Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей 4-5 лет. Игра-путешествие "Приключения в зимнем лесу".
1.Обогащение активного словаря: расширять, уточнять и активизировать словарь по теме в процессе чтения стихотворений. Словарь: холод, мороз, метелица, вьюга, зимние забавы, снеговик, лед, снег, снежок, сугроб.
2. Развитие связной речи: отвечать на вопросы по картине полным ответом.
3. Развитие грамматического строя: согласование по родам, изменение по падежам, по числам.
4. Развитие звуковой и интонационной стороны речи, фонематического слуха
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 200 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по
познавательно-речевому направлению развития детей»
МБДОУ № 200
660073, г. Красноярск, ул. Николаева, 11 «Д»
Телефон/факс 8(391) 224-35-52
сайт: dou200@krsnet.ru
e – mail: dou200@bk.ru
Материалы для участия в конкурсе
среди педагогов дошкольных образовательных учреждений
«Творческий воспитатель»
Номинация: Речевое развитие
Участник: Моисеенко Наталия Дмитриевна, воспитатель МБДОУ № 200
г. Красноярск
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема: Приключения в зимнем лесу
Возрастная группа: средний дошкольный возраст (4-5 лет)
Образовательные области:
Основная: речевое развитие
Цель:
1) побуждать детей употреблять в речи слова и словосочетания в соответствии с условиями и задачами общения, речевой и социальной ситуацией, связывать их по смыслу;
2) вводить в речь детей новые слова и понятия по теме
Задачи:
1.Обогащение активного словаря: расширять, уточнять и активизировать словарь по теме в процессе чтения стихотворений. Словарь: холод, мороз, метелица, вьюга, зимние забавы, снеговик, лед, снег, снежок, сугроб.
2. Развитие связной речи: отвечать на вопросы по картине полным ответом.
3. Развитие грамматического строя: согласование по родам, изменение по падежам, по числам.
4. Развитие звуковой и интонационной стороны речи, фонематического слуха
-
развивать речевое дыхание и речевое внимания;
-
формировать правильное звукопроизношение;
-
развивать речевой слух (фонематического и фонетического восприятия);
-
развивать просодическую сторону речи (силу, высоту, темп, тембр и громкость речи, силу голоса)
Планируемый результат:
выучить стихотворение на Новый год, используя мнемотаблицу, активизировать активный словарь по теме «Зима» и «Новый год».
Предварительная работа:
1. Экскурсии в сквер или парк, наблюдение за зимними забавами детей
2. Чтение и заучивание стихотворений о Новом годе
3. Просмотр фотографий, альбомов, фильмов о зиме, о Новогоднем празднике
4. Конкурс рисунков и поделок совместно с родителями «Мастерская Деда Мороза»
5. Фотовыставка и стенгазета «Новогодний серпантин»
Оборудование и используемые материалы: мультимедийный проектор, экран, выставка рисунков, запись песен о Новом годе, запись музыки, имитирующей движения животных, магнитная доска, призы, наборы елочек с новогодними игрушками для украшения елочек, снежок, снежинки, мнемотаблица для разучивания стихотворения, конверт с письмом от Деда Мороза, раскраски снеговиков, голубые карандаши.
Перечень видов деятельности и форм работы:
-
игры дидактические: «Передай снежок скорей», «Елку наряжай!», «Посмотри и изобрази», «Найди отличия», «Разложи по порядку», «Что изменилось?», «Скажи ласково», «Один-много», «Чего не стало», «Отвечай, не зевай!».
-
решение проблемной ситуации «что было бы, если бы» не было Нового года
-
проектная деятельность – оформление выставки «Мастерская Деда Мороза» и создание сборника иллюстраций к книге-письму для Деда Мороза «Наши мечты о Новогодних подарках», тематической стенгазеты
-
слушание и пение песен о Новогоднем празднике и чтение стихотворений
-
просмотр познавательного фильма о Деде Морозе с последующим обсуждением накануне занятия
-
моделирование (собери мнемотаблицу для заучивания стихотворения из карточек)
Перечень методической и художественной литературы:
Программа «Развитие» под редакцией Л.А. Венгера для детей дошкольного возраста. – Москва, 1999
Алябьева Е.А. Как научить ребенка запоминать стихи. – М.:ТЦ СФЕРА, 2010
Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика. – С.-П.:КАРО, - 2009
Крупенчук О.И.Тренируем пальчики-развиваем речь. – С.-П.:ЛИТЕРА, - 2009
Слюсарь К.Н.Логоритмические занятия с детьми 3-5 лет.–М:ГНОМ и Д, 2012
Хацкалева Г.А. Организация двигательной активности дошкольников с использованием логоритмики. - М.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, - 2013
Музыкальное сопровождение: песня «На санях с бубенцами» (видеоролик); музыка, имитирующая движения животных.
Ход занятия:
I часть «Мотивационно-побудительная»
Воспитатель:
Оделась речка в тонкий лед.
А снег идет, идет, идет…
Вовсю старается зима:
Белит поля, белит дома,
Мостит дорогу для саней,
Поедет Дед Мороз по ней.
Очень скоро к нам приедет Дед Мороз!
- Какой скоро будет праздник (Новый год!)
- А что будет, если мы не сможем отметить Новый год? (не будет подарков, елочки, костюмов, Деда Мороза, Снегурочки и т.п.)
Забегает зайчонок: Здравствуйте! (Грустит)
Воспитатель: Здравствуй, зайчонок! А почему ты такой грустный? Зайчонок: Дед Мороз не сможет в Новый год проехать на санях с подарками к лесным зверям!
Воспитатель: Почему же ты так думаешь?
Зайчонок: Всю дорогу засыпала, завалила снежными сугробами злая волшебница Вьюга. Помогите, только вы сможете снять заклинание и помочь разобрать сугробы. Для этого Вам надо пройти испытания. За каждое пройденное испытание вы получите часть волшебного стихотворения. Нужно собрать все части стихотворения, выучить его и рассказать. Тогда все сугробы исчезнут! Вы готовы помочь? Тогда отправляемся в лес! Нас ждут новогодние приключения в зимнем лесу! Вперед! (под веселую новогоднюю песню отправляемся на санях в лес - видеоролик)
II часть. Основная
Подъезжаем к первому сугробу - испытанию. Берем картинку с заданием.
Испытание первое - «Пластический этюд».
1.Изобразить зимние забавы (сопровождать показом иллюстрации):
-
вы катаетесь на коньках,
-
играете в снежки,
-
лепите снежную бабу,
-
ходите на лыжах,
-
везете на санках малышей
-
водим хоровод вокруг елки
Упражнение «Отвечай, не зевай» (Отвечаем полными ответами на вопросы по картинам)
2. Изобразить зверей в зимнем лесу:
-
спящего медведя
-
зайца под кустом
-
голодного волка
-
зверям очень холодно
3. Изобразить грустного и веселого снеговика.Сравнить «Грустный-веселый»
-
Снеговики радуется снегу и морозу. Веселое выражение глаз и улыбка.
-
Снеговик грустный, потому что тает, изобразить печальный взгляд.
Игра «Найди отличия»
или
После испытания вручаем первую часть стихотворения:
«Дед Мороз – красный нос» и картинку из мнемотаблицы.
Вывешиваем ее на доску.
Испытание второе «Сосулька» на развитие артикуляции.
Подъезжаем ко второму сугробу.
Покажите «Сосульку». Высунуть острый язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении под счет до 10.
«Санки-ледянки». Сделать язык «Чашечкой»
«Санки». Язык «чашечкой» скользит боковыми краями по верхним коренным зубам.
«Ветер открывает и закрывает форточку». Язык высунут, поднимается и отпускается кончик. Рот открыт.
Игра: «Скажи ласково» снег – …
снеговик – …
сугроб - …
зима - … и т.д.
Игра «Чего нет?». Выкладываются картинки: Дед Мороз, Снегурочка, елочка, шарики, мешок с подарками, бусы, фонарики. Дети закрывают глаза, убираем одну картинку и спрашиваем, что изменилось? Чего нет. (Изменение по падежам. Род.пад)
Игра «Один – много». Дети говорят предъявляемое слово во множественном числе. (Изменение по числам): снежок- …., сугроб - ….. и т.д.
