Рабочая программа по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие"
Рабочая программа по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
Старший дошкольный возраст.
Воспитатель Аксенова Татьяна Евгеньевна
I квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад №83 «Игрушка».
Пояснительная записка
Рабочая программа по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлена на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Проектирование воспитательно-образовательного процесса в учреждении осуществляется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования на основе комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса в процессе интеграции образовательных областей, с учетом решения программных образовательных задач не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей, но и при проведении режимных моментов в адекватных возрасту детей формах и при взаимодействии всех участников образовательного процесса.
В основу проектирования образовательного процесса учреждения положен сюжетно-событийный принцип, где организация образовательного процесса осуществляется на основе сезонности, праздников, юбилейных дат, традиций, тематических мероприятий.
Педагогическими принципами реализации содержания комплексно-тематического плана образовательной деятельности в учреждении являются:
-
принцип спирали: на каждом возрастном этапе идёт повторение тем, но уже с усложнением, углублением в соответствии с возрастом детей;
-
принцип сотворчества детей, родителей, педагогов в совместном процессе освоения социо-культурных традиций и создание единого коллектива "дети – родители – сотрудники учреждения";
-
принцип формирования целостного представления о мире и его законах через системное, комплексное освоение каждого явления в его природном и социокультурном контексте;
-
принцип опоры на эмоционально-эстетическое отношение к предмету освоения;
-
принцип интеграции – целостный системный подход в воспитании детей через объединение (взаимопроникновение) различных видов детской деятельности (музыкальной, речевой, познавательной, изобразительной, двигательной, художественно-творческой и др.) и всех средств эмоционально-эстетического воспитания (музыка, литература, живопись, природа, окружающая среда);
-
принцип природосообразности, заключающийся в организации педагогического процесса в соответствии с законами природы: её ритмами, циклами;
-
принцип наглядности;
-
принцип преемственности и непрерывности образования в детском саду и затем в школе.
Старшая группа
Задачи образовательной деятельности.
-
Воспитывать доброжелательное отношение к людям, уважение к старшим, дружеские взаимоотношения со сверстниками, заботливое отношение к малышам.
-
Развивать добрые чувства, эмоциональную отзывчивость, умение различать настроение и эмоциональное состояние окружающих людей и учитывать это в своем поведении.
-
Воспитывать культуру поведения и общения, привычки следовать правилам культуры, быть вежливым по отношению к людям, сдерживать непосредственные эмоциональные побуждения, если они приносят неудобство окружающим.
-
Развивать положительную самооценку, уверенность в себе, чувство собственного достоинства, желание следовать социально одобряемым нормам поведения, осознание роста своих возможностей и стремление к новым достижениям.
-
Формировать у детей представления о профессиях, роли труда взрослых в жизни общества и каждого человека. Воспитывать уважение и благодарность к людям, создающим своим трудом разнообразные материальные и культурные ценности, необходимые современному человеку для жизни.
-
Обеспечивать развитие самостоятельности и инициативы в труде, расширять диапазон обязанностей в элементарной трудовой деятельности по самообслуживанию, хозяйственно-бытовому, ручному труду и конструированию, труду в природе в объеме возрастных возможностей старших дошкольников.
-
Способствовать развитию творческих способностей, позиции субъекта в продуктивных видах детского досуга на основе осознания ребенком собственных интересов, желаний и предпочтений.
-
Формировать представления детей об основных источниках и видах опасности в быту, на улице, в природе и способах безопасного поведения; о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
-
Формировать умения самостоятельного безопасного поведения в повседневной жизни на основе правил.
Содержание образовательной деятельности.
Эмоции. Знакомство с разнообразием эмоциональных состояний взрослых и сверстников, их выражение в мимике, пантомимике, действиях, интонации речи (радость, веселье, огорчение, удивление, обида, доброта, нежность, восхищение). Развитие эмоциональной отзывчивости, освоение способов эмоциональной поддержки сверстника, взрослого, пожилого человека. Понимание того, что нельзя смеяться над недостатками внешности других детей, дразнить, давать прозвища; проявлять равнодушие к обиженному, слабому человеку.
Взаимоотношения и сотрудничество. Проявление доброжелательного отношения к сверстникам, уважения к взрослым. Овладение при поддержке взрослого умениями совместной деятельности: принимать общую цель, договариваться о способах деятельности и материалах, в процессе общего дела быть внимательными друг к другу, добиваться хорошего результата, выражать свое отношение к результату и взаимоотношениям («Все работали дружно, вырезали много красивых снежинок, и теперь мы украсим ими нашу группу»). Освоение разных формы совместной деятельности и сотрудничества со сверстниками: работа парами, подгруппами, фронтально — вместе со всеми. Оценка результатов совместных действий.
