Рабочая программа по литературному чтению
Рабочая программа
Предмет литературное чтение |
|
Класс 3а |
|
Учебный год 2017-2018 |
|
Срок реализации программы 4года |
|
Учитель Панова Елена Викторовна |
|
МАОУ «Обдорская гимназия» г.Салехард
|
|
|
|
|
|
I. Пояснительная записка
Программа по «Литературному чтению» для начальной школы предназначена для учащихся 1-4 классов МАОУ «Обдорская гимназия», изучающих предмет литературное чтение.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС, является частью основной образовательной программы МАОУ «Обдорская гимназия» и представляет из себя скорректированный вариант примерной основной образовательной программы основного общего образования, авторской программы Л.Ф.Климановой, М.В.Бойкиной «Литературное чтение». Выполнение программы реализуется на базе УМК. Предметная линия учебников системы «Перспектива»:
1 класс
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А. Литературное чтение. В 2-х частях. - М.: Просвещение, 2012
Климанова Л.Ф., Коти Т.Ю. Литературное чтение. Творческая тетрадь. - М.: Просвещение, 2013
2 класс
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А. Литературное чтение. В 2-х частях. - М.: Просвещение, 2012
Климанова Л.Ф., Коти Т.Ю. Литературное чтение. Творческая тетрадь. - М.: Просвещение, 2013
3 класс
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А. Литературное чтение. В 2-х частях. - М.: Просвещение, 2012
Климанова Л.Ф., Коти Т.Ю. Литературное чтение. Творческая тетрадь. - М.: Просвещение, 2013
Климанова Л.Ф., Коти Т.Ю. Литературное чтение. Творческая тетрадь. - М.: Просвещение, 2013
4 класс
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А. Литературное чтение. В 2-х частях. - М.: Просвещение, 2012
Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен соответствием основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации “Об образовании”, федеральным государственным образовательным стандартам и примерной программе начального общего образования.
Цель уроков литературного чтения в начальной школе –формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приемами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1. формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
2. введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;
3. приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.
4. развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей.
Содержание обучения рассчитано на 448 часов.
1 класс – 40 ч; 2 класс — 136 ч; 3 класс —136 ч; 4 класс —136 ч; |
Нормативные документы
|
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» (п. 22 ст. 2, ч. 1; ст.12, ч. 7 ст. 28, ст. 30, п. 5 ч. 3 ст. 47, п. 1 ч. 1 ст. 48). |
|
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», с изменениями от 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014г., 31 декабря 2015г.; |
3. |
Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 N 253 (ред. от 28.12.2015) «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». |
4. |
Приказ Минобрнауки России от 26.01.2016 N 38 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г.№253. |
5. |
Приказ департамента образования ЯНАО №500 от 11.05.2006г. «Об утверждении регионального базисного учебного плана для образовательных учреждений ЯНАО». |
6. |
Учебно-методический комплекс «Перспектива» |
II. Планируемые образовательные результаты освоения предмета (ФГОС)
Класс |
Личностные УУД |
1 |
К окончанию 1 класса будут сформированы: • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения; • мотивация обращения к книге как к лучшему другу, источнику информации; • эмоциональное восприятие художественного произведения и поступков литературных героев; • эстетическое восприятие художественного произведения, произведений живописи, музыки; • первоначальные представления о нравственных понятиях (ответственность, доброта, сострадание, забота о слабом), отражённых в литературных произведениях; • освоение семейных традиций, в том числе традиций семейного чтения; • чувство любви к своей малой родине, к Родине; уважение к близким родственникам — родителям; • способность к самооценке своей работы на основе совместно с классом выработанных критериев; • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей (на основе прочитанных произведений). Учащиеся получат возможность научиться: • выражать эмоции посредством чтения; оценивать поступки героев произведения и свои собственные (под руководством учителя) с точки зрения моральных ценностей; • стремиться к успешной учебной деятельности. |
2 |
К окончанию 2 класса будут сформированы: • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения, ориентация на содержательные моменты школьной действительности; • мотивация обращения к художественной книге как источнику эстетического наслаждения; • первоначальные представления о нравственных понятиях (добро, доброжелательность, терпение, уважение,дружба, друг, товарищ, приятель); • умение отвечать на вопросы: «Кого можно назвать другом?», «Что такое настоящая дружба?», «Как найти друзей?», «Что значит поступать по совести?»; • умение хранить традиции своей семьи, своей Родины; • умение видеть красоту родного края благодаря произведениям литературы и живописи известных писателей и художников; гордиться своей страной; • умение понимать ценность книги; • умение оценивать поступки героев произведения и свои собственные (под руководством учителя) с точки зрения моральных ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; • способность выражать свои эмоции посредством выразительного чтения; • стремление к успешной учебной деятельности; • умение проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения Учащиеся получат возможность научиться: • определять конкретный смысл нравственных понятий: поступок, честность, верность слову; • понимать, что значит поступать по совести, жить по совести, с чистой совестью; • понимать мотивы поступков героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор |
3 |
К окончанию 3 класса будут сформированы: • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и кпроцессу чтения; ориентация на содержательные моменты школьной действительности; • мотивация обращения к художественному произведению как источнику эстетического наслаждения; мотивация обращения к справочной и энциклопедической литературе как источнику получения информации; • первоначальные представления о нравственных понятиях (поступок, честность, верность слову), отражённых в литературных произведениях; • умение отвечать на вопрос: «Что значит поступать по совести, жить по совести?»; • умение самостоятельно понимать мотивы поступков героев произведения; соотносить их с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор; • способность к самооценке своей работы на основе самостоятельно выбранных критериев или образца. Учащиеся получат возможность научиться: • осознавать роль книги в мировой культуре; рассматривать книгу как нравственную ценность; • осознавать, что такое тщеславие, гнев, самообладание; • осознавать нравственный смысл понятий: поступок, подвиг. |
4 |
К окончанию 4 класса будут сформированы: • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения; ориентация на содержательные моменты школьной действительности; выстраивание индивидуальных маршрутов для достижения образовательных целей; • мотивация обращения к художественной книге как источнику эстетического наслаждения; мотивация обращения к справочной и энциклопедической литературе как источнику получения информации; умения осознавать роль книги в мировой культуре; рассматривать книгу как нравственную, эстетическую, историческую ценность; • первоначальные представления о нравственных понятиях (тщеславие; гнев, самообладание; поступок, подвиг), отражённых в литературных произведениях; • умение отвечать на вопросы: «Что такое поступок?»,«Какой поступок можно назвать героическим?», «Всякого ли героя можно назвать героем?»; • осознание ответственности человека за благополучие своей семьи, своей малой родины, своей страны; • способность к самооценке своей работы на основе самостоятельно выбранных критериев; способность адекватно оценить работу товарища, одноклассника. Учащиеся получат возможность научиться: • эмпатии как осознанному пониманию чувств других людей и сопереживанию им, выражающимся в поступках |
