Мир растений
• Получить представление о том, что растения бывают комнатные и садовые.
• Развивать познавательный интерес к миру природы.
• Научиться классифицировать растения по разным признакам.
• Развивать интерес к работе с растениями.
• Развивать умение делать выводы, отстаивать свою точку зрения.
ПРОЕКТ
«Мир растений»
для детей старшего возраста
Авторы проекта:
Воспитатель:
Тарыкина Т.В.
г. Москва
2014-2015 г.
Авторы проекта
Воспитатель:
Тарыкана Татьяна
Владимировна
Педагогический
стаж - 10 лет
Первая квалификационная
категория
Введение
В настоящее время проблема взаимоотношения человечества со средой существования получает особую актуальность. Причиной тому является набирающий темпы научно-технический прогресс, который неизбежно ведет к нарушению равновесия между обществом и природой.
Большую роль в воспитании экологически грамотного человека играет экологическое образование, которое должно формировать экологическую культуру личности.
В дошкольном возрасте закладываются основы личности ребенка, позитивное отношение к природе, окружающему миру. Ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться экологические знания, нормы и правила взаимодействия с природой, закладываются начальные элементы экологической культуры.
Экологическая культура дошкольника выражается в гуманно-ценностном отношении к природе, основными проявлениями которого служат: доброжелательность и эмоциональная отзывчивость к живым существам; интерес к природным объектам; желание и умение заботиться о живом, создавать необходимые для жизни условия.
Этот процесс должен осуществляться на основе знакомства ребенка с объектами ближайшего окружения: территорией и помещениями детского сада, лесом, парком, озером, природой родного края.
Педагоги должны учитывать историко-географические и этнографические особенности родного края, ведь объекты его живой и неживой природы наиболее доступны для понимания ребенка. Природа родного края является естественной средой его обитания с раннего детства, и именно с нее должно начинаться познание ребенком окружающего мира.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта: Мир растений
Автор проекта: Тарыкина Т.В.
Продолжительность проекта: два месяца (сентябрь, октябрь).
Тип проекта: познавательно - исследовательский.
Участники проекта: дети, воспитатель, родители.
Возраст детей: 5 лет.
Проблема проекта: какие условия необходимы для нормального роста растений?
Цель проекта: экологическое развитие детей дошкольного возраста через активное познание окружающего мира на основе овладения навыками практического и вербального исследования объектов неживой природы.
Задачи проекта
Для детей:
-
Вызвать интерес к разнообразию растений, учиться обследовать их и называть свойства (крепкие, гладкие, красивые).
-
Получить представление о том, что растения бывают комнатные и садовые.
-
Развивать познавательный интерес к миру природы.
-
Научиться классифицировать растения по разным признакам.
-
Развивать интерес к работе с растениями.
-
Развивать умение делать выводы, отстаивать свою точку зрения.
Для воспитателя:
-
изучить литературу и интернет ресурсы по теме проекта;
-
разработать перспективный план реализации проекта;
-
выяснить, что знают дети о растениях;
-
подобрать и изготовить игры и описание опытов по теме;
-
разработать игры для интерактивной доски;
-
организовать презентацию журнала «Садовод»;
Для родителей:
-
приобщать родителей к жизни детского сада.
Форма проведения итогового мероприятия проекта:
Презентация журнала «Садовод» для детей подготовительной группы.
Продукты проекта
Для детей:
-
журнал «Садовод»;
-
дневник наблюдений;
-
рисунки;
-
фотоальбом.
Для педагогов:
-
презентация проекта.
Для родителей:
-
Участие в создании проекта.
