитель и др. |
Четко формулировать то, что узнали из мультимедийного информационного источника. Отличать корректную аргументацию от некорректной, принимать личностную позицию по отношению к скрытому смыслу. |
Устанавливать ассоциативные и практически целесообразные связи между информационными сообщениями, включать информацию из Сети и других источников в систему формируемых в школе знаний, использование этих знаний при восприятии и критическом осмыслении информации. |
9-10 |
Стили общения. Подходящий стиль общения. |
Классифицировать и давать характеристику стилей общения (в форме «вопрос-ответ»); выслушав предложенные диалоги, определять, какой стиль общения в них представлен; выделение особенностей понятия «манера общения»; классифицировать манеры общения; просмотрев видеофрагменты, определить, какая манера общения в них представлена. |
Анализировать собственный стиль общения и вносить необходимые коррективы. |
Выбирать правильный стиль общения в зависимости от ситуации. Высказывать собственное мнение, вести диалог. |
11-12 |
Что такое конфликт? Причины конфликтов. Разрешение конфликтов. |
Отработка навыков "я–высказываний", способствующих разрешению конфликтных ситуаций, выбор эффективных стратегий разрешения межличностных конфликтов, позволяющих не только конструктивно решать возникающие проблемы, но и сохранять отношения людей. |
Формирование отношения к конфликтам, как к новым возможностям творчества и самосовершенствования. Применять правила эффективного общения, способствующие достижению взаимопонимания |
Применение способов управления межличностными конфликтами, предупреждать конфликтные ситуации. |
13-14 |
Стереотипы в общении. Позиции в общении. |
Анализ значения стереотипов в общении с людьми. Исследование предрасположенности к тем или иным позициям в общении. Упражнения «Кто это?», «Фойманы и Цейманы», «Разговор», «А я ему говорю…». Индивидуальная работа в тетради. |
Осознание своих особенностей. |
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата. |
15-16 |
Эмоциональная тропинка. |
Выполнение упражнений направленных на анализ собственных эмоциональных состояний на различных этапах развития конфликта. Индивидуальная работа в тетради. |
||
17 |
Стили поведения в конфликте. |
Актуализация личного опыта, связанного с использованием различных стилей поведения в конфликте, на модели игровой ситуации. Самоанализ стилей поведения в конфликте. Постановка проблемной ситуации, которую нужно решить. Составление плана решения данной ситуации, обсуждение внесение корректив. |
Разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера. . |
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Развитие способности сделать выбор. |
18-19 |
«Плюсы» и «минусы» различных стратегий поведения в конфликте. |
Анализ сильных и слабых сторон поведения, основанного на использовании того или иного стиля поведения в конфликте. Работа в малых группах. Формулировка девиза, характеризующий каждый из стилей поведения в конфликте. Индивидуальная работа в тетради. |
||
20-21 |
Все дело в шляпе! |
Апробирование алгоритма анализа кон- фликтной ситуации и своей роли в ней. Обсуждение «Притча о старом Шляпнике» (Т. Зинкевич– Евстигнеева). Индивидуальная работа в тетради. |
||
22-23 |
Психоанализ конфликтов |
Анализ искажающего влияния конфликтной ситуации на восприятия другого человека. Работа с алгоритмом самоанализа конфликта, позволяющим найти конструктивный выход из конфликтной ситуации. Индивидуальная работа в тетради. |
||
24 |
А зачем мне это? |
Поиск стратегии рационального целе- полагания в конфликте. Обсуждение. Зачем люди конфликтуют? Упражнение «Красное и черное». Индивидуальная работа в тетради. |
||
25 |
Доверие в общении. |
Обращение к собственному опыту доверия-недоверия. Экспресс-диагностика собственного уровня доверия другим людям. Обсуждение. Когда мы с кем-то конфликтуем, мы часто ждем от «противника» подвоха, или, попросту говоря, не доверяем ему. Что значит «доверять людям»? |
||
26 |
Доверительный урок. |
Самоанализ умения слушать и слышать другого человека. Обсуждение. В чем разница между выражениями «слушать человека» и «слышать человека»? Упражнение-тест «Умею ли я слушать?». |
||
27 |
Бесконфликтное общение с «трудными людьми». |
Актуализация опыта общения в ситуации наличия коммуникативных барьеров на модели игровой ситуации «зануда». Обсуждение. С какими людьми трудно общаться? Упражнение «Зануда». Индивидуальная работа в тетради. |
||
28 |
Знакомство с профессиями, востребованными в стране, регионе. |
Работа с разными информационными системами. |
||
Анализ полученной информации, формулирование выводов. |
Профессиональное самоопределение. Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. |
профиля обучения. Формирование положительной мотивации к изучению профильных предметов. Формирование общеучебных и специальных умений, навыков и способов деятельности, необходимых для выбора дальнейшего образовательного пути. |
||
29-30 |
Учебные заведения региона. |
Работа с разными информационными системами. Анализ полученной информации, формулирование выводов. |
||
31 |
