«Проблемы качества географического образования в контексте преемственности начальной и основной школы» Планируемые результаты обучения в основной школе для повышения уровня обученности выпускников четвертых классов через призму ВПР.
Образовательный процесс в современной школе складывается из трех основных линий:
- это получение знаний
- умения применять знания для решения аналитических и логических задач
- делать выводы и уметь знания применять на практике
ФИО: Понкратова Элеонора Викторовна
Место работы: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №50»
Должность: учитель географии
Тема обобщения опыта работы: Планируемые результаты обучения в основной школе для повышения уровня обученности выпускников четвертых классов через призму ВПР
В рамках работы по новым образовательным стандартам с требованием современного общества.
Образовательный процесс в современной школе складывается из трех основных линий:
- это получение знаний
- умения применять знания для решения аналитических и логических задач
- делать выводы и уметь знания применять на практике
Все это позволяет развивать УУД, такие как коммуникативные, познавательные, регулятивные и личностные.
Но помимо образовательного направления на современном уроке и и его практической направленности, важно помнить , что контроль знаний; то есть их проверка имеет важное значение как для ребенка, так и для учителя, и для образовательного учреждения, так и для страны в целом.
Поэтому на современном этапе модернизации контроля за знаниями обучающихся Министерством образования и науки РФ 02.11.2015 года был создан приказ №1381 «О проведении мониторинга качества образования» в форме ВПР или НИКО (диагностической работы) изначально для выпускников начальной школы (2015, 2016, 2017). А позднее и для учащихся пятых классов и одиннадцатых (2017).
В нашем образовательном учреждении проведены мониторинги первого типа ВПР с 2015 года по русскому языку и математике, а в 2016 году и по Окружающему миру.
Особо хотелось отметить, что данный вид контроля знаний обучающихся позволяет осуществлять диагностику достижений предметных и метопредметных результатов в том числе уровня форсированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения меж предметными понятиями.
Анализируя задания ВПР по окружающему миру 2016 -2017 гг., их результаты, а также познакомившись с программами и учебными пособиями учащихся начальной школы, которые занимаются по программам:
-
Перспективная начальная школа А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая «Окружающий мир» 4 класс, 2 части. + тетрадь с печатной основой.
-
Школа России А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова «Окружающий мир» 4 класс, 2 части. + тетрадь с печатной основой.
Можно отметить, что в учебных пособиях «Окружающий мир» собрана информация по истории, биологии, обществознанию и географии – это те предметы, которые предстоит детям изучать в основной школе в пятом классе.
Таким образом при переходе в пятый класс у выпускников начальной школы сильно усложняется задача, вместо одного предмета «Окружающий мир» появляется четыре…
Мне хочется остановиться на заданиях ВПР, имеющих географо-биологическую направленность.
Из 10 заданий ВПР в 4 –ом классе – четыре задания из области географических знаний. Это задания №2, №3, №6, №10.
Остановимся на них подробнее.
Задания под №2
Задания основаны на анализе статистических данных. Детям дается таблица, которую надо рассмотреть; для этого им нужно знать условные знаки: облачность, температура, направление ветра, влажность воздуха. И после осознания и преломления знаний через рассмотрение табличных данных им предлагается выбрать верные утверждения (эти задания самые легкие, так как даются варианты предполагаемых ответов)
Из итогов работ видно, что большинство учеников с данным типом задания справились РФ – 72%, Курская обл. – 77%, МБОУ «СОШ №50» - 76%
Задания под №3
Задание состоит из трех частей:
А) 1 часть – это работа с картой. Здесь учащиеся сталкиваются с затруднениями; карта небольшая по размерам, условных знаков нет, она в черно-белом варианте, поэтому результат чуть ниже, чем во второй части задания. РФ – 67%, Курская обл. – 76%, МБОУ «СОШ №50» - 74%
Б) 2 часть – часть обучающихся с заданием справляются отлично – это задания на знание животных обитающих или в пределах одного материка или в пределах одной природной зоны. ( Это зрительная память – ребенок видел картинку, видео, фотографию, слайд с мобильного устройства). РФ – 92%, Курская обл. – 76%, МБОУ «СОШ №50» - 74%
В) 3 часть задания на практическое знание и умение этих знаний применять на практике. Школьнику предлагается найти соответствие (задание чуть-чуть усложнилось) – надо распределить животных или растения по материкам или по месту обитания в природной зоне. Результат снижается, но не значительно: РФ – 66%, Курская обл. – 75%, МБОУ «СОШ №50» - 82%
Задание под №6
В данной группе заданий надо внимательно прочитать текст, выделить главные мысли и выполнить три части задания, которые усложняются поэтапно
А) Это задание на сравнение условий (им нужно выбрать одинаковые они или различные. Это задание не сложное и учащиеся, которые умеют выделять главные мысли в тексте с ним легко справляются: РФ – 76%, Курская обл. – 82%, МБОУ «СОШ №50» - 90%
Б) Вторая часть задания на аналитическое мышление, школьникам предлагается сделать вывод о результатах опыта и показатели результативности стремительно падают, так как готового ответа нет в теме, надо задуматься, все вспомнить, восстановить последовательность, сделать вывод (но современному школьнику мешает клип – мышление, зрение работает как фотоаппарат – увидел, запомнил, впечатлился и быстро забыл, так как при необходимости нужно нажать на пару кнопок и ответ готов на экране мобильного устройства). Все общество констатирует, что у современного ученика память слабеет. Результат : РФ - 49%, Курская обл. - 50%, МБОУ «СОШ №50» - 60%
В) А вот третье задание для выпускников четвертых классов оказалось весьма затруднительным. Поставлена задача-вопрос? И нужно описать опыт, то есть описать его поэтапно, что нужно делать, и какой результат получится. Дети сейчас мало находятся в природе, на уроках опытной работы не ведётся, нет оборудования (но ведь можно давать опытные задания через домашнее задание, проектную или внеурочную деятельность). Или делать опыты и эксперименты в классе, ведь описанные в заданиях ВПР опыты очень простые, не требующие особой подготовки и материальных затрат. А ведь опыт или эксперимент сильно развивает внимание, наблюдательность, логику, удивление, анализ и синтез информации, работу с элементарными приборами (термометром, линейкой, флюгером, измерителем объема воды в мл, часы, таймер, шагомер, дальномер и т. д). Сейчас почти у всех школьников есть мобильный телефон с камерой, благодаря которой можно фиксировать все на фотографиях, снимать видеоотчеты, имеется таймер, шагомер и т. д. и этим надо активно пользоваться.
Образное мышление (представление всего опыта в образе) развито слабо, поэтому школьнику трудно справиться с данным видом задания. И как следствие результат один из самых низкий - РФ – 34%, Курская область – 30%, МБОУ «СОШ №50» - 37%
Задание под №10
Это задание на знания и опыт, приобретенные в рамках своего региона.
А-Б) Почти все экзаменуемые знают место , где они проживают: область, республику, автономный округ или область, город федерального назначения или областного значения. Поэтому с первой и со второй частями задания ВПР учащиеся справились: РФ – 81%, Курская область – 85%, МБОУ «СОШ №50» - 83%
В) А вот третья часть задания ВПР вызвала затруднение. Даже если дети знают растения, животных, озёра, реки, горы своей местности, то как все это используется в современном обществе, то есть элементы экономической географии они уже не знают и не понимают в силу своих возрастных особенностей, если им только не рассказывали об этом на уроках, дома или с экрана теливизора. Экзаменуемый не может описать объект, растение, рассказать об их значении в природе и обществе. Результат: РФ – 47%, Курская область - 50%, МБОУ «СОШ №50» - 48%
Это говорит о том, что региональному компоненту в рамках изучения окружающего мира в начальной школе уделяется очень мало внимания. Его можно изучать как отдельный подраздел в рамках программы «Окружающий мир», или как этап урока в рамках отдельно изучаемой темы, например, «Зона степи и лесостепи» Курской области. А также как темы заданий НО «ДИАЛОГ», как программы внеурочной деятельности по предмету.