Ожидаемые результаты по проекту
Для детей:
-
научатся различать некоторые садовые и комнатные растения;
-
сформировать у детей представлений об условиях необходимых для роста растений;
-
умение фиксировать результаты исследования в дневник наблюдений;
-
почувствуют необходимость бережного отношения к природе;
Для педагогов:
-
обобщение опыта работы по теме: «Мир растений»
Для родителей:
-
развитие навыков взаимодействия с ребенком.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
МИР РАСТЕНИЙ |
|||
Сроки реализации Сентябрь - Октябрь |
|||
№ |
ТЕМА НЕДЕЛИ |
ЗАДАЧИ |
СОДЕРЖАНИЕ |
1 |
РАСТЕНИЯ – ЖИВАЯ ПРИРОДА |
Дать представления о том, какие условия необходимы для роста растений. Тепло, свет, влага являются одним из основных условий жизни растений. Все растения неудержимо тянутся к источнику света. Выявить, что, когда света недостаточно появляются слабые, хрупкие бледные стебли. Рост растений с повышением температуры ускоряется, а с понижением температуры замедляется. Когда растению недостаточно влаги оно становится безжизненным (поскольку исследование является долгосрочным, результаты необходимо заносить в дневник наблюдений, разработанный воспитателем). Формировать навыки наблюдения, учить фиксировать результаты исследований. |
|
2 |
КАК РАСТЕНИЕ ДЫШИТ |
Дать понятие о том, что дыхание необходимо всем растениям для их полноценной жизнедеятельности. Помочь понять, как осуществляется процесс дыхания у растений листьями и корнями. У растений дыхание происходит через устьица на листьях и стеблях, а также через чечевички и трещины в коре. Выяснить, почему при избыточном поливе растение погибает? (если почву залить водой, то в ней не будет воздуха, корни растений не смогут дышать и погибнут, задохнутся). Формировать навыки схематичного изображения изучаемого процесса. |
|
3 |
ПИТАНИЕ РАСТЕНИЯ |
Выяснить, как питается растение. Показать, что корни растений забирают влагу из почвы (вода поднимается по ним и далее по стеблю и веткам, пока не попадает в сосуды, имеющиеся на листьях, далее она растекается по ним и попадает в каждую клетку). Отметить, что строение стебля обусловлено его функциями (вода по стеблю поступает к листьям через отверстия (сосуды). Формировать изобразительные навыки. |
|
4 |
ЧТО Я ЗНАЮ О РАСТЕНИЯХ |
Уточнять и закреплять названия растений, развивать умение называть их части. Углублять представления детей о значении солнца для растений. На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас. Совершенствовать умение правильно держать карандаш, добиваться свободного движения руки во время рисования. |
4.Наблюдение: «Где еще растут садовые цветы?» |
5 |
РАСТЕНИЯ ОСЕНЬЮ |
Уточнить знания детей об условиях, необходимых для роста растений: свет, тепло, влага. Учить устанавливать взаимосвязь между осенними изменениями в природе и состоянием растительного мира. Выяснить, листья каких деревьев позже начинаю терять окраску. Совершенствовать умение использовать выводы предыдущего опыта для реализации следующего |
|
СИСТЕМНАЯ ПАУТИНКА ПО ПРОЕКТУ
«Мир растений»
Познавательное развитие |
Речевое развитие |
Художественно-эстетическое развитие |
Беседы: - «О комнатных и садовых растений»; - «Как человек помогает растениям»; Исследовательская деятельность «Мир растений»; |
- Чтение рассказов: Т. Ломбина «Почему листья желтеют?»; П. Мочалова «Последний лист»; Г. Скребицкий «Четыре художника Осень»; К. Паустовский Из рассказа «Желтый цвет». |
- Рисование на камнях «Превращение камешков» ; - Лепка «Каменный цветок» в технике мозаики; - Прослушивание музыкальных произведений Э. Грига. -Организация выставки «Мир самоцветов»; |
Социально-коммуникативное развитие |
Физическое развитие |
Взаимодействия с семьей |
- Сюжетно-ролевые игры по мотивам сказок; - Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Шашки» «Крестики-нолики» Что лишнее? " "Найди пару" "Продолжи ряд"" «Живая, неживая природа» |
- Тематические физкультминутки; - подвижные игры. |
- Подбор книг-энциклопедий; - составление рассказов о комнатных и садовых растениях; - чтение рассказов детям; - просмотр мультфильмов и кинофильмов по сказкам. |
Развивающая предметно-пространственная среда ДОО
С введением Федерального государственного стандарта дошкольного образования требования к построению развивающей предметно-пространственной среде ДОУ повысились. Она должна быть «содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной».
Эколого-развивающая среда нашего дошкольного учреждения включает в себя следующие «экологические развивающие пространства»: территория детского сада, помещения детского сада, групповые помещения. Каждое «экологическое пространство» имеет свои экологические элементы для проведения организованных форм обучения, совместной деятельности воспитателей с детьми и самостоятельной деятельности детей.
На территории детского сада созданы следующие экологические объекты:
-
игровые площадки для организации различных видов деятельности, проведения экологических праздников;
-
экологическая тропинка;
-
цветник;
-
ландшафтные объекты.
Участок детского сада украшают цветники и газоны различных видов, которые делают его не только уютным и живописным, но и дают педагогам богатый материал для работы с детьми.
Разнообразие растительных форм, сочетание яркости красок, аромата и красоты цветов побуждают детей с интересом относиться к зеленому миру способствуют эстетическому воспитанию. Во время работ и наблюдений, организуемых педагогом, дети легко и незаметно усваивают знания о жизни растений, приобретают навыки ухода за ними.
Цветочное оформление территории детского сада отличается разнообразием. Отбирая цветы и растения для оформления и озеленения территории детского сада, коллектив выбирал наиболее распространенные в нашей местности, приспособившиеся к ее климатическим условиям. Растения подобраны с различными сроками цветения (с ранней весны до поздней осени).
Газоны детского сада всегда имеют ухоженный и свежий вид. Их регулярно подрезают и скашивают. Засеяны газоны семенами самых обыкновенных многолетних луговых трав: тимофеевкой, овсяницей, мятликом и др.
Организация наблюдений, целевых прогулок, праздников на участке детского сада предоставляют возможность обогатить жизнь детей яркими впечатлениями: воспитатель на собственных убедительных примерах знакомят детей с некоторыми качественными изменениями растений в процессе роста, с последовательностью в наступлении отдельных фаз их развития (появление ростка, листочка, превращение бутона в цветок и т.д.). Опираясь на эти знания, дети впоследствии сами могут объяснить, почему для роста растению необходим солнечный свет, влага, каким образом растение получает питательные элементы.
Знакомство с растительным миром детского сада позволяет уточнять и расширять представления детей о нем, закреплять понятия о взаимосвязи растительного мира и человека, развивает интерес к природе родного края, способствует формированию начал экологической культуры, мышления.
Объекты экологической тропинки детского сада дают воспитателям возможность проводить систематические наблюдения, экологические праздники, экскурсии к видовым точкам, целевые прогулки, игры, инсценировки, обогащают эмоциональное развитие детей, формируют чувство близости к природе и сопереживания живым организмам.
Мы активно используем экологическое пространство групповых помещений, элементы которых служат источником новых замыслов и одновременно материалом для создания самых разных проектов.
Заключение
В настоящее время экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания. Перед человечеством поставлен вопрос о выработке оптимальных форм взаимодействия с окружающей природой, а также осознания своего единства со средой обитания, зависимости от природы.
В дошкольном возрасте закладываются основы личности ребенка, позитивное отношение к природе, окружающему миру, начинают закладываться не только экологические знания, нормы и правила взаимодействия с природой, но и начальные элементы экологической культуры, большую роль в формировании которой играет экологическое образование, осуществляющееся при помощи различных форм и методов.
Заложить любовь к родному краю, его природе возможно в дошкольном детстве и потом изменить мировоззрение и взгляды человека на окружающий мир необычайно сложно. По этой причине необходимо своевременно развить экологическое сознание ребенка, научить его любить Родину через любовь к окружающему. Именно с природы родного края должно начинаться познание ребенком окружающего мира, ведь она является естественной средой его обитания с раннего детства. Задача педагога – развивать и направлять интерес к окружающему, воспитывать деятельную любовь к природе, умение заботиться о растениях и животных, так как правильные представления о природе, полученные в детстве, создают прочную основу для дальнейшего ее познания, воспитания любви и бережного отношения к ней.
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ К ПРОЕКТУ
«Волшебный мир камней»
-
Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Зачем растению корень?» (Приложение 1)
-
Картотека опытов (Приложение 2)
-
Физкультминутки, подвижные игры (Приложение 3)
-
Рассказы о растениях осенью (Приложение 4)
-
Цикл наблюдений за растениями (Приложение 5)
-
Фотоотчет (Приложение 6)
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
-
С. В. Машкова, Г. Н. Суздолева, Л. А. Егорова, Я. К. Березняк, Т. А. Макаренко, Л. П. Магомедова Познавательно – исследовательские занятия с детьми 5 – 7 лет на экологической тропе. Волгоград 2012 г.
-
Е. В. Марудова Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. Детство – Пресс Санкт – Петербург 2011 г.
-
И. Л. Саво Планирование работы по экологическому воспитанию в разных возрастных группах детского сада. Детство – Пресс Санкт – Петербург 2010 г.
-
С. Н. Николаева Юный эколог. Система работы в старшей группе детского сада. Мозаика Синтез. Москва 2010 г.
-
С. Н. Николаева Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. Мозаика Синтез. Москва 2010 г.
Приложения
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Конспект непосредственно образовательной деятельности
в старшей группе «Зачем растению корень?»
Цель: систематизировать знания детей о внешнем строении растений.
Задачи:
1.Создать
радостную атмосферу встречи с прекрасным.
2.Знакомить детей со строением растения. Познакомить с таким органом растения, как корень.
3. Развивать умение делать выводы из экспериментальной деятельности, рисовать комнатное растение.
4. Воспитывать бережное отношение
к окружающей среде,
любознательность, наблюдательность.
Виды
деятельности: игровая, двигательная,
коммуникативная, экспериментальная,
изобразительная.
Формы реализации детских видов деятельности: ответы на вопросы, игры с дидактическим материалом, подвижные игры, рисование.
