"Много мам на белом свете - всех их очень любят дети!"
Исправление речевого, фонематического, двигательного, моторного нарушения
через развитие, воспитание и коррекцию двигательной сферы, используя слово и музыку.
Нестерова Марзия Бареевна
Учитель – логопед
МАДОУ № 69 г. Томск
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по теме
«Много мам на белом свете – всех их очень любят дети!»
Цель:
Исправление речевого, фонематического, двигательного, моторного нарушения
через развитие, воспитание и коррекцию двигательной сферы, используя слово и музыку.
Задачи:
*Коррекционно - образовательные:
-активизировать и расширять словарь по теме;
-уточнить и закрепить знания детей о Дне матери;
*Коррекционно - развивающие:
- развивать артикуляционный аппарат, зрительное и слуховое восприятие, общую и мелкую моторику, речевое дыхание;
- закреплять умение ориентироваться в пространстве;
-совершенствовать мыслительные процессы, навык точности выполнения движений в соответствии с текстом и чувством ритма;
*Коррекционно - воспитательные:
-воспитывать умение слушать внимательно, развивать познавательный процесс;
-воспитывать коммуникативные навыки;
-воспитывать любовь к матери.
Наглядный материал:
демонстрационный материал, мультимедиа, коврики.
Ход занятия:
1. Вводная ходьба. Приветствие.
2. Введение в тему. (Чтение стихотворения)
Логопед:
На свете добрых слов живет немало,
Но всех добрее и важней одно:
Из двух слогов, простое слово «мама»
И нет на свете слов дороже, чем оно.
Без сна ночей прошло немало
Забот, тревог, не перечесть.
Большой поклон вам всем родные мамы,
Зато, что вы на свете есть.
За доброту, за золотые руки,
За материнский ваш совет,
От всей души мы вам желаем
Здоровья, счастья, долгих лет.
3. Вводная беседа.
Логопед: Осенью мы отмечаем замечательный праздник «День Матери». Мама - самый
близкий и родной человек на земле. Она дарит нам жизнь, защищает нас от бед и невзгод,
учит добру, дарит любовь и тепло своего сердца.
4. Игра «Опиши маму».
Логопед: Ребята, расскажите про своих мам, какие они у вас? (ответы детей).
5. Динамические упражнения «Ходьба на носках и пятках».
(см. сб. «Коррекция речи и движения» О. Боромыковой с. 9)
Логопед: Ребята, давайте поиграем в игру «Дочки – матери», пусть Алина будет мамой, а мы будем её детками. Мама пришла с работы, она очень устала.
*Маме надо отдыхать, Маме хочется поспать.
(Держась за руки, покачиваются из стороны в сторону)
Я на цыпочках хожу. Маму я не разбужу
(Идут на носочках)
Тук-тук-тук-тук, тук-тук-тук,
Раздаётся пяток стук.
(Идут, громко топая пятками.)
Мои пяточки идут. Прямо к мамочке ведут.
(Идут на пяточках) (садятся на стульчики)
6. Отгадывание загадок по теме.
Логопед: Ребята, я хочу загадать вам загадки о профессиях мам, а вы внимательно слушайте и
отгадывайте:
*Доброты, тепла души
Мамочке не жалко.
Ждут мамулю малыши-
Вася, Маша, Галка,
Паша, Сеня и Марат-
Ждет её весь детский сад. (Воспитатель)
*В школе я учёный самый -
Повезло мне очень с мамой.
От нее узнают дети,
На уроке все на свете.
Станут лучше и умней,
Справедливей и добрей. (Учитель)
*Приготовит мама суп
Малышам из разных групп,
Ловко вылепит котлеты
И нарежет винегреты
И с такой умелой мамой
Я бываю сытый самый. (Повар)
*Есть у мамы на прилавке
Куклы, мячики, булавки,
Обувь - справа, ткани - слева,
Чашки - на витрине.
Мама, словно королева.
В нашем магазине! (Продавец)
*Каждый день она приходит,
Живот и горлышко нам смотрит.
Прививки ставит иногда,
Чтоб не болела детвора.
А разболелся вдруг живот, иль заболела голова,
На помощь тут же к нам придёт,
В халате белом… (Медсестра)
*Мы пойдём сегодня с мамой в магазин.
Где купим: ткани, нитки и тесьму
Две иголки, бахрому.
Шьёт мамулечка моя.
Угадали, кто она? (Швея)
7. Артикуляционная гимнастика.
Логопед: Ребята, давайте сделаем упражнения для язычка, слушайте внимательно
стихотворение и если услышите названия знакомого упражнения, то приступайте его
выполнять.
*Мама блинчики пекла, «Блинчик»
В чашку чаю налила. «Чашечка»
Будем чай с вареньем пить, «Вкусное варенье»
Под гармошку песни лить. «Гармошка»
На качелях все качаться «Качели»
Маме нашей улыбаться! «Улыбочка»
8. Игра «Наоборот».
Логопед: Ребята, какой звук мы изучили на прошлом занятии? (звук З)
Давайте поиграем с этим звуком, я буду называть слоги с мягким звуком, а вы с твёрдым.
9. Упражнение на координацию речи с движением «На водопой».
Логопед: Ребята, вы знаете, что мамы есть у всех, даже у животных, давайте вспомним
у кого какая:
*Жарким днём лесной тропой
Звери шли на водопой. (спокойно идут друг за другом)
За мамой-лосихой топал лосёнок, (идут громко топая)
За мамой-лисицей крался лисёнок, (крадутся на носочках)
За мамой-ежихой катился ежонок, (приседают, медленно двигаются вперёд)
За мамой-медведицей медвежонок (идут вперевалку)
За мамою - белкой скакали бельчата, (скачут вприсядку)
За мамой-зайчихой - косые зайчата, (скачут на прямых ногах)
Волчица вела за собою волчат, (идут на четвереньках)
Все мамы и дети напиться хотят.
(лицом в круг, делают движения языком – «лакают»)
10. Пальчиковая гимнастика – «Наши мамы».
Логопед: Ребята, давайте отдохнём и пальчики наши хорошенько разомнём.
*Много мам на белом свете, (разводят руки в разные стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи)
Всех их очень любят дети!
Журналист и инженер, (поочерёдно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке)
Повар, милиционер,
Швея, кондуктор и учитель,
Врач, парикмахер и строитель –
Мамы разные нужны, (сжимают обе ладошки в «замочек»)
Мамы разные важны! (разводят руки, поднимают ладошками вверх)
11. Игра «Настроение».
Логопед: Ребята мы с вами знаем, что наши мамы иногда грустят, когда мы их расстраиваем и
улыбаются, когда мы их радуем, я хочу с вами поиграть в игру «Настроение», я буду
читать стихотворение, а вы попробуйте изобразить настроение, которое видите на экране
(развитие мимических мышц).
*Если солнышко проснулось, утро засияло (радость)
Если мама улыбнулась – так отрадно стало (улыбка)
Если в тучи солнце скрылось, замолчали птицы (огорчение)
Если мама огорчилась, где нам веселиться? (грусть)
Так пускай, всегда сверкая, светит солнце людям! (радость)
Никогда тебя, родная, огорчать не будем! (восхищение)
12. Стихотворение про бабушку.
Логопед: Ребята у наших мам тоже есть мама, как вы думаете, кого я имею ввиду?
(ребёнок читает стихотворение про бабушку)
*Добрая, седая,
Всем нам помогает,
Вяжет нам носочки
И сидит до ночки
С нами у постели,
Если мы болеем.
Кто она такая?
Бабушка родная!
13. Дыхательная гимнастика.
Логопед: Ребята, давайте встанем в круг. Послушайте, как я буду проговаривать пословицу:
НЕТ МИЛЕЕ ДРУЖКА, ЧЕМ РОДНАЯ МАТУШКА.
Логопед: Я сделала вдох, затем задержала дыхание, и на выдохе проговорила пословицу.
Попробуем сделать это вместе.
14. Релаксация.
Логопед: Ребята, предлагаю удобно лечь на коврик и немного отдохнуть, послушать музыку (вкл. музыка). Закройте глаза, ваше тело лёгкое, лёгкое. Представьте свою маму, как она
смотрит на вас.
Логопед: (читает стихотворение)
*Ничего милее нет
Маминой улыбки –
Словно вспыхнет солнца свет,
Мрак развеет зыбкий!
Словно хвостиком блеснет,
Золотая рыбка
Радость сердцу принесёт
Мамина улыбка! (Т. Шорыгина)
Логопед: Открывайте глаза, потянитесь лёжа, медленно садитесь, потянитесь сидя, медленно
вставайте, потянитесь, опустите руки.
(дети выполняют все действия, о которых говорит логопед).
15. Итог занятия.
(Логопед уточняет у ребят о ком и о чём они сегодня говорили, что понравилось делать, что запомнили).
Использованные интернет ресурсы:
-
http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-361334.html
-
https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2012/12/10/nod-pri-solnyshke-teplo-pri-materi-dobro
-
http://www.3ezhika.ru/mamaladushka/chitalka/stixi/stixi-mame/
-
http://www.playcast.ru/view/3769603/0e24432e32878e6de8674231010ae849a9db9ad6p
-
http://malysham.info/mama/stihi/drugie-stikhi/detskie-stikhi-pro-babushku
-
http://detiyasli.ru/deti/stihi-poteshki/palchikovye-igry-semya.html
- Вебинар «Развитие поисково-исследовательской активности ребёнка в семейном воспитании как одна из главных образовательных задач ФГОС ДО»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»
- Вебинар «Автодидактические игры как средство развития детской самостоятельности и активности в соответствии с ФГОС ДО»
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»