После испытания вручаем вторую часть стихотворения:
«Что с собою ты принес?» и картинку из мнемотаблицы.
Вывешиваем ее на доску, повторяем эти строчки. Затем повторяем первую и вторую строчку вместе:
Дед Мороз – красный нос
Что с собою ты принес?
Испытание третье «Вьюга» на развитие речевого дыхания и голоса.
Старая, седая, с ледяной клюкой,
Вьюга ковыляет Бабою Ягой.
Разыграйтесь-ка, метели!
Гнитесь ниже, сосны, ели!
Все, что есть в моем лесу
Я засыплю, занесу!
Покажите как Вьюга воет: «з-з-з-з-з-з-З-з-з-З». (С усилением голоса)
Застонал лес от вьюги: «М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом)
Застонали дубы: «М-м-м-м-м-м». (Тихо, низким голосом)
Застонали березы: «М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом)
Шумят ели: «Ш-ш-ш-ш-ш».
Волчата воют: «У-У-У-У-У» (громко, протяжно, тихо)
Стихает вьюга: «С-С-с-с-с»
После испытания добавляется следующая строчка заклинания-стихотворения с карточкой мнемотаблицы:
«Письма мы тебе писали» повторяем строчку стихотворения, затем все с начала.
Испытание четвертое «Мы во двор пошли гулять» на развитие мелкой моторики. Выполнять движения пальчиками и руками в соответствии с содержанием стихотворения Н.Нищевой:
Мы во двор пошли гулять
Раз, два, три, четыре, пять,
(Загибать пальчики по одному)
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили.
(Имитировать лепку комков)
Птичек крошками кормили.
(Крошить хлеб всеми пальчиками),
С горки мы потом катались.
(Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой)
А еще в снегу валялись.
(Класть ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли.
(Отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли.
(Производить движения воображаемой ложкой, положить руки под щеку)
Зима (Крупечук О.И.)
Снег зимой летает, |
Опускаем руки ладонями вниз, Шевелим пальцами. |
Тихо отдыхает. |
Руки разводим в стороны. |
Я его жалею и в ладонях грею. |
Одна ладонь накрывает другую – «лепим снежок», дуем на руки. |
Задание: нарисовать снежинку (6 лучей, состоит из маленьких кристаллов льда), раскрасить снежки в голубой цвет.
Пальчиковая гимнастика «Мы с тобой снежок лепили»
Один, два, три, четыре, пять, (загибают пальчики).
Мы с тобой снежок слепили (Дети «лепят»).
Круглый, крепкий, очень гладкий.
(Показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую)
И совсем-совсем не сладкий. (Грозят пальчиком)
Раз – подбросим, (Подбрасывают)
Два – поймаем, (Ловят)
Три – уроним, (Роняют)
И …. сломаем (Топают)
После испытания получают следующую часть стихотворения и картинку :
«И рисунки отсылали»
Читаем все, что получилось по картинкам мнемотаблицы.
Испытание «Снежинки». Развитие речевого внимания и дыхания.
Дети берут по две снежинки, кладут их на ладони. Стихотворение М.Картушиной:
Ой, летят, летят снежинки, Белоснежные пушинки. |
Руки в сторону, кружение на месте. |
Это зимушка-зима Рукавами повела |
Поочередно отводить руки в стороны. |
Все снежинки закружила И на землю опустила. |
Кружение на месте, руки в стороны. Присесть. Подуть на снежинки. |
Сколько снега намело, посмотрите, какие снежинки красивые. Давайте возьмем их за ниточки и подуем на снежинки. Вдох через нос, выдох плавный через рот.
Чтение стихотворения сопровождаем движениями….
Кружатся
снежинки в воздухе морозном.
Падают
на землю кружевные звезды.
Вот одна
упала на мою ладошку.
Ой, не тай,
снежинка,
Подожди немножко.
На
снежинку поглядели.
Снежинки вправо
полетели-
Дети вправо посмотрели
Снежинки
влево полетели-
Глазки влево
посмотрели.
Ветер снежинки вверх
поднимал
И на землю опускал.
