«Военные карикатуры художников Кукрыниксов 1941-1945 гг. Их вклад в Победу над врагом»
Методическая разработка
занятия
«Военные карикатуры художников Кукрыниксов 1941-1945 гг. Их вклад в Победу над врагом»
Автор: Мельник З.Б.
педагог
дополнительного образования
Волгоград – 2017
Цель: познакомить обучающихся с творчеством военных лет талантливых художников Кукрыниксов, выявить роль художественных средств, в частности военных плакатов в достижении победы в Великой Отечественной войне.
Задачи:
-
Образовательные: сформировать представление о Сталинградской битве сквозь творчество военных художников – карикатуристов; привести цитаты художников, поэтов для большей наглядности преподносимого материала;
-
Развивающие: продолжить формировать умение устанавливать причинно-следственные связи; сформировать умение анализа многогранности образов, используемых в плакатах;
-
Воспитательные: сформировать бережное отношение к истории родного края, чувству солидарности, единения; сформировать чувство эстетики; расширить кругозор учащихся об агитационных материалах, используемых в годы Великой Отечественной войны.
Целевая аудитория: школьники младших, средних, старших классов.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, фильм «НИКСиКУКРЫ».
Методы: лекция с элементами беседы, демонстрация презентации и видеофильма.
План занятия:
-
Лекция «Военные карикатуры художников Кукрыниксов 1941 – 1945 гг.» с показом презентации.
-
Показ документального фильма «НИКСиКУКРЫ».
Здравствуйте, ребята!
Сегодня у нас будет интересное занятие: «Военные карикатуры художников Кукрыниксов 1941 – 1945 гг.».
2 февраля 1943 г. – дата окончания Сталинградской битвы – самого кровопролитного сражения; дата окончания события, которому нет равных в мировой истории.Сталинградская битва завершилась блестящей победой советских войск. Она явилась коренным переломом не только в Великой Отечественной войне, но и во Второй мировой в целом. Она означала полный крах немецко– фашистской армии. Наше оперативное искусство, тактика выдержали суровую практическую проверку. И признавали это сами враги.
Ребята, наверняка каждый из вас хоть раз бывал в музее-заповеднике «Сталинградская битва». Верно?(Да)
В нашем музее представлено множество интересных экспонатов, рассказывающих о том, как умелое руководство войсками, героизм, мужество, стойкость советских солдат позволили успешно осуществить решающую операцию контрнаступления под Сталинградом. В результате чеговражеская группировка,численностью в 330 000 человек,была взята в кольцо окружения в Сталинграде, а затем разгромлена в нем.
Особый интерес у посетителей музея-заповедника всегда вызывает плакат-карикатура «Потеряла я колечко (а в «колечке» 22 дивизии)», изображающий Гитлера, который оплакивает потерю своих войск в Сталинградском кольце. Под плакатом подпись: Кукрыниксы. 1943 г.
Кто они такие, эти Кукрыниксы? Давайте познакомимся с ними поближе.
Кукрыниксы – творческий коллектив советских художников-графиков и живописцев. Ребят, а как вы думаете, как произошло такое странное буквосочетание «кукрыниксы»?Псевдоним «Кукрыниксы» составлен из первых слогов фамилий: КуприяновМихаил(1903-1991), Крылов Порфирий(1902-1990), а также первых трёх букв имени и первой буквы фамилии Николай Соколов (1903-2000).Но сами про себя Кукрыниксы говорили так: «Наш коллектив, по правде говоря, состоит из четырёх художников: мы трое и четвертый, рожденный нами, художник Кукрыникс. К последнему мы все трое относимся с большой бережностью и заботой. То, что создано коллективом, не смог бы осилить любой из нас в отдельности».
