Специальная индивидуальная программа развития обучающегося с нарушениями опорно-двигательного аппарата (с тяжелыми и множественными нарушениями)
обучающегося с нарушениями опорно-двигательного аппарата
(с тяжелыми и множественными нарушениями) разработана в соответствии с ФГОС (вариант 6.4.)
РАССМОТРЕНО: на ШМО» ___________ /____________/ Протокол № ______ «_____» ______ 201____г |
СОГЛАСОВАНО: Зам. директора ___________/Е.В…………../ «_____» ______ 201____г |
УТВЕРЖДАЮ: Директор школы-интерната ____________ Л.Ф. ……… Приказ №_____ от«_____» ______ 201____г |
Специальная индивидуальная программа развития
обучающегося с нарушениями опорно-двигательного аппарата
(с тяжелыми и множественными нарушениями)
первого класса
срок реализации: 1 год
Составители: Шапкина Ю.В. – педагог – психолог
I квалификационной категории
Клопова И.А.учитель начальных классов
I квалификационной категории
с. ……
2017- 2018 учебный год
Содержание
Пояснительная записка
1.Общие сведения об обучающемся……………………………………………4
2. Характеристика обучающегося на начало учебного года…………………...4
3.Индивидуальные образовательные потребности …………………………….6
4.Индивидуальный учебный план ………………………………………………7
5.Содержание образования специальной индивидуальной программы развития……………………………………………………………………………8
5.1. Личностные результаты освоения предметов……………………………..8
5.2.Предметные области (учебные предметы)……………………………….….8
6.Совместная деятельность с семьёй обучающегося ………………….…….15
6.1.Формы и методы работы с семьёй ……………………………………….15
6.2.Мероприятия работы с семьёй……………………………………………..16
7. Необходимые технические средства и дидактические материалы ……….17
8.Средства мониторинга и оценки динамики обучения…………………...….18
Литература
Приложение
Пояснительная записка
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана на основе:
адаптированной основной общеобразовательной программы общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (с тяжелыми и множественными нарушениями) (вариант 6.4.))
Программа нацелена на образование и развитие ребенка с НОДА с ТМНР, с учетом его особых образовательных потребностей в 1 классе МКОУ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «………».
Цель: включение обучающегося в образовательный процесс, формирование элементарных видов деятельности (предметно-практической, игровой, элементарной учебной, общения).
Задачи:
-
укрепление и охрана здоровья ребенка, возможная коррекция нарушений физического развития;
-
формирование представлений о себе как «я»;
-
формирование коммуникативных умений и социальных контактов с окружающими людьми (на доступном уровне);
-
формирование представлений об окружающем мире (на доступном уровне);
-
развитие вербальных и невербальных средств коммуникации;
-
развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекция их недостатков.
Принципы программы
При организации обучения ребёнка с нарушениями опорно-двигательного аппарата (с тяжелыми и множественными нарушениями) основополагающими являются принципы:
-
принцип индивидуализации - СИПР для обучающегося основан на психолого-медико-педагогических рекомендациях;
-
принцип целесообразности, предполагающий возможность изменения учебного плана как в сторону уменьшения количества часов, так и в сторону их увеличения, что позволяет учитывать индивидуальные особенности развития обучающегося, характер заболевания и другие объективные причины, возникающие в процессе образовательной деятельности;
-
принцип междисциплинарного подхода (взаимодействие педагогов: учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя начальных классов, медицинских работников);
-
принцип семейно-ориентированного сопровождения (активное включенность родителей в образовательный процесс, их партнерское взаимодействие со специалистами).
1.Общие сведения об обучающемся
Имя, фамилия ребёнка: Р.
Возраст ребёнка: 9 лет
Класс: 1
Год рождения: …..2008г.
Место проживания: …..
Законный представитель: …..
Заключение территориальной ПМПК № .…. от ….. г.: тотальное психическое недоразвитие, несформированность речевых средств общения, детский церебральный паралич.
2. Характеристика обучающегося на начало учебного года
Рустам поступил в ….. для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ….. в 1 класс Приказ № ….. от ….. г. Дошкольное образовательное учреждение не посещал.
По результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования, с учётом медицинских данных ребёнок относится к группе обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (с тяжелыми и множественными нарушениями) и обучается по СИПР на дому.
Семья полная, состоит из 3-х человек. Мама – домохозяйка (ухаживает за Рустамом). Отец – рабочий. Семья проживает в благоустроенной двухкомнатной квартире. Члены семьи доброжелательно относятся к мальчику. Родители заинтересованы в успешном развитии ребенка.
Мальчик периодически болеет соматическими заболеваниями, метеочувствительный.
Рустам не ходит, самостоятельно не сидит. Отмечается деформация опорно-двигательного аппарата из-за повышенного мышечного тонуса. Удерживает взгляд на предмете в течение 1 – 2 секунд. Отсутствуют элементарные предметные действия (захват, удержание, отпускание). Негативно реагирует (плачет, кряхтит) на шум, громкие звуки. Иногда наблюдается негативная реакция на соприкосновения с колючими предметами (колючим аппликатором).
Эмоциональное состояние ребенка неустойчивое. Реагирует на отрицательные эмоции на усталость, на то, что не нравится (кричит, кряхтит, кашляет), успокаивается с помощью зеркала. Выражает положительные эмоции, услышав свое имя, похвалу («замирает» дыхание, затихает, прислушивается, улыбается).
Рустам не понимает обращённую речь, реагирует на собственное имя, различает по голосу близких окружающих взрослых. Наблюдается реакция на изменение интонации голоса взрослого, говорящего с ним (смотрит на говорящего взрослого, улыбается, иногда вокализирует). Характерно полное отсутствие звуковых и словесных средств общения.
У мальчика отсутствует контроль выделений, он пользуется памперсом. Ест протертую пищу с помощью взрослого, пьет из бокала.
Ребенок относится к 1 группе инвалидности. Нуждается в полном уходе взрослого.
3.Индивидуальные образовательные потребности
В обучении и развитии ребенка учитываются индивидуальные образовательные потребности:
Потребность в максимально раннем выявлении и комплексной коррекции имеющихся отклонений в развитии осуществлена не была. Ребенок был принят в 1 класс школы в 9 лет. Дошкольная подготовка не проводилась.
Потребность в комплексной коррекционной помощи. Определение круга лиц, участвующих в образовании и их взаимодействие.
Для реализации особых образовательных потребностей обучающегося с НОДА с ТМНР обязательной является специальная организация всей его жизни, обеспечивающая развитие его жизненной компетенции.
Обучающийся испытывает потребность в организации комплексной коррекционной помощи. С ним проводит уроки, коррекционные занятия учитель начальных классов, учитель – логопед и педагог – психолог.
В разработке и реализации СИПР участвуют специалисты:
педагог – психолог …
учитель начальных классов – …
Педагог – психолог: по результатам комплексного психологического обследования у мальчика можно отметить «тотальное недоразвитие». Темповые характеристики деятельности и работоспособность отсутствуют. Мальчик не принимает инструкцию, не способен действовать по образцу. Отмечается отсутствие регуляторных функций. Критичность не сформирована. Обучаемость выражено снижена. Тотальное недоразвитие всех высших психических функций. Игровая деятельность не развита.