Оборудование и материалы: комнатные растения с разнообразными листьями, стеблями, цветами, несколько стаканчиков, где находится в воде герань с корнями, карточки с нарисованными частями растения, альбомные листы и цветные карандаши для рисования.
Методические приёмы: создание игровой ситуации, экологическая сказка
(инсценировка), дидактическая игра, сюрпризный момент, физкультминутка.
Предварительная работа: наблюдение за ростом корня герани, чтение стихов, отгадывание загадок о комнатных растениях, беседа о разнообразии цветочного мира, о значении комнатных растений в жизни человека, рассматривание иллюстраций, уход за комнатными растениями, посадка и выращивание комнатных растений в уголке природы, художественное творчество–рисование комнатных растений в подарок малышам.
Ход занятия
1.Экологическая сказка «Путешествие Червячка" ( инсценировка с участием детей группы):
Ведущий: Жил-был маленький
червячок. Жил он в земле. Там ему было
хорошо, но скучно. И решил он выглянуть
из-под земли и посмотреть, что же там,
наверху.
Прорыл он отверстие и вдруг
ему в глаза брызнул яркий свет. Сначала
он испугался, остановился и осмотрелся.
Недалеко сидел маленький красный жучок
с чёрными точками.
Червячок: «Как тебя зовут?»
Божья коровка: «Я – Божья
коровка, живу на этом растении, а ты
откуда взялся?»
Червячок: «Я –
Червячок, живу в почве. Вот захотел
посмотреть, что тут наверху. А что это
за палочка, которая идет вверх?»
Божья коровка: «Это – стебель. Поползли по нему, посмотрим, что там?»
Червячок: «Конечно! Мне очень интересно!»
Ведущий: Поползли они по
стебельку растения. Перед ними открылась
большая, гладкая, зелёная площадка. Она
хорошо освещалась солнцем. На самом
краю сидело большое, толстое, светло-зелёное
существо и громко жевало.
Червячок:
«Ой! Кто это! Нас сейчас тоже съедят!
Давай скорее прятаться!»
Божья
коровка: «Не бойся, это гусеница. Она
питается только листьями, нас она есть
не будет».
Червячок: «Это, значит, мы
попали на лист? Какой он большой и
зелёный! Посмотри, как много у растения
листьев! Все они такие похожие. Только
одни больше, другие – меньше. А что это
вверху такое яркое?»
Божья коровка:
«Это цветок, только я дальше не поползу,
там очень жарко. Пока!»
Ведущий:
Червячку было очень интересно посмотреть
на прекрасный цветок, и он пополз выше
по стеблю. В середине цветка сидел и
шевелил лапками и усиками кто-то красивый,
пушистый, полосатый.
Червячок: «Кто ты?»
Пчёлка: «Я – пчёлка. Сегодня очень жарко и я пью сладкий нектар».
Червячок: «Да, здесь красиво
и интересно, но мне пора к себе в почву.
Я там живу. Теперь я
понимаю, зачем нужен корень, около
которого я живу».
Пчёлка: «Я припасла
немного мёда, может он тебе пригодится»
Червячок: «Спасибо, Пчёлка, до свидания».
2. Д/игра: «Назови часть
растения»:
(Воспитатель показывает картинки с изображением частей растения, дети называют их. Необходимо обратить внимание на их разнообразие ).
3.Значение корня в жизни
растения:
Воспитатель сообщает детям, что Червячок рассказал ей о том, зачем корень нужен для растения, а она расскажет это детям.
• Как выглядит корень?
Воспитатель показывает стаканчик
с традесканцией, которая пустила корни.
Дети рассматривают: корень похож на
толстую белую нитку. От основного
(главного) корня отходят боковые корни,
от которых отходят более мелкие корешки.
• Зачем нужны корни растению?
Корни всасывают влагу и полезные вещества из почвы и таким образов обеспечивают растение питанием. Чем больше в почве питательных веществ, необходимых растению, тем быстрее растёт растение.
• Растут ли корни?
Воспитатель предлагает самим сделать этот вывод. Но для этого придётся набраться терпения и понаблюдать несколько недель.
4. Экспериментальная деятельность.
Цель опыта: определить, растёт ли корень растения?
Ход опыта: на прозрачном стакане дети отмечают маркером место, где заканчивается корень.
Через 1 неделю дети смотрят на корень и отмечают, что корень вырос ,т.к. место, где он заканчивается, изменилось.
Наблюдения дети зарисовывают в
дневниках наблюдений.
Вывод: корни
растут, таким образом, увеличивается
возможность растения впитывать больше
питательных веществ и влаги. За счёт
этого растение быстрее развивается и
растёт.
