Программа психологического сопровождения процесса адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада «А вот и Я!»
- исследование процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ;
- помощь детям в период адаптации к условиям ДОУ.
ПРОГРАММА
психологического сопровождения
процесса адаптации детей раннего возраста
к условиям детского сада
«А вот и Я!»
педагог-психолог
Горюнова Алёна Витальевна
г.Новомосковск
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Живя в семье, малыш привыкает к определённым условиям. Адаптация к детскому саду - тяжёлое время для каждого ребёнка. Это не только процесс привыкания к новой обстановке, к новому режиму дня, к новым отношениям, но и выработка новых умений и навыков. Отрыв ребёнка от дома, родных, встреча с новыми взрослыми могут стать для ребёнка психогенным фактором, стрессом. Малыш воспринимает эту ситуацию как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Стресс может вызвать у малыша защитную реакцию в виде отказа от еды, сна, общения с окружающими, капризы, страхи, уход в себя и др.
Но каждому ребенку рано или поздно приходится «социализироваться», т. е. становиться способным жить среди других людей. Это необходимый для всех этап. Значит, вопрос состоит только в том, когда и в каких условиях желательно проводить социализацию ребенка. В детском саду маленький человечек, попадая в коллектив своих ровесников, вступает с ними в жизненные взаимодействия. Здесь он приобретает опыт общения, понимания других людей, привычку не теряться. Этот опыт пригодится и позднее, в школе.
Программа «А вот и Я!» предназначена для детей раннего возраста от 1,5 лет до 3 лет и нацелена на профилактику дезадаптации при поступлении в дошкольное учреждение. Она разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12. 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Концепцией национальной образовательной политики РФ от 03.08.2006 г. N 201, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009 г.), Федеральным Государственным Образовательным Стандартом дошкольного образования, Законом Тульской области от 09.02.2004 N 433-ЗТО «Об образовании», СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации и режима работы дошкольных образовательных организаций, основной общеобразовательной программой дошкольного образования.
Психологические особенности развития ребенка раннего возраста
(от 1,5 до 3 лет).
Социально-эмоциональное развитие:
Играет самостоятельно, проявляет фантазию, любит нравиться другим, подражает сверстникам, играет в простые групповые игры.
Общая моторика, моторика рук:
Учится бегать, ходить на носках, сохранять равновесие на одной ноге. Сидит на корточках, спрыгивает с нижней ступеньки. Открывает ящик и опрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы. Красит пальцем. Нанизывает бусы.
Зрительно-двигательная координация:
Может крутить пальцем диск телефона, рисует черточки, воспроизводит простые формы. Режет ножницами. Рисует по образцу крест.
Восприятие, предметно-игровая деятельность:
Определяет цвет, форму, размер. Рассматривает картинки, разбирает и складывает пирамиду без учета величины колец, выделяет парную картинку по образцу.
Психологическое развитие:
Слушает простые рассказы. Понимает значение некоторых абстрактных слов (большой - маленький, мокрый - сухой и др.). Задает вопросы "Что это?". Начинает понимать точку зрения другого лица. Отвечает "нет" на абсурдные вопросы. Развивается начальное представление о количестве (больше - меньше, полный - пустой).
Понимание речи:
Происходит быстрое увеличение словарного запаса. Понимает сложно подчиненные предложения типа: "Когда мы придем домой, я буду...". Понимает вопросы типа: "Что у тебя в руках?". Слушает объяснения "как" и "почему". Выполняет двухступенчатую инструкцию типа: "Сначала вымоем руки, затем будем обедать".
Ведущая деятельность раннего детства — предметная (совместно со взрослыми, а затем и самостоятельно).
Уровни адаптации детей при поступлении в детский сад
Уровень адаптации |
Симптоматика адаптации |
|
Легкая |
Поведение - нормализуется в течение 1 недели. Аппетит – снижен, к концу первой недели восстанавливается. Сон - восстанавливается в течение 2 недель. Адаптация проходит в течение 1 месяца. Характерна аффективная разлука и встреча с близкими взрослыми. |
|
Средняя |
Поведение восстанавливается до 40 дней, настроение вялое, плаксивое, неустойчивое. Пассивность, малоподвижность, наблюдается регрессия навыков. Восстановление до возрастной нормы в течение полутора месяцев. Сон - восстанавливается до возрастной нормы в течение 40 дней. Характерна аффективная разлука и встреча с близкими взрослыми. |
|
Тяжелая |
Поведение - неадекватное, иногда граничит с невротическими проявлениями. Ребенок апатичен. Аппетит - длительный отказ от еды, снижен, нестабилен, может наблюдаться невротическая рвота (при кормлении насильно). Сон - нестабилен, неглубок, невротичен (ребенок плачет во сне, часто просыпается), отказ от сна. Срок адаптации растягивается из-за частых длительных болезней. Адаптация длится от 6 месяцев до 1,5 лет. Апатичен по отношению к близким взрослым при встрече и разлуке. |
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Цель:
- исследование процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ;
- помощь детям в период адаптации к условиям ДОУ.
Задачи:
-
определение психолого-педагогических условий, при которых успешно проходит процесс адаптации к ДОУ;
-
проведение диагностического исследования адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада;
-
анализ результатов опытно - экспериментальной работы;
-
разработка методических рекомендаций для воспитателей и родителей;
-
преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду (снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии);
-
развитие внимания, восприятия, речи, воображения, мелкой моторики у детей раннего возраста;
-
развитие коммуникативных навыков у детей раннего возраста;
-
формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей раннего возраста к ДОУ.
В основе программы лежит взаимодействие воспитателя, психолога, родителей и детей, направленное на создание благоприятной эмоциональной атмосферы в группе, что способствует благоприятной адаптации детей раннего возраста.
За основу была взята программа Роньжиной А.С. «Занятия психолога с детьми 2—4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению». Занятия по программе начинаются с упражнений, в которых педагог-психолог в различных формах знакомится с детьми(тактильная, визуальная, аудиальная). Эти упражнения создают положительный эмоциональный фон, повышают речевую и двигательную активность детей, помогают настроиться на совместную групповую работу. В основную часть занятия входят игры и упражнения, которые дают детям возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками. Заканчивается занятие спокойными, малоподвижными играми и упражнениями.
Принципы построения и реализации программы:
-
принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на адаптацию детей, научно обоснованными и практически апробированными методиками;
-
принцип систематичности и последовательности — участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по адаптации детей раннего дошкольного возраста;
-
принцип комплексности и интегративности – решение задач по адаптации детей раннего дошкольного возраста в системе всего воспитательно-образовательного процесса и всех видов деятельности;
-
принцип индивидуализации — учет разноуровнего развития, состояния здоровья детей, а также учёт типа детско-родительских отношений;
-
принцип результативности и гарантированности — реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки в период адаптации к детскому саду, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Структура занятий.
-
Занятие проводится с группой детей три раза в неделю.
-
Родители малышей могут участвовать в тематической беседе, организованной педагогом-психологом.
3. Продолжительность занятий соответствует СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требованиям к устройству, содержанию и организации и режима работы дошкольных образовательных организаций»: группы раннего возраста и разновозрастные группы – не более 10 - 15 минут.
4. Каждое занятие включает в себя разминку(приветствие, включение детей в работу), основную часть (содержание темы: игры, упражнения), заключительную часть (снятие у детей эмоционального напряжения, прощание).
5. Комплектование и количество модулей (игр и упражнений), из которых состоит занятие, варьируются педагогом.
6. Каждое из занятий повторяется по 4-5 раз, чтобы дети запомнили слова потешек и песенок, правила игр.
7. Программа включает в себя 27 занятияй
8. Срок реализации программы – три месяца
Программа «А вот и Я!» состоит из 3 частей:
1 часть: подготовительная
Предполагает мероприятия по повышению профессиональной компетентности педагогов, психологическое просвещение родителей, сбор информации о детях.
2 часть: основная
Предполагает осуществление текущей диагностики хода адаптационного процесса (систематические наблюдения за поведением детей, ежедневный мониторинг), проведение комплекса адаптационных игр, консультирование родителей и педагогов при возникновении затруднений.
3часть: заключительная
Предполагает осуществление анализа проделанной работы.
Направления реализации:
- Анкетирование родителей.
- Наблюдение за воспитанником.
- Выявление уровня адаптации воспитанников.
- Разработка методических рекомендаций.
- Разработка планов занятий.
- Подбор серии игр для детей.
- Использование релаксационных процедур.
- Обеспечение внутренней включенности каждого участника в действия.
- Изготовление дидактических пособий для занятий.
Условия реализации.
Материально-техническое оснащение |
Учебно-методическое обеспечение |
музыкальный центр компьютер песочный стол проэктор МР-3 записи детских песен, спокойной музыки, звуков природы, голоса животных |
Развивающая предметно-пространственная среда: - набор картин с лексическим материалом; - дидактические игры; - материал для развития мелкой моторики (мячи, шарики, мозаика, природный материал, счетные палочки, шнуровка, пазлы, конструктор); - раздаточный материал на каждого ребенка: природный материал, разрезные картинки, предметные и сюжетные картинки, лабиринты, схемы, мозаика, пазлы, пластилин, карандаши, зеркало; - детская художественная литература. |
Методический материал: - методическая литература; - наглядные пособия: плакаты, схемы, таблицы; - перспективный план работы; - картотеки занятий; - материал по работе с родителями. |
Календарно - тематический план
№ Тема занятий |
Цель занятий |
Материалы |
1-3 «Вместе с мамой» Сентябрь – октябрь |
- изучение опыта семейного воспитания; - повысить знания родителей по руководству игровой деятельностью; - вовлечь их в процесс совместной игровой деятельности; - обучить способам игровой деятельности. |
Бланки анкет, кубики, мячи, магнитофон. |
4-5 « Солнышко» Октябрь |
-создание положительного образа педагога; - создание положительного эмоционального настроя в группе; - развитие умения действовать соответственно правилам игры; |
Воздушный шар, резиновые мячи, массажный мяч, магнитофон, колокольчик |
6-7 «Божья коровка» Октябрь |
- создание положительного эмоционального настроя в группе; - развитие умения действовать соответственно правилам игры; - развитие координации движений, общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле; - развитие зрительного восприятия (цвета, формы, размера предметов); - развитие внимания, речи и воображения. |
игрушечная божья коровка, большие и маленькие машинки, матрешки, куклы, кубики и т.п. |
8-9 «Листопад» Октябрь |
- создание атмосферы эмоциональной безопасности; - снятие эмоционального и мышечного напряжения; - снижение импульсивности, повышенной двигательной активности; - развитие умения двигаться в одном ритме с другими деть-ми, подстраиваться под их темп; - развитие слухового внимания, произвольности, быстроты реакций; - развитие речи, воображения, творческих способностей. |
большой зонт; магнитофон, кассета с записью шума дождя, кассета с записью медленной спокойной музыки; два кленовых листа (для каждого ребенка) |
10-11 «Лес» октябрь |
- развитие слухового внимания, произвольности, способности быстро реагировать на инструкцию; - снижение излишней двигательной активности; - обучение различению цветов, соотнесению предметов по цвету; - развитие пространственных представлений, умения ото-бражать в речи с помощью предлогов (на, под, в, за и др.) местонахождение вещей; - развитие общей моторики; - развитие памяти, речи и воображения. |
игрушка «олень», альбомные листы, пальчиковые краски, колокольчик |
12-13 «Зайчик» Октябрь |
- развитие умения подражать движениям взрослого; - развитие координации движений, общей и мелкой моторики; - развитие умений подчиняться правилам игры, отработка быстроты реакции; - снижение излишней двигательной активности, импульсивности; - развитие тактильного восприятия, внимания, речи и воображения. |
мягкие игрушки: заяц и лиса; магнитофон, кассета с записью веселой плясовой музыки; матерчатый мешочек с набором пластиковых овощей |
14-15 «Мыльные пузыри» ноябрь |
- создание положительного эмоционального настроя в группе; - развитие умения подражать движениям взрослого; - развитие координации движений, общей и мелкой моторики; - развитие умений подчиняться правилам игры, отработка быстроты реакции; - снижение излишней двигательной активности, импульсивности; - развитие тактильного восприятия, внимания, речи и воображения |
набор для выдувания мыльных пузырей; магнитофон, кассета с записью плавной мелодии; мячи. |
16-17 «Задорный петрушка» ноябрь |
- закрепление знаний детей о принадлежности к полу (де-вочка – мальчик); - закрепление пространственных представлений («верх», «низ»); - развитие общей и мелкой моторики; - развитие восприятия, речи и воображения. |
игрушка (кукла бибабо) «Петрушка»; игрушечный паровозик, с привязанной к нему длинной лентой; бельевая прищепка синего цвета (для каждого мальчика); бельевая прищепка желтого цвета (для каждой девочки); обруч, с привязанными к нему лентами желтого и синего цвета; мягкая игрушка или кукла (для каждого ребенка) |
18-19 «Мячики» ноябрь |
- снятие эмоционального и мышечного напряжения; - развитие умения согласовывать свои действия с ритмом и текстом стиха; - развитие ориентации в собственном теле; - развитие общей и мелкой моторики; - развитие зрительного восприятия, речи и воображения. |
большой красный мяч и маленький синий мячик; мячи среднего размера (для каждой пары детей); магнитофон, кассета с записью спокойной музыки и рит-мичной плавной мелодии |
20-21 «Колобок» |
- сплочение группы, развитие эмпатии, обучение детей навыкам сотрудничества; - снятие страхов перед сказочными героями; - развитие общей и мелкой моторики, координации движений; - развитие восприятия (вкусового, тактильного, зрительного, обонятельного); - развитие пространственных представлений; - развитие внимания, речи и воображения. |
куклы бибабо (персонажи сказки «Приключения Колобка»); матерчатый мешочек; фрукт и овощ; пластилиновый шарик (для каждого ребенка); дидактический набор «Мисочки»; деревянные игрушки: грибок, шарик, кубик (соразмерные по величине) |
22-23 «Котики» ноябрь |
- формирование положительной самооценки; - развитие стремления сопереживать, помогать, поддерживать друг друга; - снятие мышечного напряжения; - развитие умения выражать эмоции (страх, грусть и радость); - развитие слухового восприятия, умения воспроизводить услышанные звуки; - развитие моторики, координации движений, ориентации в собственном теле; - развитие пространственных представлений; - развитие внимания, речи и воображения. |
магнитофон, кассета «Голоса животных и птиц»; желтые, красные, синие, зеленые бабочки размером с дет-скую ладошку (по количеству детей); игрушки или предметные картинки желтого, красного, си-него и зеленого цвета |
24-25 «Мяч» Ноябрь |
- сплочение группы, развитие умения взаимодействовать со сверстниками; - повышение эмоционального тонуса; - развитие чувства ритма, координации движений; - развитие ориентации в пространстве; - обучение отражению в речи своего местонахождения, местонахождения других детей, предметов; - развитие зрительного и тактильного восприятия, речи и воображения. |
большой мяч; матерчатый мешочек, маленький пластмассовый мяч и пластмассовый кубик (соразмерные по величине) |
26-27 «Птички» ноябрь |
- снятие эмоционального и мышечного напряжения; - сплочение группы, развитие умения взаимодействовать со сверстниками; - повышение эмоционального тонуса; - развитие чувства ритма, координации движений; |
Игрушка «Птичка», обручи, магнитофон |
Ожидаемые результаты:
1. Легкая и короткая по времени адаптация детей, поступающих в группы раннего возраста (с 1,5 до 3 лет), к условиям ДОУ.
