Гагаринский характер.
Задачи:
Обобщить и систематизировать знания учащихся об освоении космоса;
Развивать логическое мышление, слуховое внимание, умение анализировать полученную информацию, делать выводы;
КОУ Омской области «Адаптивная школа - интернат № 15»
Рыбина Светлана Анатольевна, учитель начальных классов.
Пояснительная записка
Урок развития речи в 5 классе может быть проведен в общеобразовательных, адаптивных школах.
Урок развития речи.
Тема: Гагаринский характер.
Тип урока: обучающий урок.
Продолжительность урока – 40 минут.
Класс: 5 класс II отделения.
Особенности класса: учащиеся имеют нарушение слуховой функции.
Форма организации: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.
Методы: наглядный, частично-поисковый, словесный, объяснительно-иллюстративный.
Оборудование: компьютер, презентация, опорные таблицы, печатные листы с заданиями для работы в парах, в группах.
Программа: «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида», Москва, «Просвещение», 2006.
Рабочая программа педагога на 2016-2017 учебный год.
Учебная литература: «Русский язык» 5 класс, А.Г. Зикеев,2012г.
Цель: Создать условия для осознания, осмысления и закрепления знаний учащихся по теме «Космонавтика».
Задачи:
Обобщить и систематизировать знания учащихся об освоении космоса;
Развивать логическое мышление, слуховое внимание, умение анализировать полученную информацию, делать выводы;
Продолжать обучению формулирования учебной задачи, осуществлению самооценки, взаимооценки;
Расширять кругозор путём популяризации знаний о достижениях в области космонавтики, о первом полёте в космос советского человека.
Корригировать произносительные навыки, расширять и обогащать речевую практику учащихся;
Воспитывать коммуникативную культуру, эмоционально-положительный взгляд на космические достижения русского народа;
Прививать любовь к Родине, патриотизм, гражданственность.
Ход урока.
-
Организационный момент. (за экраном)
У: Девочки сядьте. Мальчики сядьте.
Прозвенел звонок весёлый, Слайд №1.
Мы урок начать готовы.
Будем думать, рассуждать,
И друг другу помогать.
У: На уроке будьте внимательны. Хорошо говорите звуки. У вас на парте лежат листы самооценки, имеются картинки с оценками, которые необходимо использовать для оценивания. В конце урока подведём итог нашей работе.
У: (за экр.) Какой будет урок?
Д: Будет урок развития речи.
II. Актуализация знаний.
У: Отгадайте загадку. Слайд № 2.
Загадка.
Пространство без воздуха с точками света,
Там мчатся с хвостом своим длинным кометы,
Мерцают Галактики, кружат планеты,
Летят к дальним звёздам наши ракеты.
Что это? (космос)
У: Как вы догадались, что это космос?
У: О чём будем говорить на уроке?
Д: предполагаемые ответы детей.
У: Как вы думаете, почему тема нашего урока посвящена космической теме?
Д: ответы детей.
У: Как вы думаете, какая цель нашего урока?
Д: Закрепить знания по теме «Космонавтика». Слайд № 3.
У: Задачи урока (хор. чтение) Слайд № 4.
1. Обобщить и систематизировать знания об освоении космоса.
2. Расширить и обогатить словарный запас по теме «Космонавтика»
3.Воспитывать чувство гордости к Родине.
У: Что такое космос? Слайд № 5.
Д: предполагаемые ответы.
У: Что вы представляете, когда слышите слово космос?
Д: ответы детей.
У: Как по-другому называют космос? Слайд № 6.
У: Слова – синонимы слова космос: космическое пространство, Вселенная. (хор. чтение)
III. Работа над материалом урока.
У: Долгие годы люди задавали вопрос: «А что там высоко в небе?». Этот вопрос долгие годы оставался без ответа. Люди изобрели воздушные шары, дирижабли, самолёты, летали на них, а попасть в космос не могли. Над данной проблемой работали учёные многих стран мира, но более успешными оказались русские учёные. И тогда появилась новая наука, изучающая космос.
У: Как называется наука, изучающая космос?
Д: ответы детей.
У: Что изучает космонавтика? Слайд № 7.
Д: ответы детей.
У: Кто является основоположниками космонавтики? Что вы знаете о них?
Д: ответы детей. Слайд № 8.
У: В каком году был запущен первый искусственный спутник Земли?
Д: ответы детей.
У: Первый искусственный спутник Земли открыл космическую эру. Далее учёные продолжили работу по созданию более современного космического корабля, и в космос полетел «первый живой космонавт». Затем ещё много раз запускали космические корабли на борту с собаками.
В 1960 году собаки Белка и Стрелка слетали в космос и удачно вернулись на Землю. Этот полёт показал, что жизнь в невесомости возможна. Слайд №10.
У: Когда был совершён первый космический полёт в космос человеком?
Д:12 апреля 1961 года.
У: Кто первым полетел в космос? Слайд №11.
У: Что вы знаете о Ю.А.Гагарине?
Д: ответы детей.
У: В 1960 году узнав, что создаётся курс лётчиков-космонавтов, Ю.А.Гагарин подаёт заявление на данный курс. Отбор в космонавты был строгим, необходимо было иметь опыт работы лётчиком, иметь отличное здоровье, выносливость, смелость. Проучившись на курсах, Гагарин сдал на отлично все экзамены и был зачислен в отряд космонавтов. На курсе он был лучшим, именно поэтому, Гагарин и полетел первым в космос. Он с отличием выполнил поставленную Правительством перед ним задачу.
У: Сколько по времени длился первый полёт Ю.А.Гагарина?
Д: Ответы детей. Слайд№12.
У: Советский народ по праву гордился тем, что стал первопроходцем космоса.
У: Оцените себя за работу на данном этапе урока.
Физминутка.
А теперь ребята встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад.
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели - вновь за дело!
IV. Закрепление.
У: Кто может назвать тему нашего урока?
Д: Я думаю, что будем говорить о Ю.А.Гагарине.
У: Тема урока: « Гагаринский характер».
У: Откройте, пожалуйста, учебник на странице 181 , упражнение 11.
У: Будем работать с текстом в парах. Пары займите свои места. Ознакомьтесь с текстом.
У: Как называется текст?
Д: Гагаринский характер.
У: Почему для первого полёта в космос выбрали Юрия Гагарина? Кто готов ответить?
Д: отвечают.
У: Что можете рассказать о Ю.А.Гагарине?
У: Назовите качества характера Ю.А.Гагарина.
Д: Его отличали патриотизм, уверенность в успехе полёта, жизнерадостность,
ум, смелость, решительность, аккуратность, трудолюбие, скромность, теплота и
внимательность к людям.
У: Что значит «гагаринский характер»?
Д: Доброта, целеустремлённость, открытость и хорошее настроение. Он всегда был с улыбкой на лице.
У: Со дня полёта в космос прошло много лет. За это время в космосе побывало много космонавтов. У каждого из них свой характер. Но равняться на Гагарина стремятся все космонавты.
На доске плакат со словами патриот, патриотизм.
У: Как вы понимаете значение слова патриотизм?
Д: ответы детей.
У: Как вы думаете, Ю.А.Гагарин был патриотом своей Родины? Почему вы так думаете?
Д: ответы детей.
У: Оцените себя за работу в парах.
У: Будем работать с текстом. Необходимо озаглавить текст и выбрать подходящие по смыслу глаголы. (Фронтальная работа с текстом)
14 апреля 1961 года в Москве был большой праздник. В этот день москвичи (встречаться, встречали) первого в мире космонавта. Над Москвой (показаться, показался) самолёт. Он низко прошёл над городом и приземлился. Дверь самолёта (открыться, открылась ) и появился Юрий Алексеевич Гагарин. Аэродром (встретил, встретиться) героя звуками авиационного марша. Гагарин сказал, что первый в мире космический полёт (закончиться, закончился) успешно.
У: Как можно озаглавить текст?
Д: Встреча героя.
У: Какие глаголы выбрали в тексте и почему? Определите время глаголов и сдайте выполненное задание.
У: Оцените себя за работу.
У: Юрий Алексеевич Гагарин стал первым покорителем космического пространства. После Гагарина в космос летали другие лётчики-космонавты. В космосе побывали женщины-космонавты.Много лет прошло после первого полёта в космос русского человека. К нашему времени изменилась космическая техника, подготовка экипажей. Теперь люди могут долго находиться в космосе. Космонавты живут в космосе долгие месяцы, а иногда и годы, выполняя научные исследования. Космонавты из космоса ведут наблюдение за погодой, изучают поверхность Земли, управляют кораблями в море, ведут военную разведку с целью защиты нашей Родины от врагов.
Люди помнят первого космонавта и с уважением относятся к основоположникам космоса.
На аллее Героев космоса установлены памятники : Э.К. Циолковскому, С.П. Королёву, Ю.А. Гагарину. Именем Гагарина названы улицы, площади, учебные заведения во многих городах мира. В городе Омске его именем названа улица, детский дом творчества на улице 15 Рабочая.
V. Рефлексия.
У: Оцените свою работу по листу самооценки.
Выберите лесенку успеха для себя. Оценивание учащихся .
VI. Итог урока.
У: Что нового вы узнали на уроке?
У: Д/ з.: стр.182, упражнение.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО
- Подготовка к всероссийским итоговым проверочным работам обучающихся 4 классов в условиях реализации ФГОС НОО