5.Физкультминутка
Спал
цветок и вдруг проснулся (дети встали
в кружок)
Больше спать не захотел (все взялись за руки)
Шевельнулся, потянулся, (подняли руки вверх – потянулись)
Взвился вверх и полетел. (машут руками, как крыльями, бегут на места) (Бабочка)
-
Продуктивно-творческая деятельность:
(нарисовать любимое комнатное растение)
Заключительная часть:
7.Викторина: «Как ухаживать
за комнатными растениями?»
• Что
нужно, чтобы комнатное растение хорошо
росло? (свет, тепло, почва, полив).
•
Как правильно поливать растение? (из
лейки водой комнатной температуры под
корень)
• Понравится ли комнатному
растению, что у него запылились листья?
(нет, через устьица в листьях растение
дышит, поэтому надо регулярно мыть
растение или протирать листья).
• Как
надо мыть комнатное растение? (поставить
под душ)
• Но, если растение очень
большое, как надо поступить? (можно
листья протереть влажной тканью на
месте).
(За каждый правильный ответ
ребёнок получает фишку. При подведении
итогов викторины призы получают те
дети, которые больше всех набрали фишек
за 1 место, 2 место и 3
место.)
8.Сюрпризный момент:
Слышится стук в дверь, появляется
Червячок. Воспитатель
предлагает подарить ему свои рисунки,
чтобы он изучал комнатные растения, мог
отличить их друг от друга.
Червячок:
(принёс детям мёд, который ему подарила
пчёлка) «Вы, ребята, хорошо сегодня
работали на занятии, я вам принёс
подарок».
Воспитатель предлагает
поблагодарить Червячка и подарить ему
рисунки комнатных растений, чтобы он
изучал их, мог отличить друг от друга.
Дети приглашают гостя пить с ними чай.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
КАРТОТЕКА ОПЫТОВ
Опыт № 1 |
|
Цель |
Показать детям зависимость полета падающего листочка от его величины и формы; научить различать кленовые, березовые и дубовые листики, сравнивать их по цвету, величине, форме; находить дерево, с которого упал лист. |
Материалы и оборудование |
Разноцветные листья разных деревьев, листы бумаги и простые карандаши — для каждого ребенка. |
Ход |
Опыт проводится на экскурсии в лесопарк в сухую погоду, в период листопада. Во время экскурсии педагог с детьми собирает листья, рассматривает и сравнивает их. Затем предлагает детям узнать, какой листик медленнее остальных падает на землю и какой красивее всех кружится. Дети по очереди забираются на возвышенность и пускают листики по ветру. Остальные ребята смотрят и оценивают падение листика. По возвращении в группу педагог предлагает выполнить графическое упражнение «Листики»: дети выполняют «дорожки» по пунктирным линиям (лист березы и спиралевидная «дорожка», лист дуба и «дорожка» с более раскрытой спиралью, лист клена и волнистая «дорожка»). |
Результат |
В процессе опыта крупные листики клена будут падать медленнее, а березовые листочки дольше других кружиться. |
Вывод |
Крупные листики падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листики больше кружатся по ветру, но падают быстрее. |
Опыт № 2 |
«Растения и свет» |
Цель |
Показать детям, что растения могут поворачиваться, что они могут определять направление света и тянуться к нему. |
Материалы и оборудование |
Два небольших отростка растения в горшках (желательно «Ванька мокрый»), дневник для зарисовок, часы. Опыт отсрочен во времени! |
Ход |
Дети размещают в групповой комнате цветы подальше от источника света таким образом, чтобы свет падал на них с одной стороны. Пометив карандашом сторону горшка, в которую наклонилось растение, дети разворачивают его на 180° и продолжают наблюдение. |
Результат |
Через несколько дней после начала опыта дети заметят, что растение постепенно наклоняется в сторону света. Вскоре после разворота горшка растение выпрямляется и постепенно наклоняется в противоположную сторону. |
Вывод |
Опыт показывает, что растения могут поворачиваться. Растения могут определять направление света и тянутся к нему. |
Опыт № 3 |
«Растения в темной комнате и в светлой» |
Цель |
Показать детям изменение внешнего вида листьев в темноте. |
Материалы и оборудование |
Два отростка традесканции полосатой в горшках, дневник для зарисовки. Опыт отсрочен во времени! |
Ход |
Одно растение ставят на освещенное место, а второе помещают в темное помещение. Во втором растении выработка хлорофилла становится интенсивнее, и он займет все места, которые до того были белыми. |
Результат |
Полосатая традесканция становится зеленой. |
Вывод |
В темном помещении цвет листа становится более темным, чем на свету. Это зависит от выработки в растении хлорофилла — вещества, придающего зеленый цвет растению: чем темнее, тем больше его вырабатывается. |
Опыт № 4 |
|
Цель |
Доказать, что корешок растения всасывает воду и что стебелек проводит ее; объяснить опыт, пользуясь полученными знаниями. |
Материалы и оборудование |
Лупа, стаканы с водой (для черенков и для полива), взрослое растение бальзамина, нож, принадлежности для рисования (для каждого ребенка). |
Ход |
Педагог предлагает детям использовать растение бальзамина на черенки, поставив их в воду. Педагог обрезает стебель бальзамина, и дети рассматривают срез пенька, сохранившего связь с почвой. Затем дети поливают почву, наблюдая за происходящим. Выясняют, что происходит и почему. Дети объясняют, используя знания о функциях корней и стеблей; результат опыта зарисовывают. |
Результат |
На срезе пенька все время выступают капельки воды. Эти капельки можно рассмотреть через лупу, пока они не высохли на воздухе. |
Вывод |
Вода из почвы через корешки доходит до стеблей и идет дальше. |
Опыт № 5 |
«Холодное и теплое помещения для растений» |
Цель |
Выявить благоприятные условия для роста и развития растений. |
Материалы и оборудование |
Зимние или весенние ветки дуба, корневище мать-и-мачехи вместе с частью почвы, черенки бальзамина в стаканчиках с водой, модель зависимости растений от тепла. Опыт отсрочен во времени! |
Ход |
Педагог спрашивает детей, почему на веточках нет листьев, и предлагает внести ветки в помещение. Дети наблюдают за изменением почек, появлением листочков, их ростом, сравнивают с ветками на улице (ветки без листьев), зарисовывают, строят модель зависимости роста растений от тепла. Педагог предлагает выяснить, как скорее увидеть первые весенние цветы. С помощью педагога дети выкапывают корневище мать-и-мачехи с частью почвы, переносят в помещение, наблюдают за временем появления цветов в помещении и снаружи. Далее педагог предлагает детям сравнить, где быстрее черенки бальзамина пустят корни (в теплом или в холодном помещении). Дети делают выводы и оформляют результаты наблюдения в виде модели зависимости растений от тепла (холодно — растения растут медленно, тепло — растут быстро). |
Результат |
После внесения веток в помещение почки увеличиваются в размере, лопаются. Цветы мать-и-мачехи в помещении появляются через 4—5 дней, на улице — через 1—2 недели. У черенка, стоящего в теплом помещении, корешки появятся быстрее, чем у черенка, стоящего в холодном помещении. |
Вывод |
Для жизни и роста растениям нужно тепло. Чтобы скорее увидеть первые весенние цветы, необходимо их внести в помещение, чтобы им стало тепло. Чтобы растение дало корешки, необходима не только вода, но и тепло, их нужно внести в теплое помещение. |
Опыт № 6 |
«Как листья становятся питанием для растений» |
Цель |
Установить зависимость факторов неживой природы от живой (польза для почвы от гниения растений). |
Материалы и оборудование |
Почва, опавшая листва, дождевые черви, емкость. Опыт отсрочен во времени! |
Ход |
Осенью педагог обращает внимание детей на опавшие листья. Выясняет, что делается с опавшими листьями в городе (их сжигают, увозят), в лесу (они превращаются в почву). Уточняет, почему в лесу много растений (в лесу почва богаче, лучше). Педагог вместе с детьми прикапывают возле деревьев и кустарников листву. Под грядками и на клумбе роют канавки и укладывают листву, пересыпая ее слоями почвы. Дети рассуждают, что произойдет с листвой к весне (она сгниет, превратится в почву). В помещении в прозрачной емкости делают такую же смесь из листьев и почвы, помещают туда дождевых червей. Дети наблюдают, что происходит в емкости, сравнивают полученные результаты. |
Результат |
В ходе опыта дети учатся размышлять и наблюдать за взаимодействием живых объектов с неживой природой. |
Вывод |
Богатство почвы зависит от перегнивших растений. В процессе перегнивания растений важную роль играют дождевые черви. Они перегрызают и перемешивают гнилые листья с почвой. |
Опыт № 7 |
«Проращивание луковиц в стакане с водой и без воды» |
Цель |
Выделить фактор внешней среды — воду — как существенную необходимость для роста и развития лука. |
Материалы и оборудование |
Две одинаковых луковицы, два стаканчика (один наполненный водой, другой — пустой). Опыт отсрочен во времени — 2—3 недели. |
Ход |
Педагог вместе с детьми рассматривает луковицы. Спрашивает, что необходимо, чтобы вырастить зеленый лук из луковиц. Выслушав ответы детей, предлагает выяснить, действительно ли для проращивания лука необходима вода. Дети сажают луковицы в стаканчик с водой и в пустой. Через несколько дней педагог с детьми рассматривают луковицы и отмечают полученные изменения. |
Результат |
Луковица, посаженная в стаканчик с водой, пустила корни и дала небольшие зеленые отростки. С луковицей, посаженной в стакан без воды, не произошло никакие изменений. |
Вывод |
Вода необходима для роста и развития лука. |
Опыт № 6 |
«Проращивание семян в блюдце с водой и без воды» |
Цель |
Выделить фактор внешней среды — воду, как существенную необходимость для роста и развития семян |
Материалы и оборудование |
Семена кабачка или гороха, два блюдца, небольшие кусочки марли, стакан воды. Опыт отсрочен во времени — 1—2 недели. |
Ход |
Педагог вместе с детьми
рассматривает семена, сообщает им
название растения, чьи семена они
видят. Спрашивает, что необходимо для
того, чтобы вырастить кабачок или
горох из этих семян. Выслушав ответы
детей, педагог предлагает выяснить,
действительно ли вода необходима для
проращивания семян. Дети под руководством
педагога складывают кусочки марли и
кладут их на блюдца. Педагог наливает
в одно блюдце воду, а второе блюдце
остается |
Результат |
Семена, лежащие в блюдце с водой, пустили небольшие ростки. А семена, находящиеся в блюдце без воды, остались без изменения. |
Вывод |
Вода необходима для роста и развития нового растения из семени. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Физминутки
«На окне в горшочках»
На окне в горшочках /Дети сидят на корточках лицом в круг/
Поднялись цветочки. /Медленно встают/
К солнцу потянулись, /Тянутся на носочках, подняв руки вверх/
Солнцу улыбнулись, /Разводят руки в стороны ладонями вверх/
К солнышку листочки, /Поворачиваются вправо – влево,
Повернут цветочки, руки на поясе/
Развернут бутоны, /Соединяют ладошки над головой/
В солнышке утонут. /Раскрывают ладошки – бутоны./
Подвижные игры
«Комнатные растения»
Давайте вспомним игру, в которую мы уже играли. Присядьте на корточки и представьте, что вы маленькие растения. То растение, к которому я подойду и «полью» из лейки, начнет подниматься, расти, тянуться вверх к солнышку. Нужно встать на носочки, поднять руки вверх и потянуться. Когда я отойду, растение станет постепенно вянуть, опускать листочки. Нужно медленно расслабить и уронить руки, согнуться, опустив голову.
«Цветы»
Закреплять умение детей классифицировать и называть комнатные и садовые растения.
Дети становятся в круг. Ребёнок называет комнатное растение /фиалки/ и передаёт мяч соседу, тот называет другое растение /бегония/ и т.д. Кто не сможет ответить, выходит из круга. Во втором круге водящий называет садовые растения, и игра продолжается.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Почему листья желтеют?
Все мы знаем: осенью листья на деревьях желтеют или краснеют, выцветают. Листья меняют цвет, потому что растение забирает из них
ценные питательные вещества, которые понадобятся ему весной. Опавшие листья в лесу равномерным слоем устилают землю в течение всей зимы и первых весенних месяцев. Но это не бесполезный мусор, а своеобразное одеяло, которое защищает семена от сильных морозов.
Когда сойдет снег, опавшая листва, как губка, еще долго сохраняет в себе влагу, необходимую для прорастания семян. Старые листья как будто знают, что прорастающим семенам кроме влаги нужен еще и свет. В марте – апреле толстое одеяло листьев становится прозрачным для света. И только когда появятся первые всходы, почвенные бактерии перерабатывают – «съедают» - старую листву, и она превращается в перегной – хорошее питание для деревьев и кустарников, которые ее же и сбросили.
Т. Ломбина
Последний лист
Первыми улетели ласточки. Никто не видел, когда они улетели. Только молоденький клен, стоявший на пригорке, слышал, как над ним последний раз просвистели крыльями веселые птицы – щебетуньи и скрылись за далекой гривой. И вдруг клен почувствовал, что ему стало прохладно. Он по ежился. Зашумел листвой. А вечером стало еще холоднее. Со всех сторон волнами накатывался ветер. Деревце никак не могло уснуть. А наутро, едва забрезжил рассвет, оно почувствовало, что горит.
Пробежал мимо ежик. Остановился, удивился:
- Чудно! И кто это перекрасил деревце в желтый цвет?..
Пролетела мимо сорока, затараторила:
- Откуда здесь такое яркое деревце?..
И верно ведь! Все листья за одну ночь стали ярко – желтыми. Шелестят на ветру, перешептываются.
И тут молоденький клен понял: это наступила осень.
Листья тревожно зашумели. Им стало зябко. И они в каком – то дружном порыве стали срываться с веток, словно стремясь догнать улетевшую стаю.
Но разве листья могут далеко улететь? Они беспорядочно, как бабочки, кувыркались в прозрачном осеннем воздухе, падали на землю, бежали тропинками, путались в побуревшей траве.
Вскоре листья слетели с клена. И только один, еще зеленый, маленький, с трехкопеечную монету, остался висеть на самой высокой ветке.
Дует ветер – он висит, моросит мелкий дождик – он висит, выглянет скупое осеннее солнышко – он висит.
Вслед за ласточками улетели утки, за утками – гуси. А чуть позже в небе потянулись хрустальная цыпочка журавлей.
И всем машет клен зеленым листочком, словно ладошкой:
- До свидания!
Скроются за дальней рощей последние птицы. Наступят серые осенние дни.
А зеленый листок так и останется на молоденьком клене.
До будущей весны.
До возвращения песенных птичьих стай.
П. Мочалов
Четыре художника
«Осень»
Для своей работы Художник – Осень взяла самые яркие краски и прежде всего отправилась с ними в лес. Там и принялась за свою картину.
Березы и клены она покрыла лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко – красный, весь как огонь горит.
Забрела Осень на лесную полянку. Стоит посреди поляны столетний дуб – богатырь, стоит, густой листвой потряхивает.
Думает Осень: «Нужно богатыря в медную кованую броню одеть».
Так и обрядила старика.
Глядит – а неподалеку, на самом крою поляны, густые, развесистые липы в кружок собрались, ветви вниз опустили. Им больше всего подойдет тяжелый убор из золотой парчи.
Все деревья и даже кусты разукрасила Осень по – своему, по – осеннему: кого одела в желтый наряд, кого в ярко – красный. Одни только сосны да если не знала она, как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а иглы, их и не разрисуешь. Пусть какими были летом, такими и останутся.
Вот и остались сосны да ели по – летнему темно – зелеными. И от этого еще ярче, еще наряднее сделался лес в своем пестром осеннем уборе.
Отправилась Осень из леса на поля, в луга. Убрала с полей золотые хлеба, а в лугах душистые копны сена сметала в высокие, словно башни, стога.
Опустели поля и луга, еще шире, просторнее стали. И потянулись над ними в осеннем небе косяки перелетных птиц: журавлей, гусей, уток…
Г. Скребицкий
Из рассказа «Желтый свет»
Осень пришла врасплох и завладела землей – садами и реками, лесами и воздухом, и полями, и птицами. Все сразу стало осенним.
В саду суетились синицы. Крик их был похож на звон разбитого стекла. Они висели вниз головами на ветках и заглядывали в окно из – под листьев клена.
Каждое утро в саду, как на острове, собирались перелетные птицы. Под свист, клекот и карканье в ветвях поднимались суматоха. Только днем в саду было тихо: беспокойные птицы улетели на юг.
К. Паустовский
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Цикл наблюдений за цветущими травянистыми растениями участка детского сада
Наблюдение 1.
«Что цветет на нашем участке в начале сентября?»
Осмотр участка, поиск цветущих
растений, определение их названий.
Отмечается,
как красив участок с цветущими растениями.
Наблюдение 2.
«Какие они — цветущие растения?»
Осмотр растений с целью определения их строения (найти стебель, листья, цветки, корни). Сравнение разных растений по высоте, форме, окраске листьев, цветов, стеблей, по запаху.
Наблюдение 3.
«Кто помогал цветам расти?»
Дети обсуждают, почему цветы
выросли. Определяется назначение
всех
частей растения: корень впитывает
из земли влагу, питательные вещества;
стебель
переносит их к листьям, цветам, семенам;
листья поглощают свет;
из цветов потом
будут семена. Воспитатель делает вывод:
«Растения выросли потому, что наш участок
для них хороший «дом», в котором есть
питательная почва, вода, тепло, свет.
Все это было летом. Расти цветам помогали
солнце, дождь, земля и люди».
Наблюдение 4.
«Что было сначала, что будет потом?»
Воспитатель задает детям следующие
вопросы: каким было растение до
того,
как на нем появились цветы? С чего
начиналось растение? Что будет после
цветов? Вырастут ли на будущий год на
участке цветущие растения? Что нужно
для этого сделать?
Наблюдение 5.
«Соберем семена садовых цветов»
Осмотр цветов, выявление зрелых
семян, сбор их в коробочки или пакеты.
Воспитатель обращает внимание детей
на то, что цветок один, а семян много —
значит, на будущий год можно вырастить
много цветущих
растений.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
ФОТООТЧЕТ
Наблюдение за растениями осенью
|
|
|
|
|
Дневник наблюдений
|
|
|
|
|
Журнал «Садовод»
- Вебинар «Речевая развивающая среда дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Современные методики и технологии коррекционно-образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
- Вебинар «Музыкальная сказка как средство развития творческих способностей дошкольников»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»