Правила культуры поведения, общения со взрослыми и сверстниками. Знакомство детей с правилами культуры поведения по отношению к взрослым и сверстникам. Упражнение в использовании культурных форм общения: обращаться к взрослым по имени и отчеству, на «вы», вежливо обращаться с просьбой, самостоятельно здороваться, прощаться, благодарить за помощь и заботу. Быть дружелюбным и справедливым по отношению к сверстникам. В разговоре смотреть на собеседника, говорить приветливо, не перебивать говорящего и не прерывать разговора, если он не закончен, избегать грубого тона в общении. Умение оценить поступки с позиции правил культуры поведения и общения.
Семья. Обогащение представлений о семье, семейных и родственных отношениях: члены семьи, ближайшие родственники по линии матери и отца. Понимание того, как поддерживаются родственные связи (переписка, разговор по телефону, посещения, электронная почта), как проявляются в семье забота, любовь, уважение друг к другу. Знание некоторых семейных традиций, любимых занятий членов семьи. Представления о поведении в случае болезни кого-то из членов семьи, некоторые правила помощи больному. Правила отношения к пожилым людям в семье.
Труд взрослых и рукотворный мир. Конкретные профессии и взаимосвязи между ними, содержание труда в соответствии с общей структурой трудового процесса: цель и мотив, материалы и предметы труда, инструменты и оборудование, набор трудовых действий, результат. (Архитекторы проектируют новые здания и мосты; строители осуществляют задуманное; шоферы подвозят строительный материал; менеджеры осуществляют продажу квартир. ) Понимание роли современной техники и материалов в трудовой деятельности взрослых.
Уважение к труду родителей, представление о материальном обеспечении семьи, ее бюджете.
Самообслуживание и детский труд. Развитие самостоятельности в самообслуживании. Расширение объема процессов самообслуживания и хозяйственнобытового труда (убрать игрушки, застелить свою постель, вытереть пыль, вымыть дома после еды чайную посуду). Освоение трудовых процессов, обеспечивающих ребенку возможность с небольшой помощью взрослого заботиться о своей одежде и обуви (почистить, высушить после прогулки).
Представления о роли самообслуживания в заботе о здоровье: важность чистоты кожи, полоскания рта после еды. Участие в новых видах дежурства — по уголку природы, помощи педагогам при подготовке к занятиям. Освоение способов распределения коллективной работы по типу общего труда (объединение всех результатов детского труда в единый) и совместного выполнения трудового процесса, когда предмет труда переходит от одного участника труда к другому для выполнения действий.
Представления о ручном труде и конструировании. Освоение умений создания поделок из бумаги, ткани, дерева, природного материала и конструкторов, способов конструирования из бросового материала, изготовление игрушек в технике оригами.
Хозяйственная помощь детей в семье (совместно со взрослыми мыть посуду, поливать растения, кормить домашних животных, участвовать со взрослыми в приготовлении пищи и уборке квартиры).
Обогащение представлений о разнообразии источников и причин опасности в быту, на улице, в природе, о типичных ошибках, в ситуациях, опасных для жизни и здоровья (пожар, мороз, гроза, жаркое солнце, купание в незнакомом водоеме, переход по льду, контакты с бездомными животными и пр.). Представления о последствиях неосторожных действий (ушиб, обморожение, ожог, укус и пр.). Освоение правил поведения на улице, при переходе проезжей части дороги. Знание сигналов светофора, указателей перехода улицы, остановок транспорта. Правила поведения с незнакомыми людьми: вступать в общение только в присутствии и с разрешения родителей, не принимать угощения, подарки от незнакомых людей без согласия родителей, не открывать дверь чужим людям и пр.
Результаты образовательной деятельности
Достижения ребёнка (что нас радует) |
Вызывает озабоченность и требует дополнительной индивидуальной работы с ребёнком и совместных усилий педагогов и родителей |
|
|
Старшая группа (5-6 лет)
Тематический план образовательной деятельности
|
1 неделя |
2 неделя |
3 неделя |
4 неделя |
сентябрь |
О.Д. «Летняя игротека» |
О.Д. «Кто такой примерный пешеход?» |
О.Д. «Я и мои друзья в детском саду: чем мы похожи, а чем отличаемся?» |
О.Д. «Что мне нравится в природе, а что не нравится?» |
октябрь |
О.Д. «Общаемся друг с другом. Наши имена». |
О.Д «Обращение и общение с животными» |
О.Д «Разговор о профессиях». |
О.Д «Опасные ситуации на улице (контакты с людьми)». |
ноябрь |
О.Д. «Настроение». |
О.Д. «О чем говорит улица». |
О.Д. «Мой родной город. Какой он?». |
О.Д. «Труд шахтера». |
декабрь |
О.Д. «Страна, в которой мы живем. Символика страны – герб, флаг, гимн». |
О.Д. «Безопасность на дороге». |
О.Д. «Один дома». |
О.Д. «Как можно поздравить родных и близких с Новым годом?». |
январь |
|
О.Д. «Вежливый человек. Что это значит?» |
О.Д. «Зачем и как работают взрослые люди». |
О.Д. «Колесо – великое изобретение человека». |
февраль |
О.Д. «Здоровье – главная ценность человеческой жизни». |
О.Д. «Эти мудрые русские сказки». |
О.Д. «Наша Армия родная». |
О.Д. «С мамой выйду я гулять, буду за руку держать (правила примерного пешехода) ». |
март |
О.Д. «Женский праздник» |
О.Д. «Краса ненаглядная (русские народные промыслы)». |
О.Д. «Чему я радуюсь, а чему огорчаюсь весной?». |
О.Д. «Мой адрес. Если ты потерялся». |
апрель |
О.Д. «Золотые руки мастеров - книжкина больница». |
О.Д. «Первым на планете подняться к звездам смог» |
О.Д. «Правила поведения при пожаре». |
О.Д. «Что такое дружба?» |
май |
О.Д. «Мир на всей планете» |
О.Д. «Правила безопасного обращения с игрушками» |
О.Д. «Экологическая тропа» |
О.Д. «Правила на всю жизнь» |
Содержание образовательной деятельности
СЕНТЯБРЬ
Тема О.Д. |
О.Д. Задачи. Примерные виды совместной деятельности |
Образовательная деятельность в режимных моментах |
Самостоятельная деятельность детей |
1 неделя «Летняя игротека» |
Задача: обобщить представления старших дошкольниках об игровых способах взаимодействия со сверстниками, о играх, удобных и полезных в летнее время. Примерные виды деятельности: определение цели: создать игротеку летних игр, чтобы на следующее лето ими пользоваться. Общение,какие бывают игры и как нам собрать информацию про них (определение разделов игротеки): подвижные – в виде картотеки, игры-экспериментирование (каталог и мини-лаборатория); музыкальные (коллекция музыкальных инструментов и каталог); игры-аттракционы (каталог с рисунками-схемами); игры-забавы, народные игры. Презентация готовой игротеки с обыгрыванием 1-2 игры из каждого раздела. |
На прогулке: динамический час «Вспомним летние игры» (подвижные, с мячом, хороводные). |
Рассматривание сюжетных картинок и фотографий «Летние игры детей», ситуативные разговоры со сверстниками |
2 неделя «Кто такой примерный пешеход?» |
Задача: развивать представления о необходимости соблюдения детьми правил безопасного поведения на улице, уточнить и конкретизировать содержание известных правил. Примерные виды деятельности: игровое дидактическое моделирование – с моделированием различных ситуаций на улице и дороге с участием пешеходов или гуляющих, играющих детей. |
Целевая прогулка к пешеходному переходу со светофором, обсуждение – соблюдают ли пешеходы правила? |
Рассматривание картинок, иллюстрирующих правила поведения ребёнка-пешехода |
3 неделя «Я и мои друзья в детском саду: чем мы похожи, а чем отличаемся?» |
Задача: продолжать помогать устанавливать добрые отношения между детьми, помочь заметить индивидуальность каждого ребёнка и схожие черты. Примерные виды деятельности: диалог о том, чем похожи и чем отличаются дети в группе. Д/и «Похвали соседа» (дети становятся в круг и каждый, с помощью воспитателя, говорит добрые слова или делает «комплимент» товарищу слева; условие – предыдущие комплименты не должны повторяться. Затем действие повторяется по кругу, в правую сторону). |
В ходе всех режимных моментов: акцентирование внимания детей на положительных чертах характера, достижениях, добрых делах и внешней привлекательности каждого ребёнка. |
|
4 неделя «Что мне нравится в природе, а что не нравится?» |
Задача: способствовать дальнейшему осознанию малышами собственных чувств, симпатий, способности оценивать окружающую действительность. Развивать наблюдательность. Примерные виды деятельности: рассматривание иллюстраций «Осенняя природа, осенняя погода», активизирующее общение «Что мне нравится в природе, а что не нравится». |
На прогулке: наблюдения за погодными явлениями и изменениями в природе, беседа «За что мне осень нравится, а за что – нет». |
Раскрашивание осенних листочков в жёлтый, красный, оранжевый цвета. |
ОКТЯБРЬ
Тема О.Д. |
О.Д. Задачи. Примерные виды совместной деятельности |
Образовательная деятельность в режимных моментах |
Самостоятельная деятельность детей |
||||
1 неделя «Общаемся друг с другом. Наши имена». |
Задача: дать знания о том, что у каждого человека есть свои имя и фамилия, которые отличают их от других людей; познакомить с историей возникновения фамилий. Уточнить знания о средствах общения людей; наладить новые контакты в мире детей, повышать самооценку. Примерные виды деятельности: диалог о том, чем похожи и чем отличаются дети в группе. Д/и «Назови соседа» (дети становятся в круг и каждый называет своего соседа по имени, говорит добрые слова или делает «комплимент» товарищу слева. Беседа с детьми «Древняя история, откуда произошла фамилия», для чего нужны: имя, фамилия, отчество |
- Ситуативные беседы о происхождении фамилии детей.
повторение фамилии, имени, отчества, адреса; заучивание данных о родителях, дедушках и бабушках. акцентирование внимания детей на положительных чертах характера, достижениях, добрых делах и внешней привлекательности каждого ребёнка. |
Рассматривание картинок «Эмоции детей». Рисование портрета своих друзей |
||||
2 неделя «Обращение и общение с животными» |
Задача: конкретизировать и обобщить имеющиеся у детей знания безопасного общения с домашними и бродячими животными; отработать правила безопасности при уходе за животными. Примерные виды деятельности: дидактическая игра «Я начну, а ты продолжи…». Активизирующее общение по иллюстрациям. Рисование схем-карточек «Внимание, животное!».
|
Привлечение детей к посильному уходу за рыбками, попугаями и черепашками в Зимнем саду. Ситуативные разговоры о соблюдении правил собственной безопасности и о том, как не причинить вред животным. |
- Рисование дополнительных схем-карточек (по ходу освоения новых правил). - Сюжетно-ролевая игра «В зоопарке». |
||||
3 неделя «Разговор о профессиях». |
Задача: способствовать формированию представления о том, что такое профессия. Пробуждать интерес к разным профессиям. Воспитывать уважение к людям труда. Способствовать развитию самостоятельности мышления и выбора. Примерные виды деятельности: рассматривание вещей, которые находятся вокруг нас. Беседа о профессиях родителей. Ввести в активный словарь детей понятие «мастер, золотые руки». Игра «Кто нужен, чтобы…» (построить дом, сварить обед). Чтение произведения Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла». Решение различных проблемных ситуаций, в которых перед детьми ставится выбор между отдыхом и помощью другим людям, связанной с бытовым трудом. Использование иллюстраций. |
Индивидуальные простейшие трудовые поручения. - На прогулке: трудовые поручения – помочь сверстникам очистить обувь и одежду от снега, собрать игрушки. |
-Д/и «Кому что для работы нужно». - Рассматривание фотоальбома «Мир профессий». - Отражение различных трудовых дел в сюжетно-ролевых играх на тему «Дом», «Семья». |
||||
4 неделя Опасные ситуации на улице (контакты с людьми). |
Задача: учить правильно вести себя на улице; проявлять осторожность, внимательность, осмотрительность в разных ситуациях. Воспитывать у детей самостоятельность, уверенность в себе; развивать умение находить выход из создавшейся проблемной ситуации. Знакомить со взаимоотношениями взрослых и детей. Примерные виды деятельности: игровая дидактическая ситуация «К Серёже подошёл незнакомый человек и…». Решение проблемной ситуации, закрепление правил поведения в данной ситуации. |
Вспомнить и разобрать сказочные ситуации «Красная Шапочка», «Жихарка», «Кот, петух и лиса», «Волк и семеро козлят», рисование доброго сказочного героя. |
Рассматривание книг и плакатов по вопросам безопасного поведения. |
.НОЯБРЬ
Тема О.Д. |
О.Д. Задачи. Примерные виды совместной деятельности |
Образовательная деятельность в режимных моментах |
Самостоятельная деятельность детей |
1 неделя «Настроение». |
Задача: способствовать восприятию и пониманию детьми наиболее ярких эмоциональных состояний людей: радость и грусть; продемонстрировать связь между настроением человека и окружающими событиями. Примерные виды деятельности: дидактическое игровое моделирование – с помощью карточек-схем «эмоция – радость» и «эмоция – грусть» и картинок с различными осенними явлениями: фрукты, овощи, красивые листья, дождь и лужи, ветер и тучи. К каждой карточке с эмоцией дети добавляют те «осенние явления», которые вызывают у них радость или грусть. Комментирование, объяснения с помощью воспитателя. |
На прогулке: наблюдения за погодными явлениями и изменениями в природе, беседа «За что мне осень нравится, а за что – нет». |
Сюжетно-ролевая игра «Семья на прогулке в осеннем парке». |
2 неделя «О чем говорит улица». |
Задача: повторить правила поведения на дороге, во дворе, на улице. Закрепить знания о наиболее часто встречающихся предупреждающих дорожных знаках для пешехода и водителя. Воспитывать дисциплинированность, развивать чувство ответственности, осторожности. Примерные виды деятельности: чтение стихотворения «Азбука города» Я.Пишумова, «Правила ДД для пешеходов» Д.Мандельштам. Игровое моделирование на макете улицы – движение машин по дороге. Рассуждения, выводы о поведении пешеходов. |
Во время прогулки: наблюдение за дорожным движением и пешеходами, ситуативный разговор по теме |
Дидактические настольные игры «Пешеходы и водители», «На улице города», «Найди знак». |
3 неделя «Мой родной город. Какой он?». |
Задача: углубить знания детей о своём городе, его объектах, имеющих непосредственное отношение к жизни ребёнка. Примерные виды деятельности: активизирующее общение с использованием иллюстративного материала: почему Воркуту мы называем родным городом (ребёнок здесь родился, живёт вместе с семьёй, родители здесь работают, дети ходят в детский сад или учатся в школе). Какие места для отдыха есть в городе? Для занятий спортом? Где жители приобретают продукты питания, вещи? Какие учреждения вы можете перечислить? (кафе, магазины, поликлиники, больницы, магазины, рынки, кинотеатр, школы, детские сады, парикмахерские, аптеки). |
