В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Публицистический стиль речи.

Публицистический стиль речи.

Алёна Евдокимова
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12345 голосов:1просмотров: 4843
Краткое описание
Урок представляет использование приемов исследовательской деятельности учащихся по теме: «Публицистический стиль, стилевые и языковые особенности, жанры».

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
11 кл публиц с.р..docx Скачать

C:\Users\1\Pictures\uchmet_120_60.gif



Автор: Евдокимова Алена Александровна

Учитель русского языка и литературы


Место проживания: ЯНАО Приуральский р-он С.Белоярск


Учебное заведение: МОУ Школа с.Белоярск


Дисциплина: Русский язык


Учебник: Русский язык и литература. Русский язык 10-11 классы: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень/ А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова. – 3-е изд. – М.:Просвещение, 2016.


Тема: «Публицистический стиль речи».


Класс: 11


Продолжительность урока: 40 мин.


Использование информационных технологий: интерактивная доска, проектор.
























Тема: «Публицистический стиль речи»


Тип урока: урок использования приемов исследовательской деятельности учащихся по теме: «Публицистический стиль, стилевые и языковые особенности, жанры». 



Цели как деятельность учеников:

метапредметные познавательные, соотносимые с развивающими познавательными УУД:

преобразовывание информации из одной формы в другую (в схему, таблицу, ключевые слова).

линии развития: знания о языке как основа речевой деятельности, овладение средствами художественной выразительности:

умение различать стили речи, определять жанры публицистического стиля, уметь проводить лингвостилистический анализ текста, находить в текстах средства художественной выразительности, присущие публицистическому стилю, умение работать со словарями;

линии развития: умения разных видов устной и письменной речи: развитие умения анализировать тексты, умение сравнивать, сопоставлять, делать выводы, анализировать свою деятельность; развивать творческие способности и исследовательскую деятельность учащихся.


Задачи

1.Осознать значимость изучаемого материала, уметь выделять главное в познавательном объекте.

2.Осознать ценность совместной деятельности.

3.Развивать монологическую речь.

4. Совершенствовать навыки анализа текста публицистического стиля;

5. Подготовиться к созданию собственного текста публицистического стиля.

6.Осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности, умение делать вывод из собственного высказывания.

7.Стимулировать творческую деятельность в изучении стилей речи.

Формируемые УУД

Личностные:

учебно - познавательная мотивация, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности. 

Регулятивные:

волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия, планирование учебного сотрудничества.

Познавательные:

анализ, сравнение, обобщение, аналогия, структуирование знаний, умение делать вывод, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

 Коммуникативные:

достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Основные понятия

Публицистический стиль, средства художественной выразительности, жанры публицистического стиля, лингвостилистический анализ текста.

Ресурсы

Доска, мультимедиа система.

Организация пространства

Индивидуальная и групповая работа, фронтальная и самостоятельная работа.



Ход урока

  1. Здравствуйте, ребята! Очень рада вас видеть!

Прежде чем мы запишем тему урока, я хотела бы услышать ответ на вопрос: какие стили речи вы знаете? (Художественный, публицистический, научный, разговорный, официально-деловой) Слайд № 2 Соотнесите особенности стиля с его названием Слайд № 3

-Соотнесите название стиля с его назначением

Слайд № 4 -На какие две группы можно разделить эти стили? (книжные и разговорный)

Работа с текстами



Перед вами несколько текстов определите, пожалуйста, к каким стилям они относятся. Ответ обоснуйте.

  1. Среди феноменологических моделей наибольшее распространение получили модели основанные на лучевых представлениях полей рассеяния и модели базирующиеся на принципе Гюйгенса-Френеля, согласно которому каждая точка волнового фронта рассеянного поля рассматривается как источник вторичных волн. К этому типу моделей относится модель локальных источников рассеяния.

(научный) (используется научная лексика)

2) Сидорович плохо спал ночью, то и дело, просыпаясь под раскаты грома и сверкание молний. Это была одна из тех ужасных ночей, когда хочется закутаться под одеяло, высунув нос для притока воздуха, и представлять что ты в шалаше в дикой степи за сотни километров до ближайшего города. Вдруг откуда ни возьмись Сидоровичу по уху проехалась ладонь спавшей рядом жены:

Спи уже, путешественник, – простонала она, сонно причмокивая языком.

Сидорович обиженно отвернулся, надувшись. Он думал о Тайге…

(художественный) (Описывается эмоциональное состояние героя)


3) Я, Иванов Иван Иванович, выражаю свои искреннюю благодарность сотрудникам компании ООО «Пример», в частности, Сидорову С.С. и Пупкову В.В. за высокий уровень качества обслуживания и оперативное урегулирование всех спорных моментов прямо на месте и прошу поощрить их в соответствием с условиями коллективного договора ООО «Пример».

(оф-дел) (использование речевых клише выражаю благодарность..)


4) Ёо, чувак! Если ты читаешь этот текст, то врубаешься в тему. Энергия, драйв и скорость – вот что определяет мою жизнь. Я люблю экстрим, люблю острые ощущения, люблю, когда адреналин зашкаливает и сносит башку. Я без этого не могу, чувак, и знаю, что ты меня понимаешь. Мне глубоко по-барабану: скейтборд или паркур, ролики или байк, до тех пор, пока мне есть чему бросить вызов. И это круто!




(Разговорный) (использование молодежного сленга)


- Текст какого стиля у вас не представлен? (Публицистический)

-Тема урока?…. (Публицистический стиль)

-Какие цели мы поставим перед собой?


1. Узнать особенности ПСР, сферы его употребления.

2. Научиться отличать ПСР от других стилей.


-Что нам известно о публицистическом стиле речи?


Работа с учебником

  1. Откройте учебник на стр.126. Познакомьтесь с теоретическим материалом по данной теме. Заполните таблицу . Приложение 1.

  2. Самопроверка и обсуждение. Слайд № 4

Ораторская речь – разновидность устной формы литературного языка, которая находит выражение в различных типах публичных выступлений.

Фельето́н (фр. feuilleton, от feuille — «лист», «листок») — короткая сатирическая заметка, очерк, статья


Сходство с другими стилями

  • один из самых развивающихся и «подвижных»: он активно заимствует черты других стилей, в том числе лексику (научные термины, клише официально-делового стиля), добавляя выразительность и эмоциональность художественного стиля для лучшего восприятия и воздействия.


Работа с упр.172 стр.129

    • Определите стиль. (публицистический)

    • Какие признаки указывают на то, что это ПСР?

- Какую проблему затрагивает писатель Юрий Бондарев? (Ценность человеческой жизни)

В начале урока мы поставили цели, удалось ли нам их достичь?


Рефлексия.


Домашнее задание: Найти информацию об экспрессивно-воздействующих средствах публицистического стиля , оформить материал в виде таблицы, презентаци.







Источники: licey.netБиблиотека…_publicisticheskii_stil…

























Приложение № 1.


Публицистический стиль речи

Однокоренные слова

Публицистический-




Синонимы

Публицистический-


Цель








Сфера использования




Жанры








Характерные особенности












Сходство с другими стилями















Важнейшее требование






Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос