Проектная деятельность в МБОУ ДО «Центр детского творчества» п. Уральский Нытвенского муниципального района Пермского края. Обобщение опыта работы.
Проектная деятельность
в МБОУ ДО «Центр детского творчества» п. Уральский
Нытвенского муниципального района Пермского края
Обобщение опыта работы.
Составитель: Бусовикова Оксана Викторовна,
методист
Уральский 2017г
Актуальность
Актуальность проектной деятельности в образовательных учреждениях в настоящее время обусловлена стремлением к повышению качества образовательно-воспитательного процесса, активности учащихся, развития их творческой инициативы и включения в общественную жизнь. Педагогический коллектив Центра детского творчества следует «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», которая предполагает создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности, формирование высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России. Поэтому одним из основных видов деятельности Центра является создание и реализация социально-значимых проектов, обеспечивающих единство образовательного и воспитательного процесса. Решая задачу гражданско-патриотического становления личности обучающихся и их здоровьесбережения средствами добровольческой деятельности, педагогический коллектив Центра совместно с воспитанниками и родителями обучающихся ежегодно реализует разнообразные проекты. Это дает огромный воспитательный эффект как для детей, так и для взрослых.
Теоретическое обоснование опыта
Проектная деятельность в нашем учреждении ведется уже много лет. Были созданы и реализованы проекты разных видов: творческие, исследовательские, методические, игровые, социально-значимые и др. Проекты как принимали участие в различных конкурсах проектов, так и просто реализовывались в Учреждении на уровне поселка. Традиционно в реализацию проектов включаются все субъекты деятельности: администрация Центра, педагогический коллектив, обслуживающий персонал, обучающиеся и их родители, учителя, культурные и общественные организации поселка. Такое единство связано обшей целью: воспитание высоконравственного гражданина Российской Федерации с активной гражданской позицией, творческим самовыражением и устойчивой «Я-Концепцией». Решая задачу изучения проектной технологии и применения полученных знаний в практической педагогической деятельности, в Центре проводятся семинары для педагогов на тему «Проектные технологии в УДО», на которых раскрываются вопросы механизмов внедрения технологии проектов в образовательно-воспитательный процесс и даются методические рекомендации по созданию проектов.
Сущность и результативность
Современная образовательная организация любого типа способна успешно существовать и конкурировать на рынке образовательных услуг лишь при условии постоянного развития и адаптации под изменяющиеся условия. Справляться с этой задачей позволяет проектная деятельность.
Проект – уникальная деятельность, предполагающая координированное выполнение взаимосвязанных действий для достижения определенных целей в условиях временных и ресурсных ограничений.
Еще в 2007 году мы впервые приняли участие в конкурсе молодежных проектов «Прикамский витамин». Название нашего проекта звучало так: фестиваль народного творчества «Радуга успеха», посвященный 60-летию поселка Уральский Нытвенского района Пермского края. Цель проекта: - создание условий для развития у детей и молодёжи чувства патриотизма средствами изучения истории родного края и деятельности во благо посёлка. К сожалению, проект не оказался в победителях, но мы его реализовали собственными силами.
Фестиваль проводится по четырем номинациям:
-
Интеллектуальные игры «А знаете ли Вы?»
-
Конкурс рисунка на тему «Мой поселок — моя малая Родина»
-
Конкурс — выставка ДП и изобразительного искусства «Подарок музею»
-
Акция «Три добрых дела без подсказки»
В октябре 2008 года мы приняли участие в районном конкурсе социальных проектов «Витаминки общественного роста», проект назывался «Активность, молодость, талант», получили грант в размере 1500 руб.