Учитель – логопед: по результатам комплексного логопедического обследования у мальчика можно отметить «СНР тяжёлой степени при умственной отсталости» Языковые средства не сформированы, ребенок не владеет речью. Отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. Затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи. Мальчик практически не реагирует на свое имя, с трудом различает по голосу окружающих взрослых. Не привлекает внимание взрослых с помощью вокализаций, двигательного беспокойства. Слабо реагирует на обращенную речь.
Потребность во введении специальных учебных предметов и коррекционных занятий, которых нет в содержании образования обычно развивающегося ребенка.
Приоритетными учебными предметами являются: «Общение и чтение», «Математические представления», «Жизнедеятельность человека», «Музыка», «Адаптивная физкультура».
Приоритетами в коррекционно-развивающей области являются: «Речевая практика», «Психомоторика и развитие деятельности», «Двигательная активность (развитие крупной и мелкой моторики»
4. Индивидуальный учебный план
№ |
Предметная область |
Учебные предметы |
Количество часов в неделю |
Количество часов в год |
1 |
Язык и речевая практика |
Общение и чтение |
0,5 |
33 |
2 |
Математика |
Математические представления |
1 |
33 |
3 |
Человек |
Жизнедеятельность человека |
1 |
30 |
4 |
Искусство |
Музыка |
1 |
30 |
5 |
Физическая культура |
Адаптивная физическая культура |
1 |
30 |
6 |
Коррекционно – развивающая область |
Речевая практика |
1 |
33 |
7 |
Психомоторика и развитие деятельности |
1 |
30 |
|
8 |
Двигательная активность (развитие крупной и мелкой моторики |
1,5 |
45 |
|
Итого |
8 |
|
5.Содержание образования специальной индивидуальной программы развития
Содержание образования СИПР включает конкретные задачи, отобранные из содержания учебных предметов, коррекционных занятий, которые актуальны для образования Панова Рустама в силу его психофизических способностей.
5.1. Личностные результаты освоения предметов
Возможные личностные результаты:
-
осознание себя, как «Я»; осознание своей принадлежности к определенному полу;
-
социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
-
владение элементарными навыками коммуникации (направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
4) способность к элементарному осмыслению социального окружения
5.2.Предметные области (учебные предметы):
Язык и речевая практика
Общение и чтение
Цель образовательно-коррекционной работы: формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации.
Описание возможных результатов обучения:
-
овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными;
-
понимание обращенной речи; понимание смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и др. графических изображений;
-
восприятие и использование средств альтернативной коммуникации: (, жестов, взгляда и др.);
-
умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения: умение вступать в контакт, использование предметов для выражения потребностей путем указания на них жестом, взглядом.
Содержание учебного предмета «Общение и чтение»
В настоящую программу включены следующие разделы:
«Коммуникация». Установление зрительного контакта с взрослым. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника. Привлечение внимания ребенка звучащими предметами, жестами, изображениями, речью. Выражение своих желаний с использованием взгляда, указательного жеста, изображения. Обращение с просьбой о помощи. Выражение согласия и несогласия. Выражение благодарности. Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации. Понимание слов, обозначающих объекты, субъекты (предметы, материалы, люди, животные и т.д.). Понимание слов, обозначающих функциональное назначение объектов и субъектов, действия. Понимание слов, обозначающих свойства (признаки) объектов и субъектов. Понимание слов, обозначающих состояния, свойства (признаки) действий. Понимание слов, обозначающих количество объектов, субъектов. Понимание слов, обозначающих места расположения объектов, субъектов («на столе», «около дома», «на верней полке» и т.д.). Понимание слов, указывающих на объекты, субъекты (я, ты, свой, мой, это и т.д.).
«Экспрессивная речь». Употребление отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов.
Математика
Математические представления
Цель образовательно-коррекционной работы: формирование элементарных математических представлений.
Описание возможных результатов обучения:
-
понимать названия используемых игрушек и словесного обозначения выполняемых действий с ними;
-
выделять один предмет из множества по подражанию и образцу действия взрослого;
-
показывать на себе и на кукле основные части тела и лица (руки, ноги, голова, глаза, нос, уши и т. п.) с помощью взрослого;
-
осуществлять действия с множествами на до числовом уровне (совместно с учителем, по подражанию, по образцу).
Содержание учебного предмета «Математические представления»
В настоящую программу включены следующие разделы:
«Количественные представления». Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»). Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом).
«Представления о форме». Узнавание (различение) геометрических тел: «шар». Соотнесение формы предмета с геометрическими телами. Соотнесение геометрической формы с геометрической фигурой. Соотнесение формы предметов с геометрической фигурой (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник). Сборка и разборка пирамидки.
«Представление о величине». Различение однородных (разнородных по одному признаку) предметов по величине. Сравнение двух предметов по величине способом приложения (приставления), «на глаз», наложения. Составление упорядоченного ряда по убыванию (по возрастанию). Различение однородных (разнородных) предметов по длине. Сравнение предметов по длине. Различение однородных (разнородных) предметов по ширине. Сравнение предметов по ширине. Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте.
«Представления о пространстве». Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображении): верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая) рука (нога, сторона тела). Определение месторасположения предметов в пространстве: близко (около, рядом, здесь), далеко (там), сверху (вверху), снизу (внизу), впереди, сзади, справа, слева, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре.
Человек
Жизнедеятельность человека
Цель образовательно-коррекционной работы:
формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.
Описание возможных результатов обучения:
Формирование представлений о себе.
-
Представления о собственном теле.
-
Распознавание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта.
-
Соотнесение себя со своим именем, отражением в зеркале.
-
Отнесение себя к определенному полу.
-
Умение и выражать свои интересы, желания с помощью звуков, жестов.
Представления о мире, созданном руками человека
-
Представления о доме, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, одежда, посуда и др.).
Освоение навыков учебной деятельности и накопление опыта продуктивного взаимодействия с взрослыми.
• Умение взаимодействовать со взрослыми.
Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.
• Представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.
Содержание учебного предмета «Жизнедеятельность человека »
В настоящую программу включены следующие разделы:
«Представления о себе» включает следующее содержание: представления о своем теле, его строении, о своих двигательных возможностях. Соотнесение себя со своим именем, отражением в зеркале. Отнесение себя к определенному полу. Умение выражать свои интересы, желания с помощью звуков, жестов.
«Семья» предполагает формирование представлений о своем ближайшем окружении: членах семьи, взаимоотношениях между ними. Ребенок учится понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию с ними с помощью звуков, жестов.
Музыка
Музыка:
Цель образовательно-коррекционной работы: эмоциональная отзывчивость на музыку.
Описание возможных результатов обучения:
Развитие восприятия музыки :
-
умение слушать разную по характеру музыку ;
-
приемы игры на музыкальных инструментах, сопровождение мелодии игрой на музыкальных инструментах (с помощью взрослого);
-
получение удовольствия, радости от совместной музыкальной деятельности.
Содержание учебного предмета «Музыка»
В настоящую программу включены следующие разделы:
«Слушание музыки». Слушание (различение) тихого и громкого звучания музыки. Определение начала и конца звучания музыки. Слушание (различение) быстрой, умеренной и медленной музыки. Слушание (различение) колыбельной песни и марша. Слушание (различение) веселой и грустной музыки. Узнавание знакомой песни. Слушание (различение) высоких и низких звуков. Слушание (различение) сольного и хорового исполнения произведения.