Дети
смотрят вверх и вниз.
Все, на землю
улеглись.
Глазки
закрывайте,
Глазки отдыхайте.
«Метелица». Дети врассыпную бегают по залу, делая плавные движения
перед собой. Приседают на последнее слово.
Кружится, вертится Плавно метелица |
Кружатся |
Перестала. |
Приседают |
Метет в лесу метелица Белым снегом стелется. |
Кружатся |
Зайцы спрятались в лесу Под кустом сидят в снегу. |
Приседают |
Игра «Что сначала, что потом». Расставь по-порядку. Закрась снеговика.
или
После испытания получают следующую часть стихотворения:
«Ждем тебя мы целый год!»
Читаем все, что получилось по картинкам мнемотаблицы.
Испытание «Кто быстрее нарядит елочку» У каждого набор украшений для елочки. Необходимо как можно быстрее подобрать украшения для елочки.
После испытания получают следующую часть стихотворения:
«Много к празднику хлопот!»
Читаем все, что получилось по картинкам мнемотаблицы.
Испытание «Кто же это к нам идет?» Развитие слухового внимания
Дети слушают музыку и в соответствии с музыкой имитируют движения и звуки животных (заяц, лиса, белочка и т.п.)
Массаж «Наступили холода» (растираем ладони и биологически активные точки для профилактики простудных заболеваний)
Мы погреем наши ручки
Вот так, вот так.
И похлопаем немножко
Вот так, вот так.
Хорошо нагреем руки
Вот так, вот так!
После испытания получают следующую часть стихотворения:
«В волшебство твое мы верим!»
Читаем все, что получилось по картинкам мнемотаблицы
Испытание «Передай снежок» Упражнение на развитие темпа и ритма.
Дети стоят по кругу и на акцент бубна (сильный удар) передают снежок. (То быстро, то медленно)
После испытания получают следующую часть стихотворения:
«Новый год уже за дверью!»
Читаем все, что получилось по картинкам мнемотаблицы:
Дед Мороз – красный нос,
Что с собою ты принес?
Письма мы тебе писали
И рисунки отправляли.
Ждем тебя мы целый год!
Много к празднику хлопот.
В волшебство твое мы верим.
Новый год уже за дверью!
Повторяем несколько раз стихотворение:
-
рассказывают сначала те, кто хорошо запомнил (желающие артисты)
-
по группам
-
все вместе
Стихотворение выучили и рассказали с помощью мнемотаблицы.
Заяц забегает:
Ура! Получилось! Колдовство исчезло! Теперь Вы дороги свободны и Дед Мороз может развозить подарки лесным зверятам! Спасибо вам, ребята!
Дед Мороз отправил вам угощение и письмо! До свидания!
Воспитатель: Спасибо, тебе зайчонок. До свидания!
Читает письмо:
Письмо Деда Мороза
«Здравствуйте, мои дорогие! Вы были добры, старательны и послушны целый год? Радовали всех своими успехами? Тогда для Вас я приготовил самые лучшие подарки!
К новому году не забудьте нарисовать то, что бы вы хотели получить в подарок на Новый год, отправьте рисунки письмом в город Великий Устюг.
Обязательно примите участие в выставке поделок «Мастерская Деда Мороза». Кто сделает самую красивую и интересную поделку, получит от меня замечательный приз! До скорой встречи, ждите с подарками!
Ваш Дед Мороз».
III часть. Рефлексивный этап.
Воспитатель:
- Кому мы сегодня помогали? (Ответы детей)
- Нам удалось разрушить волшебные заклинания злой Вьюги?
- Какие препятствия нам пришлось преодолевать?
- Какие приключения нас ожидали в зимнем лесу?
- Что необходимо нам сделать к Новому году? О чем просил Дед Мороз?
- Сегодня мы разобрали снежные завалы, расчистили сугробы, прошли
удачно все испытания, помогли Деду Морозу и лесным зверятам. Молодцы!
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Речевая развивающая среда дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
- Вебинар «Современные методики и технологии коррекционно-образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»
- Вебинар «Музыкальная сказка как средство развития творческих способностей дошкольников»