В октябре 2009 года был разработан проект по взаимодействию с образовательными учреждениями, и созданию в 2009-2010 учебном году юнармейских почетных караулов «Пост №1». В реализации проекта приняли участие 6 образовательных учреждений Нытвенского района: МОУ СОШ №1, МОУ СОШ №7, МОУСОШ г. Нытва (НОЦ), МОУ Шерьинская СОШ, МОУ Чайковская СОШ, МОУ Серьгинская СОШ. В 2009 году проект организации юноармейских «Постов № 1» в Нытвенском районе принял в краевом конкурсе молодежныхпроектов «Прикамский витамин» в номинации «Ответственность».
В 2009 году родилась идея создания методического проекта «Компетентностный подход в деятельности учреждения дополнительного образования детей». Он был написан и реализован за период 2010-2013г. В этот время были разработаны образовательные программы на основе компетентностного подхода, система проведения мониторинга результатов обучения и личностного развития обучающихся в процессе освоения дополнительной образовательной программы. На базе ЦДТ было проведено совещание директоров УДО на тему: «Реализация компетентностного подхода в МОУ ДОД «ЦДТ».
В 2011 году на конкурс социальных проектов «Именной фонд компании «Строительный двор» был отправлен творческий проект «Аленький цветочек», который был направлен на решение проблем:
• Проблема досуга. Реализация Проекта позволила создать условия для привлечения подростков в Центр детского творчества.
• Угасание интереса к народному декоративно-прикладному творчеству.
• Проблема профессионального самоопределения. Занятия в творческом объединении ДТМ «Фантом» способствовали предпрофильной подготовке и самоопределению воспитанников. Коллективом театра детской моды «Фантом» разработана коллекция моделей одежды «Аленький Цветочек». Время реализации проекта 9 месяцев. В план реализации включалось время пошива коллекции и участие в конкурсах краевого, Всероссийского и международного значения. Проект также не оказался выигрышным, но коллекция все же была создана.
Параллельно с проектом «Компетентностный поход» реализовывался проект «Патриот». Работа по патриотическому воспитанию была организована по следующим направлениям: гражданско-патриотическое и военно-патриотическое воспитание. Проект «Патриот» стал органичным элементом каждой образовательной программы, реализуемой в «Центре детского творчества». Содержание занятий образовательных программ способствует развитию интереса к исторической памяти русского народа, обогащает представления детей о жизни и труде предков, о религиозных, культурных, нравственно- этических основах их бытия, особенно если учесть, что программа предусматривает знакомство школьников с народными промыслами, историей русского быта, декоративно- прикладным искусством.
Для этого использовались различные методы и формы работы с обучающимися: акции, конкурсы, фестивали, выставки, беседы и т.д. Это и мероприятия, посвященные празднованию Дня Победы, спортивные эстафеты, военно-спортивная игра «Зарница», встречи с ветеранами ВОВ, воинами- интернационалистами, туристические походы, конкурсы, викторины. Также была организована акция «Никто не забыт», по уходу и содержанию памятников и некрополей. В 2010 году в поселке был открыт памятник воинам-интернационалистам. Воспитанники объединения «Ровесник» вместе с руководителями Николаем Николаевичем Кожевым и Анатолием Владимировичем Бабиным организовали «Вахту Памяти», посвященную Дню Победы в п. Уральский и в п. Новоильинский. «Юные стрелки» представляли наше учреждение на выездных сборах молодежных патриотических клубов и объединений Пермского края. Была создана полноценная материально-техническая база кружка. Но, к сожалению, объединение прекратило свою работу, по причине отсутствия специализированных кадров. Поэтому не было осуществлено написание разделов «Пейнтбол», «Водный и пеший туризм» комплексной образовательной программы «Ровесник». Тогда была придумана альтернатива «Ровеснику», и, в 2011-2012 уч.году был создан добровольческий отряд «Пробуждение».
Активисты отряда приняли участие в конкурсе социальных проектов Нытвенского муниципального района и оказались в числе победителей с проектом «Молодежный каток». Суть проекта заключалась в том, чтобы залить дворовый каток и создать условия для бесплатных занятий хоккеем и катанием на коньках детям и подросткам. Кроме этого, каток регулярно расчищался волонтерами, заливался и использовался также для проведения соревнований на льду.
В 2012 году в результате участия в конкурсе, организованного краевым Министерством культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций статус «Центра культуры Пермского края» завоевал наш поселок. Благодаря проекту «Акватория вдохновения, Уральский – 2012г» в поселке начал стремительно создаваться собственный культурный бренд. Проект был направлен на привлечение туристов в наш поселок. «Центр детского творчества» не остался в стороне и принял участие в этом мероприятии. Обучающиеся под руководством педагогов провели несколько развлекательных программ «Уральские потешки», провели мастер-классы по декоративно-прикладному творчеству, экскурсии по выставке ДПТ и ИЗО творчества «Фейерверк талантов».
В 2012 году был объявлен Межтерриториальный конкурс на лучший сельский населенный пункт «Деревенька моя». Обучающиеся ЦДТ вместе со своими руководителями стали его победителями в номинации «Деревенька моей мечты». На конкурс был представлен проект «Уральский моей мечты!». Его цель: продолжение работы по развитию туристического бизнеса, благоустройства и облагораживания территории п. Уральского.
В течение 2012-2013 г. МБОУ ДОД «ЦДТ» активно участвовал в реализации краевого проекта «Вектор защиты детей», разработанного Региональным центром практической психологии и социальной работы «Вектор», реализуемого при поддержке Национального фонда защиты детей от жестокого обращения (г. Москва). Нытвенский район являлся пилотной площадкой по апробации этого проекта. Педагог-психолог ЦДТ О.И. Измоденова приняла участие во всех обучающих семинарах, проводимых специалистами Национального фонда в течение года. Принимали участие в Краевом проекте «Благополучная семья – крепкая страна!» (реализация Программы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, семейного неблагополучия в Пермском крае «Вместе мы – сила!», ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»). В течение трех месяцев 20 родителей обучающихся ТО ЦДТ прошли курс по программе «Школа компетентностного родительства», защитили свои творческие проекты и получили сертификаты об окончании курса. Две самые активные семьи были приглашены на итоговую конференцию в г Пермь, где им были вручены благодарственные письма и ценные подарки.
Практическая значимость
Деятельность Учреждения направлена на создание условий для активного внедрения в учреждении проектной технологии, обеспечивающей новое качество образовательно-воспитательного процесса средствами досуговой, патриотической и здоровьесберегающей деятельности. Для достижения данной цели решаются следующие задачи:
1.Реализовать краткосрочные социальные проекты досуговой, здоровьесберегающей и гражданско-патриотической направленностей, применяя технологии проектной деятельности.
2.Формировать у учащихся необходимые качественные характеристики современного человека – гражданственности и патриотизма путем вовлечения в проектную деятельность.
3.Обеспечивать необходимые условия для организации досуга детей и подростков, их личностного развития, повышения уровня творческих способностей, раннее выявление и сопровождение одаренных детей.
4.Продолжать вести здоровьесберегающую деятельность и профилактическую работу по противодействию употребления наркотических средств, алкоголя и табакокурения, формированию и воспитанию культуры здорового образа жизни.
Тема «Добровольчество» для нашего учреждения очень актуальна. На базе Центра работают три добровольческих отряда: «Кристалл», «Поколение» и «Пробуждение». В июне 2014г. проект «Добровольчество как средство социализации подростков в УДО» был отмечен как победитель в номинации «Лучшая инновационная разработка года» во Всероссийском конкурсе «За нравственный подвиг учителя» и отправлен в следующий этап – межрегиональный.
В течение пяти последних лет добровольческие отряды МБОУ ДО «ЦДТ» активно организовывают различные традиционные акции: «Чистая «Живая вода», сентябрь – по сохранению памятников и деревянной скульптуры; «Аллея согласия» - посадка деревьев; «Игротека», октябрь – организация досуга детей группы риска в свободное от учебы время; «Охота на пластик», ноябрь – сбор использованной пластиковой тары в целях очищения улиц поселка; « К годовщине вывода войск из Афганистана», февраль – помощь в организации мероприятий, посвященных выводу войск из Афганистана; «Чистый берег», апрель – очистка берега реки от мусора и бутылочных пробок; «Бессмертный полк», май – подготовка портретов ветеранов для шествия 9 мая; «Молодежь за сохранение и развитие культурного облика п. Уральский», «Очистим памятник» - май.
В сентябре-декабре 2013г. добровольцы приняли участие в краевом молодежном конкурсе добровольческих отрядов. Отмечены благодарственным письмом, получили грамоты и сертификаты, подарки.
В 2014/2015 учебном году Центр осуществлял свою деятельность в рамках реализации проекта «Победы славные сыны». Проект был рассчитан на два года с 2013 по 2015 гг. Участниками стали обучающиеся творческих объединений, возрастная категория от 8 до 14 лет. Цель: воспитание патриотизма как фактора формирования гражданской позиции личности через содержательные формы досуга. За два года для обучающихся и жителей п. Уральский прошло много различных мероприятий. Проект был отправлен на Региональный этап XI Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» и получил Диплом II степени в номинации «Лучшая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи». Добровольческий отряд «Пробуждение» принял участие в районном конкурсе проектов «Внимание – туберкулез!», 4 место.
Реализован социальный проект «Ступень к успеху», который ориентирован на развитие у детей и подростков мотивации к познанию и творчеству, на собственное, социальное и культурное самоопределение, формирование активной жизненной позиции и реализации ее в общественно значимой деятельности. Проект получил Диплом победителя на Региональном этапе XVII Международного фестиваля «Детство без границ» в номинации игровых проектов «Будь с нами!» и на Федеральный этапе в г. Москва получил диплом I степени.
В рамках районного социально-культурного проекта "Школа добрых дел" обучающиеся и педагоги организовали и провели культурно-массовые мероприятия для людей с ограниченными возможностями здоровья.
В 2015-16 году в ЦДТ был реализован социальный проект «Вернемся к истокам», цель которого приобщение детей к народной культуре через различные виды деятельности. В подготовку и проведение мероприятий включились все сотрудники учреждения. Особенностью проекта стало разучивание русского народного танца «Кадриль» всеми воспитанниками Учреждения. В конце учебного года, как итог, был организован «Танцевальный марафон» и «Праздник русской частушки», в котором приняли участие лучшие коллективы ЦДТ. Проект принял участие в Региональном этапе XI Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» в номинации «Лучшая инновационная разработка года» и получил сертификат участника. Также реализовывались творческие микропроекты педагогов и их воспитанников. Творческий проект «Игрушка из макаронных изделий «Символ 2015 года» победил на краевой конференции по технологии «Твори, выдумывай, пробуй!» и получил диплом I ст.
В 2016-2017 уч.году реализовались сразу три проекта:
-
«Радуга здоровья», цель которого способствование решению проблемы сохранения жизни и здоровья подрастающего поколения, уменьшению количества людей, находящихся в «группе риска».
-
«Мир живописи п. Уральский», цель проекта: пополнение фондов Уральского историко-креведческого музея продуктами художественно-творческой деятельности обучающихся.
-
«Праздник, который всегда с нами». Цель проекта: личностное развитие обучающихся в процессе коллективно-творческой деятельности.
В 2017 году стартовал методический проект «Модель методического сопровождения индивидуальной траектории развития педагогов дополнительного образования на разных этапах их профессионального роста». Срок его реализации 4 года.
Таким образом, можно говорить о том, что в Центре детского творчества ведется активная результативная, систематическая проектная деятельность, которая дает широкие возможности для профессионального роста педагога и формирования ключевых компетенций обучающихся, способствует повышению их активности и инициативности, развитию управленческих навыков и нестандартного, инновационного мышления, что так актуально в современной социокультурной и экономической ситуации.
- Вебинар «Рисование открытками как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»