«Движение под музыку» ( с помощью взрослого). Хлопать в ладоши под музыку. Начинать движение под музыку вместе с началом ее звучания и останавливаться по ее окончании. Выполнять под музыку действия с предметами (наклонять предмет в разные стороны, опускать/поднимать предмет, подбрасывать/ловить предмет, махать предметом и т.п.).
«Игра на музыкальных инструментах» (с помощью взрослого). Слушание (различение) по звучанию музыкальных инструментов (контрастные по звучанию, сходные по звучанию). Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряд. Тихая и громкая игра на музыкальном инструменте. Сопровождение мелодии игрой на музыкальном инструменте. Своевременное вступление и окончание игры на музыкальном инструменте.
Физическая культура.
Адаптивная физкультура:
Цель образовательно-коррекционной работы:
-
создание комфортных коррекционно-развивающих условий, способствующих коррекции и развитию элементарных личностных особенностей обучающегося;
-
способствование общему сенсорному развитию высших психических функций, формированию положительной мотивации к учению.
Описание возможных результатов обучения:
восприятие собственного тела
Содержание учебного предмета «Адаптивная физкультура»
В настоящую программу включены следующие разделы:
-
общеразвивающие, прикладные и корригирующие упражнения, способствующие развитию прикладных умений и навыков;
-
игровые упражнения.
Общеразвивающие, прикладные и корригирующие упражнения:
-
дыхательные упражнения по подражанию;
-
основные положения и движения (с помощью взрослого);
-
удержание предметов.
Коррекционные курсы
Речевая практика
Цель образовательно-коррекционной работы: формирование речевой коммуникации.
Описание возможных результатов обучения:
-
выполнять задания по словесной инструкции;
-
понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека;
-
умение вступать в контакт.
Содержание учебного предмета «Речевая практика»
В настоящую программу включены следующие разделы:
«Аудирование и понимание речи». Выполнение простых и составных устных инструкций учителя. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители. Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудио-носителей.
«Дикция и выразительность речи». Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Использование мимики и жестов в общении. Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Организация речевого общения
«Базовые формулы речевого общения». Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени взрослым и ровесникам. Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи».
Психомоторика и развитие деятельности
Цель образовательно-коррекционной работы: обогащение сенсомоторного опыта, поддержанию и развитие способности к движению и функциональному использованию двигательных навыков.
Описание возможных результатов обучения:
-
формирование различных видов деятельности: продуктивных видов деятельности
-
развитие сенсорной сферы, межанализаторного взаимодействия;
-
развитие познавательных способностей.
Содержание учебного предмета «Психомоторика и развитие деятельности»
В настоящую программу включены следующие разделы:
-
сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности;
-
упражнения на развитие моторных движений.
Двигательная активность (развитие крупной и мелкой моторики)
Цель образовательно-коррекционной работы: подготовка к осуществлению произвольных движений, развитие способности к движению и функциональному использованию двигательных навыков.
Описание возможных результатов обучения:
-
мотивация двигательной активности; поддержка и развитие имеющихся движений;
-
расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений.
Содержание учебного предмета «Психомоторика и развитие деятельности»
В настоящую программу включены следующие разделы:
-
формирование умения удерживать голову;
-
формирование умения выполнять движения головой;
-
формирование умения выполнять движения руками;
-
формирование умения выполнять движения пальцами рук.
6.Совместная деятельность с семьёй обучающегося
6.1.Формы и методы работы с семьёй
При оказании семьи психолого-педагогической помощи используют следующие методы работы семьей:
-
метод наблюдения – помогает собрать материал о семье. Педагоги наблюдают за общением ребёнка и родителей в семье.
-
метод бесед – позволяет в доверительной обстановке выяснить причины проблем в семье, наметить пути их решения.
-
метод убеждения – помогает убедить родителей, чтобы они сами начали действовать в соответствии с данными рекомендациями, инструкциями, или обратились за необходимой помощью в ту или иную инстанцию.
Наиболее эффективными являются следующие формы обратной связи при работе с родителями:
-
беседы;
-
анализ ситуации динамики обучающегося в связи с активным включением родителей в жизнь образовательного процесса;
-
анкетирование.
6.2.Мероприятия работы с семьёй
|
Цель |
Содержание |
Сроки |
Ответственный |
|||
Индивидуальные консультации специалистов |
Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и особых образовательных потребностей ребенка, участие родителей в разработке СИПР |
Итоги диагностики, разработка СИПР. Подведение итогов обучения. Обмен информацией о ходе реализации СИПР |
В начале учебного года В конце учебного года В течение учебного года по запросу |
Специалисты школы, занимающиеся с ребёнком |
|||
Занятия для родителей обучающегося (мастер- классы) |
Обучение навыкам взаимодействия с ребенком, помощь в организации и проведении совместного досуга родителей и ребенка |
«Адаптивная физкультура» корригирующие упражнения «Речевая практика» обучение навыкам взаимодействия
Двигательная активность (развитие крупной и мелкой моторики) |
1 раз в месяц 1 раз в месяц 1 раз в месяц |
… … … |
|||
Присутствие родителей при проведении занятий
|
Обеспечение единства требований к обучающемуся
|
|
В течение учебного года на каждом занятии |
Специалисты школы, занимающиеся с ребёнком |
|||
Просмотр видеозаписей уроков/занятий с родителями с последующим обсуждением |
Обеспечение участия семьи в реализации СИПР, обеспечение единства требований к обучающемуся |
|
По запросу родителя, учителя или специалиста |
Специалисты школы, занимающиеся с ребёнком |
7. Необходимые технические средства и дидактические материалы
Технологии, используемые в обучении:
-
индивидуализация обучения;
-
игровые технологии»;
-
информационно-компьютерные технологии;
-
«пошаговое» обучение в процессе совместных действий с педагогом, повторение изученного материала.
Особые образовательные потребности обучающихся с НОДА с ТМНР обусловливают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала (преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности).
В качестве средств для выполнения заданий подобраны материалы для стимуляции тактильного, зрительного слухового восприятия – это яркие, необычные, интересные пособия, изготовленные своими руками, или заводские игрушки (резиновые, шероховатые, мягкие, с «колючками»; с деталями, которые возможно снять и рассмотреть, звенящие, заводные и многие другие; нитки (разные виды, ткани разных сортов, природные материалы (засушенные листья, шишки, желуди, скорлупа грецкого ореха и т.д.).
Модели и натуральный ряд: муляжи фруктов и овощей; кукла, модели животных, посуды, бытовых приборов, мебели и пр.
В качестве средств для выполнения заданий подобраны материалы, которые развивают сенсорную сферу ребенка: массажный аппликатор для пальчиковой гимнастики, кисточка с перьями, ворсовая щеточка для расслабления мелких мышц пальцев, гелевая игрушка для развития кистей рук, шарик с жесткой, шероховатой поверхностью и колючками для развития тактильных ощущений, ткани т. д.
Также для персонализации учебного процесса и эффективной социализации ребенка в работе используются информационно-компьютерные технологии. На занятиях, педагог применяет ноутбук.
Применяется полифункциональное игровое оборудование - мягкие модули, конструкторы, мячи, кубики, пирамидки и др.
8. Средства мониторинга и оценки динамики обучения
Учитель оценивает уровень сформированности представлений, действий, операций, внесенных в СИПР, динамику обучения по следующим критериям (1 раз в полугодие, т. е. 2 раза в год):
Содержание, задачи обучения (возможные (ожидаемые) результаты обучения и воспитания ребенка на первый год обучения. |
Оценка результативности освоения СИПР |
Динамика развития |
|
начало года |
конец года |
||
Альтернативная коммуникация |
|
|
|
Реагирует на голос учителя |
|
|
|
Реагирует на своё имя |
|
|
|
Реагирует на прикосновение |
|
|
|
Эмоциональный отклик на контакт |
|
|
|
Реагирует на звучащий предмет |
|
|
|
Поворачивает голову в сторону звучащего предмета |
|
|
|
Протягивает руку к звучащему предмету |
|
|
|
Реагирует на голоса ближайшего окружения |
|
|
|
Проявляет эмоциональную реакцию (улыбается) |
|
|
|
Использование жестов и эмоций |
|
|
|
Ориентировка в пространстве |
|
|
|
Определение направления звука |
|
|
|
Поворачивает голову в сторону звучащего предмета |
|
|
|
Смотрит на звучащий предмет |
|
|
|
Различение на слух звучания игрушек и простейших музыкальных инструментов |
|
|
|
Смотрит на звучащий предмет/простейший музыкальный инструмент |
|
|
|
Берет в руки звучащий предмет/простейший музыкальный инструмент |
|
|
|
Манипулирует звучащим предметом/простейшим музыкальным инструментом |
|
|
|
Восприятие слов «дай», «на» |
|
|
|
Выполнение инструкций со словами «дай», «на» |
|
|
|
Выполнение действий, связанных с самообслуживанием |
|
|
|
Пить |
|
|
|
Кушать |
|
|
|
Рассматривание ярких предметов |
|
|
|
Наблюдение и перемещение яркого крупного предмета |
|
|
|
Манипулирование ярким большим предметом |
|
|
|
Перемещение игрушки в пространстве |
|
|
|
Перекладывание игрушки |
|
|
|
Умение брать игрушку из рук учителя |
|
|
|
Действия, операции, внесенных в СИПР отражают степень самостоятельности обучающегося (в таблицу заносится условное обозначения самостоятельности действия):
Уровень самостоятельности |
Условное обозначения |
выполняет действие самостоятельно |
с |
выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной) |
и |
выполняет действие по образцу |
о |
выполняет действие с частичной физической помощью |
п |
выполняет действие со значительной физической помощью» |
пп |
действие не выполняет |
! |
узнает объект |
у |
не всегда узнает объект |
нву |
не узнает объект |
н |
На основании сравнения показателей текущей и предыдущей оценки экспертная группа делает вывод о динамике развития обучающегося за год по каждому показателю по следующей шкале:
Характер динамики |
Условное обозначения |
отсутствие динамики или регресс |
0 |
минимальная динамика (одна операция) |
1 |
удовлетворительная |
2 |
средняя динамика |
3 |
выраженная динамика |
4 |
полное освоение действия |
5 |
Список литературы
-
Авторская программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью Л.Б. Баряева, Д.И.Бойков; СПб.: ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011.
-
Авторская программа коррекционных курсов учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью под редакцией Л.Б. Баряева; СПб.: ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2015.
-
Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! Я ребёнок. Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми. М.: Дрофа, 2007.
-
Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей: Учеб. для студентов дефектол. фак. педвузов и ун-тов. 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, Владос, 1995.
-
Дедюхина Г.В. Кириллова Е.В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком. Москва Издательский центр «Техинформ», МАИ, 1997.
-
Чернякова В.Н. Развитие звуковой культуры речи у детей 4–7 лет: Сборник упражнений. М.: ТЦ Сфера, 2005.
-
Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: Методическое пособие / Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной. 2-е изд. М.: Экзамен, 2006.
-
Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения. СПб., 1998.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Календарно - тематическое планирование по предмету
«Общение и чтение»
1 класс (0,5 часа в неделю, 32 часа в год)
№п/п |
Тема урока. |
Кол-во часов |
Дата |
Виды деятельности |
1 |
Установление зрительного контакта с взрослым. Реагирование на собственное имя. |
0,5 |
26.09 |
Установление зрительного контакта. |
2 |
Установление зрительного контакта с взрослым. Приветствие собеседника. |
0,5 |
3.10 |
Установление зрительного контакта. |
3 |
Установление зрительного контакта с взрослым. Приветствие собеседника. Реагирование на собственное имя. |
0,5 |
10.10 |
Установление зрительного контакта. |
4 |
Привлечение внимания ребенка звучащими предметами, жестами, изображениями, речью. Поддержание зрительного контакта с говорящим (при предъявлении инструкции, в ходе беседы). |
0,5 |
17.10 |
Освоение особенностей звуковых предметов. |
5 |
Привлечение внимания ребенка звучащими предметами, жестами, изображениями, речью. Поддержание зрительного контакта с говорящим (при предъявлении инструкции, в ходе беседы). |
0,5 |
24.10 |
Освоение особенностей звуковых предметов. |
6 |
Выражение своих желаний с использованием взгляда, указательного жеста, изображения. |
0,5 |
7.11 |
Освоение особенностей указательных жестов. |
7 |
Выражение своих желаний с использованием взгляда, указательного жеста, изображения. |
0,5 |
14.11 |
Освоение особенностей указательных жестов. |
8 |
Выражение согласия и несогласия. Выражение благодарности. |
0,5 |
21.11 |
Развивать речевые навыки, используя громкую, тихую, шепотную речь. |
9 |
Общение с собеседником с учётом его эмоционального состояния. Прощание с собеседником. |
0,5 |
28.11 |
Развивать речевые навыки, используя громкую, тихую, шепотную речь. |
10 |
Импрессивная речь. Понимание слов, обозначающих объекты. |
0,5 |
5.12 |
Развивать речевые навыки, используя громкую, тихую, шепотную речь. |
11 |
Предметы, которые окружают тебя в комнате. Понимание обобщающих понятий. |
0,5 |
12.12 |
Развивать осмысленному рассматриванию картинок. |
12 |
Предметы, которые окружают тебя в комнате. Понимание обобщающих понятий. |
0,5 |
19.12 |
Развивать осмысленному рассматриванию картинок. |
13 |
Импрессивная речь. Понимание слов, обозначающих субъекты (людей) Родственники. |
0,5 |
26.12 |
Развивать речевые навыки, используя громкую, тихую, шепотную речь. |