Если
сравнивать универсальные учебные
действия, которым школьники научились
в начальной школе их вполне должно
хватать для овладения теми четырьмя
предметами, которые им придется осваивать
в пятом классе. В их тетрадях с печатной
основой есть задания:
- с нахождением соответствия,
- работа с
контурной картой,
- работа с таблицей,
- работа с
рисунком, хотя этих заданий там совсем
незначительное количество. К сожалению
нет заданий аналитического характера,
мало заданий в тестовой форме на проверку
знаний (с выбором одного правильного
ответа), нет заданий на выстраивание
правильной последовательности, например,
смена природных зон с севера на юг. Очень
мало работ с картой и текстом.
Основные проблемы, с которыми сталкивается учитель на уроках в пятом классе это:
- трудности работы с научным текстом в учебнике (текст в учебниках пятых классов намного мельче, чем в начальной школе, где слова и буквы напечатаны крупно, текст хорошо читается);
- сложно выявляются причинно-следственные связи (дети слишком далеки от природы?..);
- зрительная память развита плохо, с трудом запоминают условные знаки, термины, определения, формулы, контрольные цифры (так как в начальной школе этого практически нет);
- слабо развита образная память, логика, активная мыслительная деятельность (дети с трудом воспринимают информацию в пятом классе по темам «Азимут», «Географические координаты», «Температура, и её изменение», «Ветер» и т. д.).
В связи с перечисленными проблемами успеваемость в пятом классе резко падает, это извечный вопрос психолого-педагогических консилиумов в пятых классах по адаптации пятиклассников .
Причин много…
Приведем несколько заданий из УМК линии «СФЕРЫ» по географии для пятых классов. УМК включает в себя:
-
Учебник 5-6 класс А. А.Лобжанидзе
-
Электронное пособие
-
Тетрадь-тренажер
-
Контурная карта
-
Атлас
-
Тетрадь –экзаменатор
Типы заданий по контролю имеют разную форму и вид и последовательность от простого к более сложному. Это:
-
Тестовые задания с выбором одного правильного ответа
-
Тестовые задания с выбором нескольких правильных ответов
-
Задания на установление последовательности
-
Задания на нахождение соответствия
-
Задания на визуализацию ( узнай картинку или рисунок, ответь на группу вопросов)
-
Работа с текстом (прочитай текст и ответь на вопросы). Тексты взяты в большей степени из научных экспериментов или из художественных произведений)
-
Заполнить таблицу
-
Решить географическую задачу
-
Построить график, схему, диаграмму
-
Работа с картой
Много вариативность заданий, большой объем новой (научной, статистической, справочной, наглядной) информации затрудняет иногда выполнение заданий и как следствие и овладение универсальными учебными действиями, так как дети привыкли действовать по шаблону, иногда ответ на поставленный вопрос лежит почти на поверхности, но дети его не видят, так как слабо развита логика, образно-аналитическое мышление без которого в естественно-научных дисциплинах трудно усваивать новый материал и решать поставленные задачи.
Поэтому необходимо вести согласованную работу учителей начальной школы и учителей предметников для получения высоких предметных, метопредметных и личностных результатов.
А для устранения ошибок и улучшения показателей ВПР или НИКО –диагностирования необходимо:
-
Пересмотреть рабочие программы. Ввести раздел для изучения регионального компонента или расширить тематику урока по изучению родного края, вводя ещё один этап урока.
-
Привлекать к внеурочной деятельности в начальной школе педагогов предметников со специально разработанными программами.
-
Разрабатывать задания для контроля знаний школьников с опорой на ВПР и предметные задания по географии, истории, биологии, обществознанию самостоятельно, а не опираться на готовы издания, так как кто лучше всего знает ваших детей и те ошибки , которые они допускают.
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
Доработайте Ваш материал согласно Требований Портала Учмет. Подробнее я отправила Вам личным сообщением.
С уважением, Львова С.А.