Беседа «Почему Воркута – это «родной город»? Почему люди так говорят? |
|
4 неделя «Труд шахтера». |
Задача: углубить знания детей о труде шахтёра, и закрепить названия знакомых профессий и их действий; воспитывать уважение и благодарность к людям, добывающих уголь. Примерные виды деятельности: активизирующее общение с использованием иллюстративного материала: люди каких профессий живут в Воркуте, почему труд шахтёра труден и опасен, и т.д.; составление рассказа по схеме: «Кто живёт и работает в городе Воркуте» |
Беседа «Почему Воркута – это шахтёрский город»? Почему люди так говорят? |
С.Р.И. «Шахтёры» |
ДЕКАБРЬ
Тема О.Д. |
О.Д. Задачи. Примерные виды совместной деятельности |
Образовательная деятельность в режимных моментах |
Самостоятельная деятельность детей |
1 неделя «Страна, в которой мы живем. Символика страны – герб, флаг, гимн». |
Задача: закрепить знания детей о природе России. Познакомить их с историей возникновения страны, с её символикой. Воспитывать у детей интерес к истории своей страны, чувство любви и гордости за свою страну. Примерные виды деятельности: активизирующее общение с использованием иллюстративного материала: границы России, столица России, крупнейшие реки, озёра и города. Государственный флаг и герб России. Прослушивание гимна Российской Федерации. |
Рисование флага России. |
Рассматривание и обсуждение соответствующего иллюстративного материала. |
2 неделя «Безопасность на дороге». |
Задача: закрепить знания об опасностях, которые ждут их на улице, повторить правила поведения на улице, правила дорожного движения; закрепить знание сигналов светофора, их значение, а также обозначение дорожных знаков; воспитывать внимание, сосредоточенность, чуткость, отзывчивость, умение оказывать помощь другому. Примерные виды деятельности: Игровое моделирование на макете улицы – движение машин по дороге. Рассуждения, выводы о поведении пешеходов. Загадывание загадок, игра инсценировка ситуаций на дороге. |
Рисование дорожных знаков. |
Дидактические настольные игры «Пешеходы и водители», «На улице города», «Найди знак». |
3 неделя «Один дома». |
Задача: учить правильно вести себя, оставаясь дома в одиночестве. Рассмотреть проблемные ситуации – неожиданный звонок в дверь, запах дыма и др. воспитывать выдержку, учить преодолению страха. Примерные виды деятельности: беседа с детьми: Как часто я остаюсь, дома один, что я делаю. Предложить нарисовать картинку: «Что я делаю, когда остаюсь дома один». Знакомство с номерами экстренных служб. |
Ситуативные беседы по теме. |
Закрашивание номеров экстренных служб. |
4 неделя «Как можно поздравить родных и близких с Новым годом?». |
Задача: помочь детям осваивать способы общения в конкретном случае (поздравление с Новым Годом), расширять кругозор в вопросах традиций и праздников детей. Примерные виды деятельности: сюжетно-дидактические игровые ситуации (поздравления в разных вариантах, с использованием разных речевых оборотов). |
Индивидуальные простейшие трудовые поручения: помощь в украшении группы, ёлки (подать мишуру, принести шишку и т.п.). Ситуативные разговоры о смысле праздника и способах традиционного веселья людей. |
Сюжетные картинки «Новый год у порога». |
ЯНВАРЬ
Тема О.Д. |
О.Д. Задачи. Примерные виды совместной деятельности |
Образовательная деятельность в режимных моментах |
Самостоятельная деятельность детей |
|||||
2 неделя «Вежливый человек. Что это значит?» |
Задача: вспомнить правила приветствия, историю этих правил. Вызвать желание быть вежливым. Примерные виды деятельности: чтение произведения В. Осеевой «Волшебное слово». Практическая игровая ситуация, в которой воспитатель моделирует с помощью игрушек, картинок ситуации, в которых персонажи соблюдают либо нарушают правила вежливости. Ребята с помощью воспитателя хвалят, подтверждают их правоту или «делают замечания», дают советы – как поступить. Рассказывание по схеме-модели «Этикет и правила культуры». |
В ходе организации общих повседневных дел, при утреннем приёме или уходе домой: акцент на правила вежливого поведения, общения. |
Д/И и сюжетно-ролевые игры по выбору. |
|||||
3 неделя «Зачем и как работают взрослые люди». |
Задача: расширить представления детей о труде взрослых. Показать значение и важность каждой специальности для других людей, для всей страны. Воспитывать уважение к труду. Примерные виды деятельности: рассказ детей кем работают ваши родители. Почему важен их труд? Пословицы: «Человек славен трудом», «Землю красит солнце, я человека – труд». Игры «Кто что делает?», «Чей это инструмент?» «Игра в рифму» (поезд водит…. машинист, пашет поле ….тракторист и т.д.) |
-Выполнение трудовых поручений в течении недели.