14 |
Различение звуков окружающей действительности (стук, звон, гудение, жужжание и т.д.) |
0,5 |
9.01 |
Соотносить звуки: стук, звон, гудение (с помощью взрослого) |
15 |
Прослушивание аудиокниг. Звуки природы. |
0,5 |
16.01 |
Развивать умения слушать. |
16 |
Прослушивание аудиокниг. Звуки природы. |
0,5 |
23.01 |
Развивать умения слушать. |
17 |
Игра - имитация «Теремок» (имитация движений, звукоподражание) |
0,5 |
30.01 |
Умение слушать и проявлять интерес к сказкам |
18 |
Игры с использование пиктограмм. Цвет зимы – белый. |
0,5 |
6.02 |
Развивать умения различать (по образцу взрослого) |
19 |
Слушание аудиозаписей, узнавание разнообразных звуков природу, голоса животных. |
0,5 |
13.02 |
Развивать умение слушать звуки. |
20 |
Речевые игры: «Дождик – дождик», «Солнышко-ведрышко», «Травка зеленеет», «Весна-красна…», |
0,5 |
20.02 |
Развитие органов артикуляционного аппарата, постановка дыхания. |
21 |
Игра инсценировка: «Кто сказал – мяу» (имитация движений, звукоподражания) |
0,5 |
27.02 |
Развитие органов артикуляционного аппарата, постановка дыхания. |
22 |
Ознакомление со словом «хорошо», «плохо», жестом и символом. |
0,5 |
6.03 |
Развитие умения показа жестами (с помощью взрослого) |
23 |
Общение без слов. Как понять животных? |
0,5 |
13.03 |
Развитие мимических движений |
24 |
Слова и предметы. Рисунки и предметы в общении. |
0,5 |
20.03 |
Умение повторять движения за взрослым. |
25 |
Мир полон звуков. Звуки в природе. |
0,5 |
3.04 |
Развитие умения слушать звуки. |
26 |
Мир полон звуков. Звуки в природе. |
0,5 |
10.04 |
Развитие умения слушать звуки. |
27 |
Игра инсценировка: «Кто сказал – мяу» (имитация движений, звукоподражания) |
0,5 |
17.04 |
Развитие органов артикуляционного аппарата, постановка дыхания. |
28 |
Игры с использование пиктограмм. Цвет весны – зелёный. |
0,5 |
24.04 |
Развивать умения различать (по образцу взрослого) |
29 |
Звукоподражание. «В мире животных». |
0,5 |
8.05 |
Развитие органов артикуляционного аппарата, постановка дыхания. |
30. |
Звукоподражание. «В мире животных». |
0,5 |
15.05 |
Развитие органов артикуляционного аппарата, постановка дыхания. |
31. |
Выражение благодарности с помощью жестов и мимики. |
0,5 |
22.05 |
Развитие мимических движение по образцу взрослого. |
32. |
«Улыбка» в жизни ребёнка. |
0,5 |
29.05 |
Развивать умения улыбаться. |
Календарно - тематическое планирование по предмету
«Математические представления»
1 класс (1 час в неделю, 33 часа в год)
№ п\п |
Тема урока |
К-во часов |
Дата. |
Практическая часть |
Вид деятельности обучающегося |
1. |
Количественные представления. |
1 |
25.09 |
Игра в кубики с (помощью взрослого) |
Слушает, собирает |
Выделение одного предмета из множества и группировка предметов в единое множество (много предметов). |
|||||
2. |
Выделение одного предмета из множества и группировка предметов в единое множество (много предметов). |
1 |
2.10 |
Игра в кубики (помощью взрослого) |
Слушает, собирает (с помощью взрослого) |
3. |
Объединение одинаковых по форме, цвету предметов в различные множества (один-много, много-мало). |
1 |
9.10 |
Игра в игрушки (помощью взрослого) |
Слушает, играет (с помощью взрослого) |
4. |
Объединение одинаковых по форме, цвету предметов в различные множества (один-много, много-мало). |
1 |
16.10 |
Игра в игрушки (помощью взрослого) |
Слушает, играет (с помощью взрослого) |
5. |
Выделение одного (много) предметов, ориентируясь на величину. |
1 |
23.10 |
Игра: один большой мяч — много маленьких мячей, один маленький мяч — много больших мячей (помощью взрослого) |
Слушает, играет (с помощью взрослого) |
6. |
Выделение одного (много) предметов, ориентируясь на величину. |
1 |
6.11 |
Игра: один большой мяч — много маленьких мячей, один 1маленький мяч — много больших мячей (помощью взрослого) |
Слушает, играет (с помощью взрослого) |
7. |
Выполнение различных действий. |
1 |
13.11 |
Один — много хлопков, ударов молоточком или барабанной палочкой, совместно со взрослым, подражая действиям учителя или ориентируясь на словесную инструкцию. |
Слушает, выполняет совместно с учителем. |
8. |
Выполнение различных действий. |
1 |
20.11 |
Один — много хлопков, ударов молоточком или барабанной палочкой, совместно со взрослым, подражая действиям учителя или ориентируясь на словесную инструкцию |
Слушает, выполняет совместно с учителем. |
9. |
Выделение на основе тактильного обследования одного — много предметов. |
1 |
27.11 |
Игра: «Чудесный мешочек» (помощью взрослого) |
Слушает, играет (с помощью взрослого) |
10. |
Представления о форме. |
1 |
4.12 |
Игра: «Летит по небу шар» (помощью взрослого) |
Слушает, играет (с помощью взрослого) |
Выделение формы (шар). |
|||||
11. |
Выделение формы (шар). |
1 |
11.12 |
Игра: «Летит по небу шар» (помощью взрослого) |
Слушает, играет (с помощью взрослого) |
12. |
Дифференциация шара от любого многоугольника. |
1 |
18.12 |
Сравнение геометрических фигур (помощью взрослого) |
Слушает, рассматривает (с помощью взрослого) |
13. |
Дифференциация шара от любого многоугольника. |
1 |
25.12 |
Сравнение геометрических фигур (помощью взрослого) |
Слушает, рассматривает (с помощью взрослого) |
14. |
Прокатывание предметов круглой формы по полу, по столу, по желобку. |
1 |
8.01 |
Прокатывание шаров, мячей, клубков и т. п. (помощью взрослого) |
Прокатывает (с помощью взрослого) |
15. |
Прокатывание предметов круглой формы по полу, по столу, по желобку. |
1 |
15.01 |
Прокатывание шаров, мячей, клубков и т. п. (помощью взрослого) |
Прокатывает (с помощью взрослого) |
16. |
Представления о величине. |
1 |
22.01 |
Большая кукла — маленькая кукла; большой гриб — маленький гриб в различных игровых ситуациях, в изобразительной и конструктивной деятельности |
Слушает, играет (с помощью взрослого) |
Большой – маленький, больше – меньше. |
|||||
17. |
Большой – маленький, больше – меньше. |
1 |
29.01 |
Большая кукла — маленькая кукла; большой гриб — маленький гриб в различных игровых ситуациях, в изобразительной и конструктивной деятельности |
Слушает, играет. |
18. |
Большой – маленький, больше – меньше. |
1 |
5.02 |
Выполнение действий с предметами и игрушками различной величины, использование величины в практических действиях прикрепить прищепки к большому-маленькому кругу, прикрепить прищепки к краям большой корзины и краям маленькой корзины) (помощью взрослого) |
