Рабочая программа по окружающему миру
Рабочая программа
Предмет окружающий мир |
|
Класс 3 а |
|
Учебный год 2017/2018 |
|
Срок реализации программы 4 года |
|
Учитель Панова Елена Викторовна |
|
-
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по окружающему миру для начальной школы предназначена для учащихся 1-4 классов МАОУ «Обдорская гимназия», изучающих предмет окружающий мир.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС, является частью основной образовательной программы МАОУ «Обдорская гимназия» и представляет из себя скорректированный вариант примерной основной образовательной программы основного общего образования, авторской программы А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой. Окружающий мир. М.: Просвещение, 2014 г. Выполнение программы реализуется на базе УМК Предметная линия учебников системы «Перспектива» А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая 1-4 классы. ФГОС. Окружающий мир:
М. Ю. Новицкая, Плешаков А. А. Окружающий мир. 1-4 классы: учебник. для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. М: «Просвещение», 2015 г.
М. Ю. Новицкая, Плешаков А. А. Окружающий мир. 1-4 классы. Рабочая тетрадь: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. М: «Просвещение», 2017 г.
М. Ю. Новицкая, Н. М. Белянкова, Е. В. Мартинкова, Ю. В. Саркисян. Уроки по окружающему миру. Пособие для учителей. 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2013.
В программе также учитываются основные идеи и положения программы развития универсальных учебных действий для начального общего образования.
Цели изучения предмета «Окружающий мир»:
• формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально- научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
• духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Специфика предмета «Окружающий мир» заключается в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере знания о природе, обществе и истории и знакомит обучающегося с материалом естественных и социально-гуманитарных наук, необходимым для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Основными задачами реализации содержания предмета является формирование у ребёнка:
• уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а также к региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории;
• понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимание своего места в нём;
• модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
• психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
На изучение окружающего мира в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в неделю. Содержание обучения рассчитано на 270 часов. 1 класс — 33 учебные недели, 2, 3 и 4 классы — по 34 учебные недели.
1 класс - 66 ч; 2 класс —68ч; 3 класс —68ч; 4 класс —68ч |
Нормативные документы
|
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» (п. 22 ст. 2, ч. 1; ст.12, ч. 7 ст. 28, ст. 30, п. 5 ч. 3 ст. 47, п. 1 ч. 1 ст. 48). |
|
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». |
|
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 1576 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373" (зарегистрирован Минюстом России 2 февраля 2016 г., регистрационный N 40936). |
4. |
Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 N 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (список изменяющих документов в редакции Приказов Минобрнауки России от 08.06.15 №576, 28.12.15 №1529, 26.01.16 № 38, 21.04.16 №459, 29.12. 16 №1677). |
5. |
Основная образовательная программа начального образования МАОУ «Обдорская гимназия» (приказ МАОУ «Обдорская гимназия» № 207 от 12 мая 2015 года). |
6. |
Авторская программа А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразовательных. организаций . — М.: Просвещение, 2014. |
-
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА (ФГОС)
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
-
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
-
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
-
учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
-
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей;
-
способность к оценке своей учебной деятельности;
-
основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
-
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
-
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
-
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
-
установка на здоровый образ жизни;
-
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.
