Программа курса дополнительного образования " Физические основы современных технологий"
|
|
-
Автор – Толовски Нина Петровна
-
Преподаватель физики, высшая квалификационная категория.
-
Место проживания – город Москва.
-
Учебное заведение - ГАПОУ Колледж предпринимательства 11
-
Дисциплина - Физика
-
Программа курса дополнительного образования
Физические основы современных технологий
-
Класс 9,10, 11 классы
-
Продолжительность занятия - 90 мин
-
Информационные технологии - компьютерные модели физических процессов; демонстрационные программы; компьютерные лаборатории; сетевые технологии, использующие локальные сети и глобальную сеть Internet
Программа курса дополнительного образования
Физические основы современных технологий.
1. Пояснительная записка.
1.1 Аналитический блок.
Программа курса согласована с требованиями Государственного образовательного стандарта. Модернизация системы образования, непосредственной целью которой является создание механизма ее устойчивого развития, обеспечение высокой результативности, соответствия современным запросам развития страны, предъявляет высокие требования к инновационной деятельности образовательных организаций. Курс «Физические основы современных технологий» является дополнительным образованием детей и молодежи в сфере современных технологий, оказывающим содействие развитию технического творчества, развитие инновационной деятельности в образовательных учреждениях.
1.2 Конструктивный блок.
Целью данной программа является ознакомление с применением физических законов, явлений, закономерностей в науке и технике, в современных технологиях.
Идеи программы «Физические основы современных технологий» являются ознакомление обучающихся с историей создания основных технических открытий, современным состоянием технической базы человечества, основными технологическими принципами построения современного производства машин, а также с устройством и физическими закономерностями их работы. Курс позволит расширить политехнический кругозора учащихся, способствует формированию интереса к изучению технических дисциплин, дает возможность сопоставить вклад технической мысли в ускорение НТП и развитие человечества в целом.
Основные задачи программы:
-
развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать знания и применять их, объяснять принципы работы технических устройств на основе законов физики;
-
развивать техническую грамотность, прививать навыки самостоятельной работы с техническими устройствами и приборами на основе современных представлений о современных технологиях и принципах функционирования;
-
расширение знаний по отдельным темам курса физики, формирование современного представления о состоянии технического прогресса в России, в мире;
-
развитие представление о инженерных, технических профессиях;
-
развитие умения решения технических задач;
-
развитие познавательного интереса, творческих способностей и нравственных качеств обучающихся во внеурочное .
Личностные результаты:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам при работе с графической информацией;
формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредмедные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать графические объекты для решения учебных и творческих задач;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации;
владение устной и письменной речью.
1.3 Технологический блок.
В
процессе занятий используются
различные формы занятий:
традиционные,
комбинированные и практические занятия.
А также различные методы:
Методы,
в основе которых лежит форма организации
деятельности учащихся на
занятиях:
• фронтальный
– одновременная работа со всеми
учащимися;
• индивидуально-фронтальный
– чередование индивидуальных и
фронтальных форм работы;
• групповой
– организация работы в группах;
• индивидуальный
– индивидуальное выполнение заданий,
решение проблем и др.
Методы,
в основе которых лежит деятельность
детей:
• объяснительно-иллюстративный
– обучающиеся воспринимают и усваивают
готовую информацию;
• репродуктивный
– учащиеся воспроизводят полученные
знания и освоенные способы
деятельности;
• частично-поисковый
– участие обучающихся в коллективном
поиске, решение поставленной задачи
совместно с педагогом.
Методы
организации занятий :
• словесный
(устное изложение, беседа, рассказ,
лекция и т.д.);
• наглядный (показ
иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение)
педагогом, работа по образцу и
др.);
• практический
(выполнение работ по инструкционным
картам, схемам и др.).
1.4 Информационный блок.
Возраст обучающихся 13-17 лет.
2. Учебно - тематический план.
№ п/п |
Наименование темы обучения |
Количество часов |
Форма контроля |
||
всего |
теоретичес-кие |
практичес-кие |
|||
Модуль 1 |
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. |
6 |
4 |
2 |
|
Модуль 2 |
Простейшие рычаги |
6 |
2 |
4 |
|
Модуль 3 |
Гидростатика и гидродинамика. |
10 |
4 |
6 |
|
Модуль 4 |
Элементарный сопромат |
16 |
6 |
10 |
|
Модуль 5 |
Электротехника |
20 |
4 |
16 |
|
Модуль 6 |
Топливно-энергетический комплекс |
10 |
4 |
6 |
|
Модуль 7 |
Технологии в медицине |
10 |
6 |
4 |
|
|
|
2 |
|
2 |
Зачет |
|
Итого: |
80 |
30 |
50 |
|
3.Содержание программы.
Данная
программа и рассчитана
на 80 часов
(занятия - 2 часа в неделю).
Модуль 1.– Вводное занятие. 6 часов (одно занятие – 2 часа).
Темы занятий
1. Вводное занятие. Организационные вопросы. История технических открытий. Значение физических теорий в технике, в технологиях на производствах.
Инструктаж по технике безопасности.
2. Практическая необходимость и техническое изобретение. Патентование изобретений.
3. Современные изобретатели. Изобретать просто. ( Практическая работа).
Модуль 2. Простейшие рычаги – 6 часов.
Темы занятий
1.Изобретение простейших рычагов и их использование (ворот, клин и др.). Применение простейших рычагов в современной жизни. Расчет рычажного усилия. Применение блока (неподвижного и подвижного) и других простых механизмов в строительстве и промышленности, «золотое» правило механики. Зубчатая и ременная передача.
2. Проверка условия равновесия рычага. Проверка правила моментов . (Практическое занятие)
3. Определение КПД наклонной плоскости. Демонстрация действия и применения рычага и блоков; (Практическое занятие)
Модуль 3. Гидростатика и гидродинамика – 10 часов.
Темы занятий
1. Четыре состояния вещества. Свойства жидкостей. Гидравлическая машина.
2. Гидравлические расчеты на применение основных законов гидростатики
(Практическое занятие)
3. Применение гидропрессов . Движение в жидкости. Ламинарные и турбулентные потоки. Закон Стокса
4. Демонстрация макета гидравлической машины; (Практическое занятие).
5. Изучение закона Паскаля. (Практическое занятие). Применение закона в технологических процессах.
Модуль 4. Элементарный сопромат – 16 часов.
Темы занятий
1. Виды деформаций. Примеры деформаций в реальных условиях. . Механическое напряжение. Относительное удлинение. Модуль Юнга. Таблицы значения модулей Юнга для различных веществ
2. Архитектура и закон Гука. Современные архитектурные творения и их техническое совершенство.
3. Физические свойства (прочность, твёрдость, хрупкость, пластичность, упругость, электропроводность и оптические свойства) .
4. График разрушения образца при применении внешней нагрузки. Интерактивный эксперимент на базе лаборатории МТУ. (Практическое занятие).
5. Построение диаграммы растяжения для исходного материала путём воздействия переменной нагрузкой (для резинового шнура или стальной пружины) (Практическое занятие).
6. Демонстрация изменения упругих свойств металлов при механической и термической обработке
на модели, с использованием ИКТ (Практическое занятие )
7. Демонстрация анизотропии кристаллов (на примере теплопроводности кристаллического гипса, поляризации света турмалином, прочности кристаллов графита и слюды на модели, с использованием ИКТ )
-
Технология материалов (Практическое занятие на базе Лаборатории «Разрушающих методов контроля» МТУ)
Модуль 5. Электротехника - 20 часов
Темы занятий
1. Элементарные электрические цепи. Электрическое сопротивление материалов, зависимость его от температуры и геометрических размеров образца. Закон Ома. Амперметр и вольтметр
2. . Техника безопасности при работе с электрическими цепями. Ваттметр и омметр. Переменный электрический ток.
3. . Изготовление потребителей электрического тока: технологичность и эффективность (теория и практическая работа). (Практическое занятие).
4. Сборка электрических цепей с вольтметром и амперметром;
(Практическое занятие).
5. Проверка правил последовательного и параллельного соединения проводников (Практическое занятие).
6. Изучение электролиза медного купороса и получения чистой меди (Практическое занятие).
7. Электродвигатели постоянного и переменного токов (Практическое занятие).
8.. Магнитные поля, как создаются и на что действуют (Практическое занятие).
9. Электромагнитные явления в современных технологиях. Исследование ЭМИ. (Практическое занятие ).
10. ЭМВ. Оптика. Демонстрация моделей оптических приборов; (Практическое занятие).
Модуль 6. Топливно-энергетический комплекс -10ч.
Темы занятий
1. Принцип работы ГЭС, ГАЭС и АЭС. Современные альтернативные источники получения энергии (ветровые, геотермальные, приливные и солнечные)
2. Передача и преобразование энергии. Трансформаторы и ЛЭП
3. Демонстрация работы модели генератора (Практическое занятие).
4. Изготовление и действие ветряного двигателя (Практическое занятие ).
5. Демонстрация действие гидротурбины; (Практическое занятие).
Модуль 7. Современные технологии в медицине - 10ч
1 Современные способы диагностики и лечения заболеваний. Использование в медицине оптических, ультрафиолетовых и рентгеновских лучей, ультразвука.
2. Физические основы МРТ обследования, КТ сканирование на модели, с использованием ИКТ. ( Практическое занятие).
3. Изучение принципа работы рубинового лазера (на модели, с использованием ИКТ (Практическое занятие )
4. Изучение принципа Волоконно-оптических технологий в медицине на модели, с использованием ИКТ (Практическое занятие) на базе лаборатории МТУ.
5. Научные открытия, проблемы, перспективы.
Выездное занятие « Геном человека - книга жизни» на базе МТУ.
6. Выполнение итогового тестового варианта (Практическое занятие)
Оборудование и технические средства:
-
Демонстрационное лабораторное оборудование кабинета физики;
-
Лаборатория L-Микро « Электродинамика», «Магнитные явления», «Оптика»;
-
Компьютер
-
Мультимедиа проектор
-
Обучающая интерактивная программа «Физикон», «Открытая физика»
4. Методические рекомендации.
Список литературы для детей
-
К.Э. Суори « Необыкновенная физика обыкновенных явлений», перевод с английского в 2-х томах, 1987г
-
Перекрестки физики, химии и биологии: М, «Просвещение»,1995г.
Список литературы для учителей.
-
В.А. Ильин « История физики», М., АСАDEMIA, 2003 г
-
И.С. Кудрявцев « История физики», т 1-3 , Просвещение, 1956-1971гг
-
А.Н. Майоров « Физика для любознательных», Ярославль, «Академия развития» , 1999 г
-
Иванов А. С. Проказа А. Т. Мир механики и техники. Москва. "Просвещение", 1993.
-
Ландсберг Г. С. Элементарный учебник физики. Том I, II, Ш. Москва. АОЗТ "Шрайк", 1995.
-
Павленко Ю. Г. Физика. Москва. "Новая волна", 2002.
-
Глухов Н.Д.. и др. Беседы о физике и технике. – М.: Высшая школа, 1990.
10. Иванов А.С., Проказа А.Т. Мир механики и техники. – М.: Просвещение, 1993.
11. Стрюковский В.И. История и логика развития научно-технической деятельности. – М.: Мысль, 1995.
Интернет-ресурсы
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»