Слушает, играет, выполняет действия совместно. |
19. |
Большой – маленький, больше – меньше. |
1 |
12.02 |
Выполнение действий с предметами и игрушками различной величины, использование величины в практических действиях |
Слушает, играет, выполняет действия совместно. |
20. |
Представления о пространстве. |
1 |
19.02 |
Игра «Оглянись вокруг!» |
Играет с помощью учителя |
Первый, последний, впереди, следом, сзади. |
|||||
21. |
Первый, последний, впереди, следом, сзади. |
1 |
26.02 |
Игра «Оглянись вокруг!» |
Играет, слушает с помощью учителя. |
22. |
Справа, слева, выше, ниже. |
1 |
5.03 |
Игра «Оглянись вокруг!» |
Слушает, играет (с помощью взрослого) |
23. |
Справа, слева, выше, ниже. |
1 |
12.03 |
Игра «Оглянись вокруг!» |
Слушает, играет (с помощью взрослого) |
24. |
Показ на себе основных частей тела и лица. |
1 |
19.03 |
Игра «Зеркало». |
Играет, показывает (с помощью взрослого) |
25. |
Нахождение, показ основных частей тела и лица на кукле. |
1 |
2.04 |
Использование куклы крупного размера. |
Слушает, показывает (с помощью взрослого) |
26. |
Нахождение, показ основных частей тела и лица на кукле. |
1 |
9.04 |
Использование куклы меньшего размера, мягкие игрушки: кота, собаку, медведя и т. п. |
Слушает, показывает (с помощью взрослого) |
27. |
Обведение по контурам ладони и пальцев карандашом. |
1 |
16.04 |
Обведение по контурам ладони и пальцев карандашом совместно с учителем. |
Обводит с помощью взрослого. |
28. |
Показ и соотнесение руки с контурным изображением в процессе игровых упражнений. |
1 |
23.04 |
Игры: «Где мой пальчик?», «Пальчики здороваются» и т. п. (помощью взрослого) |
Играет . |
29. |
Временные представления. Изменения в природе. |
1 |
30.04 |
Узнавание и простейших явлений погоды (холодно, тепло, идет дождь, идет снег) в процессе наблюдений за изменениями в природе. |
Слушает. |
30. |
Изображение соответствующих явлений природы с помощью имитационных действий. |
1 |
7.05 |
Изображение соответствующих явлений природы с помощью имитационных действий. |
Изображает совместно с учителем. |
31. |
Изображение соответствующих явлений природы с помощью имитационных действий. |
1 |
14.05 |
Изображение соответствующих явлений природы с помощью имитационных действий. |
Изображает совместно с учителем. |
32. |
Солнце и луна в природе. |
1 |
21.05 |
Узнавание солнца и луны в природе по иллюстрациям. |
Слушает. |
33. |
Солнце и луна в природе. |
1 |
28.05 |
Узнавание солнца и луны в природе по иллюстрациям. |
Слушает. |
Календарно - тематическое планирование по предмету
«Адаптивная физкультура»
1 класс (1 час в неделю, 30 в год)
№ п/п |
Кол-во часов |
дата |
Тема урока
|
Виды деятельности |
1 четверть |
||||
1 |
1 |
27.09. |
Входная диагностика. |
|
2 |
1 |
4.10. |
Дыхательные упражнения по подражанию
|
«Согреть руки» - хо-хо-хо – выдох через рот. «Остудить воду» - ф-ф-фу – выдох |
3 |
1 |
11.10. |
Наклоны головы вперед, назад (с помощью взрослого). |
Упражнения для мышц и шеи. Наклоны головы вперед, назад с произнесением звуков педагогом – «да-да-да». |
4 |
1 |
18.10. |
Наклоны головы в стороны (с помощью взрослого). |
Наклоны головы в стороны с произнесением звуков – «ай, яй, яй». Повороты головы в стороны с произнесением звуков – «нет», «нет». |
5 |
1 |
25.10. |
Наклоны туловища вперед (с помощью взрослого). |
Упражнения для мышц туловища «Дровосеки» - наклоны туловища вперед. |
2 четверть |
||||
6 |
1 |
8.11. |
Наклоны туловища в стороны (с помощью взрослого). |
«Маятник» - наклоны туловища в стороны |
7 |
1 |
15.11. |
Повороты туловища с маховым движением рук (с помощью взрослого). |
«Косим траву» - повороты туловища с маховым движением рук. |
8 |
1 |
22.11. |
Упражнения для мышц туловища (с помощью взрослого). |
Упражнения для мышц туловища «Дровосеки» - наклоны туловища вперед. «Маятник» - наклоны туловища в стороны. «косим траву» - повороты туловища с маховым движением рук. |
9 |
1 |
29.11. |
Упражнения для формирования правильной осанки (с помощью взрослого). |
Упражнения для мышц туловища «Дровосеки» - наклоны туловища вперед. «Маятник» - наклоны туловища в стороны. «косим траву» - повороты туловища с маховым движением рук. |
10 |
1 |
6.12. |
Сгибание пальцев в кулак и разгибание |
Сгибание пальцев в кулак и разгибание (с помощью взрослого). |
11 |
1 |
13.12. |
Сгибание и разгибание кисти. |
Сгибание и разгибание кисти (с помощью взрослого). |
12 |
1 |
20.12. |
Повороты кисти ладонью кверху и книзу |
Повороты кисти ладонью кверху и книзу (с помощью взрослого). |
13 |
1 |
27.12. |
Расслабление кисти – «стряхнули воду». |
Расслабление кисти – «стряхнули воду» (с помощью взрослого).. |
3 четверть |
||||
14 |
1 |
10.01. |
Удержание предмета в руке. |
Удержание маленького мяча в руке (с помощью взрослого). |
15 |
1 |
17.01. |
Наклоны головы в стороны (с помощью взрослого). |
Наклоны головы в стороны с произнесением звуков – «ай, яй, яй». Повороты головы в стороны с произнесением звуков – «нет», «нет». (с помощью взрослого). |
16 |
1 |
24.01. |
Наклоны туловища вперед (с помощью взрослого). |
Упражнения для мышц туловища «Дровосеки» - наклоны туловища вперед. (с помощью взрослого). |
17 |
1 |
31.01. |
Наклоны туловища в стороны (с помощью взрослого). |
«Маятник» - наклоны туловища в стороны (с помощью взрослого). |
18 |
1 |
7.02. |
Движение рук: вперед, в стороны. |
Движение рук: вперед, в стороны. (с помощью взрослого). |
19 |
1 |
21.02. |
Движение рук: вперед, в стороны, вверх, вниз. |
Движение рук: вперед, в стороны, вверх, вниз (с помощью взрослого). |
20 |
1 |
28.02. |
Хлопки вверху, внизу, сгибание и разгибание рук в локтевых суставах |
Хлопки вверху, внизу, сгибание и разгибание рук в локтевых суставах (с помощью взрослого). |
21 |
1 |
7.03. |
Выполнение основных движений рук. |
Движение рук: вперед, в стороны, вверх, вниз, хлопки вверху, внизу, сгибание и разгибание рук в локтевых суставах. (с помощью взрослого). |
22 |
1 |
14.03. |
Удержание мяча двумя руками. |
Удержание мяча двумя руками. (с помощью взрослого). |
23 |
1 |
21.03. |
Поднимание ног. |
Поднимание ног (с помощью взрослого). |
4 четверть |
||||
24 |
1 |
4.04. |
Поднимание рук с флажками вперед, вверх. |
Движение рук: вперед, вверх (с помощью взрослого). |
25 |
1 |
11.04. |
Поднимание рук с флажками в стороны, опускание вниз |
Движение рук: в стороны, вниз (с помощью взрослого). |
26 |
1 |
18.04. |
Помахивание флажками. |
Помахивание флажками. (с помощью взрослого). |
27 |
1 |
25.04. |
Поднимание рук с флажками вперед, вверх, в стороны, опускание вниз. |
Движение рук: вперед, в стороны, вверх, вниз, на пояс, к плечам, хлопки вверху, внизу, сгибание и разгибание рук в локтевых суставах. |
28 |
1 |
16.05. |
Движения рук с флажками вверху, внизу, помахивание флажками. |
Маховые движения руками с флажками |
29 |
1 |
23.05. |
Дыхательные упражнения по подражанию
|
«Согреть руки» - хо-хо-хо – выдох через рот. «Остудить воду» - ф-ф-фу – выдох |
30 |
1 |
30.05. |
Итоговая диагностика |
|
Календарно - тематическое планирование по предмету
«Музыка»
1 класс (1 час в неделю, 30 в год)
№ п/п |
Кол-во часов |
дата |
Тема урока
|
Виды деятельности |
1 четверть |
||||
1 |
1 |
27.09. |
Входная диагностика. |
|
2 |
1 |
4.10. |
Музыка вокруг нас. |
Показать, что каждое жизненное обстоятельство находит отклик в музыке |
3 |
1 |
11.10. |
Разнохарактерная музыка. |
Знакомство с народными песенками-попевками |
4 |
1 |
18.10. |
Краски осени. |
Развитие умения слушать и слышать музыку |
5 |
1 |
25.10. |
Что ты рано осень в гости к нам пришла? |
Развитие умения слушать и слышать музыку |
2 четверть |
||||
6 |
1 |
8.11. |
Ритмико – гимнастические упражнения |
Ритмично выполнять несложные движения руками ( с помощью взрослого) |
7 |
1 |
15.11. |
Краски осени. |
Развитие умения слушать и слышать музыку |
8 |
1 |
22.11. |
Что ты рано осень в гости к нам пришла? |
Развитие умения слушать и слышать музыку |
9 |
1 |
29.11. |
Ритмико – гимнастические упражнения |
Ритмично выполнять несложные движения руками( с помощью взрослого) |
10 |
1 |
6.12. |
На чем играют музыку? |
Соотносить темп движений с темпом музыкального произведения ( с помощью взрослого) |
11 |
1 |
13.12. |
Веселые ложки. |
Соотносить темп движений с темпом музыкального произведения ( с помощью взрослого) |
12 |
1 |
20.12. |
Знакомство с бубном. |
Соотносить темп движений с темпом музыкального произведения ( с помощью взрослого) |
13 |
1 |
27.12. |
О чем рассказывает музыка? |
Развитие умения слушать и слышать музыку |
3 четверть |
||||
14 |
1 |
10.01. |
Характеры людей в музыке. |
Развитие умения слушать и слышать музыку |
15 |
1 |
17.01. |
Музыка и движение. |
Развитие умения слушать и слышать музыку |
16 |
1 |
24.01. |
«Детский альбом» П.И. Чайковского. |
Развитие умения слушать и слышать музыку |
17 |
1 |
31.01. |
Слушание тихого и громкого звучания музыки |
Развитие умения слушать и слышать музыку |
18 |
1 |
7.02. |
Слушание колыбельной песни |
Развитие умения слушать и слышать музыку |
19 |
1 |
21.02. |
Слушание марша |
Развитие умения слушать и слышать музыку |
20 |
1 |
28.02. |
«Кит» - танец. «Кит» - марш. «Кит» - песня. |
Развитие умения слушать и слышать музыку |
21 |
1 |
7.03. |
Слушание веселой и грустной музыки |
Развитие умения слушать и слышать музыку |
22 |
1 |
14.03. |
Слушание сольного и хорового исполнения произведения. |
Развитие умения слушать и слышать музыку |
23 |
1 |
21.03. |
Узнавание знакомой песни. |
Развитие умения слушать и слышать музыку |
4 четверть |
||||
24 |
1 |
4.04. |
Музыка утра |
Развитие умения слушать и слышать музыку |
25 |
1 |
11.04. |
Музыка вечера. |
Развитие умения слушать и слышать музыку |
26 |
1 |
18.04. |
Музыка в цирке |
Развитие умения слушать и слышать музыку |
27 |
1 |
25.04. |
Слушание детских песен. |
Развитие умения слушать и слышать музыку |
28 |
1 |
16.05. |
Ритмико – гимнастические упражнения |
Ритмично выполнять несложные движения руками( с помощью взрослого) |
29 |
|
23.05. |
Узнавание знакомой песни. |
Развитие умения слушать и слышать музыку |
30 |
1 |
30.05. |
Итоговая диагностика |
|
Календарно - тематическое планирование по предмету
«Жизнедеятельность человека»
1 класс (1 час в неделю, 30 в год)
№ п/п |
Кол-во часов |
дата |
Тема урока
|
Виды деятельности |
1 четверть |
||||
1 |
1 |
27.09. |
Входная диагностика. |
|
2 |
1 |
4.10. |
Волшебные слова |
Слушание объяснений учителя, повторение по возможности вежливых слов, учатся здороваться(звуком) |
3 |
1 |
11.10. |
Знакомство. |
Действует по подражанию |
4 |
1 |
18.10. |
Человек: строение |
Показывать части тела с помощью учителя |
5 |
1 |
25.10. |
Пол, имя, фамилия |
Умение слушать называние своего пола, имя, фамилию |
2 четверть |
||||
6 |
1 |
8.11. |
Лицо человека: глаза, уши, нос |
Различают органы чувств, их характерные особенности ( с помощью взрослого). |
7 |
1 |
15.11. |
Человек: строение |
Показывать части тела с помощью учителя |
8 |
1 |
22.11. |
Пол, имя, фамилия |
Умение слушать называние своего пола, имя, фамилию |
9 |
1 |
29.11. |
Лицо человека: глаза. |
Различают органы чувств, их характерные особенности ( с помощью взрослого). |
10 |
1 |
6.12. |
Лицо человека: уши. |
Различают органы чувств, их характерные особенности ( с помощью взрослого). |
11 |
1 |
13.12. |
Лицо человека: нос. |
Различают органы чувств, их характерные особенности ( с помощью взрослого). |
12 |
1 |
20.12. |
Лицо человека: глаза, уши, нос |
Различают органы чувств, их характерные особенности ( с помощью взрослого). |
13 |
1 |
27.12. |
Органы чувств человека |
Охрана органов чувств |
3 четверть |
||||
14 |
1 |
10.01. |
Режим питания. Продукты питания. |
Выражение своих чувств при голоде. |
15 |
1 |
17.01. |
Тело человека: ноги |
Различают тело человека , их особенности. |
16 |
1 |
24.01. |
Тело человека: руки |
Различают тело человека , их особенности. |
17 |
1 |
31.01. |
Тело человека: туловище |
Различают тело человека , их особенности. |
18 |
1 |
7.02. |
Тело человека: голова |
Различают тело человека , их особенности. |
19 |
1 |
21.02. |
Человек: строение |
Показывать части тела с помощью учителя |
20 |
1 |
28.02. |
Члены семьи: мама |
Распознавать своё ближайшее окружение |
21 |
1 |
7.03. |
Члены семьи: папа |
Распознавать своё ближайшее окружение |
22 |
1 |
14.03. |
Члены семьи: дедушка |
Распознавать своё ближайшее окружение |
23 |
1 |
21.03. |
Члены семьи: дядя, тётя |
Распознавать своё ближайшее окружение |
4 четверть |
||||
24 |
1 |
4.04. |
Члены семьи. |
Распознавать своё ближайшее окружение |
25 |
1 |
11.04. |
Безопасность при общении с животными (кот) |
Учатся правильно обращаться с животными, выполнение подражательных действий доступных ребёнку |
26 |
1 |
18.04. |
Человек: строение |