Определение типа будущей профессии, учитывая склонности, интересы, способности. |
Работа с разными информационными системами. Анализ полученной информации, формулирование выводов. Разработка мини-проекта «Моя будущая профессия». |
||
32 |
Зависимость жизненных планов, карьерных устремлений человека от состояния здоровья. |
Самодиагностика. Работа над проектом «Моя будущая профессия», внесение необходимых корректив. |
||
33 |
Составление индивидуальной траектории профессионального развития. |
Защита проекта «Моя будущая профессия». Обсуждение, самооценка. |
||
34-35 |
Подведение итогов курса. Рефлексия (лист достижений). Итоговая диагностика уровня интеллектуального и личностного развития обучающихся. |
Оценивать свой личный социальный опыт, применять его для решения поставленных задач. |
||
|
Всего |
|
35 |
|
2. Календарно-тематическое планирование программы коррекционно-развивающего курса «Я - подросток », 7-9 класс
представлено в приложении к рабочей программе коррекционно – развивающего курса «Я - подросток», 7-9 класс
3. График диагностических работ по программе коррекционно-развивающего курса с «Я -подросток», 7-9 класс
7 класс
№ |
Тема раздела |
Форма проведения |
Дата |
Кол. часов |
1 |
Стартовая диагностика интеллектуальной сферы. |
Устная и письменная |
|
|
2 |
Стартовая диагностика эмоционально-волевой сферы. |
Устная и письменная |
|
|
3 |
Итоговая диагностика интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер. |
Устная и письменная |
|
|
8 класс
№ |
Тема раздела |
Форма проведения |
Дата |
Кол. часов |
1 |
Стартовая диагностика познавательной сферы. |
Устная и письменная |
|
|
2 |
Стартовая диагностика эмоционально-волевой сферы. |
Устная и письменная |
|
|
3 |
Итоговая диагностика интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер. |
Устная и письменная |
|
|
9 класс
№ |
Тема раздела |
Форма проведения |
Дата |
Кол. часов |
1 |
Стартовая диагностика познавательной сферы. |
Устная и письменная |
|
|
2 |
Стартовая диагностика эмоционально-волевой сферы. |
Устная и письменная |
|
|
3 |
Итоговая диагностика интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер. |
Устная и письменная |
|
|
4.Материально-техническое обеспечение программы коррекционно-развивающего курса «Я - подросток», 7-9 класс
№ п/п |
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения |
Дидактическое описание |
1 |
Методические пособия |
Литература для педагога – психолога 1.Альманах психологических тестов. — М.: КСП, 1996. 2.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.: ВЛАДОС, 1995. 3. Микляева А. «Я - подросток. Программа уроков психологии». – СПб.: Речь, 2012. – 336 с. Литература для родителей и обучающихся 1.Клюева Н.В. Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, Коммуникабельности. Пособие для родителей и педагогов. 2. Е. Мурашова «Любить или воспитывать?».- СПб.: Речь, 2012 3. Н. Зверева «Правила общения с детьми: 12 „нельзя“, 12 „можно“, 12 „надо“».- Литагент «Альпина», 2015г. 3.Платонов К.К. Занимательная психология. СпПб.: Питер, 2007. – 284с. 4.Сковронская Л.В. Родительский класс, или Практическое руководство для сомневающихся родителей. М.: Генезис, 2014 5. А. Максимов. Многослов-3 или прочистите ваши уши: первая философская книга для подростков.- М.: 2015г |
|
|
|
2 |
Электронный предметно-методический журнал «Школьный психолог», «Начальная школа» с приложением (презентации, раздаточные материалы, образовательное видео). |
Адрес сайта: http://digital.1september.ru/ |
3 |
Учебно-наглядные пособия |
|
3.2 |
Картинки |
|
3.3 |
Индивидуальный дидактический, раздаточный материал |
|
4 |
Диагностический материал |
|
5 |
Электронные образовательные информационные ресурсы |
|
5.1 |
CD- диски |
1. Занятия, тренинги, разработки уроков. Издательство учитель. |
5. Мониторинг развития обучающихся
Ф. И. О |
УУД (сентябрь, май) |
Индивидуальные особенности |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Познавательные |
Регулятивные |
Коммуникативные |
Личностные |
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Использовать элементы причинно-следственного анализа |
Организационные |
Информационные |
Внимание |
Память |
Модальность |
Полушарие |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Планирование |
Саморегуляция |
Организация деятельности |
Смысловое чтение |
Работа с информацией |
Активное слушание |
Монологическая речь |
Диалог |
Самоопределение(внутренняя позиция школьника) |
Самопознание (самооценка) |
Смыслообразование (мотивы обучения) |
Объём |
Распределение |
Концентрация |
Устойчивость |
Слов/логическая |
Нагляд/образная |
|
|
|||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6.Диагностические материалы представлены в методической папке педагога – психолога «Диагностический инструментарий».
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Развитие сюжетно-ролевой игры у дошкольников: педагогическая поддержка. ФГОС ДО»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Вебинар «Реализация требований ФГОС ДО и Концепции развития математического образования в РФ в формировании математических представлений дошкольников: программно-дидактические комплекты»