Проблемное обучение в учебном процессе младших школьников.
Поэтому мне пришлось переосмыслить свой немалый педагогический опыт и по-новому ответить на вопросы: как обучать, как сформировать у детей умение и желание учиться, да и что это значит уметь учиться, как формировать и развивать универсальные учебные действия.
[Введите текст]
«Развивающий характер проблемного обучения в учебном процессе младших школьников»
«Человек
достигнет результата, только делая
что-то сам...»
(Александр Пятигорский,
всемирно известный русский философ,
востоковед, профессор Лондонского университета)
Учитель начальной школы
ГБОУ Гимназия № 1506: Погорельцева Наталия Николаевна
Современный мир характеризуется постоянной динамичностью факторов, влияющих на жизнедеятельность человека. Для выбора адекватной стратегии поведения в меняющихся условиях, человеку сегодня необходима способность к исследовательскому поведению, которая определяет в целом его успешность в среде самостоятельной жизнедеятельности, превращается в ключевую характеристику его личностного стиля.
В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации данных задач в полной мере способствует системно - деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты.
Работать по ФГОС сложно, но можно, и даже радостно и интересно. Задачей учителя теперь, в отличие от предшествующей работы, когда надо было просто как можно нагляднее и доступнее на уроке всё объяснить, показать, рассказать, является включение самого ученика, даже наислабейшего, в учебную деятельность.
Урок нужно организовать так, чтобы дети самостоятельно овладевали новыми знаниями и самостоятельно же применяли эти знания в решении разнообразных проблем: познавательных, учебно-практических, жизненных. Поэтому мне пришлось переосмыслить свой немалый педагогический опыт и по-новому ответить на вопросы: как обучать, как сформировать у детей умение и желание учиться, да и что это значит уметь учиться, притом учиться всю жизнь, как формировать и развивать универсальные учебные действия. Ведь это я, педагог начальных классов, должна их сформировать в полной мере, тогда и дальше детям несложно будет учиться. И здесь я не могла обойтись, да и не должна была, без технологии системно-деятельностного метода обучения.
Системно-деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, самостоятельной, познавательной деятельности школьника. Это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.
Проблемное обучение — это такая организация урока, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей.
Изучением технологии проблемного обучения занимались такие ученые как: A.M. Матюшкин, В.Т. Кудрявцев, Н.Б. Шумакова, И.А. Ильницкая, Л.В. Остапенко, М.В. Дубова, К.С. Шерстнева, О. Загвоздина, В.С. Идиатулин, С.Ю. Коровкин, Е.И. Кузьмина, О.Б. Логинова, С.Г. Яковлева, В.Е. Никифоров, С.В. Юркина и мн. др.
Для организации проблемного обучения в учебном процессе младших школьников используются следующие приемы:
- создание проблемной ситуации с противоречивыми положениями;
- создание проблемной ситуации со столкновением мнений учеников класса;
- создание проблемной ситуации с противоречием между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя;
- создание проблемной ситуации на основе использования мотивирующего приема.
Опишем представленные приемы создания проблемных ситуаций.
Прием 1. Проблемная ситуация с противоречивыми положениями создается одновременным предъявлением классу противоречивых фактов, теорий, мнений. В данном случае факт понимается как единичная научная информация, теория – система научных взглядов, мнение – позиция отдельного человека. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Что вас удивило? Что интересного заметили? Какое противоречие налицо?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из двух возможных реплик по выбору.
Схему создания проблемной ситуации согласно первому приему можно представить следующим образом:
-
Предъявление первого факта.
-
Предъявление второго факта.
-
Побуждение к осознанию.
-
Побуждение к проблеме.
-
Формулировка проблемы в виде вопроса.
В таблице 1 представлен прием создания проблемной ситуации на уроке окружающего мира в 4-м классе.
Таблица 1
Урок окружающего мира в 4-м классе по теме
«Рукотворная жизнь (искусственный отбор)»
Анализ |
Учитель |
Ученики |
Предъявление первого факта
|
– Ребята! У кого есть собака? – Какой породы ваши собаки? – Ученые подсчитали, что сейчас на Земле существует несколько тысяч пород собак. |
Фиксирует вопрос на доске. Поднимают руки. Называют.
|
Предъявление второго факта |
– А сколько было пород собак у древних людей? |
– Думаем, одна! |
Побуждение к осознанию |
– Так что вас сейчас удивило? Что интересного заметили? |
– Была одна порода, а стало много. (Осознание противоречия.) |
Побуждение к проблеме |
– Какой возникает вопрос? (Проблемная ситуация.) |
– Откуда взялось столько пород собак? (Вопрос.) |
Вопрос |
Фиксирует вопрос на доске |
|
Прием 2. Проблемная ситуация со столкновением мнений учеников класса создается вопросом или практическим заданием на новый материал. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вопрос был один? А мнений сколько?» или «Задание было одно? А выполнили вы его как?». И далее общий текст: «Почему так получилось? Чего мы еще не знаем?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из реплик по выбору.
Схему создания проблемной ситуации согласно второму приему можно представить следующим образом:
-
Вопрос на новый материал.
-
Побуждение к осознанию.
-
Побуждение к проблеме.
-
Формулировка проблемы в виде вопроса.
В таблице 2 представлен прием создания проблемной ситуации на уроке литературного чтения в 4-м классе.
Таблица 2
Урок литературного чтения в 4-м классе по теме
«Басня С.В. Михалкова «Ворона и рак»
Анализ |
Учитель |
Ученики |
Вопрос на новый материал |
– С. В. Михалков уже известен вам как автор многочисленных стихов, сказок, басен и пьес для детей. Сегодня мы будем читать еще одно его произведение. Оно называется «Ворона и рак». Послушайте (читает текст). – Прочитаем текст цепочкой. – Попробуйте определить жанр нового произведения. (Фиксирует мнения на доске.) |
Слушают. Читают. – Это сказка о животных. – Это басня! (Проблемная ситуация.) |
Побуждение к осознанию |
– Ребята, отвечая на мой вопрос, сколько мнений вы высказали? |
– Два. |
Побуждение к проблеме |
– Какой возникает вопрос? |
– Каков же жанр произведения С.В. Михалкова «Ворона и рак»? (Вопрос.) |
Вопрос |
Фиксирует вопрос на доске |
|
Прием 3. Проблемная ситуация с противоречием между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя создается практическим заданием, не сходным с предыдущим. Побуждение к осознанию проблемы осуществляется репликами: «Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из реплик по выбору.
Схему создания проблемной ситуации согласно четвертому приему можно представить следующим образом:
-
Задание на известный материал.
-
Задание на новый материал.
-
Побуждение к осознанию противоречия.
-
Побуждение к проблеме.
-
Формулировка проблемы в виде вопроса.
В таблице 6 представлен прием создания проблемной ситуации на уроке математики в 4-м классе.
Таблица 3
Урок математики в 4-м классе по теме «Умножение на двузначное число»
Анализ |
Учитель |
Ученики |
Задание на известный материал |
– Найдите площадь прямоугольника со сторонами 15 и 3 см. Работайте в тетради. |
Легко выполняют задание. |
Задание на новый материал |
– На листочках найдите площадь прямоугольника со сторонами 56 и 21 см. |
Испытывают затруднение. (Проблемная ситуация.) |
Побуждение к осознанию противоречия |
– Смогли выполнить задание? – В чем затруднение? – Чем это задание не похоже на предыдущее? |
– Нет, не смогли. – Это новое умножение. – Надо умножить на двузначное число, а мы такого еще не решали. (Осознание проблемы.) |
Побуждение к проблеме |
– Какова сегодня тема урока? |
– Умножение на двузначное число. (Тема.) |
Тема |
Фиксирует тему на доске. |
|
Прием. 4. Сообщение темы с мотивирующим приемом. Суть приема заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом (прием «яркое пятно»), либо характеристикой значимости темы для самих учащихся (прием «актуальность»). В некоторых случаях оба мотивирующих приема используются одновременно.
Схему создания проблемной ситуации согласно пятому приему можно представить следующим образом:
-
«Яркое пятно» в форме шуточного стихотворения.
-
Побуждение к проблеме.
-
Формулировка проблемы в виде вопроса.
В таблице 7 представлен прием создания проблемной ситуации на уроке русского языка в 4-м классе.
Таблица 4
Урок русского языка в 4-м классе по теме «Дательный падеж»
Анализ |
Учитель |
Ученики |
«Яркое пятно» в форме шуточного стихотворения |
– Сегодня мы познакомимся с падежом, про который Лежебокин, герой стихотворения Г. Граубина, сказал так: Такой падеж как … Я с детства не терплю. Давать, делиться чем-нибудь С друзьями не люблю. – Кто догадался, о каком падеже идет речь? |
– О дательном. |
Побуждение к проблеме |
– Значит, тема нашего урока? |
– Дательный падеж. |
Тема |
Фиксирует тему на доске. |
|
Таким образом, использование приёмов проблемного обучения, проектных методик и групповых форм работы даёт учителю возможность реализовать системно - деятельностный подход в обучении младших школьников, что, в свою очередь, способствует успешному обучению младших школьников.
У учащихся формируются основные учебные умения, позволяющие им успешно адаптироваться в основной школе и продолжить предметное обучение по любому учебно-методическому комплекту. Ведущими характеристиками выпускника начальной школы становятся его способность самостоятельно мыслить, анализировать, умение строить высказывания, выдвигать гипотезы, отстаивать выбранную точку зрения; наличие представлений о собственном знании и незнании по обсуждаемому вопросу. Обучающиеся осваивают принципиально новые роли - не просто «зритель», «слушатель», «репродуктор», а «исследователь». Такая позиция определяет заинтересованность младших школьников процессом познания.
Воспитание ученика-исследователя – это процесс, который открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести ответственность за них.
- Вебинар «Увлекательное создание историко-географических карт на основе программ: PowerPoint, Remove.bg, Web-Tool.org»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Первый раз в пятый класс: система мероприятий по адаптации обучающихся к условиям обучения в основной школе»
Доработайте Ваш материал согласно Требований Портала Учмет. Подробнее я отправила Вам личным сообщением.
С уважением, Львова С.А.