Роль кукольного театра в развитии речи детей с ЗПР
Коноплева Елена Дмитриевна
Высшая квалификационная категория
город Прокопьевск, Кемеровской области
МКУ «Детский дом №6 «Огонёк»
Название материала:
Роль кукольного театра в развитии речи детей с ЗПР
Слайд №1
Использование игровой деятельности для коррекции недостатков развития и речи детей является в современной психологии и педагогике актуальной проблемой. Это обусловлено значимостью игровой деятельности, в том числе театрализованной игры, для детей с нарушением в развитии. Работая с детьми с ЗПР, можно отметить, что у детей данной категории отмечаются трудности в структурировании словаря, связном оформлении высказывания, в овладении навыками словообразования и как следствие – нарушение навыков вербальной и невербальной коммуникации. Одна из форм работы по развитию навыков коммуникативной компетентности, которую мы используем в своей работе с детьми, является - театрализованная игра. Именно в ней создаются условия для непосредственного предметно-практического сотрудничества, игрового партнёрства, когда общение оптимально мотивировано. Одним из видов театрализованной деятельности, который я широко применяю в своей практике, является - кукольный театр. Куклы, являются непременным атрибутом детства и имеют особое значение для психологического развития детей, их социализации.
Слайд №2
В своей работе применяю различные виды кукол:
теневые, ростовые, пальчиковые, тростевые, перчаточные.
Слайд № 3,4,5
Особенно хотелось бы остановиться на использовании перчаточных кукол в своей работе. Ведь именно они «приводят» ребенка за ширму, которая позволяет ему сначала спрятаться, а потом раскрыться.
Слайд № 6
Так, даже если малыш боится говорить, заикается и краснеет, за ширмой он успокаивается и начинает говорить увереннее, ведь это не он говорит, а его герой. Перчаточные куклы, умело используемые во время непосредственной образовательной деятельности, помогают вызывать у детей положительные эмоции и ослабить их нервное напряжение.
Кукла на руке у взрослого или ребенка, выступающая в роли собеседника, концентрирует на себе его внимание, и побуждает к активным речевым действиям, предоставляя возможность почувствовать себя раскованным.
Для взрослого кукла - замечательная возможность корректного воспитательного воздействия, которое не воспринимается детьми как поучение и не вызывает у них негативных эмоций. Например, в ответ на торопливую речь ребенка кукла, управляемая педагогом, может отрицательно качать головой, закрывать уши руками, отказываться слушать. И наоборот, если он говорит правильно, кукла хлопает в ладоши и даже подпрыгивает. Ребёнок, «оживляя» куклу, впервые в жизни ощущает взрослую ответственность за её действия, слова, поведение; учится находить адекватное выражение своим эмоциям, чувствам, состояниям; у него развивается произвольное внимание и способность к концентрации.
Слайд №7
Коррекционная роль театрализованных игр состоит в том, что они развивают не только языковые компоненты речи, но и умение применять их на практике.
Формируется словарь – идет обогащение словаря новыми словами. Например, знакомя дошкольников со сказкой «Колобок», в которой есть новые слова: сусеки, амбары, печка. Затем вводятся слова в речь детей, т.е. идет активизация словаря. Дети учатся использовать в своей речи существительные, затем слова действия, прилагательные, ласковые слова (с утешительным ласкательным суффиксом) и т.д.
Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. А умело, поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать, делать выводы. В процессе работы незаметно активизируется словарь детей через знакомство:
- с театральными профессиями (актер, режиссер, т.д.);
- с театральными жанрами: драматический, музыкальный, кукольный, театр зверей и др.;
- с разными видами кукольных театров: настольный, пальчиковый, теневой, би-ба-бо и др.
- с целым миром новых слов и понятий: сцена, занавес, костюмы, атрибуты, зрительный зал и др.;
- с хорошей литературой, настоящей поэзией.
Развивается связная и монологическая речь.
После прочтения сказки детям предлагается: закончить какое-то предложение, повторить некоторые предложения, затем пересказать.
Все это обыгрывается на небольших рассказах.
Также идет развитие и диалогической речи. Работа начинается с небольших потешек, далее составляются небольшие рассказы.
Развивается и звуковая культура речи. Отрабатывается правильное произношение звуков и их автоматизация в речи. Например, дети подражают животным, издавая характерные им звуки (звукоподражание).Формируется самоконтроль и контроль за звукопроизношением со стороны взрослого и партнера.
Осуществляется развитие фонематического слуха.
На занятии используются музыкальные инструменты – звоночек, барабан, дудочка. Как они звучат – высоко или низко, далеко или близко. Используются музыкальные игры, дети под музыку имитируют движения животных.
Здесь развивается интонационная выразительность речи. Дети учатся передавать с помощью речи характер героев. Если герой чем-то недоволен – говорит сердито. Если боится – говорит со страхом.
Развивается сила голоса и дикция.
Дети учатся произносить слова так, чтобы окружающим все было хорошо слышно и все понятно.
Слайд№7
Кукольный театр развивает мелкую моторику и координацию рук. Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием мозга, следовательно, речи и мышления. Параллельно у ребёнка развиваются и движения рук — ведь актёры кукольного театра должны «оживить» своих перчаточных партнёров по спектаклю, передавая им свою энергию.
Развитие мелкой моторики при помощи кукол провожу поэтапно.
Слайд №8
На I этапе дети учатся правильному физиологическому и речевому дыханию, укреплению пальцев, самомассажу рук, пальчиков.
Сначала дети делают пальчиковую гимнастику без кукол. Это способствует большему развитию пальцев.
Дальше на этом этапе занимаюсь с детьми упражнениями на развитие эмоций, делаем артикуляционную гимнастику. Предлагаю детям упражнения на выразительность мимики, жестов движений, воображения, упражнения на интонационную выразительность, развитие дикции, речи. Для снятия напряжения учу детей расслаблению, развиваем плавные движения рук. Занимаемся с детьми пальчиковыми играми, упражнениями на развитие психических процессов.
На II этапе: учимся работать с большими куклами.
Это подготовка рук к вождению кукол. Например: упражнение «Двигаем голову куклы». Дети закрепляют знания, что указательный палец двигает головку куклы. Сначала одной рукой, потом другой, далее одновременно обеими руками.
Гимнастика с куклами учит движениями куклы передавать характер кукольного героя, его поступки. Например: дети надевают куклу-лису на руку, под музыку показывают куклой то, что показывали пластикой тела.
Дети в диалогах между собой ищут выход из проблемной ситуации, дают характеристику поступкам героев, делают выводы: как было, как нужно поступить. Решают, чему учит этюд, сценка, спектакль.
Слайд № 9,10,11,12
Использование кукольного театра как одного из видов театрализованной деятельности обеспечивает развитие самой театрализованной игры: в ней проявляются начальные формы интерактивного взаимодействия. Диалог между детьми становится необходимой составляющей в игровой деятельности между детьми. Работа с детьми, с использованием различных видов кукол дала положительный результат. Речь детей стала более интонированной, в ролевых играх и драматизациях отмечались не только высказывания ориентировочного типа, но и высказывания с элементами планирования.
Слайд № 13
Спасибо за внимание!
Использованные информационные технологии:
-
Картинки в ПНЖ сказочные персонажи.
-
Диаграммы
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Моделирование из ткани на основе народной традиции в художественном творчестве дошкольников и младших школьников»
- Вебинар «Дизайн группы детского сада своими руками по теме «Времена года. Зима»: правила и варианты оформления, творческие находки, возможности использования в образовательной деятельности»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»
- Вебинар «Рисование открытками как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»