"Звонница - колокольница"
Отконова Татьяна Юрьевна;
город Томск, Томская область;
МАДОУ № 69;
дошкольное образование;
«Звонница - колокольница»;
подготовительная группа;
продолжительность: 40 минут
Цель: Прививать любовь и интерес к традициям русского народа, приобщая к истокам духовной культуры. Создавать условия для всестороннего развития личности ребенка, формирования его духовного мира.
Мероприятие создает условия для ознакомления детей с историей колокола и использованием колоколов в прошлом и настоящем;
- способствует расширению кругозора детей, развитию познавательной активности,
- формирует представление о видах колоколов и колокольных звонов;
- создает условия для ознакомления с устройством колокола и звукоизвлечением;
- способствует созданию у детей радостного, приподнятого настроения;
- создает условия для обогащения речи детей новыми словами и выражениями;
- способствует формированию умения слушать и различать виды православных колокольных звонов;
- способствует формированию интереса к искусству колокольного звона как части исторического и культурного наследия России.
Под колокольный звон дети входят в зал.
Читают дети:
Звонница
Т. Отконова
У нас сегодня праздник – звонница!
Понятный всем без всяких слов,
До сердца каждого дотронется
Чудесный звон колоколов!
Он льется чисто и торжественно,
Шум заглушая городской,
Рожденный волею Божественной
И человеческой рукой!
Песня «Колокольный звон», сл. С. Есенина, муз. Т. Отконовой
Читают дети:
У нас сегодня праздник – звонница,
С колоколами во дворе!
Надолго этот день запомнится
Всей беззаботной детворе!
У нас сегодня праздник – звонница!
Пусть всяк на этот звон спешит,
И сердце радостью наполнится,
Гостям мы рады от души!
Песня «Колокола России», сл. В. Аверковича, муз Н. Мухамеджановой
Ведущий:
Колокол – это ударный музыкальный и сигнальный инструмент, состоящий из купола и языка, звук появляется при ударе языка о купол. Обычно колокола делают из так называемой колокольной бронзы, реже из железа, чугуна, серебра (демонстрирует колокольчики).
Ведущий:
По своей внешней форме колокол — не что иное, как опрокинутая чаша, из которой как бы изливаются звуки, несущие в себе Божию благодать (показ иллюстрации или демонстрация слайда).
Хореографическая зарисовка «Колокол»
Ведущий:
Много стихов и песен сложено о колоколах и колокольном звоне. Существуют и инструментальные музыкальные произведения, где в движении музыкальных интонаций повторяется построение колокольного звона. Мы сейчас послушаем произведение, в колокольных переливах которого композитор передает красоту постепенного пробуждения природы. Развитие музыкальной интонации происходит то звуковыми наплывами, то набегами волн, то раскачиванием, то чередованием мощных ударов.
«Колокола» С.В. Рахманинова (отрывок)
Ведущий:
Вначале колокола не имели постоянного места в храме: их подвешивали и в арках входных дверей, и внутри храмов, и в башнях куполов, и на воротах церковной ограды, на воротах монастырской стены (показ иллюстрации или демонстрация слайда).
Ведущий:
В Русской Церкви в древности для колоколов строились звонницы в виде стенки со сквозными проемами, в которых подвешивались колокола (показ иллюстрации или демонстрация слайда).
Ведущий:
Позднее на Руси появляются колокольни - многоступенчатые башни с конусообразной или купольной кровлей, под которой находились колокола. Как и звонница, колокольни строились вначале отдельно от храмов (показ иллюстрации или демонстрация слайда).
Ведущий:
Но, сначала в Москве, а затем повсеместно появились храмы, построенные вместе с колокольнями, которые входят в здание храма, составляя с ним целое (показ иллюстрации или демонстрация слайда).
Ведущий:
Появление колоколен давало возможность создавать большие и звучные колокола. Кроме того, чем выше поднят колокол, тем дальше его слышно.
Читают дети:
На колокольнях, звонницах звучит
Набат больших и маленьких звоночков.
Они поют во славу днем и ночью –
Великие колокола Руси! (Г. Куткова)
Хоровод «Колокольчики»
Читают дети:
Колокольный звон
(Т. Лаврова)
Музыка над городом плывёт
Радостно, торжественно, красиво…
Колокольный звон…. Какая сила!
Чистый звук, что за душу берёт.
Звон плывёт, взмывая в облака,
Он, как свет: прозрачный и хрустальный.
И парит над миром чудо, тайна,
Возродившись к жизни на века.
Песня«Колокола», сл. В. Шамонина, муз. Т. Отконовой
Ведущий:
Существуетнесколько видов колокольного звона.
Благовест - это звон, при котором ритмично ударяют в один колокол.
Слушание благовеста
Ведущий:
Удары в разные колокола поочередно называются перезвоном.
Слушание перезвона
Ведущий:
Звон - означает удары в несколько колоколов одновременно.
Слушание звона
Ведущий:
Звон, при котором ударяют в разные колокола одновременно в три приема с паузами между ними, называется трезвоном.
Слушание трезвона
Ведущий:
В особо торжественных случаях сначала бывает благовест, который переходит в перезвон, а за ним следует трезвон.
Песня «Купола России», сл. А. Фатьянова, муз. Н. Богословского
Ведущий:
Колокола использовались раньше и теперь не только в церкви. Колокол, издающий громкий и резко нарастающий звук, издревле широко использовался в качестве средства сигнализации. Колокольный звон использовался для информирования о чрезвычайных ситуациях или нападения неприятеля (показ иллюстрации.)
Ведущий:
В прошлые годы до развития телефонной связи с помощью колоколов передавались сигналы пожарной тревоги, в городах было много церквей и много колоколов. При возникновении пожара необходимо было ударить в ближайший колокол. Услышав звон пожарного далёкого колокола, следовало немедленно ударить в ближайший. Таким образом, сигнал о пожаре быстро распространялся по населённому пункту.
Тональность сигнальных колоколов делалась отличной от церковных. Сигнальные колокола также называли набатными.
Слушание набатного колокола
Ведущий:
Колокола применялись на железной дороге для подачи сигналов отправления поездов (показ иллюстрации).
Слушание вокзального колокола
Ведущий:
На кораблях издавна используется рында — «судовой (корабельный) колокол», для подачи сигналов экипажу и другим судам.Так же в рынду бьют каждые полчаса для обозначения времени (показ иллюстрации).
Слушание звона корабельной рынды
Читают дети:
Колокола
(Г.
Куткова)
России
звонкие колокола!
Воспели вы её красу
и силу.
Вы о победах празднично
звонили,
Смолкая в час, когда беда
пришла.
«Игра на
колокольчиках» (В.А. Моцарт, «Колокольчики»
из оперы «Волшебная флейта»)
Дети читают:
У нас сегодня праздник – звонница!
Мы пожелаем всем добра!
Пусть пожелание исполнится!
А нам давно играть пора!
Русская народная игра «Гори, гори ясно!»
Ведущий:
Вера
(Ю. Шмидт)
Над храмами сверкают купола,
Народу возвращаются иконы,
И мы идем и отдаем поклоны,
Под звон, что издают колокола.
Под колокольный звон дети выходят из зала.
Ссылки на источники в сети интернет:
proshkolu.ru
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Современное содержание музыкального занятия в соответствии с ФГОС ДО
- Здоровьесбережение в образовательной организации в условиях внедрения ФГОС
- Планирование образовательной деятельности в ДОО в соответствии с ФГОС