Использование элементов логопедического массажа и самомассажа в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, в условиях логопункта.
Воробьева Олеся Сергеевна
Учитель-логопед I квалификационной категории
Место проживания: Орловская область, Орловский район с. Лаврово
Учебное заведение: МБОУ «Лавровская средняя общеобразовательная школа» отделение по дошкольному образованию
Логопедия
Тема: Использование элементов логопедического массажа и самомассажа в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, в условиях логопункта.
За последние годы прослеживается увеличение количества детей с речевыми нарушениями, осложненными органическими поражениями речевого аппарата. У них наблюдается недостаточность лицевой и артикуляционной моторики, невыразительность мимических движений, невнятность речи и др.
В связи с этим возникла необходимость изучения и использования различных методов, которые будут повышать эффективность и качество коррекционной работы с данной категорией детей.
Одним из этих методов является логопедический массаж. В настоящее время он активно внедряется в логопедическую практику. Логопедический массаж - это метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата, а так он способствует нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями.
Основные цели логопедического массажа:
- нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры
- уменьшение проявления парезов и поражений мышц артикуляционного аппарата.
- снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (синкенезии, гиперкинезы и др.)
- активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность.
- формирование произвольных координационных движений органов артикуляции.
В проведении курса логопедического массажа следует учитывать ряд противопоказаний, а также необходимо получить письменное заключение (справку)от невропатолога об их отсутствии.
Так как помещение и условия нашего логопункта не позволяют осуществлять логопедический массаж полным курсом (10-15 сеансов), я в своей коррекционно-развивающей работе использую элементы логомассажа и самомассаж.
Применение отдельных приемов и элементов логомассажа удобны по многим причинам. Во-первых, они эффективно сочетаются с артикуляционной гимнастикой, во-вторых, можно проводить как индивидуально, так и с подгруппой детей одновременно. Кроме того, их можно использовать многократно в течении дня, включая в различные режимные моменты.
В своей практике использую приемы различных методик логопедического массажа и самoмассажа Архиповой Е.Ф., Дьяковой Е.А., Крупенчук О.И., Томилиной С.М.
Самомассаж – это самостоятельное массирование отдельных мышечных групп собственными руками, без помощи другого лица.
Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция.
При проведении самомассажа используют ряд приемов: поглаживание, растирание, легкое поглаживание, надавливание, пощипывание.
Перед началом занятия ребенок должен быть умыт, с чистыми руками. Длительность 1 сеанса самомассажа лица для детей-дошкольников 5-10 минут. Каждое движение в среднем 6-8 раз.
Обучая детей самомассажу, необходимо показывать каждый прием на себе, комментируя его. Сначала ребенок выполняет массажный элемент при наличии зрительного контроля (зеркало), а затем и без него. Далее когда самомассаж освоен детьми, можно проводить движения под стихотворный текст или сказку, а также специально подобранную музыку. Все это обеспечивает тактильно-проприоцептивную стимуляцию в определенном ритме, что в целом способствует формированию чувства ритма.
Самомассаж лучше проводить в игровой форме, что повышает мотивацию и интерес ребенка, четко в определенной последовательности:
- массаж головы
-массаж мимических мышц лица
-массаж языка с использованием стерильного бинта, ватной палочки и одноразового шпателя.
В индивидуальной форме работы массаж языка лучше проводить специалисту (логопеду), так как он может оценить где и как скорректировать движения, расслабить или активизировать ту или иную часть языка.
При выполнении самомассажа, ребенок не должен испытывать никакого дискомфорта.
В процесс самомассажа включаются воспитатели и родители. Для них проводятся мастер-классы, педагогические семинары и консультации, где подробно разъясняются и демонстрируются элементы логопедического массажа и самомассажа.
По данным мониторингов , проведенных за последние три года можно сделать вывод, что применение логопедом в коррекционно-развивающей работе элементов логопедического массажа и самомассажа улучшает артикуляционную моторику, мимику, способствует нормализации мышечного тонуса, а также сокращает период подготовительного этапа к постановке звуков.
Литература:
1. Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии– М., 1997.
2. Блыскина И.В., Ковшиков В.А. Массаж в коррекции артикуляторных расстройств. – СПб., 1995.
3. Дьякова Е.А. Логопедический массаж. – М., 2000.
4. Крупенчук О.И. Логопедический массаж ложками. – М., 2014
5. Новикова Е.В. Зондовый массаж: коррекция звукопроизношения: наглядное практическое пособие. – М., 2000.
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Развитие поисково-исследовательской активности ребёнка в семейном воспитании как одна из главных образовательных задач ФГОС ДО»
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»
- Вебинар «Автодидактические игры как средство развития детской самостоятельности и активности в соответствии с ФГОС ДО»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»