Формирование коммуникативных навыков старших дошкольников через игровую деятельность
Яковлева Светлана Анатольевна,
воспитатель высшей категории,
МБДОУ «Детский сад №6»,
г. Кашира Московская область
Формирование коммуникативных навыков старших дошкольников через игровую деятельность
В последнее время коллектив нашего детского сада с тревогой отмечает, что многие дети испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками. Это выражается в неумении находить подход к партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку, отмечаются сложности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого человека.
Наличие такого факта пугает, потому что умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с людьми - это залог успешного психического здоровья человека.
Отсутствие положительного опыта общения приводит к возникновению у дошкольников негативных форм поведения, к ненужным конфликтам. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, разговаривая, соблюдать этикет, слушать партнера. Не умеют, потому что их не научили в свое время родители.
И мы, педагоги, призваны решить данную проблему, организуя коммуникативную деятельность с детьми, которая обогащает и преобразует их коммуникативные потребности.
Введение ФГОС дошкольного образования определяет характер взаимодействия взрослых и детей как личностно-развивающий и гуманистический, предполагающий уважение к ребенку, создание доброжелательной атмосферы сотрудничества детей в группе, ориентацию детей на общечеловеческие ценности.
Таким образом, являясь приоритетным, социально - коммуникативное развитие детей выводится сегодня в ранг стратегических направлений обновления российского образования, в том числе дошкольного.
Высокий уровень коммуникативности выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных умений с самого раннего детства.
В условиях дошкольного учреждения ребенок постоянно находится с другими детьми, вступает с ними в разнообразные контакты, складывается детское общество, где ребенок приобретает первые навыки поведения среди равных участников общения. На развитие личности ребенка влияет целая группа сверстников. На каждом этапе дошкольного возраста влияние на межличностные отношения детей проявляется по-разному.
Так, межличностные отношения и общение детей старших дошкольников имеют свои специфические особенности: у детей возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстниками, поэтому общение со взрослыми носит второстепенное значение и уходит на второй план; в общении друг с другом дети весьма быстро находят общий язык и среди них уже ярко появляются предпочитаемые и отвергаемые воспитанники.
Важнейшее значение в возникновении и развитии у детей общения имеют воздействия взрослого, опережающая инициатива которого постоянно «подтягивает» деятельность ребенка на новый, более высокий уровень по механизму «зоны ближайшего развития». Организуемая взрослым практика взаимодействия с детьми способствует обогащению и преобразованию их социальных потребностей.
В своей работе с детьми я использую всё разнообразие средств по формированию социально-нравственного поведения (сюжетно-ролевые, подвижные, строительные, дидактические и т.п. игры; провожу с детьми наблюдения, этические беседы; занимательные и творческие задания и вопросы и т.д.– все это стимулирует познавательную и коммуникативную активность детей, создает положительный эмоциональный настрой и дает хорошие результаты в усвоении программных и жизненных задач).
Изучая вопрос формирования навыков межличностного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста я предположила, что целенаправленная и систематическая работа с дошкольниками по использованию возможностей развивающих игр и игровых упражнений коммуникативной направленности позволит изменить качественные характеристики показателей сформированности навыков межличностного взаимодействия, улучшится психологический климат в детском коллективе и произойдут существенные положительные изменения коэффициента сплоченности детского сообщества.
Именно в процессе игры уточняются и углубляются знания и представления детей не только о вещах, предметах и явлениях, но и правилах и нормах поведения и общения, дети учатся строить свои взаимоотношения, познают азы общения с окружающей действительностью. Следовательно, игра не только закрепляет уже имеющиеся у детей знания и представления, но и является своеобразной формой активной познавательной деятельности, в процессе которой они под руководством воспитателя овладевают новыми знаниями, учатся различать добро и зло, учатся следовать нормам морали, соотносить свои мысли, взгляды, побуждения с окружающей жизнью, приобретают и формируют у себя навыки адекватного и социально приемлемого поведения, развивают умения эффективного межличностного взаимодействия с окружающими людьми, укрепляют человечески важные качества своей личности. Считаю, именно через игровую деятельность в полной мере педагоги способны решить задачи социально-нравственного воспитания детей наиболее эффективно.
При разработке системы работы по использованию игр и игровых упражнений коммуникативной направленности для формирования навыков межличностного взаимодействия детей использовались материалы следующих авторов:
-
Воронова ВЯ Творческие игры старших дошкольников, М., 1997
-
Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / Под ред. М.А. Васильевой., М., 1990
-
Шипицына Л.М., Защиринская О.В. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. С-Пб., 1998
и др.
Результат всей проведенной работы будет выражаться в наличии у детей навыков и умений конструктивного общения: навык построения эффективного общения и взаимодействия друг с другом в процессе разнообразной деятельности (умение находить подход к партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку, проявление чуткости к эмоциональному состоянию партнера по общению (умение сопереживать в неудачи, радоваться за успех другого), согласованность своих желаний с мнением других участников взаимодействия, аргументированность при отстаивании своей точки зрения, справедливость и адекватность при самооценке и оценке других партнеров по деятельности, регулировании своего поведения в соответствии с нормами морали).
Очевидно, что гуманное отношение к другим основано на способности к сочувствию, к сопереживанию, которая проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Поэтому нужно воспитывать не только коммуникативные навыки или представления о должном поведении, но прежде всего нравственные чувства, которые позволяют принимать и воспринимать чужие радости и трудности, как свои.
Проблема воспитания доброжелательных, гуманных отношений между детьми стояла перед педагогами всегда, но решалась она по-разному.
В большинстве программ дошкольного воспитания главным методом социально-эмоционального воспитания является усвоение моральных норм и правил поведения. На материале рассказов, сказок или драматизацией дети учатся оценивать качества персонажей, поступки героев, начинают понимать, “что такое хорошо, а что такое плохо”. Большинство детей уже в 3-4 года умеют правильно оценивать плохие и хорошие поступки других персонажей, но в реальной жизни, как правило, их поступки далеки от осознаваемых правил поведения. Кроме того, отзывчивость и доброжелательность вовсе не сводятся к выполнению определенных правил поведения.
Содержание развивающих игр и игровых упражнений коммуникативной направленности таково, что позволяет использовать их как одно из эффективных средств социально-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста.
Считаю, что нужно шире использовать педагогические возможности развивающих игр и игровых упражнений коммуникативной направленности как эффективное средство формирования навыков межличностного взаимодействия
Список литературы:
-
Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерациии.
-
Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
-
Годовикова Д.Б. Влияние общения со взрослым на общение детей со сверстниками. Исследование по проблемам возрастной и педагогической психологии // - М.,1980
-
Новиков А.М. Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста. - М.: Смысл, 2010. – 34 с.
-
Павленко Т. Почему они конфликтуют? / Т. Павленко, А. Рузская. Возрастные особенности развития коммуникативных действий. Журнал ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ. - 2011. - №1. - С. 72-77.
-
Отношения между сверстниками в группе детского сада// Под ред. Т.А. Репиной, - М, 1998
-
Салиева А.Ж., Пономарева Ю.С. Формирование коммуникативных умений старших дошкольников в процессе игровой деятельности в ДО // Актуальные вопросы современной науки: Сборник научных трудов- АА.: 2011. – 89 с.
-
Смирнова Е.О. Общение дошкольников со взрослыми и сверстниками. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
-
Шипицына Л.М., Защиринская О.В. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. С-Пб., 1998
Приложение 1
Игры для формирования у детей нравственных представлений и понятий.
«Собери свой цветок»
Дети составляют цветок из лепестков разного цвета. Количество лепестков зависит от количества качеств, которые, по мнению ребенка, необходимы для жизни (милосердие, щедрость, смелость, послушание и т.д.) Затем дети рассказывают, из каких качеств получился цветок. Таким же образом составляется изображение «Сокровища сердца».
«Острова»
Дети встают в круг. Воспитатель объясняет правила игры: «Мы живем в мире, где есть добро и зло, прощение и гнев, радость и невзгоды, лишения, трудности. Люди часто сравнивают жизнь с житейским морем, которое бывает очень бурным и хмурым, с волнами, сметающими все на своем пути. Но на любом море есть острова, которые помогают спастись человеку от бури. Такие острова есть и в житейском море: от зла нас спасает добро, от гнева – прощение, от невзгод – терпение и трудолюбие и т.д. Пока звучит музыка, вы «плаваете» в житейском море. Как только она прекращается, вы должны найти островок (из бумаги), занять его и придумать ему название. А названием острова будет то качество, которое, как вы считаете, может помочь вам в жизни.