2. Удовлетворительное эмоциональное развитие ребенка, играющее существенную роль в его развитии.
3. Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста в период адаптации.
4. Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
5. Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ.
Список литературы
Нормативно – правовые документы:
-
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»
-
Конвенция о правах ребенка
-
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
-
СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требованиям к устройству, содержанию и организации и режима работы дошкольных образовательных организаций»
-
Инструктивно методическое письмо «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»
Комплексная программа:
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности.
Методическая литература:
-
Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие / Авт.-сост. Белкина Л.В. – Воронеж «Учитель», 2006
-
Адаптация ребенка к детскому саду. Советы педагогам и родителям: Сборник. – СПб.: Речь, Образовательные проекты; М.: Сфера, 2010
-
Кирюхина Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практ. пособие / Н.В. Кирюхина. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2006
-
Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению .- М.: Книголюб, 2003
-
Смирнова Е.О., Галигузова Л. Н., Ермолова Т. В., Мещерякова С. Ю. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет — М.: АНО «ПЭБ», 2007
-
Психологическая безопасность ребенка раннего возраста. Современные технологии. Программа адаптации. Диагностические методики. Игровой материал / авт.-сост. Ю.А. Афонькина. - Волгоград: Учитель, 2012
Приложение 1.
Лист психологической адаптации.
Фамилия, имя ребенка ____________________________________________________
Группа ____________________________________
Дата рождения ____________________________
Дата поступления в ДОУ ____________________
Возраст при поступлении ____________________
Индивидуальные особенности _____________________________________________________________________________
Параметры |
Дни наблюдений/оценка параметров в баллах |
||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
||||
Показатели психического здоровья |
Эмоциональное состояние |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Социальные контакты |
с детьми |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
со взрослыми |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Познавательная и игровая деятельность |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Реакция на изменение привычной ситуации |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оценка адаптационного периода: _____________________
Педагог-психолог _____________
Оценка параметров адаптации.
Параметры |
Оценка /баллы/ |
|||
3 |
2 |
1 |
||
Показатели психического здоровья |
Эмоциональное состояние |
положительное |
неустойчивое |
отрицательное |
Социальные контакты с детьми |
инициативен, контактен |
вступает в контакт при поддержке взрослого |
пассивен, реакция протеста |
|
Социальные контакты со взрослыми |
инициативен, контактен |
принимает инициативу взрослого |
реакция протеста, уход от контакта |
|
Познавательная и игровая деятельность |
активен, проявляет интерес |
активен при поддержке взрослого |
пассивен, реакция протеста |
|
Реакция на изменение привычной ситуации |
принятие |
тревожность |
непринятие |
Степень адаптации:
ЛЕГКАЯ – до 15 дней – 16 -20 баллов
СРЕДНЯЯ – 15-25 дней – 15 -11 баллов
ТЯЖЕЛАЯ – более 25 дней – 10 - 7 баллов
Приложение 2.
Конспекты занятий
(СЕНТЯБРЬ- ОКТЯБРЬ)1-5 СОЛНЫШКО
Приветствие
Дети совместно с педагогом:
-Доброе утро, солнышко (все поднимают и опускают руки);
-Доброе утро, небо (все поднимают и опускают руки);
-Доброе утро, нам всем (разводят руки в стороны);
Знакомство
Дети садятся кругом, педагог садится в центр круга. Педагог протягивает ребенку руку (ладошкой вверх). Сопровождая это словами:
- Меня зовут ……, а тебя?
Ребёнок называет своё имя и кладёт свою ладошку на ладошку педагога. И так по кругу с каждым ребёнком.
Ввод игрового персонажа:
- Ребятки, кто это к нам пришёл?
Педагог показывает деткам жёлтый воздушный шарик с нарисованным весёлым солнышком, сопровождая стихами:
-Что за яркий желтый шар,
С длинными ресничками,
Не прожектор, не фонарь,
Встает вместе с птичками?
- Это солнышко с утра заглянуло в гости к нам.
Хочет солнышко играть, веселиться и плясать!
-Давайте поиграем вместе с солнышком!
Игры «Поиграем вместе»
Дети при помощи и поддержке взрослого играют с шариком: подкидывает взрослый - дети ловят (взрослый просит поймать шарик, обращаясь к ребёнку по имени), затем, подкидывает ребёнок и просит поймать, обращаясь к кому-нибудь из детей.
Можно предлагать различные действия с шариком:
-передавать шарик разными способами, подкидывать, перекатывать и т.п. При этом очень важно, чтобы взрослый сначала показал КАК нужно правильно передавать шарик другому ребёнку, называя его по имени («На, Петя»)
«Греем солнышко»
Педагог раздает детям небольшие мячи желтого цвета, сопровождая это словами:
- На улице сегодня холодно и наше солнышко немного замерзло.
- Давайте согреем наше солнышко!
Далее педагог просит детей повторить за ним его движения:
-
Поместить мяч между ладошками и катать его круговыми движениями;
-
В процессе катания, дуть на мяч, кабы согревая его .
Движения сопровождается словами:
-Солнышко не ленится, вместе с нами греется!
«Ласковая цепочка»
Детки сидят в кругу на подушках, поближе друг к другу. Взрослый сидит между ними и заглядывает в глазки сидящего рядом ребёнка: «Ребятки, посмотрите, какая хорошая у нас Лера! Какие у неё красивые, голубые глазки!» Затем педагог предлагает Лере посмотреть в глазки её соседа: «Лера, а теперь ты посмотри в глазки…..» И так далее по кругу.
Важно: комментировать действия ребёнка, помогать ребёнку, если он нерешителен.
«Мое солнышко»
Детки совместно с педагогом лепят из пластилина солнышко
«Мы солнышко»
Педагог подсаживает детей ближе к себе и предлагает сделать одно большое солнышко, а лучиками будут служить ручки группы. Педагог вытягивает свою руку в центр круга и называет своё имя, ребёнок накладывает свою руку на руку педагога и тоже называет свое имя и так каждый ребенок. Педагог завершает игру словами:
- Мы все с вами одно большое тёплое солнышко, а по отдельности мы его лучики!
Прощание
Дети передают друг другу по кругу колокольчик и прощаются:
«В колокольчик позвени –
До свиданья нам скажи!
(ОКТЯБРЬ) 6 -7 БОЖЬЯ КОРОВКА
Ход занятия
■- Приветствие.
■ Психолог показывает детям игрушечную божью коровку и говорит:
- К нам в гости прилетела божья коровка. Посмотрите, какая она красивая! Давайте поздороваемся с ней.
Дети рассматривают божью коровку, здороваются с ней.
Психолог предлагает определить цвет, форму и величину игрушки, затем вместе с детьми считает очки на сцинке божьей коровки.
Если дети затрудняются с ответом, психолог сам называет цвет, форму и величину игрушки.
■Ребята, представьте себе, что наша божья коровка полетела. Ну-ка, попробуем ее поймать!
Психолог, делая вид, что пытается поймать воображаемого жучка, выполняет хватательные движения над головой: одной рукой, другой, обеими руками одновременно. Дети повторяют показанные движения.
