Интерактивная доска как средство развития ребенка с ОВЗ
«Интерактивная доска как средство развития ребенка с ОВЗ»
Презентация опыта работы: «Интерактивные технологии как средство взаимодействия с семьями воспитанников»
МБУ детский сад №53 «Чайка» г. Тольятти
Подготовила учитель – логопед Шлюшкина Людмила Сергеевна
Происходящие в современном государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к качеству отношений образовательных учреждений и семьи. Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. В Законе «Об образовании РФ» сказано, что именно родители являются первыми педагогами своих детей. Вместе с тем проблема семьи и семейного воспитания в последние годы стоит как никогда остро. Сегодня родители и педагоги осознают необходимость тесного взаимодействия, которое может выразиться в педагогическом сопровождении семьи в вопросах воспитания детей. Такое взаимодействие необходимо как семье, так и образовательному учреждению, которое не может в полной мере решать вопросы воспитания и образования, не имея контакта и взаимопонимания с семьями своих воспитанников.
Эти отношения определяются такими понятиями, как «сотрудничество» и «взаимодействие». Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие – это способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения.
Современное общество – информационное общество, развивающееся на основе использования новых информационных технологий. Информационно-технические средства являются составляющей частью практически всех сфер жизни общества. Поэтому наряду с традиционными формами организации эффективного взаимодействия семьи и ДОУ актуальны инновационные интерактивные формы на основе использования ИКТ - технологий. К ним можно отнести такие технологии как:
-
интерактивная доска
-
просвещение родителей через Интернет;
-
создан сайт детского сада, группы;
-
проведены дистанционные консультации для родителей посредством скайпа;
-
общение с родителями в социальных сетях (логопеды, воспитатели, дефектологи групп);
-
создание информационно-методического журнала on-line (в перспективе)
Модель взаимодействия родителей и педагогов в образовательном процессе дошкольного учреждения имеет следующие направления:
1.Включение родителей (законных представителей) в целостный образовательный процесс на основе духовно - нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества (п.1.6 ФГОС);
2.Обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей (п.1.6 (5);
3.Оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
4.Обеспечение поддержки родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. (п.3.2.1 ФГОС)
5.Обеспечить консультативной поддержкой педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования (в случае его организации);
6.Создание условий для совместного выбора тех образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени будут соответствовать потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива (п.3.2.8 ФГОС)
В нашем дошкольном образовательном учреждении накоплен достаточно большой опыт по организации взаимодействия детского сада и семьи. Однако в настоящее время происходит активный поиск новых технологий и форм взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников, обусловленный особенностями современного общества.
Творческой группой нашего детского сада были разработаны игры для родителей с использованием интерактивной доски по двум направлениям:
- «Счастливый родитель» (на повышение педагогической компетентности родителей);
- «Родителям о правах» (на повышение правовой грамотности родителей).
Преимущества использования интерактивной доски:
-
Прекрасно удерживают внимание.
-
Позволяют объединить визуальную и аудиальную информацию. Конфуций: «Я слышу – и забываю. Я вижу – и вспоминаю. Я делаю – и постигаю».
-
Сводят к минимуму непонимание.
Не смотря на все преимущества использования интерактивной доски, она не может заменить живое сотрудничество, а должна быть лишь вспомогательным средством взаимодействия родителей и педагогов.
Использование информационно-коммуникационных технологий во взаимодействии специалистов ДОУ и родителей позволяют получить следующие результаты:
1. Повышение эффективности процесса развития и воспитания детей;
2. Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей;
3. Активизация личностного и культурного сознания родителей;
4. Создание системы поддержки семейного воспитания;
5. Участие родителей в воспитательно-образовательном процессе детского сада;
6. Реализация личностно - профессионального роста специалистов.
Сейчас выигрывает тот педагог, который делает образовательный процесс наглядным, занимательным, ярким, интересным, эмоциональным, запоминающимся. То есть материал в работе с детьми и родителями должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающие интерес и способствующие созданию положительной эмоциональной обстановки учения, а также развитию мыслительных способностей. Ведь именно приём удивления ведет за собой процесс понимания.
- Вебинар «Развитие поисково-исследовательской активности ребёнка в семейном воспитании как одна из главных образовательных задач ФГОС ДО»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Автодидактические игры как средство развития детской самостоятельности и активности в соответствии с ФГОС ДО»
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»