«Светофор»
Воспитатель приводит примеры жизненных ситуаций. Каждый пример заканчивается положительным или негативным поступком героя. Без предварительного коллективного обсуждения дети с помощью «светофора» показывают свое отношение к тем или иным действиям. (карточки красного и зеленого цвета. Красный цвет означает несогласие ребенка с предлагаемым в описываемой ситуации способом решения нравственной проблемы и показывает запрет на такие действия. Зеленый цвет демонстрирует согласие ребенка и открывает дорогу в жизнь подобным поступкам.
Коммуникативные игры и упражнения для детей 5-7 лет
Клеевой ручеёк
Цель: развить умение действовать совместно и осуществлять само - и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься.
Содержание. Перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть любые препятствия.
Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия.
1. Подняться и сойти со стула.
2. Проползти под столом.
3. Обогнуть “широкое озеро”.
4. Пробраться через “дремучий лес”.
5. Спрятаться от диких животных.
Непременное условие для ребят: на протяжении всей игры они не должны отцепляться друг от друга.
Слепой и поводырь
Цель: развить умение доверять, помогать и поддерживать товарищей по общению.
Дети разбиваются на пары: “слепой” и “поводырь”. Один закрывает глаза, а другой водит его по группе, даёт возможность коснуться различных предметов, помогает избежать различных столкновений с другими парами, даёт соответствующие пояснения относительно их передвижения. Команды следует отдавать стоя за спиной, на некотором отдалении. Затем участники меняются ролями. Каждый ребенок, таким образом, проходит определённую “школу доверия”.
По окончанию игры воспитатель просит ребят ответить, кто чувствовал себя надёжно и уверенно, у кого было желание полностью довериться своему товарищу. Почему?
Разговор через стекло
Цель: развить умение мимику и жесты.
Дети становятся напротив друг друга и выполняют игровое упражнение “Через стекло”. Им нужно представить, что между ними толстое стекло, оно не пропускает звука. Одной группе детей нужно будет показать (например, “Ты забыл надеть шапку”, “Мне холодно”, “Я хочу пить…”), а другой группе отгадывать то, что они увидели.
Игра «Поварята»
Цель: Формировать чувство сплочённости, умение чувствовать других, сопереживать.
Для организации игры нужна длинная верёвка или обруч.
Воспитатель обращается к детям: Ребята, мы сейчас с вами будем варить компот! (на полу выложен из верёвки круг) Вот это наша большая кастрюля. Сейчас сварим компот, но компот этот будет необычный. Каждый из вас придумает, чем он будет (слива, абрикос, изюм, груша, персик, черешня, вишня и т. д.). А я буду шеф – повар. Я буду говорить по очереди, что хочу положить в кастрюлю. Кто узнаёт себя, тот прыгает в круг! Играем! (игра продолжается пока все компоненты не окажутся в «кастрюле») Вот какой получился компот!
Аналогично можно играть «Сварим вкусный суп»
Этюд «Капризуля».
Дети имитируют капризное настроение: брови опущены и сдвинуты, рот полуоткрыт, уголки губ опущены, голова слегка наклонена вниз, плечи опущены. Капризная гримаса на лице дополняется лёгким движением обоими плечами поочерёдно вперёд и назад.
Этюд «Солнышко».
Этюд имитирует хорошее настроение. Воспитатель предлагает детям порадоваться ясному солнечному дню. Подняв лицо и вытянув ладони вверх, приветствуют солнышко. Воспитатель сопровождает действия детей словами: «Мы рады тебе, солнышко, мы рады тебе, ясный день!»
Этюд «Гроза».
Этюд имитирует чувство страха. Голова запрокинута и втянута в плечи, глаза широко раскрыты, рот открыт, ладони как бы огораживают от лица страшное зрелище. Воспитатель говорит: «За окном гроза, хлещет дождь, сверкает молния, грозно гремит гром. Ребёнок один дома и ему очень страшно».
игра «Рвакля»
Цель: помогает снять напряжение, дает выход деструктивной энергии.
Для игры понадобятся ненужные газеты, журналы, бумаги; широкое ведро или корзина. Ребенок может рвать, мять, топтать бумагу, делать с ней все, что заблагорассудится, а потом бросать ее в корзину. Можно прыгать на куче бумажек – они отлично пружинят.
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Речевая развивающая среда дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар «Развитие поисково-исследовательской активности ребёнка в семейном воспитании как одна из главных образовательных задач ФГОС ДО»
С уважением, Дулатова Н.И.