- Давайте разожмем кулачки и посмотрим, смогли ли мы поймать божью коровку.
Дети вслед за психологом медленно разжимают кулачки.
- Вот наш жучок! Подставьте ему обе ладошки. Дети вслед за психологом соединяют раскрытые ладони,
представляя, что держат воображаемого жучка.
■ Психолог рассказывает потешку и показывает движения. Дети повторяют за ним.
Божья коровка, Улети на небо,
Принеси нам хлеба, Черного и белого, Только не горелого!
Ритмично покачивают ладонями.
Делают взмахи перекрещенными кистями рук.
Машут кистями рук на себя. Ритмично хлопают в ладоши. Грозят указательным пальцем.
Как правило, на первом занятии многие дети не способны повторить некоторые движения за взрослым (скрестить кисти рук, погрозить указательным пальцем). В этом случае мамы, воспитатель, психолог сажают малышей к себе на колени и, поддерживая их ладони, делают вместе с ними вышеописанные движения.
- Замерзла божья коровка, не может взлететь. Давайте согреем ее нашим дыханием. Дети дышат на ладошки.
Обучая этому дыхательному упражнению, психолог может попросить детей широко открыть рот и длительно произносить звук «А».
- Согрелась божья коровка, давайте сдуем ее с ладошки.
Дети делают несколько глубоких вдохов через нос и выдохов через рот. На выдохе вытягивают губы трубочкой, подставляют под холодные струйки воздуха ладошки.
На начальном этапе освоения этого упражнения можно предложить детям на выдохе длительно произносить звук «У».
■ А теперь, ребята, давайте сами превратимся в божьих коровок.
Мы вокруг себя покружились. И в божьих коровок превратились.
Божьи коровки, покажите мне ваши Головки, носики, ротики, Ручки-крылышки, ножки, животики.
Кружатся. Показывают названные части тела.
- Замечательно! А теперь мы поиграем в игру «Божьи коровки и ветер». Светит солнышко, божьи коровки ползают по листочкам.
Дети встают на четвереньки и ползают по полу.
- Подул злой холодный ветер, перевернул жучков.
Дети переворачиваются на спину, шевелят расслабленными ногами и руками.
Если психолог наблюдает у кого-то из детей напряженные, скованные, резкие движения, то он может поглаживанием и легким встряхиванием помочь ребенку снять излишнее напряжение.
- Подул добрый теплый ветерок, помог перевернуться жучкам.
Дети снова встают на четвереньки и ползают.
Игра повторяется 2-3 раза.
■ - Теплый ветер подул сильнее, поднял божьих коровок в воздух, и они полетели.
Дети, изображая полет божьих коровок, медленно бегают, плавно машут руками, жужжат.
- Воробей летит! Спасайтесь, божьи коровки! Дети бегут в объятия к психологу и воспитателю.
На детском-родительском занятии дети прячутся в объятиях у родителей.
Психолог выставляет перед детьми парные игрушки, различающиеся по величине (большие и маленькие машинки, матрешки и т.п.) и говорит:
- Ребята, божьей коровке захотелось поиграть с вашими игрушками. Помогите ей выбрать маленькие игрушки.
Дети выполняют задание.
■ - Давайте нарисуем божью коровку в воздухе, покажем ручками, какая она круглая.
Дети вслед за психологом рисуют в воздухе круг: одной рукой, другой, обеими руками одновременно.
При необходимости взрослые могут взять руки детей в свои и показать им, как выполняются вращательные движения.
• Дети садятся за столы. Психолог раздает краски и листы с изображением божьих коровок.
- Теперь нарисуем черные точки на спинках божьих коровок.
Дети вслед за психологом обмакивают указательные пальцы в черную краску (гуашь, смешанную с зубной пастой) и закрашивают круги на спинках божьих коровок.
• Дети и взрослые вспоминают, какие игры и упражнения проводились на занятии, и обсуждают, что им больше всего понравилось.
Психолог говорит:
- Божьей коровке у вас очень понравилось, но пришла пора прощаться. До свидания!
На повторных занятиях можно предложить детям пальцем, большой кисточкой или поролоновым тампоном нарисовать: травку около божьей коровки; солнышко в верхней части листа.
(ОКТЯБРЬ)8-9 ЛИСТОПАД
Ход занятия
■ Приветствие.
■ Психолог предлагает детям посмотреть, что происходит за окном. Он обращает внимание малышей на приметы осени (желтеющие деревья, опавшие листья, пасмурное небо) и говорит:
- Представьте, что мы идем гулять в осенний лес.
• Дети выстраиваются в колонну. Психолог говорит:
- Внимательно слушайте слова. Старайтесь двигаться дружно. Не обгоняйте друг друга.
ИДУТ ДРУГ за другом.
Бегут, стараясь
не обгонять друг друга.
Зашагали ножки: топ-топ-топ, Прямо по дорожке: топ-топ-топ. Ну-ка, веселее: топ-топ-топ, Вот как мы умеем: топ-топ-топ. Побежали ножки По ровненькой дорожке, Убегают, убегают, Только пяточки сверкают.
Игра повторяется 2-3 раза.
• Игра «Дождик и солнышко».
Дети ходят по комнате, изображая, что собирают листья. Как только психолог включает кассету со звуками дождя или дает команду «Дождик!», - дети бегут под большой зонт, который держит кто-нибудь из взрослых, и прячутся так, чтобы веем хватило места. Психолог может барабанить пальцами по поверхности зонта, имитируя звук дождя, слегка обрызгивать его из пульверизатора. (Детям доставляет огромное удовольствие наблюдать, как с зонта скатываются капельки, подставлять руки, чтобы их поймать.) Шум дождя прекращается или звучит команда «Солнышко!» - дети выбегают из-под зонта.
Игра повторяется 2-3 раза.
На датско-родительском занятии дети «прячутся от дождя» под зонтами своих родителей.
• Включается кассета с записью спокойной музыки. Дети берут в каждую руку по кленовому листочку. Психолог говорит:
- Представьте, что вы - кленовые листочки. Пришла осень - пора листопада, ветер сорвал листочки с деревьев, и они закружились в воздухе. Покажите, как танцуют листочки на ветру.
Дети, изображая полет листьев, плавно движутся под музыку.
Психолог читает стихотворение и показывает движения. Дети повторяют за ним.
Листопад, листопад, Листья желтые летят, Под ногой шуршат,
шуршат,
Скоро станет голым сад.
Кружатся, изображая листочки. Подбрасывают листочки вверх.
Ходят по листочкам.
Ложатся на пол и слушают музыку.
• Дети садятся за столы. Психолог раздает краски, кисточки и листы с изображением осеннего пейзажа и предлагает нарисовать летящие по небу листья. Дети, рассказывая стихотворение «Листопад», в ритм стиха прикладывают кисточку к листу бумаги.
Все рассматривают рисунки, психолог хвалит детей за работу.
• Дети и взрослые вспоминают, какие игры и упражнения проводились на занятии, и обсуждают, что им больше всего понравилось.
Психолог прощается со всеми до следующей встречи.
На повторных занятиях можно предложить детям: докрасить пальчиком (поролоновым тампоном, кисточкой, карандашом) осенний лист ; обмакивать кленовые листья в тарелочку с краской и делать ими отпечатки на большом листе ватмана.
(Октябрь) 10-11 ЛЕС
Приветствие
Дети совместно с педагогом:
-Доброе утро, солнышко (все поднимают и опускают руки);
-Доброе утро, небо (все поднимают и опускают руки);
-Доброе утро, нам всем (разводят руки в стороны);
Ввод темы занятия:
– «Ребятки, сегодня мы отправимся с вами в лес! Давайте возьмёмся за руки и отправимся все вместе в чудный лес!» Взрослый помогает детям взяться за руки и под музыкальное сопровождение проводит их по комнате.
Здравствуй, лес!
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою,
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои.
Ввод игрового персонажа:
Педагог показывает детям игрушку Оленя
-А в лесу у нас теперь бегает большой олень!
-Чтоб его не испугать ты его скорей погладь!
Дети гладят игрушку. Педагог показывает детям, проговаривая (где у оленя носик, рожки, ушки и.т.д.)
«Рожки у оленя»
Педагог раздает детям листочки А4 с распечатанным оленем без рожек. С помощью пальчиковых красок и ладошек, дети дорисовывают оленю рожки.
Педагог предлагает детям под музыку, изображать походку лесных животных (ка зайчик прыгает, как мишка ходит, как птичка летает и.т.д.)
Прощание
Дети передают друг другу по кругу колокольчик и прощаются:
«В колокольчик позвени –
До свиданья нам скажи!
12-13 ЗАНЯТИЕ зайчик
Ход занятия
■ Приветствие.
■ Психолог говорит:
Детки, скоро наступит зима и на улице будет много белого и пушистого снега. А из снега мы с вами можем слепить много интересного. Например, зайчиков вы умеете лепить? Я вас научу. Давайте соберем побольше снега - и начнем лепить.
Все делают вид, что сгребают снег ладошками.
Психолог рассказывает стихотворение и показывает движения. Дети повторяют за ним.
Мы слепили снежный ком, Ушки сделали потом,
И как раз вместо глаз
Угольки нашлись у нас. Зайка вышел как живой: Он с хвостом и головой. За усы не тяни:
Из соломинок они. Длинные, блестящие, Словно настоящие!
Имитируют лепку. Изображают уши, прикладывая кисти рук к голове.
Подносят к глазам указательный и большой пальцы, соединенные в кольцо.
Ритмично хлопают в ладоши. Приседают, качают головой.
Показывают усы, грозят указательным пальцем.
Ритмично хлопают в ладоши.
■ Психолог показывает детям игрушечного зайца.
- А теперь давайте хлопнем три раза в ладоши и скажем: «Раз, два, три, зайчик оживи!»
Дети выполняют задание.
- Смотрите, ребята, зайчик ожил и хочет с вами поиграть.
Психолог рассказывает потешку и показывает движения-Дети повторяют за ним.
Зайка серенький сидит и ушами шевелит
Вот так, вот так
он ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть:
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп, надо лапочки погреть.
Садятся на корточки, прикладывают кисти рук к голове, сгибают и разгибают ладони.
Встают, ритмично хлопают в ладоши.
Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать: Прыг-скок, прыг-скок, Надо зайке поскакать.
Прыгают на месте.
- Психолог показывает игрушечную лису и говорит:
- Зайчикам нужно быть осторожными, ведь где-то притаилась лиса. Пока звучит музыка, вы прыгайте, веселитесь, но как только музыка остановится и вы услышите слова: «Лиса идет», сразу приседайте и сидите тихо. Кто пошевелится, того лисичка увидит.
Психолог включает и выключает музыку несколько раз, по окончании игры хвалит детей:
- Замечательно, ребята! Вы были очень внимательными и осторожными зайчиками.
Некоторым детям сложно сдержать желание убежать, спрятаться, им трудно сидеть неподвижно, молча. Психолог может предупредить малышей, что сидеть нужно тихо, пока он не сосчитает до трех.
- Психолог показывает детям матерчатый мешочек, в котором лежат пластиковые овощи, и говорит:
- Зайчик принес с собой мешок овощей. Давайте посмотрим, какие здесь есть овощи.
Психолог достает овощи из мешочка и показывает детям.
- А какой овощ зайчик любит больше всего? Верно, морковку! Подержите морковку в руках, потрогайте ее пальчиками. Какая она? Правильно, продолговатая, один конец острый. Теперь я все сложу обратно, а вы, не заглядывая в мешок, потрогаете все овощи и найдете морковку.
Дети поочередно опускают руку в мешочек и на ощупь находят морковку.
- Спасибо, ребята, помогли зайчику отыскать морковку!
- Дети и взрослые вспоминают, какие игры и упражнения проводились на занятии, и обсуждают, что им больше всего понравилось.
Психолог говорит:
- Зайчику надо возвращаться в лес, давайте скажем ему: «До свидания, зайчик, приходи к нам еще!»
14-15 МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ
Ход занятия
Приветствие.
■ Психолог показывает детям набор для выдувания мыльных пузырей и предлагает отгадать загадку: В мыльной воде родился, В шарик превратился. К солнышку полетел, Да не долетел - лопнул!
Психолог и дети выдувают пузыри, наблюдают за ними, ловят их. В конце упражнения психолог задает вопросы. Дети отвечают на них.
- Какой формы пузыри?
- Какого размера были пузыри?
- А какого цвета вы видели пузыри?
Разноцветные(подытоживает психолог).
А что делали пузыри?
- А что вы делали?
Много.
- Круглые.
- Большие
и маленькие.
- Белые, голубые, розовые, желтые, зеленые.
- Летали, лопались, кружились, поднимались, опускались, сталкивались.
- Мы надували пузыри, ловили пузыри, прыгали...
■ Все берутся за руки и встают в маленький круг. Психолог рассказывает стишок и не спеша отступает назад. Дети повторяют за ним.
Надувайся, пузырь,
Раздувайся большой,'
Оставайся такой,
Да не лопайся!
Круг расширяется, пока психолог не скажет: «Лопнул пузырь!» Тогда все хлопают в ладоши, хором говорят: «Хлоп!», сбегаются в маленький круг и снова берутся за руки.
Игра повторяется 2-3 раза.
■ Психолог предлагает детям лечь на спину, обхватить руками согнутые в коленях ноги, подтянуть голову к коленям.
Дети выполняют задание.
- Вспомните, как плавно покачивались в воздухе пузыри. Попробуйте это изобразить.
Дети выполняют задание.
Взрослые помогают детям раскачиваться вперед-назад.
- Ну-ка, пузыри, собирайтесь в баночку. Дети подбегают к психологу и встают вплотную друг к другу.
- Я беру палочку для выдувания пузырей и опускаю ее в банку.
Психолог гладит рукой детей по волосам.
- Проверим, все ли пузыри собрались в баночку. Называет детей по именам, встречается с ними глазами.
- Раз, два, три, надуваю пузыри! Дети разбегаются по группе.
Звучит громкая плавная музыка - дети изображают полет мыльных пузырей. Музыка затихает - дети в удобной позе ложатся на ковер.
■ Дети и взрослые вспоминают, какие игры и упражнения проводились на занятии, и обсуждают, что им больше всего понравилось.
Психолог говорит:
- Наше занятие заканчивается. Давайте скажем друг другу «спасибо» за веселую игру. До свидания!
16-17 занятие ВЕСЕЛЫЙ ПЕТРУШКА
Ход занятия
■ Приветствие.
■ Психолог говорит:
- Ребята, к нам в гости едет веселый Петрушка.
Раздается « гудок паровоза» и в групповую комнату входит воспитатель, который везет куклу на игрушечном паровозике.
«Петрушка» обращается к детям*:
■ - Здравствуйте, дети! Я - веселая игрушка, а зовут меня....
Дети хором произносят: «Петрушка!»
- Правильно, угадали! Наверное, вы меня ждали? Ну, тогда давайте играть и веселиться! Кто хочет на моем паровозе прокатиться?
■ Дети встают друг за другом, берутся одной рукой за ленту, привязанную к паровозику, дружно шагают и поют песенку.