Показывать части тела с помощью учителя |
27 |
1 |
25.04. |
Лицо человека. |
Различают органы чувств, их характерные особенности ( с помощью взрослого). |
28 |
1 |
16.05. |
Пол, имя, фамилия |
Умение слушать называние своего пола, имени, фамилию |
29 |
1 |
23.05. |
Самые полезные овощи и фрукты |
Отличать овощи и фрукты на вкус (используются фрукты. которые можно ребёнку) |
30 |
1 |
30.05. |
Итоговая диагностика. |
|
Календарно - тематическое планирование по предмету
«Психомоторика и развитие деятельности»
1 класс ( 1 час в неделю, 30 в год)
№ |
Тема занятия |
Количество часов |
Дата проведения |
1 четверть |
|||
1 |
Фиксация взгляда на лице человека |
1 |
26.09 |
2 |
Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете |
1 |
03.10 |
3 |
Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка |
1 |
10.10 |
4 |
Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном справа и слева от него |
1 |
17.10 |
5 |
Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом |
1 |
24.10 |
2 четверть |
|||
6 |
Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом |
1 |
07.11 |
7 |
Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха, плеча, талии |
|
14.11 |
8 |
Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука |
1 |
21.11 |
9 |
Локализация неподвижного удаленного источника звука |
1 |
28.11 |
10 |
Соотнесение звука с его источником |
1 |
05.12 |
11 |
Нахождение объектов, одинаковых по звучанию |
1 |
12.12 |
12 |
Адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека |
1 |
19.12 |
13 |
Адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по температуре, фактуре, вязкости |
1 |
26.12 |
3 четверть |
|||
14 |
Адекватная реакция на давление на поверхность тела |
1 |
16.01 |
15 |
Адекватная реакция на положение тела |
1 |
23.01 |
16 |
Адекватная реакция на положение частей тела |
1 |
30.01 |
17 |
Различение материалов по характеристикам (температура, фактура, влажность, вязкость) |
1 |
06.02 |
18 |
Адекватная реакция на запахи |
1 |
20.02 |
19 |
Адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым качествам |
1 |
27.02 |
20 |
Сминание материала |
1 |
06.03 |
21 |
Разрывание материала |
1 |
13.03 |
22 |
Размазывание материала |
1 |
20.03 |
4 четверть |
|||
23 |
Разминание материала |
1 |
03.04 |
24 |
Захват, удержание, отпускание предмета |
1 |
10.04 |
25 |
Встряхивание предмета |
1 |
17.04 |
26 |
Вращение предмета |
1 |
24.04 |
27 |
Нажимание на предмет (всей рукой, пальцем) |
1 |
08.05 |
28 |
Сжимание предмета |
1 |
15.05 |
29 |
Толкание предмета |
1 |
22.05 |
30 |
Складывание предметов (возможно перекладывание предметов) |
1 |
29.05 |
Календарно - тематическое планирование по предмету
«Двигательная активность (развитие крупной и мелкой моторики)»
1 класс (1,5 часа в неделю, 45 часов в год)
№ занятия |
Тема занятия |
Содержание |
Количество часов |
Дата проведения |
1 четверть |
||||
1 2 3 4 |
Формирование умения удерживать голову (в положении лежа на спине на коврике) |
Для того чтобы ребенок приподнял и удерживал голову, учитель привлекает его внимание ярким по цвету, звучащим или светящимся |
3 |
25.09 26.09 02.10 03.10 |
5 6 7 8 |
Формирование умения удерживать голову (в положении лежа на спине на большом мяче) |
«Круговые» движения ребенок выполняет по образцу, заданному учителем, в медленном темпе |
3 |
09.10 10.10 16.10 17.10 |
9 10 11 |
Формирование умения удерживать голову (в положении лежа на животе на коврике) |
«Круговые» движения ребенок выполняет по образцу, заданному учителем, в медленном темпе |
2 |
23.10 24.10 06.11 |
2 четверть |
||||
12 13 14 15 |
Формирование умения удерживать голову (в положении лежа на животе на большом мяче) |
Выкладывать ребенка на спину или на живот на горизонтальную поверхность или на большой гимнастический мяч |
3 |
07.11 13.11 14.11 20.11 |
16 17 18 |
Формирование умения удерживать голову на боку |
Выкладывать ребенка на спину или на живот на горизонтальную поверхность или на большой гимнастический мяч |
2,5 |
21.11 27.11 28.11 |
19 20 21 22 23 |
Формирование умения выполнять движения головой |
Выполнение движений головой: наклоны вправо, влево, вперед в положении лежа на спине, на животе, стоя, сидя |
3,5 |
04.12 05.12 11.12 12.12 18.12 |
24 25 26 |
Формирование умения выполнять движения руками |
Выполнение движений руками: вперед, назад, вверх, в стороны, «круговые» |
2,5 |
19.12 25.12 26.12 |
3 четверть |
||||
27 28 29 30 31 32 |
Формирование умения выполнять движения пальцами рук |
Ребенок учится выполнять движения пальцами в процессе совместных действий с учителем |
4,5 |
15.01 16.01 22.01 23.01 29.01 30.01 |
33 34 35 36 |
Формирование умения выполнять движения плечами |
Учитель встает перед ребенком и поднимает свои плечи. После этого он просит ребенка сделать так же |
3 |
05.02 06.02 19.02 20.02 |
37 38 39 40 |
Формирование умения опираться на предплечья и кисти рук |
Из положения лежа(с согнутыми локтями) помогаем ребенку выпрямляться |
3 |
26.02 27.02 05.03 06.03 |
41 42 43 44 |
Формирование умения изменять позу в положении лежа |
Изменение позы в положении лежа: поворот со спины на живот, поворот с живота на спину |
3 |
12.03 13.03 19.03 20.03 |
4 четверть |
||||
45 46 47 48 |
Формирование умения изменять позу в положении сидя |
Изменение позы в положении сидя: поворот (вправо, влево), наклон (вправо, влево) |
3 |
02.04 03.04 09.04 10.04 |
49 50 51 52 |
Формирование умения захватывать предметы средние по размеру |
Учитель вкладывает в руку ребенка предмет среднего размера, после показывает ребенку возможные манипуляции с предметом |
3 |
16.04 17.04 23.04 24.04 |
53 54 55 56 |
Формирование умения захватывать предметы крупные по размеру |
Учитель вкладывает в руку ребенка предмет крупного размера, после показывает ребенку возможные манипуляции с предметом |
3 |
07.05 08.05 14.05 15.05 |
57 58 59 60 |
Формирование умения захватывать предметы мелкие по размеру |
Учитель вкладывает в руку ребенка предмет мелкого размера, после показывает ребенку возможные манипуляции с предметом |
3 |
21.05 22.05 28.05 29.05 |
Итого: |
45 часов |
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Вебинар «Современные методики и технологии коррекционно-образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
Доработайте Ваш материал согласно Требований Портала Учмет. Подробнее я отправила Вам личным сообщением.
С уважением, Львова С.А.