Метапредметные УУД
|
Регулятивные УУД |
Познавательные УУД |
Коммуникативные УУД |
1 |
Учащиеся научатся: • понимать, принимать и сохранять учебную задачу; • составлять план действий решения учебной задачи (под руководством учителя); • составлять план действий на основе заявленной в методическом аппарате учебника системы условных обозначений (под руководством учителя); • оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными критериями или образцом; • принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с решаемой учебной задачей. Учащиеся получат возможность научиться: • понимать цель и смысл выполняемых заданий; • самостоятельно составлять план действий на основезаявленной в методическом аппарате учебника системы условных обозначений; • самостоятельно определять критерии оценки достигнутых результатов. |
Учащиеся научатся: • работать с учебником, ориентироваться в учебнике на основе системы условных обозначений; • читать текст, выделять фактическую информацию в тексте (события, поступки, герои); • определять в художественном тексте последовательность событий, их причинно-следственную связь; • представлять книги, группировать их на основе существенных признаков; • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий в библиотеке; в справочной литературе для детей; • использовать знаково-символические средства, в том числе словесные модели, для создания высказывания. Учащиеся получат возможность научиться: • самостоятельно работать с учебником литературного чтения как источником информации; находить заданное произведение разными способами • выделять в тексте основные части; определять микротемы, создавать устные словесные иллюстрации на основе выделенной микротемы; • группировать тексты по заданному основанию (по теме, главной мысли, героям); • сравнивать разные тексты (по теме, главной мысли, героям). |
Учащиеся научатся: • слушать и воспринимать высказывания учителя и товарищей по классу; • принимать участие в обсуждении прочитанного; • принимать различные точки зрения на прочитанное произведение; • работать в паре, в группе; договариваться о совместном выполнении заданий. Учащиеся получат возможность научиться: • задавать вопросы и отвечать на вопросы по прочитанному произведению; • участвовать в коллективной творческой деятельности (в группе и паре); проявлять интерес к общению. |
2 |
Учащиеся научатся: • ориентироваться в учебнике; находить нужную главу в содержании; • знать и применять систему условных обозначенийпри выполнении заданий; • предполагать на основе чтения названия раздела, какие произведения будут в нём представлены; • понимать, принимать и сохранять учебную задачу; проговаривать вслух возможный план решения задачи; определять систему вопросов, на которые предстоит ответить; • принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с самостоятельно поставленной на основе вопросов учебной задачей; • проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Учащиеся получат возможность научиться: • самостоятельно формулировать тему и цели урока; • составлять план действий (совместно с учителем); • уметь работать в соответствии с заявленным планом; • уметь корректировать свою деятельность в соответствии с допущенными ошибками; • вырабатывать критерии оценки в диалоге с учителем и определять степень успешности выполнения задания. |
Учащиеся научатся: • самостоятельно работать с учебником как источником информации; находить заданное произведение разными способами; • выделять в тексте основные части; определять микротемы, создавать устные словесные иллюстрации на основе выделенной микротемы; • группировать тексты по заданному основанию (по теме, главной мысли, героям); сравнивать разные тексты (по теме, главной мысли, героям); • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий, используя алфавитный каталог, справочную литературу для детей. Учащиеся получат возможность научиться: • находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять своё высказывание; • самостоятельно составлять план к прочитанному или прослушанному произведению; на основе плана самостоятельно представлять героев, событие. |
Учащиеся научатся: • задавать вопросы по прочитанному произведению и отвечать на них; • участвовать в коллективной творческой деятельности (в группе и паре); проявлять интерес к общению; • допускать возможность существования у людей раз- личных точек зрения, возможно не совпадающих с собственным мнением. Учащиеся получат возможность научиться: • составлять высказывание под руководством учителя в устной и письменной форме; • владеть монологической и диалогической формами речи; • высказывать и обосновывать свою точку зрения; • слушать и слышать других, понимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. |
3 |
Учащиеся научатся: • самостоятельно формулировать тему и цели урока, систему вопросов, рассматриваемую на уроке; • составлять возможный план действий совместно с учителем; • работать в соответствии с заявленным планом; • корректировать свою деятельность в соответствии с допущенными ошибками; • вырабатывать критерии оценки в диалоге с учителем и определять степень успешности выполнения задания. Учащиеся получат возможность научиться: • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. |
Учащиеся научатся: • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в учебной и справочной литературе; • устанавливать причинно-следственные связи в тексте; пересказывать текст, создавать собственное высказывание по аналогии; • находить необходимые слова в тексте; используя опорные слова, составлять своё высказывание; • самостоятельно составлять план к прочитанному или прослушанному произведению; на его основе самостоятельно представлять героев, событие. Учащиеся получат возможность научиться: • использовать разные виды чтения: изучающее, просмотровое, ознакомительное — и выбирать разные виды чтения в соответствии с поставленными задачами; • работать с текстом, иллюстрацией, схемой, таблицей; • преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); • пользоваться справочной и энциклопедической литературой. |
Учащиеся научатся: • составлять высказывание под руководством учителя в устной и письменной форме; • владеть монологической и диалогической формами речи; • высказывать и обосновывать свою точку зрения; • слушать и слышать других, пытаться понять иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; • строить понятные для партнёра (собеседника) высказывания; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Учащиеся получат возможность научиться: • участвовать в коллективной работе; планировать работу группы в соответствии с поставленным заданием; • готовить самостоятельно проекты; • создавать письменное высказывание с обоснованием своих действий. |
4 |
Учащиеся научатся: • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Учащиеся получат возможность научиться: • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. |
• использовать разные виды чтения: изучающее, просмотровое, ознакомительное — и выбирать вид чтения в соответствии с поставленным заданием; • преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); • строить речевое высказывание в устной и письменной форме; • пользоваться справочником и энциклопедией. Учащиеся получат возможность научиться: • осуществлять расширенный поиск с использованием ресурсов библиотек и интернет-ресурсов; • строить логическое рассуждение,включающее установление причинно-следственных связей. |
Учащиеся научатся: • участвовать в коллективной работе; планировать работу группы в соответствии с поставленными задачами; • готовить самостоятельно проекты; • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; создавать письменное высказывание с обоснованием своих действий. Учащиеся получат возможность научиться: • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёрами; • осуществлять взаимный контроль и оказывать в со- трудничестве необходимую помощь; • адекватно использовать все речевые средства для ре- шения коммуникативных задач. |
Предметные УУД
Класс |
|
1 |
Виды речевой и читательской деятельности Учащиеся научатся: • воспринимать на слух чтение учителя и товарищей по классу; • читать плавно, по слогам и целыми словами вслух (в соответствии с индивидуальным темпом); • читать выразительно, т. е. орфоэпически правильно с сохранением интонации конца предложения; • самостоятельно определять тему произведения и под руководством учителя главную мысль прочитанного или прослушанного произведения; • находить фактическую информацию текста (герои, поступки героев, события); • участвовать в коллективном обсуждении прочитанного или прослушанного произведения; отвечать на вопросы учителя; • пересказывать текст подробно с опорой на картинный план, на иллюстрацию; используя опорные слова (словесная модель текста); • представлять выбранную в библиотеке книгу (автор,заголовок, тема). Учащиеся получат возможность научиться: • читать текст про себя с постепенным увеличением скорости чтения в соответствии с индивидуальным темпом; • самостоятельно определять главную мысль произведения; • задавать самостоятельно вопросы по прочитанному или прослушанному произведению; • пересказывать текст на основе плана, составленного под руководством учителя; • находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам. Круг детского чтения Учащиеся научатся: • называть имя и фамилию автора, заголовок прочитанных или прослушанных произведений в классе; • рассказывать об учебной книге; сравнивать художественную и учебную книгу; • находить в содержании учебника произведение в соответствии с заданными параметрами (тема, автор, название). Учащиеся получат возможность научиться: • участвовать в организации выставки книг в классе; • находить книгу по заданным параметрам в домашней библиотеке. Литературоведческая пропедевтика Учащиеся научатся: • ориентироваться в литературных понятиях: читатель, автор, художественное произведение, тема, герой, рифма; • различать жанры произведений: сказка, рассказ, стихотворение; • различать малые фольклорные жанры: потешка, песенка, загадка, пословица, поговорка; • находить в тексте слова, которые помогают услышать представляемых в произведении героев (звукопись). Учащиеся получат возможность научиться: • определять особенности сказочного текста; • характеризовать героя произведения; • самостоятельно определять в художественном тексте звукопись как средство создания образа. Творческая деятельность Учащиеся научатся: • создавать небольшое высказывание на основе прочитанных или прослушанных произведений; • придумывать сказочные тексты по аналогии с прочитанными; • создавать собственные творческие объекты: фотогазету, плакат и др.; • иллюстрировать прочитанное или прослушанное произведение; • разыгрывать произведение по ролям, используя мимику, жест, интонацию, под руководством учителя. Учащиеся получат возможность научиться: • придумывать рассказ по аналогии с прочитанными или прослушанными произведениями; • читать стихотворение, передавая настроение с помощью различных выразительных средств; • инсценировать произведения самостоятельно, используя различные средства выразительности. |
2 |
Виды речевой и читательской деятельности Учащиеся научатся: • читать текст про себя с постепенным увеличением скорости чтения в соответствии с индивидуальным темпом; • самостоятельно определять тему прочитанного произведения; • под руководством учителя определять главную мысль произведения; • задавать самостоятельно и под руководством учителя вопросы по прочитанному или прослушанному произведению; • пересказывать текст на основе картинного плана, простого плана, составленного под руководством учителя; • характеризовать героя произведения под руководством учителя (кто он, какой он); • делить текст на части под руководством учителя; определять микротемы, озаглавливать части, готовить текст к пересказу; • находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам; • сравнивать произведения живописи и произведения литературы; • сравнивать прозаический и поэтический тексты; • наблюдать, как с помощью красок художник передаёт свои чувства и настроение. Учащиеся получат возможность научиться: • читать текст про себя и понимать прочитанное; • самостоятельно определять главную мысль произведения на основе выбранной пословицы; • задавать самостоятельно вопросы по прочитанному или прослушанному произведению; • самостоятельно делить текст на части, озаглавливать части; • пересказывать текст на основе плана подробно, кратко; • самостоятельно давать характеристику героям произведения; сравнивать героев одного произведения; • находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам; называть выставку книг; классифицировать и группировать книги в соответствии с заданными параметрами. Круг детского чтения Учащиеся научатся: • характеризовать представленную на выставке книгу; • организовывать выставку книг в классе по заданным учителем параметрам и под руководством учителя; • находить книгу по заданным параметрам в домашней библиотеке. Учащиеся получат возможность научиться: • составлять рассказ о книге на основе аннотации и содержания; • самостоятельно составлять аннотацию; • самостоятельно заполнять на книгу каталожную карточку; • пользоваться алфавитным и систематическим каталогами. Литературоведческая пропедевтика Учащиеся научатся: • определять особенности сказочного текста; • характеризовать героя произведения; • самостоятельно определять в художественном тексте звукопись как средство создания образа; • сравнивать произведения живописи и произведения литературы; • различать прозаический и поэтический тексты; • наблюдать, как с помощью художественных средств автор передаёт свои чувства и настроение; • находить в тексте сравнения с помощью слов будто, как; • находить в тексте лирического стихотворения под руководством учителя средства художественной выразительности: эпитеты, олицетворения. Учащиеся получат возможность научиться: • сравнивать научно-познавательный и художественный тексты; определять их отличительные особенности; • выявлять особенности героя художественного рассказа; • выявлять особенности юмористического произведения; • находить сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения. Творческая деятельность Учащиеся научатся: • придумывать самостоятельно тексты по аналогии с прочитанными или прослушанными произведениями; • читать стихотворение, передавая настроение с помощью различных выразительных средств; • инсценировать произведения самостоятельно, используя различные средства художественной выразительности. Учащиеся получат возможность научиться: • выразительно читать, выявляя авторское отношение к изображаемому, передавать настроение при чтении; • составлять самостоятельно тексты разных жанров; • писать отзыв на книгу. |
3 |
