Профилактика дисграфии у учащихся начальных классов
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
АНЖЕРО-СУДЖЕНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8»
ул.Солнечная, 2, г.Анжеро-Судженск Кемеровской области, 652470
тел. 8(38453) 6-55-71, 6-53-26
e-mail: an_school8@mail.ru сайт: www.8school.info
Профилактика дисграфии у учащихся начальных классов
(обобщение опыта)
Денисович Наталья Викторовна
учитель-логопед
высшей квалификационной категории
Анжеро-Судженск 2017
Обучение в школе один из самых сложных процессов для ребенка, так как оно несет в себе определенные трудности, успехи, разочарования, удачи и т.д.
Трудности овладения письмом, иначе говоря, различные виды дисграфии (специфическое нарушение письма) - явление нередкое в начальной школе. Они обнаруживаются в первом классе. Часто предпосылки для данных видов нарушений закладываются еще и в дошкольный период и в значительном числе случаев сохраняются значительное количество времени, отчетливо проявляясь при повышении требований к письменной речи.
В школах, в которых есть учителя-логопеды, еще на первичной стадии диагностики можно выявить учащихся «группы риска». В учреждениях, где нет таких специалистов, опытный учитель начальных классов в процессе обучения сможет самостоятельно определить детей-дисграфиков, но это происходит гораздо позже, когда дети начинают овладевать письмом под диктовку.
Изначально, педагогу необходимо особо присматриваться к детям, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, они в большей степени испытывают трудности при звуковом анализе и синтезе. Выраженность таких трудностей может быть разной: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить их количество, последовательность или позицию в слове. Фонематическое восприятие ребенка тесно взаимосвязано со зрительно-пространственным восприятием. Имея трудности работы с фонемой ему сложно самостоятельно перевести её в графему, т.е. в букву. Графическое изображение буквы у ребенка осваивается с опозданием, что влечет за собой ряд психолого-педагогических проблем.
У учителя, на ряду с основными видами деятельности на уроках письма в первом классе возникает еще одна: профилактика ошибок письменной речи через развитие слухо-артикуляторных и зрительно-пространственных умений и навыков у младших школьников, которую можно проводить во внеурочное время. Это позволяет решить следующие задачи:
-
способствовать формированию необходимых навыков для письма, которые осуществляются за счет устно-речевых, операционных, функциональных предпосылок;
-
формировать обобщённые представления, необходимые для овладения стойким и правильным навыком письма.
Весь курс занятий направлен на полноценное формирование и развитие фонематического слуха, фонематического и зрительно-пространственного восприятия у первоклассников.
Во время занятий у ребёнка происходит развитие фонематического слуха, что способствует уточнению представлений о звуковом составе языка, усвоению навыков фонематического анализа и синтеза слов, мысленному расчленению на основные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов, слов.
Вычленяя звуки из слогов или из слова, дети знакомятся с особенностями акустики и артикуляции (участие голоса, наличие или отсутствие в полости рта преграды на пути выдыхаемого воздуха), таким образом, происходит подробное знакомство учеников с понятиями гласный и согласный звуки.
Весь процесс усвоения навыков звукового анализа будет разделен на три периода.
-
Подготовительный этап.
Этот период будет направлен на подготовку слухо-речевых процессов. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия будет происходить на материале неречевых звуков. Кроме этого, задания будут направлены на различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру, различение слов, близких по звуковому составу.
-
Формирование навыков элементарного анализа.
Данный период включает в себя следующие виды деятельности:
-
выделение звука из слова, то есть определение наличия данного звука в слове;
-
определение первого звука в слове, определение последнего звука в слове;
-
нахождение места звука в слове, исходя из трех позиций (начало, середина, конец слова).
-
Обучение последовательному анализу с установлением точного места звуков в слове по отношению друг другу.
Это период будет направлен на:
-
формирование умения интонационно выделять каждый последующий звук в слове, определение звуковой последовательности в слове, с опорой на зрительное внимание и восприятие;
-
формирование понятий «гласные звуки», «согласные мягкие звуки», «согласные твердые звуки», формирование навыка интонационного выделения изучаемого звука, формирование умения давать характеристику звуку (гласный-согласный, согласный твердый, согласный мягкий, звонкий согласный, глухой согласный);
-
деление слов на слоги, подбор слов с заданным количеством слогов, построение (моделирование) слоговой схемы слова, анализ обратного и прямого слогов;
-
определение ударения в слове, построение слого-ударной схемы слова.
Работая с речевым и наглядным материалом, попутно учитель решает еще ряд немаловажных задач, направленных на развитие неречевых процессов, но влияющих на успешное овладение письмом – это обогащение зрительных представлений, развитие зрительно-двигательной координации, развитие зрительного внимания, стимуляция зрительно-познавательной активности, включение в предметно-практическую деятельность мыслительных операций и др.
В конце занятия ребёнок сам оценивает свои успехи. Это создаёт особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности.
Список литературы
-
Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Письмо. Программно-методические материалы: пособие для учителя/ О.А. Ишимиова, С.Н. Шаховская, А.А. Алмазова.-М.: Просвещение, 2014.- С. 3-34.
-
Коррекция письменной речи у школьников/ З.И. Бекшиева.- Ростов н/Д: Феникс, 2009.- 318 с.
-
Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда / Л.Н. Ефименкова. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.- 336 с.
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Современные технологии обучения детей с ОВЗ
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
Доработайте Ваш материал согласно Требований Портала Учмет. Подробнее я отправила Вам личным сообщением.
С уважением, Львова С.А.