|
|
|||||
4 неделя «Колесо – великое изобретение человека». |
Задача: расширять кругозор детей, знакомя их с важными изобретениями древнего человека; разъяснить, что такое изобретение и кого мы называем изобретателями; пробуждать желание становиться изобретательным человеком. Примерные виды деятельности: загадывание загадок: «Меня спроси, как я тружусь, вокруг своей оси кружусь». Чтение стихотворения И.Пивоваровой «Колеса, колеса по свету летят…» беседа об изобретении. Детское экспериментирование с набором различных кругляшек и палочек. Беседа о применении колеса в жизнедеятельности человека.
|
В ходе разных режимных моментов: ситуативные разговоры о том, какие предметы помогают успешно трудиться |
Рассматривание и обсуждение соответствующего иллюстративного материала. |
ФЕВРАЛЬ
Тема О.Д. |
О.Д. Задачи. Примерные виды совместной деятельности |
Образовательная деятельность в режимных моментах |
Самостоятельная деятельность детей |
||||
1 неделя «Здоровье – главная ценность человеческой жизни». |
Задача: закрепить элементарные знания об органах человеческого тела и их функционировании. Учить заботиться о своём здоровье. Примерные виды деятельности: упражнение «Режим дня» (разложи картинки в правильном порядке), беседы на тему «Полезные привычки», «Береги свой организм» «Гигиена и здоровье», рассматривание плаката «Строение тела человека». Игра – блиц с мячом «Как беречь своё здоровье». |
||||||
|
Плакат «Строение тела человека». |
||||||
2 неделя «Эти мудрые русские сказки». |
Задача: познакомить с величайшим богатством русской народной культуры – сказками; развивать интерес к русским сказкам; воспитывать желание читать их, понимать глубокий смысл; знать сказки наизусть, самостоятельно сочинять новые сказки с умными, мудрыми мыслями. Примерные виды деятельности: викторина «Наши любимые сказки». |
Организация выставки «Мои любимые сказки».
|
Рассматривание иллюстраций в книгах»; раскрашивание героев сказок |
||||
3 неделя «Наша Армия родная». |
Задача: развивать интерес детей к миру взрослых; расширять детские представления о многообразии профессий; дать представления о самых ярких нравственных качествах представителей военных (сильные, смелые, закалённые; должны хорошо кушать; защищать свою Родину). Примерные виды деятельности: беседа по картинкам. |
|
Рассматривание фотоальбома с изображением различных родов войск |
||||
4 неделя «С мамой выйду я гулять, буду за руку держать (правила примерного пешехода)»
|
Задача: расширение и обобщение знаний о безопасном поведении ребёнка в качестве пешехода и просто на прогулке. Примерные виды деятельности: активизирующее общение и решение различных проблемных ситуаций, предлагаемых взрослым (сюжеты о прогулке мамы с ребёнком). |
На прогулке: наблюдение за детьми, идущими с мамами, обсуждение. |
Сюжетно-ролевая игра «Семья на прогулке». |
МАРТ
Тема О.Д. |
О.Д. Задачи. Примерные виды совместной деятельности |
Образовательная деятельность в режимных моментах |
Самостоятельная деятельность детей |
||||||
1 неделя «Женский праздник» |
Задача: воспитывать уважительное отношение к маме, стремление выражать свою любовь и благодарность; обогащение представлений о семье, семейных и родственных отношениях: члены семьи, ближайшие родственники по линии матери и отца. Примерные виды деятельности: активизирующее общение по фотовыставке «Самая прекрасная мамочка моя», составление небольшого рассказа по схеме «Что я знаю о маме»; закрепить профессии женщин; Д/И: «Что можно подарить»
|
|
|
||||||
2 неделя «Краса ненаглядная (русские народные промыслы)». |
Задача: воспитывать эстетическое отношение к народному прикладному искусству, прививать интерес к различным видам народных промыслов, к разнообразным природным материалам, из которых делали мастера различные изделия. Примерные виды деятельности:
|
|
|
||||||
3 неделя «Чему я радуюсь, а чему огорчаюсь весной?».
|
Задача: помочь детям осознать собственное эмоциональное состояние и его зависимость от обстоятельств. Учить способам преодоления негативных состояний. Примерные виды деятельности: активизирующее общение по набору иллюстраций «Весенние сюжеты и пейзажи» (что радует, что огорчает весной; если промочил ноги весной, это огорчает, как же поправить себе настроение?).
|
На прогулке: наблюдение за проявлением в природе первых признаков приближения весны. |
|
||||||
4 неделя «Мой адрес. Если ты потерялся».
|
Задача: научить детей адекватному поведению в возможной экстремальной ситуации (ребёнок потерялся). Воспитывать уверенность в себе и самостоятельность. Примерные виды деятельности: игровая образовательная ситуация «Если ты потерялся». Привлечение детей к комментированию, предложениям. |
|
|
АПРЕЛЬ
Тема О.Д. |
О.Д. Задачи. Примерные виды совместной деятельности |
Образовательная деятельность в режимных моментах |
Самостоятельная деятельность детей |
1 неделя «Золотые руки мастеров - книжкина больница». |
Задача: воспитывать бережное отношение к книге, желание сохранить книгу, при необходимости – восстановить, отремонтировать. Примерные виды деятельности: активизирующее общение – почему важно, чтобы книги были целыми и долго служили? Рассматривание повреждённых книг, высказывание детьми мнений: как можно восстановить книгу? Выбор средств и материалов. Выполнение ремонта (посильная помощь взрослому). Выставка реставрированных книг. |
Организация выставки «Мои любимые книжки». |
Рассматривание книг в книжном уголке; своевременное обращение внимания на те книги, которые требуют ремонта, обращение к взрослому. |
2 неделя «Первым на планете подняться к звездам смог» |
Задача: расширить представления детей о космических полётах: ознакомить их с российскими учеными, которые стояли у истоков развития русской космонавтики, - К.Э. Циолковским, С.П. Королёвым. Закрепить знания детей о том, что первым космонавтом был гражданин России Юрий Гагарин. Подвести детей к пониманию того, что космонавтом может быть только здоровый, образованный, настойчивый и бесстрашный человек. Воспитывать в детях гордость за свою страну. Примерные виды деятельности: рассказ воспитателя о первых космонавтах. Слушание песни «Юные космонавты». Беседа на тему «О чём мечтают мальчишки». Чтение стихотворения В. Степанова «Юрий Гагарин». Дидактическое упражнение «Рифма» (ракета – планета) |
Рассматривание плаката «Солнечная система». Лепка из пластилина «Солнечная система». Подвижная игра «Космонавты» |
Конструирование из мягких модулей «Космический корабль». Сюжетно-ролевая игра «Космонавты» |
3 неделя «Правила поведения при пожаре». |
Задача: закрепить знания правил пожарной безопасности; прививать интерес к работе пожарных. Научить детей правильно и оперативно действовать в случае возникновения пожара Примерные виды деятельности: составление рассказа по опорным картинкам. Сюжетно-дидактическая игровая ситуация. |
Чтение сказки «Кошкин дом». |
Сюжетно-ролевая игра «На пожаре» |
4 неделя «Что такое дружба?» |
Задача: учить умению контролировать своё поведение; совершенствовать себя как личность через общение с людьми; сдерживать себя и прислушиваться к мнению других; учить детей согласовывать свои действия с действиями партнёра при выполнении работы вдвоём. Побуждать детей к установлению дружеских связей со сверстниками. Примерные виды деятельности: беседа с использованием иллюстраций и примеров из личного опыта взрослого и детей. |
|
Рассматривание иллюстративного материала на тему «Дети дружат» |
МАЙ
Тема О.Д. |
О.Д. Задачи. Примерные виды совместной деятельности |
Образовательная деятельность в режимных моментах |
Самостоятельная деятельность детей |
1 неделя «Мир на всей планете» |
Задача: формировать представление о том, что на Земле много стран и разных народов; воспитывать уважение к людям различных национальностей, стремление жить в мире и дружбе со всеми народами мира. Примерные виды деятельности: игра «Кто где живёт». Беседа о разных странах и народах. Рассматривание изображений людей в национальных костюмах, определение их национальности. |
Слушание музыки разных народов. Подвижные игры народов разных стран |
|
2 неделя «Правила безопасного обращения с игрушками» |
Задача: расширить представления детей о том, какие опасные ситуации могут возникать при неосторожном обращении с игрушками (в отношении как собственной безопасности, так и безопасности товарищей). Примерные виды деятельности: активизирующее общение с использованием иллюстраций и реальных игрушек, решение проблемных ситуаций. Рисование «Эти предметы не для игры». |
В ходе всех режимных моментов, связанных с использованием игрушек, ситуативный разговор о безопасных действиях с игрушками. |
Игры с игрушками по желанию детей |
3 неделя «Экологическая тропа» |
Задача: развивать интерес к родной природе; уточнить знания детей о лекарственных растениях, дать знания о правилах сбора лекарственных растений, представления о ядовитых растениях; воспитывать бережное отношение к своему здоровью, заботливое отношение к природе. Примерные виды деятельности: чтение стихотворения М.Киселевой «Если вдруг ты заболел…». Беседа на тему «Лекарственные растения»,«Ядовитые растения»,загадки. |
Двигательная разминка «Мы шагаем друг за другом». |
Рисование деревьев и растений на асфальте мелками. Дидактическая игра «С какого дерева листок». П. игра «Садовник» |
4 неделя «Правила на всю жизнь» |
Задача: закрепить знания об основных правилах, по которым живут люди; дать понятие, что главное – правила не знать, а выполнять. Учить быть честными и мужественными, уметь признаваться в своих некрасивых поступках, чтобы в будущем их не повторять. Формировать высшие моральные качества личности: доброту, честность, мужество, стойкость перед искушениями, критическое отношение к своему «я», умение самостоятельно совершенствовать черты своего детского характера. Примерные виды деятельности: общение по ходу решения проблемных ситуаций «Почему мама стала грустной?», «Какие добрые слова надо сказать бабушке?», «Правильно ли поступили мальчики?», «Что помогло Крошке Еноту выполнить мамино поручение?», «Для кого предназначались эти слова?» |
- В ходе совместных игр: ситуативные разговоры «Как дружно играть», «Как друг другу помогать». - Чтение «Крошка Енот». |
Применение полученных знаний в играх. |
Список литературы:
-
Бабаева Т. И., Римашевская Л. С. Как развивать сотрудничество и взаимоотношения дошкольников в детском саду. Игровые ситуации, игры, этюды. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.
-
Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью – ООО «Элизе Трейдинг», 2001
-
Блинова Г.М. Познавательное развитие детей 5-7 лет. Методическое пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2007
-
Вербенец А. М., Солнцева О. В., Сомкова О. Н. Планирование и организация образовательного процесса дошкольного учреждения по примерной основной общеобразовательной программе «Детство». Учебно-методическое пособие / Научн. ред. А. Г. Гогоберидзе. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.
-
Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Познавательное развитие. Конспекты занятий.
-
Гайворонская Т. А., Деркунская В. А. Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности. — М.: Педагогическое общество России, 2007.
-
Горская А. В. Правила — наши помощники. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
-
Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебнометодическое пособие. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.
-
Деркунская В. А., Рындина А. Г. Игровые приемы и коммуникационные игры для детей старшего дошкольного возраста. — М.: Центр Педагогического образования, 2012.
-
Дошкольник 4—5 лет. Как работать по программе «Детство» // Сост. и ред. : Т. И. Бабаева, М. В. Крулехт, З. А. Михайлова. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
-
Дошкольник 5—7 лет в детском саду. Как работать по программе «Детство» / Сост. и ред.: А. Г. Гогоберидзе, Т. И. Бабаева, З. А. Михайлова. — СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2010.
-
Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. Сборник / Науч. ред.: Т. И. Бабаева, З. А. Михайлова. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
-
Калашников Г. В. Гербы и символы. История российского герба: нагляднодидактическое пособие. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.
-
Калашников Г. В. Гербы и символы. Санкт-Петербург и Ленинградская область: наглядно-дидактическое пособие. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.
-
Кто где живет? Игра / Методическое сопровождение разработано В. П. Матвеевым, А. В. Евстратовой. — СПб.: Оксва, 2007—2011.
-
Козлова С.А. Мой мир. Приобщение ребёнка к социальному миру.
-
Мосалова Л.Л. Я и мир конспекты занятий по социально – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.
-
Новицкая В. А., Римашевкая Л. С., Хромцова Т. Г. Правила поведения в природе для дошкольников: Методическое пособие. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.
-
Хромцова Т. А. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста. — М.: Педагогическое общество России, 2007
- Вебинар «Речевая развивающая среда дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Музыкальная сказка как средство развития творческих способностей дошкольников»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»
- Вебинар «Современные методики и технологии коррекционно-образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Доработайте Ваш материал согласно Требований Портала Учмет. Подробнее я отправила Вам личным сообщением.
С уважением, Львова С.А.