Виды речевой и читательской деятельности Учащиеся научатся: • осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; понимать цель чтения; • использовать простейшие приёмы анализа различных видов текста; самостоятельно определять главную мысль произведения на основе выбранной пословицы; • устанавливать причинно-следственные связи; задавать самостоятельно вопросы по прочитанному или прослушанному произведению; • самостоятельно делить текст на части; озаглавливатьчасти; пересказывать текст на основе плана подробно, кратко; самостоятельно давать характеристику героям произведения; сравнивать героев одного произведения; • находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам; называть выставку книг; классифицировать и группировать книги в соответствии с заданными параметрами. Учащиеся получат возможность научиться: • составлять рассказы на тему; представлять свои рассказы в группе; оценивать в соответствии с представленными образцами; • сравнивать произведения разных жанров; группировать их по заданным признакам, определять отличительные особенности; • сравнивать произведения художественной и научно-познавательной литературы; находить необходимую информацию в научно-познавательном тексте для подготовки сообщения; • сравнивать произведения живописи и литературы; готовить рассказ о картине на основе выделения объектов картины. Круг детского чтения Учащиеся научатся: • составлять рассказ о книге на основе аннотации и содержания; • самостоятельно составлять аннотацию; • самостоятельно заполнять каталожную карточку; • пользоваться алфавитным и систематическим каталогами для поиска книги, другой необходимой информации. Учащиеся получат возможность научиться: • самостоятельно организовывать выставку по заданным параметрам; • рассказывать о книге; составлять на неё отзыв. Литературоведческая пропедевтика Учащиеся научатся: • сравнивать научно-познавательный и художественный тексты; определять их отличительные особенности; • выявлять особенности героя художественного рассказа; • выявлять особенности юмористического произведения; • определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения. Учащиеся получат возможность научиться: • определять конкретный смысл понятий: притчи, былины, мифы, литературная сказка; • различать виды устного народного творчества; выявлять особенности каждого вида; • сравнивать пословицы и поговорки разных народов; группировать пословицы и поговорки по темам; • сравнивать былину и сказочный текст; • сравнивать поэтический и прозаический тексты былины; • определять ритм стихотворения. Творческая деятельность Учащиеся научатся: • выразительно читать, выявляя авторское отношение к изображаемому, передавать настроение при чтении; • составлять самостоятельно тексты разных жанров; • писать отзыв на книгу. Учащиеся получат возможность научиться: • выполнять творческий пересказ; рассказывать от лица разных героев произведения; • самостоятельно составлять рассказ на основе художественного произведения, репродукций картин, серии иллюстраций, личного опыта. |
4 |
Учащиеся научатся: • осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; понимать цель чтения (читательский интерес, поиск возможной информации, приобретение читательского опыта, поиск аргументов); • осознанно воспринимать содержание различных видов текста, их особенности (специфику); определять самостоятельно тему и главную мысль произведения; • составлять рассказы на тему; представлять свои рассказы в группе; • сравнивать произведения разных жанров; группировать их по заданным признакам; определять отличительные особенности; • сравнивать произведения художественной и научнопознавательной литературы; находить необходимую информацию в научно-познавательном тексте для подготовки сообщения; • сравнивать произведения живописи и литературы; готовить рассказ о картине. Учащиеся получат возможность научиться: • воспринимать литературу как искусство; • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста. Учащиеся научатся: • ориентироваться в книге по названию, оглавлению;отличать сборник произведений от авторской книги; самостоятельно осуществлять поиск книги в библиотеке по заданному параметру, по собственному желанию; • составлять самостоятельно краткую аннотацию; • писать самостоятельно отзыв на выбранную книгу; • самостоятельно пользоваться алфавитным и систематическим каталогами, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой. Учащиеся получат возможность научиться: • ориентироваться в библиотечном пространстве; пользоваться интернет-каталогом для поиска необходимой литературы. |
III. Содержание учебного предмета
№ п/п |
Раздел (глава) |
Содержание учебного материала (Дидактические единицы) |
||
1 класс |
||||
1 |
Вводный урок (1 ч) |
Книга как источник необходимых знаний. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации |
||
2 |
Книги — мои друзья (3 ч) |
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Элементы книги: содержание или оглавление,титульный лист, аннотация, иллюстрации.Выборкниг на основе рекомендованногосписка, картотеки, открытого доступа кдетским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарямиисправочнойлитературой. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Постепенныйпереход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целымисловами вслух (скорость чтения в соотвествии с индивидуальным темпом чтения),постепенное увеличение скорости чтения.Установка на нормальный для читающего темп чтения, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпическихи интонационных норм чтения. Чтениепредложений с интонационным выделением знаков препинания. Осознание смыслапроизведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений) |
||
3 |
Радуга-дуга (4 ч) |
Особенности фольклорного текста. Осознание того, что фольклор есть выражениеобщечеловеческих нравственных правил иотношений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы ипоговорки, загадки) — узнавание, различение, определение основного смысла. Понимание нравственного содержанияпрочитанного, мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия Родина, представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (напримере народов России). Схожесть тем,идей, героев в фольклоре разных народов.Выбор книг на основе рекомендованногосписка, картотеки, открытого доступа кдетским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Постепенный переход отслогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух(скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенноеувеличение скорости чтения. Установка нанормальный для читающего темп чтения,позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационныхнорм чтения.Чтение предложений с интонационнымвыделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования |
||
4 |
Здравствуй, сказка! (5 ч) |
Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция).Литературная (авторская) сказка. Осознание того, что фольклор есть выражениеобщечеловеческих нравственных правили отношений. Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали.Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные черезпоступки и речь. Постепенный переход отслогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух(скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенноеувеличение скорости чтения. Установка нанормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационныхнорм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностейразных по виду и типу текстов, передачаих с помощью интонирования |
||
5 |
Люблю всё живое (6 ч) |
Общее представление о разных видахтекста и их сравнение. Определение целейсоздания этих видов текста. Пониманиенравственного содержания прочитанного,осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрениянорм морали. Характеристика героя произведения: портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. Интерпретация текста литературного произведенияв творческой деятельности учащихся:чтение по ролям, инсценирование. Постепенный переход от слогового к плавномуосмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтенияв соответствии с индивидуальным темпомчтения), постепенное увеличение скоростичтения. Установка на нормальный длячитающего темп чтения, позволяющийему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения.Чтение предложений с интонационнымвыделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования |
||
6 |
Хорошие соседи, счастливые друзья (7 ч) |
Понимание заглавия произведения, егоадекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительныхсредств языка (с помощью учителя).Понимание нравственного содержанияпрочитанного, осознание мотивации по- ведения героев, анализ поступков героевс точки зрения норм морали. Характеристика героя произведения. Портрет,характер героя, выраженные через поступки и речь. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы,выступать по теме, слушать выступлениятоварищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения.Чтение предложений с интонационнымвыделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных повиду и типу текстов, передача их с помощью интонирования |
||
7 |
Край родной, навек любимый (10 ч) |
Понимание нравственного содержанияпрочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героевс точки зрения норм морали. Осознаниепонятия Родина, представления о прояв-лениилюбви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Понимание заглавия произведения, егоадекватное соотношение с содержанием.Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительныхсредств языка (с помощью учителя). Участие в коллективном обсуждении: умениеотвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используятекст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания |
||
8 |
Сто фантазий (2 ч) |
Осознание смысла произведения причтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений).Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтениюцелыми словами вслух (скорость чтенияв соответствии с индивидуальным темпомчтения), постепенное увеличение скоростичтения. Установка на нормальный длячитающего темп чтения, позволяющийему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационнымвыделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных повиду и типу текстов, передача их с помощью интонирования |
||
2 класс |
||||
1 |
Вводный урок |
Книга как источник необходимых знаний. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации |
||
2 |
ЛЮБИТЕ КНИГУ |
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная.иЭлементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге:научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал). Типы книг(изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии). |
||
3 |
КРАСКИ ОСЕНИ |
Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Осознание смысла произведенияпри чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений)Нахождение в тексте средств выразительности, определение их значения в художественной речи (с помощью учителя). Опреде-ление особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средствязыка (с помощью учителя). Участие вколлективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов. Постепенный переход отслогового к плавному осмысленному пра- вильному чтению целыми словами вслух(скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания |
||
4 |
МИР НАРОДНОЙ СКАЗКИ |
Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка. Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ. Деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста. Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп чтения, позволяющий ему осознать текст. Соблюдениеорфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания |
||
5 |
ВЕСЁЛЫЙ ХОРОВОД |
Жанровое разнообразие произведений.Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки,загадки) — узнавание, различение, определение основного смысла. Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений. Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования |
||
6 |
МЫ – ДРУЗЬЯ |
Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественноготекста: своеобразие выразительных средствязыка (с помощью учителя). Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с инди- видуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения.Установка на нормальный для читающего темп чтения, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания |
||
7 |
ЗДРАВСТВУЙ, МАТУШКА ЗИМА! |
Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности. Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся:чтение по ролям, инсценирование, драматизация. Соблюдение орфоэпическихи интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования |
||
8 |
ЧУДЕСА СЛУЧАЮТСЯ |
Жанровое разнообразие произведений.Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок:лексика, построение (композиция).Литературная (авторская) сказка. Характеристика героя произведения. Портрет,характер героя, выраженные через поступки и речь. Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям,инсценирование, драматизация. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп чтения, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения.Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания |
||
9 |
ВЕСНА, ВЕСНА! И ВСЁ ЕЙ РАДО! |
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся. Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи(с помощью учителя) средств выразительности. Прозаическая и стихотворная речь:узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения),постепенное увеличение скорости чтения.Установка на нормальный для читающего темп чтения, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения |
||
10 |
МОИ САМЫЕ БЛИЗКИЕ И ДОРОГИЕ |
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Осознание диалога как вида речи. Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения.тЧтение предложений с интонационным выделением знаков препинания |
||
11 |
ЛЮБЛЮ ВСЁ ЖИВОЕ |
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы,используя текст. Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. Деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев. По-степенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп чтения, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания |
||
12 |
ЖИЗНЬ ДАНА НА ДОБРЫЕ ДЕЛА |
Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Подробный пересказ текста. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания |
||
3 класс |
||||
1 |
ВВОДНЫЙ УРОК |
Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Объяснять условные обозначения. Находить нужную главу в содержании учебника. Предполагать на основе названия разделов, какие произведения будут в них представлены. Знать автора и название книги |
||
2 |
КНИГИ - МОИ ДРУЗЬЯ |
Предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут в нём представлены. Определять конкретный смысл понятий: книжная мудрость, печатная книга. Обсуждать с друзьями наставления Владимира Мономаха, поучительные наставления и изречения из Библии. Составлять свою книгу наставлений. На основе текста Б. Горбачевского описывать первую печатную книгу; находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять своё высказывание. Работать в паре, выслушивая мнения друг друга. Отбирать необходимую информацию из других книг для подготовки своего сообщения |
||
3 |
ЖИЗНЬ ДАНА НА ДОБРЫЕ ДЕЛА |
Предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут в нём представлены. Определять конкретный смысл нравственных понятий: поступок, честность, верность слову. Объяснять, что такое верность слову, честность; рассуждать о том, правильно ли поступили герои рассказа; объяснять, в чём была их ошибка, как исправить эту ошибку. Знать пословицы и поговорки из сборника. Объяснять смысл пословиц. Читать тексты вслух и про себя. Составлять рассказ по аналогии. Объяснять название текста, заглавие. Составлять план текста, делить текст на части, подробно пересказывать текст на основе плана. Писать отзыв на прочитанную книгу. Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по темам. Представлять выбранную книгу. Распределять роли; договариваться друг с другом. Инсценировать произведение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |
||
4 |
ВОЛШЕБНАЯ СКАЗКА |
Предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут в нём представлены. Определять конкретный смысл понятий: народные сказки, присказка, сказочные предметы. Читать вслух и про себя. Определять отличительные особенности волшебнойсказки. Определять, из каких элементов сюжета состоит волшебная сказка. Характеризовать героев сказки. Определять, какие предметы являются сказочными. Рассматривать картину, определять героев, составлять рассказ по картине. Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по темам. Представлять книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Составлять план текста, делить текст на части, подробно пересказывать текст на основе плана. Характеризовать героев сказки. Обсуждать в паре, группе, кто из героев сказки нравится и почему. Распределять роли; договариваться друг с другом. Инсценировать произведение. Участвовать в работе группы. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |
||
5 |
ЛЮБИ ВСЁ ЖИВОЕ |
Предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут в нём представлены. Определять конкретный смысл понятий: художественныйи познавательный рассказы; автор-рассказчик, периодические издания. Сравнивать научно-познавательный и художественный тексты; определять отличительные особенности. Составлять план текста, делить текст на части, подробно пересказывать текст на основе плана. Характеризовать героев сказки, рассказа. Выявлять особенности героя художественного рассказа. Выявлять особенности юмористического произведения. Выразительно читать стихотворения. Определять смысл названия произведения. Определять правду и вымысел в произведениях В. Бианки. Составлять самостоятельно текст по аналогии. Кратко пересказывать научно-популярный текст. Задавать самостоятельно вопросы к тексту, оценивать вопросы. Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по темам. Представлять книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Знать детскую периодическую печать. Ориентироваться в содержании журнала. Находить нужную информацию в журнале. Обсуждать в паре, в группе поступки героев, определять свою позицию по отношению к героям произведения. Участвовать в работе группы; договариваться друг с другом. Распределять роли. Инсценировать произведение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |
||
6 |
КАРТИНЫ РУССКОЙ ПРИРОДЫ |
Предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут в нём представлены. Определять конкретный смысл понятий: наблюдение, пейзаж, средства художественной выразительности (сравнения,эпитеты). Рассматривать картину; описывать объекты картины; рассказывать о картине. Читать вслухи про себя. Находить слова, которыепомогают представить изображённуюавтором картину. Определять сравнения, олицетворения, подбирать своисравнения, олицетворения. Наблюдать картины в художественном тексте; находить слова, которые помогаютувидеть эти картины. Наблюдать заразвитием настроения в художественном тексте. Объяснять используемыев тексте выражения. Сравнивать произведения литературы и живописи. Определять тему и название выставкикниг. Группировать книги по темам. Представлять книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |
||
7 |
ВЕЛИКИЕ РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ |
Предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут в нём представлены. Определять конкретный смысл понятий: литературнаясказка, сказка в стихах, мотивы народной сказки, особенности построения сказки. Читать вслух и про себя. Находить слова, необходимые для подготовки краткого пересказа. Кратко пересказывать текст. Находить слова, которые помогают представить изображённую автором картину. Создавать сочинение по картине. Сравнивать произведения литературы и живописи. Знать сказки А. С. Пушкина. Сравнивать народную сказку и литературную сказку. Определять отличительные особенности литературной сказки. Наблюдать, как построена сказка. Характеризовать героев произведения. Определять нравственный смысл текста. Составлять план сказки. Находить слова, которые помогают услышать звуки моря, полёта комара, мухи, шмеля. Обсуждать в паре, когда используется приём звукописи. Соотносить иллюстрации и художественный текст. Озаглавливать иллюстрации. Называть басни И. А. Крылова. Рассказывать об особенностях структуры басни И. А. Крылова. Объяснять смысл басен И. А. Крылова. Анализировать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор. Делать вывод на основе анализа поступков героев, как нужно поступить в той или иной ситуации. Инсценировать басни; распределять роли. Пересказывать кратко научно-познавательную статью. Объяснять смысл названия рассказа. Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по темам. Представлять книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Обсуждать в паре, в группе поступки героев, определять свою позицию по отношению к героям произведения. Участвовать в работе группы, договариваться друг с другом. Распределять роли. Инсценировать произведение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |
||
8 |
ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА |
Предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут в нём представлены. Определять конкретный смысл понятий: сказки литературные и народные, предисловие, полный и краткий пересказ. Читать вслух и про себя. Сравнивать народную и литературную сказки. Определять отличительные особенности литературной сказки. Определять, как построена сказка. Характеризовать героев произведения. Сравнивать героев произведения на основепоступков. Определять нравственныйсмысл текста. Составлять план сказки. Рассуждать о том, что для героевважнее: свои собственные интересы и желания или интересы и желания других. Объяснять, что значит поступать по совести, жить по совести, с чистой совестью. Называть изученные произведения переводной литературы. Выявлять особенности переводной литературы. Сочинять возможный конец сказки. Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по темам. Представлять книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Участвовать в работе группы, договариваться друг с другом. Распределять роли. Инсценировать произведение. Проверять себя и самостоятельно оценивать своидостижения |
||
4 класс |
||||
1 |
Вводный урок |
Книга как источник необходимых знаний.Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации |
||
2 |
Книга в мировой культуре |
Книга как особый вид искусства, источник необходимых знаний. Первые книгина Руси и начало книгопечатания (общеепредставление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги:содержание или оглавление, титульныйлист, аннотация, иллюстрации. Видыинформации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показателикниги, её справочно-иллюстративный материал). Типы книг: книга-произведение,книга-сборник, собрание сочинений, пе-риодическая печать, справочные издания.Выбор книг на основе рекомендованногосписка, картотеки, открытого доступа кдетским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Особенности диалогическогообщения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая,собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемомупроизведению. Соблюдение орфоэпическихи интонационных норм чтения. Чтениепредложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по видуи типу текстов, передача их с помощьюинтонирования. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступныхпо объёму и жанру произведений) |
||
3 |
Истоки литературного творчества |
Жанровое разнообразие произведений.Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений. Пониманиенравственного содержания прочитанного,осознание мотивации поведения героев,анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Малые фольклорные формы(колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) — узнавание, различение, определение основного смысла. Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощьюучителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений,метафор, гипербол. Ориентировка в литературных понятиях:художественное произведение, художест-венный образ, искусство слова, автор(рассказчик), сюжет, тема.Герой произведения: его портрет, речь, поступки,мысли; отношение автора к герою. Интерпретация текста литературного произведе- ния в творческой деятельности учащихся.Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтениюцелыми словами вслух (скорость чтенияв соответствии с индивидуальным темпомчтения), постепенное увеличение скоростичтения. Установка на нормальный длячитающего темп чтения, позволяющийему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения.Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёмуи жанру произведений) |
||
4 |
О Родине, о подвигах, о славе |
Понимание нравственного содержанияпрочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героевс точки зрения норм морали. Осознаниепонятия Родина, представления о про-явлении любви к Родине в литературеразных народов (на примере народов России). Умение работать с разными видамиинформации. Участие в коллективномобсуждении: умение отвечать на вопросы,выступать по теме, слушать выступлениятоварищей, дополнять ответы по ходу бе- седы, используя текст. Привлечениесправочных и иллюстративно-изобразительных материалов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованиемвыразительных средств языка: последо-вательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данногопроизведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.Доказательство собственной точки зренияс опорой на текст или личный опыт |
||
5 |
Жить по совести, любя друг друга |
Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа иего мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявлениеавторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использованиевыразительных средств языка (синонимы,антонимы, сравнения) с учётом особенностеймонологического высказывания |
||
6 |
Литературная сказка |
Жанровое разнообразие произведений. Художественные особенности сказок: лексикапостроение (композиция). Литературная(авторская) сказка. Интерпретация тексталитературного произведения в творческойдеятельности учащихся. Создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии). Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту;выслушивать, не перебивая, собеседникаи в вежливой форме высказывать своюточку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному,художественному тексту). Доказательствособственной точки зрения с опорой натекст или личный опыт. Чтение вслух.Чтение про себя |
||
7 |
Великие русские писатели |
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощьучителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.Ориентировка в литературных понятиях:художественное произведение, художе- ственный образ, искусство слова, автор(рассказчик), сюжет, тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки,мысли; отношение автора к герою. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительныхсредств языка (с помощью учителя).Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождениев тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и егомотивов. Сопоставление поступков героев-по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основеанализа текста, авторских помет, имёнгероев. Самостоятельное воспроизведениетекста с использованием выразительныхсредств языка: последовательное воспроизведение эпизодов с использованиемспецифической для данного произведениялексики (по вопросам учителя), рассказ поиллюстрациям, пересказ. Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы,сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо назаданную тему |
IV. Тематическое планирование
№ п\п |
Тема раздела |
Количество часов |
1 класс |
||
1 |
Вводный урок (1 ч) |
1 |
2 |
Книги — мои друзья (3 ч) |
3 |
3 |
Радуга-дуга (4 ч) |
5 |
4 |
Здравствуй, сказка! (5 ч) |
6 |
5 |
Люблю всё живое (6 ч) |
6 |
6 |
Хорошие соседи, счастливые друзья (7 ч) |
7 |
7 |
Край родной, навек любимый (10 ч) |
10 |
8 |
Сто фантазий (2 ч) |
2 |
|
итого |
40 ч |
2 класс |
||
1 |
Вводный урок |
1 ч |
2 |
Любите книгу |
9 ч |
3 |
Краски осени |
13 ч |
4 |
Мир народной сказки |
17 ч |
5 |
Веселый хоровод |
10 ч |
6 |
Мы - друзья |
10 ч |
7 |
Здравствуй, матушка – Зима! |
11 ч |
8 |
Чудеса случаются |
17 ч |
9 |
Весна, весна ! И все ей радо! |
11 ч |
10 |
Мои самые близкие и дорогие |
8 ч |
11 |
Люблю все живое |
16 ч |
итого 136 ч |
||
3 класс |
||
1 |
Вводный урок |
1 ч |
2 |
Книги – мои друзья |
4 ч |
3 |
Жизнь дана на добрые дела |
17 ч |
4 |
Волшебные сказки |
15 ч |
5 |
Люби все живое |
20 ч |
6 |
Картины русской природы |
14 ч |
7 |
Великие русские писатели |
30 ч |
8 |
Литературная сказка |
20 ч |
9 |
Картины родной природы |
18 ч |
итого |
136 ч |
|
4 класс |
||
1 |
Вводный урок |
1 ч |
2 |
Книга в мировой культуре |
9 ч |
3 |
Истоки литературного творчества |
21 ч |
4 |
О Родине , о подвигах , о славе |
16 ч |
5 |
Жить по совести, любя друг друга |
16 ч |
6 |
Литературная сказка |
26 ч |
7 |
Великие русские писатели |
36 ч |
8 |
Литература как искусство слова |
10 ч |
9 |
Резерв учебного времени |
4ч |
|
Итого: |
136 |
Календарно-тематическое планирование
Предмет литературное чтение |
Класс 3 а |
Учитель Панова Елена Викторовна |
|
Календарно-тематическое планирование курса рассчитано на 34 учебные недели при количестве 4 урока в неделю, всего 136 уроков. При соотнесении прогнозируемого планирования с составленным на учебный год расписанием и календарным графиком количество часов составило 136 уроков. Если вследствие непредвиденных причин количество уроков изменится, то для выполнения государственной программы по предмету это изменение будет компенсировано перепланировкой подачи материала.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ |
|
|||
№ |
Тема урока |
Дата |
Коррекция |
||
|
День знаний |
|
|
||
|
Книги мои друзья |
|
|
||
|
Вводный урок раздела. Основные понятия раздела: книжная мудрость, печатная книга. Наставления детям Владимира Мономаха |
|
|
||
|
Б.Горбачевский. Первопечатник Иван Фёдоров |
|
|
||
|
Первая Азбука Ивана Фёдорова. Наставления Библии |
|
|
||
|
Мы идём в музей книги |
|
|
||
|
Жизнь дана на добрые дела |
|
|
||
|
Вводный урок раздела. Основные понятия раздела: поступок, честность, верность слову. Работа с выставкой книг |
|
|
||
|
Пословицы разных народов о человеке и его делах |
|
|
||
|
В.И.Даль. Пословицы и поговорки русского народа |
|
|
||
|
Н.Носов. Огурцы. Смысл поступка |
|
|
||
|
Н.Носов. Огурцы. Характеристика героя |
|
|
||
|
Составление рассказа по аналогии на тему «Что такое добро» |
|
|
||
|
М.Зощенко. Не надо врать. Смысл поступка |
|
|
||
|
М.Зощенко. Не надо врать. Пересказ |
|
|
||
|
Л.Каминский. Сочинение. Анализ рассказа |
|
|
||
|
Составление отзыва на книгу. Обсуждение отзыва в группе |
|
|
||
|
М.Зощенко. Через тридцать лет. Поступок героя |
|
|
||
|
Мы идём в библиотеку. Рассказы о детях |
|
|
||
|
Самостоятельное чтение. Н.Носов. Трудная задача |
|
|
||
|
Семейное чтение. Притчи |
|
|
||
|
Наш театр. В.Драгунский. Где это видано, где это слыхано… Инсценирование |
|
|
||
|
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу |
|
|
||
|
Проверочная работа №1 по разделу «Жизнь дана на добрые дела» |
|
|
||
|
Волшебная сказка |
|
|
||
|
Вводный урок раздела. Основные понятия раздела: народные сказки, присказка, сказочные предметы |
|
|
||
|
Русская сказка. Иван-царевич и серый волк. Особенности волшебной сказки |
|
|
||
|
Русская сказка. Иван-царевич и серый волк. Характеристика героя |
|
|
||
|
В.Васнецов. Иван-царевич на Сером волке. Рассказ по картине |
|
|
||
|
Русская сказка. Летучий корабль. Особенности волшебной сказки |
|
|
||
|
Русская сказка. Летучий корабль. Характеристика героев сказки |
|
|
||
|
Мы идём в библиотеку. Сборники сказок. Тематический каталог |
|
|
||
|
Самостоятельное чтение. Русская сказка. Морозко. Характеристика героев сказки |
|
|
||
|
Русская сказка. Морозко. Пересказ |
|
|
||
|
Семейное чтение. Русская сказка. Белая уточка. Смысл сказки |
|
|
||
|
Русская сказка. Белая уточка. Пересказ |
|
|
||
|
Русская сказка. По щучьему веленью. Подготовка реквизита, костюмов. Представление сказки в младших классах |
|
|
||
|
Проверка техники чтения. Наш театр. Русская сказка. По щучьему веленью. Инсценирование |
|
|
||
|
Маленькие и большие секреты страны Литературиии. Обобщение по разделу |
|
|
||
|
Проверочная работа №2 «Работа с текстом» |
|
|
||
|
Люби всё живое |
|
|
||
|
Вводный урок раздела. Основные понятия раздела: художественный и познавательный рассказы, автор-рассказчик, периодическая литература |
|
|
||
|
Сравнение художественной и научно-познавательной литературы |
|
|
||
|
К.Паустовский. Барсучий нос. Особенности художественного текста |
|
|
||
|
К.Паустовский. Барсучий нос. Пересказ. Текст из энциклопедии. Барсук |
|
|
||
|
В.Берестов. Кошкин щенок. Особенности юмористического произведения. Выразительное чтение |
|
|
||
|
Б.Заходер. Вредный кот. Смысл названия стихотворения |