Обучающийся получит возможность для формирования:
– внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
– выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
– устойчивого учебнопознавательного интереса к новым общим способам решения задач;
– адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
– положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
– компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
– установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;
– осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
– эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Метапредметные результаты
класс |
Регулятивные УУД |
Познавательные УУД |
Коммуникативные УУД |
1 |
Обучающиеся научатся:
|
Обучающиеся научатся:
|
Обучающиеся научатся:
|
2 |
Обучающийся научится:
|
Обучающийся научится:
|
Обучающийся научится:
|
3 |
Обучающийся научится:
|
Обучающийся научится:
|
Обучающийся научится:
|
4 |
|
|
|
Предметные результаты |
|||
1 класс |
Ученик научится: • называть свой домашний адрес и адрес школы; • называть правила безопасности при переходе улицы; • называть правила поведения при посещении музеев, библиотек, театров и других учреждений культуры, правилам поведения во время экскурсий по городу и за городом; • называть основы взаимоотношений людей в семье, в классе, в школе. • различать объекты неживой и живой природы; • выполнять правила поведения в природе, узнавать и называть некоторые охраняемые растения и животные; • различать и приводить примеры культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных, предметов старинного и современного обихода и природных материалов, из которых они изготовлены; • различать и приводить примеры произведений рукотворной и нерукотворной культуры; • рассказывать о красоте и достопримечательностях своего города; • сравнивать суточный и годовой ритм в жизни природы с ритмом жизни человека; • приводить примеры представителей разных групп животных (насекомых, рыб, птиц, зверей). • выполнять элементарные правила личной гигиены, пользоваться предметами личной гигиены; • рассказывать о профессиях родителей и работников школы; • проявлять уважительное отношение к окружающим людям; • выполнять основные правила безопасного поведения, дома, в школе, на улице, в природе и общественных местах; • приводить примеры видов труда людей; • узнавать герб и флаг России, называть ее столицу; Ученик получит возможность научиться: • различать виды эмоционального состояния человека; • воспроизводить гимн России. • называть основные возрастные периоды жизни человека; • называть некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); • рассказывать о способах движения и питания животных; • рассказывать об условиях, необходимых для жизни растений и животных; • различать деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения; • ухаживать за комнатными растениями; • ухаживать за домашними питомцами (кошками, собаками) • выращивать растение одним из изученных способов. • различать виды эмоционального состояния человека; • воспроизводить гимн России. |
||
2 класс |
Ученик научится: • узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы; • описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки; • сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы; • проводить несложные наблюдения в окружающей среде; • использовать естественнонаучные тексты с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний; • использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации; • использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения явлений или описания свойств объектов; • обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе; • определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека; • понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения. • узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город; • различать прошлое, настоящее, будущее; • оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им; • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний. Ученик получит возможность научиться: • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде; • пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены; • выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях; • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. • осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами; • ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы; • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательной организации, социума, страны; • проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде; • определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. |
||
3 класс |
Ученик научится: • характеризовать методы исследования (наблюдение, опыт, определение природных объектов, измерение, моделирование); • определять тип справочной и научно-познавательной литературы; • работать с планом местности и его видами, с масштабом; • ориентироваться относительно сторон света; • показывать на глобусе и карте материки и океаны, узнавать материки и части света по силуэтам; • перечислять отличительные особенности политической карты мира по сравнению с физической картой; • перечислять правила ответственного туризма; • перечислять правила пользования личным и общественным транспортом; • определять номера телефонов для вызова «скорой помощи», милиции, пожарной части; • приводить примеры веществ, узнавать вещества по описанию, устно описывать знакомые вещества; • характеризовать строение Солнечной системы и названия планет; • характеризовать свойства воздуха, понимать природу его движения в атмосфере; • показывать на карте водные объекты; • характеризовать свойства воды и круговорот воды в природе; • характеризовать свойства полезных ископаемых и определять их значение для человека; • характеризовать состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы, находить в атласе-определителе животных, живущих в почве; • приводить примеры растений каждой группы: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, лиственные и цветковые растения; • перечислять группы животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, земноводные и пресмыкающиеся животные и их виды, условия, необходимые для их жизни, способы размножения животных разных групп, роль животных в жизни человека; • различать группы животных по особенностям питания (растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные), цепям питания, способам защиты животных; • характеризовать природные сообщества на примере леса; • характеризовать природное сообщество луга как пример единства живого и неживого; • характеризовать водоём как единство живой и неживой природы, как природное сообщество, природное сообщество водорослей, береговых растений, червей, моллюсков, ракообразных, земноводных, насекомых, птиц и зверей; • определять взаимосвязи живого и неживого в природных сообществах; • перечислять правила совместной жизни в общем доме, в общении с соседями, земляками, незнакомыми людьми; • определять роль и назначение порога, матицы, печи, женского и мужского углов, красного угла в старинном доме (с учетом разных культурных традиций); • перечислять традиции гостеприимства и стремиться соблюдать их в соответствующих ситуациях; • определять терминологию родства в применении к членам своей семьи; • определять значение своего имени; • характеризовать функции систем внутренних органов человека и каждого из органов; • характеризовать основные правила гигиены; • характеризовать функции органов чувств как источников информации об окружающем мире; • оказывать себе и другим людям первую помощь; • перечислять народные правила и традиции здорового образа жизни, народные правила и традиции управления домашним хозяйством, особенности распределения обязанностей в семье; • определять потребности развития своего внутреннего мира и составлять приблизительную смету расходов на эти потребности; • узнавать на фотографии строения ансамбля Большого Кремлёвского дворца, • определять местонахождение озера Байкал, показывать его на карте России; • определять местоположение Египта, Греции, Иерусалима, Китая на одном из материков, показывать на карте названные город и страны, также как и их столицы; • характеризовать природные особенности и культурные достопримечательности перечисленных зарубежных города и стран, узнавать их на фотографиях; Ученик получит возможность научиться: • толковать смысл эмблемы Всемирного наследия; • составлять список Всемирных духовных сокровищ как общечеловеческих ценностей, свободно разделяемых людьми разных национальностей и конфессий; • понимать различия между источниками информации об окружающем мире: наблюдение, измерение, опыт, книги, Интернет;
|
||
4 класс |
Ученик научится: • узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы; • описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки; • сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы; • проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов; • использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний; • использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации; • использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов; • обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе; • определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека; • понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья. • узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России — Москву, свой регион и его главный город; • различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»; • используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов; • оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им; • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний. Ученик получит возможность научиться: • использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото_ и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов; • моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора; • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде; • пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены; • выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях; • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. • осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами; • ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы; • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны; • проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде; • определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение |
-
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№п/п |
Раздел (глава) |
Содержание учебного материала (Дидактические единицы) |
1 Класс |
||
1 |
Мы и наш мир |
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. При-родные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края. Начальные представления о культуре России в разные исторические времена (образование, научные знания, памятники архитектуры и живописи и др.). Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. |
2 |
Наш класс |
Младший школьник; правила поведения в школе, на уроках. Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный коллектив, сотрудничество одноклассников и учителя для достижения общих целей; школьный коллектив — единство классных коллективов во имя чести и достоинства школы; совместная учёба, игры, отдых как способы культурного взаимодействия с окружающим миром. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке. Режим дня школьника — условие плодотворной учёбы и успешного развития в школьные годы. Растения, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края: названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Образы животных в традиционной народной культуре. Источники знаний о прошлом. Значение труда в жизни человека и общества. Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края. |
3 |
Наш дом и семья |
Семья — самое близкое окружение человека. Семья ребёнка и её со-став. Нормы жизни в семье: добрые взаимоотношения, забота, взаимопомощь. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Домашнее хозяйство. Распределение домашних обязанностей. Обязанности ребёнка в семье. Место работы членов семьи, их профессии. Семья и семейные традиции. Составление схемы родословного древа. Семейные ценности: ценность материнства, отцовства, детства, преклонного возраста. Честь семьи, рода как ценность. Культура общения и взаимная ответственность в семье. Уважение к мнению друг друга, духовная солидарность. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Правила безопасного поведения в природе. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека. Растения, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Образы растений в традиционной народной культуре. Животные, их разнообразие. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. |
4 |
Город и село |
Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности, музеи, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство. |
5 |
Родная страна |
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Москва — столица России. Добрососедство разных стран в мире — культурная ценность человечества. Россия — многонациональная страна. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Охрана природы в традиционной культуре России и мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы. |
6 |
Человек и окружающий мир |
Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества. Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Внешний облик человека и его внутренний мир. Лучшие человеческие качества и культура. |
2 Класс |
||
1 |
Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Президент Российской Федерации – глава государства. Россия на карте, государственная граница России. Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Родной край – частица России. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Звезды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Смена времен года в родном крае на основе наблюдений. Родной город (населенный пункт), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности музеи, театры, спортивные комплексы и пр. История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого его члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы. |
|
2 |
Осень |
Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном крае на основе наблюдений. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Природа. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Неживая и живая природа. Примеры явлений природы: листопад, перелёты птиц, дождь. Наблюдение за погодой своего края. Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Растения, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Дикорастущие и культурные растения. Деревья, кустарники, травы. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Примеры явлений природы: листопад. Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов. Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Птицы, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Роль животных и растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. |
3 |
Зима |
Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном крае на основе наблюдений. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Примеры явлений природы: снегопад. Смена времен года в родном крае на основе наблюдений. Родной город (населенный пункт), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности: музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Неживая и живая природа. Растения, их разнообразие, части растения. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Деревья, кустарники. Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Птицы, звери. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. |
4 |
Весна и лето |
Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном крае на основе наблюдений. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Неживая и живая природа. Примеры явлений природы: смена времён года, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, дождь, гроза. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, на водоеме в разное время года. Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей. Звезды и планеты. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Дикорастущие и культурные растения. Роль растений и животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям, животным. Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, их отличия. Особенности питания (хищные, растительноядные, всеядные). Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. |
3 Класс |
||
1 |
Радость познания |
Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого его члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах. Природа. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Зависимость жизни человека от природы. История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Общественный транспорт. Транспорт города и села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства массовой информации. |
2 |
Мир как дом |
Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твердые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Звезды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Правила безопасного поведения в природе. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера). Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Растения, их разнообразие. части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов. Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Роль животных и растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2–3 примера на основе наблюдений). Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. |
3 |
Дом как мир |
Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребенка. Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство. Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них. Ценность здоровья и здорового образа жизни. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегревании. Общество – совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. |
4 |
В поисках всемирного наследия |
Родной край – частица России. Родной город (населенный пункт), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка. История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края. Водоёмы, их разнообразие (озеро); использование человеком. Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с 3–4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Объекты Всемирного наследия — сокровище всех народов Земли. Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. |
4 Класс |
||
1 |
Мы – граждане единого Отечества |
Общество — совокупность людей, которые объединены общей куль-турой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Профессии людей. Разделение труда в обществе — основа личного и общественного благосостояния. Типы человеческих сообществ. Основные занятия людей и орудия труда в старину. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушива-нии гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка. Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан. Федеральное собрание. Ответственность государства за благополучие своих граждан. Ответственность российских граждан за своё Отечество. Россия на карте, государственная граница России. Добрососедство разных стран в мире — культурная ценность человечества. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику. |
2 |
По родным просторам |
Россия на карте, государственная граница России. Добрососедство разных стран в мире — культурная ценность человечества. Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России. Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края. Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности, музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Географическая карта. Водоёмы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера). Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). |
3 |
«Путешествие по реке времени» |
История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Начальные представления о культуре России в разные исторические времена (образование, научные знания, памятники архитектуры и живописи и др.). Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций народов России в прошлом (жилища, одежда, питание, домашняя утварь, основные занятия, орудия труда), верования, народные праздники и обычаи. Экскурсия в краеведческий музей для знакомства с традиционной культурой народов своего края. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края. |
4 |
Мы строим будущее России |
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Образование Российской Федерации. Современная Россия. Развитие сельского хозяйства в России. Выдающиеся явления в современной культурной жизни России. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессио-нальное мастерство. |
-
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Тема раздела |
Количество часов |
1 Класс |
||
1 |
Мы и наш мир |
11 ч |
2 |
Наш класс |
13 ч |
3 |
Наш дом и семья |
15 ч |
4 |
Город и село |
14 ч |
5 |
Родная страна |
8 ч |
6 |
Человек и окружающий мир |
5 ч |
|
Всего за год: |
66 ч |
2 Класс |
||
1 |
Вселенная, время, календарь» |
15 ч |
2 |
Осень |
19 ч |
3 |
Зима |
17 ч |
4 |
Весна и лето |
17 ч |
|
Всего за год: |
68 ч |
3 Класс |
||
1 |
Радость познания |
13 ч |
2 |
Мир как дом |
21 ч |
3 |
Дом как мир |
24 ч |
4 |
В поисках Всемирного наследия |
10 ч |
|
Всего за год: |
68 ч |
4 Класс |
||
1 |
Мы – граждане единого Отечества |
13 ч |
2 |
По родным просторам |
20 ч |
3 |
Путешествие по реке времени |
26 ч |
4 |
Мы строим будущее России |
9 ч |
|
Всего за год: |
68 ч |
|
Календарно-тематическое планированиеКалендарно-тематическое планирование курса рассчитано на 34 учебные недели при количестве 2 уроков в неделю, всего 68 уроков. При соотнесении прогнозируемого планирования с составленным на учебный год расписанием и календарным графиком количество часов составило 68 уроков. Если вследствие непредвиденных причин количество уроков изменится, то для выполнения государственной программы по предмету это изменение будет компенсировано перепланировкой подачи материала.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
|
|
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Сохранение и укрепление здоровья младшего школьника в условиях реализации ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО