Конспект группового логопедического занятия в 1 классе для учащихся с ОНР «Предлоги над-под»
Цель: формировать представления учащихся о пространственном значении предлогов над-под.
Саблина Татьяна Николаевна, учитель-логопед
г.Москва
ГБОУ «Школа №1101»
Логопедические, коррекционные занятия
Конспект составлен на основе различных логопедических пособий:
-
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.- М.: Владос, 2001
-
Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах.- М.: Владос, 1998
-
Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников.- М.: Владос, 1997
-
Ястребова А.В. Преодоление ОНР у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений.- М.: Аркти, 2000
-
Мисаренко Г.Г. Методика обучения младших школьников русскому языку с коррекционно-развивающими технологиями.- М.: Академия, 2004
Тема: «Предлоги над-под»
Конспект группового логопедического занятия в 1 классе для учащихся с ОНР.
Длительность занятия- 45 минут
Конспект группового логопедического занятия в 1 классе для учащихся с ОНР.
Тема: «Предлоги над-под»
Цель: формировать представления учащихся о пространственном значении предлогов над-под
Задачи:
-
образовательные: формировать представления учащихся о пространственном значении предлогов над-под; познакомить со схемами этих предлогов, учить выделять в предложениях предлоги «над-под» как отдельные слова; подбирать в предложение подходящий по смыслу предлог «над-под»; формировать умение самостоятельно составлять предложения по картинкам с новыми предлогами; определять количество слов в предложениях с предлогами, чертить схемы предложений с предлогами; совершенствовать умение выделять в предложении грамматическую основу и словосочетания; формировать умение составлять связное устное высказывание по результатам проделанной на занятии работы.
-
коррекционные: развивать словесно-логическое мышление, абстрактное мышление, способность оперировать символами; развивать зрительную и слуховую память, внимание; уточнять пространственные представления учащихся; формировать умение принимать учебную задачу, действовать по правилу; развивать силу и тембр голоса, плавность, точность, выразительность движений, умение координировать движение рук и голоса.
-
воспитательные: воспитывать навыки самоконтроля; чувство коллектива, умение слушать других и адекватно принимать критику со стороны одноклассников; воспитывать дисциплинированность, выдержку; формировать умение владеть выразительными и точными движениями, жестами; формировать внимательное, доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование: схемы предлогов; предметные рисунки; кубинки «Лего»; индивидуальные светофоры.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент.
Вокальные упражнения. Учащиеся произносят слова « трава-травинка-тропа-тропинка», сопровождая изменения высоты голоса соответствующими движениями рук( трава- голос низкий, движение рук большое, травинка- голос более высокий, движение рук маленькое)
II. Повторение пройденного материала, актуализация опорных знаний, постановка проблемы.
-Внимательно слушайте и выполняйте то, что я скажу.
-Спрячьте ластик в ладошку; достаньте ластик из ладошки; держите руки над столом, спрячьте руки под стол.
-Какие слова помогли правильно выполнить мои задания? (слова «в-из-над-под»)
-Как называются эти слова? (предлоги)
-Какие новые предлоги вы услышали? (над-под)
-Какая тема сегодняшнего урока? (предлоги над-под)
III. Новый материал.
1.
-Если один предмет находится выше другого- показ учителем на конструкторе «Лего»- мы используем предлог над. Ученики поднимают руки над головой и произносят тонким протяжным голосом «наааад».
-Если один предмет находится ниже другого - показ учителем на конструкторе «Лего»,- то мы используем предлог под. Ученики опускают руки вниз, раскрывают ладони, имитируя нахождение тяжести в них, произносят низким голосом «пооод».
- Посмотрите на доску, это недорисованные схемы предлогов. Поднимите руки над головой и замрите. Где ваши руки? (над головой)
-Двигаются ли сейчас руки? (нет)
-Значит на схеме нужна ли будет стрелочка, показывающая движение, как у предлога «из» ? (нет)
Вызывается к доске 2 ученика, они дорисовывают схемы предлогов.
над под
2. Учитель раздает учащимся схемы предлогов «над-под»
-Покажите предлог над, покажите предлог под.
IV. Первичное закрепление материала.
1. Устное добавление предлогов в предложение.
- Учитель читает предложение, пропуская предлог. Ученики определяют, какой предлог пропущен и поднимают соответствующую схему. Затем один ученик повторяет все предложение. Когда произносится предлог, все ученики хлопают и хором называют пропущенный предлог.
Можно чередовать такой способ проверки с другим. Один ученик выходит к доске и моделирует предложение с помощью конструктора «Лего», остальные учащиеся оценивают правильность модели с помощью светофоров(верно-зеленый цвет светофора, неверно-красный). Затем вызванный ученик повторяет вместе со всей группой предложение, при этом все должны следить за указкой и называть слова предложения только по ней, когда называется предлог, все ученики хлопают.
Работа с конструктором «Лего»:
Цветы растут под окном.
(хлопок)
Задания:
Цветы растут…. окном.
Лампа висит….. столом.
Стол стоит….. лампой.
Дети загорают …солнцем.
Солнце светит …детьми.
Витя стоит…. зонтиком.
При необходимости учитель может сопровождать предложение рисунком на доске, чтобы уточнить взаиморасположение предметов.
V. Проверка усвоения материала.
1. Составление предложений по предметным картинкам.
Ученикам предъявляется по две предметные картинки, необходимо придумать предложение с названиями этих рисунков, используя предлоги над-под.
-Посмотрите на рисунки, придумайте предложение с предлогом над или под.
Пары картинок:
бабочка |
ромашка |
ёж |
елка |
трактор |
береза |
диван |
мяч |
земля |
синица |
Примерные предложения: Бабочка летит над ромашкой. Мяч закатился под диван. Еж спит под ёлкой. Трактор остановился под березой. Синица летит над землей.
2. Составление схемы предложений.
-Начертим схему предложения «Синица летит над землей»
Учитель работает на доске, дети в тетрадях.
-Назовите первое слово (синица)
-Что это за слово? (предмет)
-Как обозначаем предмет на схеме? (одной чертой)
-Чертим одну прямую линию карандашом в тетради в 3 клеточки.
-Назовите второе слово (летит)
-Как называется это слово? (действие)
- Как обозначаем на схеме действия? (двумя чертами)
-Отступаем две клеточки и чертим еще одну линию в три клеточки, над ней вторую линию.
-Назовите третье слово (над)
-Что это за слово? (предлог)
-Предлог записываем и обводим в квадрат. Работаем только карандашом.
-Отступаем в сторону от нижней линии 2 клетки и печатаем предлог над, обводим его аккуратно в квадрат.
Далее проводится работа аналогично.
-О ком говорится в предложении, кто летит? (о синице, синица)
- Главный предмет в предложении? (синица)
-Рисуем коронку над схемой слова синица.
Схема предложения:
над
.
Синица летит над землей .
3. Самостоятельная работа.
-Начертите самостоятельно схему предложения «Над ромашкой летит бабочка».
Проверка выполненного задания.
VI. Итог занятия, оценка работы учащихся.
-Какие новые предлоги изучили на уроке?
-Покажите предлог под, над
-Что было на занятии самым интересным? Самым сложным?
Оценивание работы учеников.
Список литературы:
-
Зикеев А.Г. Практическая грамматика на уроках русского языка. Служебные части речи: предлог, союз, частица. Междометие. Часть 4 - М.: Владос. 2003
-
Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР.- Воронеж, 2006
-
Новикова Е.В. Секреты предлогов и падежей.- М.: Гном и Д, 2001
ПРИЛОЖЕНИЕ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного запроса котировок»
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО
Доработайте Ваш материал согласно Требований Портала Учмет. Подробнее я отправила Вам личным сообщением.
С уважением, Львова С.А.