Публицистический стиль речи.
Автор: Евдокимова Алена Александровна
Учитель русского языка и литературы
Место проживания: ЯНАО Приуральский р-он С.Белоярск
Учебное заведение: МОУ Школа с.Белоярск
Дисциплина: Русский язык
Учебник: Русский язык и литература. Русский язык 10-11 классы: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень/ А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова. – 3-е изд. – М.:Просвещение, 2016.
Тема: «Публицистический стиль речи».
Класс: 11
Продолжительность урока: 40 мин.
Использование информационных технологий: интерактивная доска, проектор.
Тема: «Публицистический стиль речи»
Тип урока: урок использования приемов исследовательской деятельности учащихся по теме: «Публицистический стиль, стилевые и языковые особенности, жанры».
Цели как деятельность учеников:
метапредметные познавательные, соотносимые с развивающими познавательными УУД:
преобразовывание информации из одной формы в другую (в схему, таблицу, ключевые слова).
линии развития: знания о языке как основа речевой деятельности, овладение средствами художественной выразительности:
умение различать стили речи, определять жанры публицистического стиля, уметь проводить лингвостилистический анализ текста, находить в текстах средства художественной выразительности, присущие публицистическому стилю, умение работать со словарями;
линии развития: умения разных видов устной и письменной речи: развитие умения анализировать тексты, умение сравнивать, сопоставлять, делать выводы, анализировать свою деятельность; развивать творческие способности и исследовательскую деятельность учащихся.
Задачи
1.Осознать значимость изучаемого материала, уметь выделять главное в познавательном объекте.
2.Осознать ценность совместной деятельности.
3.Развивать монологическую речь.
4. Совершенствовать навыки анализа текста публицистического стиля;
5. Подготовиться к созданию собственного текста публицистического стиля.
6.Осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности, умение делать вывод из собственного высказывания.
7.Стимулировать творческую деятельность в изучении стилей речи.
Формируемые УУД
Личностные:
учебно - познавательная мотивация, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.
Регулятивные:
волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия, планирование учебного сотрудничества.
Познавательные:
анализ, сравнение, обобщение, аналогия, структуирование знаний, умение делать вывод, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные:
достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.
Основные понятия
Публицистический стиль, средства художественной выразительности, жанры публицистического стиля, лингвостилистический анализ текста.
Ресурсы
Доска, мультимедиа система.
Организация пространства
Индивидуальная и групповая работа, фронтальная и самостоятельная работа.
Ход урока
-
Здравствуйте, ребята! Очень рада вас видеть!
Прежде чем мы запишем тему урока, я хотела бы услышать ответ на вопрос: какие стили речи вы знаете? (Художественный, публицистический, научный, разговорный, официально-деловой) Слайд № 2 Соотнесите особенности стиля с его названием Слайд № 3
-Соотнесите название стиля с его назначением
Слайд № 4 -На какие две группы можно разделить эти стили? (книжные и разговорный)
Работа с текстами
Перед вами несколько текстов определите, пожалуйста, к каким стилям они относятся. Ответ обоснуйте.
-
Среди феноменологических моделей наибольшее распространение получили модели основанные на лучевых представлениях полей рассеяния и модели базирующиеся на принципе Гюйгенса-Френеля, согласно которому каждая точка волнового фронта рассеянного поля рассматривается как источник вторичных волн. К этому типу моделей относится модель локальных источников рассеяния.
(научный) (используется научная лексика)
2) Сидорович плохо спал ночью, то и дело, просыпаясь под раскаты грома и сверкание молний. Это была одна из тех ужасных ночей, когда хочется закутаться под одеяло, высунув нос для притока воздуха, и представлять что ты в шалаше в дикой степи за сотни километров до ближайшего города. Вдруг откуда ни возьмись Сидоровичу по уху проехалась ладонь спавшей рядом жены:
– Спи уже, путешественник, – простонала она, сонно причмокивая языком.
Сидорович обиженно отвернулся, надувшись. Он думал о Тайге…
(художественный) (Описывается эмоциональное состояние героя)
3) Я, Иванов Иван Иванович, выражаю свои искреннюю благодарность сотрудникам компании ООО «Пример», в частности, Сидорову С.С. и Пупкову В.В. за высокий уровень качества обслуживания и оперативное урегулирование всех спорных моментов прямо на месте и прошу поощрить их в соответствием с условиями коллективного договора ООО «Пример».
(оф-дел) (использование речевых клише выражаю благодарность..)
4) Ёо, чувак! Если ты читаешь этот текст, то врубаешься в тему. Энергия, драйв и скорость – вот что определяет мою жизнь. Я люблю экстрим, люблю острые ощущения, люблю, когда адреналин зашкаливает и сносит башку. Я без этого не могу, чувак, и знаю, что ты меня понимаешь. Мне глубоко по-барабану: скейтборд или паркур, ролики или байк, до тех пор, пока мне есть чему бросить вызов. И это круто!
(Разговорный) (использование молодежного сленга)
- Текст какого стиля у вас не представлен? (Публицистический)
-Тема урока?…. (Публицистический стиль)
-Какие цели мы поставим перед собой?
1. Узнать особенности ПСР, сферы его употребления.
2. Научиться отличать ПСР от других стилей.
-Что нам известно о публицистическом стиле речи?
Работа с учебником
-
Откройте учебник на стр.126. Познакомьтесь с теоретическим материалом по данной теме. Заполните таблицу . Приложение 1.
-
Самопроверка и обсуждение. Слайд № 4
Ораторская речь – разновидность устной формы литературного языка, которая находит выражение в различных типах публичных выступлений.
Фельето́н (фр. feuilleton, от feuille — «лист», «листок») — короткая сатирическая заметка, очерк, статья
Сходство с другими стилями
-
один из самых развивающихся и «подвижных»: он активно заимствует черты других стилей, в том числе лексику (научные термины, клише официально-делового стиля), добавляя выразительность и эмоциональность художественного стиля для лучшего восприятия и воздействия.
Работа с упр.172 стр.129
-
Определите стиль. (публицистический)
-
Какие признаки указывают на то, что это ПСР?
- Какую проблему затрагивает писатель Юрий Бондарев? (Ценность человеческой жизни)
В начале урока мы поставили цели, удалось ли нам их достичь?
Рефлексия.
Домашнее задание: Найти информацию об экспрессивно-воздействующих средствах публицистического стиля , оформить материал в виде таблицы, презентаци.
Источники: licey.net›Библиотека›…_publicisticheskii_stil…
Приложение № 1.
Публицистический стиль речи |
|
Однокоренные слова |
Публицистический- |
Синонимы |
Публицистический- |
Цель |
|
Сфера использования |
|
Жанры |
|
Характерные особенности |
|
Сходство с другими стилями |
|
|
|
Важнейшее требование |
|
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»