Ребята, как вы думаете: благодаря чему художники так плодотворно вели совместную работу?(Общие взгляды на жизнь, искусство; креативность, отличное чувство юмора)
Художник Николай Соколов в своем интервью дает ответ на этот вопрос: «Всем понятно, как работает художник, когда он сам создаёт свои произведения. А как происходит творческий процесс, когда над произведением работают сразу три художника? Такой вопрос нам задают довольно часто. На него мы и попытаемся ответить. Наша дружба возникла полвека назад. Познакомились мы, будучи студентами Вхутемаса (Высшие художественно-технические мастерские в Москве). Здесь-то и возникло наше содружество. Сатирический раздел институтской стенгазеты, называвшийся «Арапотделом», помещал карикатуры, высмеивавшие неполадки студенческой жизни. Работая вместе над одним рисунком, помогая друг другу, мы втроём обсуждали тему, втроём разрабатывали черновики и затем совместно выполняли рисунок. В то время мы, конечно, не думали, что будем работать втроём всю жизнь. Однако с первых же дней содружества каждый из нас увидел пользу и интерес в коллективе. Если бы кто-либо из нас тяготился совместной работой, наш коллектив давно перестал бы существовать».
За годы совместной творческой деятельности художники создали многочисленные мастерски исполненные карикатуры и шаржи, которые принесли имнаибольшую известность. В основном они выпускались в форме плакатов, которые были особенно характерны для военного времени.
Едва только гитлеровцы пришли к власти в Германии и начали попирать землю Западной Европы, угрожая порабощением всему человечеству, Кукрыниксы привели в боевую готовность весь свой арсенал. Их резкая, разящая, боевая сатира обнажала корни фашизма, тайные и явные планы поджигателей войны. В конце июля 1941 года вступили в строй «Окна ТАСС» —агитационные плакаты с призывами к защите Родины. Это специальный вид малотиражного плаката, создаваемого не печатью, а вручную, нанесением клеевых красок на бумагу через трафарет. По этой причине по сравнению с печатным плакатом, тассовский обладал большей красочной свободой.И активнейшими художниками этой мастерской стали Кукрыниксы.С первых дней войны навсегда вошел в историю плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» (1941) с карикатурой на Гитлера. Этот плакат стал призывным изобразительным лозунгом, поднимавшим людей на борьбу с врагом.Он появился на июньских улицах Москвы одним из первых - сразу же после нападения гитлеровской Германии на СССР.
Врага – фашиста – они многократно изображали еще в предвоенные годы. Но теперь был важен не только его обобщенный образ, но и образы конкретных лиц. Их портреты художники изучали по трофейным кинохроникам, старым иллюстрированным журналам, фотографиям. Они развенчивали врагов, придумывая невероятные ситуации, неожиданные метафоры, сравнения, прибегая к гротеску и сарказму, показывая завоевателей жалкими и смешными, находя характерные детали, остроумно используя военный лексикон. В образную структуру плаката вводили сатирические изображения зверей, подчеркивая характерные особенности их внешности и повадки (Гитлер – хищная птица или волк, Геббельс – обезьяна или такса). Художники показывают, что сама идеология фашизма может сделать с человеком, превращая его в зверя. Сама звериная сущность этого режима враждебна разуму и перспективам развития человечества.
В сатирических произведениях Кукрыниксов смех становится грозным оружием в борьбе с врагом. Обнажая смешные стороны врага, Кукрыниксы обнаруживали его слабость.М. Горький говорил: «У нас был очень серьезный и сильный враг, но ни один враг не был так смешон, как наш враг…». Кукрыниксы изображали врага таким, каким хотели его видеть.
Особенно досталось Гитлеру. Кукрыниксы изображали его шельмой, безумным музыкантом, безголовым руководителем, бесноватым ефрейтором.Гитлер объявил себя убежденным вегетарианцем. Он выпустил медаль со своим портретом и надписью. «Я – решительный противник убоя животных. Адольф Гитлер». И сразу же Кукрыниксы высмеяли в своем плакате эту абсурдную позицию фюрера, нарисовав его людоедом – вегетарианцем. Плакат сопровождался стихотворением С. Я. Маршака:
Этот
добрый
Человечек
Заказал себе
медаль:
«Мне зарезанных
Овечек
И
барашков
Очень жаль».
Как известно,
У
медали
Есть другая сторона,
И на ней
мы прочитали
Роковые письмена:
«Не
нужна мне кровь овечья,
А нужна мне
человечья!»
Гитлер ни раз командовал скелетами и сам превращался в скелет. Он вел страну к пропасти, а карикатуристы с мастерством и прозорливостью фиксировали каждый шаг этого позорного пути. Этот многоликий персонаж олицетворял пороки нацизма, его преступления против человечества, в том числе против собственного народа. Образы карикатур воспринимались как вещественные доказательства подлейших преступлений. Наглядным примером служит плакат «Превращение фрицев».
То не звери с диким воем
В бурный ринулись поток,
Это Гитлер строй за строем
Гонит «фрицев» на восток.
Здесь, где окна все – бойницы.
Здесь, где смерть таят кусты,
Здесь, глотнув чужой землицы,
Одураченные «фрицы»
Превращаются в кресты.
Гибель сволочи немецкой
Не чье-либо колдовство,
Это – армии советской боевое торжество!
Кукрыниксы стали классиками советской политической карикатуры, которую понимали как орудие борьбы с политическим врагом. Их политические карикатуры, часто публикуемые в газете «Правда», принадлежат к лучшим образцам этого жанра («Клещи в клещи», «Потеряла я колечко…», «Под Орлом аукнулось, в Риме откликнулось», «Уолл-стрижка», «Пиковое положение», «Народы предупреждают»).
Плакат в военные годы играл особую роль. В эти тяжелые дни выходило мало газет. Очень часто газету заменял плакат. Искусство плаката было доступно широким массам, его образы были понятны каждому, а короткий энергичный текст – лозунг, сопровождавший изображение, - запоминался и призывал к действию. Агитационные плакаты посылались на фронты войны наравне с патронами и снарядами, их расклеивали на стенах городов отражавших нападение врага. Плакат боролся, он был оружием, и его, как оружие, берегли.
За одну ночь создавались и размножались вручную десятки плакатов, и уже утром они висели на улицах в витринах пустующих магазинов уже, в наглядной и остроумной форме рассказывая о последних новостях.
За время Великой Отечественной войны художники создали тысячи плакатов, которые выпускались миллионными тиражами. Особое место всегда отводилось теме героизма советских людей во время войны.
В годы войны отчеканился художественный стиль советского плакатного искусства. Наш плакат всегда был лаконичным и выразительным. Его даже издали легко воспринимал быстро идущий человек. На листе плаката обычно помещались одна-две фигуры, их действие подчеркивалось характерным движением. Лучшие плакаты отличались четкостью силуэта центральной группы; применяемые цвета были яркие и в своем сочетании усиливали выразительность изображения.
Ни одно важное событие в нашей стране не проходило так, чтобы на него не отзывался плакат.Своими плакатами и карикатурами в годы войны художники казнили убийц и насильников, грозивших превратить всю планету в концлагерь.
Сатира художников была столь разяща и беспощадна, что в Германии их зачислили в разряд «смертельных врагов третьего рейха», а в СССР им присудили Сталинскую премию (1942). Работы Кукрыниксов необычайно популярны. Всю войну они провели, можно сказать, на передовой — они часто бывали на фронте, вплотную соприкасались с ужасной действительностью.Их вклад в Победу над врагом неоценим – карикатуристы убивали его своим оружием – смехом и сатирой, поднимая боевой дух солдат. Искусство Кукрыниксов обрело общенародный характер. Они размышляли о судьбе всего человечества, воевали за его светлое будущее.
Залогом их триумфа являлось единство взглядов и вкуса, а также большая личная дружба. Через всю жизнь они пронесли эту дружбу, вместе проработали более 60 лет!
Для нас работы Кукрыниксовинтересны прежде всего тем, что являются ценным источником в изучении истории Великой Отечественной войны, и прежде всего, Сталинградской битвы.
Литература
-
Кукрыниксы. Втроем. М.,1975.
-
Пистунова А. М. Единосущая троица / А. М. Пистунова. _ М.: Советская Россия, 1978.
-
Кукрыниксы. Издательство «Изобразительное искусство», М. 1988.
-
История русского и советского искусства / под ред. Д. Б. Сарабьянова. Высшая школа, 1979.
-
Масленников В. А. Редакция – мастерская по выпуску ручным трафаретным способом военно – оборотного плаката «Окно ТАСС». М., ППО «Известия», 1997.
-
Фатеев А. В. Образ врага в советской пропаганде. – М., 1999.
-
Плакаты Кукрыниксов периода Великой Отечественной войны.
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Рисование открытками как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»