Паровоз, паровоз, маленький блестящий,
Он вагоны повез ,будто настоящий.
Кто едет в поезде?
Плюшевые мишки, зайки пушистые,
Кошки да мартышки!
■ Вот мы и приехали в страну игр и развлечений! Вставайте в круг. Давайте поиграем с нашими ручками и ножками. Ой, а где же ваши ручки? Спрятались?
* Здесь и далее слова сказочных персонажей произносит психолог или воспитатель.
Психолог и «Петрушка» поют песенку и показывают движения. Дети повторяют за ними.
Где же, где же наши ручки?
Где же наши ручки?
Где же, где же наши ручки?
Нету наших ручек!
Вот, вот наши ручки! Вот наши ручки!
Пляшут, пляшут наши ручки! Пляшут наши ручки!
Где же, где же наши ножки?
Где же наши ножки?
Где же, где же наши ножки?
Нету наших ножек!
Вот, вот наши ножки! Вот наши ножки!
Пляшут, пляшут наши ножки! Пляшут наши ножки!
Где же, где же наши детки? Где же наши дети? Где же, где же наши детки? Нету наших деток!
Вот, вот наши детки! Вот наши детки!
Пляшут, пляшут наши детки! Пляшут наши детки!
Разводят руками, удивленно смотрят друг на друга.
Прячут руки за спину.
Поворачивают ладошки тыльной стороной вверх-вниз.
Ритмично машут ладошками перед собой.
Разводят руками, удивленно смотрят друг на друга.
Садятся на корточки.
Ритмично хлопают ладошками по ногам.
Ритмично топают ногами.
Разводят руками, удивленно смотрят друг на друга.
Прячут лицо в ладошки.
Открывают лицо, улыбаются, покачивают головой.
Пританцовывая, поворачиваются вокруг себя.
- Ура! Нашлись наши детки! Вам мои игры еще не надоели? Тогда всё на карусели!
«Петрушка» показывает «карусель» (обруч с желтымии синими лентами), предлагает детям подойти к лентам.Дети выбирают себе ленты и называют их цвет.
Дети, взявшись за ленты, встают в круг. Психолог и «Петрушка» рассказывают потешку и показывают движения. Дети повторяют за ними.
Еле-еле, еле-еле,
завертелись карусели,
А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом!
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите!
Раз, два, раз, два!
Закружилась голова!
Идут медленно. Идут быстрее. Бегут.
Переходят на шаг. Останавливаются.
Берутся руками за голову, наклоняют голову вправо-влево.
Делают вращательные движения головой.
Игра повторяется 2-3 раза. Чтобы у детей не закружилась голова, направление каждый раз меняется на противоположное.
При отсутствии обруча и разноцветных лент можно предложить детям встать в круг и взяться за руки.
•.- Ребята, вы так весело катались на карусели, играли, что вашим игрушкам тоже захотелось поиграть.
Дети выбирают себе игрушки и подходят к психологу.
Психолог и «Петрушка» рассказывают потешку и показывают движения. Дети повторяют за ними.
Прыгай, прыгай веселей!
Прыгай, прыгай побыстрей!
Вверх, вниз, вверх, вниз!
И немного покружись!
Прыгают с игрушками в руках.
Поднимают игрушку над головой, приседают, ставят игрушку на пол.
Вытягивают руки с игрушкой вперед и кружатся на месте.
Игра повторяется 2-3 раза.
Раз дается « гудок паровоза ».
- Ребята, паровозик говорит; что нам пора возвращаться. Садитесь быстрее в вагончики. Поехали!
Дети берутся за ленту, привязанную к паровозику, дружно идут и подпевают «Петрушке».
Вот какой паровоз к празднику купили,
Вот какой паровоз детям подарили.
Катится, катится дальняя дорога!
Вдоль нашей комнаты, прямо до порога.
■ Дети и взрослые вспоминают, какие игры и упражнения проводились на занятии, и обсуждают, что им больше всего понравилось. .
Психолог и дети благодарят «Петрушку» и паровозик за путешествие и игры. Все прощаются до следующей встречи. Петрушка уезжает,
На повторных занятиях детям предлагается; раскрасить (пальчиком, поролоновым тампоном, кисточкой, карандашом) круги на одежде Петрушки.
18-19 МЯЧИКИ
Ход занятия
■ Приветствие.
■ Психолог показывает детям большой красный мяч и маленький синий мячик. Дети рассматривают мячи, называют их количество, сравнивают по величине и цвету.
• Психолог предлагает детям встать в круг, взяться за руки и изобразить сначала большой, а потом маленький мяч. Дети выполняют задание.
- Ребята, мячи хотят с вами поиграть.
Дети вслед за психологом повторяют слова и выполняют движения, упоминаемые в тексте.
Девочки и мальчики прыгают, как мячики. Ножками топают, руками хлопают, Головой кивают, а после отдыхают.
Игра повторяется 2-3 раза.
- Дети ложатся на ковер, закрывают глаза. Психолог включает спокойную музыку и говорит:
- Мячики отдыхают, а по комнате летает ветерок и дотрагивается до них.
Психолог гладит детей: одного по головке, другого по коленкам, третьего по животику и т.п. Открыв глаза, дети должны показать и назвать части тела, до которых дотрагивался «ветерок».
■ - Теперь давайте дружно похлопаем ладошками по мячу.
Дети садятся вокруг большого мяча, кладут на него по одной ладошке.
Психолог читает потешку, дети ритмично шлепают по мячу.
Друг веселый, мячик мой,
Всюду, всюду ты со мной!
Раз, два, три, четыре, пять,
Хорошо с тобой играть!
■ Психолог включает ритмичную, плавную музыку, делит детей на пары и дает каждой паре по Мячу. По команде психолога пары, не выпуская мяча из рук, должны пройтись по группе, попрыгать, покружиться, присесть и т.п.
На детско-родительском занятии в пару с ребенком встает родитель.
■ - А теперь покажем, как мы будем рисовать мячики.
Дети вслед за психологом рисуют спираль: вначале в воздухе попеременно правой и левой рукой, затем на ладошке указательным пальцем.
- Психолог кладет перед детьми большой красный мяч и маленький синий мячик, раздает листы бумаги и карандаши.
- Нарисуйте красным карандашом большой мяч, а синим - маленький.
Детям 2—3-х лет раздаются большие красные и маленькие синие круги и предлагается инструкция: «Покажите большой красный мяч, покажите маленький синий мячик».
- Дети и взрослые вспоминают, какие игры и упражнения проводились на занятии, и обсуждают, что им больше всего понравилось.
. Психолог говорит:
- Наше занятие заканчивается. Давайте скажем друг другу «спасибо» за веселую игру. До свидания!
На повторных занятиях детям предлагается: найти на ощупь в мешочке большой или маленький «мячики» (подбираются шарики, которые умещаются в ладошке ребенка); скатать из пластилина большой и маленький мячики.
20-21 КОЛОБОК. (ДЕЛИТСЯ НА НЕСКОЛЬКО ЗАНЯТИЙ)
Ход занятия
■ Приветствие
■ Психолог рассказывает и инсценирует (с помощью игрушек) сказку «Приключения Колобка». Дети повторяют показанные психологом движения.
- Жили-были старик со старухой. Вот просит старик: испеки-ка старая, колобок».