|
|
||
|
В.Бианки. Приключения Муравьишки. Правда и вымысел в сказке В.Бианки |
|
|
||
|
Создание текста по аналогии. Как муравьишке бабочка помогала добраться домой |
|
|
||
|
О.Полонский. Муравьиное царство. Особенности научно-популярного текста. Краткий пересказ |
|
|
||
|
Тим Собакин. Песни бегемотов. Постановка вопросов к тексту стихотворения |
|
|
||
|
Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе |
|
|
||
|
Периодическая печать. Журналы для детей. Выставка детских журналов |
|
|
||
|
Самостоятельное чтение. Д.Мамин-Сибиряк. Серая Шейка. Герой художественного текста. Его особенности |
|
|
||
|
Д.Мамин-Сибиряк. Серая Шейка. Пересказ |
|
|
||
|
Семейное чтение. Н.Носов. Карасик. Смысл поступка героя |
|
|
||
|
Н.Носов. Карасик. Характеристика героев произведения |
|
|
||
|
Наш театр. М.Горький. Воробьишко. Подготовка реквизита, костюмов, театральных билетов |
|
|
||
|
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу |
|
|
||
|
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Отзыв на книгу о природе |
|
|
||
|
Проверочная работа №3 по результатам изучения раздела «Люби всё живое» |
|
|
||
|
Картины русской природы |
|
|
||
|
Вводный урок раздела. Основные понятия раздела: наблюдение, пейзаж, средства художественной выразительности |
|
|
||
|
Проверка техники чтения. И.Шишкин. Зимой в лесу. Устное сочинение по картине |
|
|
||
|
Н.Некрасов. Славная осень. Средства художественной выразительности: сравнение |
|
|
||
|
М.Пришвин. Осинкам холодно. Приём олицетворения как средство создания образа |
|
|
||
|
Ф.Тютчев. Листья. Контраст как средство создания образа |
|
|
||
|
А.Фет. Осень. Настроение стихотворения |
|
|
||
|
И.Бунин. Первый снег. В.Поленов. Ранний снег. Сравнение произведений литературы и живописи |
|
|
||
|
Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе |
|
|
||
|
Самостоятельное чтение. К.Бальмонт. Снежинка. Средства художественной выразительности для создания образа снежинки |
|
|
||
|
Семейное чтение. К.Паустовский. В саду уже поселилась осень… Краски осени |
|
|
||
|
Картины природы в произведениях живописи. И.Остроухов. Парк. А.Саврасов. Зима |
|
|
||
|
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу |
|
|
||
|
Великие русские писатели |
|
|
||
|
Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: сказка в стихах, басня, иллюстрация |
|
|
||
|
Великие русские писатели. В.Берестов об А.С.Пушкине. Краткий пересказ |
|
|
||
|
А.С.Пушкин. Зимнее утро. Картины зимней природы. Настроение стихотворения |
|
|
||
|
И.Грабарь. Зимнее утро. Сравнение произведений литературы и живописи |
|
|
||
|
А.С.Пушкин. Зимний вечер. Картины зимней природы. Настроение стихотворения. Сравнение картин зимнего утра и зимнего вечера |
|
|
||
|
Ю.Клевер. Закат солнца зимой. Зимний пейзаж с избушкой. Сравнение произведения литературы и произведения живописи |
|
|
||
|
А.С.Пушкин. Опрятней модного паркета… П.Брейгель. Зимний пейзаж. Сравнение произведения литературы и произведения живописи |
|
|
||
|
В.Суриков. Взятие снежного городка. Устное сочинение по картине |
|
|
||
|
Знакомство с литературной сказкой А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди». |
|
|
||
|
Мифологическая основа сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди». Сравнение её с народной сказкой. |
|
|
||
|
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди». Главная мысль произведения. Характеристика героев. |
|
|
||
|
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди». Звукопись как средство создания образа. |
|
|
||
|
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди». Язык народной и литературной сказки. |
|
|
||
|
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди». Иллюстрации И.Я.Билибина к сказке А.С.Пушкина. |
|
|
||
|
Урок работы с книгой. Сказки А.С.Пушкина |
|
|
||
|
Проверочная работа №4 «Работа с текстом и книгой» |
|
|
||
|
И.А.Крылов. Басни. Викторина по басням И.А.Крылова |
|
|
||
|
И.А.Крылов. Слон и Моська. Особенности структуры басни |
|
|
||
|
И.А.Крылов. Чиж и голубь. Особенности структуры басни |
|
|
||
|
Великие русские писатели. Л.Н.Толстой. Краткий пересказ статьи |
|
|
||
|
Л.Н.Толстой. Лев и собачка. Быль. Особенности сюжета |
|
|
||
|
Л.Н.Толстой. Лебеди. Составление плана |
|
|
||
|
Л.Н.Толстой. Акула. Смысл названия. Составление плана |
|
|
||
|
Мы идём в библиотеку. Книги великих русских писателей. А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, И.А.Крылов |
|
|
||
|
Самостоятельное чтение. Л.Н.Толстой. Волга и Вазуза. Особенности жанра |
|
|
||
|
Проверка техники чтения. Л.Н.Толстой. Как гуси Рим спасли. Особенности жанра |
|
|
||
|
Наш театр. И.Крылов. Квартет. Инсценирование |
|
|
||
|
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу |
|
|
||
|
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Что такое согласие? |
|
|
||
|
Проверочная работа №5 по результатам изучения раздела «Великие русские писатели» |
|
|
||
|
Литературная сказка |
|
|
||
|
Вводный урок раздела. Основные понятия раздела: сказки литературные и народные, предисловие, полный и краткий пересказ |
|
|
||
|
В.Даль. Девочка Снегурочка. Сравнение с народной сказкой |
|
|
||
|
В.Даль. Девочка Снегурочка. Особенности литературной сказки |
|
|
||
|
В.Одоевский. Мороз Иванович. Сравнение с народной сказкой «Морозко» |
|
|
||
|
В.Одоевский. Мороз Иванович. Сравнение героев |
|
|
||
|
Д.Мамин-Сибиряк. Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу |
|
|
||
|
Д.Мамин-Сибиряк. Сказка про воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу. Герои произведения |
|
|
||
|
Переводная литература для детей. Выставка книг |
|
|
||
|
Переводная литература для детей. Б.Заходер. Винни-Пух (предисловие). Особенности переводной литературы |
|
|
||
|
Р.Киплинг. Маугли. Особенности переводной литературы |
|
|
||
|
Р.Киплинг. Маугли. Герои произведения |
|
|
||
|
Дж.Родари. Волшебный барабан. Особенности переводной литературы |
|
|
||
|
Дж.Родари. Волшебный барабан. Сочинение возможного конца сказки |
|
|
||
|
Мы идём в библиотеку. Литературные сказки |
|
|
||
|
Самостоятельное чтение. Тим Собакин. Лунная сказка |
|
|
||
|
Семейное чтение. Ю.Коваль. Сказка о серебряном соколе |
|
|
||
|
Наш театр. С.Михалков. Упрямый козлёнок. Инсценирование |
|
|
||
|
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу |
|
|
||
|
Проверочная работа №6 «Навык чтения» |
|
|
||
|
Картины родной природы |
|
|
||
|
Вводный урок раздела. Основные понятия раздела: творчество, стихотворение, рассказ, настроение |
|
|
||
|
Б.Заходер. Что такое стихи. Особенности поэтического жанра |
|
|
||
|
И.Соколов-Микитов. Март в лесу. Лирическая зарисовка |
|
|
||
|
Устное сочинение на тему «Мелодии весеннего леса» |
|
|
||
|
А.Майков. Весна. Е.Волков. В конце зимы. Е.Пурвит. Последний снег. Приём контраста в изображении зимы и весны. Сравнение произведений живописи и литературы |
|
|
||
|
С.Есенин. Сыплет черёмуха… В.Борисов-Мусатов. Весна. Сравнение произведений живописи и литературы |
|
|
||
|
С.Есенин. С добрым утром! Выразительное чтение стихотворения |
|
|
||
|
Ф.Тютчев. Весенняя гроза. Приём звукописи как средство создания образа |
|
|
||
|
А.Васнецов. После дождя. И.Шишкин. Дождь в дубовом лесу. Сравнение произведений искусства |
|
|
||
|
О.Высотская. Одуванчик. З.Александрова. Одуванчик. Сравнение образов |
|
|
||
|
М.Пришвин. Золотой луг. Сравнение поэтического и прозаического текстов |
|
|
||
|
А.Толстой. Колокольчики мои, цветики степные… Авторское отношение к изображаемому |
|
|
||
|
Саша Чёрный. Летом. А.Рылов. Зелёный шум. Сравнение произведений живописи и литературы |
|
|
||
|
Ф.Тютчев. В небе тают облака… А.Саврасов. Сосновый бор на берегу реки. Сравнение произведений живописи и литературы |
|
|
||
|
Проверка техники чтения. Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе |
|
|
||
|
Самостоятельное чтение. Г.Юдин. Поэты |
|
|
||
|
Я.Аким. Как я написал первое стихотворение. Очерковая литература |
|
|
||
|
Обобщающий урок |
|
|
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО