Объём пирамиды
2) Развивающая – развитие элементов анализа и синтеза; умение оценивать собственную деятельность, умение оперировать геометрическими понятиями.
3) Воспитательная – способствовать развитию устойчивого интереса к математике через применение информационно-коммуникационных технологий.
Артющенко Ирина Викторовна
Учитель первой категории
Амурская область
МБОУ Дугдинская СОШ
Математика (Геометрия, Л.С.Атанасян)
Урок «Объём пирамиды»
11 класс
Конспект урока по геометрии, проведённого в 11 классе
Учебник:
Геометрия 10-11 классы, автор Л.С.Атанасян
Тема:
Объём
пирамиды.
Путь
формирования понятий - дедуктивный
Цель:
рассмотреть теорему об объеме
пирамиды.
Задачи:
-
Учебно-познавательная – формирование навыков применения формулы объема пирамиды при решении задач на конструктивном уровне.
-
Развивающая – развитие элементов анализа и синтеза; умение оценивать собственную деятельность, умение оперировать геометрическими понятиями.
-
Воспитательная – способствовать развитию устойчивого интереса к математике через применение информационно-коммуникационных технологий.
Ход урока.
-
Орг. момент.
-
Актуализация опорных знаний.
6 5 2 3
4 4 5
7 10 6
Рисунок Ж.1 - Найдите площади изображённых фигур
-
Постановка целей урока.
- Я прочту вам стихотворение Валерия Брюсова “Пирамида-треугольник”.
Я
еле
качая
веревки,
в
синели,
не различая
синих тонов
и
милой головки,
летаю в просторе
крылатый,
как птица,
меж лиловых кустов!
Но в
заманчивом взоре,
знаю блещет, алея,
зарница!
И я счастлив ею без слов!
Я
видел картину. На этой картине
Стоит
пирамиды в песчаной пустыне
Все в
пирамиде необычайно
Какая-то есть в
ней загадка и тайна.
- О какой пирамиде в стихотворении идёт речь?
- Знаете ли вы, что:
-
Высота (начальная): 146,60 м (по подсчетам) или 280 Королевских локтей (1 Королевский локоть = 52,920 см)
-
Высота (сегодня): ≈ 138,75 м
-
Площадь основания (изначально): ≈ 53 000 м² (5,3 га)
-
Средняя масса каменных блоков: 2,5 т
-
Самый тяжелый каменный блок: 15 т
-
Количество блоков: около 2,5 млн.
-
По подсчетам общий вес пирамиды: около 6,25 млн тонн.
-
Общий объем пирамиды без вычета полостей внутри пирамиды (изначально): ≈ 2,58 млн м³.
-
Общий объем пирамиды, после вычета всех известных полостей (изначально): 2,50 млн м³.
- Как вы думаете, изменился ли объём пирамиды на сегодняшний день? Почему?
- Как узнать?
- Определите цель нашего урока.
- Определите важность и значимость изучаемого материала.
-
Изучение нового.
- Докажем теорему.
Объём пирамиды равен одной трети произведения площади основания на высоту.
-
Рассмотрим треугольную пирамиду OABC с объёмом V, площадью основания S и высотой h (рисунок 2).
О
h
A B
C
Рисунок Ж.2 - Изображение пирамиды
- Проведём ось Ох ( - высота), рассмотрим сечение пирамиды плоскостью, перпендикулярной к оси Ох и, значит, параллельной плоскости основания. Обозначим через х абсциссу точки пересечения этой плоскости с осью Ох, а через S(x)- площадь сечения. Выразим S(x) через S, h, x.
-Что вы можете сказать о и ∆ АВС?
∆ ∞ ∆ АВС.
В самом деле , тогда ∆ ∞ ∆ОАВ следовательно, .
-Что вы можете сказать о ∆ и ∆ОА?
Прямоугольные треугольники тоже подобны (они имеют общий острый угол с вершиной О). Поэтому
Таким образом, .
Аналогично доказывается ; .
Итак, ∆ ∞ ∆АВС.
Следовательно, или .
Применяя теперь основную формулу для вычисления объёмов тел при a=0, b=h, получаем
-
Докажем теперь теорему для произвольной пирамиды с высотой h и площадью основания S.
Такую пирамиду можно разбить на треугольные пирамиды с общей высотой h. Выразим объём каждой треугольной пирамиды по доказанной нами формуле и сложим эти объёмы. Вынося за скобки общий множитель , получим в скобках сумму площадей оснований треугольных пирамид, то есть площадь основания исходной пирамиды. Таким образом, объём исходной пирамиды равен .
- Теперь вернёмся к пирамиде Хеопса. Как найти объём пирамиды на сегодняшний день?
- Какие из известных данных нам понадобятся?
-Изменился ли объём пирамиды? На сколько?
- Сформулируйте учебную задачу нашего урока.
- Ответьте, удалось ли нам решить её?
-
Закрепление изученного.
-
В правильной шестиугольной пирамиде сторона ее основания 2 см. Объем пирамиды равен 6 см3. Чему равна высота?
-
Объем пирамиды равен 56 см3, площадь основания 14 см². Чему равна высота?
-
В правильной треугольной пирамиде высота равна 5 см, стороны основания 3 см. Чему равен объем пирамиды?
-
В правильной четырехугольной пирамиде высота равна 9 см. Сторона основания 4 см. Найдите объем пирамиды.
-
Объем правильной четырехугольной пирамиды равен 27 см3, высота 9 см. найти сторону основания.
-
Равновеликие призма и правильная четырехугольная пирамида имеют равные высоты. Чему равна сторона основания пирамиды, если площадь основания призмы равна S?
-
Дано: ABCDF- правильная пирамида, FO – высота, FCO=45˚, FO =2.
Найти: .
-
Дано: ABCDEKF- правильная пирамида, FO – высота, FM AK, FO =4, FM=5.
Найти: .
-
Дано: - ромб, : – пирамида, .
Найти:V.
VІ. Итог урока
- Какую учебную задачу мы решали на уроке?
- Определите свои затруднения во время урока.
- Поставьте учителю вопросы, которые у вас возникли во время урока.
- Оцените свою работу.
VІІ. Домашнее задание
П.69, №684(а), №686(а), №687.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Раздаточный материал для обучающихся
-
В правильной шестиугольной пирамиде сторона ее основания 2 см. Объем пирамиды равен 6 см3. Чему равна высота?
-
Объем пирамиды равен 56 см3, площадь основания 14 см². Чему равна высота?
-
В правильной треугольной пирамиде высота равна 5 см, стороны основания 3 см. Чему равен объем пирамиды?
-
В правильной четырехугольной пирамиде высота равна 9 см. Сторона основания 4 см. Найдите объем пирамиды.
-
Объем правильной четырехугольной пирамиды равен 27 см3, высота 9 см. найти сторону основания.
-
Равновеликие призма и правильная четырехугольная пирамида имеют равные высоты. Чему равна сторона основания пирамиды, если площадь основания призмы равна S?
-
Дано: ABCDF- правильная пирамида, FO – высота, FCO=45˚, FO =2.
Найти: .
-
Дано: ABCDEKF- правильная пирамида, FO – высота, F AK, FO =4, FК=5.
Найти: .
-
Дано: - ромб, : – пирамида, .
Найти:V.
Тема урока: Объём пирамиды
- Прочитайте стихотворение.
- О какой пирамиде в стихотворении идёт речь?
Я
еле
качая
веревки,
в
синели,
не различая
синих тонов
и
милой головки,
летаю в просторе
крылатый,
как птица,
меж лиловых кустов!
Но в
заманчивом взоре,
знаю блещет, алея,
зарница!
И я счастлив ею без слов!
Я
видел картину. На этой картине
Стоит
пирамида в песчаной пустыне
Всё в
пирамиде необычайно
Какая-то есть в
ней загадка и тайна.
(Валерий Брюсов
“Пирамида-треугольник”.
- Знаете ли вы, что:
-
Высота (начальная): 146,60 м (по подсчетам) или 280 Королевских локтей (1 Королевский локоть = 52,920 см)
-
Высота (сегодня): ≈ 138,75 м
-
Площадь основания (изначально): ≈ 53 000 м² (5,3 га)
-
Средняя масса каменных блоков: 2,5 т
-
Самый тяжелый каменный блок: 15 т
-
Количество блоков: около 2,5 млн.
-
По подсчетам общий вес пирамиды: около 6,25 млн тонн.
-
Общий объем пирамиды без вычета полостей внутри пирамиды (изначально): ≈ 2,58 млн м³.
-
Общий объем пирамиды, после вычета всех известных полостей (изначально): 2,50 млн м³.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Проектирование современного урока математики: реализация требований ФГОС