Старуха намела муки (выполняют плавные движения кистями рук к себе), наскребла соли (медленно сжимают и разжимают кулаки), посолила (собирают пальцы в щепоть, «солят» правой, левой, обеими руками), помешала тесто (круговые движения в разных направлениях правой, левой и обеими руками), слепила колобок (имитируют лепку колобка), покатала (выполняют круговые движения одной ладонью над другой по часовой стрелке, против часовой стрелки, меняют руки и повторяют движения), маслом помазала (гладят одной ладонью другую), в печку жаркую поставила (дышат на ладони теплым воздухом) и положила остудить на окошко (дуют на ладони). Надоело колобку лежать: он и покатился с окна на завалинку, с завалинки на травку, с травки на дорожку.
■ - Катится колобок к лесу через поле (ложатся на ковёр и катятся, «как бревнышки» с вытянутыми прямыми руками и ногами, выполняя 3-4 оборота вперёд и назад). Прикатился к лесу, а там его уже заяц поджидает.
■ — Колобок, колобок, отгадай мою загадку, а не то я тебя съем.
« Зайчик » рассказывает, что любит есть свежие овощи и фрукты, потому что они вкусные и полезные. Предлагает детям отгадать, что зайчик больше всего любит? Дети выполняют задание, а затем рассматривают фрукт (овощ) и отвечают на вопросы: какой этот фрукт (овощ): кислый или сладкий? мягкий или твердый? сочный или нет? какого он цвета, формы? какой он на ощупь? есть ли у него запах?
■ - Поблагодарил колобок зайца за угощение, попрощался с ним и покатился дальше по лесной тропинке (снимают обувь и идут по дорожкам с разнофактурной поверхностью ,перекатился через поваленные ветром деревья (перешагивают через гимнастические бревна), перебрался по кочкам через болото (прыгают на двух ногах с продвижением вперед), не заметил ямку и упал в нее (поочередно прыгают в обруч, лежащий на полу, и приседают на корточки), вылез из ямки, а тут уж его волк поджидает.
- - Колобок, колобок, никто со мной не дружит и играть не хочет, зайцы разбегаются, птицы разлетаются. Скучно мне одному в лесу, грустно!
- Не грусти, волк, давай с тобой в прятки поиграем.
Психолог раздает детям пластилиновые шарики («колобки») и мисочки-вкладыши, обращая внимание на их размер, например:
- У Миши самая маленькая мисочка, у Кати побольше, у Сережи еще больше, а у Алины - самая большая.
Психолог предлагает детям спрятать колобков в мисочки.
Дети выполняют задание.
- Не может волк найти колобков. Он устал, огорчился. Давайте поможем волку - скажем, где спрятались колобки. Правильно, ребята, в мисочке.
Психолог, собирая пластилиновые шарики и мисочки, вновь обращает внимание детей на их размер, например:
- У Алины самая большая мисочка, у Сережи поменьше, у Кати - еще меньше, а у Миши - самая маленькая!
- Волку понравилось играть с колобком, подружился он с ним. Но, что поделаешь, - надо прощаться.
Дети прощаются с волком, говорят ему хорошие слова, успокаивают его, обещают, что будут с ним, дружить.
■ - Простился колобок с волком и покатился дальше по лесной тропинке (движутся на четвереньках по дорожкам с разнофактурной поверхностью), пролез сквозь заячью нору (на четвереньках пролезают в обруч, поднятый над полом на 10-15 см), перебрался помостику через речку (на четвереньках проходят по гимнастической скамейке), а на другом берегу реки его медведь поджидал.
- Колобок, колобок, проголодался я, ни одного гриба в лесу не нашел, вот я тебя и съем!
- Не ешь меня, медведь, я тебе грибы помогу найти. Психолог показывает детям маленькие деревянные игрушки: грибок, шарик, кубик.
Дети рассматривают и ощупывают игрушки. Затем психолог складывает игрушки в матерчатый мешок и просит детей найти для медведя грибок. Дети поочередно опускают руку в мешочек, и отыскав грибок среди других игрушек, угощают медведя. «Медведь» благодарит детей и отпускает колобка.
■ - Катится, катится колобок, вдруг видит - перёд ним река, а мостика нигде нет. Придется переплывать реку.
(Дети ползут по ковру.Если у ребенка не получается ползти, взрослый подставляет ему под пяточки ладони, чтобы он мог отталкиваться от них, координирует его движения, чтобы одновременно сгибались и отталкивались сначала правая рука и левая нога, затем левая рука и правая нога.)Как только переплыл колобок речку, сразу с лисой встретился.
■ - Колобок, колобок, я тебя съем!
- Не ешь меня, лиса, я тебе песенку спою и в интересную игру играть научу. Кто дольше молчать будет - тот и победит.
Все садятся на стульчики и поют песенку, выполняя описанные в ней движения.
Пальчик о пальчик: тук-тук-тук, Ладошки, ладошки: хлоп-хлоп-хлоп, Кулачками, кулачками: стук-стук-стук, Локотками, локотками: цок-цок-цок,
Ножками, ножками: топ-топ-топ, Ротик закроем, немножко помолчим!
Психолог выдерживает паузу и говорит:
- Понравилась лисе песенка, не удержалась она и принялась нахваливать колобка. Не смогла лиса промолчать и пришлось ей отпустить колобка.
«Лиса» прощается с детьми.
• - Веселая прогулка получилась у колобка. Но пора ему к дедушке и бабушке возвращаться. Давайте на прощание споем ему песенку.
Один из детей берет колобка и садится на корточки. Психолог и остальные дети, взявшись за руки, водят вокруг него хоровод и поют.
Колобок, колобок, Тоненькие ножки, Колобок, колобок, Новые сапожки.
Мы тебя кормили.
Мы тебя поили, На ноги поставили,
Танцевать заставили! Танцуй, танцуй
сколько хочешь! Выбирай, кого захочешь!
Прикладывают руки к груди, затем протягивают их к сидящему в центре ребенку.
Повторяют те же движения.
Помогают подняться сидящему в центре ребенку.
Танцуют и хлопают в ладоши.
«Колобок» выбирает одного из детей.
Игра повторяется 2-3 раза.
Чтобы каждый ребенок побывал в роли Колобка, можно посадить в круг сразу двух или трех детей.
- Дети и взрослые вспоминают, какие игры и упражнения проводились на занятии, и обсуждают, что им больше всего понравилось.
- Колобок торопится вернуться домой к дедушке и бабушке. Давайте скажем колобку: «Спасибо! Приходи к нам еще!»
22-23 КОТЯТА
Ход занятия
■ Приветствие.
■ Психолог подходит к магнитофону и говорит:
- Сейчас я включу магнитофон, а вы отгадайте, кто с вами «разговаривает».
Психолог включает аудиозапись «Кошка», потом « Кошка и котенок ».
Дети высказывают свои догадки.
- Правильно, вы отгадали, это мяукают кошка и котенок. У кошки голос низкий, а у котенка - высокий, тоненький, он почти пищит. Попробуем помяукать, как кошка и как котенок.
Дети выполняют задание.
■ - Давайте поиграем, я буду мамой-кошкой, а вы-котятами.
- Котята, скоро мы пойдем гулять во двор. Во дворе живет собака, вы должны уметь защищаться. Сейчас мы будем учиться шипеть и выпускать коготки.
Все садятся на корточки, сжимают пальцы в кулаки, произносят: «Щ-ш-ш», затем разжимают кулаки, разводят пальцы («показывают коготки») И произносят: «Мяу».
Упражнение повторяется 2-3 раза.
- Пора выходить на прогулку. Будьте внимательны, а когда услышите слово «собака», защищайтесь, как я вас учила.
Дети ходят на четвереньках по группе. По сигналу «Собака! » дети выполняют вышеописанное упражнение.
Игра повторяется 2-3 раза.
■ Психолог предлагает детям подойти к нему, показывает бабочек и говорит:
- Посмотрите, котята, к нам прилетели бабочки. Давайте рассмотрим их. Эта Бабочка желтая, как солнышко. А эта какого цвета? Правильно, синяя, как колокольчик. И т.п.
■ Психолог дает бабочку каждому ребенку и говорит: Бабочки хотят поиграть. Встаньте в круг. Дети, держа бабочек перед собой, встают в широкий круг и вслед за психологом произносят слова:
- Бабочка, лети, лети, лети, Лети, лети, лети!
На головке (на плече и тд.) отдохни!
Медленно выполняют произвольные движения рукой,
в которой находится бабочка (имитация полета бабочки), и следят за ней глазами.
Игра повторяется 2-3 раза.
На последующих занятиях можно предложить детям держать бабочку левой рукой или обеими руками одновременно.
- Психолог предлагает детям сесть на колени и говорит: - А теперь попробуйте поймать бабочку, не вставая с места.
Психолог поочередно подходит к каждому ребенку и, держа у него над головой бабочку, предлагает дотянуться до нее. Дети стараются дотянуться до бабочки правой, левой и обеими руками.
- Психолог предлагает детям самим изготовить маски котят. (приклеить на уже подготовленные маски носик, ушки и нарисовать усики)
Все примеряют маски котят.
-Дети и взрослые вспоминают, какие игры и упражнения проводились на занятии, и обсуждают, что им больше всего понравилось.
Психолог говорит:
- Наше занятие заканчивается. Давайте скажем друг другу «спасибо» за веселую игру. До свидания!
24-25 занятие МЯЧ
Ход занятия
Приветствие.
■ Психолог показывает детям большой мяч и предлагает определить его величину, цвет и форму. Дети выполняют задание.
- Покажите рукой форму мяча.
Дети рисуют в воздухе круг: одной рукой, другой, обеими руками одновременно.
- Давайте сядем вокруг мяча и расскажем про него стихотворение.
Все садятся вокруг мяча и кладут на него ладони. Дети повторяют за психологом стихотворение С.Маршака «Мой веселый звонкий мяч» и ритмично шлепают по мячу сначала одной, потом другой рукой.
Психолог оказывает помощь детям, которые неритмично шлепают по мячу. Он кладет свою ладонь на ладошку ребенка и помогает ему скоординировать движения руки с ритмом стиха.
■ - А теперь представьте, что вы превратились в мячики. Катя, ты будешь мячиком какого цвета? А ты, Вова? Ит.д.
Дети рассматривают свою одежду и называют соответствующие цвета.
- Я буду играть с мячами - легонько шлепать вас ладошкой, а вы будете прыгать, как мячики.
Психолог, рассказывая стихотворение «Мой веселый звонкий мяч», поочередно кладет ладонь на голову каждого ребенка. Дети, почувствовав касание, подпрыгивают на месте. На слова: «не угнаться за тобой» - дети убегают от психолога к воспитателю. Игра повторяется - и дети убегают от воспитателя в объятия психолога.
■ Психолог предлагает «мячам» поиграть в прятки. Он читает стихотворение «Мой веселый звонкий мяч». Дети прыгают. На слова: «не угнаться за тобой»-дети разбегаются по группе и прячутся. Психолог ищет детей. Найденный ребенок должен сказать, где он прятался (под столом, за креслом, в углу и т.п.).
Игра повторяется 2-3 раза.
■ - Ребята, вы так весело играли в прятки, что мячу тоже захотелось с вами поиграть. Закройте глаза, а мячик спрячется.
Дети закрывают глаза, психолог прячет мяч. По команде психолога дети открывают глаза и начинают искать мяч. Найдя, говорят, где он «прятался».
■ Психолог показывает детям матерчатый мешочек, в котором находятся маленький мячик и кубик.
- В этом мешочке спрятался маленький мячик. Вам нужно найти его, не заглядывая в мешочек.
Дети поочередно отыскивают мячик на ощупь и рассказывают, как они отличили его от кубика.
■ Дети и взрослые вспоминают, какие игры и упражнения проводились на занятии, и обсуждают, что им больше всего понравилось.
Психолог говорит:
- Наше занятие заканчивается. Давайте скажем друг другу «спасибо» за веселую игру. До свидания!
На следующем занятии можно предложить детям раскрасить пальчиком (поролоновым тампоном, кисточкой, карандашом) полоски на мяче
26-27 ПТИЧКА
-
Приветствие
-
Упражнение на установление контакта
«Ласковая цепочка»
Предложите небольшой группе малышей сесть в круг на ковре поближе друг к другу. Сами сядьте между детьми и дотроньтесь до ручки ребенка, сидящего слева от вас: «Ребятки, посмотрите, какой хороший у нас Игорек!». Можно погладить ручку ребёнка. Затем предложите Игорю дотронуться до ручки ребенка, сидящего рядом с ним: «Игорек, теперь ты дотронься до ручки Сонечки, потрогай её». Если ребенок не решается потрогать Сонечку по ручке, помогите ему: положите его ручку на руку ребенка. Затем, обратитесь к Сонечке с просьбой дотронуться до руки соседа Сеню и так далее по кругу. Комментируйте действие каждого малыша, ласково называя детей по имени.
III. Ввод игрового персонажа:
- Ребятки, кто это к нам пришёл?
Педагог показывает деткам игрушку - птичку, сопровождая стихами:
Воробей
Прыг да скок, ну что за птица,
Все на месте не сидится.
С виду нет его храбрей,
Шустро скачет воробей!
IV. Игры
«Воробушки»
-Воробышек наш повеселел и предлагает с ним поиграть! Ребятки, кто хочет со мной поиграть в воробушков?
Отведите детей, согласившихся играть, в угол комнаты и разложите перед каждым физкультурный обруч (или начертите на полу для каждого круг-«домик»): «Вы — воробушки, а это — ваши гнездышки, вы будете в них жить». После того как все дети заняли место в своем домике, отойдите в противоположный угол комнаты и пойте песенку, показывая детям, какие движения нужно выполнять:
В гнезде воробушки живут И утром все они встают. «Чирик-чик-чик, Чирик-чик-чик» — Так весело поют. Довольно в гнездышке сидеть, Пора на солнышко лететь. «Чирик-чик-чик, Чирик-чик-чик» — И крылышки согреть. Вот возле домика есть сад, Летите крошечки искать, «Чирик-чик-чик, Чирик-чик-чик» — И крошечки искать. Будь осторожен, воробей, Крадется кошка из дверей. «Чирик-чик-чик, Чирик-чик-чик» — Все в гнездышко скорей. |
«Воробушки» встают, машут «крылышками», «чирикают». «Вылетают» из угла комнаты,кружатся, «чирикают». «Летят» на другой конец комнаты. Садятся на корточки, постукивают пальцами по полу — клюют. Появляется «кошка» (взрослый). Воробушки вскакивают и прячутся в гнезде. «Кошка» за ними гонится |
«Собираем зернышки»
Психолог раскладывает по полу маленькие и большие мячики (зернышки). Предлагает детям собрать в корзинку только большие мячики (под ритмичную музыку).
Прощание
Психолог говорит:
- Наше занятие заканчивается. Давайте скажем друг другу «спасибо» за веселую игру. До свидания!
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар «Реализация требований ФГОС ДО и Концепции развития математического образования в РФ в формировании математических представлений дошкольников: программно-дидактические комплекты»
- Международный вебинар «Развитие сюжетно-ролевой игры у дошкольников: педагогическая поддержка. ФГОС ДО»
Доработайте Ваш материал согласно Требований Портала Учмет. Подробнее я отправила Вам личным сообщением.
С уважением, Львова С.А.